Конспект по делам несовершеннолетних

Обновлено: 03.07.2024

Ребята, вы сейчас находитесь в сложном, но интересном подростковом возрасте. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать верный путь! Вы можете свернуть на преступный путь по разным причинам: отсутствие денег, условия воспитания, окружение и пр. Можете совершить проступок или правонарушение, за что попасть на учёт в полицию, подвести своих родителей, т.к. за ваши поступки они несут ответственность.

Каждый из вас уже совершил какое-либо противоправное действие и за это был поставлен на внутришкольный учёт.

Сейчас я предлагаю вам установить взаимосвязь следующих понятий, а также дать им определения:

ПРАВИЛА УСТАВА ШКОЛЫ, ПРОСТУПОК, ЗАКОН, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ПРАВИЛА УСТАВА ШКОЛЫ – это правила поведения в школе, обязательные для исполнения всеми учениками;

ПРОСТУПОК – нарушение правил поведения, вызывающее поведение

ЗАКОН- нормативно-правовой акт, принимающийся государством и обязательный для исполнения всеми гражданами.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ- нарушение закона, за которое предусмотрено наказание с 16-ти летнего возраста (распитие спиртных напитков в общественных местах, несовершеннолетними лицами, курение, совершение мелкого хулиганства, нарушение правил ПДД и пр.)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- обязанность гражданина отвечать за противоправные действия ( административная – штраф, исправительные работы; уголовная – лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные исправительные работы, арест, лишение свободы; дисциплинарная – выговор, гражданско-правовая – возмещение вреда, уплата ущерба )

ПРЕСТУПЛЕНИЕ- тяжкое нарушение закона, за которое предусмотрена уголовная ответственность с 14-ти летнего возраста (кража, износилование, убийство, злостное хулиганство)

Предворительные ответы детей :

Правила Устава должны выполняться школьниками, т.к. это прописано в ФЗ 273 от 1.09.2013г. в одном из пунктов обязянностей школьников (добросовестно учиться, выполнять правила Устава образовательной организации, уважать честь и достоинство всех участников учебно-воспитательного процесса, бережно относиться к имуществу). Невыполнение правил Устава школы относится к проступку, за что могут быть применены меры:

1) Постановка на учёт ВШУ (это вы уже знаете)

2) Привлечение родителей к ответственности за ненадлежащее воспитание (по ст.5.35 КоАП РФ)

3) Постановка на учёт в КДН (в случае отсутствия исправления состоящих на учёте в школе)

4) Ходатайство для судебного разбирательства, чтобы вас поместили в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

Проступок, правонарушение и преступление – это всё противоправные действия, за которые наступает ответственность. Если лицо не достигло возраста наступления ответственности, то за противоправное действие такого лица ответственность несут его родители.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Урок №13. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое уголовный процесс?

2. Как защитить себя от преступных посягательств?

3. Какими правами обладают обвиняемый, потерпевший, и свидетель?

Глоссарий по теме:

Процессуальные нормы – особая разновидность норм права, регулирующих порядок или процедуру решения правовых вопросов.

Уголовно-процессуальное право – законная деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда при участии государственных организаций, граждан, содержанием которой является возбуждение, расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел.

Органы дознания – дать определение (понятие упоминается, но не раскрыто)

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

5) органы Федеральной таможенной службы.

Заявление о преступлении – поступающая в правоохранительные органы информация, которая требует рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Понятой – лицо, не заинтересованное в исходе дела и привлекаемое для того, чтобы удостоверить факт производства следственного действия, его содержания, хода, результатов.

Потерпевший – лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред.

Обвиняемый – лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения уголовного дела, и которое вызвано для того, чтобы дать показания.

Привод – принудительное доставление лица к следователю, прокурору или в суд.

Ключевые слова: Уголовно-процессуальное право; уголовный процесс; уголовное судопроизводство; уголовное преследование; презумпция невиновности; меры пресечения

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое уголовные процесс.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов уголовного процесса

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Уголовный процесс как отрасль права – совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных.

Уголовный процесс – осуществляемая в пределах и порядке установленных законом и иными правовыми актами и отвечающая своему назначению деятельность (система действий), наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.

Принципы уголовного процесса:

2) осуществление правосудия только судом;

3) уважение чести и достоинства личности;

4) неприкосновенность личности;

5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;

6) неприкосновенность жилища;

8) презумпция невиновности;

9) состязательность сторон;

10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

11) свобода оценки доказательств;

12) язык уголовного судопроизводства;

13) право на обжалование процессуальных действий и решений.

Стадии уголовного процесса – самостоятельные этапы уголовного процесса, которые связаны между собой общей целью уголовного судопроизводства и единством принципов уголовного процесса:

  • возбуждение уголовного дела;
  • предварительное расследование;
  • подготовка дела к судебному заседанию;
  • судебное разбирательство;
  • производство в суде второй инстанции (апелляционном, кассационном порядке);
  • исполнение приговора;
  • производство в надзорной инстанции;
  • возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

  • Прокурор
  • Следователь
  • Органы дознания
  • Потерпевший
  • Частный обвинитель
  • Гражданский истец
  • Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты

  • Подозреваемый
  • Обвиняемый
  • Защитник
  • Свидетель

Этапы уголовного процесса:

I. Досудебное производство:

  • Возбуждение уголовного дела.
  • Предварительное расследование
  • Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
  • Обвинительное заключение.

II. Судебное производство

  • Судебное заседание (судебное следствие, прения сторон, вынесение приговора)
  • Порядок обжалования

Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.

  • При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства, наряду с доказыванием общих обстоятельств, устанавливаются:
  • возраст несовершеннолетнего;
  • условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
  • влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, могли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

В допросе участвует защитник , который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания.

В допросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, вправе прекратить его и применить к несовершеннолетнему принудительную меру воспитательного воздействия.

При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания либо условного осуждения, либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы.

В судебном заседании участвуют несовершеннолетний осужденный, его родители или законные представители, адвокат, прокурор, представители специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения.

В судебном заседании исследуется заключение администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления по месту нахождения указанного учреждения, выслушиваются мнения участвующих в данном деле лиц.

Защита от преступления:

Особенности защиты прав и свобод личности зависят от характера их нарушения. В случае совершения преступления, как мы знаем, необходимо обращаться с заявлением в правоохранительные органы, то есть в прокуратуру или полицию.

1. Заявление о преступлении — поступающая в правоохранительные органы информация, которая требует рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Правом подать заявление в правоохранительные органы обладают граждане, достигшие 14-летнего возраста. За лиц, не достигших этого возраста, все действия совершают их законные представители — родители, опекуны, попечители.

Закон предусматривает особые правила в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в сфере действия уголовно-процессуальных норм. Задержанный имеет право знать причину задержания, право на защиту, право давать или не давать показания, право известить о задержании своих родственников, право на жалобу. Жалобы можно подавать на действия органов, производящих задержание, на следователя.

Статья 51 (часть 1) Конституции РФ предоставляет право каждому не давать показаний против себя самого.

Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Закон защищает права обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Потерпевшему разрешено отказаться свидетельствовать против себя самого, близких родственников или супруга. Его показания могут затем использоваться в качестве доказательств по делу. Потерпевший участвует в судебном разбирательстве дела. Он может выступать в судебных прениях, поддерживать обвинение, знакомиться с протоколом суда и подавать на него замечания. Можно также обжаловать приговор, постановление суда. Потерпевший имеет право подать иск о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением. Денежный размер такой суммы определяется судом.

Обвиняемый - лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

Если в отношении обвиняемого вынесен обвинительный приговор, то теперь его будут называть осужденным, а если приговор оказался оправдательным — оправданным. В процессе суда его именуют подсудимым. Обвинение должно быть предъявлено не позднее трех суток со дня вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Обвиняемый имеет право защищать свои права и интересы, предварительно подготовившись к защите. Во-первых, он вправе знать, в чем его обвиняют, получив копии соответствующих документов (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о применении к нему мер пресечения, обвинительное заключение или обвинительный акт). Он может возражать против тех обвинений, которые ему предъявляют, давать показания или отказаться от них вообще. Можно заявлять ходатайства и отводы.

Порой обвиняемым становится человек, который не знает язык, а потому закон разрешает пользоваться услугами переводчика бесплатно и давать показания на том языке, которым владеет обвиняемый.

Как правило, обвиняемый защищает свои права, пользуясь услугами защитника. Он имеет право на свидания со своим адвокатом наедине, конфиденциально, без ограничения продолжительности и числа таких свиданий. Можно участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, знакомиться с их протоколами. После окончания расследования обвиняемый имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения без ограничения.

У обвиняемого есть еще очень важное право — право на реабилитацию. Оно предусматривает возможность возмещения имущественного вреда, устранения последствий морального вреда. Вред, который был причинен человеку в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения уголовного дела, и которое вызвано для того, чтобы дать показания.

Необходимо знать, что, став свидетелем, человек приобретает определенные права и обязанности и должен следовать закону. Так, свидетель вправе отказаться рассказывать о себе самом или о близких родственниках. Но если он стал давать показания, то эта информация будет использована в качестве доказательств по делу даже в том случае, когда свидетель впоследствии откажется от своих показаний. Можно давать показания на своем родном языке или пользоваться услугами бесплатного переводчика. При этом переводчику, который не устраивает свидетеля, можно дать отвод. На допрос можно являться со своим адвокатом. Но при этом нельзя уклоняться от явки по вызовам следователя или прокурора, дознавателя. Запрещено давать заведомо ложные показания, разглашать сведения о деле другим лицам.

Не подлежат допросу в качестве свидетеля: судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах дела, в котором они участвовали; защитник подозреваемого, обвиняемого по делу; священнослужитель — по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди; адвокат — по обстоятельствам, которые стали известны при оказании юридической помощи; члены Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с их работой.

Если нет уважительных причин, а свидетель уклоняется от участия в процессе, его могут подвергнуть приводу.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции уголовного судопроизводства.

уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния

уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления

уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления

принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом

С 1 января 1997 года введен новый Уголовный кодекс РФ, в котором есть специальный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ). Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений в ст. 3.2 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ)

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет. Ст. 20, ч. 2 УК РФ Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста а за отдельные из них - с 14 лет.

Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

УК предусмотрены следующие виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) Штраф; б) Лишение права заниматься определенной деятельностью; в) Обязательные работы; г) Исправительные работы; д) Арест; е) Лишение свободы на определенный срок.

Предварительный просмотр:

  1. Познакомить воспитанников реабилитационного центра с уголовным и административным правом РФ.
  2. Воспитывать у них чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.
  3. Коррекция познавательной деятельности через суждение- умозаключение.
  4. Сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

Настроить детей на внимательное прослушивание рассказа, т.к. в дальнейшем знания потребуются для рассмотрения практических задач и ситуаций.

В ходе сегодняшнего занятия я познакомлю вас с уголовной и административной ответственностью несовершеннолетних, опираясь на современное законодательство.

Клип 3
Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет . Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет , перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ . Почему несовершеннолетние привлекаются к головной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида.

Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

Преступление – это грубое нарушение закона ( общественно опасное деяние) . Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

- Как вы считаете с какого возраста человек считается совершеннолетним? (с 18 лет)

С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? Почему? (с 16 лет, по отдельным преступлениям с 14 лет)

Кто признается несовершеннолетним в уголовном праве?

(В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.)

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности.

При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы. Клип 7

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

убийство (ст. 105 УК РФ),

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),

похищение человека (ст. 126 УК РФ),

изнасилование (ст. 131 УК РФ),

грабёж (ст. 161 УК РФ),

разбой (ст. 162 УК РФ),

вымогательство (ст. 163 УК РФ),

неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),

умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч.2 УК РФ),

терроризм (ст. 205 УК РФ),

захват заложника (ст. 206 УК РФ),

хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч,2,3 УК РФ),

вандализм (ст.214 УК РФ),

хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ),

хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 УК РФ),

К сожалению, далеко не все несовершеннолетние осознают противоправность своих деяний или же не знают, что за их совершение наступает уголовная ответственность.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:

Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Е) лишение свободы на определённый срок.

Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3-х часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4-х месяцев.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

Закрепление основных понятий:

Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность?

(Братья Максим и Илья не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет. Возможно, их родители заплатят штраф.)

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков (14 лет), ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это правонарушение или проступок

Группа ребят из 11 класса (17 лет) вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. Что это преступление или проступок.

Практическое задание
— А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните в ладоши один раз, если совершили маленькое зло — два раза, а если большое — три раза.

1.Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе.(1)
2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть.(1)
3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман.(2)
4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.(2)
5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.(3)
6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.(3)

Варианты заданий: (по группам)

1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. (Правонарушение)

2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (проступок)

3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.(преступление)

4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. (правонарушение)

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. (проступок)

6) Женя на дискотеке распространял наркотики (преступление)

Учитель. Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?

Учитель. Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

Дети. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

Учитель. Что такое правонарушение?

Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

Учитель. Дайте определение преступлению.

Дети. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление — действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы. Вы пока еще дети, поэтому за ваше поведение отвечают папа и мама. Даже если вы совершите плохой поступок, причините другим людям зло, наказывать будут их. Но когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушения — нарушения прав других людей, причинение им зла — будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не переступать границы прав других людей.

Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданиями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Административная ответственность несовершеннолетних"


Административная ответственность несовершеннолетних


Статья на тему: "Административная ответственность несовершеннолетних"

В данной статье освещены вопросы об особенности административной ответственности несовершеннолетних при совершении правонарушений. Данный материал может быть использован при проведении кла.


Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.

Распространение случаев противоправного поведения среди молодёжи вызывает тревогу и требует решительных профилактических мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного зав.


информация для стенда по уголовной и администрированной ответственности несовершеннолетних

информация для стенда по уголовной и администрированной ответственности несовершеннолетних .



Цель: Развитие у учащихся норм правовой культуры поведения в обществе.Задачи:Способствовать формированию у школьников правовой культуры в неформальной игровой обстановке.Воспитывать у учащихся чувство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Образовательные:

познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности;

углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних;

создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие:

научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;

формулировать собственную позицию.

Воспитательные:

продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;

акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.

Ход занятия

1 этап. Организационный. Приветствие детей, подготовка к занятию.

В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.

Ребята, часто можно услышать, что подростковый возраст (14-16 лет) сложный. Почему? Помогите ответить на этот вопрос? (Ответы детей: подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.)

В нашем государстве в последнее время большое внимание уделяется правонарушениям, совершённым несовершеннолетними. Нынешние несовершеннолетние – это наше будущее, и от того, какая роль будет уделена этой проблеме в государстве, напрямую зависит качество нашей будущей жизни. На законодательном уровне предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершённые несовершеннолетними и уголовная ответственность – за преступления.

Давайте рассмотрим, какие виды ответственности и наказание для несовершеннолетних существуют согласно УК РБ и КоАП РБ.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за:

- причинение смерти по неосторожности;

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;

- изнасилование;

- насильственные действия сексуального характера;

- похищение человека;

- вымогательство;

- угон транспортного средства или маломерного водного судна;

- умышленные уничтожение, либо повреждение имущества;

- захват заложника;

- хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;

- хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- хулиганство;

- осквернение сооружений и порчу имущества;

- побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи.

Наказание: общественные работы; штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение свободы; лишение свободы.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности за:

- умышленное причинение телесного повреждения;

- мелкое хищение;

- умышленные уничтожение, либо повреждение имущества;

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;

- жестокое обращение с животными;

- разжигание костров в запрещенных местах;

- мелкое хулиганство;

- за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте;

- нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта;

- нарушение правил пользования транспортным средством;

- нарушение правил пользования метрополитеном;

- нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте;

- уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности;

- нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ;

- незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия;

- незаконные действия в отношении холодного оружия.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Работа с группой.

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях:

Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

Избиение одноклассника. (У)

Совершение кражи мобильного телефона. (У)

Переход дороги в неположенном месте. (А)

Подрисовка усов на памятнике В.И. Ленину. (А)

Нецензурное выражение в автобусе. (А)

Вымогательство у первоклашки карманных денег. (У)

Работа с раздаточным материалом в группах.

У вас на столе лежат примеры из жизни. Вы должны определить наказание исходя из классификации и характера правонарушения.

№1 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать? (административное, предупреждение, исправительные работы)

№2 Подросток Коля, 13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением? (изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка))

№3 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)

№4 Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению? (распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)

№ 5 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности? (да, порча имущества, штраф)

№ 6 Вася не подготовился к контрольной работе по математике, поэтому позвонил в школу и заявил, что здание заминировано. Какие правовые последствия ожидают Васю? (штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)

Ребята, давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к правонарушениям?

Дети называют причины, которые приводят к правонарушениям, и обосновывают их. (Примерные ответы: пренебрежительное отношение к учебе, резкое падение уровня жизни большей части населения, жадность, социальная незащищенность, низкий материальный уровень жизни населения, низкий уровень правовой культуры граждан, алкоголизм и наркомания, неуверенность в завтрашнем дне)

Наши поступки следуют за нами. Поль Бурже

Как вы понимаете смысл этой цитаты? (Слушаются ответы учащихся. Учитель подводит учащихся к последствиям за совершенные деяния). Ребята, давайте подумаем, какие последствия совершения преступления несовершеннолетним влекут за собой? (Примерный ответ: сложности в последующем устройстве на; сложности в поступлении в определённые учебные заведения; лишение возможности построения карьеры; сложности в получении работы и построении карьеры родителями, так как они несут ответственность за действия их несовершеннолетних детей)

Примерная памятка

Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)

Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)

Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым

Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам.

Читайте также: