Конспект имя прилагательное 5 класс рыбченкова

Обновлено: 06.07.2024

3. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Эпитет – это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 177.

Дополнительная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 177 с.

2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имён прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления. Характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.

Прочитайте миниатюру А. С. Пушкина, написанную в 1825 г. Найдите прилагательные.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Последние, роскошных, унылые, сладкого.

Эти слова являются эпитетами.

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Как и любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

К постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.

2. Относительные прилагательные отвечают на те же вопросы, но обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).

Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные.

Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
-давать оценку правильности выполнения действий

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

-осуществлять синтез как составление целого из частей

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание

-уметь самостоятельно формулировать задание

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

А теперь давайте узнаем, какое у вас настроение. Перед вами лежат два смайлика. Выберите тот из них, который соответствует вашему настроению.

Спасибо, ребята! Видим, настроение у нас хорошее, значит, …

Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, выбирают смайлик.

(Л) осуществлять самооценку

2 Актуализация знаний и умений

- Обратите внимание! У каждой группы на столе лежат нарезанные листочки. Ваша задача: собрать из них знакомый вам лингвистический термин. Кто быстрее?

Работа в группах. Обучающиеся собирают текст определения Прилагательного.

(К) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

(П) Осуществлять синтез как составление целого из частей

(П) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- Итак, что у нас получилось? Сверимся с эталоном (слайд № __) Всё верно.

Обучающиеся дают ответ: «самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, каков, какова, обозначает признак предмета.

Бывает в полной и краткой форме. Изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется по форме с существительным.

Сравнивают с эталоном.

- Так о чем же здесь идет речь? О какой части речи?

Обучающиеся называют часть речи

3 Постановка учебной проблемы

- На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи. Но любые знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда их повторяют, закрепляют, обобщают.

Так чем же, по-вашему, мы сегодня будем заниматься на уроке? Как назовем наш урок?

(П) Уметь самостоятельно формулировать тему, цели.

(К) Уметь выражать свои мысли.

А теперь запишем в индивидуальном листе сегодняшнюю дату и тему урока

Записывают число и тему урока в индивидуальном листе.

4 Формулирование проблемы, планирование

-Что же сегодня на уроке вам предстоит сделать? Для чего вам это нужно?

Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока. Закончите предложения:

- Так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить…

- Так как мы работаем в группе, то мы должны воспитывать в себе…

Заканчивая предложения учителя, обучающиеся формулируют задачи урока

(П) Уметь самостоятельно формулировать цель

(К) Определять общие для всех правила поведения;

(Р) Принимать и сохранять учебные цели

Обобщение и систематизация знаний

1. Лингвистический блиц-опрос

- Раздел языкознания, изучающий части речи

- Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета

- Начальная форма имени прилагательного

- Непостоянные морфологические признаки прилагательного

- С чем и как согласуется прилагательное?

- Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам

- Падеж прилагательного в словосочетании серым днем

- Прилагательное как член предложения в форме книга увлекательна

- Спасибо за быстрые ответы! А какие еще вопросы можно было бы задать? О чем не спросили?

-Чем различаются полные и краткие прилагательные?

- Что мы повторили, какие знания закрепили, выполнив это упражнение? Какая группа работала активнее?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Отвечают, что не спросили о кратких прилагательных.

Отвечают на вопрос о кратких прилагательных

Обучающиеся отвечают. Оценивают активность групп.

(П) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, основанное на знаниях.

Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(Р) Уметь оценивать свой ответ и ответы одноклассников

2. Выполнение заданий

-Теперь обратите внимание на индивидуальные листы для работы. Упражнение №1. Даны словосочетания с прилагательными. Обсудите в группе, как можно сформулировать задание к этому упражнению.

Ландыш пахуч(?), (не)громкий голос, на свеж..м воздухе, шиповник колюч(?), (не)лепая ошибка, на чуж..й стороне, ничуть (не)интересный, дуб могуч(?), хорош..му другу, (не)глубокая, а мелкая река.

(П) Уметь самостоятельно формулировать задание

(К) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

(П) Уметь классифицировать по заданным критериям

(Р) Давать оценку правильности выполнения действий

(Л) осуществлять самооценку

Давайте проверим, что у нас получилось. Кто готов ответить?

Сверим работу с эталоном. (слайд) У кого работа выполнена без ошибок? У кого одна ошибка? Оцените свою работу. Спасибо. Молодцы.

-Что вспомнили в этом упражнении?

Обучающиеся дают ответы

1 группа слов: Ландыш пахуч, шиповник колюч, дуб могуч

2 - негромкий голос, нелепая ошибка, ничуть не интересный, не глубокая, а мелкая река.

3 - на свежем воздухе, на чужой стороне, хорошему другу

устно проговаривают объяснение вставленной буквы.

Сравнивают свою работу с эталоном. Оценивают свою работу

Отвечают, что вспомнили правописание прилагательных

Посмотрите в индивидуальном листе Упражнение №2. Перед вами строфы из знакомого стихотворения. Кто автор? А как оно называется? Что придает ему образность, яркость, особую выразительность? Какая часть речи?

-Скажите, ребята, а в качестве чего используются прилагательные в художественной литературе?

А теперь давайте сформулируем задание для этого упражнения.

Кто уже готов? Сначала зачитайте строфу.

Остальные внимательно слушают. Согласны?

Благодарю. Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

Обучающиеся читают строфы из стихотворения. Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают, называют эпитеты

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь

(К) Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(П) Уметь самостоятельно формулировать задание

(П) Выполнять анализ

(К) Уметь выражать свои мысли.

Перед вами текст. Послушайте его. (+слайд)

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

- Чего-то в нём не хватает?!

- Как вы думаете, почему?

- Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным. Что с ним нужно сделать? Какой части речи будут эти слова?

Сформулируйте задание к этому упражнению.

Теперь можете приступать к выполнению задания, а чтобы вам лучше работалось, сейчас зазвучит одна знакомая вам композиция. П.И. Чайковский. Времена года. (Январь)

Прочитаем получившееся описание. От каждой группы приглашаем по представителю.

К какому типу относится наш текст?

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим (слайд)

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

Обучающиеся слушают текст, отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся выполняют задание

Зачитывают получившиеся тексты.

Сравнивают свои тексты с авторским. Отвечают на вопросы учителя

- Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность

(К) Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(П) Уметь самостоятельно формулировать задание

(Р) Давать оценку правильности выполнения действий

(Л) осуществлять самооценку

(К) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности

-Что ж, вы сегодня хорошо поработали. Все группы были активны.

Давайте вспомним, Какие цели вы поставили перед собой в начале урока?

Обсудите в группах работу каждого и оцените в Листе оценивания. (Во время обсуждения учитель подходит к каждой группе и по необходимости помогает оценить работу)

Оценим работу групп. Какая группа была сегодня самая работоспособная?

А теперь предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса . Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на слайде и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня было интересно…

3. я теперь могу…

5. у меня получилось…

6. мне захотелось…

9. урок дал мне для жизни…

А тех, кто не успел высказаться, я попрошу поднять смайлики с тем настроением, с которым вы провели урок.

Вспоминают, какие цели ставили в начале урока, отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают, оценивают. Самооценка, взаимооценка.

Высказывают своё мнение об уроке

Оценивают своё настроение в конце урока при помощи смайликов

(Л) Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

(Р) Осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

(К) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Л) осуществлять самооценку

Домашнее задание уже дано в ваших индивидуальных листах. Из данных трех заданий выбираете одно на выбор. Оценка будет зависеть от уровня сложности задания. Третье задание – самое сложное. Всё ли понятно в задании?

(Р) Осуществлять контроль

(Л) Проявлять ответственность

(Л) Повышать самооценку

Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке! До свидания!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двенадцатое февраля Классная работа

… – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, каков, какова , обозначает признак предмета . Бывает в полной и краткой форме. Изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется по форме с существительным. В предложении выполняет роль определения или сказуемого.

Раздел языкознания, изучающий части речи

Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета

Начальная форма имени прилагательного

Непостоянные морфологические признаки прилагательного

С чем и как согласуется прилагательное?

Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам

Падеж прилагательного в словосочетании серым днем

Прилагательное как член предложения в форме книга увлекательна

Упражнение №1 Даны словосочетания с прилагательными. Сформулируйте задание к этому упражнению. Ландыш пахуч(?), (не)громкий голос, на свеж..м воздухе, шиповник колюч(?), (не) лепая ошибка, на чуж .. й стороне, ничуть (не)интересный, дуб могуч(?), хорош.. му другу, (не)глубокая, а мелкая река.

1 группа: Ландыш паху ч , шиповник колю ч , дуб могу ч , 2 группа: нег ромкий голос, нел епая ошибка, ничуть не и нтересный , не г лубокая , а мелкая река. 3 группа: на свеж е м воздухе, на чуж о й стороне, хорош е му другу

Упражнение №2 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В …. воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом ….. наряде каждая ветка казалась удивительной . (И.Корнеев)

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

Все ли поставленные задачи сумели решить? Что вам в этом помогло? Были трудности?

1. Сегодня было интересно… 2. Было трудно… 3. Я теперь могу… 4. Я научился… 5. У меня получилось… 6. Мне захотелось… 7. Я попробую… 8. Я смог… 9. Урок дал мне для жизни…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок обобщает знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с текстом, сравн.


Урок обобщает знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с текстом, сравн.

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное".


Презентация к уроку по теме "Углерод" ( 9 класс,программа О.С. Габриеляна)

Презентация к уроку,отображающая основные моменты в изучении указаннй темы.


Презентация к уроку по теме "Сера" (9 класс,программа О.С. Габриеляна)

Презентация с краткой характеристикой и свойствами элемента.


Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)

Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартн.


Технологическая карта урока по теме: "Инфинитив" 5 класс (УМК Рыбченковой Л.М.)

Данный урок содействует реализации новых ФГОС, т.к. учитель продумал цели урока, как результат ученика; организовал работу по мотивации обучающихся. Ученики самостоятельно поставили цель урока, как со.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном для формирования УУД обучающихся.

Льговского района Курской области

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

русского языка и литературы

Постных Галина Владимировна

Технологическая карта урока

Авторы, разработчики

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

урок общеметодологической направленности

Имя прилагательное как часть речи.

создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся.

- восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятие о роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Основные термины, понятия

грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.

Оборудование

Методическая литература

Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- различать полную и краткую форму прилагательных;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;

- знать, что такое эпитеты и уметь их подбирать .

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Структура урока

Этапы урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.

Отработка умения находить имена прилагательные, определять их морфологические признаки.

Построение проекта выхода из затруднения

Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного. Развитие умения извлекать необходимую информацию, анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Выполнение учащимися тестирования по первичному закреплению материала ( с самопроверкой). Оценка успешности достижения цели.

Включение в систему знаний и повторение.

Совершенствование умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных-эпитетов.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями.

Выбор домашнего задания в соответствии с полученными результатами освоения темы.

Технология изучения

1. Мотивация

(самоопределение)

деятельности.

Целеполагание.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение, поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать, поднимите обе руки. Таких нет. Значит вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Запишите в тетрадях число, классная работа

Опишите, пожалуйста, своё настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?

Настроение (какое?)……

С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)

Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?

(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.)

-А еще, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы

Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока.

Метапредметные :

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-положительное отношение к учению;

познавательные:

осознавать познавательную задачу

2. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.

Упр.462 (рабочая тетрадь)

-Как же вы узнали, что пропущены слова имена прилагательные? Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово).

-Как вы думаете, почему имя прилагательное так называется?

- К каким же словам присоединяются прилагательные?

- Для чего прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы?

-Веня, дай мне тетради.

(Какие тетради?)

Выполняют упражнение устно.

Отвечают на вопросы.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других;

3. Построение проекта выхода из затруднения

Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание.

Работа в учебнике.

Прочитайте текст. Объясните орфограммы. Выпишите выделенные слова вместе с существительными. Определите род, число, падеж.

Упр.46 (рабочая тетрадь)-устно.

-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

-Озаглавьте текст. С помощью каких слов автору удалось передать краски весеннего месяца?

Сделаем вывод: Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе - по родам.

Оцените свою работу.

Работа в группе.

Выпишите словосочетания, в которых прилагательные называют:

1) качество предмета(цвет, вкус, величину, вес, и др.); 2) из какого материала сделан предмет;

3) кому принадлежит предмет. Поставьте вопросы к прилагательным.

Каменный мост, мамина шляпа, заячий хвост, железная дорога, алый закат, лесной овраг, осиновый лист, большое облако, детская игрушка, прекрасная погода, сладкий чай, тяжелый арбуз.

Задание: Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Вкус: сладкий, .

Размер: большой, .

Температура: холодный, .

Качество характера: добрый, .

Коллективная работа (устно)

Определите, к какой части речи относятся слова левого и правого столбика.

гостиная комната - уютная гостиная

столовая посуда - школьная столовая

дежурный ученик - новый дежурный

военный летчик - опытный военный

Ответьте на вопрос:

- Как называется процесс такой процесс?

Упр.76 (рабочая тетрадь)

- Выпишите сложное предложение, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются.

- Постройте схему предложения.

Работа у доски.

Упр.343 (дидактический материал)

- Выпиши сложное предложение, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы. Найди прилагательные и определи, каким членом предложения они являются.

- Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных.

Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Выполняют задание в тетрадях.

познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

-осуществлять проверку; самооценку;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.

4. Самостоятельная работа.

А сейчас выполняем тестовые задания. По окончании работы откройте ключ, проверьте, насколько хорошо вы знаете материал.

Оцените свою работу.

Выполняют тест, сверяют задания по ключу, выставляют оценки.

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

5. Физкультминутка.

- Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не является прилагательным.
Веселье, холодна, весенний, птицы, Масленица, бегают, летают, тёплый, разноцветные, мальчики, девочки, работают, радостны.

6. Включение в систему знаний и повторение.

-Давайте прочитаем правило, с.85

-Составьте схему по правилу, прочитанному в учебнике.

Род число, падеж

-Почему, именно так? Поясните.

-Что вы нового узнали о прилагательных?

- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)

- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.

Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

-А что такое эпитеты?

-Давайте потренируемся подбирать эпитеты.

Колективная работа (устно)

-Найдите соответствия. К словам левого столбика найдите пару из слов правого столбика.

Молодец красная

девица живая и мертвая

солнце ясное

ночь вороной

конь добрый

вода дремучий

- Как называются слова из правого столбика? (постоянные эпитеты)

-Запишите как можно больше эпитетов к словам.

Устроим соревнование в парах, выигрывает тот, кто придумает больше эпитетов.

-Для чего нужны имена прилагательные в речи? (характеризуют признаки, ярко, красочно описывают предмет, создают образную, объёмную, богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи);

-Какую роль играют имена прилагательные в художественной речи? (имена прилагательные играют роль эпитетов – создают яркую, образную, красочную картину);

-Можно ли по тому, какие употреблены эпитеты в художественном тексте, понять авторское отношение к предметам, описываемым в тексте? (да, эпитеты помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам).

Оцените свою работу.

Работают с учебником, выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы, формулируют роль прилагательных в тексте.

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- отличать верно выполненное задание от неверного;

коммуникативные:

уметь общаться в парах,

7. Рефлексия учебной деятельности

-Вот и подошел к концу наш урок.

- Какие знания вам понадобились?

-Достигли ли вы цели, которую сами ставили в начале урока?

- В каком тексте больше прилагательных?

-Внимательно посмотрите сами и покажите мне свои маршрутные листы.

-Какой учебный материал вы знаете хорошо?

-Какой учебный материал вам необходимо повторить?

- Где можно применить всё, что мы с вами повторили на уроке? (В нашей речи)

Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

- Дополните текст именами прилагательными.

Вот и подошел к концу ____ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ____ . Мои одноклассники были ____. Они давали____ответы. На уроке я узнал много _____. Результат выполненного мною теста ______. Своей работой на уроке я __. И сейчас у меня ____ настроение.

- Сравните тексты. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст,)

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

8. Домашнее задание

Письменное задание на выбор:

уровень А – упр. 566, уровень Б – упр.567.





1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

А) числам, падежам;

Б) родам, числам, падежам;

В) родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в формах:

А) краткой и полной;

Б) простой и сложной;

В) большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

А) подлежащего и дополнения;

Б) дополнения и обстоятельства;

В) определения и сказуемого.

Формулировка цели урока

Отработка умения находить имена прилагательные, определять их морфологические признаки.

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)

Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного, синтаксическая роль прилагательного.

Задания в тестовой форме ( с самопроверкой).

Структура урока также несколько отличается от традиционной. Цели и задачи, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Отражены предметные умения и УУД. В процессе формулирования темы, определения цели, задач принимали участие обучающиеся.

На уроке использовались такие формы организации совзаимодействия: фронтальная, парная, индивидуальная.

Несмотря на то, что немного не хватило времени (на рефлексию планировалось чуть больше), считаю, что замысел урока реализован. Дети работали инициативно. Ушли с урока с хорошим настроением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Учебник-Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.

1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;

обогащение словарного запаса учащихся.

3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.

Тип урока : объяснение нового материала

Оборудование :

1) персональный компьютер;

2) мультимедийный проектор.

3) программные средства: MicrosoftPowerPoint; слайд-презентация;

Структура урока :

разъяснение целей урока и правил игры;
2) актуализация опорных знаний;
3) выполнение специально подобранных заданий;
4) подведение общих итогов.

I. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.

Вступление .

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

2. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.

Сравните тексты. Чем они отличаются?

1.Пришла зима. Пошел снег. Дети играют в снежки, лепят снеговиков.

2.Пришла долгожданная зима. Белый пушистый снег укрыл дома и деревья.

Краснощекие дети играют в снежки, лепят чудных снеговиков.

-Назовите часть речи слов, добавленные во второй текст? (имена прилагательные)

- Как вы это определили? Докажите.

3. Эвристическая беседа.

Учитель читает четверостишие:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Докажите, что и в этом четверостишии речь идёт о прилагательном. Какова роль прилагательного в речи?

Ответить на этот вопрос помогут картинки.

hello_html_m2496ef55.jpg
hello_html_676dc490.jpg

- Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.

Учитель предлагает пофантазировать и словесно нарисовать имя прилагательное.

Дети фантазируют, придумывают.

Прилагательное :

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

(Ответ учащихся.)

-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?

(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)

4.Изучение нового материала.

1.Работа с учебником стр. 30.Чтение правила.

2.Составление опорной таблицы.

3. Исследование. Синтаксическая роль прилагательных.

1. Сосны росли на песчаных холмах.

2.Наша река холодна и глубока.

3. Широка степь показалась вдали.

Вывод: в предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме - сказуемыми.

5. Первичное закрепление.

- Какие художественные способы выразительности использует автор?

-Что такое эпитет?

6. Распределительный диктант (слова в прямом и переносном значении)

Переносное Прямое

О стрый ум Ч истая рубашка

Т яжелый характер Н овая книга

Л егкий характер О стрый нож

И гривый взгляд

Если работа выполнена правильно, из первых букв сложится оценка за работу.

7. Игра-физкультминутка.


Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

8. Проверочная работа .

-Вдали виден мыс Ошибок.
Странный листок выпал из судового журнала.

На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила.
SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами и объясните свой выбор

1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое Б) третье В)четвертое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол

9.Творческая работа

Укрась текст, добавив имена прилагательные в предложения.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

10. Подведение итогов .

2. Оценить свою работу на уроке, используя прилагательные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-формирования нового знания об имени прилагательном как части речи с использованием разных форм работы на уроке, содействующий развитию речи учащихся в 5 классе в соответствии с новым образовательным стандартом.

Имя прилагательное как часть речи

Цель: Формирование понятия об имени прилагательном.

Обеспечить усвоение основных признаков имени прилагательного как части речи.

Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, установки связи слов в предложении.

Развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Развивать аналитические способности учащихся, память.

Содействовать развитию речевых навыков детей.

Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

Учить работать в группах, парами.

Орфографический тренинг (с. 30).

Непогода, неправда, неожиданность, недостаток, недоразумение, неискренность, неумейка, неприятель, это не задача, а уравнение.

Постановка учебной задачи. Работа в группах.

1 группа: подберите определения к словам из орфографического тренинга.

2 группа: найдите слова, называющие признак предмета. (слайд 1)

… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой сад, помню, кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И. Бунин).

3 группа: отгадайте загадки, что вам помогло отгадать их? Каким эпитетом определяют этих животных в русских народных сказках? (слайд 1)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

Желтая хозяюшка из леса пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла.

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Проверка работы групп.

Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. Как она будет звучать? (слайд 2)

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Что вам известно об имени прилагательном? Что хотите узнать? (какими морфологическими признаками обладает прилагательное, как изменяется, какую роль играет в предложении, как используется в речи)

Работа с текстом.

Итак, начинаем наше знакомство с этой частью речи. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы определите, что это за зверь. (слайд 3)

Этот… зверек живет в лесу.

Непонятно: у всех зверей есть хвост.

Шубка у зверька летом…, а зимой…

Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один.

…зверек всего боится.

Теперь понятно, это заяц.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Сколько мне пришлось прочитать предложений, пока вы догадались точно, о ком идет речь?(5, минимум 4) Почему нам сразу не удалось назвать зверька?

Работа в парах.

Вставьте пропущенные в эти предложения пропущенные слова, которые бы дали нам больше информации о зверьке. Работаете в парах. У некоторых из вас карточки с подсказками на столах.

Проверка. Чтение текста по предложению, выбор оптимального варианта, показ его на экране (обратить внимание на повторы, если будут).

Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.

У него короткий хвост.

Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.

Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Какой части речи вставленные слова? Докажите.

Составление кластера. (слайд 4)

Что вы узнали об имени прилагательном, выполняя это задание? Что обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают? Как вы думаете, почему эти слова называются прилагательными? К чему они прилагаются? (Прилагаются к существительному для обозначения его свойств или качеств).

Как это происходит в нашей речи? Послушайте сказку и ответьте на вопрос: как прилагательные согласуются с существительными?

От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Что вы узнали из сказки?

Следовательно, в нашей речи имена прилагательные принимают на себя род и число имени существительного, с которым связаны. Подробно об этом будем говорить на следующих уроках. А сейчас следующая задача - научиться устанавливать связь прилагательных и существительных в тексте. (слайд 5)

- Вот наш текст о зайце: установите связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится (продолжение работы в парах с последующей проверкой и выявлением связи в предложениях разобранного текста).


- Испытывали ли вы трудности, устанавливая связь слов в предложении?

Какую синтаксическую роль обычно выполняют прилагательные ? (Дополнение кластера)

Совершенствование культуры речи: возможность подбора синонимов и антонимов.

В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру.
Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко.

Как называются такие слова?

Работа с учебником. Поможем волшебнику собрать синонимы-жемчужины. № 323. (робкий – скромный, гладкий – ровный, осторожный – предусмотрительный, вежливый – тактичный, передовой – прогрессивный, забавный – смешной, угрюмый – хмурый).

Как называются слова, противоположные по смыслу? Как вы думаете, среди прилагательных есть антонимы? № 324. (Темный – светлый, громкий- тихий, , свободный – подневольный, тесный, чистый – грязный, мягкий – твердый). С двумя парами слов составьте словосочетания и запишите их.

Работа с текстом. (Слайд 6)

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.

1 вариант выписывает синонимы, 2 – антонимы. Сделайте выводы о роли прилагательных – синонимов и антонимов в речи.

Синонимы в тесте помогают избежать повторов и выразить мысль точно, образно. Антонимы помогают передать контраст, делают картину более выразительной и точной.

Закончить наш урок я хочу одной притчей.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
– Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: “Я принимаю радость в свою жизнь”, но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
– Назови, что ты выбираешь из них.
Ложку, ответил юноша.
– Произнеси это пять раз
– Я выбираю ложку, – послушно повторил юноша пять раз
– Вот видишь, – сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.)

сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном;

выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж прилагательных.

Читайте также: