Анализ лирического произведения 5 класс литература конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ фет чудная картина.docx

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Тема: «Обучение анализу лирического произведения

Цель : обучение анализу лирического произведения.

Образовательные :

повторить изобразительно-выразительные средства;

научить находить изобразительно-выразительные средства, с помощью которых создаётся настроение и художественный образ.

Развивающие:

развивать умение выразительного чтения, образного восприятия художественного произведения;

развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

воспитать интерес к чтению и любовь к слову;

способствовать развитию духовных качеств личности.

Оборудование: портрет А.А. Фета, выставка сборников произведений поэта, иллюстрации, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок развития речи.

Дата проведения:

Сценарий урока:

Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

На уроках литературы мы знакомимся с разными художественными

произведениями: сказками, рассказами, стихотворениями, балладами, пьесами и др.

- Назовите отличительные особенности каждого рода литературы. (слайд 2)

С драматическими произведениями мы пока мало знакомы, поэтому сегодня остановимся на первых двух родах литературы.

Подготовительный этап работы по теме.

Работа с литературоведческими понятиями.

Соотнесите данные слова и роды литературы. Аргументируйте свои ответы.

Повесть, чувства, события, люди (как объекты), выражение, изображение, стихи, ритм, рифма.

Слово учителя.

Благодаря проделанной работе мы вспомнили некоторые отличительные особенности лирических произведений. Этот род литературы на этом уроке нас будет интересовать особо, поскольку сегодня нам предстоит выполнить анализ лирического произведения.

- Назовите жанры лирики.

- Перечислите все известные вам особенности стихотворной речи.

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка.

Работа по теме.

1) Знакомство с произведением. (Текст читает учитель.)

- Перечитайте стихотворение самостоятельно.

- Понравилось ли вам оно? Выразите своё настроение, возникшее при

чтении, прокомментируйте его. (Работа с цветовыми сигнальными

Белый цвет – равнодушие, отсутствие эмоций; красный – радость, восторг;

голубой – покой, умиротворение; черный – тревога.)

2) Выбор редакторской группы. (Выбираются 2 ученика, которые по ходу работы записывают высказывания учащихся, составляют полный анализ произведения.)

3) – Сколько предложений в тексте? ( 2 сложных предложения.)

Стихотворение небольшое, состоит всего из двух катренов, но очень

необычное. В чем его необычность, нам предстоит узнать.

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (Большинство учащихся считают, что оно о природе.)

- К какой тематической группе относятся стихи о природе? (Пейзажная

понравившийся, дорогой сердцу пейзаж.)

- Какие предметы встречаем мы на картине? (Белая равнина, полная луна)

- Далее автор перемещает наш взгляд наверх, показывая полную луну. Как вы

думаете, для чего? (Получается целостная картина)

- Взгляд на небе удерживается и при чтении первой строчки второго катрена.

метафора. Возникает ощущение, что это не простой свет, а божественный, который отражается в блестящем снеге.)

- В третьей строчке показаны сани. Как, на ваш взгляд, выглядят сани на фоне

бескрайнего белого пространства? (Похожи на точку)

- С какой целью автор показывает бег саней? (Бег саней – странствие, путь человека)

- Вернёмся к вопросу о теме стихотворения. Согласны ли вы, что в этом

стихотворении говорится только о природе? (Бег одиноких саней можно рассматривать как путь одинокого человека по жизни.)

4) Слово учителя.

Мы выяснили, что это стихотворение вызывает размышления о жизни, а такие произведения относятся к философской лирике. (слайд 9)

Сегодня мы учились анализировать лирическое произведение. Давайте узнаем, как мы справились с этим сложным заданием. (Члены редакторской группы зачитывают полный анализ стихотворения)

Выучить стихотворение наизусть, сделать к нему иллюстрацию.

Выбранный для просмотра документ фет чудная картина.pptx

«Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фет.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фет.

Цель: обучение анализу лирического произведения. Задачи: Образовательные: по.

Роды литературы ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА

Роды литературы ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ Эпос (от греч. epos — слово, повествование.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ Эпос (от греч. epos — слово, повествование, рассказ) — род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Как правило, время изображаемого действия и время повествования о нем не совпадают — это одно из наиболее важных отличий от других родов литературы.Способы изложения — повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. отличается спокойно-созерцательным, отстранённым отношением к изображаемому.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ Драма (др.-гр. drama — действие) — род литер.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ Драма (др.-гр. drama — действие) — род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем.Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ Лирика (др.-гр. lyra — музыкальный инструмен.

Соотнесите данные слова и роды литературы Повесть, чувства, события, люди (ка.

Соотнесите данные слова и роды литературы Повесть, чувства, события, люди (как объекты), выражение, изображение, стихи, ритм, рифма.

Проверим Эпос: повесть, события, люди (как объекты), изображение Лирика: чувс.

Проверим Эпос: повесть, события, люди (как объекты), изображение Лирика: чувства, выражение, стихи, ритм, рифма

Афанасий Фет Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Св.

Афанасий Фет Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Это стихотворение вызывает размышления о жизни, а такие произведения относят.

Это стихотворение вызывает размышления о жизни, а такие произведения относятся к философской лирике

 Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, сделать к нему иллюстрацию.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, сделать к нему иллюстрацию.

Повторение и закрепление знаний по теме "изобразительно-выразительные средства", проверка знаний терминолгии и умения находить в тексте. Данная работа может быть использована в 5-6 классах в разделе "Лирика"

ВложениеРазмер
технологическая карта урока литературы в 5классе по теме "Обучение анализу лирического текста" 669.68 КБ
"Обучение анализу лирического текста" 865.6 КБ

Предварительный просмотр:

Боркивец Любовь Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

г. Новый Уренгой

  1. показать на примерах из текста особенные изобразительные возможности слова в поэтических текстах;
  2. раскрыть понятия изобразительно-выразительных средств;
  3. доказать изобразительно-выразительные возможности слова путём аналитического исследования;
  1. развивать интерес к личности поэтов, рисующих пейзажные картины словом;
  2. формировать навыки творческого восприятия и выразительного чтения поэтического текста;
  3. способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  1. воспитывать любовь к Родине и уважение к историческому наследию России;
  2. пробуждать чувство патриотизма и гражданственности;
  3. укреплять основы духовно- нравственной культуры.

Форма: развитие речи, урок –исследование.

Методы и приемы : репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, исследовательский.

Деятельность учащихся : парная, индивидуальный опрос, творческая.

Технологии : ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая и технология встречных усилий.

Оборудование : компьютер, мультипроектор, экран, презентация к уроку, дидактический пакет.

Ожидаемые результаты урока:

умение отбирать материал к ответу на вопрос и доказывать свою точку зрения, опираясь на теорию литературы;

умение находить ИВС в тексте;

умение определять авторскую оценку;

умение составлять связный текст, с использованием клише по теме занятия;

умение работать в парах,

обогащение словарного запаса;

создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала;

Полная готовность к работе

учителя, учеников и

Цель: подготовить учащихся к занятию; психологически настроить на совместную работу.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку

Звучит музыка на фоне её читаются стихи В.Шефнера

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь !

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Да, сегодняшняя тема урока необычная:

Аркадий Александрович Рылов

Актуализация и пробное учебное действие .

Цель: проверить знание ИВС и умение найти их в тексте.

Отвечают на поставленные вопросы. Комментируют свои ответы, опираются на теорию литературы.

Что такое лирика как род литературы ?

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой –автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

Настроение лирического героя – воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…

1.2 .Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение? (ИВС)

Давайте вспомним известные нам ИВС. Что для этого мы должны сделать?(назвать термины и дать определения)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е.
крыло самолёта похоже на крыло птицы).
Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

1.3.Стилистические фигуры
(т.е. обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта или
придающие выразительность художественной речи).
Анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких стихов,
строф, фраз. Например: … Черноглазую девицу Черногривого коня! Или
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем
резкого противопоставления понятий, картин, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни
пирует, а бедный и в праздник горюет.
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Например: Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням.

Звукопись – повтор того или иного
звука, что придаёт выразительность тексту.
Ассонанс: е-о-е-и-е-о-а-а-о
Аллитерация: гр-гр- р- жд

Выявление места
и причины затруднения.

Анализировать лирический текст по вариантам: уметь найти изобразительные средства, прокомментировать роль поэтического синтаксиса.

Организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.

Задание. Определите изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках по вариантам.

(распечатки на столах)

Какова цель этого задания?

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов

8.А неба свод, глубоко-синий, -
Как купол, увенчавший храм!

9. Намокшая воробушком

10 . И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына

11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин

12.И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

13.Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

Слайд № 4, 5(проверка)

проекта выхода из затруднения

Анализировать лирический текст по вариантам: уметь найти изобразительные средства, прокомментировать роль поэтического синтаксиса

Организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока. Умение находить выход из затруднения, обращаясь к теории литературы.

Обратимся к тексту (тексты распечатаны )

Задание. Найдите изобразительно- выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте поэтический синтаксис.

1в. Выглянул под снежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.

2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,

3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .

Изучение нового материала

Уметь комментировать анализируемый текст в соответствии с планом; доказывать свою точку зрения, опираясь на теорию литературы.

План анализ лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

5.2Работа с текстом стихотворения и составление текста по образцу.

Уметь составлять связный текст по плану анализа лирического текста.

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

В стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..

Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы.

Снимают напряжение, переключают вид деятельности для более качественной работы на следующем этапе урока.

Руки вверх мы все подняли,

На носочки поднялись,

Вправо повернулись, друг другу улыбнулись.

Влево повернулись, друг другу улыбнулись.

Руки опускаем, на плечи возлагаем,

Цепную связь мы получаем.

Руки мы не опускаем и два раза приседаем:

Ну как, хороши наши дела?

Да! Ну что ж урок мы продолжаем!

Закрепление изученного материала

Помочь составлять текст анализа стихотворения, используя клише, включая найденные ИВС.

Устно проговаривают, составляя текст по клише, озвучивая найденные ИВС.

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

Контроль усвоения знаний, развитие речи.

1.Выполняют анализ текста.

2.Составить синквейн по теме урока.

Что описывают поэты?

Чем рисуют поэтические образы?

Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

А теперь запишите домашнее задание.

Подведение итогов. Рефлексия.

Развитие образного мышления, как итог аналитической работы с текстом. Обобщение материала.

Составляют синквейн по разобранным художественным образам. Проверка полученной творческой работы. Взаимооценка работ.

Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось?

Чему вы научились?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Итак, составим знакомый творческий текст

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн по теме урока.

3.Созерцает. Чувствует. Рисует.

4.Околдовывает чудными пейзажами.

Обобщать материал. Делать выводы.

Высказывать своё мнение по изученному материалу и его практической значимости.

Выскажите своё мнение по изученному материалу, используя составленный вами синквейн или предложенное клише ответа:

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научил(а)ся(сь)…
  • у меня получилось..
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Не привыкайте к чудесам- Дивитесь им, дивитесь ! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам! Прикладывайтесь к родникам- Ничто не повториться ! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье, Всё будет так и всё не так Через одно мгновенье ! В.Шефнера

Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение? (ИВС ) Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например : О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например : веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы ). Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например : Грачи мелькали как сеть .

т.е . обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта или придающие выразительность художественной речи. Анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Например: …Черноглазую девицу, Черногривого коня! Или Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, картин, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Например: Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням. Звукопись – повтор того или иного звука, что придаёт выразительность тексту. Ассонанс : е-о-е-и-е-о-а-а-о Аллитерация : гр-гр - р- жд Стилистические фигуры

текст ИВС 1.Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. А. Ахматова 2.Побледневшие звезды дрожали, Трепетала листва тополей. В. Брюсов 3.Играет ветер тучею косматой, Ложится якорь на морское дно. О.Мандельштам 4.Ольха цветет, надеется, зовет, Еще не зная страшного подвоха. В.Солоухин 5.Губы веющего ветра Ищут, что поцеловать. В. Брюсов 6.По мокрым скверам проходит осень, Лицо нахмуря! Н.Рубцов 7.Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн. В. Брюсов 8.А неба свод, глубоко-синий, - Как купол, увенчавший храм! В Брюсов 9. Намокшая воробушком Сиреневая ветвь Б.Пастернак 10.И с каждой буквой из моей строки Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына 11.Ползут года улиткой склизкой, Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин 12.И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева). 13.Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке … М.Цветаева

Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик , посланный весной . Пусть еще над лесом властвуют снега , Пусть лежат под снегом сонные луга , Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова

План анализ лирического текста . Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении? 1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема? 2 . Настроение стихотворения. 3 . Как выражается настроение в стихотворении? 4 . Как оно построено? 5 . Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы). 6 . Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись , повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.) 7 . Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? 8. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? 9 . Ассоциации , которые вызывают образы, созданные поэтом. 10 . Личное впечатление от стихотворения.

Клише В стихотворении (автор, название) говорится о … Стихотворение пронизано ….. (каким ?) настроением . Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как … .. Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?) В стихотворении мы словно слышим звуки ( какие? Через что?) Поэт хочет запечатлеть (нарисовать ) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)….. Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне ……, ассоциируется с …. Особенно меня привлекает в стихотворении ……

Физминутка Руки мы не опускаем Руки вверх мы все подняли На носочки поднялись Вправо поверну - лись Д руг другу улыбнулись Влево поверну- лись Друг другу улыбнулись Руки опускаем На плечи возлагаем Цепную связь мы получаем Тихо встали два раза приседаем и Раз Два Ну как, хороши наши дела?

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1.Поэт 2.Талантлив. Убедителен. 3.Созерцает. Чувствует. Рисует. 4.Околдовывает чудными пейзажами. 5.Мастер. Синквейн по теме урока

сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я научил(а) ся ( сь )… у меня получилось.. я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Выскажите своё мнение по изученному материалу, используя составленный вами синквейн или предложенное клише ответа :

1. Организационный момент

— Здравствуйте, садитесь. Я хочу сегодняшний урок, посвящённый поэзии, начать с поэтического пожелания Булата Окуджавы:

Я дарю тебе к светлому празднику множество
всяких странных вещей: звон нежданных звонков,
запах блюд, не сготовленных вовсе, и мужество
ни о чем не жалеть. и охапки цветов,
не проросших еще, ароматных и бархатных,
удивленье, надежду на добрую весть,
вид из окон (еще до сих пор не распахнутых)
на дорогу (которая, может быть, есть).

— А что бы вы хотели пожелать нам всем сегодня на уроке?

(Светлого настроения, умения увидеть необычное в обычном, хорошего дня, отличных оценок, доброго отношения друг к другу).

— Спасибо, ребята, ваши пожелания очень добрые и поэтичные. Пусть они сбудутся.

2. Постановка учебной задачи. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности

— Учитель читает эпиграф к уроку:

Верно, в том заключается искусство, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставлял трепетать лучшие струны моего сердца.
И. Бунин

— Эти добрые слова о поэте Иване Саввиче Никитине сказал знаменитый поэт и писатель Иван Бунин.

— Какие слова в этом высказывании кажутся вам самыми важными? Как они характеризуют поэта, со стихотворением которого нам предстоит познакомиться на уроке?

(Ученики: этот поэт пишет о природе, он заставляет почувствовать, что природа живая, он умеет своими стихами разбудить лучшее, что есть в сердце человека).

— Как вы думаете, что мы можем сегодня с вами узнать на уроке?

  • биографию поэта;
  • познакомиться с его стихотворением;
  • узнать, как поэту удаётся показать природу живой;
  • почувствовать настроение поэта.

— Вы правы, действительно, на уроках литературы, знакомясь именами великих писателей и поэтов, мы будем:

3. Применение приобретённых ранее ЗУНов в новых условиях (ученическая презентация)

(Ученики демонстрируют маленькую презентацию о биографии поэта)

— Вы отлично справились, ребята. Слушать вас было очень интересно. А может, у ваших одноклассников остались вопросы?

4. Активизация внимания учащихся:

— А теперь вы, ребята, проверьте своих одноклассников, внимательно ли они вас слушали?

Первичное усвоение новых знаний и промежуточные результаты урока (учитель оценивает выступавших, а те в свою очередь ставят отметки в маршрутные листы наиболее активным одноклассникам)

5. Создание проблемной ситуации

Давайте послушаем, как это стихотворение читают актёры:

— Понравилось ли вам актёрское исполнение? Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения? (Сначала белый густой туман над рекой, камыши тонут в тумане, краски размытые, неяркие; потом появляется круг солнца, сначала солнце тоже в тумане, но потом оно поднимается выше, туман рассеивается, солнце отражается в капельках росы, краски ярче).

— Какие звуки природы вам слышались во время чтения? ( Сначала – почти полная тишина, только слышно изредка, как плеснула рыба в реке, но с восходом звуки меняются: слышно радостное пение птиц).

  • Как вы думаете, как удалось актёру так выразительно прочитать это стихотворение?
  • Любите ли вы читать стихи выразительно?

Давайте вспомним правила, по которым нужно выразительно читать стихи (эта памятка создавалась учащимися на одном из первых уроков литературы в 5 классе).

Памятка. Как научиться читать стихи выразительно

Активизация внимания:

— Стихотворение, которое мы с вами прочитали и прослушали, вам понятно? Оно вам понравилось? (да, стихотворение красивое/ нет, я не люблю стихи о природе и т.д.)

Физкультминутка

7. Применение приобретённых ранее ЗУНов в новых условиях и первичное усвоение новых знаний

Задания учителя

Ответы и наблюдения учащихся

О чём это стихотворение?

О наступлении утра, о тумане и восходе солнца

Объясните значение слов: лозняк, соха, пахарь

Соха – орудие для вспахивания земли.
Лозняк – ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь – тот, кто пашет землю.

Выпишите ключевые слова, которые показывают этапы наступления утра, передают картину рассвета

Звёзды мёркнут,в огне облака, белый пар расстилается, алый цвет разливается, брызнет роса, тишь-безлюдье вокруг, восток всё горит-разгорается, лес улыбается, солнце встаёт, блестит, золотыми потоками хлынуло

Найдите среди записанных слов те, которые передают краски наступающего утра. Дополните их другими красками и образами стихотворения. Объясните свой выбор.

Звёзды мёркнут, белый пар, зеркальной воде, роса серебристая,в огне облака, восток горит-разгорается, солнце блестит, золотыми потоками хлынуло.

На какие группы вы бы разделили эти слова? Объясните свой выбор.

Какие краски и звуки создают «настроение стихотворения? Объясните свой выбор. Какие художественные средства использует автор для создания красочной картины утра?

Сколько частей в стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть?

1 часть – первые тринадцать строчек; они рисуют картну природа перед восходом солнца. Настроение спокойное, умиротворённое.
2 часть – последние одиннадцать строчек, которые рисуют восход солнца. Настроение радостное, бодрое, восторженное.

Как в своём чтении актёр передаёт настроение каждой части?

Первую часть актёр произносит тихим проникновенным голосом.
Вторая часть в исполнении актёра звучит звонко, радостно.

Как поэт создаёт образ солнца?Какой художественный приём использует автор для создания образа солнца?

В каких строках стихотворения мы слышим интонацию народной песни? Найдите в стихотворении эти строки и прочитайте вслух

При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра? Объясните выбор автора.

Представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной автором поэтической картине? Какие эти звуки по настроению?

Свист утиных крыльев, шелест камыша, звон колокольчиков (стадо выгнали), топот лошадиных копыт, пение птиц, песню пахаря.
Это бодрые, радостные звуки, ведь они передают начало нового солнечного дня, свежесть утра

Иван Саввич Никитин рисует в своём стихотворении простую и радостную картину. Даже тяжёлая работа пахаря предстаёт в произведении жизнерадостно. А какая деталь говорит нам об этом?

Можно ли узнать из стихотворения что-то об авторе? Легко ли ему жилось?

Какое настроение во второй части стихотворения?

Настроение бодрое, светлое. Автор, несмотря на все печали и тяготы жини, рад наступлению нового дня, он заканчивает своё произведение не жалобой на тяжкую жизнь, а приветствием всему живому.

Утро – начало нового дня, ожидание чего-то неизведанного; утро – сама жизнь.

Заполнение таблицы может сопровождаться уточняющими вопросами учителя к учащимся и детей к учителю.

— Стало ли это стихотворении вам интереснее? Какие эмоции вы постараетесь передать при выразительном чтении этого стихотворения?

— Попробуйте, опираясь на свои записи, рассказать о своём понимании этого стихотворения. Составьте связный рассказ-анализ стихотворения.

8. Этап первичной проверки понимания изученного

Домашнее задание:

Маршрутный лист урока литературы ученика(цы)_______________

Тема урока ____________________

1. В каком городе родился Иван Саввич Никитин?_________________________________

2. В каком учебном заведении учился будущий поэт?_______________________________

3. Почему ему пришлось бросить семинарию?_____________________________________

4. Как пополнил Иван Саввич багаж своих знаний?________________________________

5. Какое знаменитое учреждение открыл Никитин в своём городе?____________________

Оценка исполнения декламации стихов

2. Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения?

3. Какие звуки природы вам слышались во время чтения?

4. Как вы думаете, как удалось актёру так выразительно прочитать это стихотворение?

Ответы и наблюдения учащихся

О чём это стихотворение?

Объясните значение слов: лозняк, соха, пахарь

Выпишите ключевые слова, которые показывают этапы наступления утра, передают картину рассвета

Найдите среди записанных слов те, которые передают краски наступающего утра. Дополните их другими красками и образами стихотворения. Объясните свой выбор.

На какие группы вы бы разделили эти слова? Объясните свой выбор.

Какие краски и звуки создают «настроение стихотворения? Объясните свой выбор. Какие художественные средства использует автор для создания красочной картины утра?

Сколько частей в стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть?

Как в своём чтении актёр передаёт настроение каждой части?

Как поэт создаёт образ солнца?Какой художественный приём использует автор для создания образа солнца?

В каких строках стихотворения мы слышим интонацию народной песни? Найдите в стихотворении эти строки и прочитайте вслух

При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра? Объясните выбор автора.

Представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной автором поэтической картине? Какие эти звуки по настроению?

Иван Саввич Никитин рисует в своём стихотворении простую и радостную картину. Даже тяжёлая работа пахаря предстаёт в произведении жизнерадостно. А какая деталь говорит нам об этом?

Можно ли узнать из стихотворения что-то об авторе? Легко ли ему жилось?

Какое настроение во второй части стихотворения?

Моя отметка за урок __________________

Оцените урок, подчеркнув одну из строк:

1) было интересно и всё понятно;

2) было интересно, сложно и не всё понятно;

3) было сложно и непонятно.

Памятка. Как научиться читать стихи выразительно

Иван Никитин. Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1854 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные : воспитание художественного вкуса, любовь к Родине и родной природе.

Учебные: продолжение работы по формированию навыка анализа лирического произведения, а также сопоставительного ( сравнительного) анализа стихотворения;

Продолжение работы по формированию общеучебных компетенций : построение устного монологического высказывания, работа с художественным текстом, выделение главного, развитие самостоятельного мышления, апробация теоретических знаний на практическом материале;

Работа по развитию речи: работа с поэтическим словом, работа со словарем.

Эпиграфы к уроку:

Стихи о многом говорят, но не всегда , не всем подряд

Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит

На доске: пафос – эмоциональный настрой произведения (героический, исторический , любовный, военный и т. д.)

Рада вас видеть!

Проверьте, все ли у вас есть на партах, что может понадобиться на уроке .

Подготовка к сознательному усвоению материала.

На протяжении предыдущих уроков мы изучали теорию анализа лирического произведения: план анализа, литературоведческие термины, необходимые при анализе стихотворения. Сегодня мы закрепим полученные знания.

3. Работа с эпиграфом. Постановка цели.

Понимать стихи непросто .

Почему эпиграфы к уроку – неслучайны?

Каковы цели нашего урока? ( Учащиеся определяют цели урока)

На протяжении всего изучения литературы вы будете совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Это лишь первый этап.

На уроке мы сравним произведения двух разных поэтов : Ф. Тютчева и А. Фета, сопоставив их : выделив общее и различное в подходе к теме.

Посмотрите в окно! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить ?



На своих рисунках вы нарисовали зиму так, как вы ее видите, молодцы!

Учитель: Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет - певцы русской природы , видели ее по-своему.

Послушаем краткий рассказ об их творчестве.

Следует устный монологический ответ учащихся.


Примерный ответ учащегося.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Примерный ответ учащегося.


«Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел.

В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон.

А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

(Критерии: правильно, полно, эмоционально)

Оценка устного ответа учителем.

6. Анализ лирического произведения.

- Беседа по вопросам ( вопросы предложены заранее в рамках домашнего задания)

Стихотворение для анализа:

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

31 декабря 1852

Прочитаем наизусть стихи , знакомые вам еще с начальной школы, мы постараемся взглянуть на них на качественно новом уровне и определить пафос произведения.

-Вопросы к анализу стихотворения Тютчева:

1.Какова тема стихотворения? (Зимний лес)

Работа со словарем.

3.Подберите синонимы к этому слову.

(волшебница, колдунья, кудесница, чудодейка, ворожея)

4.Какова идея стихотворения? (Неповторимость волшебной красоты зимней природы)

5.Передайте ваши впечатления от стихотворения.

6.Работа с поэтическим словом.

7.Определите лексическое значение слова:

1. прелестный, очаровательный . великолепный.

2.необыкновенный, удивительный. Чудной, необычный

8.Каким чувством окрашено это стихотворение? (определение пафоса как эмоционального настроя произведения)

чувством восхищения, восторга, красоты.

9.Какие художественные средства использует поэт, определите их роль.

-олицетворения ( лес стоит, солнце мещет) – природа живая

-эпитеты (неподвижная, немая и др.) – описание состояния леса, настроение автора

-метафоры (стоит околдован, под снежной бахромою и тд.) – живые , яркие картины леса видит читатель глазами автора.

( блестит, вспыхнет, заблещет, ослепительной)

11. Найдите повторы в тексте. Для чего они используются?

Какие слова подчеркивают это?

Внешняя неподвижность:

Внутреннее движение:

Вывод: в этом поэт видит волшебство и загадку зимнего леса

Почему в тексте стихотворения нет прямых цветовых определений?

(- невозможно обычными цветовыми определениями передать изменчивую красоту леса;

- это не входило в замысел автора

- главное- не цвет, а движение)

7.Анализ стихотворения А. А. Фета.

Мама! глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

Беседа по вопросам:

1.Какова тема стихотворения?

( Зимнее утро. Первый снег.)

2.Каков сюжет стихотворения?

(герой- мальчик смотрит в окно и передает свои впечатления от зимней картины природы маме)

3.О какой народной примете говорится в стихотворении?

(ждать гостя (гость- зима), к морозу)

4.Каким вы представляете себе героя стихотворения?

(мальчик, наблюдательный, резвый, рад приходу зимы)

5.Какие слова помогают понять состояние мальчика?

6. Какой предстает зима в стихотворении?

7.Каков пафос стихотворения?

8.Каким чувством окрашено стихотворение ?

(радость, восторг, восхищение, удивление)

9.Работа с поэтическим словом.

10.Почему автор употребляет это слово, что он хотел сказать?

12.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, назовите их, приведите примеры.

13. В какие цвета окрашена картина зимнего утра?

Какими словами они переданы?

14.Какова идея стихотворения?

(Радость, наслаждение от того , что пришла зима- чудесное, радостное время года с веселыми забавами )

Учитель обращает внимание на детские рисунки.

8.Сопоставительный анализ стихотворений.

Учитель: Подведем итог сказанному, заполнив таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу.

Тема (зима, зимняя природа)

Пафос (радость, восторг, восхищение)

Мастерство поэтов в выборе художественных приемов и изобразительных средств , наиболее точно передающих идею автора

Идея стихотворения связана с любовью к родной природе.

У А.Фета присутствует в стихотворении герой – мальчик, через восприятие которого дано происходящее.

Общий вывод по уроку:

Поэты Федор Тютчев и Афанасий Фет наслаждаются красотой зимы и видят ее в простых картинах природы. Все вокруг доставляет радость. Природа для поэтов живая и прекрасная, она является источником для вдохновения.

Что было трудным на уроке?

Что понравилось и запомнилось?

Что было для вас нового?

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за работу на уроке! Все молодцы!

10. Домашнее задание ( на выбор)

-Создайте зарисовку зимнего леса или составьте свою подборку стихов данных поэтов о природе.

-Стихотворения поэтов без названия , придумайте свое название к данным стихотворениям.

Урок завершен, до новой встречи!

План анализа лирического произведения

Автор. Название стихотворения.

Развитие конфликта и сюжета (последовательно возникающие образы, картины, настроение. Их взаимосвязанность, мотивы)

Образ лирического героя.

Поэтический язык (изобразительно-выразительные средства языка, поэтическая лексика)

Идея стихотворения (какие смыслы выводит автор, к какому итогу (выводу) приходит, связь с названием стихотворения).



-75%

Современная русская литература

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Обучение анализу стихотворения в 5 классе на примере стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" (77 KB)

Читайте также: