Деление текста на абзацы 3 класс школа 21 века конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Конспект урока русского языка в 3 классе. по теме "Отработка умения делить текст на части".

ВложениеРазмер
rus._yazyk_3_klass.docx 95.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Зинкина Т. Н

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Отработка умения делить текст на части.

Цель : 1. Формирование умения различать текст и отдельные предложения.

2. Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания и орфографической зоркости.

3. Воспитание интереса к урокам русского языка.

  1. Организационный момент. Сегодня 29 ноября. Четверг. Урок русского языка.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все… (видят).

Уши внимательно слушают и все …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

А теперь улыбнитесь друг другу, сделайте комплимент или скажите просто добрые слова. А добрых, ласковых и нежных слов в русском языке очень много, как ни в одном другом языке.

2 . Минутка чистописания. У У У Р Р // Р Р

3. Проверка домашнего задания. (На доске даны словосочетания, нужно вставить букву и обосновать постановку этой буквы.) Гн . здо скв . рца, з . леные п . ля, м . рская в . лна, высокие б . рега, б . леет, п . рус, х . лодная в . да, п . лю бр . вно, л . сьи сл . ды, с . сновые л . са

4. М обилизующий этап. – Послушайте внимательно логическое упражнение. Мы все четверо должны записать слова: предложение, звук, слово, текст. Артем пишет слово, состоящее из одного слога. Данил – слово, в котором все глухие согласные парные. Люба не напишет слово, в котором звуков больше, чем букв. ( Артем – звук, Данил – текст, Люба – слово, я – предложение. )

- Какую логическую цепочку можно построить из этих слов? ( Звук – слово - предложение - текст ). Почему? (Наименьшая единица языка – звук. Комплекс звуков, имеющих определенный смысл, составляют слово. Для целей общения слова соединяются друг с другом в предложение. Предложения, объединяясь друг с другом, развивают мысль и соединяются в текст.)

- Сегодня мы будем говорить про текст, все, что знаем о нем. Мы повторим, что такое текст и научимся делить текст на части.

4. Актуализация знаний.

- Определите, что написано на доске? (На доске записаны слова)

- Что можно составить из слов? (Предложения. Но некоторые слова лишние.)

Запись на доске: Под пнем живет еж. В реке плавают ерши и лещи.

- Так что же такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)

2) Но птицы особенные.

Кто такие пингвины?

Пингвины - это птицы.

Что записано на доске? (Предложения)

Что можно составить из этих предложений? (Текст.) для этого надо исключить одно предложение - Лебеди – птицы.

Что у вас получилось?

Кто такие пингвины?

Пингвины - это птицы. Но птицы особенные.

3) Что еще вы можете рассказать об этих птицах?

4) Обобщение: Кто такие пингвины?

Пингвины - это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

- Можно ли в тексте предложения поменять местами? (Нет. От этого нарушается последовательность мысли.)

5) Запись под диктовку: Кто такие пингвины? Пингвины - это птицы. Но птицы особенные.

- Композиция текста. Какие части можно выделить в тексте?

1.Начало. 2. Основная часть. 3. Концовка. И каждую часть нужно начинать с красной строки.

- На доске дан текст. Вам необходимо озаглавить его и разделить на три части.

Кошке хотелось поймать воробья. Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента. И вот стайка воробьев села на грядку. Кошка вытянулась и медленно поползла. Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок. Но птицы вспорхнули и улетели.

Кошке хотелось поймать воробья. Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.

И вот стайка воробьев села на грядку. Кошка вытянулась и медленно поползла. Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок.

Но птицы вспорхнули и улетели.

Кошка с досады щелкнула зубами и побрела прочь.

- Как озаглавите этот текст? (Неудачная охота. Кошка. Проворные воробьи. И т. п. )

1. Текст состоит из предложений. +

2. К тексту нельзя придумать название. -

3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. +

6. Текст можно разделить на части. +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

Напротив верного высказывания ставим +, а если высказывание неверное, то -.

- Вот ваше домашнее задание:

Н Х З В П С У С М Р П Т Л Д О В Б Ш Н Р Н С М О В К Н С И Л

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект учебного занятия

по русскому языку

Формировать умение корректировать тексты с нарушенным порядком предложений.

Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль, самооценку деятельности.

Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей, осуществлять обобщение

Формировать умения: вести диалог, слушать и понимать речь других, контролировать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Воспитательная:
-Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства : учебник, карточки с заданием для парной работы.

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Характеристика этапов урока

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Арина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете, а если возникнут трудности – будем помогать друг другу!

Давайте проверим свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: тетрадь, учебник, пенал.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует минутку чистописания .

Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшую словарную работу. Я буду называть вам слова, а вы записывайте их к себе в тетрадь в строчку, через запятую. Расставьте ударения в словах.

Слова: Рак е та, о стров, кварт а л, св ё кла, пир о г, пес о к, интер е сный, морк о вь.

Хорошо, теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаш. Если слово написано верно, ставьте плюсик.

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Талантливый Егор красиво стрижёт траву.

Внимательно посмотрите, какое слово спряталось в этом предложении.

Обратите внимание на первые буквы слов.

Текст, верно. Давайте вспомним, что такое текст?

А какие признаки помогут определить, текст перед нами или нет?

Посмотрите на экран. Перед вами цветные полоски с предложениями. Можно ли их назвать текстом, как вы думаете?

Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом?

Давайте расставим их в верном порядке. Прочитайте, что у нас получилось.

Теперь это текст?

Как мы может озаглавить этот текст?

Как вы считаете, почему я предложила вам 3 полоски?

Кто-нибудь знает, как называются

В чем вы испытали затруднение?

3. Выявление места и причин затруднения.

Организует работу по определению темы урока.

Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какие задачи нам нужно поставить перед собой для достижения цели?

5. Реализация построенного проекта

Взгляните на экран. Что вы видите? Это рукописная книга. Что необычного вы заметили?

Ребята, а как по-другому мы называем красную строку?

А что такое абзац?

Взгляните на экран.

Прочитайте текст. Что не так в этом тексте?

Давайте разделим его на абзацы.

Прочитайте каждый абзац.

Объясните, почему вы разделили текст именно так? Давайте

озаглавим текст.

Какой вывод мы можем сделать?

Просто так ли делится текст на абзацы? По какому принципу происходит деление на абзацы?

У каждого текста есть тема – это то, о чем говориться в тексте. А абзац – часть текста, которая раскрывает содержание микротемы – небольшой части темы.

Организует физ. Минутку.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А теперь давайте откроем учебник на странице 55. Выполним упражнение номер 1.

Перечислите, что нам нужно сделать.

Давайте прочитаем текст по абзацам. Сколько здесь абзацев

А теперь восстановите правильную последовательность абзацев. Кто хочет прочитать?

Верно. Как мы может озаглавить этот текст?

Запишите в тетрадь название текста и спишите его. Будьте внимательны, текст нужно записать с правильной последовательностью абзацев.

Заканчиваем работу.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, верно ли записан текст? Правильный порядок абзацев?

Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? Меняется ли смысл текста, когда мы меняем абзацы местами?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь мы поработаем в парах. Сейчас на парту я выдам карточку с текстом. Внимательно прочитайте его. Вам нужно разделить текст на абзацы и озаглавить текст.

_____________

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

Давайте проверять. Кто хочет прочитать текст? Все остальные внимательно слушают и проверяют.

Все согласны?

А как вы озаглавили текст?

Хорошо, молодцы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организует обобщение изученного.

Итак, ребята, напомните мне, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучали?

Скажите, где нам могут пригодиться эти знания?

Давайте повторим, что такое абзац?

Зачем нужно делить текст на абзацы?

А какую цель мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы ее?




Лягушка, природа, посуда, футбол, картина, красивый, кочан, огурец, яблоко, морковь.

3. Работа с учебником

Рассматривание картинки с изображением текста из рукописной книги.

— Что необычное видим?

— Как мы называем красную строку иначе?

— Что такое абзац?

Стр. 22 упр. 30.

Чтение текста детьми молча.

Чтение текста по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца. Запись плана.

Пересказ текста по абзацам.

— Так что же такое абзац? (абзац — это смысловая часть текста)

— Зачем текст делится на абзацы? (чтобы его было легче читать)

. Важно, чтобы учащиеся поняли, для чего нужны абзацы, и в собственных письменных высказываниях каждую мысль начинали с новой строки.

Стр. 23 упр. 31.

Чтение текста вслух.

— На какую тему этот текст?

— В каком предложении заключается его основная мысль?

— Как можно озаглавить текст?

— В какой части сообщается, о чем будет идти речь в тексте?

— В какой содержится вывод?

— Когда становится понятно, что автор сказал все, что хотел?

— Разделите текст на четыре смысловые части.

— Первый и последний абзацы (первое и два последних предложения) запишите в тетради.

Правило стр. 24.

— На какие части делится текст?

— О чём говорится в начале?

— О чём говорится в основной части?

— О чём говорится в концовке?

Стр. 24 упр. 32.

— В тексте части переставлены местами.

— Какой абзац должен выполнять роль начала в тексте?

— Какой является его средней частью? Концовкой?

— Прочитайте текст, переставив части местами так, чтобы они стали на свои места.

* Работа в печатной тетради. Стр 21, упр 14. Как я поссорилась с Кешей.

4. Итоги урока.

— Что такое абзац?

— Зачем делить текст на абзацы?

— На какие части ещё можно разделить текст?

— О чём говорится в каждой из них?

5. Домашнее задание

Следующие уроки русского языка:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс. Развитие речи.

Задачи урока:

– познакомиться с понятием абзац;

– определять роль порядка следования частей текста (абзацев) для последовательного развития мысли и понимания его смысла.

Планируемые результаты:

членить текст на абзацы, работать со словарями.

Познавательные УУД

работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделятьинформацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации (с учебниками, в одной из которых – система словарей;

Коммуникативные УУД

работать с соседом по парте, в группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

Регулятивные УУД

осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Читайте также: