Решение задач на нахождение массы 4 класс конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: математика.

Педагогические задачи: продолжить формирование представлений о массе конкретных предметов; познакомить учащихся с новыми единицами массы (тонна, центнер).

Планируемые результаты:

Предметные: знать новые единицы измерения массы (тонна, центнер); усваивать соотношения между единицами измерения массы и уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов.

Метапредметные : Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; п ланировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные УУД : высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; в ыявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; н аходить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничать с одноклассниками при решении проблемы.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять интерес к математике, принимать активное участие в работе.

1.Организацион-ный этап.

Задачи: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать положительный психологический настрой.

- Добрый день, ребята.

Вот опять прозвенел звонок.

Приглашаю вас всех на урок.

Проверьте, всё ли в порядке:

Книги, ручки, тетрадки?

Ведь это увлекательно!

- Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились к уроку.

Проверяют готовность к уроку

2.Актуализация знаний.

Задача:

повторить изученный ранее материал, необходимый для усвоения нового материала

- Что вы знаете о килограмме?

- Дополните до 1 кг: (Слайд 5)

350 г + … г = 1 кг

290 г + … г = 1 кг

- Добавьте пропущенные числа: (Слайд 6)

36 кг … г = 36.005 г

- Килограмм – это единица массы.

- В одном килограмме 1000 граммов.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Целеполагание

Задача:

Подвести детей к изучению нового материала

Первичное усвоение учебного материала

Задачи:

Обеспечить восприятие и осмысление учащимися изучаемого материала, включая учащихся в обсуждение проблемных вопросов

- Как вы думаете, изучением какой темы мы сегодня займёмся? (Слайд 7)

- Какую цель поставим перед собой?

- Кроме этого, я предлагаю узнать о новых единицах измерения массы. (Слайд 8)

- Поработайте в парах: разгадайте ребус, и вы узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся: (Слайд 9)

- Итак, мы отправляемся на виртуальный огород. (Слайд 10)

- Вспомнить единицы измерения массы.

Работают в парах.

- Отгадайте, что растёт на первой грядке: (Слайд 11)

(Слайды 12, 13)

-Подумайте, какие единицы массы удобнее использовать при взвешивании мешка картофеля?

А если продукты перевозят в машине, какими единицами массы лучше воспользоваться?

-Для измерения массы больших грузов используют более крупные единицы массы, чем килограмм и грамм, такие как тонна. В 1 тонне 1000 килограммов. (Слайд 14)

- Кроме тонны есть ещё одна единица измерения массы, больше килограмма, но меньше тонны. Это центнер. Как вы думаете, сколько килограммов может содержаться в 1 центнере? (Слайд 15)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: повторить единицы массы (килограмм, тонна и центнер); способствовать формированию умений использовать соотношения между единицами массы при сравнении величин, сравнивать величины по их числовым значениям; создать условия для формирования навыка выражать данные величины в различных единицах

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;

научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осуществляют анализ, делают выводы. Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: контролируют действия партнера

Личностные: имеют желание учиться, применяют правила делового сотрудничества

Учитель: Сулейманова Е.А.

Дата проведения: 26.11.2015 г.

Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕДИНИЦ МАССЫ

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: повторить единицы массы (килограмм, тонна и центнер); способствовать формированию умений использовать соотношения между единицами массы при сравнении величин, сравнивать величины по их числовым значениям; создать условия для формирования навыка выражать данные величины в различных единицах

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;

научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осуществляют анализ, делают выводы. Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: контролируют действия партнера

Личностные: имеют желание учиться, применяют правила делового сотрудничества

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятель­ности учащихся

I. Актуализа­ция опорных знаний.

Организует устный счет с целью актуализации знаний. - Вставьте пропущенный делитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит с новыми единицами массы тонной и центнером.

Математика 4 класс.

Тема Единицы массы.

Цель: познакомить с новыми единицами массы;

систематизировать соотношения между единицами измерения массы;

формировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память, математическую речь; развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
воспитывать познавательную активность;

расширять кругозор учащихся.

1).Организационный момент.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствую гости.

Пожалуйста, поприветствуйте их.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

2)Мотивация к учебной деятельности.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

3). Актуализация знаний.

-Чтобы определить тему урока, выполним интеллектуальную разминку.

Одна груша весит столько же, сколько 4 сливы. Сколькими сливами можно уравновесить 2 груши? 3 груши? 5 груш?

Какую единицу измерения массы надо выбрать, чтобы измерить:

массу мальчика, массу книги, ручку, автомобиль?

Масса нагруженного автомобиля 1175 кг, а масса груза 175 кг. Чему равна масса самого автомобиля?

Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?

Какую из этих величин можно перевести в большую величину?

найди лишнее слово: килограмм, грамм, метр. Почему лищнее?

-Какова цель урока?

4).Устный счет (фронтальная работа)

– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг (1000г).

В тетради запишите дату. Классная работа.

5)Работа по теме урока.

1).Когда Мы говорим о предмете, что он легче или тяжелее, то мы имеем в виду свойство, которое называется МАССОЙ. Узнать массу предмета нам помогают ВЕСЫ.

Откройте стр. 45 учебника

Учитель показывает детям безмен.

– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?

Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель. Портфели взвешивают.

– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?

-Тот, у кого портфель легче.

-ДОМА: ИЗМЕРИТЬ, СКОЛЬКО ЛУКОВИЦ среднего размера (ШТУК) В 1 КГ?

- А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?

-Для измерения массы людей существуют напольные весы.

Рассмотреть напольные весы.

Такие весы (на втором рисунке) вы можно увидеть в магазине.

-Какие единицы массы используются при взвешивании на таких весах? (кг и г)

А чтобы взвесить легковые и грузовые машины используют такие весы, как на 3-ем рисунке.

- Какой вывод можно сделать? (для измерения разных грузов нужны разные единицы массы)

- Какие единицы массы мы знаем? (кг, г, ц, т)

-Сегодня познакомимся с новыми единицами: это центнер в 1 центнере 100 кг

и тонной: в 1 тонне 1000 кг и 10 ц

- Какая существует взаимосвязь между этими единицами?

203 устно, закрепление.

2).Работа в парах. Карточка.

Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания величин на прямой.

Проверка. Оценить ставите +, если единица измерения и соотношение написаны правильно, не правильно : -

ВЫВОД :
Какое математическое действие надо сделать, переходя от большей мерки к меньшей?_______________________________________________________

А при переходе от меньшей мерки к большей? ________________________________________________________________

Сформулируйте правило:

При переходе к меньшим меркам выполняется умножение, а при переходе к большим меркам – деление.

С. 45 Запишите соотношения.

6).Физкультминутка.

7).Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

- У каждого на столе карточка с заданиями.

Задание: Соедините линией из правого столбика величины, равные величинам в левом столбике.

1 кг 126 г 3021 г

3075 г 1126г

3 кг 021 г 10 кг 050 г

10 кг 050г 3кг 075 г

Эталон на доске

1 кг 126 г = 1126 г

3 кг 021 г=3021г

10 кг 50 г = 10 050 г

3 кг 75 г = 3075 г

Оцените свою работу.

8).Закрепление.

«нет, если не согласны, то ставят - – (синяя карточка).

-99 кг больше 1 ц ? (нет ) синяя карточка

- 11 г меньше 11 кг ? ( да) красная карточка

- 7 кг больше 800 г? ( да) красная карточка

- 600 кг меньше 2000 г ? (нет) синяя карточка

- 80 ц больше 80 т ? (нет) синяя карточка

- 1001 кг меньше 1001 г ? ( нет) синяя карточка

Проверка по эталону, критерии оценивания (знак + за каждый правильный ответ)

2).Выполните задание в тетради. (Проверка )
Работа по учебнику с. 53 №2 сам-но. Проверка.

3).Рассказ учителя , стр.57

А теперь немного отдохнём и будем расширять свой кругозор.

а)- Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены. Кто – то признаётся самым сильным, кто – то самым быстрым, а кто – то может похвастаться лишь своим весом. Самым большим и самым тяжёлым животным на нашей планете признан синий кит.

Его масса может достигать 150 – 200 т.

Детёныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно.

б)На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжёлом весе – это слон. При длине 6 м он весит 7,5 тонн.

в) А среди птиц самой крупной считается страус. Высота до 2,5 м., масса более 130 кг.

г)В противоположность самым тяжёлым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные и птицы.

Технологическая карта урока математики

Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: 2ч. –М.: Вентана – Граф, 2019.

Соотношение единиц массы.

Решение задач с использованием единиц массы

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: повторить единицы массы (килограмм, тонна и центнер); способствовать формированию умений использовать соотношения между единицами массы при сравнении величин, сравнивать величины по их числовым значениям; создать условия для формирования навыка выражать данные величины в различных единицах

Планируемые результаты

познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;

научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осуществляют анализ, делают выводы.

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: контролируют действия партнера

имеют желание учиться, применяют правила делового сотрудничества

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Вставьте пропущенный делитель.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания


440 : = 44


330 : = 3


4400 : = 44


33000 : = 33


44000 : = 440


330000 : = 330


440000 : = 440


3300000 : = 330


4400000 : = 440


33000000 : = 330

33000 : 1000 = 33

44000 : 100 = 440

330000 : 1000 = 330

440000 : 1000 = 440

3300000 : 10000 = 330

4400000 : 10000 = 440

33000000 : 100000 = 330

– Расположите числа в порядке убывания.

а) 3751, 3571, 3157, 1573

б) 1375, 1753, 5713, 7513

а) 3751, 3571, 3157, 1573

б) 7513, 5713, 1753, 1375

– Даны числа: 21, 30, 19, 2, 25, 15, 16, 27. Выберите из них три числа, сумма которых равна: а) 50; б) 70; в) 60

а) 15 + 16 + 19 = 50; 21 + 27 + 2 = 50

б) 25 + 15 + 30 = 70; 21 + 19 + 30 = 70

в) 25 + 16 + 19 = 60

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 123).

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Сколько всего центнеров картофеля привезли?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

3 т · 3 = 9 т, 9 т = 90 ц.

решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Осуществлять контроль действий по результату

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Запись :


2-й маг – ? на 375 кг



4000 – 2905 = 1095 (кг) – осталось.

– Составьте по рисунку задачу и решите ее

Запись :

Отгрузили – 35 ц и 4280 кг.

1) 35 ц = 3500 кг

3500 + 4280 = 7780 (кг) – отгрузили.

2) 10 т = 10000 кг

10000 – 7780 = 2220 (кг) – осталось

III. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 125–128).

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Назовите координаты центра каждой из окружностей.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– Центр синей окружности имеет координаты (4; 4). Центр красной окружности имеет координаты

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

См. Ресурсный материал к уроку.

– Изобразите в тетради такие многогранники.

‒ Как называется каждый из них?

Выполняют практическую работу.

– Это куб и параллелепипед.

– Составьте задачи и решите их.

См. Ресурсный материал к уроку.

– Рассмотрите многогранник. Назовите невидимые ребра нижней грани; задней грани.

– Какие грани видимые и какие невидимые?

– Невидимые ребра нижней грани – АВ, BC. Невидимые ребра задней грани – KB, ВС.

– Видимые грани: передняя AMED, верхняя MKOE и правая боковая EOCD. Невидимые грани: нижняя ABCD, задняя BKOC и левая боковая AMKB.

‒ Решите старинную задачу. Какие нитки обошлись Марфе дороже и на сколько?

1) 2 + 1 = 3 (к.) – столько катушек черных ниток.

2) 3 руб. 50 коп. – 50 коп. = 3 (р.) – стоит 1 катушка черных ниток.

3) 2 · 350 = 700 (коп.) = 7 (р.) – стоят красные нитки.

4) 3 · 300 = 900 (коп.) = 9 (р.) – стоят все черные нитки.

5) 9 р. – 7 р. = 2 р.

Ответ : черные обошлись дороже на 2 рубля.

– Вычислите площадь четырехугольника АВСD.

См. Ресурсный материал к уроку.

– Как должна выглядеть новая надпись на этикетке?

1) 1350 – 900 = 450 (г) – масса банки.

2) 650 + 450 = 1100 (г) – брутто.

Новая надпись: НЕТТО – 650 г

– На сколько меньше попаданий было у Петрова, чем у Васильева, если при каждом броске мяч попадал в корзину?

1) 24 : 2 = 12 (п.) – у Петрова.

2) 36 : 2 = 18 (п.) – у Васильева.

3) 18 – 12 = 6 (п.) – на столько меньше.

– Выполните построение (см. Ресурсный материал к уроку).

– Начертите в тетради прямоугольник. Сколькими способами можно разделить построенный прямоугольник отрезком на два равных прямоугольника?

– Вычислите периметр каждого прямоугольника. Сколько решений имеет задача?

Выполняют построение.

– Это можно сделать двумя способами.

Решение при первом способе деления:

Р = (3 + 2) · 2 = 10 (см)

Решение при втором способе деления:

Р = (6 + 1) · 2 = 14 (см)

– В питомник для посадки привезли 480 кустов ягодных кустарников. На круговой диаграмме показано, какую часть числа всех кустов занимает каждый из этих видов кустарников. Подсчитайте число кустов смородины, малины, крыжовника и голубики, используя диаграмму

Запись: Всего – 480 к.

Смородины – ?, одна вторая

Крыжовник – ?, одна восьмая

Малина – ?, одна четвертая

Голубика – ?, одна восьмая

480 : 8 = 60 (к.) – по стольку кустов голубики и крыжовника.

480 : 4 = 120 (к.) – кустов малины.

480 : 2 = 240 (к.) – кустов смородины

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Сколько килограмм в 1 тонне?

– Сколько килограмм в 1 центнере?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

Читайте также: