Науки о природе 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа, игра, проектный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Естественные науки, астрономия, география, биология, экология, геология, химия, физика.

Знать/понимать науки о природе, предмет изучения каждой науки.

Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Расширяют кругозор о окружающем мире.

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия на уроке

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа в карточках, фронтальный опрос (Приложение №4)

Поясняет задание, проводит фронтальный опрос.

Выполняют письменную работу.

Отвечают на вопросы:

1. Какие объекты окружают нас?

2. Приведите примеры объектов неживой природы, каково их значение для людей?

3. Приведите примеры объектов живой природы и докажите, что они зависят от неживой природы.

4. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.

5. Приведите примеры положительного воздействия человека на природу.

6. Какие природные явления вы знаете?

7. Какие природные явления опасны для жизни?

Записывают тему урока

Изучение нового материала

Поясняет задание: на скорость разгадать кроссворд

Поясняет задание: необходимо в течении 3-х минут называть животных, начиная с последней буквы предыдущего слова ( корова- аист- тигр…). Команда может 1 раз помочь капитану.

Поясняет задание: необходимо нарисовать экологический плакат на выбранную тему и озвучить экологический лозунг.

Поясняет задание: в течении 3-х минут необходимо найти зашифрованные химические понятия ( Приложение №3).

На скорость дают правильный ответ на загадку. ( 1 балл за верный ответ)

Разгадывают кроссворд. ( команда, выполнившая задание первой зарабатывает 5 баллов, остальные команды получают баллы равное количеству разгаданных слов).

Называют животных.( первый проигравший капитан зарабатывает 1 балл, последующие на балл больше).

Составляют в течении 7 минут проект, представляют его. ( проект 1 место- 5 баллов, 2- место- 4 балла, остальные- 3 балла)


Разработка урока в 5 классе по теме "Науки о природе" с технологической картой указанием УУД. Соответствует ФГОС.

Содержимое разработки

Урок 2 – Науки о природе

Тип урока: урок-знакомство.

Цель урока: дать определение наукам изучающим природу.

Задачи урока:

Учащиеся должны знать естественные науки объекты их изучения, значение их в познавании природы.

Учащиеся должны уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать.

Учить работать с книгой и схемами

Планируемые результаты:

Предметные: Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Личностные: Учебно-познавательный интерес к географии и осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемому предмету, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к учебнику,

Основные понятия, изучаемые на уроке: естественные науки, биология экология, астрономия, физика, химия, география

Методы и формы учебной деятельности: Беседа, частично поисковый, урок-сотворчество, работа в группах по выполнению заданий в рабочей тетради.

Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по предмету "Природоведение" (естествознание) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Данный материал будет полезен учителям – предметникам. Урок направлен на формирование представлений о природоведении как об учебном предмете; развитие интереса к изучению естественных наук; воспитание бережливого отношения к природе.

Тема: Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе.

Цели: ознакомить учащихся с науками, которые изучают природу и источниками информации о природе; формировать представления о природоведении как об учебном предмете; развивать интерес к изучению естественных наук;воспитывать бережливое отношение к природе.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник “Природоведение” для 5 класса; раздаточный материал: смайлики для определения настроения, заготовки таблиц (для каждого учащегося) “Естественные науки”, задания для игр “Паучок”, “Найди пару”, разноцветные карточки для игры “Верю, не верю”; карта с обозначением стран под названиями “Физика”, “Химия”, “Биология”, “География”, “Астрономия”, “Экология”; портреты: Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, Эратосфена, Н. Коперника, В. Вернадского; справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы.

Мотивация учебной деятельности
Мир, в котором мы живем, интересный и разнообразный. Человек всегда хотел найти ответ на вопрос: как этот мир устроен? Много сотен лет понадобилось человеку, чтобы побывать во всех уголках планеты, узнать, из чего состоят облака, почва, откуда течет река, почему растет лес, какой возраст имеет Вселенная, какое место занимает Земля во Вселенной.
Изучая элементы природоведения в начальной школе, вы уже открыли для себя много интересного в мире, который нас окружает, сделали первые шаги в разгадывании тайн природы. Дальнейшее изучение этого предмета позволит сформировать у Вас представление о целостности природы и месте человека в ней, усвоить знания о Земле и других небесных телах, составе и свойствах воздуха, воды, форме поверхности Земли и других факторах, влияющих на жизнь на нашей планете.

Актуализация опорных знаний
Вопросы к учащимся:
- Что такое природа? (Природа – это все то, что окружает человека)
- Приведите примеры природы? (Солнце, Земля, человек, вода, воздух, растения, животные. )
- Какой может быть природа? (Живой и неживой)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Живет, рождается, дышит, растет, питается, отмирает)

1. Науки, изучающие природу.
Каждый человек имеет свой взгляд на мир, но каким бы он ни был, человек всегда любовался красотой природы и пытался понять: почему это именно так? Почему небо синее? Куда исчезает вода после дождя? Почему трава зеленая?
Природа постоянно меняется. Все эти изменения в природе называются явлениями. Примеры явлений природы: идет дождь, светит солнце, дует ветер, желтеют листья. Явлений много. Человек пытался их объяснить, предусмотреть, чтобы их не бояться и жить в согласии с окружающим миром. Для облегчения изучения природы ее явления разделяют на группы, объяснением которых занимаются различные науки.
Знание о природе люди накапливали издревле и передавали из поколения в поколение. Без них они просто не смогли бы жить.
В результате познания человеком природы возникли различные науки, которые называются естественными. Сейчас мы с вами заглянем в гости к каждой науке. Осуществляя путешествие, мы познакомимся с местными жителями -учеными, узнаем, чем они занимаются в своих странах, что они исследуют. Каждый из вас получил заготовку таблицы, которую вовремя путешествия вам нужно заполнить самыми важными сведениями. Будьте внимательны. Итак, поехали!



Первая остановка “Физика”. В переводе с греческого означает “природа”. В этой стране ученые-физики изучают физические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их форм, температуры и т.д. Например, движется автомобиль, нагревается вода, летит мяч, горит свет, действует магнит.
Вопрос к учащимся:

- Давайте вспомним, с курса начальной школы, какие еще физические явления вы знаете? (Ответы учащихся)
Первым жителем страны был древнегреческий ученый Аристотель, который утверждал, что тела движутся, только когда на них действует какая либо сила. Уважаемыми жителями страны Физики были Альберт Эйнштейн, Ю. Кондратюк, С. Королев, И. Сикорский, которые помогли развиваться науке Физике.
Едем дальше и следующей нашей остановкой будет страна “Химия”. Химия это наука о веществах и их взаимном превращении. Например, горение угля, гниение листьев.

Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, а какие еще химические явления вы знаете? (Ответы учащихся)

Основателем современной химии считается английский ученый Роберт Бойль. Первыми жителями страны “Химии“ являются Демокрит, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев. С их помощью и многих других ученых-химиков наука Химия развивается и нашу современную жизнь невозможно представить без нее.
Следующей остановкой в нашем путешествии будет страна “Биология”. В переводе с древнегреческого языка дословно означает “наука о жизни”. В стране ученые-биологи изучают биологические явления, которые происходят с живыми организмами. Например, прорастание семян растений, как человек дышит, трава отмирает.

Вопрос к учащимся:
- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете биологические явления? (Ответы учащихся)
Основателем Биологии считают древнегреческого врача Гиппократа. Он был также основоположником медицины. Почетными жителями страны “Биологии” являются Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Чарльз Дарвин, Иван Павлов, Владимир Вернадский и многие другие ученые, которые работали над развитием биологии.
Четвертой нашей остановкой будет страна “География”. В переводе означает “наука о земле”. Явления, которые изучает география, характерны для определенных местностей Земли. Например, ветер, землетрясение, извержение вулкана.
Основателем науки географии считают Эратосфена. Начали географию (сами того не подозревая) купцы-мореплаватели, открывая новые пути выгодные для торговли государства. Это такие, как Марко Поло, Христофор Колумб, и многие другие. А вот уже с XVI в. начиная с экспедиции Фернана Магеллана, который доказал шарообразность Земли, начинается эра исследования.
Следующей остановкой будет страна под названием “Астрономия”, которая в переводе означает “наука о космосе”. Жители этой страны исследуют и изучают астрономические явления, которые связаны с движением небесных тел. Например, смена дня и ночи, движение комет, падения метеорита.
Первым мыслителем этой страны был польский ученый Николай Коперник, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Наиболее известными жителями страны Астрономии считают Джордано Бруно, Галилео Галилея, а также Юрия Гагарина, Леонида Каденюка.
И вот мы с вами добрались до последней страны нашего путешествия, в последнее время нам с вами очень необходимой. Это страна “Экология”. Она возникла совсем недавно. Изучает и исследует Экология взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Основателем “Экологии” считают Владимира Вернадского.

2. Источники знаний о природе.
Упорная работа ученых по исследованию природы принесла весомые результаты. Каждый ученый использует достижения своих предшественников. Узнать о них ему помогают разнообразные справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы и др. Настоящей сокровищницей тел живой и неживой природы является природоведческие музеи.
Сегодня каждый, в том числе и вы, можете ознакомиться с научными достижениями. Для этого достаточно воспользоваться бумажными справочными изданиями либо Интернетом.
Как работать с энциклопедиями и словарями (демонстрируется учителем):
1.Ознакомиться с содержанием издания.
2.Выяснить, какие имеются разделы либо темы, в какой последовательности излагается материал, где искать
информацию, которая вас интересует.
С изобретением компьютера значительно расширились возможности поиска информации. Сегодня для получения необходимых знаний по природоведению пользуются услугами всемирной сети Интернет. С ее помощью можно за считанные минуты получить любую информацию – текстовую, видео, звуковую, картографическую.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами посетили страны, о которых вы знали, которые вы изучали в младшей школе, но не знали их имена.

Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра "Паучок"
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)

Вопросы к учащимся:
- Что мы изучили на сегодняшнем уроке?
- О чем вам было интересно узнать?
- Что вы не поняли из темы урока?
- Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Каким оно было? Каким стало?
- Что вы расскажете своим родителям с того, что изучили на уроке, когда придете домой?
Еще много существует нераскрытых вопросов о природе, окружающей среде, Вселенной! А найдем ли ответы на них, – зависит только от нас с вами, нашей работы на уроках природоведения, а также от желания учиться!
Желаю вам успехов в этом сложном и интересном деле. А я вам в этом буду помогать на каждом уроке!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создание условий для формирования представления о естественных науках, раскрыть значение естественнонаучных знаний для человека.

Задачи:

Обучающая: раскрыть основное содержание наук о природе, уметь работать с иллюстрацией учебника и дополнительными источниками информации,

Развивающая: расширить знания о науках о природе, выделить различие и связь между науками.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Тип урока: урок получения новых знаний

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС

Учебник: «География. Начальный курс. 5кл.: учебник./И.И Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014 г.

Цель урока: Создание условий для формирования представления о естественных науках, раскрыть значение естественнонаучных знаний для человека.

Обучающая: раскрыть основное содержание наук о природе, уметь работать с иллюстрацией учебника и дополнительными источниками информации,

Развивающая: расширить знания о науках о природе, выделить различие и связь между науками.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование:

учебники, рабочие тетради, пробирки из кабинета химии, прибор из кабинета физики, микроскоп, компас, глобус, картинка с изображением телескопа, зеленое растение, а также подготовленные ватман, клей, цветные фломастеры и маркеры, таблички с названиями естественных наук.

Планируемые результаты:

Метапредметные

уметь выделять основные черты и сходства естественных наук

осознание роли науки в познании окружающего мира

Познавательные

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Регулятивные

планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников,

работать в соответствии с поставленной задачей,

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, выделять главное, существенные признаки понятий

Читайте также: