Конспект занятия время года осень

Обновлено: 06.07.2024

Интегрированное занятие в ДОУ на осеннюю тему. Старший дошкольный возраст

Описание: конспект занятия для дошкольников старшей группы, который продолжает знакомить детей с осенью, с осенними приметами, с признаками осени.

Материал адресован воспитателям старшей группы.

Цель: Развитие устной речи детей в различных формах и видах игровой деятельности.

Программное содержание:

- учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;

- развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;

- упражнять в составлении рассказов по схеме;

- закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способом (печатание листвы поролоном).

- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, экскурсия в лес, рисование деревьев, наблюдения за изменениями в природе, беседы, заучивание стихотворений С. Маршака, А. Фета, разучивание народных примет, пословиц, пение песен.

Материал и оборудование: Атрибуты и декорации, костюмы, картинки,

Схемы-рассказа, корзина, корзина с яблоками, кленовые листья, трафареты листьев, кусочки поролона, гуашь, салфетки, альбомные листы с изображением дерева на каждого ребенка,2-зонта и мяч.

Словарная работа: Активизировать в речи словесные формы за счет прилагательных обозначающие признаки предмета. Обогащать словарный запас словами и выражениями– золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная.

Ход занятия

Звучит музыка – заходят дети.

Организационный момент:

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне подскажите, когда это бывает:

«Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад,

Ветер тучи в небе носит

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно мне подсказали.

- Посмотрите, сколько листьев, разных, разных, жёлтых, красных, оранжевых.

- Листья солнцем наливались

Листья солнцем пропитались,

И по ветру полетели.

- Я предлагаю поиграть в игру: «Ты листочек, подними и о нем ты расскажи, возьмите в руки по листочку и расскажите (о природных явлениях осени).

Дети: Например:

Листья на деревьях по желтели.

Часто идет дождь.

На улице похолодало.

Дни стали короче.

Птицы улетают в теплые кря.

Дует холодный ветер.

С деревьев падают листья, трава и цветы вянут.

Люди одеваются теплее.

Осенью собирают урожай.

Животные готовятся к зиме, утепляют свои жилища.

Дети собирают опавшие листья.

Осень в цвете золотом.

Осенью много овоще и фруктов.

(Листочки отдают воспитателю, а дети становятся в круг.)

Какой красивый букет у меня.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру:

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,

Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

- Когда идет дождь - дождливая,

- Когда дует ветер – ветреная,

Воспитатель: Спасибо, присаживайтесь на стульчики.

Беседа:

Воспитатель: Скажите, осень – это хорошо или плохо?

Дети:

1. Осень хорошо, можно бегать по листьям, и они под ногами очень смешно шуршат.

2. Осенью хорошо, все такое нарядное, жёлтое.

3. Осенью хорошо, потому что много овощей и фруктов.

Воспитатель: А что плохо?

Дети:

1. Осенью плохо, потому что много грязи под ногами, когда идут дожди.

2. Птицы улетают и больше не поют.

3. На улице нельзя много гулять, надо надевать теплую одежду.

Воспитатель: Значит осень - это хорошо и плохо одновременно.

(Какие красивые слова вы знаете?)

Дети: Золотая, тёплая, ласковая, листопадная, хмурая, солнечная, пасмурная, яркая, звонкая, волшебная, сияющая, грустная, величавая, разноцветная.

Воспитатель: Мы многое сказали об осени, и по этим схемам составим свой рассказ.

Ребенок: Осенью погода холодная, пасмурная, дождливая солнце за тучами прячется, ветер дует холодный. Птицы готовятся к зиме. Листья падают с деревьев, это явление называется листопадом. Люди одели теплые куртки, штаны, кофты, шапки, сапоги, варежки. Осень - чудесное время года.

Воспитатель: А ведь, правда без осени нам не прожить

Надо осень сюда поскорее впустить.

(Звучит музыка, входит осень.)

Осень:

Вы обо мне, а вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки

Как хороши мои подарки!

Дети: Здравствуй, Осень!

Осень: Я пришла к вам не с пустыми руками, а волшебными зонтами. Правда, красивые?

(Девочки прячутся под яркий зонт, а мальчики под темный,во время игры расположение зонтиков меняется.)

Осень: Солнышко зовет всех на прогулку.

Дети: Смотрит солнышко в окошко (машут рукой).

Светит в нашу комнату (разводят руки в стороны).

Мы захлопали в ладоши (хлопают в ладоши).

Очень рады солнышку (кружатся).

Осень: - А теперь побегаем! (дети разбегаются)

- Посмотрите, дождик пошёл!

(дети под зонтики) ТСО (дождик)

Дети: Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей,

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи.

Осень: - Выгляньте в окошко, солнышко светит!

Нет дождя! Выходите гулять! (2 раза)

(игра повторяется 2 раза)

- (садятся на стульчики)

Осень длинной тонкой кистью.

Перекрасила все листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист цветной

А ветер, щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист лесной

Как обидно, как обидно, как обидно

Листьев нет лишь ветки видно.

Воспитатель: Наши деревья все лето стояли в зеленом наряде. Но с приходом осени все в природе меняется, животные поменяли свои шубки, люди одели теплые куртки. И мы должны одеть наши деревца в разноцветный наряд.

- Оденем наши деревца?

Дети: Да.

Воспитатель: - Проходите за столы.

Перед вами на столах деревья, ждут вашей помощи, просят чтобы вы переодели их.

У каждого из вас стоит чашка с краской, трафарет лист-берёзы, и кусочек поролона.

Чтобы ее нарядить нужно обмакнуть кусочек поролона в краску.

А чтобы не было много краски, лишнюю краску убирать о чистый лист бумаги.

А теперь прикладываем трафарет к самой верхней веточке березы и печатаем поролоном.

Когда верхняя веточка будет заполнена, переходите на нижнюю веточку и т.д.

Приступайте к работе. (Дети выполняют работу.)

Воспитатель: Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.

(Дорисовать солнце, облака.)

Осень: Какой красивый получился у нас осенний лес.

Природа дарит деревьям разные краски, много листьев на земле, можно пошуршать, поиграть.

- учить детей называть признаки осени, изменения в природе, жизни животных и людей;

- развивать память, воображение, мышление, активизировать словарь;

- воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным и птицам.

Ход занятия.

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Это время года -. (Осень)

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Чему посвящено сегодня наше занятие?

Ответы детей: Осени.

Воспитатель: Что такое осень?

Ответы детей: Время года.

Воспитатель: Какие вы знаете осенние месяцы?

Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Что изменилось с приходом осени в природе и погоде?

Ответы детей: На улице стало холоднее, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.

Воспитатель: Скажите, а как изменилась одежда людей?

Ответы детей: Люди стали одеваться теплее: тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью – Ветер дует, …

Воспитатель: В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья :

- С какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок

- Какой листок? С рябины – рябиновый листок

С дуба – дубовый листок

С клёна – кленовый листок

Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнё м:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

(лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Давайте закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом, его красотой. В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?

Ответы детей: Воробей, сорока, голубь, синичка.

Воспитатель: С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники. А кто ещё живёт в лесу?

Ответы детей: Звери.

Воспитатель: А каких зверей вы знаете?

Ответы детей: Заяц, волк, медведь, лиса, ежик.

Воспитатель: А кто знает, что происходит осенью с ежиком и медведем?

Ответы детей: Медведь и ежик засыпают.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Ответы детей: Берлога.

Воспитатель: Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.

Ответы детей: Волк, лиса, заяц.

На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки (дети прыгают, изображая зайчиков).

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок (сидят, делают движения руками).

Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка (оббегает сидящих детей).

Итог занятия :

- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени). Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, и играли. Всем большое спасибо. До свидание.

Осень — прекрасное время года. Оформление младшей группы

Осень — прекрасное время года. Оформление младшей группы Осень – прекрасное время года. Деревья одеваются в разноцветные наряды и радуют глаз. В процессе познания природы не только формируются.

Осень — удивительное время года

Осень — удивительное время года Осень! Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви.

- формирование доброжелательности, самостоятельности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

1. Приветствие

- Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

Участники встают в круг. Я перебрасываю мяч игроку и называю имя, ребёнок возвращает мяч и называет своё имя.

- А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на занятие? (Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие).

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

- Ребята, скажите когда это бывает?

- Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об осени и выполнять разные задания.

- А какое время года было до наступления осени? (Лето)

- Чем отличается лето от осени? (Ответы детей)

- По каким признакам можно определить, что пришла осень? (Ответы детей) .

3.Основная часть.

- Давайте посмотрим на картинку (демонстрируются картинки с изображением осень).

- Я, ребята, предлагаю вам, тоже устроить листопад.

- Перед вами картинка с листьями (Приложение 1). Надо найти одинаковые листья и их раскрасить.

4.Физминутка

Дети имитируют сбор листьев и проговаривают.

1 ,2, 3, 4, 5 Будем листья собирать .

Листик березы, листик рябины, листик тополя, листик осины, листики дуба мы соберем. Маме осенний букет соберем.

5.Основная часть (продолжение).

- Перед вами картинка с осенним букетом (Приложение 2). Надо дорисовать по точкам и раскрасить, чтобы получился для мамы настоящий осенний букет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОУ ДО ТО "Центр дополнительного образования детей"

План – конспект

открытого занятия

для родителей

по программе "Волшебная кисточка"

Объединение: "Изостудии "Цвета радуги"

1 год обучения (возраст обучающихся: 5-6 лет)

педагог дополнительного образования

Березина Анна Михайловна

Дата проведения: 11 декабря 2017 года

Время проведения: 18.50 – 20.00

Объединение : "Изостудия "Цвета радуги" (1 год обучения по программе "Волшебная кисточка").

Цель: формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения к изобразительному творчеству .

- писать поэтапно время года - осень (осеннее дерево - береза) ;

- писать листья дерева - березы кончиком кисти (мелкими мазками) гуашевыми красками.

- чувства прекрасного, эмоционально-эстетического отношения к предметам действительности.

Сформировать :

- чувства дружбы и ответственности.

- мелкую моторику рук, образное мышление;

- умения работать в коллективе и самостоятельно;

- умения работать в должном темпе;

- зрительную память, наблюдательность.

- положительные взаимоотношения у детей.

Форма работы воспитанников: групповая.

Приобретаемые навыки:

В ходе занятия дети и родители учатся изображать время года осень, писать березу гуашевыми красками.

Особенности роли педагога дополнительного образования:

Педагог руководит обучающим процессом и корректирует его; приобщает и прививает интерес к изобразительному искусству, расширяет знания по теории и практике изобразительного искусства.

Оборудование и материалы для педагога:

- видео "Осенние загадки", " Осень". "Почему листья желтеют?", физкультминутки "Танец маленьких утят" и "Самолёт", "Осенняя песенка".

- электронное изображение осенней березы.

- магнитная доска, магниты;

- предварительно прогрунтованый лист бумаги А3 желтой краской, гуашевые краски, кисти № 10, 5, 3, палитра.

Необходимое техническое оборудование: ПК, телевизор.

План проведения занятия

Время занятия: 1 час 10 минут (2 часа по 30 минут с 10 минутным перерывом).

1. Организационный этап - 5 минут.

2. Актуализация и повторение знаний. Объяснение нового материала - 5 минут.

3. Практическая работа. Развитие умений – применение знания - 40 минут. (Физкультминутка - 10 минут.)

4. Рефлексия - 5 минут.

5. Уборка рабочего места - 5 минут.

Ход занятия

1.Организационный этап . (приветствие, подготовка и проверка рабочего места, инструктаж).

Педагог предлагает сеть детям и родителям за мольберты и столы, устанавливает дисциплину в группе, говорит как прикрепить листы бумаги (горизонтально), помогает разместить их на мольбертах, сообщает, что для данного занятия необходимо достать гуашевые краски, которые находятся в коробках, налить воды в баночки. Дети и родители выполняют указания педагога. Педагог проверяет подготовку учащихся к занятию (наличие оборудования на столах и мольбертах, их правильное размещение), напоминает технику безопасности на рабочем месте.

- Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на открытом занятии, совместном мастер-классе. Ребята, не волнуйтесь, в вами будут рисовать ваши родители. Иногда окунуться в детство и узнать азы рисования, посмотреть как ваши дети учатся рисовать. Конечно, наше занятие направлено будет на детей, чтобы вы, родители, очутились в той атмосфере, в которой они бывают.

2. Актуализация и повторение знаний. Объяснение нового материала.

- Ребята, на том занятии мы с вами начали работу под названием "Времена года". Какое время года мы вами рисовали? (Дети отвечают: лето). А вот сегодня у вас будет другое время. А на вопрос "Какое?", ответите после того как отгадаете кое-какие загадки. Согласны? (Да).

(Педагог включает телевизор, загадывает загадки, комментирует картинки к ответам. Дети отвечают).

- Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба, у березы,

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Кто всю ночь по крыше бьет,

И бормочет, и поет, убаюкивает! ( Дождь )

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем.

Мы его, конечно знаем! ( Сентябрь )

Листья клена пожелтели,

Зеленеют сосны, ели!

Ветер, дождь, по речке рябь,

Это к нам пришел. (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Конечно, да ( Ноябрь )

По городу дождик осенний гулял.

Зеркальце дождик сове потерял.

зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. ( Лужа )

В сером небе низко

тучи ходят близко!

Будет дождь, мы взяли. (Зонт )

- Ребята, вы, молодцы! А скажите, пожалуйста, про какое время года были загадки? (Отвечают: осень)

- Правильно, осень! Осень у нас разнообразна, красива. (Педагог включает фильм "Осень"). Давайте, посмотрим, что приносит нам осень.

(Дети просматривают фильм, комментирует.)

- Мы будем с вами рисовать не просто осень, а осеннюю березу (Показывает на экране). В конце нашей работы должны получить вот такой рисунок. (Педагог показывает рисунок "Осенняя береза" и вешает его на доску). На прошлом занятии мы рисовали летнее простое дерево. У какого-то ясень, тополь и др. Сегодня рисуем березу, а чем отличается она от простого дерева, мы узнаем в ходе нашей работы.

3. Практическая работа. Развитие умений – применение знания.

- Для нашей работы нам обязательно нужна самая главная краска осени. Как вы думаете какая? (Дети отвечают: желтая, красная, оранжевая и др.) Педагог уточняет: "Желтая и красная".

- Давайте, сейчас откроем эти две краски. (Дети открывают).

Педагог напоминает технику безопасности.

hello_html_m640a5a41.jpg

- Достаем палитру. У меня есть, а у вас? (Дети показывают свои палитры). В первую очередь надо сделать фон, а он пишется большой кистью. Берем кисти № 10 или 12. (Педагог показывает свою кисть, дети свои). Фон прокрываем желтой краской. Ваша задача превратить весь лист в осенний, желтого цвета. (Педагог вешает на доску лист желтого цвета).

Опускаем кисточку в воду, берем желтую краску, на палитре с водой размешиваем ее и слева направо или справа налево, горизонтально, сверху донизу загрунтовываем лист. (Педагог показывает на доске и некоторым детям индивидуально, корректирует работу).

- А теперь информация для родителей. Сейчас мы пишем гуашевыми красками - гуашью. Ими пишут плотно как мы сейчас. Еще есть акварель, которая очень любит воду, и писать ей надо прозрачно. Существуют и другие краски: акрил, масло, темпера.

hello_html_2b9f7d24.jpg

У нас одна из главных красок красная. Пишем траву потемнее, используя ее. Кисточкой набираем желтую и смешиваем на палитре с красной краской, получая оранжевый цвет. Снизу справа на лево и наоборот рисуем холм. Затем кисточкой с водой размываем край оранжевого холма, сделав плавный переход. Такой метод называется лессировкой. Фон на этом закончен.

(Педагог предлагает детям для дальнейшей работы поменять воду. Учащиеся и родители меняют.)

- Что у нас происходит осенью? (Дети отвечают: листопад, листья желтеют, опадают и т.д.) А хотите узнать почему листья желтеют? Мы с вами посмотрим про это фильм.

(Просмотр видеофильма "Почему листья желтеют". Педагог по окончании уточняет полученные знания.)

- А теперь я приглашаю всех на физкультминутку . На зарядку становись!

(Педагог организует детей. Учащиеся вместе с педагогом и родителями танцуют под видеофильмы "Танец маленьких утят" и "Самолетик". По окончании перемены дети садятся на места.)

- Помните, я говорила на прошлом занятии, что у нас есть особенности при рисовании дерева. Что есть самое главное у дерева? (Ствол). Давайте почувствуем себя деревьями. Подойдите ко мне. (Педагог организует детей) Ствол - это туловище, которое шире к низу. Расставим ноги по ширине плеч. Ветки - руки, тянуться вверх. От толстых веток растут маленькие - это наши пальцы. (Дети поднимаю руки и тянуться вверх.) А у березы совсем по другому: тонкие ветки опущены вниз. (Пускают кисти рук). Вот такая наша береза.

Дети садятся на места. Педагог дальнейшее свое объяснение сопровождает практической работой на доске.

hello_html_15a86643.jpg

- Для дальнейшей работы нам понадобиться кисть № 5 или 6, а также открытые краски белая и черная. Рисуем белым ствол дерева, проведя линию по середине листа, отступив немного от верха и низа. Сделаем пошире ствол внизу. Смешиваем на палитре серый цвет: белый и черный. Рисуем у березы пятнышки: внизу вертикальными линиями, потому что ствол внизу темный, а на вверху пятна пишутся горизонтально и чем выше, пятен становится меньше. Ствол разделяется на ветки. (Показ рисунка дерева). Делим ствол серой краской на две ветки, идущие вверх, и добавляем другие ниже.

Затем ищем кисть № 2 или 3 и серой краской рисуем тонкие ветки от толстых, опуская их вниз. (Педагог показывает, рисует.)

После веток возвращаемся к кисти № 5 и делаем самое главное - листья. Они желтые, оранжевые, красные, зеленые. Но так как фон у нас желтый, листья этим цветом будет сливаться, поэтому смешиваем на палитре оранжевую краску (желтую и красную). (Дети смешивают).

Листья пишем маленькими мазками вертикально, прикасаясь кистью только концом, не зависимо от веток - везде по всей кроне. Далее добавляем красные и зеленые листья. Опавшие листья пишем горизонтальными мазками возле дерева.

(Дети выполняют работу.)

4. Рефлексия .

После окончания работы педагог хвалит учащихся и дарит им осеннюю песенку, под которую дети начинают танцевать. После песни дети и родители просматривают свои работы, обсуждают положительные и отрицательные стороны.

5. Уборка рабочего места

- Наше занятие на этом закончено. Убирайте свое рабочее место, мойте руки. (Дети собираются. Педагог просит родителей написать отзыв на открытое занятие).

Читайте также: