Конспект по географии 9 класс дронов водный транспорт

Обновлено: 03.07.2024

Основные понятия

Тоннаж – массовая (весовая) или объёмная эксплуатационная характеристика судна (группы судов), всего торгового флота одной или нескольких стран. Определяется в метрических тоннах, когда говорится о грузоподъёмности судна.

Каботажные перевозки – это перевозки грузов между портами одного и того же государства. Исторически каботаж – плавание без выхода в открытое море, от мыса к мысу.

Танкер – морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя об особенностях морского и внутреннего водного транспорта России. В ходе объяснения необходимо анализировать диаграммы и отвечать на вопросы.

- География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

1. Установить роль водного транспорта в развитии экономики России как фактора экономического успеха страны.
2. Продолжить формирование умения анализа карт, диаграмм, картосхем, работать со справочной литературой, текстом учебника.
3. Определить место Санкт-Петербурга в развитии водного транспорта России.

Оборудование урока:

Учитель: на уроке продолжаем изучение транспортного комплекса России, рассматриваем водный транспорт. Предложите план работы ( учащиеся предлагают вопросы для изучения темы)

Учитель: на уроке рассмотрим следующие вопросы:

  1. Уникальность географического положения России.
  2. Факторы успеха в развитии экономики страны.
  3. Санкт-Петербург – морская столица России. Морская символика города.
  4. Преимущества и недостатки водного транспорта.
  5. Причины, определяющие эффективность работы водного транспорта.
  6. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.

Вопрос 1. Уникальность географического положения России.

Россию омывают 12 морей, 3 океана – больше, чем любую другую страну мира.

Протяженность морских границ России – 44,3 тыс. км, это почти в 3 раза больше, чем длина сухопутных границ.


Вывод учащихся: Россия имеет уникальное географическое положение, ей географической судьбой предопределено иметь развитый водный транспорт для связи удаленных районов страны, для развития отношений с миром.

2 вопрос. Факторы успеха в развитии экономики.

Учитель: назовите самые развитые территории Царской России в XIX – начале XX века?

Учитель: определите главный фактор, обеспечивший уровень развития территорий

В XX веке экономически развитые страны в значительной мере исчерпали свои природные ресурсы, важнейшим фактором развития становится транспортный фактор.

Россия начала XXI века – страна, вступающая в мирохозяйственные связи. В 2000 г. был разработан проект Север – Юг, подписано межправительственное соглашение между Россией, Ираном, Индией по созданию транспортного коридора, который соединит Индию, Иран, страны Персидского залива, страны СНГ ( Казахстан, Туркмению). Россия становится транспортным мостом Север-Юг.

Вывод: успешное развитие России, как и прежде, зависит от транспортно - экономических связей.

3 вопрос. Санкт – Петербург – морская столица России. Морская символика города .

(опережающее задание к уроку выполняли три человека)

«В осеннем тумане,
В январском снегу
Стоит Петербург
На морском берегу.

Именно Петербург три века являлся морским центром России, ее морской столицей:

1. Наш город – главные ворота России в Северо-Западном регионе, самый крупный порт, окно в Европу.

2. В первую половину XIX века русские моряки из Кронштадта совершили 36 кругосветных и полукругосветных плаваний.

3. Именно в нашем городе находится Российское Географическое общество, где проектировались все экспедиции.

4. При Петре 1 в Санкт – Петербурге положено начало систематическому изучению географии и картографии России, работает картографическая фабрика.

5. Образованы учреждения, готовившие кадры для флота( Морской корпус). Офицеры Морского корпуса дали на географической карте 300 новых названий.

6. В настоящее время целый ряд высших учебных заведений причастны к изучению Мирового океана: Государственный университет инженеров водного транспорта, кораблестроительный, горный и др.;НИИ Институт Арктики и Антарктики и др.
Наш город – мозговой центр изучения арктических и антарктических районов планеты.

Морская символкиа города

(на экране демонстрируются иллюстрации):

2. Кораблик Адмиралтейства.

3. Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова.

4. Никольский морской собор.

Морская тематика прослеживается и в топонимике: Большая и Малая Морская, Смольный собор и т.д.

Вывод учащихся: Петербург по праву называется морской столицей России.

Работа с текстом учебника, стр.192 ( 3 мин.)( работа в парах)

4 вопрос. Преимущества и недостатки водного транспорта – 1 ряд

5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта – 2 ряд

6 вопрос. Проблемы развития морского транспорта России – 3 ряд.

Отчет учащихся по самостоятельной работе.

4 вопрос. ( таблица демонстрируется на экране) Отчет 1 ряда.

Преимущества и недостатки водного транспорта.

1. Низкая себестоимость перевозок

1. Зависимость от природных условий ( в зимний период навигация прекращается)

2. Большая грузоподъемность, малое

2. Загрязнение окружающей среды (водных масс)

Выступление учащегося по опережающему зада нию: влияние водного транспорта на окружающую среду.

При движении кораблей происходит загрязнение вод отходами топлива и хозяйственно – бытовыми стоками. Но особенно большую опасность представляют аварии на нефтеналивных судах. При аварии танкера нефть широко разливается по поверхности моря в виде пленки. Площадь загрязнения зависит не только от количества, но и от качества нефти.

1 тонна легкой нефти за 10 мин. образует пятно диаметром 50 метров и толщиной пленки в 1 мм. За несколько часов такое пятно может охватить тысячи кв. км, прекращается доступ кислорода, гибнет все живое.

Способы борьбы с нефтяными загрязнениями: распыление химических веществ, при этом нефтепродукты образуют комки, их собирают сетями с мелкой ячеей спец. суда. Нефть – загрязнитель №1 вод Мирового океана.

5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта (отчет 2 ряда)

Работа с терминами, контурными картами, картосхемой, диаграммами учебни ка стр.194.

Два ученика дома работали со справочной литературой (словарями), дали определения

новым терминам (карточка – термин прикрепляется к магнитной доске)

Работа с терминами . (Учащиеся на к. к. обозначают начальными буквами типы судов в главных портах России)

1. Портовый терминал.

Особенно актуально создание паромной переправы Санкт-Петербург – Калининград. Паромная переправа уже действует. Паром идет по нейтральным водам Балтики, минуя таможенные барьеры.

Планируется создание паромной переправы Санк-Петербург – Гамбург( ФРГ).

Давно существует паромная переправа, связывающая Сахалин с материком ( Ванино – Холмск)

Более всего контейнеровозы востребованы в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока

Лихтеровозы крайне необходимы на Северном морском пути, т. к. навигация( без ледоколов) в этом районе длится чуть больше месяца.

Рефрижераторы используются для перевозки рыбы, главные порты – Владивосток и Мурманск.

Востребованы в Лесном порту – Архангельске, многопрофильном порте – Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, перспективно побережье Карского моря, сейчас в этом районе нет современных портов.

Газовозов в России нет ( не было потребности в производстве этих типов судов: транспортировка газа шла только по газопроводам).Россия расширяет связи с АТР, регионом, зависимым по энергоресурсам. Уже построен завод по сжижению газа на Сахалине, нужны будут и газовозы.

Анализ диаграммы на стр.194.

Совпадает ли распределение типов судов на к.к. и диаграмме?

6 вопрос. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.

(отчет 3 ряда)

Учитель.1.1. Несовершенство российских законов: только 40% отечественного флота ходит под российским триколором, большая часть – на реках (во внутренние районы страны в целях безопасности иностранные суда не допускаются).

2. Заход в порт отечественному судну стоит на 20% дороже, чем иностранному ( такова налоговая система)

3. При российской регистрации условного судна наши суда платят 957 тыс.долларов, в Великобритании – всего 80, 5 долларов.

4. Если же российская компания регистрирует судно в международном реестре, то вместо 211тыс.дол. убытков, компания получит 657 тыс. дол. прибыли – будут средства для обновления флота.

2. Старение флота (отчет учащихся по работе с текстом)

За последние 15 лет ВМФ страны сократился в 4 раза!

В 1991 г. торговый флот имел прибыль – 6 млрд. дол. В 2000г - менее 1 млрд. дол.

Только в конце 2006 года правительство заявило, что финансирование ВМФ станет достаточным, т. к. от этого вопроса зависит государственная безопасность страны.

3. Российские суда перевозят только 6% отечественного тоннажа (этот показатель не меняется уже 5 лет!)

Россия для перевозки грузов осуществляет фрахт судов – наем иностранных судов. Ежегодно при этом страна теряет 3 млрд. дол.

4. Стандартизация документации судов.

Все российские суда должны иметь техническую документацию, соответствующую международным требованиям, иначе пароходство, к которому приписано судно, платит большой штраф. За последние годы число штрафов сократилось, это положительный момент.

5. Потеря Россией портов в результате распада СССР (учащиеся ведут запись на листе, прикрепленном к к.к.)

Наибольшие потери имеет Россия на Балтике, от петровского окна осталась только форточка:

Таллинн – Эстония ( Новоталлинский порт был построен в конце 70 – х годов и был самым современным портом СССР)

Рига – Латвия

Вентспилс( нефтеналивной) – Латвия

Портовое хозяйство Латвии – крупнейшее среди государств Балтии. Используются суда: танкеры, газовозы, рефрижераторы.

Клайпеда – Литва

За провоз грузов по территории стран Балтии Россия ежегодно платит до 1,5 млрд. дол.

Пути решения проблемы : строительство новых портов, модернизация существующих.

Учащиеся составляют обобщенную картосхему на листе, прикрепленном к к.к.

1-е очереди новых портов уже введены в действие, строительство продолжается.

Учитель: В чем вы видите роль Балтийского бассейна для России? (1. Традиционные торговые партнеры России. 2. Повышение конкурентноспособности российских производств. 3. Усиление политического, экономического престижа страны)

Модернизазия порта Санкт – Петербург. Грузооборот порта, благодаря техническому переоснащению достиг 40 млн.т. К 2015 г. запланирован дальнейший рост порт – до 62 млн. т в год. Вместе с морскими портами Лен. области и выходом на максимальную мощность в регионе ежегодно будет перерабатываться 160 – 180 млн. т, а это половина грузооборота крупнейшего порта Европы - Роттердам ( Нидерланды).

На Черном море Россия потеряла порты Одесса, Ильичевск, ВМ базу в Севастополе ( Россия арендует у Украины территорию для ВМ базы. Украина планирует вхождение в блок НАТО, этот вопрос для России будет проблематичен).

На Черном море у России остался только порт Новороссийск

Характеристика морских бассейнов России, внутренних водных путей.

Анализируя карту атласа (физ. карта Европ. части России) назовите, благодаря каким каналам Москва, внутриконтинентальный город, становится портом пяти морей.

Канал им. Москвы, Волго-Балт., Беломоро-Балтийский канал создают единую глубоководную речную систему Европейской части России

Из Атлантического океана через Санкт-Петербург поплывем в Северный Ледовитый океан.

Работа с атласом, карта физ. европ. части России, анализ картосхемы Беломоро-Балтийского канала (на каждом столе).

Учитель: какие природные водные пути используем?( Финский залив

река Нева --> Ладожское оз. --> река Свирь --> Онежское оз.

Беломоро – Балтийский канал был построен в 1933 году (В 2003г. – было 70летие), построен в рекордно короткие сроки, строился заключенными Гулага, редко говорят о значении канала для проводки военных судов в годы Великой Отечественной войны с целью укрепления Кольского полуострова. Если бы не действовавший канал, суда не удалось бы провести, трудно представить, как бы развивались события, какой бы была судьба нашего города.

Каково значение бассейна Северного Ледовитого океана для страны?

  1. Научное значение, организация северных полярных станций.
  2. Стратегическое значение: Норвегия, США, Канада – страны блока НАТО.
  3. Экономический интерес: Арктика – перспективный район по добыче углеводородного топлива.

Учитель: Россия имеет самый протяженный в мире морской фасад и широкий выход к морям Сев. Лед. океана, издавна важна проблема освоения Северного морского пути. За организацию работ по исследованию СМП ратовали Д.И.Менделеев, адмирал Макаров. Велика роль Ленина в принятии решений по освоению СМП.

Расстояние от Мурманска да Владивостока – 12 тыс. км по СМП, тогда как через Суэцкий канал – 23, 7 тыс.км. К этому пути большой интерес имеют и западные державы, неслучайно он становится частью международного транспортного коридора.

СМП – важнейший путь для внутренних связей: обеспечивает единство европейской части с бассейнами Оби, Енисея, Лены, Индигирки.

Бассейн Тихого океана.

Какова роль Тихоокеанского бассейна для России?

  1. Связь по СМП европейских и азиатских районов.
  2. Внешнеторговые связи России со странами Азии, потенциальный рынок сбыта российской продукции.
  3. Важнейшее стратегическое положение.
  4. Экономическая роль: ведущий район рыболовства, добыча природных ресурсов.

По таб. 56 установить рейтинг портов Тихого океана по грузообороту.

Вывод урока: Россия станет великой страной только тогда, когда вновь станет великой морской державой.

Домашнее задание:

Литература к уроку:

- воспитывать интерес к географии родной страны, края их экономике и экологии.

- воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, развивать экономическую культуру.

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, с дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы.

ВложениеРазмер
shemet_i.yu_.transport_urok_geografii_9_klass.docx 31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шемет Инна Юрьевна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель урока: Обобщить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России; изучить особенности различных транспорта России .

Учебник: В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011

- Закрепить у учащихся знания о разных видах транспорта и его роли в народном хозяйстве страны;

- Анализировать особенности различных видов транспорта,

  • развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и дополнительными текстами;
  • умение самостоятельно предложить вариант железнодорожной трассы для развития своего региона;
  • способствовать развитию аналитического и логического мышления;

- воспитывать интерес к географии родной страны, края их экономике и экологии.

- воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, развивать экономическую культуру.

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, с дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы.

Деятельностный компонент: наносить на контурную карту основные транспортные магистрали (Транссибирская магистраль, БАМ), Севморпуть, Волго-Камский бассейн, транспортные узлы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения : наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по всем требованиям ФГОС. Обучающиеся работают с текстом учебника, приложением, атласом.

Водный и другие виды транспорта.

Цели урока: изучить виды, достоинства и недостатки водного транспорта; рассмотреть достоинства и недостатки авиационного и трубопроводного транспортов; значение ЛЭП; их размещение на территории страны.

Планируемый результат:

Предметный: познакомиться с видами морского транспорта; найти плюсы и минусы морского, речного, авиационного, трубопроводного транспортов, ЛЭПа; узнать, каково их значение в хозяйстве и жизни населения; как они размещены по территории нашей страны; рассмотреть проблемы и перспективы развития всех видов транспорта.

Метапредметные: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать тематические карты; логически мыслить; вести дискуссии;

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Личностные: вызвать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к своей стране, малой родине.

Методы обучения: частично - поисковый, беседа, рассказ, учебные дискуссии .

Тип урока: комбинированный, повторение изученного, урок усвоения новых знаний.

УМК: Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / В. Б. Таможняя, Толкунова С.Г. , под общ. ред. В. П. Дронова – М.: Вентана-Граф,2016.

Атлас, контурные карты.

Понятийно- категориальный аппарат урока: морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный транспорт.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1. В чем заключаются особенности железнодорожного и автомобильного транспорта?

2. Назовите преимущества железнодорожного и автомобильного транспорта.

4. Назовите их недостатки?

5. В чем заключаются проблемы и перспективы сухопутного транспорта?

3. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Учитель: Ребята, вспомните, с какими странами Россия имеет морские границы? Какова общая протяженность морских границ современной России? К бассейну какого океана принадлежит большинство рек России? Какие преимущества имеет воздушный транспорт? Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?

Учитель: Ребята, а почему мы говорим про морские границы, про реки России?

Учащиеся: Тема нашего урока "Водный и другие виды транспорта".

4. Постановка учащимися цели урока.

5. Проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что какие- то виды транспорта более предпочтительны для России в современных условиях?

5. Изучение новой темы:

Учитель: Водный транспорт делится на морской и речной транспорты (схема).

Водный транспорт

Дискуссия: Особенности морского транспорта, его значение, преимущества и недостатки по сравнению с сухопутными и другими видами транспорта.

Задание индивидуально: Используя учебник, назовите специализацию морского транспорта (учебник с.111)

Задание в парах: В чем заключаются преимущества и недостатки морского транспорта?

Учитель: Боль­шая часть морей Рос­сии в се­вер­ной части за­мер­за­ет. Порты России относятся к Азово- Черноморскому, Каспийскому, Балтийскому, Северному и Тихоокеанскому морским бассейнам.

Задание в парах: Работа с картами атласа, текстом учебника (с.113, рис.63) и статистическими материалами учебника (Приложение 1, табл.19,20): показатели грузооборота и пассажирооборота морского транспорта. Распределение портов по морским бассейнам. Показать по настенной карте и обозначить на контурной карте главные морские порты.

Задание в парах: Заполните таблицу:

Вывод о специализации порта

Дискуссия: В чем заключаются особенности речного транспорта, его значение, преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта.

Задание в парах: Работа с картами атласа, текстом учебника (с.113, рис.63) и статистическими материалами учебника (Приложение 1, табл.19,20): показатели грузооборота и пассажирооборота речного транспорта. Показать по настенной карте главных речных портов России.

Учитель: К другим видам транспорта относится авиационный, трубопроводный и ЛЭП.

Авиационный один из самых дорогих видов транспорта. На самолетах и вертолетах можно доставить грузы в любую точку страны. Авиационным транспортом обычно отправляют грузы в труднодоступные места, а также скоропортящиеся и срочные грузы. Специализируется авиационный транспорт на перевозке пассажиров на дальние расстояния. В России действуют 800 аэропортов, их них 50 считаются международными.

Задание в группах: Прочитайте авиационный и трубопроводный транспорты в учебнике с. 116-118. Выявите особенности авиационного и трубопроводного транспортов, их значение. Сравните в чем их преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта. Беседа.

Учитель: По проводам высоковольтных линий электропередачи (ВЛЭП) движется электрический ток. В настоящее время протяженность электросетей России составляет более 1 млн. км. Электроэнергия поступает в жилые дома и на предприятия от множества электростанций, которые могут находиться в сотнях и даже тысячах километров от места ее потребления.

Закрепление изученного материала. Учащиеся делают вывод по изученной теме.

Подведение итогов. Выставление оценок за урок.

Рефлексия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

Домашнее задание §20, прочитать. Выучить номенклатурные единицы (важнейшие морские и речные порты, магистральные нефте- и газопроводы)

К водному транспорту относят морской и речной. Морской транспорт обычно обслуживает внешнюю торговлю. А плавание по внутренним портам страны называют каботажным. Его доля в перевозках обычно невелика. Морской транспорт обладает рядом особенностей: во-первых, он дешевый из-за высокой грузоподъёмности, во-вторых, обладает прямыми бесплатными морскими путями, но, к сожалению, зависит от погодных условий: ветер, шторм. Большая часть морей России в северной части замерзает. В морской транспорт входит: флот, порты и судоверфи. По числу торговых судов (около 5000 шт) Россия входит в пятерку стран-лидеров мира. Но более 60% судов имеют возраст более 15 лет и не могут заходить во многие иностранные порты. Доля молодых судов в возрасте до пяти лет всего 10%. В составе морского флота России есть рыболовные суда – траулеры, сейнеры (45%), специальные суда – ледоколы, буксиры (24%), сухогрузы – контейнеровозы, лесовозы (23%), наливные суда – танкеры (5%), пассажирские суда (3%). Крупные порты России: Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Нефтеналивные грузы идут через Новороссийск, Туапсе, Махачкалу, Астрахань


-75%

Читайте также: