По обычаям средневековой москвы но конспект

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня предлагаю читателям погрузиться в историю средневековой Москвы. Тема эта очень интересная и увлекательная.

Не знаю, как для других, а мне всегда было интересно изучать какой-то предмет, в том числе историю, применительно к людям. Поэтому речь пойдет о том, как жили москвичи в эпоху русского Средневековья.

Перво-наперво нужно сказать о доме. Каким же был дом москвича? Разумеется, деревянным с высокими порогами для сохранения тепла, низкими притолоками, маленькими оконцами со ставнями.

В доме царил полумрак даже днем. Центром дома, его душой была печь. Печь выполняла много разных функций: в ней готовили пищу, пекли хлеб, сушили одежду, грибы, ягоды, на ней спали. А иногда прямо в печи парились. Печь топили тогда по-черному.

В каждой избе был Красный угол , где висели иконы. Каждый пришедший гость первым делом крестился на иконы, а потом уже здоровался с хозяевами.

В избе обустраивался особый угол - бабий кут , куда мужчины обычно не входили. Здесь хозяйка размещала посуду - глиняные горшки, миски, ухваты, ковши, рубели и прочее.

В домах делали широкие лавки . От скамеек они отличались тем, что были прикреплены к стенам, на лавкам можно было не только сидеть, но и спать.

В Красном углу стоял большой стол, рядом висели полки для посуды.

Чем питались горожане? Обычно это был не очень разнообразный стол. Основным продуктом считался хлеб . Нельзя не вспомнить пословицу "Хлеб всему голова" .

Простые люди ели ржаной хлеб, а богачи - белый, пшеничный.

В ходу была поговорка: " Матушка рожь корми всех сплошь, а пшеничка по выбору". В старину на Руси пекли огромное количество пирогов. Их было около пятидесяти видов, а может, и того больше. И открытые, и закрытые, и подовые, и пряженые, и сладкие, и соленые. И начинок было великое множество. Припоминаю, как герой книги "Петр Первый" продавал на базаре пирожки с зайчатиной по полкопейки за штуку.

А в целом питание средневековых москвичей соответствует поговорке " Щи да каша - пища наша". Щи готовили не только с капустой, но и с борщевиком, репой, крапивой. Каша имела еще и ритуальное значение, ее готовили на крестины, поминки и даже на свадьбу.

Свои личные вещи горожане хранили в сундуках. В целом обстановка в жилище простых москвичей была скромной, даже бедной, если судить по современным меркам.

К дому примыкал двор с хозяйственными постройками. Жили люди своим хозяйством, держали коров, овец, лошадей, свиней. Занимались и огородничеством. Выращивали лук, чеснок, огурцы, капусту, брюкву и другие овощи. Разводили и фруктовые сады. Для хранения зерна строили амбары, прочие продукты -мясо, молоко, рыбу - хранили в погребах.

Если глава семьи занимался каким-то ремеслом, то на дворе были и мастерские.

Москвичи очень любили бани. Баня для средневекового человека была не просто местом, где можно помыться, но и лечебным средством.

У зажиточных москвичей были свои бани. Те, кто победнее, ходили в общественные. Их было довольно много на берегах Москвы-реки.

Презентация к уроку по истории Санкт-Петербурга. Можно использовать в курсе истории России в 6 классе. В красочной форме рассказывается об обычаях русского народа, традициях, быте, одежде.

ВложениеРазмер
5-6._7_kl._po_obychayam_srednevekovoy_moskvy_no.pptx 3 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По обычаям средневековой Москвы, но … Составил учитель ГБОУ гимназии 363 Степанова-Казаринова Е.В.

Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов. Прочитайте учебник стр. 39-40 ответьте на вопросы учебника.

Как крестьяне воспринимали мир?

Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.

Грамоте не обучались

Крестьян- ский двор.

Вопрос к классу: - Где общались крестьяне? - Объясните – почему?

Местом встречи были деревенские церкви Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Деревянная Георгиевская церковь в дер. Юксовичи

Согинский погост состоит из Никольской церкви (1696) и Ильинской церкви (1864). Обе постройки деревянные. Шатровый храм Николая Чудотворца сочетается с архитектурой Ильинской церкви, несмотря на разный возраст постройки.

церковь Николая Чудотворца в Согинцах .

Одежда крестьян XVI века. Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.

Нижней (а у крестьянок - и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея , которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.

Поверх рубахи надевали сарафан , который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.

Женские головные уборы 15-16 вв Женские головные уборы северных и некоторых центральных губерний - род твердой шапочки - объединены названием "кокошник". Его изысканная форма как нельзя лучше гармонирует с величавым силуэтом сарафанной одежды. Существовало несколько видов кокошников. "Двурогий" (полумесяцем) достигал зачастую очень больших размеров, в иных случаях - шестидесяти сантиметров.

Город Тихвин в XVII веке был единственным городом восточной части нашего края . 2. Как жили жители единственного города восточной части края?

Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г . Тихвина Ивана Зеленина, составленный в 1678г.

Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь? Почему Москва заботилась об одном из окраинных монастырей? Ответьте прочитав учебник стр.44-46.

Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке, Тихвин стал религиозным центром началось после появления здесь чудотворной иконы Богоматери. Согласно сохранившимся в летописи записям, в 1383 году над Ладожским озером произошло чудесное явление. Икона Божьей матери чудесным образом была перенесена на Русь и явила сияние над водами озера. По легенде, икона медленно плыла по воздуху и остановилась недалеко от реки Тихвинка . Чудо произошло летом, 26 июня (или 9 июля) 1383 года. На том месте, где икона остановилась, был заложен деревянный храм, а святыня получила название – икона Тихвинской Божьей матери. Многие люди стали считать явление иконы подтверждением особого значения России для Бога. Её называли символом централизованного государства.

Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей

Прочитайте статью 2. стр.42. Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте 2. Торговые пути проходящие через Тихвин.

В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол .

Храм Успения Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески. Артель во главе с Иваном Шомушским расписала Успенский собор фресками, сохранившимися до наших дней.

9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

Праздничные традиции жителей нашего края. Стр. 46 - выполните задание.

Д.З. используя пп . 3,4,5 составьте в тетради. план рассказа о жизни крестьян нашего края.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока "Welcome to Moscow!" к УМК К.С. Махмурян и др. "Moscow".

Исследовательская работа на тему"Наполеон и Гитлер: путь к Москве и от Москвы"

1.Биографии Наполеона и гитлера2.Личности Наполеона и Гитлера в военных действиях3.Наполеон и Гитлер: путь к москве и от Москвы4.Общее и различное у Наполеона и Гитлера.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 865-летию Москвы " Россия начинается с Москвы "

Сценарий вечера, посвящённого 865-летию Москвы, содержит фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Н. Асеева, В. Фирстова, М. Луконина и может быть использован как вместе с презентацией, так и .


Путешествие по средневековой Москве сценарий 2016

Цель данной работа - в интересной игровой форме познакомить обучающихся с жизнью средневековой Москвы. В сценарии представлены сцены торговли, жизни дворников, обязанности глашатого, сцены из школьной.


Презентация урока по истории и культуре Санкт-Петербурга "По обычаям средневековой Москвы, но. "

Данная презентация является дополнением к технологической карте урока по истории и культуре Санкт_Петербурга.


Урок с использованием краеведческого материала.

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о.

История и культура Санкт-Петербурга 7 класс По обычаям средневековой Москвы,

Слайд 3: Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?

Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?

Слайд 4: Как крестьяне воспринимали мир?

Как крестьяне воспринимали мир?

Слайд 5: Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне

Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.

Слайд 6: Грамоте не обучались

Слайд 7: Крестьянский двор

Крестьянский двор.

Слайд 8

История и культура Санкт-Петербурга 7 класс По обычаям средневековой Москвы,

Слайд 9: Где общались крестьяне?

Деревенские праздники (свадьбы, крестины, именины) Церковные праздники (Рождество, Масленица, Пасха) На службе в церкви

Где общались крестьяне?

Слайд 10: СВЯТКИ

СВЯТКИ

Слайд 11: МАСЛЕНИЦА

Слайд 12: Георгиевская церковь в деревне ЮКСОВИЧИ. XV-XVI века

Гео́ргий Победоно́сец — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. О его жизни существует множество вариантов легенды. Согласно одной из них, пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане,

Георгиевская церковь в деревне ЮКСОВИЧИ. XV-XVI века.

Слайд 13

История и культура Санкт-Петербурга 7 класс По обычаям средневековой Москвы,

Слайд 14: Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Димитрий Солу́нский — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана.

Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Слайд 15

История и культура Санкт-Петербурга 7 класс По обычаям средневековой Москвы,

Слайд 16: Никольская церковь в деревне СОГИНЦЫ. XVII век

Николай Чудотворец В христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешествующих, заключённых и сирот [, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей [

Никольская церковь в деревне СОГИНЦЫ. XVII век.

Слайд 17

Слайд 18

История и культура Санкт-Петербурга 7 класс По обычаям средневековой Москвы,

Слайд 19: ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО КОСТЮМА XVII ВЕКА

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО КОСТЮМА XVII ВЕКА

Слайд 20: Одежда крестьян XVI века

Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

"По" и все последующие слова были проигнорированы, так как количество слов в запросе не может превышать 32.

Ответ

+

Ответ

+

Тихвин входит в число 110 исторических городов России и занимает исключительное место в Ленинградской области, ибо сохранил выдающийся ансамбль Тихвинского Богородицкого монастыря XVI-XIX веков, родовой дом великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, значительные элементы планировки средневекового города, а также деревянную застройку, ценную в архитектурном отношении и дающую яркое представление об облике уездного города XIX века.

Известность Тихвина как центра религиозного центра объяснялась тем, что здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В конце XV века около церкви, построенной в честь чудесно явившейся иконы Божией Матери возник небольшой монастырь. В 1510 году по распоряжению великого князя Московского Василия Ивановича (отца Ивана Грозного) в Тихвине вместо существовавшего до тех пор деревянного храма стали возводить большой каменный Успенский собор, завершенный в 1515 году. Великий князь Василий Иванович посетил Тихвинский монастырь в 1527 году. Двадцать лет спустя по дороге из Новгорода здесь побывал его сын великий князь Иван Грозный. Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа.

Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа. ..Второй монастырь – Введенский – всегда был невелик по размерам и не имел особого значения в жизни города.

Слайды и текст этой презентации

По обычаям средневековой Москвы, но…

По обычаям средневековой Москвы, но…

1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?В XVIIв. Подавляющее большинство жителей восточной части края проживало

1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?

Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов.Прочитайте учебник стр. 39-40 ответьте на вопросы учебника.

Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов.

Прочитайте учебник стр. 39-40 ответьте на вопросы учебника.

Как крестьяне воспринимали мир?

Как крестьяне воспринимали мир?

Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.

Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.

Грамоте не обучались

Грамоте не обучались




Где и как жили крестьяне?

Где и как жили крестьяне?



Где общались крестьяне?

Где общались крестьяне?

Местом встречи были деревенские церквиЦерковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Местом встречи были деревенские церкви

Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Деревянная Георгиевская церковь в дер. Юксовичи

Согинский погост состоит из Никольской церкви (1696) и Ильинской церкви (1864). Обе постройки деревянные. Шатровый храм Николая

Согинский погост состоит из Никольской церкви (1696) и Ильинской церкви (1864). Обе постройки деревянные. Шатровый храм Николая Чудотворца сочетается с архитектурой Ильинской церкви, несмотря на разный возраст постройки.

церковь Николая Чудотворца в Согинцах.


В деревне Курпово можно полюбоваться деревянной церковью во имя Воскресения Христова 1630 г.

В деревне Курпово можно полюбоваться деревянной церковью во имя Воскресения Христова 1630 г.

Одежда крестьян XVI века.Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой

Одежда крестьян XVI века.

Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.

Нижней (а у крестьянок - и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом.

 Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.

Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка

Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.


Женские головные уборы 15-16 ввЖенские головные уборы северных и некоторых центральных губерний - род твердой шапочки -

Женские головные уборы 15-16 вв

Женские головные уборы северных и некоторых центральных губерний - род твердой шапочки - объединены названием "кокошник". Его изысканная форма как нельзя лучше гармонирует с величавым силуэтом сарафанной одежды. Существовало несколько видов кокошников. "Двурогий" (полумесяцем) достигал зачастую очень больших размеров, в иных случаях - шестидесяти сантиметров.

Кокошник

кичка

2. Как жили жители единственного города восточной части края?

2. Как жили жители единственного города восточной части края?

Город Тихвин в XVII веке был единственным городом восточной части нашего края.

Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г. Тихвина Ивана Зеленина, составленный в 1678г.

Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г. Тихвина Ивана Зеленина, составленный в 1678г.

Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?Почему Москва заботилась об одном из окраинных монастырей? Ответьте прочитав

Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?

Почему Москва заботилась об одном из окраинных монастырей? Ответьте прочитав учебник стр.44-46.

Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке, Тихвин стал религиозным центром началось после появления здесь

Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке,

Тихвин стал религиозным центром началось после появления здесь чудотворной иконы Богоматери. Согласно сохранившимся в летописи записям, в 1383 году над Ладожским озером произошло чудесное явление. Икона Божьей матери чудесным образом была перенесена на Русь и явила сияние над водами озера. По легенде, икона медленно плыла по воздуху и остановилась недалеко от реки Тихвинка. Чудо произошло летом, 26 июня (или 9 июля) 1383 года. На том месте, где икона остановилась, был заложен деревянный храм, а святыня получила название – икона Тихвинской Божьей матери. Многие люди стали считать явление иконы подтверждением особого значения России для Бога. Её называли символом централизованного государства.

Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей

Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей

Прочитайте статью 2. стр.42. Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте 2. Торговые пути

Прочитайте статью 2. стр.42. Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте 2. Торговые пути проходящие через Тихвин.

В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол.

В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол.

Храм Успения Богородицы

Храм Успения Богородицы


Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески. Артель во главе с Иваном

В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески. Артель во главе с Иваном Шомушским расписала Успенский собор фресками, сохранившимися до наших дней.




Деревянный храм, построенный для иконы в Тихвине, трижды сгорал, однако икона оставалась нетронутой огнем. Потом воздвигли каменную церковь, а позже по повелению царя Иоанна Грозного устроили на этом месте монастырь. С первого дня явления Тихвинской иконы от нее не прекращали изливаться великие чудеса. В 1613 году Матерь Божия защитила Свою обитель от шведов: после крестного хода с Тихвинской иконой враг без видимых причин в страхе бежал.

9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

Праздничные традиции жителей нашего края.Стр. 46 - выполните задание.

Праздничные традиции жителей нашего края.

Стр. 46 - выполните задание.

Д.З. используя пп. 3,4,5 составьте в тетради. план рассказа о жизни крестьян нашего края.

Д.З. используя пп. 3,4,5 составьте в тетради. план рассказа о жизни крестьян нашего края.

Читайте также: