Конспект открытого урока по математике 4 класс фгос школа россии моро
Обновлено: 07.07.2024
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)
Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть вас мы очень рады!
Прозвенел звонок - начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.
В этом классе все друзья?
Я, ты, он, она, - вместе дружная семья?
Посмотри-ка на себя,
На соседа справа, на соседа слева.
В этом классе все друзья?
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?
Учитель предлагает занять свои рабочие места.
- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?
Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока:
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
Не будем терять времени. ( Слайд 2)
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
Хором дополняют реплику учителя.
- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д.
Садятся за парты.
Объясняют смысл высказывания.
самоопределение
Актуализация знаний .
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.
Ведёт подводящий диалог.
( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.
-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение.?
-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
1)6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0
4) 264·10 5) 92· 100 6) 532·300
Участвуют в диалоге.
- Можно посчитать треугольники.
- Можно выявить закономерность.
1) табличное умножение
2) внетабличное умножение
( разбиваем на разрядные слагаемые)
3) умножение на нуль
4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10
5) приём умножения на 100
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
1. Ведёт побуждающий диалог.
- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике?
Побуждает к осознанию темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.
2. Стимулирует к деятельности.
Предлагает два варианта:
- Первый : Сама покажу вам приём умножения.
Второй - на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему?
Участвуют в диалоге.
- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями)
Формулируют тему урока.
-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД:
- умение выражать свои мысли;
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
1. Организует деятельность.
- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4)
- У кого есть предположения, как можно его вычислить?
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
- Какой закон математики вы применили? ( Слайд 5)
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать?
- Умеем мы это правильно делать?
- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6)
2.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.
- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- Откройте учебники на стр.9, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.
- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 7)
- Сейчас объясним приём умножения на доске.
3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.
- У кого другая запись?
4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8)
Объясняют приём умножения.
532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600
Дети формулируют тему и учебную задачу урока.
- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.
Пытаются решить пример самостоятельно.
Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.
Называют произведение в треугольнике.
Объясняют приём умножения.
- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.
- Пошаговое выполнение действий.
Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.
Одна пара зачитывает.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;
Первичное закрепление с проговарива-
Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
1.Организует работу по закреплению нового знания.
Фронтальная работа с проговариванием вслух.
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.9 №41 - 1 строчка)
- Понятен ли вам этот вычислительный приём?
- Как проверить, что вы его усвоили?
Даёт инструктаж по выполнению задания.
- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 735 ·500 6307 · 40)
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг.
Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом - если сомневаетесь. Красным цветом - если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки - правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.
- Передайте карточку соседу.
Выводит ответы к заданию на экран.
- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки - жёлтым.
- Верните карточку владельцу.
- Совпал ли ваш прогноз с результатом?
Два ученика работают у доски, остальные в тетради.
- Решить примеры самостоятельно.
Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски.
- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.
- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./
КоммуникативныеУУД:
Умение выражать свои мысли;
Овладение алгоритмом умножения;
Взаимоконтроль с проверкой по эталону.
-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Включение нового в систему знаний и повторения.
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- применение нового способа действия;
- создание ситуации успеха.
Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме - сложение многозначных чисел.
Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.
А - выполнить умножение столбиком
В- вспомнить порядок действий и вычислить.
Г- решить уравнение.
Выбирают и выполняют задание.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.
1 ученик записывает решение задачи на доске.
Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение и поиск необходимой информации;
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;
-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
Рефлексия учебной деятельности.
- Оценить результаты собственной деятельности;
- Осознание метода построения границ применения нового знания.
Благодарит ребят за работу.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постаралась.
Вам понравилось, друзья?
- Вспомните девиз нашего урока.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
- Какая тема нашего урока?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Чему новому научились?
- Достигли мы успеха?
На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.
Давайте поспешим, друзья.
Максимум старания. (Слайд 15)
Проводит инструктаж домашнего задания.
С 9 № 42 - обязательный для всех
№ 47 - предлагаю тем, кто не боится трудностей.
Оценивание работы учащихся
- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.
- Почему ты так считаешь?
-Перед вами лежат ладошки. Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.
- Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.
Это УСПЕХ сегодняшнего урока.
- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки -
Всем спасибо за урок. (Слайд 16)
проговаривают девиз урока.
Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.
- Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
Записывают задание в дневники.
Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.
Высказывают своё мнение.
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;
Прогнозируемый результат:
В конце урока ученики
1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметны
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Тема урока: письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Класс: 4
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematiki.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области
Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Дата проведения:16.03.2017 г.
Учитель начальных классов:
Макарова Лариса Вениаминовна
Методическая разработка урока
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Тема урока : письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Дата проведения : 16.03.2017 г.
Цель урока : сформировать алгоритм умножения многозначного числа на многозначное.
Образовательная: - познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;
- провести сравнение между умножением многозначного числа на однозначное, двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;
- развивать навыки решения текстовых задач;
- отрабатывать навыки устного и письменного счёта.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, ответственность за выполнение работы в паре, группе.
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению математики.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
Методы обучения : проблемно- исследовательский
Формы организации познавательной деятельности обучающихся :
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Дата проведения:16.03.2019 г.
Методическая разработка урока
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Тема урока : письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Дата проведения : 16.03.2019 г.
Цель урока : сформировать алгоритм умножения многозначного числа на многозначное.
Образовательная: - познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;
- провести сравнение между умножением многозначного числа на однозначное, двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;
- развивать навыки решения текстовых задач;
- отрабатывать навыки устного и письменного счёта.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, ответственность за выполнение работы в паре, группе.
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты :
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению математики.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
Методы обучения : проблемно- исследовательский
Формы организации познавательной деятельности обучающихся :
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Перед публикацией материала внимательно проверьте все данные, указанные в вашем профиле. Информация из профиля будет использована при оформлении документов. В случае неполного или неправильного заполнения профиля свидетельства, сертификаты и другие дополнительные документы будут сформированы некорректно.
Проверить личные данные можно здесь
Оценить 70 0
Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Методическая разработка урока
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Тема урока: письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
Цель урока: сформировать алгоритм умножения многозначного числа на многозначное.
Образовательная: - познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;
- провести сравнение между умножением многозначного числа на однозначное, двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;
- развивать навыки решения текстовых задач;
- отрабатывать навыки устного и письменного счёта.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная:воспитывать интерес к математике, ответственность за выполнение работы в паре, группе.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к изучению математики.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
Методы обучения: проблемно- исследовательский
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Совершенствовать навыки деления многозначных чисел на однозначное, умение читать многозначные числа, вырабытывать навыки устного счета.
способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взамосвязях о природе;
Создать условия для бережного отношения к окружающему нас животному миру.
Содержимое разработки
открытый урок по математике 4 класс
Тема урока: Закрепление знаний и умений на деление на двузначное число.
Совершенствовать навыки деления многозначных чисел на двузначное, умение читать многозначные числа, вырабатывать навыки устного счёта;
Способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
Создать условия для бережного отношения к окружающему нас животному миру.
Задачи урока:
Образовательные:
Закреплять знания деления многозначных чисел;
Развивать умения читать многозначные числа;
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
Развитие речи, словарного запаса;
Воспитательные:
Воспитание стремления к получению новых знаний;
Воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать своё
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный;
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная;
Приёмы: устный счёт, работа у доски, решение задач, примеров.
Технология: личностно - ориентированная.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей.
Посмотрите мне в глаза, улыбнитесь друг другу и тихонько сели.
Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
II. Устный счёт.
(Примеры записаны на доске)
Ы 4 · 8 – 27 : 3 = 23
Е 6 · (89-83) + 8 = 44
Ч 100 – 6 · 9 = 46
Л 90 – (3 6 + 30) = 24
- Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
- Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов.
- Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчел. Но это не так. Все в их жизни подчинено определенным законом, все находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайны о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать.
Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчел. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Основными заданиями будут упражнение в делении на двузначное число. Справившись с ними, мы узнает много интересного. Итак, в путь за пчелой.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
(каждому надо решить пример, ответ будет номером улья.)
2. Задание на смекалку.
- Угадайте, сколько глаз у пчелки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и еще раз столько. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз.2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними).
3. Решение задачи на сравнение.
Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа и закрывается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?
-Для удобства решения составим краткую запись.
-Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
Пчела-с 4ч. до 20ч.
Ученик- с 8ч до 12ч
В ? раз больше, на ? меньше
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
-Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика?
-Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да) Как? Записываем первое действие.(20-4=16ч)-рабочий день пчелы.
Записываем второе действие. (12-8=4ч)-рабочий день ученика.
-Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да)
Решаем дальше самостоятельно.(16:4=4 раза, 16-4=8часов)
4.Решение примеров
А сейчас несколько интересных чисел из мира пчёл.
1) За всю свою недолгую жизнь протяжённостью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько - вы узнаете, решив пример
2)В состав мёда входит много полезных для здоровья человека веществ. А сколько - вы узнаете, решив пример
4) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км/ч. Движение её крыльев незаметно для нас, так как она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете.
V. Физкультминутка
1.Пчёлы в ульях сидят
И в окошко глядят,
Друг за другом полетели.
VI. Этап контроля и самоконтроля
1. Перевод единиц длины.
2. Решение уравнений.
-Молодцы, ребята, вам всего по 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения ,вы узнаете ещё одну тайну пчелы.
29 х=551 403-х=377
От рождения до 6 дней- пчёлы убирают в улье.
От 6 до 12 дней- кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней- строит из воска соты.
От 19до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почётном пенсионном возрасте , около 40 дней , пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
3. Нахождение периметра шестиугольника.
Найти периметр самостоятельно.
VII. Подведение итогов урока
-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен.
Читайте также: