Потребности биологический аспект конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Какие бывают потребности

Тип урока: комбинированный урок;

Форма проведения: нетрадиционная, с использованием презентации

Цель: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные

2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к

Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные

потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,

мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point

закрепления вопроса о видах потребностей.

План урока:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Закрепление изученного материала.

Зачитывается задание вслух:

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Тема нашего урока: Какие бывают потребности.

(на экране – слайд №1 с темой урока).

Что нужно человеку?

Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

Что же такое потребность? → нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Потребность – это ___________________________________________________.

(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)

Какие бывают потребности?

(слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)

Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека? (ребята называют)

Учитель обобщает ответы: вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.

Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма? (ребята называют)

Учитель: Эти потребности называются биологические.

На экране появляются картинки. Делается вывод:

Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Биологические потребности - _________________________________

Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

(слайд № 4. Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Материальные потребности - __________________________________________

(слайд № 5 – Социальные потребности.) Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности (высвечивается).

Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Социальные потребности - ________________________________________________

Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?

(слайд № 6. – Духовные потребности.)

Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) →

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Духовные потребности - __________________________________________________

Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.

(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).

1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные

2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные

4) “ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

Сделать хотел грозу,

С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

V . Потребности и возможности. (слайд № 8)

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

(слайд № 9 – Труд как потребность).

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?

(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение; если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10)

(слайд № 10 – Ложные потребности).

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

На слайде:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:

Выберите верные суждения о потребностях человека:

а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Вопросы для повторения:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?

Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?

Без чего человек может прожить?

Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?

↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Виды потребностей человека

Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Социальные потребности - это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности - это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия - размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Престиж - это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия - и есть престижные потребности.

Познавательные потребности - это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.

Эстетические потребности - это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые потребности - искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Биологические потребности (органические)

Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Социальные потребности — это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Видео

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека

Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.

Питание

Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.

  • Наполнение организма необходимыми полезными элементами, которые способствуют поддержанию жизнедеятельности и выработке новых клеток.
  • Обеспечение энергией для борьбы за существование и активного образа жизни.
  • Передача информации для поддержания связи с природой.

В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.

Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.

Психолог Дарья МилайЗаписаться на прием

Без пищи личность проживет от 1 до 2 месяцев, если она будет употреблять жидкость. Без воды можно функционировать только 3-7 дней, а затем смерть. В процессе изнурения организма из-за нехватки питательных веществ психика начинает нарушаться, это приводит к:

  • галлюцинациям;
  • бреду;
  • раздражительности;
  • агрессивности.

Если голодают дети, то их развитие начинает замедляться.

Скрытое голодание – это употребление пищи, которая не содержит в себе нужного количества полезных свойств. Это частая проблема людей, которые испытывают финансовые трудности. У них постоянно проявляются разного рода заболевания.

Нормы рациона физиологических потребностей в питании

  • Жидкость — от 1,5 до 2,5 литров в день (много воды поступает вместе с едой).
  • Ккал — зависит от половой принадлежности, веса, типа физической активности. Норма может изменяться, но в среднем составляет от 2 000 до 3 000 килокалорий.
  • Белок — от 35 до 87 г. в день.
  • Жиры — суточная норма от 60 до 150 г.
  • Углеводы — от 255-585 г. в день.


Жидкость

Занимаясь спортом, трудовой деятельностью, личность теряет большое количество воды в течение дня при:

  • мочеиспускании;
  • потоотделении;
  • дыхании;
  • дефекации.

Последствия обезвоживания очень серьезные, так как оно приводит к смертельному исходу. Необходимо постоянно следить за водным балансом и вовремя его восстанавливать. Индивид способен прожить без жидкости всего несколько дней. Именно поэтому такая нужна является одной из первых в списке базовых потребностей, без которых невозможно нормально выполнять свои функции. Чтобы правильно рассчитать суточный рацион потребления воды, обязательно учитывайте ваши индивидуальные особенности и образ жизни.


Сон и отдых

Отсутствие этих двух компонентов приводит к неполноценному функционированию в обществе. Во время ночного или дневного сна наш мозг перерабатывает всю полученную информацию в течение дня, способствует поддержанию иммунитета. Также когда человек засыпает, из мозгового органа исчезают вся токсичность.

Очная консультация Каковы особенности и преимущес

Очная консультация Каковы особенности и преимущества очной консультации? Узнать подробнее

Консультация по скайпу Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу? Узнать подробнее

Отдых не менее важен, личность не сможет заниматься одним делом несколько часов без перерывов, это быстро изнуряет, поэтому необходимо периодически давать себе возможность отдыхать и отвлекаться от работы хоть на несколько минут.

Если человек будет постоянно проводить бессонные ночи, не спать, когда очень хочется, не совершать отдых, когда это нужно – произойдет постепенное нарушение психики – невроз, депрессия. Также могут возникать стрессы, противостоять которым такой личности крайне сложно.

Если индивид будет часто недосыпать, его когнитивные качества заметно снизятся и повысится вероятность развития разных инфекционных болезней, психических заболеваний и нарушение эмоционального баланса.

Неполноценный сон (меньше 5-6 часов в сутки) может привести к проявлению:

  • ожирения;
  • онкологии;
  • инсульта;
  • сахарного диабета;
  • заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  • раннему смертельному исходу.

Если вы страдаете от бессонницы из-за своей деятельности, не позволяете поспать себе необходимое количество часов, при этом испытываете дискомфорт – обязательно запишитесь на прием к доктору для предупреждения негативных последствий – галлюцинаций и бреда. Такая личность всегда чувствует усталость, не способна зафиксировать внимание на одном каком-то деле, становится чрезвычайно раздражительной и имеет повышенный порог болевых ощущений.

Микросон – это резкое засыпание всего на несколько секунд, которое проявляется у людей, которые привыкли отказывать себе в отдыхе. Это серьезное отклонение, которое способствует появлению несчастных случаев. Например, вы можете на миг уснуть, ведя автомобиль, и спровоцируете дорожно-транспортное происшествие. Однако вы даже не осознаете, что впали в сон на некоторое время. Норма отдыха должна составлять 7-9 часов в день.


Воздух

Без такой нужды мы не сможем прожить и 5 минут. Нехватка кислорода убьет индивида за очень короткий временной период. Важным условием является отсутствие токсических примесей в воздухе, иначе риск появления многих болезней резко увеличится, в том числе и онкология.

Сексуальное влечение и продолжение рода

При неудовлетворении такого желания никаких негативных последствий не случится, он способен продолжить жить, но качественные показатели жизни могут снизиться, особенно при чересчур выраженном либидо. Сейчас большая необходимость оставлять после себя наследников потихоньку угасает, а занятие любовью – это знак любовных отношений, близость и получение удовольствия.

Несколько столетий назад потребность в продолжение рода была чуть ли не самой важной, так как в периоды войн, неизлечимых болезней людям грозило постепенное вымирание. Эволюционный процесс доказывает, что те виды, которые производят большое потомство, имеют высокий уровень выживаемости.

Если не выполнять желания сексуального характера – личность становится несчастной. Однако у некоторых такая нужда снижена, поэтому они не имеют привязанности к этим любовным ощущениям.

Ассексуальные — это тип людей, которые не стремятся к сексу (а если и практикуют его, то только для зачатия малыша).

Возбуждение постепенно накапливается, а затем превращается в злое и агрессивное состояние. Такая злость проникает в разум и может быть причиной незаконных отрицательных действий – преступлений. Также неудовлетворение желаний развивает заболевание психики.


Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.


Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Каждый человек – это отдельный живой организм. У него есть собственные нужды. Существуют биологические потребности человека. Без их удовлетворения людям невозможно существовать. Неудовлетворенность порождает не только агрессию, но и различные заболевания. Хронические в том числе.

Важно: нужды есть не только у людей, но и у любых других живых организмов. Во втором случае они порождают возбуждение животных инстинктов.

Какие потребности есть у человека?

Человеческие потребности можно разделять различными способами. Существует стандартная классификация. Она подразумевает следующие нужды:

Биологические. Это то, что связано с физическим телом.

Социальные. Подобным образом характеризуют необходимость индивида в общении, коммуникациях с себеподобными. Сюда также включают взаимопонимание, поддержку, общественную деятельность и признание населением. Все, что связано с социальными коммуникациями.

сущность биологических потребностей человека

Что такое биологические потребности?

Удовлетворение подобных нужд – это основополагающая жизни. За счет данной особенности обеспечивается поддержка и развитие личности. Сюда относят разнообразные процессы. Например:

употребление жидкости (воды);

3-5 минут – в бездыханном состоянии;

4 суток – отсутствие сна (в принципе, не обязательно полноценного);

7-10 суток – без жидкости;

до 45 дней – голодовки.

Базовые потребности людей

естественные потребности человека

Естественные или физиологические потребности

Естественными называют потребности человека, которые важны для поддержки жизнедеятельности. Они – на вершине пирамиды Маслоу. Все то, что помогает населению не только жить, но и выживать. У людей такие же физиологические нужды, как и у животных – употребление еды и воды, сон, дыхание, размножение.

Если население обеспечено едой, водой, воздухом и достаточным количеством сна, организм начинает испытывать потребность в размножении. Долгое отсутствие удовлетворения соответствующей нужды способно привести к невротическим расстройствам, а также к изменению психики.

Читайте также: