Конспект по биологии 9 класс параграф 13 клеточный уровень общая характеристика

Обновлено: 03.07.2024

Цель: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.

Задачи образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.

Задачи развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.

Задачи воспитательные: формирование умений самостоятельной работы показать общебиологическое значение клеточной теории.

Метод: репродуктивный.

Ход урока

1. Организационно- психологический момент

Приветствие детей учителем, доброжелательная обстановка.

Оглашение темы урока учителем (она написана на доске заранее).

В тетради дети записывают тему урока.

Совместное определение с учащимися целей и задач урока.

Настрой на продуктивную совместную деятельность.

2. Проверка знаний

Задание 1. Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.

  1. Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)
  2. Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)
  3. Какое еще существует пятое царство? (вирусы)
  4. Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)
  5. Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)

Задание 2. Зарядка для ума.

Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:

  • жидрастьмораз – раздражимость;
  • таниепи – питание;
  • гуциясаремоля – саморегуляция;
  • сорт – рост;
  • витиераз – развитие;
  • леднасвенстность – наследственность;
  • ханеиды – дыхание;
  • мноразниеже – размножение.

3. Новый материал

(вступительное слово учителя)

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.

Далее просмотр слайдов с комментариями учащихся.

Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.

Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.

Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.

Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.

Слайд 6. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке.

В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.

В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.

Слайд 7. 1838 г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток.

Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.

  1. Все организмы состоят из клеток.
  2. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.
  3. Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.

Слайд 10. Ошибки учёных.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.

Слайд 11. Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов.

Слайд 14. 1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр.

Слайд 15. 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.

Слайд 15. 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.

Слайд 16. На рубеже XIX и XX веков сформировалась новая биологическая Наука ЦИТОЛОГИЯ (от греческого цитос – клетка, логос – учение)

  1. Строение клеток и их органоидов;
  2. Функции органоидов и других структур клетки;
  3. Размножение и развитие клеток.

Слайд 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

  1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.
  2. Слайд 18. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.
  3. Слайд 19. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.
  4. Слайд 20. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.
  5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.

Слайд 21. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ

  1. СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП. Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи.
  2. Слайд 22. ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП. Изобретён в 30-х годах 20 века. Современные микроскопы дают Увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.
  3. Слайд 23. МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЯ. Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.
  4. Слайд 24. ФЛУОРИСЦЕНТНАЯ МИКРОСКОПИЯ. Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.
  5. МЕТОД КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ. Он позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.

Слайд 25. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ:

  1. В медицине для разгадки причин заболеваний.
  2. Для классификации живых организмов.
  3. В генетике (наследственные заболевания, мутации).
  4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерия, селекция).
  5. Для раскрытия тайн эволюции.
  • Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов).
  • Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А теперь мы проверим как вы поняли материал сегодняшнего урока?

Слайд 27. ЗАДАНИЕ 1

Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку.

1. Впервые увидел и описал клетки растений:

  1. Р. Вирхов;
  2. Р. Гук;
  3. К. Бэр;
  4. A. Левенгук.

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:

  1. М. Шлейден;
  2. А. Левенгук;
  3. Р. Вирхов;
  4. Р. Гук.

3. Создателями клеточной теории являются:

  1. Ч. Дарвин и А. Уоллес;
  2. Т. Шванн и М. Шлейден;
  3. Г. Мендель и Т. Морган;
  4. Р. Гук и Н. Г.

4. Клеточная теория неприемлима для:

  1. грибов и бактерий;
  2. вирусов и бактерий;
  3. животных и растений;
  4. бактерий и растений.

5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о:

  1. единстве химического состава;
  2. многообразии живых организмов;
  3. единстве происхождения всего живого;
  4. единстве живой и неживой природы.

А теперь смотрим правильные ответы.

Слайд 28. ОТВЕТЫ:

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

5 – всё правильно;
4 – одна ошибка;
3 – две ошибки;
2 – три ошибки.

5. Домашнее задание

Параграф 10, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Клетка – основная структурно-функциональная единица жизни. Все живые организмы состоят из клеток. Все жизненные процессы протекают в клетках. Поэтому клетки являются основными структурными, функциональными, генетическими единицами живых организмов. В то же время сами клетки являются биосистемами, существующими по спец-ифическим законам.

Свойства клеточного единства определяются составляющими его биомолекулами. Многие свойства клеточного уровня зависят от молекулярного уровня – его компонентов и их роли в жизнедеятельности клетки. Например, молекулы ДНК несут в себе генетический код, определяющий

управление процессами синтеза белков. Мембранные структуры клетки построены из молекул белков и липидов (рис.19).

Если на молекулярном уровне можно детально рассматривать процесс репликации ДНК, то на клеточном уровне его значение оценивается как проявление жизнедеятельности клетки.

Несмотря на многообразие форм организмов, организация всех клеток подчинена единым закономерностям. Так, все клетки состоят из комплексов химических соединений, плазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами. Взаимодействие между ними обеспечивает целостность клетки. В ходе эволюции сформировался особый аппарат регуляции про-цессов метаболизма, передачи генетической информации. Появление жизни на Земле связано с появлением клеток. Все жизненные процессы: синтез ДНК и РНК, матричный синтез органических соединений, ферментативная регуляция этих процессов происходят на клеточном уровне. Клетка обеспечивает систему хранения и передачи наследственной ин-формации от поколения к поколению.

В ходе эволюции появилась специализация клеток, приведшая к разнообразию форм, протекающих в клетках процессов и выполняемых функций. Это, в свою очередь, привело к появлению тканей и органов и, в конце концов, целостной системы, ведущей самостоятельную жизнь – многоклеточному организму.

Положения современной клеточной теории. Клеточная теория – общебиологический закон о единстве происхождения, строения, развития всех живых организмов.

Основываясь на работах Матиаса Шлейдена, немецкий физиолог Тео-дор Шванн опубликовал книгу о соответствии в структуре и росте живот-ных и растений, в которой и была изложена версия клеточной теории. В ней доказывается, что организация клеток всех живых организмов, как растений, так и животных, подчинена единым закономерностям.

Дальнейшее развитие клеточной теории опирается на множество от-крытий. Рудольф Вирхов считает, что клетки возникают только из пред-шествующей клетки путем деления и вне клетки нет жизни, наибольшее значение в жизнедеятельности клеток играет не их оболочка, как тогда считали, а содержимое, т. е. протоплазма и ядро. Карл Бер считал, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки, представляющей собой оплодотворенное яйцо.

В настоящее время основные положения клеточной теории состоят из следующих утверждений:

1. Клетка является универсальной структурной и функциональной единицей развития всего живого;

2. Клетки образуются только при делении предшествующих им клеток; 3. Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие

4. Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему.

5. Строение клетки обеспечивает сохранение генной информации и передачу ее потомству.

Сравнительная характеристика клеток живых организмов

Генетическая информация локализована в нуклеотидах, плазмидах

Генная инфор-мация находится в хромосомах ядра

Генная информация находится в хромо-сомах ядра, митохон-дриях, пластидах

Генная информа-ция находится в хромосомах ядра, митохондриях

Клеточная стенка состоит из муреина Клеточная стенка состоит из хитина Клеточная стенка состоит из целлюлозы Клеточная стенка отсутствует

Имеет рибосомы и аэросомы – вакуоли с газом Имеет митохонд-рии, эндоплаз-матическую сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, цитоскелет, лизо-сомы, вакуоли

с запасными питательными веществами Имеет митохондрии, эндоплазматическую сеть, рибосомы, комплекс Гольд-жи, цитоскелет, клеточный центр (у низших растений),

пластиды, вакуоли с клеточным соком

Имеет митохондрии, эндоплазматическую сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, цитоскелет, клеточный центр, лизосомы, пищеварительные вакуоли

Способ питания: гетеротрофное (паразиты, сапрофиты) и автотрофное

Способ питания: гетеротрофное (паразиты, сапрофиты)

Способ питания: автотрофное и гетеротрофное (паразиты)

Способ питания: гетеротрофное (голозой, паразиты)

АТФ синтезируется в цитоплазме и мезосомах АТФ синтезируется в цитоплазме и митохондриях АТФ синтезируется в цитоплазме, миохондрии и пластидах

АТФ синтезируется в цитоплазме и митохондриях

Значение клеточной теории. Клетка, являясь основой многоклеточных организмов, является также и их основным строительным матери-алом. Развитие всего организма начинается с одной клетки – зиготы. Весь организм представляет собой систему клеточных единиц. Клеточная теория доказывает сходство химического состава всех клеток и, таким образом, единство органического мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 9-х классов методические рекомендации по содержанию урока и домашнее задание.

Тема: Клеточный уровень: общая характеристика

Цель: познакомиться с общей характеристикой клеточного уровня организации жизни.

Актуализация знаний

1. Что общего и какие различия между клетками растений и бактерий?

2. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

Содержание нового материала

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными.

Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Она обладает всеми признаками живого организма:

-обменивается с окружающей средой веществами и энергией;

-реагирует на внешние раздражители.

Клетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией туфелькой и клеткой листа березы? И, тем не менее, между этими, да и всеми другими клетками, гораздо больше сходства, чем различий.

И хотя многие ученые пользовались микроскопами для изучения живых существ, техника XVII-XVIII веков была еще очень несовершенной. Лишь в начале XIX века Р.Броун смог увидеть внутри клеток листа плотное образование, которое он назвал ядром. К середине XIX века немецкие ученые Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну их основных в современной биологии. Каковы же ее главные положения?

1. Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.

2. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р.Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории:

4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка – элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.

Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.

Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном темпе, развивать навыки групповой работы.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам; формировать у учеников мировоззрение, научное видение органического мира.

ВложениеРазмер
urok_kletka_9_klass.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 9 классе

  1. Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.
  2. Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном темпе, развивать навыки групповой работы.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам; формировать у учеников мировоззрение, научное видение органического мира.

На уроке используются СОТ: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

Урок сопровождается показом мультимедийной презентации .

Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое. В XIX веке сложилась клеточная теория. На основании каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, разобрав домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания (два ученика работают по индивидуальным карточкам, остальные в это время работают в группах, выполняя задания).
  • Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учеников).

Вклад в развитие

I. Зарождение понятия о клеточном строении.

Антони Ван Левенгук

II. Возникновение клеточной теории.

Вклад в развитие

II. Возникновение клеточной теории.

Обобщили знания о клетке и постулировали, что клетки составляют основную единицу строения всех живых организмов.

III. Развитие клеточной теории

Сформулировал положение о том, что каждая клетка возникает только путем деления такой же клетки.

Класс делится на 3 группы, каждая получает одну задачу. После

обсуждения вопросов, один из участников дает развернутый ответ. Если отвечающий раскрыл вопрос неполно, любой из членов группы может его дополнить. По ответу первого отвечающего оценку получают все члены группы, принявшие активное участие в обсуждении вопроса.

1) Первое описание клетки было опубликовано в 1665 г. В 1675 г.
стали известны одноклеточные организмы. Назовите имена ученых,

сделавших эти открытия? Можно ли считать эти даты зарождением цитологии как науки? Почему?

2) Клеточная теория была выдвинута в 1834 г., а окончательно
сформулирована лишь в 1855 г. Назовите ученых-авторов этой теории, сформулируйте ее основные положения. Почему от момента открытия клетки до становления клеточной теории прошло около 200 лет?

3) Научное познание проходит несколько этапов: наблюдение —

гипотеза — эксперимент — теория — закон. Какие открытия были сделаны на каждом этапе развития цитологии? Когда цитология оформилась как экспериментальная наука?

  1. Актуализация знаний по теме.
  • Работа с таблицами.

На доске вывешиваются таблицы «Схема строения растительной

Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, схемы строения растительной и животной клеток, выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. Что общего в растительной и животной клетках?

Ученики: Клетки, несмотря на их разнообразие, образованы тремя неразрывно связанными между собой частями: оболочки, цитоплазмы и ядра.

V. Изучение нового материала.

(Ученики конспектируют основные моменты лекции)

Живое содержимое клеток растений и животных слагается из цитоплазмы и ядра, которые вместе образуют протоплазму.

Цитоплазма состоит из основного полужидкого вещества и находящихся

в нем разнообразных органелл — постоянных компонентов цитоплазмы, а

также различных включений – временных компонентов цитоплазмы.

Цитоплазма содержит многочисленные химические соединения. Она представляет собой не однородное химическое соединение, а сложную, постоянно изменяющуюся систему, характеризующуюся щелочной реакцией и высоким содержанием воды (60—90% всей массы веществами, неорганическими солями, сахарами, нуклеотидами и другими органическими соединениями.

В цитоплазме осуществляются почти все процессы обмена веществ, кроме синтеза нуклеиновых кислот, происходящего в ядре.

Какое одно из основных свойств цитоплазмы живой клетки?

Да, способность к движению, которое обеспечивает связь между органеллами и их взаимодействие друг с другом.

Как и для всего живого, клетке характерна способность к саморегуляции. А для того, чтобы поддерживать необходимую концентрацию химических веществ, она должна быть физически отделена от внешней среды.

Какой компонент клетки выполняет эту функцию?

Конечно, клеточная оболочка, которая является достаточно сложным образованием, состоящим из наружного слоя и прилегающей к цитоплазме плазматической мембраны, или плазмалеммы.

Наружные слои клеточных оболочек живых организмов имеют разное строение. У животных он представлен гликопротеинами, гликолипидами или липопротеинами и называется гликокаликсом. Гликокаликс клеток животных очень тонкий и эластичный, защищает клетку от повреждений и придает ей форму. Наружный слой растительных клеток образован мощным слоем клетчатки, получившим название клеточной стенки.

Какие функции выполняет клеточная стенка растительных клеток?

Правильно, она служит каркасом клеткам, выполняя наряду с защитной функцией еще и опорную.

Наружный слой клеточных оболочек образуется в результат процессов жизнедеятельности клеток.

Мембрана — очень распространенная в клетке структура. Она не только окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, но и является неотъемлемой частью многих клеточных органелл (митохондрии, пластиды, ядро и др.).

Биологические мембраны живых организмов имеют сходные структурные особенности и свойства. Общепризнанной в настоящее время является жидкостно-мозаичная модель строения мембраны.

Ее основу составляет двойной слой молекул жиров-липидов, который можно сравнить со стенкой мыльного пузыря, так как молекулы мыла и липидов построены сходным образом.

Капля жидкого мыла, как и капля жира, не смешивается с водой, а

растекается по ее поверхности тончайшей пленкой.

  • Демонстрация опыта (надувание мыльных пузырей).

Двойные слои мембраны пластичны и текучи, как оболочка мыльного пузыря, но вместе с тем и не бесформенны. Если мыльный пузырь разрезать микроножом, то получится не две половинки, а два целых пузыря, только поменьше. Столкнувшись в воздухе, два мыльных шара сольются вместе в один, более крупный. Такими же уникальными свойствами обладает и мембрана. Если проткнуть ее иглой, то отверстие тотчас же исчезнет, а если клетку разрезать пополам, то каждая ее часть окажется окруженной своей мембраной.

Так какими же свойствами обладают клеточные мембраны?

В клеточных мембранах встречаются тысячи различных белков, так как они определяют большинство специфических функций мембран. Различают периферические белки , которые располагаются на наружной или внутренней поверхности билипидного слоя; полуинтегральные белки , которые погружены в липидный бислой на различную глубину; интегральные (трансмембранные) белки, пронизывающие мембрану насквозь, контактируя при этом с наружной и внутренней средой клетки. (слайд на экране)

Группа пронизывающих белков, собираясь в кружок, образует пару, через которую некоторые соединения могут переходить с одной стороны мембраны на другую. Мембранные белки выполняют такие функции как транспорт веществ, катализ мембранных реакций, поддержание определенной структуры мембраны, получение и преобразование сигналов из окружающей среды и т. д. (слайд на экране)

Как вы думаете, какое еще органическое вещество может содержаться в клеточной мембране помимо белков и липидов?

В мембранах могут содержаться и углеводы (от 2 до 10 %). Углеводный компонент мембран может быть связан с молекулами белков (гликопротеины) или липидов (гликолипиды). В основном углеводы располагаются на наружной поверхности мембраны и обеспечивают распознавание внешних сигналов, сцепление соседних клеток.

VI. Физкультминутка для глаз (с использованием тренажера Базарного на экране).

VII. Общие выводы урока.

Учитель : А сейчас нам с вами предстоит объединить все известные данные о строении биологических мембран, составить их общую характеристику и записать в рабочую тетрадь.

Общая характеристика биологических мембран : (слайд на экране)

  1. Биологические мембраны имеют небольшую толщину (5-10 мм).
  2. Мембраны – это липопротеиновые структуры (липид + белок), к отдельным молекулам которых могут присоединяться углеводные компоненты (белок + углевод или углевод + липид).
  3. Липиды образуют в мембране бимолекулярный слой.
  4. Белки мембран выполняют различные функции, определяя специфические особенности мембран.
  5. Мембранные белки и липиды способны перемещаться в плоскости мембраны, если только они не закреплены или не ограничены в своем передвижении.
  6. Углеводный компонент мембран связан с механизмами распознавания.

Ученики выбирают правильные ответы и записывают в тетрадь.

  1. Какие из перечисленных веществ в состав мембран не входят?

В) нуклеиновые кислоты

  1. Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточных мембран?

Г) все указанные функции

  1. Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточных мембран?

А) транспорт веществ

Б) узнавание типов клеток

В) образование двойного слоя мембраны

Г) катализ реакций

  1. Какой из компонентов мембраны обуславливает свойства текучести и подвижности?

Г) нуклеиновые кислоты

Г) прерван белковыми парами

  • Самоконтроль и самооценка (верные ответы и критерии выставления отметок для учеников за тест на экране).

IX. Домашнее задание .

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учитель: Ребята! Что вы узнали сегодня на уроке? Где эти знания вам пригодятся? Чему вы можете научить других ребят? В чем возникали трудности? Оцените свои ответы и обоснуйте отметку.

XI. Подведение итогов учителем, выставление отметок.

Урок подготовила учитель биологии

ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект и Презентация к уроку по биологии для учеников 10-11 классов химико-биологического профиля.

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы.


Презентация по биологии для учащихся 9 класса по теме "Клеточная мембрана"

Презентация к курсу биологии для учащихся 9 классов по теме "Клеточная мембрана".



Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном .


Разработка урока "Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана" 9 класс

Урок по теме "Общие сведения о клетке. клеточная мембрана".


laquo; Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр».

Читайте также: