Конспект по биологии 8 класс колесов параграф 44 строение нервной системы спинной мозг

Обновлено: 04.07.2024

Спинной мозг — это орган центральной нервной системы. Он находится в канале позвоночника и выглядит как белый шнур длиной \(40\)–\(45\) см. Масса спинного мозга составляет приблизительно \(30\) г.

В позвоночном канале вокруг спинного мозга находится спинномозговая жидкость. Эта же жидкость заполняет канал, который проходит по центру спинного мозга. Она обеспечивает процессы обмена веществ и смягчает механические воздействия при движениях человека.

Спинной мозг начинается от головного мозга на уровне затылочного отверстия черепа и заканчивается в поясничном отделе позвоночника. Ниже в позвоночнике находится так называемый конский хвост, состоящий из пучков нервных волокон.

Белое вещество образовано отростками нейронов и выполняет проводниковую функцию — обеспечивает передачу импульсов между спинным и головным мозгом и между разными участками спинного мозга.

Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов. В нём различают рога: передние, задние и боковые.

Передние рога образованы телами двигательных нейронов (мотонейронов). Аксоны этих нейронов проводят возбуждение к скелетным мышцам туловища и конечностей.

В задних рогах в основном находятся тела вставочных нейронов, которые передают нервные импульсы с отростков чувствительных нейронов на тела двигательных нейронов. Вставочные нейроны передают также информацию в другие отделы спинного мозга и в головной мозг.

Строениеспинногомозгаw500.jpg

Задние корешки (чувствительные) имеют утолщения — спинномозговые узлы, в которых находятся тела чувствительных нейронов. По задним корешкам нервный импульс всегда идёт от рецептора к мозгу.

Передние корешки (двигательные) состоят из аксонов двигательных нейронов соматической системы. Здесь могут находиться также аксоны нейронов вегетативной нервной системы. По передним корешкам импульс всегда передаётся от мозга к рабочему органу.

Передние и задние корешки соединяются и образуют смешанные спинномозговые нервы. Их \(31\) пара. Каждый нерв связан с определённой частью организма.

нервы, отходящие от шейных сегментов управляют мышцами шеи. Нервы, отходящие от нижних грудных и верхних поясничных сегментов, иннервируют органы брюшной полости и мышцы туловища. От нижних поясничных и крестцовых сегментов отходят нервы, которые управляют органами таза и мышцами ног.

спинной мозг.jpg

Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что здесь замыкаются рефлекторные дуги двигательных рефлексов, связанных с работой скелетных мышц (кроме мышц головы), а также дуги многих вегетативных рефлексов.

Рефлекс — копия (2).jpg

Проводниковая функция спинного мозга заключается в проведении импульсов от головного мозга к органам и обратно. По восходящим путям в головной мозг поступает информация от рецепторов кожи, мышц, сосудов, органов мочеполовой системы. По нисходящим путям нервные импульсы поступают из головного мозга к двигательным нейронам передних рогов, а от них — к органам.

Белое вещество связывает спинной мозг с головным и обеспечивает их согласованную работу. Головной мозг контролирует все рефлексы, осуществляемые спинным мозгом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем образовано серое и белое вещества нервной системы?

Какова физическая природа нервного импульса?

Спинной мозг — отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в позвоночном канале. Спинной мозг имеет форму цилиндрического тяжа с внутренней полостью (спинномозговым каналом). Он покрыт тремя мозговыми оболочками: мягкой, или сосудистой (внутренней), паутинной (средней) и твёрдой (наружной). Пространство между мягкой и паутинной оболочками, между мягкой оболочкой и собственно спинным мозгом заполнены спинномозговой жидкостью, как и сам спинномозговой канал. Начинается спинной мозг в шейном отделе позвоночного столба и доходит до второго поясничного позвонка. В верхней части спинной мозг соединяется с головным мозгом. (Рисунок фиксировать НЕ надо, это вспомогательная информация)


У человека 31–33 сегмента. От каждого сегмента отходит группа нервных волокон — корешковые нити, которые, соединяясь, образуют спинномозговые корешки. Каждая пара корешков соответствует одному из позвонков и выходит из позвоночного канала через отверстие между ними.

Спинной мозг состоит из двух симметричных половин, соединённых узкой перемычкой. Нервные клетки и их короткие отростки (дендриты) образуют вокруг спинномозгового канала серое вещество (на поперечном срезе имеет вид бабочки с расправленными крыльями).

Нервные волокна, составляющие восходящие и нисходящие пути спинного мозга, образуют по краям серого вещества белое вещество.

В передних рогах серого вещества расположены тела двигательных нейронов. По ним возбуждение от спинного мозга передается к периферии. В задних рогах находятся вставочные нейроны, осуществляющие связь чувствительных и двигательных нейронов.

От задних рогов отходят чувствительные корешки, образованные отростками чувствительных нейронов. По ним возбуждение передается от периферии в спинной мозг. Их длинные отростки образуют передние — двигательные — корешки спинного мозга.

Деятельность спинного мозга носит рефлекторный характер, которая заключается в том, что в его сером веществе замыкаются рефлекторные пути многих двигательных реакций. Он иннервирует всю скелетную мускулатуру (кроме мышц головы), а также проводящая функция, которая заключается в обеспечении проведения импульсов по проводящим путям, образованным волокнами белого вещества.

Спинномозговые нервы — короткие (длиной до 2 см) тяжи нервных волокон, образовавшиеся посегментно в результате слияния чувствительных и двигательных корешков спинного мозга; у человека — 31 пара. Каждому сегменту соответствует пара спинномозговых нервов: имеется 8 пар шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 пара копчиковых нервов. При выходе из позвоночного канала спинномозговые нервы разделяются на три ветви: передние, задние и оболочные. Передние идут к передним и боковым отделам туловища, образуя сплетения: шейное, плечевое, поясничное, крестцовое. Задние ветви направляются к мышцам, коже спины и шеи, оболочные — возвращаются к спинному мозгу.

Вопрос 1. Что такое нервное волокно?
Нервное волокно — это длинный отросток нервной клетки, который покрыт оболочкой. Нервные волокна, соединяясь, слагают нервные пучки, а несколько пучков образуют отдельные нервы.

Вопрос 2. Чем отличаются чувствительные, исполнительные и смешанные нервы?
Они отличаются по функциям. По чувствительным нервам импульсы передаются от органов чувств и внутренних органов в мозг. Вставочные нервы образуют белое вещество спинного мозга, двигательные (исполнительные) нервы - проводят импульс от мозга к рабочим органам (мышцам, железам).

Вопрос 3. Где расположен спинной мозг?
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длинной 43—45 см и массой около 30 г. Он начинается от головного мозга и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Ниже находится пучок нервов, напоминающий конский хвост и называемый так же.

Вопрос 4. Как выглядит спинной мозг на поперечном сечении?
Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью — ликвором. Двумя — передней и задней — продольными бороздами спинной мозг делится на две симметричные половины. На поперечном срезе хорошо видно, что в центре спинного мозга имеется серое вещество, на срезе имеющее форму бабочки и состоящее из вставочных и двигательных нейронов, а наружный слой спинного мозга образован белым веществом аксонов, собранных в восходящие и нисходящие проводящие пути. В сером веществе различают передние рога, в которых расположены двигательные нейроны, и задние, в которых расположены вставочные нейроны.

Вопрос 5. Какую функцию выполняют задние и передние столбы серого вещества спинного мозга?
Через передние столбы из спинного мозга выходят двигательные волокна. Через задние столбы в спинной мозг входят чувствительные волокна.

Конспект урока на тему "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. Урок презентация. Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями. Формы обучения: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа.

ВложениеРазмер
Конспект урока на тему: "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. 22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Спинной мозг его строение и функции.

Цель : определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга.

  1. Образовательные - усвоение и систематизация знаний по теме урока, продолжать формировать умения работать с текстом учебника, сравнивать, объяснять, делать выводы;
  2. Развивающие - развивать внимание, творческое мышление, самостоятельность, память, воображение, речь;
  3. Воспитательные - формирование максимальной работоспособности на уроке;
  4. Валеологические - соответствие материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения. Смена видов деятельности. Проведение валеологической паузы, здоровье сбережение.

Содержание учебного материала : внешнее и внутреннее строение спинного мозга, местоположение, функции, регуляция, повреждения.

Термины и понятия : задние корешки, передние корешки, рефлекторная, проводниковая функции, коленный рефлекс.

Методы обучения : самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа;

Формы обучения : индивидуальная, коллективная.

Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.

  1. Проверка знаний (тестирование по вариантом)
  2. Изучение новой темы:
  • Местоположение мозга
  • Внешнее и внутреннее строение мозга
  • Функции спинного мозга
  • Получение коленного рефлекса
  1. Закрепление знаний (тестирование)
  2. Домашнее задание.

Ход урока - презентации:

Слайд -1. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее следите за осанкой, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.

Цель урока : изучить местоположение, внешнее и внутреннее строение спинного мозга, функции, повреждения.

Изучая данную тему, вы узнаете много нового о строении вашего организма, что позволит вам, больше заботится о своем здоровье.

Слайд-3. Проверим ранее полученные знания по вариантам, приступайте к выполнению( звучит музыка 5 мин). Будьте внимательны при выполнении задания. Закончив выполнять задания, сдайте тетради.

Слайд-4 ( учитель рассказывает)

Спинной мозг располагается в позвоночнике. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, почти цилиндрической формы тяж длинной 45 см и массой 34-38 г. Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка.

Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем. Сл-5

Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)

Сам работа . Задание: (на слайде- 6)

  1. на стр 56 прочитайте 2 абзац;
  2. рассмотрите рис на стр 57;
  3. сравните рис на стр 57 с рис на стр 59. найдите части спинного мозга.

Выйти к доске показать части спинного мозга. ( слайд-7, слайд-8)

Вывод : учащиеся самостоятельно делают вывод (слайд-9)

Слайд- 10 Учитель. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Слайд- 11 . Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам.

Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц. Слайд-12.

А теперь давайте отдохнем. Предлагается учащимся гимнастика для глаз.(слайд-13)

Какими же функциями обладает спинной мозг: (слайд-14)

  1. Рефлекторная. Как вы понимаете? (учащиеся отвечают);
  2. Проводящая? Как можете объяснить?

Задание: запишите путь передачи возбуждения коленного рефлекса.

Когда может прерваться связь между спинным и головным мозгам? К чему это может привести? ( слайд- 16 ).

Что вы узнали сегодня на уроке? Учащиеся делают вывод.

Закрепление . ( слайд- 17,18 с текстом задания для закрепления.)- 5 мин.

Запишите домашнее задание. Слайд-19

Спасибо за урок! Слайд- 20

  1. Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?

1. Спинным и головным мозгом.

3. Нервной системой и гуморальной системой

  1. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

3. Гормонов, выделяющихся в кровь.

  1. Какой тканью образована нервная система:
  1. Мышечной тканью.
  2. Нервной тканью.
  3. Соединительной тканью.
  4. Рецепторы это:
  1. Нервные окончания.
  2. Гормон роста.
  3. Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
  1. Рефлекс- это:
  1. Ответная реакция организма.
  2. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.
  3. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.

1. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?

1. Спинным и головным мозгом.

3. Нервной системой и железами эндокринного аппарата..

  1. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

3. Гормонов, выделяющихся в кровь.

3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.

5 . К центральной нервной системе относятся:

1. Нервы, нервные узлы, нервные клетки.

2. Спинной и головной мозг.

3. Рецепторы, синапсы.

6. Что регулирует соматическая нервная система?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.

Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит.


Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения.


Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Строение и функции почек"

1. Макростроение почки2. Микростроение почки3. Образование первичной и вторичной мочи4. Строение мочевыделительной системы.


Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс.

Разработка урока по биологии "Строение и функция ядра", 10 класс

Тип урока – урок-исследованиеМетоды - Объяснительно – иллюстративный, поисковыйЦели и задачи урока: сформировать у учащихся знания об основном органоиде клетке, показать морфологичес.


Разработка урока по теме Спинной мозг

Цель: определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга.

Читайте также: