Придаточные подлежащные конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Конспект, презентация и рабочая карта урока обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме "Различные виды придаточных предложений".

ВложениеРазмер
Конспект урока "Различные виды придаточных" 45.5 КБ
презентация к уроку "Различные виды придаточных" 640 КБ
рабочая карта урока "Различные виды придаточных" 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Различные виды придаточных предложений.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока : урок-исследование.

Уровень подготовки класса: средний

обучающие: повторение опознавательных признаков СПП;

развивающие: совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.

воспитывающие: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Первый этап . Акцентологическая минутка.

Расставьте ударение в словах.

Вероиспов е дание, танц о вщица, новорожд ё нный, лом о ть, и конопись, возбужден о , нач а ть, нефтепров о д, эксп е рт, запломбиров а ть, многовеков а я, упр о чение, укра и нский, ч е рпать (знания), собол е знования, хоз я ева, рассредот о чение, стол я р, ув е домить.

Второй этап. Мобилизующий этап.

  1. Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.
  1. Чувствовалось в воздухе что солнце встало. (изъявит. )
  2. Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то.(степени )
  3. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы. (времени)
  4. Морозы стояли лютые отчего и погибли сады.(присоед ).
  5. Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. (следствия)

Тема всех предложений : Природа

Учитель: Внимательно посмотрите на упражнение и сформулируйте задание. ( расставить знаки препинания, определить тип придаточных; определить тему, объединяющую предложения) Что общего у этих предложений?

Третий этап: Формулирование темы и цели урока.

(все эти предложения являются сложно подчиненными)

Четвертый этап. Актуализация знаний.

  1. Чем СПП отличаются от ССП?
  2. Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?
  3. В чем отличие союзов и союзных слов?
  4. Почему придаточные присоединительные являются отдельной группой?
  5. Для чего вам нужны знания о СПП?

Пятый этап: Обобщение и систематизация знаний.

(групповая работа) каждая группа выполняет задание, затем сравнивают. Если у групп разные ответы на поставленные вопросы, то все три группы приходят к общему решению.

2: определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, определить языковые средства, которые используются в тексте.

3: подчеркнуть основы, выделить части предложения. Определить вид придаточных.

Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями. (В.Белов)

Работа со словарями: найти значение словосочетания набивать оскомину.

Подчеркнуть словосочетания, которые пригодятся для написания сочинения-миниатюры. Написать сочинение –миниатюру.

Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для изучения темы " Придаточные подлежащные". Учащимся также предлагается материал для подготовки к ОГЭ. Предназначен для УМК под.ред. В.В. Бабайцевой.

Урок русского языка в 9 классе

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.

Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях подлежащных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

Готовимся к ОГЭ:

Выполните задания:

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) мирилась 2) вырезать 3) набираем 4) одевать

2. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

1) относились 2) горизонте 3) забегает 4) догадается

3. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1) предлагал 2) утирал 3) замирал 4) отбивал

4.Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

1) заболевал 2) домашний 3) лабиринт 4) переписали

Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

Объяснение нового материала:

Анализ предложения:

Все успевает тот кто время бережёт. ( Пословица)

- Расставьте знаки препинания.

- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – все успевает тот., придаточное-

кто время бережет)

- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211

- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?

- Предлагается деформированный текст для закрепления:

Подлежащные придаточные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________

Придаточные подлежащные раскрывают содержание ________________________,

выполняющих в составе главных предложений ______________________________,

но в главном предложении может отсутствовать _____________________________.

Закрепление изученного материала:

Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного.

( обязательно требование комментария учащимися вслух, постановка вопроса к придаточному и составление схем.)

Важно чтобы все это поняли.(Л.Н.Толстой) 2. Было нехорошо что ветер усиливался.

5. Для него было совершенно безразлично где ночевать. (В. Арсеньев) 6. Плохо когда идешь без проводника: все равно как слепой. (В.Арсеньев) 7. Трудно было определить где установлен репродуктор. (А. Чаковский) 8. Было решено чтобы студенты посещали булочную возможно реже. (М.Горький) 9. Бывает что писатель с увлечением пишет а читатель без увлечения читает. (А.Толстой)

1. Вопросы: придаточные подлежащные отвечают на вопросы подлежащего: кто? что?

2. Главное слово:

придаточные подлежащные относятся к подлежащему главного предложения, выраженному местоимением: тот, то, всякий, каждый, любой, весь, всё и др.:

Каждый [кто?], кого он здесь видел , обладал своим особым познанием (Федин);

в главном предложении может не быть подлежащего, тогда придаточное предложение будет выполнять функцию подлежащего по отношению к сказуемому главного предложения. Сказуемое может быть выражено глаголом или наречием, требующим ответа на вопрос именительного падежа – что?.

Ср.: Известно [что?], что слоны в диковинку у нас (Крылов). – Это известно ; То , что слоны в диковинку у нас, известно .

3. Средства связи:

если в главном предложении есть подлежащее – местоимение, то придаточные подлежащные прикрепляются к главному предложению с помощью союзных слов ( кто, что, который, какой, где, куда, когда, как ) или союзов ( что, чтобы ):

Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить (Помяловский) – союзное слово кто ; Всё , что полагалось в дорогу, было собрано (Бабаевский) – союзное слово что ; Особенно было страшно то , что над огнём, в дыму, летали голуби (Чехов) – союз что ;

если в главном предложении нет подлежащего, то придаточные подлежащные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов ( что, как, будто, как будто, чтобы ), союза-частицы ли или союзных слов ( кто, что, где, куда, когда, как, который и др.):

Его забавляло , что он староста (Чехов) – союз что ; Нужно , чтобы байдара поднимала большой груз (Сёмушкин) – союз чтобы ; Андрея поразило , как изменился Степан Бояркин за одни сутки (Попов) – союзное слово как .

4. Место в предложении: придаточное подлежащное может стоять после главного предложения, в середине главного предложения, перед главным предложением.

[кто?] Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить (Помяловский).

(кто – союз. слово), [мест.-подл.].

Всё [что?], что полагалось в дорогу, было собрано (Бабаевский).

[мест.-подл., (что – союз. слово), ].

Его забавляло [что?], что он староста (Чехов).

Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить ; Всё , что полагалось в дорогу, было собрано .

Придаточные, связанные с главным предложением при помощи союзов, будут относиться к изъяснительным придаточным.

Известно [что?], что слоны в диковинку у нас; Особенно было страшно то , что над огнём, в дыму, летали голуби .

К изъяснительным придаточным в этой классификации будут относиться и придаточные, распространяющие главные предложения, в которых нет подлежащего.

Его забавляло , что он староста ; Нужно , чтобы байдара поднимала большой груз; Андрея поразило , как изменился Степан Бояркин за одни сутки.

Вы можете пользоваться любой из представленных в школьных учебниках типологией придаточных предложений.

2) Достаточно распространённой является ошибка, когда к подлежащным (или местоимённо-определительным) придаточным относят все придаточные, которые прикрепляются к главному при помощи союзных слов и связаны с главным, имеющим указательные, определительные местоимения (тот, это, каждый и др.). Указательные, определительные и другие местоимения в главном предложении могут выполнять функцию указательных слов.

Ср.: Вот тот подарок , что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский).

В подлежащном (в местоимённо-определительном) придаточном местоимение является главным словом, оно самостоятельно выполняет роль подлежащего и не зависит от существительного.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Цель урока : усвоение знаний о строении и особенностях подлежащных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

Готовимся к ОГЭ на слайде

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) мирилась 2) вырезать 3) набираем 4) одевать

2. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

1) относились 2) горизонте 3) забегает 4) догадается

3. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1) предлагал 2) утирал 3) замирал 4) отбивал

4 .Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

1) заболевал 2) домашний 3) лабиринт 4) переписали

I. (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…

III. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

Объяснение нового материала:

Придаточные сказуемные предложения отвечают на вопросы сказуемых, которые можно задать к именной части сказуемого: какой? каков? кто?

Придаточные сказуемные связываются с главным предложением при помощи союзных слов (что? кто, какой, каков, который и другие) или союзов (чтобы, что и другие)

Придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.

1) Она та [кто?], кого никто не ждет.

[местоимение — сказуемое], (кого – союзное слово).

2) Тишина такая [какая?], какая бывает только перед закатом. [местоимение — сказуемое], (какая – союзное слово).

3) [Каков?] Каков вопрос, таков ответ. (каков – союзное слово), [местоимение — сказуемое].

Придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением (тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все)

Придаточные сказуемные с союзными словами в другой классификации рассматриваются как придаточные местоимённо-определительные.

Я тот, кого никто не любит;

Каков вопрос, таков ответ.

Поскольку к именной части сказуемого задаются падежные вопросы имени существительного и имени прилагательного, то придаточные сказуемные часто путают с придаточными определительными, дополнительными, подлежащными. Чтобы не ошибиться, нужно определить, каким членом предложения является местоимение – главное слово. В сказуемном придаточном оно может быть только сказуемым. Кроме того, это местоимение нельзя изъять из главного предложения без изменения смысла и структуры главного предложения.

Все успевает тот, кто время бережёт. Он тот, кого все ждали.

— Расставьте знаки препинания.

— Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – все успевает тот ., придаточное-

кто время бережет ), ( СПП, главное – он тот ., придаточное-

Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211)

— Предлагается деформированный текст для закрепления:

Подлежащные придаточные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________

Придаточные подлежащные раскрывают содержание ________________________,

выполняющих в составе главных предложений ______________________________,

но в главном предложении может отсутствовать _____________________________.

Закрепление изученного материала:

Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного.( обязательно требование комментария учащимися вслух, постановка вопроса к придаточному и составление схем.)

Закрепление изученного материала:

Выполнение упр. 115 и 116 стр. 61

— Что нового вы узнали на уроке?

— Выполнили ли мы цели урока?

— Какие предложения называются придаточными подлежащными, сказуемными?

Сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемыми


СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПОДЛЕЖАЩНЫМИ И СКАЗУЕМНЫМИ

1. Это сложноподчиненное предложение с придаточным подлежащным:

I а) Вот те, которые дожили до седин. (А. Грибоедов)

б) И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет. (В. Лебедев-Кумач)

в) Неужли я из тех, которым цель всей жизни — смех? (А. Грибоедов)

г) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал ля­гушку. (К. Паустовский)

II а) То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

б) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин)

в) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет. (А. Грибоедов)

г) Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине. (М. Лермонтов)

2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное дополняет главное, занимая позицию подлежащего:

I а) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. (И. Крылов)

б) Известно, что Слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)

в) Письмо было длинное. Видно было, что Гвоздев писал его, изнывая от госпитальной скуки. (Б. Полевой)

г) Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поет в полусне. (Д. Кедрин)

II а) Только мне известно, что женщине тебя не следует любить. (М. Лермонтов)

б) Одно лишь странно мне,

Как я найти могла ее браслет. (М. Лермонтов)

в) Весть о том, что в санатории живет безногий, мечтаю­щий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам. (Б. Полевой)

г) Слышно было, как мышка шуршит где-то неподалеку от Сережи в траве. (А. Фадеев)

3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное подлежащное находится перед главным:

I а) И в людях так же говорят:

Кто посмирней, так тот и виноват. (И. Крылов)

б) Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? (И. Крылов)

в) Что волки жадны — всякий знает. (И. Крылов)

г) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно. (А. Толстой)

II а) Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (По­словица)

б) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (И. Крылов)

в) Кто не любит родную природу,

Тот не знает народной души. (Н. Рыленков)

г) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский)

4. В этом сложноподчиненном предложении придаточное сказуемное:

I а) Каков мастер, таково и дело. (Пословица)

б) Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов)

в) Какова Устинья, такова у нее и ботвинья. (Пословица)

г) Кто ищет, тот всегда найдет. (В. Лебедев-Кумач)

II а) Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями.

б) А стадо таково, что трудно перечесть. (И. Крылов)

в) Настоящий друг тот, кто не только помогает тебе в бе­де, но и сумеет разделить твою радость.

г) Каково лето, таково и сено. (Пословица)

5. Это предложение соответствует схеме [. (. ), . ]:

I а) И те, кому он [скворец] столь успешно подражал, вдруг пробудились и один за другим подали свои голоса. (М. Алек­сеев)

б) Плохо, что звонят раньше времени.

в) Тот, кто постоянно ясен,

Тот, по-моему, просто глуп. (В. Маяковский)

г) Кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушива­ются внимательнее, чем к крикуну. (А. Дорохов)

II а) Каков привет, таков и ответ. (Пословица)

б) Выяснилось, что до совершеннолетия осталось всегодва часа десять минут. (Л. Леонов)

в) И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.

г) Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)

6. В этом предложении знаки препинания поставлены правильно:

I а) Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно нечетко.

б) Это был он, тот самый матрос. (В. Катаев)

в) Каждый кто молод встань с нами вместе,
В наши ряды, друзья! (В. Лебедев-Кумач)

г) Я знаю кто вы были. (М. Лермонтов)

II а) Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заклю­чается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывате­лем. (А. Блок)

б) И наш народ теперь не тот

Каким он раньше был. (С. Михалков)

в) Кто сердцем легок тот в делах удачлив. (Д. Самойлов)

г) То что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любе. (А. Фадеев)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для изучения придаточных сказуемных по УМК под. ред. В.В.Бабайцевой в 9 классе.

Учащимся предлагаются материалы для подготовки к ОГЭ. К уроку прилагается тест для проверки ЗУН учащихся.

Урок русского языка в 9 классе

Автор-составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.

Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях сказуемных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

Готовимся к ОГЭ:

Выполните задания:

I. (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…

II. (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.

Среди предложений 17–22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

III. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А Веняэто ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3)Ну, дают!разозлился Пашка.Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

Объяснение нового материала:

Анализ предложения:

Он тот, кого все ждали.

- Расставьте знаки препинания.

- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – он тот., придаточное-

кого все ждали)

- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211 и дополнительный теоретический материал

- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?

(При изучении обратить внимание на выделенный фрагмент)

Дополнительный материал:

Придаточные сказуемные предложения отвечают на вопросы сказуемых, которые можно задать к именной части сказуемого: какой? каков? кто?

Придаточные сказуемные связываются с главным предложением при помощи союзных слов (что? кто, какой, каков, который и другие) или союзов (чтобы, что и другие)

Придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.
1) Она та [кто?], кого никто не ждет.
[местоимение - сказуемое], (кого – союзное слово).

2) Тишина такая [какая?], какая бывает только перед закатом. [местоимение - сказуемое], (какая – союзное слово).
3) [Каков?] Каков вопрос, таков ответ. (каков – союзное слово), [местоимение - сказуемое].

Придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением (тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все)

Придаточные сказуемные с союзными словами в другой классификации рассматриваются как придаточные местоимённо-определительные.
Я тот, кого никто не любит;
Каков вопрос, таков ответ.

Поскольку к именной части сказуемого задаются падежные вопросы имени существительного и имени прилагательного, то придаточные сказуемные часто путают с придаточными определительными, дополнительными, подлежащными. Чтобы не ошибиться, нужно определить, каким членом предложения является местоимение – главное слово. В сказуемном придаточном оно может быть только сказуемым. Кроме того, это местоимение нельзя изъять из главного предложения без изменения смысла и структуры главного предложения.

- Предлагается деформированный текст для закрепления:

Подлежащные сказуемные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________

Придаточные сказуемные раскрывают содержание ________________________,

выраженного ______________________________, Чтобы не ошибиться в определении сказуемного придаточного нужно_______________________________

Закрепление изученного материала:

Выполнение упр. 115 и 116 стр. 61

- Что нового вы узнали на уроке?

- Выполнили ли мы цели урока?

- Какие предложения называются придаточными подлежащными?

- Ваше настроение после урока ( выбор смайлика )

Домашнее задание: § 211 , тест( приложене)

Приложение

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПОДЛЕЖАЩНЫМИ И СКАЗУЕМНЫМИ

1. Это сложноподчиненное предложение с придаточным подлежащным:

I а) Вот те, которые дожили до седин. (А. Грибоедов)

б) И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет. (В. Лебедев-Кумач)

в) Неужли я из тех, которым цель всей жизни — смех? (А. Грибоедов)

г) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал ля­гушку. (К. Паустовский)

II а) То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

б) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин)

в) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет. (А. Грибоедов)

г) Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине. (М. Лермонтов)

2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное дополняет главное, занимая позицию подлежащего:

I а) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. (И. Крылов)

б) Известно, что Слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)

в) Письмо было длинное. Видно было, что Гвоздев писал его, изнывая от госпитальной скуки. (Б. Полевой)

г) Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поет в полусне. (Д. Кедрин)

II а) Только мне известно, что женщине тебя не следует любить. (М. Лермонтов)

б) Одно лишь странно мне,

Как я найти могла ее браслет. (М. Лермонтов)

в) Весть о том, что в санатории живет безногий, мечтаю­щий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам. (Б. Полевой)

г) Слышно было, как мышка шуршит где-то неподалеку от Сережи в траве. (А. Фадеев)

3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное подлежащное находится перед главным:

I а) И в людях так же говорят:

Кто посмирней, так тот и виноват. (И. Крылов)

б) Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? (И. Крылов)

в) Что волки жадны — всякий знает. (И. Крылов)

г) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно. (А. Толстой)


II а) Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (По­словица)

б) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (И. Крылов)

в) Кто не любит родную природу,

Тот не знает народной души. (Н. Рыленков)

г) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский)

4. В этом сложноподчиненном предложении придаточное сказуемное:

I а) Каков мастер, таково и дело. (Пословица)

б) Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов)

в) Какова Устинья, такова у нее и ботвинья. (Пословица)

г) Кто ищет, тот всегда найдет. (В. Лебедев-Кумач)

II а) Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями.

б) А стадо таково, что трудно перечесть. (И. Крылов)

в) Настоящий друг тот, кто не только помогает тебе в бе­де, но и сумеет разделить твою радость.

г) Каково лето, таково и сено. (Пословица)

5. Это предложение соответствует схеме [. (. ), . ]:

I а) И те, кому он [скворец] столь успешно подражал, вдруг пробудились и один за другим подали свои голоса. (М. Алек­сеев)

б) Плохо, что звонят раньше времени.

в) Тот, кто постоянно ясен,

Тот, по-моему, просто глуп. (В. Маяковский)

г) Кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушива­ются внимательнее, чем к крикуну. (А. Дорохов)

II а) Каков привет, таков и ответ. (Пословица)

б) Выяснилось, что до совершеннолетия осталось всегодва часа десять минут. (Л. Леонов)

в) И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.

(М. Исаковский)

г) Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)

6. В этом предложении знаки препинания поставлены правильно:

I а) Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно нечетко.

б) Это был он, тот самый матрос. (В. Катаев)

в) Каждый кто молод встань с нами вместе,
В наши ряды, друзья! (В. Лебедев-Кумач)

г) Я знаю кто вы были. (М. Лермонтов)

II а) Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заклю­чается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывате­лем. (А. Блок)

б) И наш народ теперь не тот

Каким он раньше был. (С. Михалков)

в) Кто сердцем легок тот в делах удачлив. (Д. Самойлов)

г) То что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любе. (А. Фадеев)

Читайте также: