План конспект урока жили были буквы

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: карточки с заданием, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Постановка темы.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А как называется место, куда мы отправимся вы мне скажите, разгадав ребус.

Тема нашего урока “Жили- были буквы”.

Сегодня мы повторим все то, чем научились за несколько уроков чтения.

Работа по теме.

1. Звериный кроссворд.

  1. На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад-
    Ищет в речке лягушат. (цапля)
  2. Плотник острым долотом
    Строит дом с одним окном. (дятел)
  3. Узнать его и просто и легко:
    Высокого он роста и видит далеко. (жираф)
  4. Я сорвать цветок хотел,
    Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
  5. Может он в орех залезть,
    А потом его заесть:
    Все, что вкусно, выедает
    И обратно выползает. (червяк)
  6. Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском.
    Голова и восемь ног,
    Вот и весь я. (осьминог)
  7. Я - хозяин во дворе.
    И бужу всех на заре. (петух)
  • Прочитайте слово в выделенных клеточках. (Алфавит)
  • Что такое алфавит? (совокупность букв, порядок букв)
  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  • Произнесем весь алфавит.

2. Собери слова

Ребята, посмотрите, что написано на доске? (слоги)

Да, на доске написаны слоги, они рассыпались. Их необходимо собрать в слова и прочитать эти слова.

СЕ РЕ ЛО КА ДО ВЕД ЛЯ РО КНИ ГА РАЖ.

3. Телеграмма.

Дети, нам прислали телеграмму, но в ней что-то напутано, помогите мне ее прочитать.

ЬТИЖУТ ЕН КЕВ – ЬТИЖ ЙОГИНК С

С книгой жить - век не тужить. (Прочитать хором).

Объясните смысл этой пословицы.

4. Физическая минутка.

5. Числовой ребус.

Сейчас мы с вами будем разгадывать числовой ребус, а зашифрован в нем будут герои изученных произведений. Вам необходимо разгадать слово и назвать в каком произведении мы с вами встречались с ним, автора этого произведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

– повторить и обобщить пройденный материал;
– совершенствовать умения анализировать и сравнивать произведения;
– продолжить формирование навыка чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, фонематический слух, творческие способности, память и мышление;
– воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению.

Оборудование : выставка рисунков учащихся; карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика, карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу!
(Буквы.)

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Ра-ра-ра – начинается … (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).
Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа … (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть … (нора).
Ре-ре-ре – носим воду в … (решете).

2. Чтение советов из старинных книг (с. 22–23 учебника).

– Прочтите слова по слогам, а потом целыми словами:

при-вы-кай – привыкай
рас-ска-зы-вай – рассказывай
дейст-ви-тель-но – действительно
ут-верж-дай – утверждай
ос-па-ри-вай – оспаривай
ис-пол-няй – исполняй
пе-ре-би-вай – перебивай
от-кла-ды-вай – откладывай

Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.

3. Словарная работа.

– Объясните значение слов:

намерен – хочет сделать что-либо
оспаривай – доказывай
взаймы – в долг
получил даром – получил в подарок
почитай – уважай

– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
– Можно ли сказать, что советы устарели?

Хлоп – и конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно: это … (хлопушка).

Физкультминутка

У реки росла рябина,
А река текла – рябила.
Посредине глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь…
Называется (пескарь).


Дети изображают резвящихся рыбок.

IV. Закрепление и обобщение.

1. Беседа по вопросам.

2. Игры Деда Буквоеда.

Запись на доске:

телевизор
левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками
клевер – луговое растение, сорт кормовой травы
сталевар – рабочий по выплавке стали

При объяснении значения слов учитель демонстрирует картинки.

hello_html_641972ec.jpg

hello_html_mb783db.jpg

– А сейчас мы узнаем, кто из вас лучший наборщик слов.

План (запись на доске):

1. Сделать изображение буквы.
2. В транскрипции [ ] указать звуки.
3. Выполнить картинки.
4. Записать слова, имеющие в своём составе эту букву (букву выделить красным цветом).
5. Записать о букве загадку, скороговорку или стихотворение.


V. Итог урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно и по ролям, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми, касса букв, альбомные листы для детей, словари по русскому языку, выставка рисунков.

Организационный момент.

У. Милые мои, друзья! Чтобы чувствовать себя бодрым, жизнерадостным, нужно быть добрым. Поэтому тепло своих ладошек передайте своему другу (дети ладошками касаются ладошек друг друга и желают добра).

Актуализация знаний, постановка цели урока.

–О ком или о чём будем сегодня говорить? Отгадайте загадку - и вы узнаете.

Прилетели галки в поле и уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу! (Буквы)

- Почему эта тема имеет сказочное название?

Знакомство с новыми произведениями.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, вносить необходимые коррективы.

1. Р е ч е в а я м и н у т к а.

–Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар)

Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор)

Ир-ир-ир – мой папа …(командир)

Арь-арь-арь – на стене висит …(фонарь)

2. Ч т е н и е с о в е т о в из старинных книг (с.22-23 учебника).

– Прочитайте слова по слогам, а потом целыми словами:

Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.

3. С л о в а р н а я р а б о т а.

Познавательные: уметь самостоятельно находить значение отдельных слов в толковом словаре учебника; выделять существенную информацию из текстов разного вида.

– Объясните значение слов:

намерен- хочет сделать что- либо; оспаривай- доказывай; взаймы- в долг; получил даром- получил бесплатно (в подарок); почитай –уважай.

– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?

- Можно ли сказать, что советы устарели?

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения текстов.

5. Э в р и с т и ч е с к а я б е с е д а.

– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, увеличивая темп чтения.

– Подберите заголовок к этому стихотворению. О каком звуке в нём рассказано? (о звуке р)

- Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски? - Придумайте слова со слогом ре (репа, рельс, рейс, резинка, речь, речка).

– Прочтите стихотворение В. Лунина. Как можно озаглавить его?

- Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (звук ш)

- Прочтите стихотворение Ф. Бобылева. О каком звуке стихотворение? [ х] - Попробуйте назвать слова, в которых встречаются звуки ш, х.

Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

Физкультминутка.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл - видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Закрепление и обобщение.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на их выполнение.

Коммуникативные УУД: уметь аргументировать свою позицию; владеть диалогической формой речи.

1. Б е с е д а п о в о п р о с а м:

- Вспомните название стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.

–Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт?

- Рассмотрите свои рисунки. Как изобразили характер сказочных букв?

- Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревёт медведь.

- Почему писателей называют настоящими волшебниками?

- Попробуйте придумать свою историю про буквы.

2. И г р ы Д е д а Б у к в о е д а.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы.

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.

Запись на доске:

Телевизор.

Левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте его с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Названия каких сказок вы определили?

— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.

V. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву. (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас

Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я.

Буква Я.

Я — сказала буква Я, —

Я хочу, чтобы повсюду

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С. Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

Буква П.

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Я ж не кто-нибудь, а Я!

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Буква Х

Как зальётся буква Х:

Буква О

О от смеха покатилось!

Буква А

А за голову схватилось!

Буква Б.

Б схватилось за живот …

Рассказчик.

А потом как заревет.

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю.

Буквы (хором).

Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.

— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?

(Ученики прогнозируют содержание сказки.)

— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.

— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?

— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?

— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.

— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?

VI. Физкультминутка

— Будьте добры, похлопайте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

VII. Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.

(Ученики вспоминают содержание сказки.)

— Сравните начало обеих сказок.

— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)

— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?

— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)

— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.

Читайте также: