Конспект логопедического занятия с детьми имеющими брадилалия

Обновлено: 03.07.2024

В случае, когда пациенты проходят курс восстановительного обучения и лечения в условиях стационара, данные конспекты могут использоваться при проведении групповых занятий.

Если пациенты проходят лечение и восстановительное обучение в поликлинике или на дому, они послужат основой для составления индивидуальной программы по восстановлению речи.

Группа формируется из больных со следующими формами афазии:

  • афферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • эфферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • сенсорная афазия средней степени выраженности;
  • динамическая афазия средней степени выраженности;
  • акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

Анализируя описание этих форм афазии средней степени выраженности, можно отметить общую тенденцию. У таких больных спонтанная речь бедная, состоит из простых по структуре, примитивных фраз, активный словарь представлен частотной лексикой; речевая активность недостаточная. Ответы таких больных в диалоге носят стереотипный характер, наиболее доступен ситуативный диалог. У всех больных в той или иной степени нарушен звуко-буквенный анализ состава слова.

Структура занятий, представленных в статье, предполагает обязательную работу по восстановлению высших психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению (диалог)), улучшению понимания речи, расширению активного словаря, восстановлению лексического и грамматического строя речи, связной речи.

При работе с данной группой пациентов, учитывая степень нарушения речи и форму, особое внимание требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется особое внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Формирование грамматического строя речи предполагает усвоение моделей словообразования, словоизменения и синтаксических конструкций. Поэтому в процессе занятия необходимо включать разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных грамматических форм (упражнения на согласования различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение фраз, от простых до распространенных).

При восстановлении связной речи необходимо уделить особое внимание пониманию обращенной речи, способности вступать в диалог со специалистом, с другими пациентами, людьми (с близкими людьми и не знакомыми), отвечать и задавать вопросы. Наиболее доступна и важна в процессе восстановления речи при афазии диалогическая речь, поскольку в естественных условиях восстановление утраченной речи идет именно на основе диалога-части совместной деятельности пациента с семьей и при помощи специалиста.

Таким образом, на каждом групповом занятии реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.

Важный момент – сохранение единой тематической линии на протяжении всего группового занятия с постепенным усложнением речевого материала.

Групповые занятия одна из основных форм организованной восстановительной деятельности, в процессе которых происходит воспоминание сведений о предметах и объектах окружающего мира, уточнение, закрепление, обобщение и систематизация речи. Взаимодействие пациентов в группе позволяет им определить свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это помогает пациентам с афазией испытывать ощущения своей принадлежности к группе, чувство общности, что способствует успешной социализации.

Структура группового занятия

I. Повышение концентрации произвольного внимания, его распределения и переключения. Восстановление контроля за речью.

II. Расширение словаря:

1. Подбор слов, заданной категории.
2. Описание предмета (определения)
3. Подбор слов-действий
4. Подбор наречий.
5. Подбор антонимов, синонимов.

III. Развитие фразовой речи.

1. Продолжить фразу
2. Составление предложений с парами слов.
3. Составить предложение со словосочетанием.
4. Развернутые ответы в диалоге на заданную тему.

Примерные конспекты занятий:

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

Представьтесь, и скажите, сколько сейчас времени.

Представьтесь, и скажите, какой сегодня день недели.

Представьтесь и скажите, какая сегодня погода.

Скажите, сколько человек в комнате?

Закройте глаза и ответьте на вопрос:

окно в комнате открыто или закрыто?

Есть ли в комнате зеркало?

Меня зовут Наталья Петровна. Сейчас два часа.

Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня среда.

Меня зовут Леонид Николаевич. Сегодня теплая погода.

В комнате семь человек

Скажите, в каком городе Вы родились?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

На какой улице Вы живете?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

Л.Н., в каком городе Вы родились?

Я живу на Ленинском проспекте.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов. Самый главный город в стране называется столицей. У нас это город Москва. В Москве много красивейших мест. Это улицы, парки, пруды, мосты. Многие улицы получили свои названия в честь известных людей — Мусы Джалиля, Кузнецова, Кутузовский проспект, Ломоносовский проспект и т. д., событий — Площадь Революции, Олимпийский проспект, Охотный ряд, Баррикадная, Героев Панфиловцев.

Ответьте на вопросы:

какой город является столицей нашей Родины?

Чего много в Москве?

Как получили свои названия улицы, площади и проспекты?

Приведите примеры таких названий.

  • Пациентам предлагаются для рассмотрения фотографии с видами Москвы и дается задание подобрать прилагательные:
  • Пациентам раздаются карточки с изображением частей города. Каждый пациент по очереди описывает изображение, а остальные угадывают, что изображено на картинке.

(каждый пациент по очереди описывает свою картинку).

В Москве много красивых улиц, парков, прудов.

Они названы в честь знаменитых людей, известных событий.

Большой, праздничный, пыльный, ночной, известный, красивый.

Широкая, пешеходная, чистая, зеленая.

Тихий, шумный, пустой, старый.

Большая, знаменитая, старинная

Известный, городской, исторический, большой

Рынок, парк, музей, пруд

Музей, памятник, дом

- на какой улице вы живете?

У вас спальный район?

С дошкольниками у которых имеется заикание, коррекционная работа проводится в учреждениях двух типов:
1. Образовательное учреждение. Получают помощь в группе для детей с заиканием;
2. Медицинские учреждения: реабилитационные центры, логотерапевтические отделения при психоневрологических диспансерах, в таких учреждениях как правило набирают группу и коррекционное воздействие состоит из основного курса коррекции (основной курс - от 1 месяца до 2, 2.5 и затем 3-4 микрокурса – длительность каждого рабочая неделя).
В среднем коррекционное воздействие длится от полугода до года. Школьники подростки и взрослые с нарушением темпа речи получают помощь только в медицинских учреждениях, больше для них ничего не предусмотрено.
Существует 2 основных направления коррекционного воздействия:
1. Медицинское направление
2. Психолого-педагогическое.
Реализуются они одновременно. Именно поэтому коррекция обязательно носит комплексный характер.
Методы медицинского воздействия:
1. Медикаментозное лечение, которое назначается после обследования неврологом или психиатром. Пациентам с тахилалией и её видами назначаются препараты, которые действуют успокаивающе и раслабляющие на ЦНС, при брадилалии наоборот назначают тонизирующие, стимулирующие психическую активность.
2. Физиотерапевтическое воздействие. Это воздействие различной силы тока.
3. Массаж, брадилалия – тонизирующий, тахилалия – (расслабляющий), снимающий напряжение мышц.
4. Лечебная физкультура, гимнастика, используется для оптимизации темпа общих движений.
5. Психотерапевтическое воздействие. При работе с дошкольниками больше в психотерапевтическом воздействии больше нуждаются родители. Психотерапевтических тренировки.
Психолого-педагогические методы:
1. Создание определённого речевого и двигательного режима.
2. Систематические упражнения для речи.
3. Логопедическая ритмика в ходе которой объединяется темп и ритм речи.
Формы работы – индивидуальные и групповые занятия. Это этапы коррекции нарушения темпа речи.
Основная цель этапа: нормализовать темп общих движений и сформировать физиологическую основу оптимального темпа речи. Замедление темпа общих движений при тахилалии, а при брадилалии наоборот.
Здесь начинаются физиотерапевтические процедуры, логопедическая ритмика.
При брадилалии на занятиях логопедической ритмикой используется ритмичная, достаточно быстрая музыка, сначала учат воспринимать музыку разного темпа, дифференцировать и только потом выполнять движения, воспроизводить музыкальные ритмы, при тахидадии и его видах наоборот, все движения выполняются под плавную, медленную музыку и протяжный счет, упражнения на понтониму. При брадилалии никакого специального речевого режима на этом этапе нет. Вводится режим молчания, либо режим ограничения речи (при брадилалии).
Введение общего режима: при брадилалии. Вводится четкий хронометраж: секундомер, песочные часы и т.д., т.п. На логопедических занят

Оценить 699 0

м униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Самара

УтверждаюПроверено: Рассмотрено:

Директор МБОУ Школа № 59Заместитель директора пона заседании педагогического

г.о. Самара УВР совета,

Калачева О.Н. Одинцова Е. П. реализующих ФГОС

_______________________________________________Протокол № __ от _________

Соколова Дарья Алексеевна

С дошкольниками у которых имеется заикание, коррекционная работа проводится в учреждениях двух типов:

Образовательное учреждение. Получают помощь в группе для детей с заиканием ;

Медицинские учреждения: реабилитационные центры, логотерапевтические отделения при психоневрологических диспансерах, в таких учреждениях как правило набирают группу и коррекционное воздействие состоит из основного курса коррекции (основной курс - от 1 месяца до 2, 2.5 и затем 3-4 микрокурса – длительность каждого рабочая неделя).

В среднем коррекционное воздействие длится от полугода до года. Школьники подростки и взрослые с нарушением темпа речи получают помощь только в медицинских учреждениях, больше для них ничего не предусмотрено.

Существует 2 основных направления коррекционного воздействия:

Реализуются они одновременно. Именно поэтому коррекция обязательно носит комплексный характер.

Методы медицинского воздействия:

Медикаментозное лечение, которое назначается после обследования неврологом или психиатром. Пациентам с тахилалией и её видами назначаются препараты, которые действуют успокаивающе и раслабляющие на ЦНС, при брадилалии наоборот назначают тонизирующие, стимулирующие психическую активность.

Физиотерапевтическое воздействие. Это воздействие различной силы тока.

Массаж, брадилалия – тонизирующий, тахилалия – (расслабляющий), снимающий напряжение мышц.

Лечебная физкультура, гимнастика, используется для оптимизации темпа общих движений.

Психотерапевтическое воздействие. При работе с дошкольниками больше в психотерапевтическом воздействии больше нуждаются родители. Психотерапевтических тренировки.

Создание определённого речевого и двигательного режима.

Систематические упражнения для речи.

Логопедическая ритмика в ходе которой объединяется темп и ритм речи.

Формы работы – индивидуальные и групповые занятия. Это этапы коррекции нарушения темпа речи.

Основная цель этапа: нормализовать темп общих движений и сформировать физиологическую основу оптимального темпа речи. Замедление темпа общих движений при тахилалии, а при брадилалии наоборот.

Здесь начинаются физиотерапевтические процедуры, логопедическая ритмика.

При брадилалии на занятиях логопедической ритмикой используется ритмичная, достаточно быстрая музыка, сначала учат воспринимать музыку разного темпа, дифференцировать и только потом выполнять движения, воспроизводить музыкальные ритмы, при тахидадии и его видах наоборот, все движения выполняются под плавную, медленную музыку и протяжный счет, упражнения на понтониму. При брадилалии никакого специального речевого режима на этом этапе нет. Вводится режим молчания, либо режим ограничения речи (при брадилалии).

Введение общего режима: при брадилалии. Вводится четкий хронометраж: секундомер, песочные часы и т.д., т.п. На логопедических занятиях человеку предлагаются разного вида деятельности задания(собрать пазлы, кубики, решить задачку, всё за определенное время). Рекомендуем заняться активными видами спорта (бег, катания на роликах и т.д., всё делать по времени). При тахилалии и её видах всё с точностью, да наоборот, нужно упорядочить движения, очень хороши упражнения на пластку, рекомендовать заняться йогой. Дома рекомендуем обращать внимание на все движения. Очень хорошо помогает счет, например, убираем постель – на счет до 5 поднимаешь одеяло (1 и 2 и 3 и 4 и 5), ограничить все подвижные игры (догонялки, соревнования, футбол), заменить их пластическими упражнениями (детская йога), ведение большого количества настольных игр – лепка, мозаика, конструирование. Ведение совместных медленных прогулок. При брадилалии основное внимание уделяется артикуляционным упражнениям, все упражнения носят динамический характер, мы отрабатываем динамические движения. Все упражнения выполняются под счет либо метроном, с постепенным ускорением, нельзя давать сразу очень быстрый темп.

Динамически - артикуляционные упражнения, работа над дыханием и над голосом. При брадилалии обращают внимание на максимальную артикуляцию гласных (широко открываем рот). При тахилалии и её видах система дидактических упражнений по обучению расслаблению. Сначала обучение по контрасту с напряжением. Таким образом, сначала расслабляются конечности ( с пальчиков и выше). Потом расслабляются мышцы спины, плечевого пояса, шеи, затем расслабляются мышцы нижней челюсти, мышцы мимической мускулатуры, язык, шея. Потом расслабление по представлению. Это расслабление осуществляется вместе с педагогом на занятии и в ходе аутогенных тренировок. Которые используются только в работе со школьниками, подростками и взрослыми. Направлены эти тренировки на то, чтобы расслабиться и успокоиться. 2. Постановка дыхания выработка длительного плавного выдоха. Используется система дыхательных упражнений при которых удлиняется выдох. 3. Постановка голоса.

Основной этап. Цель: выработка оптимального темпа речи, при брадилалии – ускоренного, при тахилалии – замедленного. Всё что делали на подготовительном этапе продолжаем делать сделть, единственное что уходим постепенно, при тахилалии, от молчания. На логометрических занятиях прибавляется пение, добавляется упражнение с постепенно усложняющимся речевым сопровождением. На логопедических занятиях продолжаем постоянно активно контролировать темп общих движений и начинаем вырабатывать нужный темп речи. Используются приемы сначала сопряженного, потом отраженного и самостоятельного произнесения, сначала цепочек звуков, потом цепочек слогов, потом слов, фраз, текста. Работаем над письменной речью (запись, проговаривание под диктовку, списывание на скорость). При баторизме и полторне занимаемся автоматизацией поставленных звуков, продолжаем формировать автоматические процессы, занимаемся обогащением активного словаря, формированием грамматической категории и связной речи. Формируем навык контроля за смысловым содержанием речи, для этого очень хорошо записывать речь на диктофон и давть прослушать, проанализировать, давать ребенку прослушивать фразы, например, со смысловыми ошибками.

Третий этап. Цель: закрепить навык оптимального темпа речи в сочетании с оптимальным темпом общих движений. Основное время отводится функциональным тренировкам. Они происходят в играх (сюжетно-ролевые игры: больница, школа, магазин и т.д., создавая ситуацию коммуникации, составление рассказов, игры драматизации, театры). Лечение заканчивается выпускным экзаменом, на котором демонстрируются речевые навыки. В дальнейшем человек продолжает автоматизировать этот навык.

Брадилалия - это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.

В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.

Патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.

Симптомами брадилалии являются:
— замедленность темпа внешней и внутренней речи;
— замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
— монотонность голоса;
— удлинение пауз между словами;
— растянутое произношение звуков.

Выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика у детей не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

Методика логопедической работы

При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

Основные упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
2. Занятия по логопедической ритмике.
3. Упражнения, активизирующие внимание.

Рекомендуются также медикаментозная, психологическая помощь. Весьма полезны занятия спортом, выполнение упражнений направленные на координацию движений, точность, смену скорости и ритма движений.

1. Счет в быстром темпе.

В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
— посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
— посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
— посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).

2. Произнесение слогов со стечением согласных.

Четко произносить слоги, например:

тра-дра тро-дро тру-дру
пра-бра про-бро тры-дры
кра-гра кро-гро тро-дре
фра-вра фро-вро
тру-дру тры-дры
пру-бру пры-бры
кру-гру кры-гры
фру-вру фры-вры

сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа
сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо
сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу
сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи
сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже

По аналогии можете самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.

3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

Например: мак - рак - бак.
Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д.

4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.

5. Для детей 5-7 лет и младших школьников советую упражнение на объяснение фразеологизмов.

Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.

Быстро одним - двумя словами объяснить значение фразеологизмов:
— не вешай нос
— тянуть за язык
— считать ворон
— расстилать уши
— как с гуся вода
— не лыком шит
— намылить шею
— устроить головомойку
— заварить кашу
— посадить в калошу
— разделать под орех
— выносить сор из избы
— бить в одну точку
— яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть - как вариант)

Можете использовать любые другие фразеологизмы по своему выбору.

6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.

Скороговорки можете подобрать по своему выбору или использовать те, которые я предлагаю.

— Капа лопаткой копала канавку.
— Коваль выковал коню крепкие подковы.
— Ссорились сороки из-за ссора.
— Брат с братом брели по Арбату.
— Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)
— Лара у Вали играет на рояле.
— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
— Течет речка, печет печка.
— В гнездышке яички - выведутся птички.
— Сене все бы спать на сене.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Щипцы да клещи - вот наши вещи.
— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.
— В лесу слышен шелест листьев.

Большой выбор скороговорок представлен в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для "непослушных язычков" Ярославль. Академия развития, 2007

7. Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.

1. В. С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание / Расстройство речи у детей и подростков. - М., 1969. - с. 214-226
2. К. П. Беккер, М. Совак Логопедия. - М., 1981
3. М. Г. Генинг. Учусь правильно говорить. Учпедгиз, 1939 (выпуск первый)
(из этой книги взяты предложенные в статье скороговорки)

Логопедический клуб "Лого-Эксперт"

Логопедический клуб "Лого-Эксперт"

Логопедический клуб "Лого-Эксперт" запись закреплена

БРАДИЛАЛИЯ В ЛОГОПЕДИИ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ

Содержание:
Брадилалия – определение
Причины
Симптоматика
Классификация
Диагностика
Коррекция

🔷

Что такое брадилалия
Брадилалия – это патологически замедленный темп речи, при котором замедлено не только проговаривание слов, но и формирование мыслей. При таком нарушении замедляется темп внешней и внутренней речи, проблема также касается чтения и письма, при этом голос становится монотонным, немодулированным, артикуляция – нечеткой. Слоговая структура и звукопроизношение, как правило, не нарушены, т.е. человек произносит слова медленно, но без ошибок.

В логопедии это расстройство относится к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. Проблема заключается в том, что при отсутствии коррекции, брадилалия со временем может перейти в заикание, т.е. запинки судорожного характера. Поэтому крайне важно вовремя обратиться за квалифицированной помощью.

🔷

Основные причины брадилалии
Данное речевое нарушение, для которого характерен замедленный темп речи, развивается по разным причинам. Как правило, оно связано с патологиями внутриутробного развития плода, либо с повреждением структур мозга после рождения ребенка.

Чаще всего на развитие брадилалии влияют следующие факторы:
Генетическая предрасположенность, т.е. расстройство наследуется из поколения в поколение.
Поражение ЦНС во время беременности: резус-конфликт, алкогольная или наркотическая интоксикация, гипоксия плода.
Это расстройство может быть вызвано течением таких заболеваний, как болезнь Паркинсона, энцефалита, менингита, перенесенных ранее черепно-мозговых травм.
Различные психические нарушения. В данном случае, брадилалия сочетается с симптоматикой основного заболевания.

Существуют также определенные психо-социальные факторы. Часто замедленность темпа речи является следствием подражания ребенком замедленной речи взрослых.
Патогенез нарушения связан с преобладанием тормозных процессов над возбуждающими в головном мозге человека.

🔷

Симптомы брадилалии
При брадилалии человек говорит очень медленно, делая большие перерывы между отдельными словами и фразами. При этом нарушении выделяют речевую и неречевую симптоматику, при этом выраженность этих симптомов напрямую зависит от степени тяжести расстройства.

К речевой симптоматике относятся следующие проявления:
Замедленность тема экспрессивной и импрессивной (мысленной) речи.
Медленное мышление, письмо и чтение.
Голос при нарушении монотонен, недостаточно выразителен.
Удлиненное произношение гласных.

Мышление детей, страдающих брадилалией, характеризуется замедленностью, инструкции воспринимаются не сразу, а после нескольких повторений.
Медлительность речи и невыразительный голос могут вызывать антипатию у окружающих, поэтому у ребенка возникают проблемы с коммуникацией, в результате чего он замыкается в себе, стараясь вообще избегать разговора.

Неречевые симптомы:
Вялость и заторможенность движений в повседневной деятельности.
Неуклюжесть.
Отсутствие мимических движений.
Проблемы с координацией.
Нарушение мелкой и общей моторики.
Люди с этим нарушением долго включаются в какой-то вид деятельности. При этом им сложно переключаться с одной задачи на другую.
Бесцельные повторения движений.

Примечательно, что при легкой степени расстройства симптоматика может практически отсутствовать, т.е. даже родителям будет сложно заметить изменения в поведении ребенка. При тяжелой степени проявления очень яркие, при этом сам человек осознает свою патологию, что приводит к депрессии и психологическим переживаниям.

Классификация брадилалии
Есть определенные формы брадилалии, которая может быть:
Самостоятельным речевым расстройством. Нарушение развивается у медлительных, вялых и флегматичных людей.
Следствием различных заболеваний. В частности, замедленность темпа речи является сопутствующим симптомом при олигофрении, менингите и других заболеваний.
Мозжечковой. При этом расстройстве нарушается речевая модуляция, а речь становится скандированной.

В зависимости от тяжести проявлений, брадилалию классифицируют на легкую и тяжелую. При легкой степени проявления могут быть малозаметными, в то время как при тяжелой стадии нарушается коммуникативная функция речи, т.е. окружающим становится трудно понимать то, что говорит человек.

🔷

Способы диагностики
Люди с замедленным темпом речи нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медицинском обследовании. В диагностике участвует логопед, невролог, психиатр и психолог.

Диагностика подразумевает:
Сбор анамнеза. Специалист выясняет наличие симптоматики, когда и какие именно симптомы появились. Выясняются обстоятельства течения беременности, характер родов, наличие брадилалии у близких родственников, были ли ранее черепно-мозговые травмы и т.д.
Диагностика устной и письменной речи. Изучается звукопроизношение, слоговая структура слов, оценка характеристик голоса. Также оценивается скорость написания слов, самостоятельное письмо под диктовку, чтение по слогам и фразам. При постановке заключения крайне важно отличить брадилалию от заикания и дизартрии.
Изучение состояния ручной, общей моторики. Определяется уровень интеллектуального развития.
Инструментальные методы диагностики. Они используются для оценки состояния головного мозга и выявления его поражений. Используется МРТ, ЭЭГ (электроэнцефалография), РЭГ (реоэнцефалография) и ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография).

🔷

Коррекция брадилалии
Коррекция этого речевого нарушения проводится комплексно и зависит от тяжести самого расстройства. Как правило, терапия достаточно длительная, составляет от 6 до 12 месяцев (зависит от конкретного клинического случая).

Отметим общие методики коррекционной работы:
Психотерапевтические занятия и индивидуальные консультации у детского или взрослого психотерапевта. Их цель – улучшение психоэмоционального состояния человека и его социальной адаптации.
Коррекция у логопеда. Выполняются определенные упражнения, которые позволяют повысить четкость фраз и ускорить саму речь. Для улучшения и убыстрения работы внутренней речи используются задания на воображение, память, сообразительность.
Физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, бальнеотерапия, массаж, посещение бассейна.
Для нормализации речевой и общей моторики хорошо помогают занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, пение и танцы, логоритмика.
Аутогенные тренировки, позволяющие снять психическое напряжение.
Обязательно включают медикаментозное лечение, которое направлено на нормализацию деятельности центральной нервной системы. Как правило, используют витамины группы B, ноотропы и тонизирующие препараты. Также используются препараты глутаминовой кислоты, которая является условно незаменимой аминокислотой.

Наибольшую роль в коррекции отводят логопедическим занятиям с постепенным усложнением материала.

🔷

Особенности логопедической работы
При брадилалии в занятия необходимо включать речевые упражнения, которые основаны на произношении слов, чтении, диалогах и т.д. Основная задача – это развитие быстрых и четких артикуляционных движений.

Стимуляция скорости речи проходит поэтапно:
Логопед задает темп одной фразой, сопровождая ее хлопками, дирижированием или простукиванием ритма по столу или под метроном. Ребенок повторяет эту фразу, подстраиваясь под ускоряющийся темп, который задает специалист.
Второй этап проводится с помощью упражнений со стихотворением, строчки из которого нужно повторять с максимально возможной скоростью.
Следующий этап заключается не только над повышением ритма речи, но и выразительностью голоса. Проводятся импровизированные сценки, разыгрываются сказки по ролям и т.д.
Последний этап заключается в ускоренном прочитывании чистоговорок и скороговорок. Таким образом развивается речевая моторика и закрепляются полученные навыки.

Специфика упражнений может меняться в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Отдельное внимание уделяется развитию внутренней речи, для чего используются занятия на воображение и сообразительность. Специалист предлагает ребенку выполнять задания в разных темпах, поддерживая нужную скорость хлопками или другими действиями.

🔷

Прогноз и профилактика
Прогноз в отношении данного нарушения наиболее благоприятен при раннем выявлении проблемы и своевременном начале коррекционной работы. Но даже после успешного завершения терапии, необходим регулярный контроль со стороны специалистов.

Профилактика брадилалии заключается в предупреждении перинатальных поражений центральной нервной системы. Ребенку нужно давать как можно больше внимания, настраивать с ним полноценное общение и окружать его правильными образцами для подражания.

**********************
Неговорящему ребенку могут быть поставлены множество диагнозов. Не всегда легко диагностировать то или иное заболевание.
В их числе и моторная алалия.

Читайте также: