Конспект по черчению 10 класс

Обновлено: 01.07.2024

Цель урока: Изучение резьбовых соединений; изображение резьбы на стержне и в отверстии; обозначение метрической резьбы; упрощенное изображение резьбовых соединений.

Задачи урока:
1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.
3. Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.

Примечание. Форма объяснения нового материала зависит от уровня учебных возможностей обучающихся, т.е. учебно-познавательных интересов, способностей, творческого потенциала. Организация урока в форме конференции требует большой предварительной подготовки и хорошего знания о возможностях обучающихся, чтобы урок действительно достиг поставленной цели.

Классификация типовых сборочных соединений
Типовые соединения
Разъемные Неразъемные

Резьбовые Не резьбовые

Болтовое Шпоночное Заклепочное
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали: болт, гайка, шайба Соединяемые детали: вал, втулка
Стандартная деталь: шпонка Соединяемые детали: две (или более)
Стандартная деталь: заклепка
Шпилечное Штифтовое Клеевое
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали: шпилька, гайка, шайба Соединяемые детали: вал, втулка
Стандартная деталь: штифт Соединяемые детали: две (или более)
Стандартный материал: клей
Винтовое Паяное
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали:
Винт (или винт, гайка, шайба) Соединяемые детали: две (или более)
Стандартный материал: припой (флюс)
Сварное
Соединяемые детали: две (или более)

Разъемные соединения. Изображение резьбы. ГОСТ 2.311-68


Рис. 1 Резьбу изображают: На стержне (рис.1,а) - сплошными основными линиями по наружному диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по внутреннему диаметру (на плоскости, перпендикулярной оси стержня по внутреннему диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте).
В отверстии (рис.1,б) - сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по наружному (на плоскости, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). Сплошную тонкую линию при изображении резьбы наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основной линии и не более величины шага резьбы. Резьбу, как невидимую, изображают штриховыми линиями по наружному и внутреннему диаметрам.

Граница резьбы (рис.2,а, б) определяется до начала ее сбега и изображается сплошной основной или штриховой линией, если резьба невидимая. Штриховку в разрезах и сечениях (рис.1,2) проводят до линии наружного диаметра на стержне и до линии внутреннего диаметра в отверстии, т.е. в обоих случаях до сплошной линии. Размер длины резьбы указывают без сбега. Резьбу с нестандартным профилем показывают со всеми необходимыми размерами (шагом, внутренним и наружным диаметрами, толщиной зуба, числом заходов, левым направлением резьбы и т.п.). В соединениях стержень перекрывает отверстия (рис.3), и поэтому в границах стержня резьба имеет сплошную основную линию по наружному диаметру, в отверстии - по внутреннему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие, учет присутствующих, проверка готовности к занятию, проверка наличия материалов.

Тема, цели, мотивация. (1 мин)

Добрый день. Сегодня Вы узнаете: какие форматы листов бумаги используют для выполнения чертежей, какие масштабы применяют для графических изображений.

Вы научитесь: выполнять внутреннюю рамку и основную надпись чертежа, использовать масштаб при выполнении чертежей.

Актуализация знаний

Как вы считаете, какого размера бумага подходит для выполнения чертежей? Существуют ли стандарты для определения ее размера?

Введение новых знаний

Как вам уже известно, при выполнении и оформлении чертежей руководствуются едиными правилами, обязательными для всех предприятий, организаций, учебных заведений. Поэтому чертежи изделий нельзя по-разному читать или выполнять. Чертежи должны понимать все специалисты, которые участвуют в изготовлении и ремонте изделий. Правила выполнения и оформления чертежей объединены в единую систему конструкторской документации (ЕСКД). В процессе изучения черчения вы будете знакомиться с различными стандартами (например, на масштабы, линии чертежа, форматы, шрифты и др.). Каждому стандарту присваивается свой номер и год регистрации (например, ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам). Познакомимся с основными стандартами ЕСКД, устанавливающими правила оформления чертежей.

Форматы листов чертежей.

Для удобства хранения чертежей их выполняют на листах бумаги определенного размера, называемого форматом. Формат листа определяется размерами его сторон. Стандартом ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы установлен ряд основных и дополнительных форматов (рис. 12). Форматы листов определяются размерами внешней рамки и обозначаются заглавной буквой А и цифрой. На уроках черчения вы будете использовать формат А4, размеры сторон которого 210 х 297 мм или А3 с размерами 420 х 297 мм.

Основная надпись чертежа (штамп).

Каждый чертеж оформляется рамкой и основной надписью. Рамка ограничивает поле чертежа. Ее проводят сплошной толстой линией на расстоянии 20 мм от левой границы формата и на расстоянии 5 мм от верхней, нижней и правой границ (рис. 13). В правом нижнем углу формата над рамкой размещают основную надпись. Форму, размеры и содержание основной надписи устанавливает стандарт ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи. Для производственных чертежей основная надпись выглядит следующим образом (рис. 14).

Для учебных чертежей размеры основной надписи стандартами не регламентируются. Основная надпись учебного чертежа, которую выполняют на уроках черчения, имеет размеры, указанные на рисунке 15. Рамка основной надписи также выполняется сплошной толстой линией.

В основной надписи чертежным шрифтом (его мы рассмотрим позже) указывается: наименование изделия, фамилия учащегося и учителя, дата приемки чертежа, масштаб изображения, обозначение материала детали, школа и класс, номер задания (рис. 16). Буквы и цифры в основной надписи, как и на всем чертеже, выполняют чертежным шрифтом.

Масштабы.

Часто необходимо выполнить чертежи больших или мелких деталей. Большие по размерам детали невозможно изобразить на листе бумаге, не уменьшив их размеры в несколько раз. Также чертежи мелких деталей трудно выполнить без увеличения их размеров. Таким образом, изображение детали на чертежах может быть больше или меньше, чем сама деталь. Про такое изображение говорят, что оно выполнено в масштабе. Когда 10 миллиметров на бумаге равно 10 миллиметрам величины объекта, то чертеж имеет масштаб натуральной величины (1:1). При изображении крупных деталей пользуются масштабом уменьшения, мелких — масштабом увеличения (рис. 17).

Помните! При использовании масштаба уменьшения или увеличения изменяется только величина изображения объекта, а числовые значения размеров всегда указываются натуральные (действительные). Величины угла остаются без изменения при любом масштабе.

Обозначение масштаба. Масштаб записывается в основной надписи в специальной графе (см. рис. 16). Если одно из изображений на чертеже выполнено не в том масштабе, который указан в основной надписи, над этим изображением записывают масштаб: указывают непосредственно после надписи, относящейся к изображению, например: А–А (1:1); Б (5:1); А (2:1).

Шрифты.

Вы уже обратили внимание, что изображения на чертежах всегда сопровождают надписями. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом. Буквы и цифры чертежного шрифта отличаются от тех, которыми вы обычно пишете.

Шрифт (от нем. Schrift) — это рисунок, начертание букв какого-либо алфавита, цифр и знаков. Шрифты чертежные предназначены для выполнения надписей, начертания условных знаков и размерных чисел на чертежах.

Правила выполнения чертежных шрифтов определяются стандартом ГОСТ 2.304-81 ЕСКД. Шрифты чертежные. Стандарт устанавливает начертание, размеры двух видов букв русского, латинского и греческого алфавита — прописных (заглавных) и строчных, а также арабских и римских цифр и некоторых знаков для условных обозначений на чертеже.

Шрифт может быть выполнен с наклоном 75° и без наклона. Угол наклона букв и цифр можно построить с помощью двух угольников. В тетради в клетку нужный угол можно получить, проведя диагональ прямоугольника, образованного четырьмя клетками.

Размеры на чертеже также выполняют размером шрифта 5.

Подведение итогов (6 мин)

1. Объясните, для чего на чертеже выполняют основную надпись.

2. Какие сведения указываются в основной надписи учебного чертежа?

3. Как вы считаете, с какой целью с левой стороны формата рамка вычерчивается на расстоянии 20 мм от края?

4. Для чего необходимы масштабы?

5. Влияет ли масштаб на числовые значения размеров, указанные на чертеже? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание: Выполнить рамку чертежа и основную надпись на формате А4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого урока по черчению 8 класс

Представляю конспект открытого урока по черчению в 8 классе. тема урока "расположение видов чертеже." урок не только теоретической направленности, но больше внимания уделяется практической сторогне, и.


В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения .

На слайде показано получение разреза. Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, как бы удаляется. Оставшаяся часть.

План-конспект урока по черчению "Прямоугольное проецирование" 8 класс

Изображения пред­метов на чертежах в соответствии с правилами государственного стандарта выполняют по способу (методу) прямоугольного прое­цирования. Проецированием называют процесс построения п.

Конспект урока по черчению 11 класс "Чтение архитектурно-строительных чертежей"

Тип урока: повторительно-обобщающий урок-игра.


Разработка урока по черчению в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку. .


Урок по черчению в 8 классе по теме :Анализ геометрической формы предмета (с презентацией)

Представляю вашему вниманию авторский урок в разделе технология черчение. Урок был впервые проведен в рамках школьного семинара по использованию ЦОР в образовательном процессе март 2014г И.


  • С помощью каких средств люди передают друг другу различную информацию? Как вы считаете, что такое графическое изображение?
  • Вы узнаете : о графическом языке; видах графических изображений и их роли в передаче информации о предметном мире; о графических изображениях, предназначенных для передачи технической и технологической информации об изделиях.
  • Вы научитесь: распознавать виды графических изображений.


  • Вспомните, на чем выполняли графические изображения наши предки.
  • Вы узнаете: какими чертежными инструментами, материалами и принадлежностями пользуются при выполнении чертежей, как подготовить инструменты и принадлежности к работе.
  • Вы научитесь: подготавливать чертежные материалы и настраивать чертежные инструменты и принадлежности, пользоваться ими.


  • Как вы считаете, какого размера бумага подходит для выполнения чертежей? Существуют ли стандарты для определения ее размера?
  • Вы узнаете: какие форматы листов бумаги используют для выполнения чертежей, какие масштабы применяют для графических изображений.
  • Вы научитесь: выполнять внутреннюю рамку и основную надпись чертежа, использовать масштаб при выполнении чертежей.


  • Используя рисунок 18, объясните, почему графическое изображение детали на чертеже имеет линии различного типа.
  • Вы узнаете: какими линиями выполняют графические изображения, почему необходимо использовать разные типы линий.
  • Вы научитесь: выполнять разные типы линий в соответствии с ГОСТ.


  • На ваш взгляд, в каких единицах выражают линейные размеры на чертежах деталей? Какие размеры имеют форматы А4, А3?
  • Вы узнаете: что называется компоновкой чертежа, как на листе представить равновесное расположение всех элементов чертежа.
  • Вы научитесь: гармонично выполнять компоновку отдельных элементов изображения в выбранном масштабе на определенном формате.


  • Какими буквами — прописными или печатными — подписывается чертеж? На ваш взгляд, существуют ли правила ГОСТ на подписи чертежа?
  • Вы узнаете: для чего нужны шрифты, какие они бывают.
  • Вы научитесь: выполнять чертежным шрифтом простые надписи и размерные числа на изображениях предмета.


  • Что показывают линейные размеры? Что обозначают угловые размеры?
  • Вы узнаете: для чего необходимо наносить размеры на чертежах деталей, каковы правила их нанесения, какие ошибки встречаются в нанесении размеров.
  • Вы научитесь: рационально наносить размеры на чертежах деталей.


  • Какие чертежные инструменты вы знаете? Какие из них могут понадобиться для деления отрезков и углов на равные части? Поясните их назначение.
  • Вы узнаете: как разделить отрезок и угол на равные части, используя только циркуль и линейку; как построить угол, не имея под рукой транспортира.
  • Вы научитесь: делить отрезок, угол на равные части; строить перпендикуляры при помощи циркуля.


  • Назовите основные геометрические построения, которые необходимо выполнить, чтобы начертить детали, изображенные на рисунке 34.
  • Вы узнаете: как разделить окружность на равные части с помощью циркуля и угольника.
  • Вы научитесь: делить окружности на равные части.


  • Какие правильные многоугольники вы уже знаете. У какого многоугольника все стороны равны, но он не является правильным?
  • Вы узнаете: какие многоугольники называют правильными.
  • Вы научитесь: строить правильные многоугольники по заданной стороне с помощью циркуля и линейки.


  • Как вы считаете, какие геометрические построения необходимо выполнить, чтобы начертить объекты, изображенные на рисунке 36?
  • Вы узнаете: что такое сопряжения предметов, их элементы и принципы построения.
  • Вы научитесь: выполнять сопряжения двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей.

Раздел 2. Проекционное черчение


  • Вспомните из курса физики, как получается тень от предмета. В чем заключается метод Монжа? Почему тень имеет бо’льшие размеры, чем сам предмет?
  • Вы узнаете : что такое проецирование, каковы его виды, каким образом выполняется проецирование предметов.
  • Вы научитесь: выполнять проецирование предмета на одну плоскость проекций.


  • Вы узнаете : принцип проецирования на три плоскости проекций.
  • Вы научитесь: проецировать предметы на три плоскости проекций, выполнять трехпроекционные комплексные чертежи.


  • Что представляет собой проекционная связь? Опишите алгоритм построения трехпроекционного чертежа предмета.
  • Вы узнаете: что называется видом чертежа, каково количество основных видов и их расположение на чертеже, что такое комплексный чертеж.

Вы научитесь: правильно располагать предмет при построении комплексного чертежа, определять необходимое количество видов предмета.


  • Вспомните из курса геометрии, что называется геометрической фигурой и геометрическим телом. Объясните разницу между ними. Приведите примеры простых геометрических фигур.
  • Вы узнаете: как образуются геометрические тела, каковы проекции геометрических тел, как проецируются грани и ребра предметов на плоскости проекций.
  • Вы научитесь : выполнять комплексный чертеж геометрических тел.


  • Как проецируется точка на плоскость проекции? Каким образом проецируются отрезки и плоские фигуры по отношению к плоскостям проекций?
  • Вы узнаете : каким образом спроецировать точку, находящуюся на поверхности предмета.
  • Вы научитесь: выполнять проецирование точек, находящихся на поверхностях геометрических тел.


  • Укажите способы построения аксонометрических проекций и их особенности. Как строят аксонометрические проекции плоских фигур?
  • Вы узнаете : как построить прямоугольные изометрические проекции геометрических тел, как найти точки на их поверхностях.
  • Вы научитесь: выполнять прямоугольные изометрические проекции геометрических тел, находить точки на их поверхностях.


  • Что называется кубом, конусом, цилиндром, пирамидой. Объясните разницу между ними. Приведите примеры других геометрических тел.
  • Вы узнаете: как построить развёртки геометрических тел, как обозначается изображение развёртки на чертеже.
  • Вы сможете: выполнять развёртку геометрических тел.


  • Как построить точку, принадлежащую поверхности геометрического тела (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса)? Укажите условия, при которых в сечении конуса плоскостью получается окружность, эллипс, гипербола.
  • Вы узнаете: как определить контур полого тела.
  • Вы научитесь : выполнять комплексные чертежи полых тел.


  • Какое графическое изображение наиболее полно передает форму предмета?
  • Вы узнаете: что такое технический рисунок, принципы и методы построения технического рисунка, правила применения аксонометрических проекций в рисунке.
  • Вы научитесь: выполнять технические рисунки плоских фигур, геометрических тел; передавать на рисунке объем, используя разные способы оттенений.

Раздел 3. Машиностроительное черчение


  • Назовите основные виды, укажите их расположение на чертеже. В чем отличие между дополнительными и местными видами? Для каких целей используют условности и упрощения?
  • Вы узнаете : что такое разрезы, их классификацию и обозначение, что такое местный разрез и в каких случаях используют.
  • Вы научитесь : выполнять и обозначать разрезы.


  • Какая часть предмета мысленно удаляется во время выполнения разреза? Надо ли обозначать секущую плоскость, если она совпадает с плоскостью симметрии детали?
  • Вы узнаете: как соединяют часть вида частью соответствующего разреза, какие применяют условности и упрощения при выполнении разрезов.
  • Вы научитесь: выполнять соединение части вида с частью соответствующего разреза.


  • В каких случаях обозначают фронтальные, горизонтальные и профильные разрезы? Какой линией соединяют часть вида и часть разреза?
  • Вы узнаете: что такое сечение и для чего его применяют, виды, правила выполнения и обозначения сечений на чертежах.
  • Вы научитесь: выполнять и обозначать сечения.


  • Как вы считаете, где применяется резьба, каково ее назначение? Приведите примеры изделий с резьбой.
  • Вы узнаете: какие имеются виды резьбы, каковы ее размеры, элементы, как изображается и обозначается резьба на чертежах.
  • Вы научитесь: выполнять чертежи стандартных крепежных изделий (болта, винта, гайки, шпильки), имеющих резьбу.


  • Какие виды соединений деталей вам известны? Назовите их.
  • Вы узнаете : на какие группы делятся соединения деталей в изделии, какие существуют типовые соединения, как изображаются некоторые типовые соединения деталей на чертежах.
  • Вы научитесь : выполнять чертежи резьбовых соединений.


  • Какие виды графических изображений вам известны? Объясните, как правильно выбрать главный вид при выполнении чертежа изделия.
  • Вы узнаете : какие бывают виды изделий, какие еще графические документы применяют при конструировании изделий, чем эскиз отличается от чертежа.
  • Вы научитесь: выполнять эскизы изделий.


  • Какие соединения называются разъемными? Какие неразъемными? Что такое деталь и сборочная единица?
  • Вы узнаете: что называется чертежом общего вида, сборочным чертежом, в чем их различия.
  • Вы научитесь: определять по чертежу общего вида или сборочному чертежу количество деталей, входящих в состав сборочной единицы.


  • Каково назначение чертежа общего вида? Сборочного чертежа? В чем их различия?
  • Вы узнаете: последовательность чтения сборочных чертежей.
  • Вы научитесь: определять по чертежу принцип работы изделия, анализировать форму и положение составных деталей, выявлять процесс сборки и разборки изделия на основании чертежа общего вида, выполнять детали рование.


  • Как вы считаете, можно ли, используя знания по проекционному и машиностроительному черчению, выполнить чертеж дома? Свой ответ объясните.
  • Вы узнаете : какие чертежи называют строительными, какие бывают виды строительных чертежей, виды документов при проектировании здания или сооружения.
  • Вы научитесь : читать простые строительные чертежи.


  • На ваш взгляд, позволят ли знания и умения выполнения графических изображений ручным способом быстрее освоить построение этих изображений с помощью компьютера?
  • Вы узнаете : что такое система автоматизированного проектирования, какие преимущества в изготовлении чертежа она предоставляет специалистам, возможности наиболее распространенных систем автоматизированного проектирования (AutoCAD, Компас-ЗD, ArchiCAD, SolidWorks).
  • Вы научитесь: отличать автоматизированные системы от неавтоматизированных.

Читайте также: