Экономика нэпа презентация 10 класс торкунов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Госплан - государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР.

Концессия – договор о сдаче в аренду иностранным фирмам предприятий или участков земли, принадлежащих государству, с правом производственной деятельности.

Кооперация - форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива. Основные формы кооперации: потребительская, кредитная, производственная.

Новая экономическая политика - политика советской власти, которая имела цель: восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП замена продразвёрстки продналогом, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Продналог (продовольственный налог) -твёрдофиксированный продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый взамен продразверстки.

Ключевые слова: новая экономическая политика, продналог, концессии, кооперация, Госплан.

Основная и дополнительная литература по теме:

2.Горинов М.М.НЭП: поиски путей развития. М., Знание 1990 г. Глава I.

Раздел. Советский Союз в 20-30 гг.

Теоретический материал.

Серьёзнейшую проблему составляли преступность, принявшая колоссальные масштабы и детская беспризорность. Огромное количество бездомных, беспризорных детей (около 7 млн) жили попрошайничеством и воровством. Это явление приобрело настолько угрожающие масштабы, что во главе Комиссии по борьбе с беспризорностью, был поставлен председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский.

Изменения произошли и в промышленном производстве. Был отменен декрет о национализации промышленности, мелкие и средние предприятия переданы в частные руки. Отменён принудительный труд и введён рынок рабочей силы, возвращена тарифная заработная плата. Крупные предприятия разрешалось брать в аренду, создавались акционерные общества со смешанным капиталом (государственным и частным). Государственная промышленность переводилась на хозрасчет и самоокупаемость. 23 ноября 1920 года СНК принял декрет о концессиях, регулировавший иностранное предпринимательство на территории России. При этом ключевые позиции в экономике государство сохраняло за собой.

Новая экономическая политика принесла вполне реальные экономические результаты. Сельскохозяйственное и промышленное производство достигли уровня России 1913 года. Было построено множество мелких и несколько крупных электростанций. Снята проблема беспризорности, восстановлены системы образования и здравоохранения. В итоге новой экономической политики, к 1928 году, несмотря на частые кризисы, произошёл заметный экономический рост и определённое улучшение ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан стало более устойчивым.

Разбор типового тренировочного задания

Задачи урока - раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.

Основные понятия: “ военный коммунизм”, гражданская война, новая экономическая политика, идея “НЭП всерьез и надолго, но не навсегда”.

Оборудование и оформление: плакат с фотографиями 20-х годов, плакаты “ Военный коммунизм” и “ НЭП”, раздаточный материал, тест.

План изучения темы.

1.Причины введения НЭПа.

3.Отношение к НЭПу.

Ход урока.

1. Закончив изучать тему “ Гражданская война”, мы переходим к рассмотрению следующего периода истории Советского государства – периода конец 1921-1927гг.- периода восстановления народного хозяйства после войны.

Этот урок является вводным в тему.

Задача урока - выяснить какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.

Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.

Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!

Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.

Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.

Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина – высокая продразверстка, засушливый 1920 год.

По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.


В.И. Ленин: “… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.”

Исходя из этого на X съезде РКП(б ) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа – решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что “НЭП – всерьез и надолго, но не навсегда.”

2. Сущность НЭПа

Каковы основные положения НЭПа, что нового ввели большевики?

Класс делится на группы и выполняет следующие задания:

  1. группа – крестьян
  2. группа – рабочих
  3. группа – интеллигенции
  4. группа – коммунистов
  5. группа – предпринимателей.

На обсуждение 3 минуты.

После обсуждения каждая группа предлагает свои положения по изменению “военного коммунизма” и причины этих изменений.

Учитель по ходу выступления каждой группы заполняет плакат “НЭП”, а ученики делают записи в тетрадь.

  • продразверстка
  • отсутствие денег, натурализация заработной платы
  • национализация всей промышленности
  • запрещение частной торговли
  • запрещение аренды
  • введение трудовой повинности
  • централизация в снабжении и распределении.
  • продналог
  • введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг
  • денационализация мелких и средних предприятий
  • разрешение частной торговли
  • разрешение аренды
  • отмена трудовой повинности
  • развитие торговли.

Учитель продолжает, что при всех положительных моментах НЭПа, он вводился “всерьез и на долго, но не навсегда”. Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.

Для закрепления уже полученных знаний о НЭПе проводится тест.

  1. Цель политики – удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
  2. Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
  3. Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
  4. Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
  5. Конфискация предприятий в пользу государства.
  6. Запрещение торговли.

Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.

3. Отношение к НЭПу.

Учитель говорит о том, что в январе 1922 приходит очередное письмо.

Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: “Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами.” Все будет хорошо!

Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.

Перед учениками ставится проблемный вопрос: “Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?”

Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: “Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.”

Время на обсуждение 3-5минут и на выступление 2 минуты.

После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:

Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Интеллигенция: Недостаток политической свободы.
Коммунисты: НЭП – капитуляция, предательство идеалов Октября.
Городские и сельские предприниматели: Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий.

Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась “всерьез и надолго, но не навсегда”

На последующих уроках будет проходить дальнейшая отработка положения НЭПа.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Основные черты политики нэпа.
  • Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова
  • Восстановление промышленности и итоги нэпа.

Национализация всей крупной, средней и части мелкой промышленности, в том числе принадлежавшей иностранному капиталу

Денационализация мелкой и средней промышленности. Частным лицам разрешено арендовать крупные промышленные предприятия. Созданы концессии с привлечением иностранного капитала

Всем промышленным производством централизованно управлял ВСНХ через главки

Главки преобразованы в тресты, работающие на основе хозрасчета (хозяйственной самостоятельности предприятий

Замена продразверстки продналогом ,размер которого объявлялся заранее, разрешено свободно реализовать остатки продовольствия

Торговля и потребительская кооперация

Государственная монополия торговли (как внутренней, так и внешней)

Разрешена свободная частная и кооперативная торговля. Сохранена государственная монополия внешней торговли

Все кооперативы подчинены Наркому продовольствия и превращены в часть государственного аппарата

Упразднён Наркомат продовольствия, предоставлена самостоятельность потребительским кооперативам

Этап денежной реформы

Этап денежной реформы

Две деноминации совзнаков

Была унифицирована денежная система (изъяты из обращения денежные знаки, выпущенные до 1921г.), но остановить инфляцию не удалось

Введение в обращение червонца – новой обеспеченной золотом валюты

Массовое приобретение червонцев советскими гражданами, вытеснение совзнаков

Открытие фондовых бирж, занимавшихся куплей – продажей валюты, золота и облигаций госзаймов

Прекращение выпуска совзнаков. Выпуск государственных казначейских билетов, серебряных и медных разменных монет

Превращение червонца в котируемую на международных биржах валюту

Выгоды СССР от деятельности концессий

Трудности, связанные с деятельностью концессий

Работая с пунктом 5 параграфа 10, заполните таблицу

Создание ГОЭЛРО во главе с Г.М. Кржижановским

Разработан проект электрификации России, рассчитанный на 10 – 15 лет

Преобразование ГОЭЛРО в Госплан

Разработаны планы по преодолению хозяйственной разрухи и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства

Расширение аппарата Госплана, создание подчиненных ему плановых организаций по всему СССР

Данная презентация для учащихся 10 класса с использованием технологии критического мышления, поможет педагогам в проведении урока.

ВложениеРазмер
9_klass_drevo.pptx 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Перечислите итоги НЭПА?

Выделите цели урока Культурное развитие страны Причины индустриализации Развитие сельского хозяйства Повышение уровня жизни населения Первые пятилетки Тоталитарный режим Правовое государство Последствия индустриализации и особенности Командная система экономики

Днепрóвская гидроэлектростáнция ( ДнепроГЭС ) ( укр . Дніпровська ГЕС ) — крупная гидроэлектростанция на юге Украины , пятая ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район . Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр . На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство [3] . 1-я очередь построена в 1927—1932 годах, во время Великой Отечественной войны разрушена, восстановлена в 1944 — 50-х годах; современная её мощность 648 МВт (первоначально — 560 МВт). В 1969 — 80-х гг. построен Днепрогэс-2 первоначальной мощностью 836 МВт; после модернизации 2000-х годов мощность достигла 900 МВт [4]

Культурное развитие страны Причины индустриализации Развитие сельского хозяйства Повышение уровня жизни населения Первые пятилетки Тоталитарный режим Правовое государство Последствия индустриализации и особенности Командная система экономики

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Презентация к мастер-классу "Создание учебной презентации"

Наглядное сопровождение мастер-класса: типичные ошибки при создании презентаций. .


Презентация по теме "Класс Головоногие моллюски."7 класс

Презентация включает основные пункты изучения по данной теме .


Презентация по теме "Класс Млекопитающие" 7 класс

Презентация по теме "Класс Млекопитающие" 7 класс.

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом.


Презентация к мастер-классу на тему "Метод визуализации, Постерная презентация"

Данная презентация является сопровождением к мастер-классу об одном из методов, который позволяет упростить процесс обучения на уроках русского языка и литературы.

Презентация к уроку "Класс Земноводные" 7 класс

Презентация посвещена теме "Класс Земноводные" 7 класс по учебнику "Биология. Животные" В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях дистанционного обучения работа обучающихся по технологической карте (конспекту) урока позволяет обратить внимание на наиболее важные аспекты темы, ставит перед обучающимися конкретные цели и задачи, позволяет подготовиться к проверке знаний, ориентируясь на конкретные положения технологической карты урока.

§ 10. ЭКОНОМИКА НЭПА

Перечислите все черты, характеризующие единый продналог.

Перечислите мероприятия, проведённые в рамках денежной реформы 1922-924гг. В чём состояло значение этой реформы?

Когда в СССР началась разработка 5-тилетних планов? Какое значение это имело?

Читайте также: