Конспект открытого урока по математике 4 класс фгос школа россии моро

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Необычный день у нас,

и гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

Прозвенел звонок - начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.

В этом классе все друзья?

Я, ты, он, она, - вместе дружная семья?

Посмотри-ка на себя,

На соседа справа, на соседа слева.

В этом классе все друзья?

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока:

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

Не будем терять времени. ( Слайд 2)

Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.

Хором дополняют реплику учителя.

- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д.

Садятся за парты.

Объясняют смысл высказывания.

самоопределение

Актуализация знаний .

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.

-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение.?

-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

1)6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0

4) 264·10 5) 92· 100 6) 532·300

Участвуют в диалоге.

- Можно посчитать треугольники.

- Можно выявить закономерность.

1) табличное умножение

2) внетабличное умножение

( разбиваем на разрядные слагаемые)

3) умножение на нуль

4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10

5) приём умножения на 100

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Ведёт побуждающий диалог.

- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике?

Побуждает к осознанию темы и цели урока.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.

2. Стимулирует к деятельности.

Предлагает два варианта:

- Первый : Сама покажу вам приём умножения.

Второй - на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

- Какой вариант выберете вы и почему?

Участвуют в диалоге.

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями)

Формулируют тему урока.

-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- умение выражать свои мысли;

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1. Организует деятельность.

- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4)

- У кого есть предположения, как можно его вычислить?

- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?

- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?

- Какой закон математики вы применили? ( Слайд 5)

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Какой способ мы можем ещё использовать?

- Умеем мы это правильно делать?

- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6)

2.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебники на стр.9, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.

- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 7)

- Сейчас объясним приём умножения на доске.

3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.

- У кого другая запись?

4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8)

Объясняют приём умножения.

532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600

Дети формулируют тему и учебную задачу урока.

- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.

Пытаются решить пример самостоятельно.

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

Называют произведение в треугольнике.

Объясняют приём умножения.

- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.

- Пошаговое выполнение действий.

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

Первичное закрепление с проговарива-

Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1.Организует работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.9 №41 - 1 строчка)

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

Даёт инструктаж по выполнению задания.

- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 735 ·500 6307 · 40)

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом - если сомневаетесь. Красным цветом - если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки - правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

- Передайте карточку соседу.

Выводит ответы к заданию на экран.

- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки - жёлтым.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

- Решить примеры самостоятельно.

Прогнозируют результат и выполняют задание.

Взаимопроверка по готовым ответам с доски.

- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.

- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

Овладение алгоритмом умножения;

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Включение нового в систему знаний и повторения.

- закрепить умение решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.

- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме - сложение многозначных чисел.

Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.

А - выполнить умножение столбиком

В- вспомнить порядок действий и вычислить.

Г- решить уравнение.

Выбирают и выполняют задание.

Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.

1 ученик записывает решение задачи на доске.

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

Рефлексия учебной деятельности.

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарит ребят за работу.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Вспомните девиз нашего урока.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Чему новому научились?

- Достигли мы успеха?

На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.

Давайте поспешим, друзья.

Максимум старания. (Слайд 15)

Проводит инструктаж домашнего задания.

С 9 № 42 - обязательный для всех

№ 47 - предлагаю тем, кто не боится трудностей.

Оценивание работы учащихся

- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

-Перед вами лежат ладошки. Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.

- Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.

Это УСПЕХ сегодняшнего урока.

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки -

Всем спасибо за урок. (Слайд 16)

проговаривают девиз урока.

Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.

- Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

Записывают задание в дневники.

Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

Прогнозируемый результат:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.

Метапредметны

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тема урока: письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Класс: 4

Тип урока: урок открытия новых знаний

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_matematiki.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области

Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Дата проведения:16.03.2017 г.

Учитель начальных классов:

Макарова Лариса Вениаминовна

Методическая разработка урока

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Тема урока : письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Дата проведения : 16.03.2017 г.

Цель урока : сформировать алгоритм умножения многозначного числа на многозначное.

Образовательная: - познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;

- провести сравнение между умножением многозначного числа на однозначное, двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;

- развивать навыки решения текстовых задач;

- отрабатывать навыки устного и письменного счёта.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике, ответственность за выполнение работы в паре, группе.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению математики.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

Методы обучения : проблемно- исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся :

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Дата проведения:16.03.2019 г.

Методическая разработка урока

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Тема урока : письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Дата проведения : 16.03.2019 г.

Цель урока : сформировать алгоритм умножения многозначного числа на многозначное.

Образовательная: - познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;

- провести сравнение между умножением многозначного числа на однозначное, двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;

- развивать навыки решения текстовых задач;

- отрабатывать навыки устного и письменного счёта.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике, ответственность за выполнение работы в паре, группе.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты :

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению математики.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

Методы обучения : проблемно- исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся :

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Перед публикацией материала внимательно проверьте все данные, указанные в вашем профиле. Информация из профиля будет использована при оформлении документов. В случае неполного или неправильного заполнения профиля свидетельства, сертификаты и другие дополнительные документы будут сформированы некорректно.
Проверить личные данные можно здесь

Оценить 70 0

Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Методическая разработка урока

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Тема урока: письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Цель урока: сформировать алгоритм умножения многозначного числа на многозначное.

Образовательная: - познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;

- провести сравнение между умножением многозначного числа на однозначное, двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;

- развивать навыки решения текстовых задач;

- отрабатывать навыки устного и письменного счёта.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная:воспитывать интерес к математике, ответственность за выполнение работы в паре, группе.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению математики.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

Методы обучения: проблемно- исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.


Совершенствовать навыки деления многозначных чисел на однозначное, умение читать многозначные числа, вырабытывать навыки устного счета.

способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взамосвязях о природе;

Создать условия для бережного отношения к окружающему нас животному миру.

Содержимое разработки

открытый урок по математике 4 класс

Тема урока: Закрепление знаний и умений на деление на двузначное число.

Совершенствовать навыки деления многозначных чисел на двузначное, умение читать многозначные числа, вырабатывать навыки устного счёта;

Способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;

Создать условия для бережного отношения к окружающему нас животному миру.

Задачи урока:

Образовательные:

Закреплять знания деления многозначных чисел;

Развивать умения читать многозначные числа;

Развивающие:

Развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;

Развитие речи, словарного запаса;

Воспитательные:

Воспитание стремления к получению новых знаний;

Воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать своё

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный;

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная;

Приёмы: устный счёт, работа у доски, решение задач, примеров.

Технология: личностно - ориентированная.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей.

Посмотрите мне в глаза, улыбнитесь друг другу и тихонько сели.

Великая радость - работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли – за трудом!

II. Устный счёт.

(Примеры записаны на доске)

Ы 4 · 8 – 27 : 3 = 23

Е 6 · (89-83) + 8 = 44

Ч 100 – 6 · 9 = 46

Л 90 – (3 6 + 30) = 24

- Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.

- Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов.

- Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчел. Но это не так. Все в их жизни подчинено определенным законом, все находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайны о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать.

Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчел. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Основными заданиями будут упражнение в делении на двузначное число. Справившись с ними, мы узнает много интересного. Итак, в путь за пчелой.

IV. Работа над закреплением пройденного материала.

(каждому надо решить пример, ответ будет номером улья.)

2. Задание на смекалку.

- Угадайте, сколько глаз у пчелки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и еще раз столько. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз.2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними).

3. Решение задачи на сравнение.

Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа и закрывается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?

-Для удобства решения составим краткую запись.

-Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?

Пчела-с 4ч. до 20ч.

Ученик- с 8ч до 12ч

В ? раз больше, на ? меньше

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

-Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика?

-Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да) Как? Записываем первое действие.(20-4=16ч)-рабочий день пчелы.

Записываем второе действие. (12-8=4ч)-рабочий день ученика.

-Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да)

Решаем дальше самостоятельно.(16:4=4 раза, 16-4=8часов)

4.Решение примеров

А сейчас несколько интересных чисел из мира пчёл.

1) За всю свою недолгую жизнь протяжённостью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько - вы узнаете, решив пример

2)В состав мёда входит много полезных для здоровья человека веществ. А сколько - вы узнаете, решив пример

4) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км/ч. Движение её крыльев незаметно для нас, так как она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете.

V. Физкультминутка

1.Пчёлы в ульях сидят

И в окошко глядят,

Друг за другом полетели.

VI. Этап контроля и самоконтроля

1. Перевод единиц длины.

2. Решение уравнений.

-Молодцы, ребята, вам всего по 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения ,вы узнаете ещё одну тайну пчелы.

29 х=551 403-х=377

От рождения до 6 дней- пчёлы убирают в улье.

От 6 до 12 дней- кормит личинок и матку.

От 12 до 19 дней- строит из воска соты.

От 19до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.

В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.

В почётном пенсионном возрасте , около 40 дней , пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

3. Нахождение периметра шестиугольника.

Найти периметр самостоятельно.

VII. Подведение итогов урока

-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен.

Читайте также: