Конспект урока ионыч тема гибели человеческой души

Обновлено: 06.07.2024

Цитата: “… Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Пусть судят их присяжные заседатели, а моё дело показать только, какие они есть…” (А.П. Чехов в письме к издателю газеты “Новое время” А.С. Суворину)

1 часть – тема урока не прописана, 2 часть – карта версий в виде таблицы, которая заполняется в течение урока:

1-я часть урока – создается ситуация погружения обучающихся по поводу прочитанного, этап проявленности смыслов учеников.

1. Слово учителя.

– На прошедшем уроке мы начали читать и понимать рассказ Антона Павловича Чехова “Ионыч”. Домашнее задание заключалось в том, чтобы найти место в тексте, которое показалось интересным и попытаться нам его представить.

2. Представление интересов обучающимися.

Обучающие представляют свои интересы, связанные, например:

– с названием рассказа;

– с пустой бесполезной жизнью героя, с властью мелочей;

– с фамилией главного героя (“Старцев” – старость, старение, застареть, состариться, постареть);

– с построением рассказа (пять частей рассказа – пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева. Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);

– с временным охватом жизни героев (прилагается рисунок зеркала и часов);

– с героями других произведений (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Кафка “Превращение” и др.);

– с героями других произведений А.П. Чехова (героями, живущими, не идеологами, а “человек без идеи не дает ответы на вопросы”)

3. Анализ письменных работ.

Учитель анализирует письменные работы обучающихся по теме: “Что меня заинтересовало в рассказе, а может заставило задуматься”.

2-я часть урока – формирование поля первичных смыслов слова “деградация”, оформление каждым учеником своего смысла и сравнение его со смыслами других обучающихся, авторов словарей.

4. Слово учителя.

При выступлении каждого из вас, а также в ваших письменных работах, так или иначе прозвучало слово “изменение”, изменение со знаком минус. Это изменение касается прежде всего главного чеховского героя – обыденного обыкновенного человека – Старцева Д.И. Я бы хотела к вам присоединиться и сказать, что в течение жизни человеку свойственно меняться. Однако существует такое изменение, о котором говорят: “Прижизненно умирает человек в человеке” или одним словом говорят: “Этот человек деградирует”.

Учитель просит учеников представить свое понимание слова “деградировать”.

5. Обучающиеся назвали слова, словосочетания, записали их на листках бумаги и прикрепили к доске.

  • духовная капитуляция человека;
  • нравственное падение человека;
  • духовное оскудение;
  • падение вниз человека;
  • духовное перерождение;
  • мутация;
  • потеря своей души;
  • разрушение личности;
  • опустошение;
  • обнищание духа;
  • самовырождение человека;
  • изменение человека в худшую сторону;
  • опуститься;
  • гибель человеческой души;
  • бомж, наркоман и т.п.

После высказывания всех смыслов добавляются смыслы авторов словарей (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993 – с. 158)

3-я часть – представление возможности личного самоопределения в теме урока через проявление версий и их обоснования примерами из текста, личных представлений, из других произведений, стягивание смыслов, в ходе которого определились факторы, ведущие к деградации человека.

6. Слово учителя.

– Попробуем об этом поговорить. Тема урока: “История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”.

Чтение и понимание эпиграфа.

Ученики предлагают свои версии данной проблемы, используются эпизоды из текста, из личной жизни. Заполняется карта версий как у доски, так в тетрадях обучающихся.

Автор Эпизод Версия
Виталий Н. Назначение доктора Старцева земским врачом
Ольга Д. Знакомство Старцева с семьей Туркиных ..
Марина Т. Чтение Веры Иосифовны своего романа
Роман Ю. Игра Екатерины Ивановны (Котика) на рояле
Максим К. Анекдоты, смешные задачи главы семейства Ивана Петровича
Евгений Д. Второе посещение Туркиных (через год)
Дима П. Влюбленность Старцева
Таня К. Сцена на кладбище
Ира Т. Неудачный визит Старцева
Владимир К. 4 года спустя
Виталий Д. Прошло еще несколько лет

Работа по карте версий.

Учитель прикрепляет к классной доске листок со своим понимание слова “деградация”. Это “самодеградация”.

Ученики оформляют выводы по теме урока.

7. Слово учителя.

– Когда я задала себе вопрос о том, кто виноват в таком изменении героя, я ответила: “Все и никто. Обыденная жизнь”.

Мы постарались прожить на уроке историю гибели, потери, умирания, оскудения, опустошения… деградации души чеховского героя. Этот рассказ – предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь, обращаясь к молодым людям, может быть таким же, как вы: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Ход урока

I. Слово преподавателя

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

I. Слово преподавателя

III. Лингвостилистический анализ текста:

— Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

— Какова основная идея произведения?

— Какова композиция рассказа?

(Композиция произведения на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С. (семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Эти микротемы раскрываются по-чеховски — повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.)

Слово преподавателя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т. к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения.

Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывают вслух первый абзац рассказа).

(В литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений).

— О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

— Каковы взгляды, характер этого человека?

Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

— Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

— А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

— Какой вывод можно сделать поэтому эпизоду?

(Чехов дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но. на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но. все же это культурные звуки.

Анализ 2 главы.

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь — важная художественная деталь.

— Что же изменилось за этот год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Ее образ воспринимается читателем с двух точек зрения — Старцева и самого автора.)

— Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

— Может быть, Котик — редкое исключение из читателей города С., и чтение свидетельствует о ее духовности?

— Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти.

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественный деталей.

Анализ 4 главы.

— Какие изменения произошли в семье Туркиных?

— Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

(Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.)

Слово преподавателя.

Итак, отрезав последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава — итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

IV. Поисковое задание

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно — его моральное и духовное опустошение.

— Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

(Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием — расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям, жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева. В результате сжатости композиции образуется между этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет читателю для заполнения в процессе сотворчества.)

Вывод преподавателя: итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, — проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души — самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем свои существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

V. Закрепление

— Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

— С помощью, каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.

— Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности?

— Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать стр. 301-303.

3. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева — по нисходящей линии. (Задания 2, 3 обучающимся предлагаются на выбор).

4. Выпишите с примерами художественные приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

применять приобретённые знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

развивающая – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя;

воспитательная – нравственное воспитание студентов, воспитывать любовь к литературе.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвистического анализа.

умение работать с информационным потоком;

умение решать проблему;

умение вырабатывать собственное мнение;

умение выражать свои мысли;

Эпиграф к уроку :

Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

3. Вступительное слово преподавателя.

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева — земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеалов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, наживе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.

II . Актуализация ранее изученного.

1. Викторина по биографии и творчеству Чехова.

В каком году и где родился А.П. Чехов?

Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов?

Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета?

В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель ?

Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями ?

Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете?

С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году ?

Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях ?

Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете ?

Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете ?

С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин ?

Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин ?

В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения ?

Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете ?

Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете ?

Назовите известные вам чеховские места .

Где похоронен А.П. Чехов?

III . Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

- Давайте перейдем к творчеству , т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере анализа рассказа "Ионыч" раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя.

2. Словарная работа. (слайд № )

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека.

Мещанство - 1) сословие в дореволюционной России; 2) мировоззрение и стиль жизни, в центре которого стоит стремление к обладанию собственностью и ее преумножению.

Обыватель - 1) В царской России: постоянный житель какой-н. местности.

2 . ( перен.) ч еловек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами. "Превратиться в обывателя"

3. Беседа об идейно-тематическом своеобразии рассказа. (Слайд № )

1. Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека).

4. Проблемная ситуация: Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста.

1. О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Как известно, у Чехова фамилии были "говорящими". ( Говорящей является и фамилия персонажа — Старцев, которая заключает в себе перспективу преждевременного старения души Ионыча.)

Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.

Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных. Но, судя по всему, Старцев не спешил сделать это, — видимо, он не очень верил рекомендации, а главное, был занят и увлечен своим делом.

5. Анализ I главы.

- Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.

Словарная работа:

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

- В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

- Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей.

Его восприятие Туркиных — это своего рода зеркало его самого, молодого, доброжелательного, жизнерадостного земского врача, к тому же изрядно соскучившегося в своем захолустье по интеллигентному обществу. Он увидел интеллигентных людей, домашний уют, хорошо сервированный стол, вкусный ужин, услышал веселые разговоры, звуки рояля, — словом, то, чего в Дялиже не было, — и все показалось ему ново, интересно и занимательно. А самое глазное, что привело его в восторг, — это прелестное, обаятельное существо, обещающее так много, много радости впереди.

Анализ 2 главы.

- Прошло больше года. Что изменилось за этот год? ( Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну).

- На какую деталь во 2-ой главе автор обращает наше внимание? (У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон.) Как она характеризует Старцева?

Анализ 3-ей главы.

- Что в начале III главы мешает Старцеву сделать предложение Котику?

- О чем думает в это время Старцев? Как это его характеризует?

- Что произошло в клубе? ( Старцев сделал предложение Котику и получил отказ)

- Найдите и прочитайте в 3-ей главе описание душевного состояния героя после отказа Екатерины Ивановны. ( У Старцева перестало беспокойно биться сердце. )

Анализ 4-й главы

- Сколько прошло лет? ( 4 года)

- Как изменился Старцев?

Какие изменения произошли в семье Туркиных?

- В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?

- Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

( Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)

- Почему это происходит с Ионычем?

( В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение человеческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)

- Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?

( Жадность, грубость, раздражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)

IV . Итоги урока.

1. Обобщающая беседа.

- Типичен ли образ Старцева?

- Актуальна ли эта тема сегодня – деградация личности человека?

- Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям, лень и нежелание бороться с пошлостью)

Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям.

Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Продолжим знакомиться с творчеством Антона Павловича Чехова.

– Попытаемся понять причины нравственной деградации доктора Старцева.

Как мы уже говорили на прошлых уроках, Антона Павловича Чехова критики его времени часто упрекали за безыдейность.


Чеховские рассказы сравнивали с моментальными фотокарточками, обвиняя писателя в том, что он просто фиксирует моменты обывательской жизни. По мнению критиков, писателю необходимо обращаться к высоким темам, разрабатывать программу духовного перерождения страны и показывать будущее, к которому должен идти народ.

Каким мы видим доктора Старцева в начале рассказа? Он молод, энергичен, погружен в работу. Все свои силы он отдаёт медицине. Доктор Старцев интересуется искусством и литературой, много читает. А ещё он достаточно умён и проницателен, чтобы сразу увидеть, насколько фальшивы и жалки таланты семейства Туркиных.

Интересно и отношение к искусству Веры Иосифовны. Женщина считает, что романы стоит печатать в журналах только ради денег. То есть отношение к искусству у неё сугубо практическое, утилитарное. Она подаёт свои романы как ещё одно блюдо к ужину. Эта мысль подчеркивается тем, что чтение романа проходит под стук ножей из кухни, а гости слышат запах жареного лука. То же можно сказать и об игре Екатерины Ивановны, и о каламбурах Ивана Петровича.


Пошлость и бездарность домашнего представления Туркиных видна уже в первой сцене. Но у молодого Старцева вечер вызывает умиление и ощущение комфорта после тяжёлых дней в больнице. Вкусная еда, мягкие кресла, общество образованных, воспитанных людей убаюкивает его.

Перемены в докторе Старцеве, его превращение в Ионыча, тоже показаны через художественные детали. В начале рассказа молодой Старцев весел, он поёт и легко проходит пешком девять вёрст. Потом у него появляется своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Старцев начинает полнеть, ему уже трудновато подолгу ходить пешком.

Так кто же виноват в гибели души доктора Старцева? Может быть, в равнодушного обывателя доктора Старцева превратила среда? Он слишком долго находился в обществе малообразованных, посредственных и бездуховных людей. Вспомним, что Туркины при всей своей бездарности и ограниченности считались самой лучшей, самой талантливой семьей в городе. Старцев поначалу пытался говорить с людьми о будущем, о свободе, о необходимости труда, но всякий раз встречал непонимание и агрессию.

Может быть, вина в деградации доктора Старцева лежит на Екатерине Ивановне Туркиной, которая отказалась выйти за него замуж? Любовная трагедия и разочарование в женщинах стали причиной гибели души Ионыча? Могла ли спасти героя любовь?

Екатерина Ивановна отказала Старцеву, потому что мечтала о славе, успехе, свободе. Она считала, что человек должен служить высшей цели, и мечтала посвятить себя музыке. Замужество связало бы её. Екатерина Ивановна совсем не знала жизни, ей даже не пришлось учиться в гимназии. Учителей приглашали на дом, чтобы не выпускать дочь из-под материнского влияния.

Столкновение с жизнью развеяло иллюзии Котика. Она стала понимать, насколько глупа и абстрактна была её мечта о славе. Изменившись, Екатерина Ивановна увидела, что настоящее счастье – это тяжёлая работа на благо людей. Поэтому доктор Старцев кажется ей теперь лучшим из людей.

Писатель Максим Горький говорил о Чехове:

Читайте также: