Конспект пластилинография ветка рябины

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Игнатова Вера Васильевна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Автор: Королькова Ирина Владимировна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Автор: Тарабрина Надежда Ивановна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Задачи: расширить и уточнить знания детей о рябине, её значении в природе; познакомить с барельефом и горельефом; учить применять средства выразительности: использовать подходящий материал и технику его обработки — заглаживание, налепы разных форм, добиваясь сходства с натурой (веткой рябины) в цвете, форме; располагать детали композиционно; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: цветная тонированная бумага (картон) (10*15 см), пластилин, дощечка, стека, салфетка, ветка рябины.

Загадывание загадок о рябине.

Она к осеннему балу

Снова надела кораллы,

Пылают они далеко,

Всякий увидит легко.

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят.

Беседа о значении рябины в жизни птиц и людей.

Но не только бусами рябина хороша. Сок черноплодной рябины лечит от ожогов (показывает детям корзинку с рябиной). Он содержит много витаминов и полезных кислот. Не зря наши предки при закваске капусты и мочении яблок обязательно клали веточку рябины - и не заплесневеет и вкус отменный. Рябина дерево защитник от зла и агрессии. Срывают ягоды и украшают вход в дом.

В России в прошлом веке существовал обычай: при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Она должна была оберегать дом от всяческих злых духов. Часто рябинку сравнивали с красивой и немного грустной девушкой. Наверное, такая, как и наша гостья рябинка. Не случайно и рядом с нашим детским садом растет рябинка. Мы много наблюдали за ней, за ее красивым нарядом. Но сейчас на дереве остались только плоды, чему будут рады птицы.

Рассматривание с натуры ветки рябины с ягодами и листьями.

Знакомство с барельефом — незначительное возвышение на плос­кости и горельефом — объемное изображение на плоскости, выпол­ненное в половину объема и более. Показ способов выполнения барельефа и горельефа.

Выполнение работы: рисовать легкими линиями карандаша не­сложную композицию с веткой рябины и выкладывать тонкими жгутиками по контуру с минимальным количеством деталей. Ягоды изображаются налепами.

Смешиваем цвета пластилина (оранжевый + красный).

Разминка для рук.

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Поэтому мы не могли обойти вниманием это красивое дерево, особенно нарядное в осеннюю пору. Дети нашей группы освоили разные техники изображения рябины, в том числе и нетрадиционным способом.

Благодарим за внимание! Желаем творческих успехов!

Список литературы:

1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, теста, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М.: Скрипторий, 2009.

3. Зайцева А.А. Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми. - М.: Эксмо, 2011.

4. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., Педагогика, 1983.

5. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1992.

Развивать мелкую моторику руки, лепить всей кистью, обеими руками.

Знакомить детей с видами художественной лепки – пластилинография, закрепить у детей технику работы с пластилином.

Закрепить прием раскатывания пластилина для создания ягод, веток, листьев рябины; закреплять умения использовать в работе стеку.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ветка рябины с красными кистями ягод в вазе, дощечки для лепки, салфетки, пластилин разных цветов, стеки по количеству детей, лист твердого картона небольшого формата. Аудиозапись, образцы пластин с барельефом.

Ход НОД:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки,

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

- О каком времени года идет речь? (Ответы детей)

- Отгадайте-ка ребятки, вы мои загадки:

Да не так вкусна,

2. Ягоды – не сладость,

Это глазу – радость.

И садам украшенье,

И дроздам угощенье.

(ответы детей)

- А какие еще деревья вы знаете? (Ответы детей)

- Какие деревья растут в лесу? (лиственные)

Какие деревья растут в саду? (плодовые)

-А вы знаете когда созревает рябина (Осенью)

-Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе на моем столе. От какого дерева эта ветка?

Конечно же, от рябины. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло, пастила. А еще ее любят зимой клевать снегири.

Рябина зажглась.

-На тех рябинках, что растут в лесу и у нас в парке, ягоды остаются до зимы, а и иногда и зимой сохраняются на ветках. Любят рябинкой полакомится не только снегири, но и белочки.

(Работа детей под аудиозапись)

-Приступаем к изображению рябины с ягодами. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки.

- В работе используем стеку, делаем прорези на листьях, чтобы они получились резные.

-Как их лучше сделать? Ответы детей.

- Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.

(Работа детей)

- Теперь самая главная часть нашей картины – кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми.

(Работа детей под аудиозапись)

- Посмотрите, какие выразительные картины у нас получились!

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять

За черникой, за малиной

За рябиной и калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

- Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягоды ее созревают. Радуется ли она, когда посреди зимы на ее ветки слетаются птицы, чтобы полакомится красными ягодками. (Ответы детей)

- Что испытывает дерево, когда по его стволу и ветвям карабкается озорной мальчишка, желая нарвать побольше ягод, но не столько ягоды рвет, а сколько ветки ломает? Делает он это не для чьей-то пользы, а для забавы и, наигравшись, тут же бросает сломанные ветки. (Ответы детей)

- Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают. Ребята берегите родную природу, заботьтесь о ней, чтобы вы помнили, что любое дерево, любое растение - тоже живое существо, которому бывает больно, плохо.

- А мы возьмём наши картины и оформим выставку в группе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Задачи:

ü Вызвать интерес к созданию картины "Веточка рябины с кистью ягод";

ü Развивать мелкую моторику рук;

ü Воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию.

Материалы: Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, образец работы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуйте догадаться, что станет темой нашего занятия.

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят. (Рябина)

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос. (Рябина)

Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках

Ну-ка угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица … (Рябина)

Воспитатель: Правильно ребята. Тема нашего занятия рябина.

Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Еще ягоды рябины любят зимой клевать снегири. На тех рябинках, что растут в лесу или в парке, ягоды остаются до зимы, а и иногда и зимой сохраняются на ветках. Любят рябинкой, полакомится не только снегири, но и белочки.

Воспитатель: Перед началом работы, немного разомнемся.

На холме стоит рябина

Держит прямо, ровно спинку (Подтягивая – руки вверх).

Ей не просто жить на свете

Ветер крутит, вертит ветер (Вращение туловищем вправо, влево).

Но рябинка только гнется

Не печалится - смеется (Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую (Дети машут руками, изображая ветер)

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам начать делать картину.

1 этап. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой.

2 этап. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки. Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.

3 этап. Теперь самая главная часть нашей картины - кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми.


Воспитатель. Ребята! Я сейчас вам загадаю загадки, а вы угадайте, что сегодня станет темой нашего разговора?
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красные…(рябина)

Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать из хотят. (рябина)

(Дети разгадывают загадки)
В конце лета, когда некоторые деревья уже тронула своим золотом спешащая к нам осень, словно красные костры, повсюду горят грозди рябины. Стройная скромница - рябинка, в это время предстает перед нами во всей своей красе. Все рады появлению ярких оранжевых и красных ягод! Люди рады не только красоте дерева, но и возможности сделать заготовки на зиму. Из рябины готовят варенье, джемы, кисели. Очень полезен чай, из сушеных ягод рябины – это целый кладезь витаминов.
Очень любят ягоды рябины и лесные жители: птицы, ежи, мышки полевки и даже соболь! Эти сочные ягоды, когда их ударит морозом, становятся сладкими и помогают пережить птицам и животным суровую зимнюю пору.
Ребята, мы на прогулках много наблюдали за рябиной – и когда она распустила листочки, когда расцвели первые цветы, когда появились зеленые ягодки, когда покраснели ягодки. Давайте вспомним эти моменты, глядя на фотографии рябины в разное время.
(Дети рассматривают фото с изображением рябины в разные сезоны).
Воспитатель. Всех нас радует красота рябины. Природа – Волшебница смогла создать такое чудо! А как вы, ребята, думаете - получится у нас с вами создать что-то подобное?
Дети. Получится!
Воспитатель. А как же мы с вами можем изобразить веточку рябины с ягодками?
Дети. Нарисовать, вылепить, наклеить, из цветной бумаги!
Воспитатель. Все верно! Но мы сегодня попробуем создать такую красоту с помощью пластилина. Вы готовы попробовать?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, проходите в нашу творческую мастерскую. Мы с вами уже имеем опыт пластилинографии. Но раньше мы создавали плоскостные изображения. А ведь у рябинки ягодки какие?
Дети. Кругленькие! Как красные шарики!
Воспитатель. Правильно, поэтому и изображение у нас будет объемным. Перед вами листочек бумаги. Что на нем изображено?



Дети. Веточки, листья, веточка без ягод.
Воспитатель. Молодцы! Правильно подметили, что веточка – без ягод! Мы с вами сначала коричневым карандашом тщательно прорисуем все контуры веточек.
(Дети по контуру прорисовывают контуры ветки рябины).



Воспитатель. Молодцы, справились! Теперь возьмем пластилин и закрасим листочки. Как мы это будем делать?
Дети. Возьмем зеленый пластилин, хорошо разомнем его. Потом маленькими кусочками разложим на листики и аккуратно размажем, не выходя за контуры.
Воспитатель. Все верно! Самое главное, все сделать аккуратно и красиво. Так, как постаралась Природа - Волшебница!


Педагог, предупреждая усталость детей, проводит физкультминутку:
На холме стоит рябинка,
Держит прямо свою спинку. (Встать прямо, медленно кружась на носочках.)
Ей не просто жить на свете -
Ветер крутит, ветер вертит. (Поднять руки над головой, выполняя круговые движения руками.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Поднять руки вверх - подняться на носочки, опустить руки вниз – присесть)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеётся! (Наклоны туловища влево - вправо.)

Воспитатель. Теперь у нас наступает самый ответственный момент: мы будем лепить ягодки. У вас есть пластилин двух цветов. Почему?
Дети. Потому что мы видели, что рябина бывает красная и оранжевая.
Воспитатель. Молодцы, что вспомнили наши наблюдения! Берите пластилин понравившегося цвета и начинайте лепить ягодки. Они все должны быть одинаковой величины.Теперь давайте прикрепим ягодки к нашей грозди. Для этого, ягодки, располагая на гроздочке, легким усилием прижмите к бумаге, стараясь не смять их.
(Дети располагают ягоды из пластилина на работе, создавая композицию).



Воспитатель. Теперь, на каждой ягодке, черным пластилином мы должны поставить точку, как на настоящих ягодах.



По окончании занятия дети берут свои поделки и встают в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель. Давайте теперь, рассмотрим ваши работы. Какая красота! Мы с вами, как – будто, попали в рябиновый лес! Молодцы, ребята! Вы все очень постарались передать красоту нашей рябинки. Послушайте стихотворение про рябину:
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет?
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет,
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка,
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная.
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
Шумов Н.
- Как называется техника работы с пластилином, которой мы сегодня пользовались?
- Как люди используют плоды рябины?
- Кто еще рад поспевающим ягодам рябины? Почему?
Педагог заканчивает занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Позанимались мы отлично,
Теперь играть нам всем пора!

Читайте также: