Конспект парламентского урока 2020

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 2410 0

МБОУ «Кайбицкая основная общеобразовательная школа

Парламентский урок:

Учитель истории и обществознания:

Махмутова Алсу Рашидовна

Эпиграф урока:

«Мир, счастье, братство людей –

1.Расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли

парламента в демократическом обществе.

2.Углубить представления учащихся о законах, об основных правах и

обязанностях гражданина в Республике Татарстан.

Развивающая: развивать у учащихся навыки:

1.Работы с источниками;

2.Применение знаний в аналогичной ситуации;

Воспитательная: развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

Методическое обеспечение:

1. Фрагменты текста Конституции Республики Татарстан и Российской

2. Конвенция о правах ребёнка.

Техническое оснащение:

Рабочий компьютер учителя

Давайте начнём наш парламентский урок с гимна Республики Татарстан.

Звучит гимн Республики Татарстан

Музыка Р.Яхина, слова Р.Байтимерова

У каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких уголков и состоит наша большая великая держава Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

- В какой стране вы живёте? (В России)

- Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

- Назовите столицу России? (Москва)

- В какой республике мы с вами живём? (Татарстан)

- Какой город является столицей нашей республики? Что вы можете рассказать об этом городе? (Казань – один из древнейших городов России. В 2005 году ей исполнилось 1000 лет)

- Казань – это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы.

- В 2013 году в столице Татарстана будет проходить Универсиада.

Ребята! Мы сегодняшний наш урок проведём в форме игры. Для этого мы разделимся на две команды. Наша игра будет состоять из нескольких туров, и в конце игры подведём итоги и определим победителей. Для того чтобы не возникли споры, считать ваши очки и оценить ваши знания нам нужно выбрать жюри.

(Члены жюри занимают свои места)

Я задаю каждой команде по 10 вопросов, вы будете отвечать на них быстро. А если вы не знаете ответа на данный вопрос, то скажите вперёд и потом можно будет вернуться к этому вопросу заново. Время будет определяться песочными часами. Вы готовы? Тогда начнём.

1. На каком правовом документе основано отношения между людьми в нашей стране?

(Конституция)

2. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. (Закон)

3. Федеральное собрание состоит из двух палат. Какие?(Государственной Думы и Совета Федерации.)

4.Со скольки лет привлекают к уголовной ответственности?(с 16 лет)

5.Ныне действующая Конституция Республики Татарстан была принята….(6ноября 1992 года)

6. На скольких языках принимаются и публикуются республиканские законы? (На двух государственных – татарском и русском).

7. Какие виды законодательства вы знаете? (гражданский, кодекс о браке и семье, административный кодекс, уголовный кодекс и т.д.)

8. С какого возраста несовершеннолетний может быть трудоустроен? (с 16 лет; по особому случаю с 14 лет)

9. С каких лет установлен в законодательстве России брачный возраст? (с 18 лет)

10. С какого возраста разрешено вождение автомобиля? ( с 18 лет)

1. Высший представительный и законодательный орган государствах, где установлено разделение властей. (Парламент)

2. Кто может быть избран Депутатом Государственного Совета РТ (Гражданин РФ, достигший 21 года).

3. Кто возглавляет Государственным Советом РТ? (Государственный Совет РТ возглавляется Председателем Мухаметшиным Фаридом Хайрулловичем).

4. Какая организация занимается разрешением споров между юридическими лицами? (Арбитраж)

5. На какие учреждения государство возложены обязанности контроля за исполнением законов? (Суд, милиция, прокуратура, адвокатура)

6. Какая инстанция выносит окончательное решение по любому случаю нарушения законов? (Суд)

7. С какого возраста наступает административная ответственность?( с 16 лет)

8. С какого возраста разрешено вождение мотоцикла? ( с 16 лет)

9. Назовите три ветви власти? ( Законодательная, исполнительная, суд)

10.Что является высшей формой непосредственного выражения народовластия в Республике Татарстан? (референдум)

Каждой команде по два конверта. И в каждом конверте задание.

1 конверт. Герб Российской Федерации. Объяснить смысл герба.

2 конверт. Герб Республики Татарстан. Рассказать о гербе.

3 конверт. Флаг Республики Татарстан.

4 конверт. Флаг Российской Федерации.

Каждой команде по пять пословиц.

Первая команда:

Любовь к Родине сильнее ……(смерти)

Береги землю родимую, как …….(мать любимую)

Всякому мила своя……( сторона)

Если народ един, он не …..(победим)

Кто за Родину горой, тот и…….(герой)

Вторая команда:

1. Народная дружба и братство – дороже…….(всякого богатства)

2. Наша сила – семья….(едина)

3. За морем теплее, а у нас …….(светлее)

4. Человек без Родины, что соловей без…..(песни)

5. Одна у человека родная мать, одна у него и …..(Родина)

Каждой команде по одной ситуации.

1. Вы спускаетесь по лестнице из квартиры со своей собакой на прогулку. Неожиданно собака кусает прохожего. Вас привлекают к ответственности. На основании какого законодательного акта? Что делать потерпевшему, куда обратиться? Как помощь пострадавшему? С какого возраста наступает ответственность?

(за данное деяние с 16 лет отвечают родители. Административный кодекс – выгуливать собак с намордником в отведённом для этого места. Промыть рану водой и с хозяйственным мылом. Наложить повязку. Пострадавшему обратиться в больницу)

2. На подоконнике в вестибюле школы лежит чужой пакет с вещами. Видя, что хозяина нет вы берёте пакет и уносите домой. Находящуюся в нём джинсовую куртку и микрокалькулятор продаёте приятелю на улице. Тетради, книги просмотрев выбрасываете. Вас привлекают к ответственности. На основании чего?

(Уголовный кодекс, кража с 14 лет). Как поступить в данной ситуации?

(Отдать пакет в учительскую или любому учителю).

Каждой команде даётся конверт и в конверте пазлы. Нужно собрать из этих пазлов герб Республики Татарстан. Какая команда быстрее закончит, тот победитель в этом туре.

Даётся листок с записью. На листе две колонки. Вы должны привести в соответствие дат и праздников.

Новый год А.23 февраль

День Конституции РТ Б. 1 январь

День защитника Отечества В. 9 май

День Конституции РФ Г. 6 ноябрь

День Победы Д. 4 ноябрь

День народного единства Е. 12 декабрь

День независимости России Ё. 30 август

День суверенитета РТ Ж. 12 июнь

День знаний З. 29 ноябрь

День матери в РФ И. 1 сентябрь

Учитель: Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу наш парламентский час. Я благодарю всех за активное участие в игре, за хорошие знания, за прекрасные ответы. Надеюсь, что наш урок всем пришлось по душе. Я думаю, что наша цель достигнута. А теперь давайте послушаем наше уважаемое жюри. Мы узнаем с какими результатами мы завершаем нашу сегодняшнюю игру?

Выступление жюри.

Учитель: Ещё раз я говорю вам спасибо! Поздравляем наших победителей! Вручаем им призы.


Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Данный проект призван помочь муниципалитетам решать существующие проблемы местного значения, развить местную инфраструктуру, а также направлен на развитие диалога между властью и жителями. Суть проекта инициативного бюджетирования в следующем: жители территорий принимают прямое, непосредственное участие в определении приоритетных проблем местного значения и распределении части бюджетных средств, а, кроме того, подключаются к общественному контролю за реализацией проектов.

Отбор проектов осуществляется путем конкурсного отбора, сначала на уровне муниципального образования, затем – на уровне Пермского края. Жителям требуется самостоятельно разработать проект и финансово вложиться в его реализацию (не менее 10% от всех расходов на проект). Остальная сумма, в случае победы в конкурсе проектов, выделяется из краевого бюджета.

Парламентский урок – совместный проект Государственного Совета Республики Татарстан, Министерства образования и науки и Института развития образования - успешно реализуется с 2009 года. В этом году он состоится уже в двенадцатый раз.

С 1 декабря 2019 года в рамках парламентского урока проходят конкурсы творческих работ. Положения о проведении каждого конкурса утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан.

В данном разделе представлены материалы для проведения парламентских уроков в школе.

15 февраля 2020 г.
В школах республики прошли парламентские уроки

15 февраля 2020 г.
Алексей Созинов провел парламентский урок в гимназии №179 города Казани

14 февраля 2020 г.
Юрий Камалтынов провел парламентский урок в Зеленодольске

14 февраля 2020 г.
Парламентские уроки учат быть гражданами, считает Фарид Мухаметшин

13 февраля 2020 г.
Лилия Маврина провела парламентский урок для учеников казанской гимназии №125

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование правосознания учащихся; повышение правовой культуры.

1. Познавательная: обобщение и систематизация полученных знаний из курса обществознания; углубление знаний школьников о роли и месте законодательного органа государственной власти в Российской Федерации и Республики Татарстан.

2. Развивающая: развивать гражданскую, коммуникативную, информационную и проблемную компетенции;

3. Воспитательная: способствовать формированию патриотических и гражданских качеств учащихся.

Оборудование:

1.Приветствие учеников. Вступительное слово учителя

Эти уроки ребята особенно важны сегодня, когда в стране и мире сложилась непростая экономическая и политическая ситуация.

Введение в материал

Учитель: Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на проводимые им реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто пе­ренесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали награ­дить 10 золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивает­ся до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действи­тельно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обма­нывают. На таких наглядных примерах Шан Ян учил общинников доверять законам.

Вопросы к классу:

1. О чем рассказывает эта притча?

2. Назовите главную идею притчи.

(Выслушиваются ответы учащихся).

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

Учитель: Подумайте, как содержание притчи связано с темой нашего урока? ыслушиваются мнения учащихся).

Вот живёте вы. В школу ходите, на велосипедах катаетесь. И кажется, что вам никакие законы не нужны. А ведь на самом деле и вы, и ваши друзья живут по правилам. Без правил ни по дорогам ездить, ни даже в игры играть нельзя. Потому что правила устанавливают порядок. А законы – это те же правила. Только они устанавливают правила не на дорогах, а в стране. Они определяют, сколько лет вам учиться в школе, где строить дороги, когда проводить выборы.
- Итак, что такое законы? (Правила, которые все должны выполнять).
- Нужны ли людям законы?

Ребята высказывают свои предположения.

Учитель: А теперь проверим, насколько интуитивно мы су­мели дать определение конституции и у кого это получилось лучше всего.

Система органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделе­ния властей (каждая ветвь власти выполняет свои задачи).

- Какие три ветви власти существует в нашем государстве?


- Как вы думаете, почему они стоят раздельно?

Действительно, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

В России существует определенная система государственных органов. Главой государства является Президент РФ ( В.В. Путин ). Правительство РФ осуществляет исполнительную власть; федеральные министерства, агентства, службы относятся к государственным органам исполнительной власти. Представительным и законодательным органом федеральной власти является Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Государственной Думы, куда входят всенародно избираемые депутаты, и Совета Федерации, в который назначается по одному представителю от законодательного и исполнительного органов власти субъектов РФ. Основная задача Федерального Собрания – принятие федеральных законов. Правительство РФ проводит эти законы в жизнь.

Учитель: В республиках, краях, областях и других субъектах России предусмотрено наличие своих высших законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также высшего должностного лица. Например, в Республике Татарстан есть Президент (высшее должностное лицо), Государственный Совет (законодательный орган) и Кабинет Министров (исполнительный орган).



Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы

3. Где принимаются законы?

Учитель: Ребята, на предыдущих страницах мы с вами рассмотрели структуру органов государственной власти РФ и РТ, узнали, что Конституция – это основной закон страны.

парламенте).

- Как называется парламент Российской Федерации и Республики Татарстан? (Федеральное собрание, Государственный Совет). Раз в несколько лет граждане России выбирают Президента РФ и депутатов Государственной Думы – это один из высших органов власти в нашей стране - законодательный орган. Он составляет и утверждает законы для всех граждан государства.

4. Как рождаются федеральные законы?

Ответ на этот вопрос подготовила Я……… Д…….

Федеральные законы принимаются Государственной Думой (нижняя палата Парламента РФ) большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые законы передаются на рассмотрение Совету Федерации (верхняя палата РФ). Если за федеральный закон проголосовало более половины числа членов Совета Федерации, он считается одобренным. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования.

5. Где рождаются законы Республики Татарстан?

Государственный Совет - это орган законодательной власти Республики Татарстан. - Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович)

Здесь собираются выбранные жителями Татарстана депутаты и разрабатывают законы, по которым живёт наш край. Эти законы касаются каждого из нас.

Депутаты Государственного Совета регулярно проводят экспертизу, т.е. контролируют, как исполняются эти законы. Государственный Совет Республики Татарстан является важнейшим институтом государственной власти на территории Татарстана, ведет активную законотворческую и общественную деятельность.

Читайте также: