Конспект по биологии 8 класс колесов параграф 44 строение нервной системы спинной мозг
Обновлено: 04.07.2024
Спинной мозг — это орган центральной нервной системы. Он находится в канале позвоночника и выглядит как белый шнур длиной \(40\)–\(45\) см. Масса спинного мозга составляет приблизительно \(30\) г.
В позвоночном канале вокруг спинного мозга находится спинномозговая жидкость. Эта же жидкость заполняет канал, который проходит по центру спинного мозга. Она обеспечивает процессы обмена веществ и смягчает механические воздействия при движениях человека.
Спинной мозг начинается от головного мозга на уровне затылочного отверстия черепа и заканчивается в поясничном отделе позвоночника. Ниже в позвоночнике находится так называемый конский хвост, состоящий из пучков нервных волокон.
Белое вещество образовано отростками нейронов и выполняет проводниковую функцию — обеспечивает передачу импульсов между спинным и головным мозгом и между разными участками спинного мозга.
Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов. В нём различают рога: передние, задние и боковые.
Передние рога образованы телами двигательных нейронов (мотонейронов). Аксоны этих нейронов проводят возбуждение к скелетным мышцам туловища и конечностей.
В задних рогах в основном находятся тела вставочных нейронов, которые передают нервные импульсы с отростков чувствительных нейронов на тела двигательных нейронов. Вставочные нейроны передают также информацию в другие отделы спинного мозга и в головной мозг.
Задние корешки (чувствительные) имеют утолщения — спинномозговые узлы, в которых находятся тела чувствительных нейронов. По задним корешкам нервный импульс всегда идёт от рецептора к мозгу.
Передние корешки (двигательные) состоят из аксонов двигательных нейронов соматической системы. Здесь могут находиться также аксоны нейронов вегетативной нервной системы. По передним корешкам импульс всегда передаётся от мозга к рабочему органу.
Передние и задние корешки соединяются и образуют смешанные спинномозговые нервы. Их \(31\) пара. Каждый нерв связан с определённой частью организма.
нервы, отходящие от шейных сегментов управляют мышцами шеи. Нервы, отходящие от нижних грудных и верхних поясничных сегментов, иннервируют органы брюшной полости и мышцы туловища. От нижних поясничных и крестцовых сегментов отходят нервы, которые управляют органами таза и мышцами ног.
Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что здесь замыкаются рефлекторные дуги двигательных рефлексов, связанных с работой скелетных мышц (кроме мышц головы), а также дуги многих вегетативных рефлексов.
Проводниковая функция спинного мозга заключается в проведении импульсов от головного мозга к органам и обратно. По восходящим путям в головной мозг поступает информация от рецепторов кожи, мышц, сосудов, органов мочеполовой системы. По нисходящим путям нервные импульсы поступают из головного мозга к двигательным нейронам передних рогов, а от них — к органам.
Белое вещество связывает спинной мозг с головным и обеспечивает их согласованную работу. Головной мозг контролирует все рефлексы, осуществляемые спинным мозгом.
Чем образовано серое и белое вещества нервной системы?
Какова физическая природа нервного импульса?
Спинной мозг — отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в позвоночном канале. Спинной мозг имеет форму цилиндрического тяжа с внутренней полостью (спинномозговым каналом). Он покрыт тремя мозговыми оболочками: мягкой, или сосудистой (внутренней), паутинной (средней) и твёрдой (наружной). Пространство между мягкой и паутинной оболочками, между мягкой оболочкой и собственно спинным мозгом заполнены спинномозговой жидкостью, как и сам спинномозговой канал. Начинается спинной мозг в шейном отделе позвоночного столба и доходит до второго поясничного позвонка. В верхней части спинной мозг соединяется с головным мозгом. (Рисунок фиксировать НЕ надо, это вспомогательная информация)
У человека 31–33 сегмента. От каждого сегмента отходит группа нервных волокон — корешковые нити, которые, соединяясь, образуют спинномозговые корешки. Каждая пара корешков соответствует одному из позвонков и выходит из позвоночного канала через отверстие между ними.
Спинной мозг состоит из двух симметричных половин, соединённых узкой перемычкой. Нервные клетки и их короткие отростки (дендриты) образуют вокруг спинномозгового канала серое вещество (на поперечном срезе имеет вид бабочки с расправленными крыльями).
Нервные волокна, составляющие восходящие и нисходящие пути спинного мозга, образуют по краям серого вещества белое вещество.
В передних рогах серого вещества расположены тела двигательных нейронов. По ним возбуждение от спинного мозга передается к периферии. В задних рогах находятся вставочные нейроны, осуществляющие связь чувствительных и двигательных нейронов.
От задних рогов отходят чувствительные корешки, образованные отростками чувствительных нейронов. По ним возбуждение передается от периферии в спинной мозг. Их длинные отростки образуют передние — двигательные — корешки спинного мозга.
Деятельность спинного мозга носит рефлекторный характер, которая заключается в том, что в его сером веществе замыкаются рефлекторные пути многих двигательных реакций. Он иннервирует всю скелетную мускулатуру (кроме мышц головы), а также проводящая функция, которая заключается в обеспечении проведения импульсов по проводящим путям, образованным волокнами белого вещества.
Спинномозговые нервы — короткие (длиной до 2 см) тяжи нервных волокон, образовавшиеся посегментно в результате слияния чувствительных и двигательных корешков спинного мозга; у человека — 31 пара. Каждому сегменту соответствует пара спинномозговых нервов: имеется 8 пар шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 пара копчиковых нервов. При выходе из позвоночного канала спинномозговые нервы разделяются на три ветви: передние, задние и оболочные. Передние идут к передним и боковым отделам туловища, образуя сплетения: шейное, плечевое, поясничное, крестцовое. Задние ветви направляются к мышцам, коже спины и шеи, оболочные — возвращаются к спинному мозгу.
Вопрос 1. Что такое нервное волокно?
Нервное волокно — это длинный отросток нервной клетки, который покрыт оболочкой. Нервные волокна, соединяясь, слагают нервные пучки, а несколько пучков образуют отдельные нервы.
Вопрос 2. Чем отличаются чувствительные, исполнительные и смешанные нервы?
Они отличаются по функциям. По чувствительным нервам импульсы передаются от органов чувств и внутренних органов в мозг. Вставочные нервы образуют белое вещество спинного мозга, двигательные (исполнительные) нервы - проводят импульс от мозга к рабочим органам (мышцам, железам).
Вопрос 3. Где расположен спинной мозг?
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длинной 43—45 см и массой около 30 г. Он начинается от головного мозга и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Ниже находится пучок нервов, напоминающий конский хвост и называемый так же.
Вопрос 4. Как выглядит спинной мозг на поперечном сечении?
Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью — ликвором. Двумя — передней и задней — продольными бороздами спинной мозг делится на две симметричные половины. На поперечном срезе хорошо видно, что в центре спинного мозга имеется серое вещество, на срезе имеющее форму бабочки и состоящее из вставочных и двигательных нейронов, а наружный слой спинного мозга образован белым веществом аксонов, собранных в восходящие и нисходящие проводящие пути. В сером веществе различают передние рога, в которых расположены двигательные нейроны, и задние, в которых расположены вставочные нейроны.
Вопрос 5. Какую функцию выполняют задние и передние столбы серого вещества спинного мозга?
Через передние столбы из спинного мозга выходят двигательные волокна. Через задние столбы в спинной мозг входят чувствительные волокна.
Конспект урока на тему "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. Урок презентация. Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями. Формы обучения: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа.
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Спинной мозг его строение и функции.
Цель : определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга.
- Образовательные - усвоение и систематизация знаний по теме урока, продолжать формировать умения работать с текстом учебника, сравнивать, объяснять, делать выводы;
- Развивающие - развивать внимание, творческое мышление, самостоятельность, память, воображение, речь;
- Воспитательные - формирование максимальной работоспособности на уроке;
- Валеологические - соответствие материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения. Смена видов деятельности. Проведение валеологической паузы, здоровье сбережение.
Содержание учебного материала : внешнее и внутреннее строение спинного мозга, местоположение, функции, регуляция, повреждения.
Термины и понятия : задние корешки, передние корешки, рефлекторная, проводниковая функции, коленный рефлекс.
Методы обучения : самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа;
Формы обучения : индивидуальная, коллективная.
Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.
- Проверка знаний (тестирование по вариантом)
- Изучение новой темы:
- Местоположение мозга
- Внешнее и внутреннее строение мозга
- Функции спинного мозга
- Получение коленного рефлекса
- Закрепление знаний (тестирование)
- Домашнее задание.
Ход урока - презентации:
Слайд -1. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее следите за осанкой, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.
Цель урока : изучить местоположение, внешнее и внутреннее строение спинного мозга, функции, повреждения.
Изучая данную тему, вы узнаете много нового о строении вашего организма, что позволит вам, больше заботится о своем здоровье.
Слайд-3. Проверим ранее полученные знания по вариантам, приступайте к выполнению( звучит музыка 5 мин). Будьте внимательны при выполнении задания. Закончив выполнять задания, сдайте тетради.
Слайд-4 ( учитель рассказывает)
Спинной мозг располагается в позвоночнике. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, почти цилиндрической формы тяж длинной 45 см и массой 34-38 г. Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка.
Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем. Сл-5
Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)
Сам работа . Задание: (на слайде- 6)
- на стр 56 прочитайте 2 абзац;
- рассмотрите рис на стр 57;
- сравните рис на стр 57 с рис на стр 59. найдите части спинного мозга.
Выйти к доске показать части спинного мозга. ( слайд-7, слайд-8)
Вывод : учащиеся самостоятельно делают вывод (слайд-9)
Слайд- 10 Учитель. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Слайд- 11 . Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам.
Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц. Слайд-12.
А теперь давайте отдохнем. Предлагается учащимся гимнастика для глаз.(слайд-13)
Какими же функциями обладает спинной мозг: (слайд-14)
- Рефлекторная. Как вы понимаете? (учащиеся отвечают);
- Проводящая? Как можете объяснить?
Задание: запишите путь передачи возбуждения коленного рефлекса.
Когда может прерваться связь между спинным и головным мозгам? К чему это может привести? ( слайд- 16 ).
Что вы узнали сегодня на уроке? Учащиеся делают вывод.
Закрепление . ( слайд- 17,18 с текстом задания для закрепления.)- 5 мин.
Запишите домашнее задание. Слайд-19
Спасибо за урок! Слайд- 20
- Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?
1. Спинным и головным мозгом.
3. Нервной системой и гуморальной системой
- С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:
1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.
3. Гормонов, выделяющихся в кровь.
- Какой тканью образована нервная система:
- Мышечной тканью.
- Нервной тканью.
- Соединительной тканью.
- Рецепторы это:
- Нервные окончания.
- Гормон роста.
- Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
- Рефлекс- это:
- Ответная реакция организма.
- Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.
- Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.
1. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
1. Спинным и головным мозгом.
3. Нервной системой и железами эндокринного аппарата..
- С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:
1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.
3. Гормонов, выделяющихся в кровь.
3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
5 . К центральной нервной системе относятся:
1. Нервы, нервные узлы, нервные клетки.
2. Спинной и головной мозг.
3. Рецепторы, синапсы.
6. Что регулирует соматическая нервная система?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.
Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит.
Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс
Представлен урок по технологии модульного обучения.
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Строение и функции почек"
1. Макростроение почки2. Микростроение почки3. Образование первичной и вторичной мочи4. Строение мочевыделительной системы.
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс.
Разработка урока по биологии "Строение и функция ядра", 10 класс
Тип урока – урок-исследованиеМетоды - Объяснительно – иллюстративный, поисковыйЦели и задачи урока: сформировать у учащихся знания об основном органоиде клетке, показать морфологичес.
Разработка урока по теме Спинной мозг
Цель: определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга.
Читайте также: