Уголовное право конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Основные понятая и институты уголовного права (9 класс)

Уголовное право — это отрасль публичного права, которая регулирует отношения, возникшие при совершении преступлений, определяет их признаки и наказуемость.

Уголовное право охраняет общественные отношения, которые устанавливаются другими отраслями права: гражданским, трудовым, конституционным и т. д.

Объектом его охраны являются наиболее важные и ценные общественные блага: жизнь человека, его права и свободы, порядок и безопасность, собственность, государственное устройство.

Также уголовное право призвано предотвращать совершение преступлений — в этом заключается его превентивная функция . Происходит это посредством воспитания правопорядочности и уважения к закону — в этом выражается воспитательная функция .

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс . В нём определён перечень деяний, которые считаются преступлениями, и мера наказания за них.

  • уголовно-процессуальной(регулирует деятельность следователей, прокуратуры, суда по расследованию и разрешению уголовных дел);
  • уголовно-исполнительной (регулирует порядок исполнения уголовных наказаний).

Уголовно-правовые отношения — это специфический тип общественных отношений, возникающих в связи с совершением лицом тяжелейшего вида правонарушений — преступлений.

Участниками уголовно-правовых отношений являются, с одной стороны, лицо, совершившее преступление, с другой — государство, в лице правоохранительных органов.

Признание виновным в совершении преступления и применение уголовного наказания к физическому лицу влечёт за собой судимость .

Уголовный кодекс Российской Федерации (10 класс)

Нормы уголовного права сосредоточены в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ).

Уголовный кодекс РФ был принят в 1996 году. Он состоит из двух частей – общей и особенной. Общая часть содержит общие положения уголовной ответственности, определение понятия преступления, форм и видов вины, цели и видов наказания; в особенной части перечисляются конкретные преступления и меры наказания за их совершение. Таким образом, если вы хотите узнать, какое наказание следует за то или иное преступление, вы должны обратиться к особенной части Уголовного кодекса.

Важно обратить внимание на принципы уголовного права, перечисленные в первом разделе Уголовного кодекса. Это законность, равенство граждан перед законом, справедливость и гуманизм. Еще один важный принцип – это принцип вины: никто не может быть привлечен к уголовному наказанию и подвергнут наказанию иначе, как за действия или бездействие, в отношении которого установлена его вина.

Формальные и неформальные санкции (10 класс)

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции — это реакция общества на действия индивида.

Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить формальные и неформальные, позитивные и негативные. Позитивные и негативные санкции бывают как формальными, так и неформальными.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции – осуждающие или наказывающие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

ФОРМАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Формальные санкции — это меры воздействий, применяемые в соответствии с определенными правилами. Они исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Негативные формальные санкции — наказания за преступления закона или нарушение административного порядка: штраф, заключение под стражу, лишение свободы, конфискация имущества.

Позитивные формальные санкции — поощрение деятельности со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями: награждения орденами, званиями, свидетельствами, премиями, допуск к высоким должностям.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Неформальные санкции — это спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий. Они исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих.

Негативные неформальные санкции — осуждение человека за поступок со страны общества: порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, насмешка, пренебрежение, жалоба, обиженное молчание, неодобрительный отзыв, отказ поддерживать отношения.

Позитивные неформальные санкции — публичное одобрение со стороны неофициальных лиц и организаций: похвала, одобрительная улыбка, комплимент, аплодисменты, слава.

Формальные и неформальные санкции также могут быть:

  • Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
  • Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

Понятие преступления (9 класс)

Преступность. Преступление. Борьба с преступностью (10 класс)

Преступление — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Как и любое правонарушение, преступление имеет следующие признаки :

  • общественная опасность;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость;
  • происходит в форме действия или бездействия.

Преступления, перечисленные в Уголовном кодексе, можно классифицировать по нескольким признакам.

1. По тяжести , то есть характеру и степени общественной опасности, выделяют следующие виды преступлений.

Вид преступления Пример
Небольшой тяжести Клевета, побои, жестокое обращение с животными
Средней тяжести Вымогательство, доведение до самоубийства, хулиганство
Тяжкое Причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека
Особо тяжкое Убийство, террористический акт

2. По объекту преступления выделяют следующие виды.

Виды преступления Пример
Против личности Убийство, похищение, изнасилование, подмена ребенка
В сфере экономики Кража, мошенничество, грабеж, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов
Против общественной безопасности и общественного порядка Терроризм, хулиганство, вандализм, экологические преступления
Против государственной власти Шпионаж, получение и дача взятки, преступление против суда
Против военной службы Неисполнение приказа, самовольное оставление воинской части
Против мира и безопасности человечества Призыв к развязыванию агрессивной войны, геноцид, международный терроризм

  • умышленные;
  • совершенные по неосторожности.

Умышленные преступления предполагают наличие прямого или косвенного умысла при совершении правонарушения. Прямой умысел означает, что правонарушитель осознавал опасные последствия своих действий и желал их наступления.

Косвенный умысел означает, что правонарушитель осознавал опасные последствия своих действий и допускал их, хоть они и не были его изначальной целью.

Преступления, совершённые по неосторожности, могут быть выражены в форме легкомыслия или небрежности. Легкомыслие означает, что правонарушитель предвидел опасные последствия своих действий, но надеялся, что они не произойдут или будут предотвращены.

Небрежность означает, что правонарушитель не предвидел опасные последствия своих действий, хотя это было возможно.

Пределы допустимой самообороны (9 класс)

Экстремальные ситуации криминального характера – очень распространённое явление.

Факторы, способствующие росту преступных посягательств: нестабильность в обществе, экономический кризис, обнищание населения, падение нравов, наркомания, алкоголизм и так далее.

Самооборона – естественная реакция человека. Осознанное поведение людей, знающих, как себя защитить, должно подкрепляться правовыми знаниями. Юридическая защита прав личности определяется конституцией и законами государства. Основной закон гарантирует гражданам неприкосновенность личности.

  1. Если вы решились на оборону, то должны знать, что существует ряд условий правомерности необходимой обороны. Необходимо, чтобы посягательство было общественно опасным, наличным и действительным.
  2. Посягательство является общественно опасным, если гражданин сталкивается с деятельностью, угрожающей законным интересам личности, государства, общества.
  3. Нападение должно быть наличным, то есть ущерб уже причиняется либо существует возможность его причинения.
  4. Опасность должна быть действительной, а не воображаемой.
  5. Границы обороны во времени.
  6. Защита должна быть направлена непосредственно против посягающего лица.
  7. Соотношение характера, степени защиты и посягательства.

Уголовная ответственность несовершеннолетних (9 класс)

По общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие на момент совершения преступления 16 лет. За отдельные виды преступлений наказание предусмотрено с 14 лет. К ним относят:

При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, зрелость, возможное участие в преступлении старших лиц.

Несовершеннолетний возраст является обстоятельством, смягчающим приговор. К несовершеннолетним могут быть применены не все виды наказания.

Согласно статье 90 Уголовного кодекса РФ при возможности вместо уголовного наказания к несовершеннолетнему применяются меры воспитательного воздействия :


Уголовное право – это отрасль права, которая связана с преступлениями, самой опасной для общества формой правонарушения. Уголовное право выполняет важные задачи и имеет свои отличительные черты. Рассмотрим кратко вопросы, связанные с уголовным правом.


Задачи и особенности уголовного права

Уголовное право составляют юридические нормы, связанные с преступностью и наказаниями за преступления.

Государство поставило перед уголовным правом следующие задачи по защите прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка,общественной безопасности и конституционного строя. Их можно структурировать и выделить:

  • охранительную задачу;
  • и задачу по предупреждению преступлений или профилактическую.


Уголовно-правовые отношения

Уголовное право регулирует особые уголовно-правовые отношения. Это такой вид отношений, который возникает в связи с совершением преступления и требует привлечения к ответственности за содеянное.

Содержание данных отношений включает в себя права и обязанности участвующих в них сторон: государство должно объективно расследовать преступление и назначать наказание в зависимости от его тяжести, а преступник обязан понести наказание, которое предусмотрено законодательством и вынесено судом.

Источники уголовного права

В нашей стране единственным источником права является Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем сосредоточены все нормы по данному вопросу.

которые читают вместе с этой





Данный документ имеет две части – общую и особенную.Общая часть определяет принципы и задачи правового регулирования, а особенная часть содержит классификацию преступлений и наказаний за них.

Особенности Уголовного кодекса РФ:

  • является Федеральным законом и его действие распространяется на всю территорию нашей страны;
  • это систематизированный документ, в котором все нормы четко разделяются на группы.

Преступление

Преступление – это наиболее опасное для общества, виновно совершенное деяние, которое предусмотрено законом и запрещено им под угрозой наказания.

К преступлениям относят:

  • убийство;
  • хищение;
  • террористическую деятельность;
  • захват заложников;
  • вандализм (уничтожение или осквернение памятников культуры, истории, ценных для общества зданий и мест);
  • производство и сбыт наркотических средств и другое.

Преступление обладает определенной структурой. В нее обязательно входят объект и субъект.

  • объектом преступления могут быть человек, собственность, природа, общественный порядок;
  • субъектом выступают отдельные лица, группа лиц или государство ( правоохранительные органы и суд).

Признаки преступления:

  • общественная опасность (существенный вред);
  • противоправность (нарушение статей закона);
  • виновность (умысел или неосторожность).

Необходимая оборона – это защита человека от посягательства на него путем причинения нападавшему какого-либо вреда. Но здесь закон предупреждает о том, что не всякая защита может быть правомерной. Существуют некие пределы допустимой обороны.

Уголовное наказание

Уголовное наказание – это мера, которую государство предусматривает для преступника, осуществляемая после судебного разбирательства. Его цель не причинить человеку страдания, а перевоспитать его, установить справедливость.

Назначается наказание в зависимости от того, какое преступление было совершено.

Это свойство уголовного наказания проявляется, в частности, в таких ситуациях: при совершении преступления, где указана средняя тяжесть нанесения вреда здоровью человека решение суда будет более мягким против убийства. В первом случае может быть вынесен приговор условно, а во втором обязательное лишение свободы на определенный срок.

Что мы узнали?

Уголовно-правовые отношения – тема по обществознанию, изучаемая в 9 классе. Она включает в себя изучение таких вопросов, как уголовный закон, преступление и наказание. Уголовное право – это особая отрасль, регулирующая отношения, возникающие по поводу опасного для общества явления – преступления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ Татевская СОШ имени С.А.Рачинского

Урок по обществознанию

Тема: Уголовное право. Преступление и ответственность по уголовному праву.

II категории Волковой А.И.

Расширить и углубить представление учащихся об уголовном праве и видах уголовной ответственности;

Уяснить сущность и соотношение понятий преступление, преступность;

Уметь соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

Выразить свое отношение к необходимости законов.

Развить представление о сущности уголовного права;

Расширить представления о принципе неотвратимости наказаний за преступление;

Умение определять вид юридической нормы;

Рассмотреть основные виды преступлений.

Оборудование: тесты, карточки, УК РФ.

Основные понятия: уголовное право, УКРФ, преступление, преступность, ответственность, уголовная ответственность.

План занятия:

Проверка домашнего задания (тест для контроля и оценивания знаний учащихся)

Объявление темы, цели и хода урока;

Беседа с учащимися;

Выполнение заданий учащимися;

Тестовые задания для закрепления новой темы;

Подведение итогов занятия

Контроль домашнего задания (см. приложение 1);

Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы изучали с вами административное право, а сегодня более подробно изучим уголовное право.

Уголовное право- это отрасль права, которая формирует понятия преступления, устанавливает круг преступлений. Вид и размер наказаний за них, а также занимается самыми общественно опасными правонарушениями – преступлениями.

Нормы уголовного права закреплены в уголовном кодексу страны (УК РФ).

Государственная Дума приняла его 24 мая 1996 года; а вступил в действие с 01.01.1997 года.

УК РФ – это правовой акт, соответствующий потребностям республиканского государства, стремящийся стать демократическим и правовым.

Преступление – отщественно-опасное даяние, запрещенный уголовным законом под угрозой наказание. Преступление носит вред личности. Обществу. Всему государству, т.к. посягает наиболее значимые интересы. За совершение преступления лицо привлекается к уголовной ответственности, которая является наиболее строгим видом ответственности, носящий личных характер.

Видов преступлений, к сожалению, очень много. Тем не менее, следует иметь представления о некоторых этих преступлений:

Простив жизни и здоровья;

Против свободы, чести и достоинства личности;

Против половой неприкосновенности;

Против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

Простив государственной власти;

Против военной службы;

В сфере экономической деятельности

В сфере компьютерных информаций

Против мира и безопасности человечества и др.

Преступление может быть совершено как в форме действия (активного поведения человека), так им в форме бездействия (пассивная форма). Например, мать, решив, избавится от своего новорожденного ребенка, не кормит его, в результате чего он умирает (бездействие).

В основе каждого преступления находится сознание и воля человека. Т.е. лицо должно понимать, что совершает противоправное деяние, а его воля не должна быть подвержена какому-либо постороннему воздействию. Если же он не контролирует совершенной им деяние в следствии хронического психологического расстройства, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет (обратимся у УКРФ).

Классификация преступление производится в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния. В соответствии с данным критерием преступления подразделяются:

Не большой тяжести;

Особо тяжкие преступления

За преступление небольшой тяжести – максимальное наказание 2 года лишения свободы. За преступление средней тяжести – максимальное наказание 5 лет лишение свободы, а тяжкие преступления – 10 лет, особо тяжкие – более 10 лет. Так оставление в опасности относится к преступлениям не большой тяжести; доведение до самоубийства – к преступлениям средней тяжести; изготовление или сбыт поддельных денег – к тяжким преступлением; убийство – к особо тяжким.

В зависимости от сферы криминальной деятельности выделяют насильственные преступления, корыстные преступления, должностные преступления, преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, экологическое преступление. В зависимости от степени организованности выделяют групповые и организационные преступления. В зависимости от личности человека, совершившего преступление, выделяют преступление совершаемые несовершеннолетними, женщинами, военнослужащими, должностными лицами.

Преступность – исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющие собой систему преступлений.

Преступность – социальное явление, которое входит в систему общества.

Преступность и преступление диалектически взаимодействуют как целое и часть. Причины и условия преступности представляют собой систему негативных для государства явлений, способствующих его появлению.

Причинность – это связь, при которой одно явление при определенных условиях порождает другое. Условием признается явление, которое формирует причину или создает возможность ее действию, т.е. является связью с последствием.

Социально-экономические условия способствуют формированию социально-экономических причин: стяжательства, паразитизма. Правовые условия способствуют формированию нигилизма во властных структурах, правого легкомыслия и бескультурья населения. Условия, способствующие формированию и проявлению криминальной агрессивности, способствуют проявлению корыстной, бытовой, сексуальной, хулиганской террористической агрессии.

Беседа с учащимися.

Приведите примеры преступлений, совершаемых в форме действия и в форме бездействия;

Какова роль сознания и роли человека при совершении преступления?

Используя УКРФ, приведите примеры преступления не большой, средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких. Что положено в основу классификации?

В чес отличие личности преступника от личности не преступника?

Назовите основные условия неосторожной, экологической преступности, а также преступности военнослужащих, способствующие совершению преступлений указанной направленности.

Можно ли искоренить преступность в целом?

Выполнение задания учащимися (карточки).

О какой разновидности преступности идет речь:

Директор коммерческого предприятия не платил налоги в течение трех лет;

Водитель сбил пешехода, проходившего по пешеходному переходу, тот получил тяжкие телесные повреждения;

В темное время суток несовершеннолетние совершили хулиганские действия;

Лицо осуществляло незаконное предпринимательство;

Выходя из дома, человек был убит из огнестрельного оружия;

При прохождении воинской службы рядовой подвергался избиению со стороны лиц офицерского состава;

Женщина не кормила своего новорожденного ребенка, в следствии чего тот скончался.

Тестовые задания на закрепление пройденной темы.

Подведение итогов занятия.

Что мы делали на уроке?

Что нового мы сегодня узнали?

Кто из вас может дать определение преступление, уголовное право, преступность?

В каком законе записано преступление и наказание за них?

С какого возраста можно наказать за преступление?

Так ли необходимо знать законы и почему?

Какие вопросы возникли у вас в связи с уроком.

Домашнее задание.

Разгадай кроссворд и проверь себя, как ты усвоил материал урока. По вертикали выделенных квадратов ты прочитаешь название науки, которая изучает преступность, личность преступника. А также разрабатывает меры по предупреждению преступности.

Субъект преступления, признанный судом виновный.

Юридический термин, описывающий как действие так и бездействие.

Психически здоровый человек (прилагательное)

Прилагательное, описывающие один из видов правонарушений.

Прилагательное, описывающие один из видов правонарушений.

Поступок, вредный для общества и запрещенный законом.

Очень опасный для общества поступок, запрещенный УКРФ.

Прилагательное, описывающие один из видов правонарушения.

Закон, в котором описывается наказание и правонарушения (прилагательное)

Прилагательное, описывающие один из видов правонарушения.

Часть уголовного кодекса, в котором описаны конкретные составы преступления и наказание за них.

С А Н К Ц И Я

П Р Е С Т У П Н И К

Д Е Я Н И Е

В М Е Н Я Е М Ы Й

Д И С Ц И П Л И Н А Р Н О Е

Г Р А Ж Д А Н С К О - П Р А В А В О Е

П Р А В О Н А Р У Ж Е Н И Е

П Р Е С Т У П Л Е Н И Е

У Г О Л О В Н О Е

У Г О Л О В Н Ы Й

А Д М И Н И С Т Р А Т И В Н О Е

О С О Б Е Н Н А Я

Тесты и задания для контроля и оценивания знаний и умений учащихся по административному праву.

Приложение 1.

Административной ответственности подлежит лицо достигшее возраста:

Размер административного штрафа не может быть менее:

Одной пятой МРОТ;

Одной третий МРОТ;

Одной десятой МРОТ;

Срок лишения специального права не может быть более:

Новым видом административного наказания является:

Лишение специального права;

Изъятия оружия или предмета совершением административного правонарушения.

Не законное приобретение наркотических средств или психотропных веществ:

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не привлекли значительного ущерба, влечет:

Наложение административного штрафа;

Сокрытие или искажение экологической информации, влечет:

Не повиновение требованию военнослужащего, в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границе, влечет:

Административный штраф или арест;

Выдворение за пределы границ.

Принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог, влечет:

Предупреждение или штраф;

Лишение специального права.

Самовольное оставление места административного ареста, влечет:

Срок административного задержания не должен превышать:

Лицо, в отношении которого ведется об административном правонарушении, посягающем на установленный режим государственной границы, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более:

Выбери виды административного наказания:

Лишение специального права.

Назовите обстоятельства смягчающие административную ответственность:

Во влечение в административное правонарушение несовершеннолетнего;

Совершение административного правонарушение беременной женщиной;

Совершение административного правонарушения при стечении семейных обстоятельствах;

Совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах.

Назовите административные правонарушения:

Воспрепятствование проведению митинга, проводимого в соответствии с законодательством;

Опоздание на работу;

Милиционер избил задержанного;

Отказ в предоставлении гражданину информации.

Приложение 2.

Общественно опасные деяния. Запрещенные уголовным законом под угрозой наказания:

Совокупность социально-значимых свойств, влияющих на преступное поведение лица:

Лицо, совершившее преступление;

При совершении преступлений небольшой тяжести максимальное наказание не превышает:

1 год лишения свободы;

2 года лишения свободы;

3 года лишения свободы;

5 лет лишения свободы.

Активная форма поведение человека при совершении преступления:

При совершении преступлений средней тяжести максимальное наказание не превышает:

2 года лишения свободы;

3 года лишения свободы;

5 лет лишения свободы;

8 лет лишения свободы.

Преступность и преступление соотносятся между собой как:

Система негативных для государства, общества явлений, способствующих появлению преступности:

Основные понятия и термины: уголовное право, преступление, Уголовный кодекс РФ, вина, презумпция невиновности.

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Боголюбов Л.Н, Лазебникова А.Ю., Матвеев А. И. и др. – М.: Просвещение, 2017.

Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для общеобразоват. организаций / Котова О. А., Лискова Т. Е. — М.: Просвещение, 2018.

О.А. Котова, Т. Е. Лискова. Обществознание. ОГЭ. Практикум и диагностика. — М.: Просвещение, 2017.

О.А. Котова, Т. Е. Лискова. Обществознание. ОГЭ. Методика подготовки. Ключи и ответы. — М.: Просвещение, 2017.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Цель урока: Определять сферу общественных отношений, регулируемых уголовным правом; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами

Задачи урока

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений;

Научить учащихся указывать объекты уголовно-правовых отношений как ценности общества, защищаемые от преступных посягательств; перечислять признаки преступления; отличать административные проступки от преступлений; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий школьников: поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; участие в коллективном обсуждении проблем; ориентация в сфере нравственно-этических отношений, в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание.

Личностными результатами являются:

— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

— осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

— устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:

— формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;

— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.

Предметные результаты включают:

— относительно целостное представление об уголовном праве, о сферах и областях применения уголовного права в РФ; знание ряда ключевых понятий об основных видах наказания за совершенные преступления; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

— знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

— умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные)

Основное содержание:

Понятие уголовного права; основополагающие принципы уголовного права; виды и характеристика уголовных преступлений; виды и характеристика уголовных наказаний для несовершеннолетних; понятие презумпции невиновности.

Основные понятия и термины: уголовное право, преступление, Уголовный кодекс РФ, вина, презумпция невиновности.

1. Организационный этап.

Мотивационный модуль.

Поиск и обработка текстовой и визуальной информации об особенностях права как формы общественного взаимодействия.

Значение понятий: уголовное право, преступление, Уголовный кодекс РФ, презумпция невиновности.

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль

Вводятся новые понятия, обсуждение области распространения уголовного законодательства, типологии преступлений, лиц, совершающих их, а также классификация предусмотренных законодательством методов уголовного наказания (специфика для несовершеннолетних).

План изучения:

Понятие уголовного права

Основополагающие принципы уголовного права

Виды и характеристика уголовных преступлений

Виды и характеристика уголовных наказаний для несовершеннолетних

3. Закрепление нового материала.

Тренировочный модуль

— решение задач по новой теме;

Контрольный модуль

— самостоятельная работа (даётся по 2 вариантам с целью контроля первичного усвоения материала).

Читайте также: