Придаточные подлежащные конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Конспект, презентация и рабочая карта урока обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме "Различные виды придаточных предложений".
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Различные виды придаточных" | 45.5 КБ |
презентация к уроку "Различные виды придаточных" | 640 КБ |
рабочая карта урока "Различные виды придаточных" | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Различные виды придаточных предложений.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока : урок-исследование.
Уровень подготовки класса: средний
обучающие: повторение опознавательных признаков СПП;
развивающие: совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.
воспитывающие: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Оборудование: компьютер, мультимедиа.
Первый этап . Акцентологическая минутка.
Расставьте ударение в словах.
Вероиспов е дание, танц о вщица, новорожд ё нный, лом о ть, и конопись, возбужден о , нач а ть, нефтепров о д, эксп е рт, запломбиров а ть, многовеков а я, упр о чение, укра и нский, ч е рпать (знания), собол е знования, хоз я ева, рассредот о чение, стол я р, ув е домить.
Второй этап. Мобилизующий этап.
- Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.
- Чувствовалось в воздухе что солнце встало. (изъявит. )
- Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то.(степени )
- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы. (времени)
- Морозы стояли лютые отчего и погибли сады.(присоед ).
- Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. (следствия)
Тема всех предложений : Природа
Учитель: Внимательно посмотрите на упражнение и сформулируйте задание. ( расставить знаки препинания, определить тип придаточных; определить тему, объединяющую предложения) Что общего у этих предложений?
Третий этап: Формулирование темы и цели урока.
(все эти предложения являются сложно подчиненными)
Четвертый этап. Актуализация знаний.
- Чем СПП отличаются от ССП?
- Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?
- В чем отличие союзов и союзных слов?
- Почему придаточные присоединительные являются отдельной группой?
- Для чего вам нужны знания о СПП?
Пятый этап: Обобщение и систематизация знаний.
(групповая работа) каждая группа выполняет задание, затем сравнивают. Если у групп разные ответы на поставленные вопросы, то все три группы приходят к общему решению.
2: определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, определить языковые средства, которые используются в тексте.
3: подчеркнуть основы, выделить части предложения. Определить вид придаточных.
Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями. (В.Белов)
Работа со словарями: найти значение словосочетания набивать оскомину.
Подчеркнуть словосочетания, которые пригодятся для написания сочинения-миниатюры. Написать сочинение –миниатюру.
Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.
Урок предназначен для изучения темы " Придаточные подлежащные". Учащимся также предлагается материал для подготовки к ОГЭ. Предназначен для УМК под.ред. В.В. Бабайцевой.
Урок русского языка в 9 классе
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.
Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях подлежащных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Готовимся к ОГЭ:
Выполните задания:
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) мирилась 2) вырезать 3) набираем 4) одевать
2. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) относились 2) горизонте 3) забегает 4) догадается
3. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) предлагал 2) утирал 3) замирал 4) отбивал
4.Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) заболевал 2) домашний 3) лабиринт 4) переписали
Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
Объяснение нового материала:
Анализ предложения:
Все успевает тот кто время бережёт. ( Пословица)
- Расставьте знаки препинания.
- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – все успевает тот., придаточное-
кто время бережет)
- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211
- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?
- Предлагается деформированный текст для закрепления:
Подлежащные придаточные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________
Придаточные подлежащные раскрывают содержание ________________________,
выполняющих в составе главных предложений ______________________________,
но в главном предложении может отсутствовать _____________________________.
Закрепление изученного материала:
Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного.
( обязательно требование комментария учащимися вслух, постановка вопроса к придаточному и составление схем.)
Важно чтобы все это поняли.(Л.Н.Толстой) 2. Было нехорошо что ветер усиливался.
5. Для него было совершенно безразлично где ночевать. (В. Арсеньев) 6. Плохо когда идешь без проводника: все равно как слепой. (В.Арсеньев) 7. Трудно было определить где установлен репродуктор. (А. Чаковский) 8. Было решено чтобы студенты посещали булочную возможно реже. (М.Горький) 9. Бывает что писатель с увлечением пишет а читатель без увлечения читает. (А.Толстой)
1. Вопросы: придаточные подлежащные отвечают на вопросы подлежащего: кто? что?
2. Главное слово:
придаточные подлежащные относятся к подлежащему главного предложения, выраженному местоимением: тот, то, всякий, каждый, любой, весь, всё и др.:
Каждый [кто?], кого он здесь видел , обладал своим особым познанием (Федин);
в главном предложении может не быть подлежащего, тогда придаточное предложение будет выполнять функцию подлежащего по отношению к сказуемому главного предложения. Сказуемое может быть выражено глаголом или наречием, требующим ответа на вопрос именительного падежа – что?.
Ср.: Известно [что?], что слоны в диковинку у нас (Крылов). – Это известно ; То , что слоны в диковинку у нас, известно .
3. Средства связи:
если в главном предложении есть подлежащее – местоимение, то придаточные подлежащные прикрепляются к главному предложению с помощью союзных слов ( кто, что, который, какой, где, куда, когда, как ) или союзов ( что, чтобы ):
Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить (Помяловский) – союзное слово кто ; Всё , что полагалось в дорогу, было собрано (Бабаевский) – союзное слово что ; Особенно было страшно то , что над огнём, в дыму, летали голуби (Чехов) – союз что ;
если в главном предложении нет подлежащего, то придаточные подлежащные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов ( что, как, будто, как будто, чтобы ), союза-частицы ли или союзных слов ( кто, что, где, куда, когда, как, который и др.):
Его забавляло , что он староста (Чехов) – союз что ; Нужно , чтобы байдара поднимала большой груз (Сёмушкин) – союз чтобы ; Андрея поразило , как изменился Степан Бояркин за одни сутки (Попов) – союзное слово как .
4. Место в предложении: придаточное подлежащное может стоять после главного предложения, в середине главного предложения, перед главным предложением.
[кто?] Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить (Помяловский).
(кто – союз. слово), [мест.-подл.].
Всё [что?], что полагалось в дорогу, было собрано (Бабаевский).
[мест.-подл., (что – союз. слово), ].
Его забавляло [что?], что он староста (Чехов).
Кто знает этого человека, тот не любит с ним много говорить ; Всё , что полагалось в дорогу, было собрано .
Придаточные, связанные с главным предложением при помощи союзов, будут относиться к изъяснительным придаточным.
Известно [что?], что слоны в диковинку у нас; Особенно было страшно то , что над огнём, в дыму, летали голуби .
К изъяснительным придаточным в этой классификации будут относиться и придаточные, распространяющие главные предложения, в которых нет подлежащего.
Его забавляло , что он староста ; Нужно , чтобы байдара поднимала большой груз; Андрея поразило , как изменился Степан Бояркин за одни сутки.
Вы можете пользоваться любой из представленных в школьных учебниках типологией придаточных предложений.
2) Достаточно распространённой является ошибка, когда к подлежащным (или местоимённо-определительным) придаточным относят все придаточные, которые прикрепляются к главному при помощи союзных слов и связаны с главным, имеющим указательные, определительные местоимения (тот, это, каждый и др.). Указательные, определительные и другие местоимения в главном предложении могут выполнять функцию указательных слов.
Ср.: Вот тот подарок , что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский).
В подлежащном (в местоимённо-определительном) придаточном местоимение является главным словом, оно самостоятельно выполняет роль подлежащего и не зависит от существительного.
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Цель урока : усвоение знаний о строении и особенностях подлежащных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Готовимся к ОГЭ на слайде
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) мирилась 2) вырезать 3) набираем 4) одевать
2. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) относились 2) горизонте 3) забегает 4) догадается
3. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) предлагал 2) утирал 3) замирал 4) отбивал
4 .Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) заболевал 2) домашний 3) лабиринт 4) переписали
I. (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…
III. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…
Объяснение нового материала:
Придаточные сказуемные предложения отвечают на вопросы сказуемых, которые можно задать к именной части сказуемого: какой? каков? кто?
Придаточные сказуемные связываются с главным предложением при помощи союзных слов (что? кто, какой, каков, который и другие) или союзов (чтобы, что и другие)
Придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.
1) Она та [кто?], кого никто не ждет.
[местоимение — сказуемое], (кого – союзное слово).
2) Тишина такая [какая?], какая бывает только перед закатом. [местоимение — сказуемое], (какая – союзное слово).
3) [Каков?] Каков вопрос, таков ответ. (каков – союзное слово), [местоимение — сказуемое].
Придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением (тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все)
Придаточные сказуемные с союзными словами в другой классификации рассматриваются как придаточные местоимённо-определительные.
Я тот, кого никто не любит;
Каков вопрос, таков ответ.
Поскольку к именной части сказуемого задаются падежные вопросы имени существительного и имени прилагательного, то придаточные сказуемные часто путают с придаточными определительными, дополнительными, подлежащными. Чтобы не ошибиться, нужно определить, каким членом предложения является местоимение – главное слово. В сказуемном придаточном оно может быть только сказуемым. Кроме того, это местоимение нельзя изъять из главного предложения без изменения смысла и структуры главного предложения.
Все успевает тот, кто время бережёт. Он тот, кого все ждали.
— Расставьте знаки препинания.
— Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – все успевает тот ., придаточное-
кто время бережет ), ( СПП, главное – он тот ., придаточное-
— Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211)
— Предлагается деформированный текст для закрепления:
Подлежащные придаточные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________
Придаточные подлежащные раскрывают содержание ________________________,
выполняющих в составе главных предложений ______________________________,
но в главном предложении может отсутствовать _____________________________.
Закрепление изученного материала:
Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного.( обязательно требование комментария учащимися вслух, постановка вопроса к придаточному и составление схем.)
Закрепление изученного материала:
Выполнение упр. 115 и 116 стр. 61
— Что нового вы узнали на уроке?
— Выполнили ли мы цели урока?
— Какие предложения называются придаточными подлежащными, сказуемными?
Сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемыми
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПОДЛЕЖАЩНЫМИ И СКАЗУЕМНЫМИ
1. Это сложноподчиненное предложение с придаточным подлежащным:
I а) Вот те, которые дожили до седин. (А. Грибоедов)
б) И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет. (В. Лебедев-Кумач)
в) Неужли я из тех, которым цель всей жизни — смех? (А. Грибоедов)
г) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. (К. Паустовский)
II а) То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)
б) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин)
в) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет. (А. Грибоедов)
г) Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине. (М. Лермонтов)
2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное дополняет главное, занимая позицию подлежащего:
I а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. (И. Крылов)
б) Известно, что Слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)
в) Письмо было длинное. Видно было, что Гвоздев писал его, изнывая от госпитальной скуки. (Б. Полевой)
г) Чудится мне, будто песню печальную
Мать надо мною поет в полусне. (Д. Кедрин)
II а) Только мне известно, что женщине тебя не следует любить. (М. Лермонтов)
б) Одно лишь странно мне,
Как я найти могла ее браслет. (М. Лермонтов)
в) Весть о том, что в санатории живет безногий, мечтающий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам. (Б. Полевой)
г) Слышно было, как мышка шуршит где-то неподалеку от Сережи в траве. (А. Фадеев)
3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное подлежащное находится перед главным:
I а) И в людях так же говорят:
Кто посмирней, так тот и виноват. (И. Крылов)
б) Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? (И. Крылов)
в) Что волки жадны — всякий знает. (И. Крылов)
г) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно. (А. Толстой)
II а) Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (Пословица)
б) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (И. Крылов)
в) Кто не любит родную природу,
Тот не знает народной души. (Н. Рыленков)
г) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский)
4. В этом сложноподчиненном предложении придаточное сказуемное:
I а) Каков мастер, таково и дело. (Пословица)
б) Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов)
в) Какова Устинья, такова у нее и ботвинья. (Пословица)
г) Кто ищет, тот всегда найдет. (В. Лебедев-Кумач)
II а) Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями.
б) А стадо таково, что трудно перечесть. (И. Крылов)
в) Настоящий друг тот, кто не только помогает тебе в беде, но и сумеет разделить твою радость.
г) Каково лето, таково и сено. (Пословица)
5. Это предложение соответствует схеме [. (. ), . ]:
I а) И те, кому он [скворец] столь успешно подражал, вдруг пробудились и один за другим подали свои голоса. (М. Алексеев)
б) Плохо, что звонят раньше времени.
в) Тот, кто постоянно ясен,
Тот, по-моему, просто глуп. (В. Маяковский)
г) Кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну. (А. Дорохов)
II а) Каков привет, таков и ответ. (Пословица)
б) Выяснилось, что до совершеннолетия осталось всегодва часа десять минут. (Л. Леонов)
в) И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.
г) Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
6. В этом предложении знаки препинания поставлены правильно:
I а) Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно нечетко.
б) Это был он, тот самый матрос. (В. Катаев)
в) Каждый кто молод встань с нами вместе,
В наши ряды, друзья! (В. Лебедев-Кумач)
г) Я знаю кто вы были. (М. Лермонтов)
II а) Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем. (А. Блок)
б) И наш народ теперь не тот
Каким он раньше был. (С. Михалков)
в) Кто сердцем легок тот в делах удачлив. (Д. Самойлов)
г) То что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любе. (А. Фадеев)
Урок предназначен для изучения придаточных сказуемных по УМК под. ред. В.В.Бабайцевой в 9 классе.
Учащимся предлагаются материалы для подготовки к ОГЭ. К уроку прилагается тест для проверки ЗУН учащихся.
Урок русского языка в 9 классе
Автор-составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.
Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях сказуемных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Готовимся к ОГЭ:
Выполните задания:
I. (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…
II. (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.
Среди предложений 17–22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
III. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…
Объяснение нового материала:
Анализ предложения:
Он тот, кого все ждали.
- Расставьте знаки препинания.
- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – он тот., придаточное-
кого все ждали)
- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211 и дополнительный теоретический материал
- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?
(При изучении обратить внимание на выделенный фрагмент)
Дополнительный материал:
Придаточные сказуемные предложения отвечают на вопросы сказуемых, которые можно задать к именной части сказуемого: какой? каков? кто?
Придаточные сказуемные связываются с главным предложением при помощи союзных слов (что? кто, какой, каков, который и другие) или союзов (чтобы, что и другие)
Придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.
1) Она та [кто?], кого никто не ждет.
[местоимение - сказуемое], (кого – союзное слово).
2) Тишина такая [какая?], какая бывает только перед закатом. [местоимение - сказуемое], (какая – союзное слово).
3) [Каков?] Каков вопрос, таков ответ. (каков – союзное слово), [местоимение - сказуемое].
Придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением (тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все)
Придаточные сказуемные с союзными словами в другой классификации рассматриваются как придаточные местоимённо-определительные.
Я тот, кого никто не любит;
Каков вопрос, таков ответ.
Поскольку к именной части сказуемого задаются падежные вопросы имени существительного и имени прилагательного, то придаточные сказуемные часто путают с придаточными определительными, дополнительными, подлежащными. Чтобы не ошибиться, нужно определить, каким членом предложения является местоимение – главное слово. В сказуемном придаточном оно может быть только сказуемым. Кроме того, это местоимение нельзя изъять из главного предложения без изменения смысла и структуры главного предложения.
- Предлагается деформированный текст для закрепления:
Подлежащные сказуемные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________
Придаточные сказуемные раскрывают содержание ________________________,
выраженного ______________________________, Чтобы не ошибиться в определении сказуемного придаточного нужно_______________________________
Закрепление изученного материала:
Выполнение упр. 115 и 116 стр. 61
- Что нового вы узнали на уроке?
- Выполнили ли мы цели урока?
- Какие предложения называются придаточными подлежащными?
- Ваше настроение после урока ( выбор смайлика )
Домашнее задание: § 211 , тест( приложене)
Приложение
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПОДЛЕЖАЩНЫМИ И СКАЗУЕМНЫМИ
1. Это сложноподчиненное предложение с придаточным подлежащным:
I а) Вот те, которые дожили до седин. (А. Грибоедов)
б) И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет. (В. Лебедев-Кумач)
в) Неужли я из тех, которым цель всей жизни — смех? (А. Грибоедов)
г) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. (К. Паустовский)
II а) То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)
б) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин)
в) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет. (А. Грибоедов)
г) Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине. (М. Лермонтов)
2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное дополняет главное, занимая позицию подлежащего:
I а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. (И. Крылов)
б) Известно, что Слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)
в) Письмо было длинное. Видно было, что Гвоздев писал его, изнывая от госпитальной скуки. (Б. Полевой)
г) Чудится мне, будто песню печальную
Мать надо мною поет в полусне. (Д. Кедрин)
II а) Только мне известно, что женщине тебя не следует любить. (М. Лермонтов)
б) Одно лишь странно мне,
Как я найти могла ее браслет. (М. Лермонтов)
в) Весть о том, что в санатории живет безногий, мечтающий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам. (Б. Полевой)
г) Слышно было, как мышка шуршит где-то неподалеку от Сережи в траве. (А. Фадеев)
3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное подлежащное находится перед главным:
I а) И в людях так же говорят:
Кто посмирней, так тот и виноват. (И. Крылов)
б) Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? (И. Крылов)
в) Что волки жадны — всякий знает. (И. Крылов)
г) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно. (А. Толстой)
II а) Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (Пословица)
б) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (И. Крылов)
в) Кто не любит родную природу,
Тот не знает народной души. (Н. Рыленков)
г) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский)
4. В этом сложноподчиненном предложении придаточное сказуемное:
I а) Каков мастер, таково и дело. (Пословица)
б) Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов)
в) Какова Устинья, такова у нее и ботвинья. (Пословица)
г) Кто ищет, тот всегда найдет. (В. Лебедев-Кумач)
II а) Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями.
б) А стадо таково, что трудно перечесть. (И. Крылов)
в) Настоящий друг тот, кто не только помогает тебе в беде, но и сумеет разделить твою радость.
г) Каково лето, таково и сено. (Пословица)
5. Это предложение соответствует схеме [. (. ), . ]:
I а) И те, кому он [скворец] столь успешно подражал, вдруг пробудились и один за другим подали свои голоса. (М. Алексеев)
б) Плохо, что звонят раньше времени.
в) Тот, кто постоянно ясен,
Тот, по-моему, просто глуп. (В. Маяковский)
г) Кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну. (А. Дорохов)
II а) Каков привет, таков и ответ. (Пословица)
б) Выяснилось, что до совершеннолетия осталось всегодва часа десять минут. (Л. Леонов)
в) И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.
(М. Исаковский)
г) Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
6. В этом предложении знаки препинания поставлены правильно:
I а) Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно нечетко.
б) Это был он, тот самый матрос. (В. Катаев)
в) Каждый кто молод встань с нами вместе,
В наши ряды, друзья! (В. Лебедев-Кумач)
г) Я знаю кто вы были. (М. Лермонтов)
II а) Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем. (А. Блок)
б) И наш народ теперь не тот
Каким он раньше был. (С. Михалков)
в) Кто сердцем легок тот в делах удачлив. (Д. Самойлов)
г) То что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любе. (А. Фадеев)
Читайте также: