Выделение корня в однокоренных словах 2 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Обучающая цель: уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.
  • Развивающая цель: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.
  • Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.
  • Совершенствовать умение выделять корень в слове;
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
  • Отрабатывать каллиграфию письма;
  • Воспитывать умения общаться и работать в группах.

Образовательные технологии: игровые, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята и дорогие гости!

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Ребята, а какое время года за окошком? (осень)

- Как можно её охарактеризовать? Какой бывает осень? (золотой, разноцветной, тёплой, дождливой, холодной, ветреной, щедрой. )

- Глядя на иллюстрации, составим устно несколько предложений об осени. (Приложение 1)

- Молодцы! А теперь посмотрим на слово осень и назовем гласные буквы. (о, е)

Минутка чистописания. Чередуя гласные буквы о и е запишем каждую из них 3 раза: о е о е о е

- Запишем слово осень, разделим его на слоги, поставим ударение, обозначим гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определим количество слогов, букв и звуков. Почему в данном слове букв больше, чем звуков?

- На какой вопрос отвечает слово осень? (что?) Что оно обозначает? (явление природы)

- Образуйте от данного слова, слово, которое отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. (осенний)

- Запишем в тетрадь слова осень – осенний. Глядя на запись, давайте сформулируем тему урока. (Корень слова. Родственные слова.) Молодцы.

- Что нам сегодня надо повторить? (Что такое корень слова, какие слова называются родственными, тренироваться выделять корень в родственных словах)

- Алена нам подготовила выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово “корень”. Послушаем.

  • подземная часть растения;
  • часть волоса, зуба, ногтя;

- Значит слово “Корень” многозначное. Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень – это часть слова. Корень -это общая часть родственных слов. Корень – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).

- А какие слова называются родственными? (Родственными называются слова с одним корнем, т. е. однокоренные).

- Скажите, слова осень и осенний являются однокоренными? Выделим в них корень.

Гимнастика для глаз. Одним из основных изменений в природе осенью является листопад. Мы сейчас дадим немного отдохнуть нашим глазкам и представим. Как облетают листочки с деревьев. Поморгаем 5 раз медленно, представим себе, что листочки тихо кружатся в воздухе. Медленно ложатся на дорожки и тропинки. А теперь 5 раз поморгаем быстро, будто сильный осенний ветер кружит листики. Закроем глазки, помассируем веки по часовой стрелке и против часовой стрелки, как будто собирая разноцветные осенние листья в букет. Откроем глазки и устроим свой листопад из ярких осенних листьев.

III. Словарная работа.

Поиграем в игру “Найдите однокоренные слова” (ветер – ветерок, ветреный; береза – березка, березовый; яблоко – яблочко, яблочный).

- Ребята 1 ряда запишут однокоренные слова к слову ветер, ребята 2 ряда однокоренные слова к слову береза, ребята 3 ряда запишут однокоренные слова к слову яблоко. В записанных словах обязательно выделить корень.

- Проверим. Еще раз скажем, что такое корень слова?

- А теперь внимательно посмотрим на эти слова (ветер, берёза, яблоко). Что мы можем о них сказать? (они словарные). Какие слова мы называем словарными? (с непроверяемой орфограммой).

Дети по очереди выходят к доске, ставят ударение, определяют и подчеркивают орфограмму.(непроверяемая безударная гласная).

IV. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление изученного.

- А вот о чём пойдет речь далее, мы узнаем, отгадав загадку:

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.
Дождик

- Какие еще изменения в неживой природе происходят осенью? (похолодание, изморось, первые заморозки, ледостав, . )

- Подумайте, посовещайтесь и запишите как можно больше однокоренных слов к слову дождь. (Дождь – дождик, дождливый, дождище, дождливость, дождевик, дождевой, дождинка, дождичек). Выделите корень в однокоренных словах. Проверим.

VI. Практическая работа. Обобщение. Работа по учебнику: упр. 93 стр. 64. (Определить все ли слова образуют пары однокоренных слов. (Проблемная ситуация)

  • Скажите над какой темой мы сегодня работали?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются родственными.

VIII. Рефлексия. Посмотрите на доску. Найдите среди данных слов синонимы и антонимы, отвечающие на вопрос что? (грусть, радость). А теперь подберите к ним однокоренные слова, отвечающие на вопрос какой? (грустный, радостный).

- Молодцы, ребята! А теперь поднимите красный листик (Приложение 2), если Вам на уроке было интересно, если настроение у вас радостное, если вам было все понятно и у вас все получилось. Поднимите желтый листик. Если вы испытали небольшие трудности. Поднимите зеленый листик, если урок показался Вам очень трудным, если настроение у вас грустное.

- Хорошо, что у Вас хорошее настроение и урок был полезным, от этого и я рада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит с любимым героем детского мультфильма Винни-Пухом. Дети с удовольствием выполняют его задания.

Тема урока: “Выделение корня в однокоренных словах”

Тип урока: закрепления знаний

Оборудование: компьютер, аудиофайл из м/ф “Винни-Пух”, электронная тетрадь, интерактивные тренажёры, электронная доска, презентация для проведения физкультминутки

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова).

1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова.

2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение и формировать своё, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

3. Обогащать словарный запас обучающегося.

4. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

- Догадайся, кому принадлежат эти слова?

- Конечно, это весёлый, добрый Винни-Пух. Любитель подкрепиться чем-нибудь вкусненьким.


- Он приготовил для тебя задания. Назови одним словом:

Ягоды, сваренные с сахаром. (Варенье)

Мастер по приготовлению пищи. (Повар)

Пельмень с творогом или картошкой. (Вареник)

- Что объединяет эти слова? (Общий корень)

- Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О корне слова)

- А чему должны будем научиться?

- Что же такое корень слова? (Главная часть слова, общая часть однокоренных слов)

- Корень - это центр слова. Слово без корня существовать не может.

- Послушай отрывок из стихотворения С.Я. Маршака.


Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо.

Жили-были старый ёж и его ежиха.

Серый ёж был очень тих, и ежиха тоже.

И ребёнок был у них - очень тихий ёжик.

- Ты заметил, что здесь встречаются родственные или однокоренные слова? Какие? (Ёж, ежиха, ёжик)


Физкультминутка.

- Продолжим выполнять задания Винни-Пуха. Запиши слова и выдели в них корень.


- Выпиши из каждого предложения пары однокоренных слов.


- Выдели в этих словах корни.

Подведение итогов урока.

- Как ты думаешь, какое настроение у Винни-Пуха к концу урока? Он озадачен или радуется твоим успехам?


Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: " Корень слова. Однокоренные слова ". Разработка содержит иллюстрации и музыкальную зарядку.

Содержимое разработки

Урок № 44 09.11.18 г.

Образовательные:

находить родственные слова на основе общей части – корня слова;

выделять корень слова.

Развивающие:

продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;

продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;

формулировать тему, цель урока.

Воспитательные:

увеличение словарного запаса;

продолжение воспитания в умении работать в паре;

Планируемые результаты:

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее

лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных

слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем;

метапредметные:

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план

деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному

образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Проверка домашнего задания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

II. Минутка чистописания

На доске запись: Ум да разум надоумят сразу.

—Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с

—Внимательно спишите эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

—Послушайте небольшое стихотворение, оно записано у каждого из вас на

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

—Кому, кроме отца, сын мог написать письмо?

—Кто из вас писал кому-нибудь письмо? Кому?

—Сын, брат, дочь, братья, сестры, родители, дедушка, бабушка — как их всех вместе назвать одним словом? (Семья.)

—Кем приходятся друг другу члены одной семьи? (Родственниками.)

—В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама — на бабушку. Вы похожи на своих родителей. Как вы думаете, бывают ли родственные отношения между словами?

Целеполагание.

—Оказывается, и в русском языке есть тоже родственники. Это родственные слова. Определите тему урока? Обратимся к учебнику. Мы будем работать с родственными словами.

—У вас на парте есть листочки с этим стихотворением. В парах попробуйте

найти в нем родственные слова и подчеркните их.

—Назовите слова, которые вы подчеркнули.

—Многие из вас подчеркнули слова сын, отец, дочка. В жизни отец, сын, дочь — самые близкие люди — родственники, но в русском языке эти слова, обозначающие членов семьи, родственными не являются.

—Поставьте перед собой цель на урок.

— Составим план нашей работы. Чтобы находить родственные слова, что

сначала мы должны узнать? (Что такое родственные слова)

—Узнав, что такое родственные слова, мы будем тренироваться в определении родственных слов. Чтобы узнать, научились ли мы это делать, будем выполнять проверочные задания.

В ходе обсуждения на доске появляется план:

1. Узнать, какие слова называются родственными.

2. Потренироваться находить родственные слова.

3. Проверить, чему научились.

IV. Восприятие и первичное осознание нового материала.

—К нам в гости пришла семья родственных слов. Отгадайте загадки и узнаете их.

В воде я живу, без воды пропаду. (Рыба)

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая, ну-ка, в сказку загляни! (Рыбка)

Сначала рыбку половили, потом ушицу мы сварили,

И вплоть до самого утра мы просидели у костра.

Мы уезжаем с речки, жалко.

Эх, была хорошая. (рыбалка).

—Давайте разбираться, почему названные вами слова можно назвать

Рыба и рыбак. Какое слово появилось в русском языке раньше? Почему? Кто

такой рыбак? (Слово рыбак можно объяснить при помощи слова рыба.)

—Если одно слово образовалось от другого, как бы родилось от него, то как можно назвать эти слова? (Родственные.)

—Рыбка. Что обозначает это слово? (Маленькая рыба.)

—С помощью какого слова мы его объяснили? Значит, от какого слова оно образовалось? Сделайте вывод. (Слово рыбка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

—Рыбалка. Что обозначает это слово? (Ловля рыбы.) С помощью какого слова мы его объяснили? От какого слова оно образовалось? Сделайте вывод.

(Раз слово рыбалка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

—Что же общего мы нашли у всех этих слов?

(Образовались от одного слова — рыба; можно объяснить их значение с помощью слова рыба.)

—Если все эти слова можно объяснить с помощью одного слова, что вы скажете про значение, про смысл всех этих слов? (Значение имеет что-то общее, слова похожи по смыслу.)

—Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

—Запишите эти слова в тетради в столбик.

—Посмотрите внимательно на записанные вами родственные слова. Заметили ли вы у них что-нибудь интересное? (У слов есть общая часть с одинаковым значением.)

—Эта общая часть с одинаковым значением в родственных словах называется корень. Как вы думаете, почему эта часть так называется?

—Вы уже умеете выделять в слове основу и окончание. А как выделить корень? Подумайте в группах, как можно выделить корень в слове рыба.

Группам раздаются листочки, на которых написано слово рыба.

Группы вывешивают свои варианты на доску, проводится обсуждение.

—Корень, найденный в слове, обозначается дугой. Выделите корень в записанных родственных словах.

—Как вы думаете, в этой семье родственных слов есть еще родственники?

Как называют жену рыбака? (Рыбачка.)

—Запишите это слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово словам

рыба, рыбак, рыбалка, выделите корень.

—Как называется крупная рыба? (Рыбина.)

—Запишите слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово к уже

названным, выделите корень.

—Как называется суп из рыбы? (Уха.)

—Можно ли это слово назвать родственным словом рыба, рыбачка и т.д.

Выделите корень. Похож ли этот корень на корень, выделенный в записанных вами словах? (Нет.)

—У родственных слов должен быть одинаковый корень.

—Если у родственных слов один и тот же корень, как бы вы назвали эти

слова по-другому? (По-другому они называются однокоренными словами.)

V. Первичная проверка понимания усвоенного.

—В каждую семью иногда приходят гости. Вот и к нашим родственным

словам тоже пришли гости. Ваша задача — найти гостей. Каждая группа будет работать со своей семьей родственных слов. Главное слово семьи вы узнаете, если разгадаете загадки.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной. (медведь).

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она — краса!

Плутовка рыжая . — (лиса).

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки.

Убегают от бабуси.

Кто скажите это? (Гуси.)

—Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

По табличкам на доске ученики дают определение родственным словам.

Физкультминутка.

VI. Индивидуальная самостоятельная работа

—Предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу.

Есть задания попроще — на зеленых листках, а есть посложнее —на голубых листках. Выберите себе листочек и выполняйте задание на них.

Зеленый листок

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисѐнок.

Волк, волна, волчонок.

Голубой листок

Подбери родственные слова к данному слову.

Тот, кто любит собирать грибы,

Приготовленный из грибов (какой?)

Часть гриба под землей

—Проверяем выполнение самостоятельного задания (взаимопроверка).

Если успеем, то работа с учебником

Оцените свою работу.

VII. Подведение итогов урока (рефлексия)

—Какую цель мы ставили в начале уроке?

—Какие слова называются родственными?

Домашнее задание c. 77 правило, упр.51 с. 76.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разработка использовалась на открытом уроке.

Предмет… русский язык……

Тема урока (Т): …Урок изучения нового

Познавательная (предметно-информационная)

Развивающая (метапредметная, деятельностно-коммуникативная)

Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков

самостоятельной и творческой работы, речи, контроля и самоконтроля

Воспитательная (личностная, ценностно-ориентационная)

Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы,

интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении работы

1. Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.

2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.

3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные

умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

5. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

плоские звёзды из бумаги, на оборотной стороне которых написано задание;

макет дерева для каждого ученика;

карточки с корнями слов;

мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;

Ожидаемые результаты урока:

Знать алгоритм определения однокоренных слов.

Уметь применять этот алгоритм.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательства.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в паре, в группе отстаивать свою точку зрения; получать необходимую информацию.

Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

-Ребята, у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им.

2. Актуализация знаний

1) Минутка чистописания.

Вв Вв
Вежливые слова любые двери открывают.
- Почему так говорят? Почему вежливые слова еще называют волшебными?

Орфографическая минутка

2) Словарный диктант.
Слайд №2
- Куда же ведут эти двери? В гости можно пройти, только написав словарные вежливые, волшебные слова. Вспомните, какие вежливые слова мы изучили?
Слайд №3
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, до встречи, извините.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите антонимы, подчеркните их.

3. Самоопределение к деятельности

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

- Среди слов тоже есть родственники.

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.

4. Работа по теме урока

- Откройте учебники на с.58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

Упр.77 (с.59)

(Читает ученик с хорошим навыком чтения)

- Чем похожи выделенные слова?

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

Упр. 78 (с.59)

- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да, есть общая часть и эти слова близки по значению)

-Выполните письменное задание.

Работа в группах

ГОРНЫЙ, ГОРА, ГОРОДОК ,ГОРЕВАТЬ

Морской, моряк, море, мороз

Вода, водичка, водный,водитель

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала

1) Самостоятельно с взаимопроверкой

У каждого на партах задание.

Двор, бег, дворик, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье.

- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,

а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

- Запишите данные слова по группам, выделите корень.

Грамматическая задача.

Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.

(Чтение хором)

Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)

Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)

Вывод. Слова совята, совушки, совушкин- однокоренные, потому что близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Слово совет имеет другое лексическое значение и другой корень.

Работа в парах.

БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.

ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЕНОК.

СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ.

- Запишите эти группы слов. Выделите корень.

7. Рефлексия

Соединить линиями однокоренные слова и выделить корень

а) Соль, солонка, солома

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Самооценка с помощью смайла.

8. Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Самоанализ урока.

На уроке выполнялись следующие цели и задачи:

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

2) научить находить корень в однокоренных словах;

3) развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

4) воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

5) воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова; запоминание слов с непроверяемыми гласными.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.

Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического мышления.

2. Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты. Все, что планировалось на уроке – выполнили. Урок шел по плану. Дети смогли ответить на вопросы и сформулировать вывод.

4. Тип урока – комбинированный. Так как проводилась словарная работа с целью повторения написания словарных слов, упражнения продуктивного и репродуктивного характера. На уроке использовались методы и методические приемы, позволяющие реализовать план урока: самостоятельная работа, выполнение упражнений. Формы организации познавательной деятельности: работа в парах постоянного состава, фронтальная работа вместе с учителем. Считаю, что используемые методы соответствовали характеру изучаемого материала.

Методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

5. Характеристика каждого этапа урока:

1). Орг. момент – положительный настрой на урок, приветствие гостей.

2). Минутка чистописания – развитие критического мышления, умения доказывать свою точку зрения.

3). Словарная работа – умение самостоятельно записывать словарные слова, формирование орфографической зоркости.

4). Предъявление задания, содержащее новое знание. Подобрала рассказ про гусеницу и гуся, потому что явно различается лексическое значение слов.

5). Чтение правила – задавались вопросы на понимание текста.

6) Работа по теме урока

7) Физкультминутка –снимает напряжение.

8). Выполнение упражнений – прослеживалось умение работать самостоятельно и в парах, находить однокоренные слова, и выделять в них корень.

9) Рефлексия направлена на осознание границы знания и незнания: что я не знал до урока и что новое на уроке узнал.

4. При отборе упражнений на отработку понятий, использовался учебник. Для выполнения упражнений репродуктивного характера – использовали упражнения творческого характера

Технологическая карта русского языка

Ф.И.О. педагога:

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Тема урока: Однокоренные слова

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

развитие умения использовать различные способы поиска информации;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

Педагогические технологии:

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

-нацеливание на успешную деятельность.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Проверка уже изученного материала, развитие словарного запаса детей

Дает задание на слайде, организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма".

Пишут пословицу, Вставляют пропущенные буквы в словарные слова, производят взаимооценку,

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Самоопределение к деятельности

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)а

Наблюдение, проблемная ситуация.

Формулирует некоторые задачи урока,

Формулируют тему и задачу урока

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Читайте также: