Реформаторская деятельность сперанского конспект

Обновлено: 06.07.2024

Начало деятельности М. М. Сперанского . Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашёл человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания санкт-петербургской духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарём у князя А. Б. Куракина — любимца Павла I. Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов. Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803—1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею — всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский — тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном. Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г.— заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма. Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.


Урок описывает деятельность Михаила Сперанского в роли главного советника императора в государственных делах. Проект государственного переустройства предложенного им, его значение. Реформы, осуществлённые Сперанским.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского"

После подписания Тильзитского мира авторитет императора Александра I заметно упал. Общественность России негодовала. Правитель, помнивший неудачный пример своего отца Павла I, решил путём новых реформ сгладить накопившееся в обществе недовольство.

Следует отметить, что к 1807 году отношения Александра I и участников Негласного комитета, которые после фактического упразднения Комитета в 1803 году были назначены на высокие посты в министерствах, заметно охладели.

В российском высшем обществе деятельность сподвижников императора считали слишком радикальной, близкой к революционным реформам Франции. Сам Александр I понимал, что после войн Третьей и Четвёртой коалиции и мира в Тильзите, любые проекты, исходящие от этих людей, будут восприняты враждебно.

В итоге большая часть участников Негласного комитета ушла из политики. Император же стал искать человека, способного продолжить реформирование России. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

Благодаря личным качествам (ответственности, преданности идеям служения государству), потрясающей работоспособности (мог работать по 19 часов в сутки), Сперанский быстро сделал карьеру видного государственного чиновника.

Являясь секретарём князя В. П. Кочубея – члена Негласного комитета и будущего министра внутренних дел России – Сперанский принял активное участие в подготовке реформ начала правления Александра I. После личного знакомства с Александром I, который по достоинству оценил выдающиеся способности чиновника, Сперанский постепенно стал приближённым императора.

В конце 1808 года Сперанский становится главным советником императора в государственных делах.

В конце 1808 – 1809 годах, по поручению Александра I, он разработал проект реформ, который должен был полностью изменить всю систему управления Россией.

Реформы Александра I


Согласно проекту Сперанского, управление государством должно было осуществляться на основе принципа разделения властей. Однако верховенство монарха над всеми ветвями власти оставалось неизменным.

Совещательным органом при императоре должен был стать Государственный совет, куда правитель мог назначить кого угодно. Через совет правитель взаимодействовал с ветвями власти.

Исполнительную власть осуществляли министерства.

Судебная – принадлежала Сенату.

Законодательная власть, по проекту Сперанского, передавалась в руки нового органа управления – Государственной Думы.

При этом судебная власть была независима от исполнительной. Исполнительная власть была ответственна перед законодательной. Законодательная власть должна была сохранять независимость от иных ветвей власти и служить основным инструментом государственной политики – фактически отражать волю императора.

Государственная Дума должна была стать выборным народным представительным органом.

Система центрального управления Российской империи по проекту Сперанского


Ввиду этого предлагалось наделить политическим и гражданскими правами население России.

При этом основные права дать собственникам. Так как, по мнению Сперанского, участвовать в обсуждении законов мог только тот человек, который знал цену собственности и заботился о её сохранности и преумножении.

Согласно проекту Сперанского, всё население России предлагалось разделить на три сословия. Первое – дворянство. Это сословие обладало всей полнотой гражданских и политических свобод (главное из них преимущественное право избирать и быть избранными). Имело особые права на покупку и владение крепостными.

Сословия России по проекту Сперанского


По реформе Сперанского планировалось ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней.

В каждой волости (нижняя единица административно-территориального деления России в сельской местности) дворяне и представители государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – Волостную Думу.

Волостные Думы избирали депутатов для следующей ступени местного самоуправления – Окружной (уездной) Думы.

Окружные Думы выбирали уездное правление и депутатов следующей ступени – Губернской Думы. Те выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную Думу.

Государственная Дума управлялась канцлером – чиновником, назначаемым императором из трёх представленных Думой кандидатур.

Выборы в Государственную Думу


Но признавая главенство императора над всеми ветвями власти, Сперанский не наделил Государственную Думу широкими полномочиями.

Ввиду этого Дума не имела права законодательной инициативы. Дума не могла самостоятельно выносить на рассмотрение проекты законов.

Одобренные Думой законы вступали в силу только после согласия императора. Так же император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Тем не менее, без рассмотрения Думой ни один закон в стране не мог обрести силу.

Так же Дума устанавливала налоги в государстве. Министры (законодательная власть) несли ответственность перед депутатами Думы за свои решения.

По задумке Сперанского, иные ветви власти должны были быть устроены так же по административно-территориальному принципу и на основе выборности. Так исполнительная власть на местах имела представительства в лице губернских, уездных, волостных управлений. Судебная – губернских, уездных, волостных судов.

Манифестом от 1 января 1810 года было объявлено о создании Государственного совета – высшего законосовещательного органа Российской империи. Учреждение Госсовета было первым шагом к широким преобразованиям, так как этот орган должен был учредить планы дальнейших реформ.

Государственный совет, по задумке Сперанского, должен был стать проводником новой государственной политики, связующим звеном между императором и ветвями власти. Состав Госсовета назначался императором. Назначение мог получить любой человек. Однако большинство в Совете принадлежало дворянам.

Совету были приданы широкие полномочия.

Все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. В его ведении находились все вопросы, связанные с внутренними реформами. Вопросы внутренней и внешней политики при чрезвычайных обстоятельствах. Совет составлял бюджет, контролировал доходы и расходы государства.

Государственный совет состоял из Государственной канцелярии. Через неё проходили все дела, требовавшие рассмотрения в Государственном совете.

Департаменты отвечали за ту или иную область государственного законодательства. В 1810 году были созданы: Департамент законов. Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства страны, судопроизводства, налогов, государственного управления.

Департамент гражданских и духовных дел. Рассматривал вопросы о порядке судопроизводства, толковании законов. Дела о получении и лишении дворянства. Имущественные споры. Вопросы об учреждении новых епархий и приходов различных вероисповеданий.

Департамент государственной экономии. Занимался вопросами государственных финансов, торговли, промышленности, народного просвещения.

Департамент военных дел. Рассматривал вопросы военного законодательства. О комплектовании, вооружении и обеспечении армии. О правах, обязанностях и ответственности военнослужащих.

Комиссии. Создавались преимущественно для решения тех или иных задач, не входивших в полномочия департаментов или требовавших быстрого решения. Например, Комиссия составления законов, Комиссия по принятию прошений.

Общее собрание. Состояло из членов департаментов и министров. Его председателем был император. Решения по всем вопросам в департаментах и на общем собрании принималось большинством голосов. Но император, согласно своей воле, мог утвердить и мнение меньшинства.

С учреждением Государственного совета, Сперанский получил должность государственного секретаря – главы Государственной канцелярии.

Через его руки проходила вся документация Государственного совета.

Он стал самым влиятельным чиновником Российской империи. Фактически вторым после императора лицом в государстве.

Она состояла из министерств: Военного, Морских сил, Иностранных дел, Внутренних дел, Полиции, Юстиции, Финансов и Народного просвещения.

Система центральных учреждений государственного управления Россией


Государственное казначейство со статусом центрального учреждения.

В системе министерств окончательно закреплялся принцип единоначалия и разработанная ранее структура, по которой министерства во главе с министрами подразделялись на департаменты во главе с директорами. Департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений. Отделения – на столы, руководимые столоначальниками.

Принцип единоначалия в министерской системе


В 1811 году Сперанским был предложен проект по реорганизации Сената по принципу разделения административных и судебных дел. Согласно его положениям, прежний Сенат предлагалось разделить на два отдельных учреждения.

Правительствующий Сенат должен был ведать делами местного управления. В его ведение переходили дела Кабинета министров.

Судебный Сенат стал высшей судебной инстанцией и контролировать все судебные учреждения государства.

Этот указ был обусловлен тем, что дети знатных дворян получали придворные чины с рождения и, достигнув, определённого возраста, уже имели право занимать высокую должность, которой часто не соответствовали. Или вообще только числились на службе, занимая таким образом вакантные места. Поэтому всем не состоящим на действительной службе представителям этой категории дворян предлагалось в короткие сроки устроиться на действительную службу. Иначе им грозила отставка.

Сокращались государственные расходы. Финансовая деятельность министерств ставилась под контроль.

Для покрытия нехватки денег в казне были увеличены налоги. Так подушная подать возросла с 1 рубля до трёх. Вводились различные временные налоги и сборы.

Прогрессивным подоходным налогом (сумма налога с дохода зависила от суммы величины дохода помещика) был обложен доход помещиков с их земель (случай для России небывалый). Все эти меры позволили в некоторой степени восстановить финансы России.

Но преобразования, и в особенности проекты реформ Сперанского, вызвали резкую критику правительства со стороны верхов российского общества. В первую очередь эти претензии были направлены в сторону Александра I.

Не желая утрачивать свои сословные привилегии, дворянство обвиняло Сперанского в нарушениях устоев российского общества, посягательствах на самодержавную власть русского монарха, симпатиях к Франции. Последнее сделало отставку Сперанского неминуемой.

Желая сплотить общество перед надвигающейся войной с Наполеоном, Александр I весной 1812 года отстранил Сперанского от государственных дел. Он был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Причины отставки М.М. Сперанского в 1812 году


Таким образом, проект государственного переустройства Сперанского не был реализован.

Тем не менее, в России была завершена министерская реформа, это позволило создать эффективную систему управления страной. Так же был создан Государственный совет, обладающий законосовещательной инициативой. Успешными были финансовые преобразования.

Но государственный строй России по-прежнему оставался самодержавным. Общественное устройство так же оставалось неизменным.

В то же время проекты реформ Сперанского стали основой для будущих, реализованных планов преобразования Российской империи.

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Цели реформы Сперанского - таблица

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского - таблица

Первый этап (1802-1807)

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М.

- давайте немного с ним познакомимся ( стр. 18 -19) - в синей рамке.

2 . Проект политической реф ормы: замыслы и рез у льт аты.

( сл. 4) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил

царю еще в 1803 г. в «Записке об у стройстве судебных и правительственных

введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образо м

Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы

( сл. 5) Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к

— управление государством должно осуществляться на осно ве разделения

властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению

— Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства;

— еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать

совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до

— устанавливались три основных сословия российского общества: 1)

- Как вы думаете, какому из этих трёх сословий принадлежали политические

— политические права должны были при надлежать представителям

общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что

накопления собственности и капитала перейти во второе сосло вие; первое

сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепос тными и т. п.);

- А какому из этих сословий могло принадл ежать избирательное право?

— избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и

недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

— выборы в Государственную думу предполагались четырехсту пенчатыми

(вначале проходили выборы в волостные ду мы , затем депутаты этих органов

избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум.

И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

— руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцл ер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути

реформ. Этот план со временем полу чил бы развит и е в других преобразованиях.

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и

- Как на ваш взгляд, император отнёсся к такому проекту?

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало

претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом

- Сейчас самостоятельно прочитайте материал на стр. 21 - 22( с последнего абзаца

1) когда был обнародован манифест о создании Госуд арственного совета?

1) 1 января 1810 г . был обнародован манифест о создании

2) Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии

законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через

3) - Совет оценивал не только содержание законов, но и саму

- Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты

министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов

- Государственный совет был призван стать не законодательным, а

законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующ его

реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на

Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный

(являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные

- Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление

предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования

среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден

прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьб а отца.

3. От ставка М. М. Сперанского: причи ны и последствия.

отставки М. М. Сперанского среди провинциального дворянства. 1812 г.

« В чем вы видите причины и последстви я отставки Сперанского? Каков был

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических

реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое

увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие

реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике

правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу ,

направлена в его собственный адрес. Сперанского обвинял и далее в

предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы х отел

ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики

и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло

намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с

Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был высл ан в Нижний Новгород, а затем

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально -

самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то ж е

время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в

дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Идеолог — выразитель и защитник идеологии — совокупности взглядов, идей, в

Читайте также: