Ислам конспект урока орксэ 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Обязанности мусульман.

Сформировать представление о пяти столпах ислама как об религиозных обязанностях мусульман.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к религиозным обязанностям мусульман.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия : столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, раздаточный материал, выставка рисунков на классной доске.

Искусство и религия: Педагогика /И. И. Карпушин, 2000

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. 2010г.

Организационный этап урока.

(Настрой на урок. Чтение учителем притчи. Ответы детей на вопрос)

Приветствие детей. Здравствуйте, садитесь. С каким настроением пришли на урок?


(смайлики)

А сейчас послушайте притчу о колодце и скажите о каких правилах говориться в ней?

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

. Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений —большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.

Согласны ли вы с этими правилами ?.

Презентация (Слайды 1,2)

Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания (5 мин)

(До начала урока положить картинки ада и рая на стол.)

На прошлом уроке вы узнали о том, что ждет людей в судный день, о том, что такое ад и рай.

- Как представляют себе мусульмане конец света? (это время, когда прекратиться существование всех людей, всего человечества и даже вселенной )

-Как представляют себе мусульмане судный день? ( Над землей поднимутся столбы дыма, солнце взойдет с запада. ангел Исрафил начнет трубить в свой рог, небосвод и луна расколются, звезды осыплются с неба, моря выйдут из берегов, сдвинуться горы и все люди умрут. Затем по новому звуку трубы, воскреснут все те, кто жил на земле. )

- Почему вера в рай и ад помогают мусульманам? ( вера в жизнь в раю или в аду помогает мусульманину избегать дурных поступков )

- Дома вы должны были составить небольшие рассказы про рай и ад. Давайте послушаем рассказы.

(Уч-ся рассказывают и берут соответствующую его рассказу картинку .)

На доске табличка с двумя столбцами

В таблицу вывешиваются картинки

III . Изучение нового материала. (7 мин)

Открыли тетради записали число, тему урока.

А что такое обязанности?

Обязанности — действие, возложенное на кого-либо и обязательное для выполнения;

установленное обстоятельством и государством необходимость вести себя определенным образом. СЛАЙД

У вас есть обязанности? В классе, в семье?

У мусульман тоже есть обязанности, их пять, в переводе с арабского- пять столпов.

На этих столпах и стоит здание исламской веры.

Я предлагаю вам посмотреть и послушать выступления 5-ти классников СЛАЙДЫ 3 -7

Шахада - свидетельство веры

Намаз – молитва.

Ураза - пост.

Закят - обязательная милостыня.

Хадж - паломничество в Мекку.

( Учащиеся рассказывают об обязанностях мусульман и записывают понятия в тетради.)

IV . Объяснение нового материала. Работа с текстом (5-7 мин)

Теперь откройте учебники на странице 38 .

Прочитайте четвертый абзац и скажите:

-Какими словами мусульманин утверждает свою веру?

(Ля иляха илля-ллах, Мухаммадун расулю- ллах) .

А теперь прочитает вслух Данил 5 и 6 абзацы, а остальные следят и готовятся ответить на вопрос:

-Когда и как произносят шахаду? ( взрослый человек принимая ислам произносит слова шахады вслух, в присутствии свидетелей )

Настя читает 7 и 8 абзацы.

-О чем говорит свидетельство веры? ( о том что человек вслух языком и внутренним голосом в сердце признает существование одного единого бога )

В чем его смысл? ( эти слова как две крепости, защищают душу мусульманина от всяческих бед и напастей, дают ему силы в любой ситуации, как фонарь освещают путь во мгле невежества и греха )

9,10 и 11 абзацы читает Ринат

V . Закрепление материала (2 мин)

А теперь, давайте подведем итог по прочитанному:

- С какими пятью столпами ислама мы познакомились?

VI . Проверка усвоения знаний тест(3 мин)

Как они по другому называются? ( обязанности мусульман )

Чтобы узнать, как хорошо вы усвоили информацию, я предлагаю пройти тестирование.

За компьютеры садимся и начинаем. 5-ти классники помогут если вы затруднитесь в выполнении тестов ( Идет тест ) (5- ти классники на доске записывают результаты теста)

VII . Работа в группах (5-7 мин)

- Для выполнения следующего задания разделимся на 3 групп-команд. Задача каждой команды как можно быстрее собрать слова. Готовы?

VIII . Итог занятия (3-4 мин)

- О каких религиозных обязанностях мусульман вы узнали? ( шахада, намаз, ураза, закят, хадж)

IX . Домашнее задание. Рефлексия.

Рассказать родителям о религиозных обязанностях мусульман , о том как и когда верующие произносят шахаду, почему мусульмане . обладающие красивым почерком , часто записывают шахаду, превращая её в произведение искусстсва?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с одной из мировых религий. Разработка - открытый урок.

Тема: Ислам

Цели урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с условиями жизни арабских племен.

познакомить учащихся с образом пророка Мухаммеда, как образом человека и учителя нравственности в исламе.

продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, осуществлять сравнительные мыслительные операции, делать выводы;

стимулировать аудиальные и визуальные каналы восприятия информации, совершенствовать образное и пространственное мышление учащихся.

Воспитательная:

воспитывать уважение к религии другой конфессии;

обогатить словарь школьника словами культурологического значения;

расширить представления школьника об исламской культуре;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, арабы, бедуины, Медина, Мекка, Кааба, мечеть.

Словарь урока:

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

2. Введение в тему.

- Какие мировые религии вы знаете? (христианство, ислам, буддизм, иудаизм)

- Какой праздник самый главный для христиан? (Пасха, Рождество)

- К какой религии относятся названия следующих праздников? (Рамадан, Ураза-байрам, Сабантуй, Курбан-байрам)

- Скажите, кто празднует эти праздники? (мусульмане)

- Какую религию исповедуют мусульмане? (Ислам)

- Что изображено на слайде? (мечеть Кул-Шариф) Где она находиться? (в городе Казани на территории Кремля) (Слайд 1)

–Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этой мировой религии - религией Ислам. ( Слайд 2)

Последователей ислама называют мусульманами.

Арабское слово Аллах означает Бог.

Мусульмане верят, что последним пророком был Мухаммад.

4. Работа с текстом учебника - работа в группах

1. Кто был основателем новой религии?

2. В каком веке появился ислам? Где (государство)?

1. Священная книга мусульман, символ веры.

2. Что проповедует ислам? Что осуждает?

1. Как называют тех, кто исповедует ислам?

2. Какие народы России исповедуют ислам?

3. Что обязан делать каждый мусульманин?

1. Как называются здания, где молятся мусульмане?

2. Какие особенности можно назвать?

-Распространение ислама связано с именем и деятельностью пророка Мухаммеда. По преданию Мухаммед считал, что Бог избрал его в качестве посланника и возложил на него обязанность сообщать людям божественную волю.

- Мухаммед родился в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове юго- западной части Азии. (показ учителем на карте расположение Аравии).

- Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного. Основным занятием населения было кочевое скотоводство.

- Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготавливали ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари. Верблюд - лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.
- Коран - Священное Писание мусульман

5. Физминутка.

6. Рассказы ребят о мечетях – Боброва Лера, Константинова Даша

7. Рассказ о мусульманских праздниках – по слайдам

8. Итог урока. Рефлексия слайд

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. Отец Мухаммеда, Абдулла, умер еще до рождения сына.
В раннем детстве мальчика по традиции отдали на воспитание в одно из бедуинских племён. Там дети росли здоровыми, крепкими и учились чистому арабскому языку. Мухаммеда взяла к себе кормилеца по имени Халима. Он прожил в доме своей кормилицы до пяти лет. В 6 лет он осиротел, умерла его мать Амина. Сироту взял на попечение дедушка по отцу Абдуль-Мутталиб. Он очень любил внука и окружил его заботой. Дедушка тоже умер, когда Мухаммеду было восемь лет. И мальчик стал жить с дядей Абу Талибом, который брал его с собой в поездки по торговым делам. Абу Талиб был добрым человеком. Он любил племянника Мухаммада, защищал от бед и плохих людей. Но Абу Талиб был беден, а детей у него было много. Мухаммад видел, что дяде очень трудно прокормить большую семью. И когда он немного подрос, то решил пойти работать, чтобы помогать ему. Мухаммед начал пасти стадо овец в окрестностях своего родного города Мекки. Каждый год в течение одного месяца мальчик жил в пустыне. Вокруг него были только растения, небо, звёзды и овечки, которых он пас. Мухаммед подолгу размышлял о Боге и о том, как Он создал такой прекрасный мир.

Димитровградская мечеть находится в историческом центре города на пересечении улицы Дзержинского и улицы Хмельницкого и является единственной мечетью Димитровграда.

Впервые с прошением о постройке мечети жители Мелекесса, как тогда назывался Димитровград, обратились к властям в 1886 г. Однако их просьба была удовлетворена только спустя десять лет, когда в июле 1896 года Мелекесская Посадская Управа согласилась с тем, что возведение мечети является необходимым для общества, и в том же году началось строительство мечети.

В советские времена в 1930-е гг. мечеть была закрыта, лишена минарета, но не была полностью снесена. Здесь в разные годы размещались различные учреждения, в том числе и детская музыкальная школа.

В 1992 г. здание мечети было возвращено мусульманам. У мечети восстановили минарет, и в её здании снова начались службы.

В 2006 г. мечеть прошла капитальный ремонт, который проводился за счёт пожертвований и обошёлся в 2 млн. рублей. 16 сентября 2006 г. обновлённая мечеть была открыта, а на торжественной церемонии присутствовал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Мечеть Кул шариф в Казани

Мечеть Кул-Шариф — главная мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005 года); расположена на территории Казанского кремля.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.

Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Строительство

Архитектурное проектирование (возрождение мечети) осуществлялось коллективом архитекторов. Строительство в основном велось на пожертвования. Участие в пожертвованиях приняло более 40 тысяч граждан и организаций.

Открытие мечети состоялось 24 июня 2005 года, к 1000-летнему юбилею Казани.

Кул Шариф расположена в западной части Казанского кремля и представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов.

Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч.

Высота каждого из четырёх основных минаретов 55 метров.

Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота — всё это добавляет храму величия.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для её посещения экскурсиями.

Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья, комнату для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здание и окружение имеют эффектную ночную архитектурную подсветку.

Интересные факты

На момент открытия была объявлена крупнейшей мечетью в Европе, хотя не являлась таковой ни по одному из показателей.

В главном зале мечети находятся книги, в которых указаны фамилии всех, кто внёс свои средства (пожертвования) на строительство мечети. Также в этом зале находятся подарочные издания Корана на разных языках мира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

основ религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы мировых религиозных культур.
4 класс

учитель начальных классов

Ибатуллина Минзиля Зуфаровна

Цель урока: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества через знакомство с религиозными обязанностями мусульман.

• дать представление о пяти столпах ислама;

• раскрыть содержание обязанностей мусульман;

• оформить страницы для книги;

• ориентировать учащихся на необходимость самовоспитания и самообразования.

Ожидаемые результаты:

Основные термины и понятия:

Столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж.

Средства наглядности:

Внутримодульные связи:

Урок посвящен раскрытию содержания пяти столпов ислама, определяющих его религиозные обязанности: свидетельство веры (шахада), совершение молитвы (намаз), соблюдению поста (ураза), обязательная милостыня (закят), паломничество в Мекку (хадж).

I. Вводный (мотивационно-организационный) этап

Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости. И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца.

Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами Слайд 1

Актуализация знаний.

Как называют мусульмане Бога?(Аллах)

Священное сооружение ислама.(мечеть)

Посредник в общении между Богом и людьми.(пророк)

Священная книга мусульман.(коран)

Мировая религия, возникшая в 7 веке в Аравии (и с лам); Слайд 2

II Подготовка к усвоению нового материала.

1. Беседа с учащимися о том, что предстоит узнать на уроке

- Все слова из кроссворда вам понятны? Слайд 3

-Давайте посмотрим значение слова в словаре.

Основа всего, фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

Мусульманская традиция основывается на пяти столпах ислама- пяти обязанностях мусульманина.

- Исходя, из темы урока сформулируйте цель урока.

Цель урока: узнать, что такое столпы ислама.

2.Работа в группах.(10 мин)

1)Оформление страниц книги.

- Вы читаете текст ,(Приложение 1) который лежит у вас на партах, и выполняете задания для своей группы, а потом рассказываете об этом столпе по заданному плану.

2) Правила работы в группах, выбрать выступающего, кто стрижёт, оформляет страницу . Слайд 7

3) Работаете 10 мин.

Задания группам . (Приложение 2)

Сделайте страницу для первой обязанности.

1. Вырежьте информацию и наклейте на чистый лист, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Если надо обратитесь к листу с толкованием слов, и сделайте сноску. (Приложение 3)

3. Подберите пословицу, раскрывающую главную мысль столпа.(Приложение 4)

3. Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

Презентация итогов работы групп. ( 10 мин) Слайд 8

(Приложение 5)

III Физминутка.

Самый важный столп – шахада. Слайд 9

Столп второй это – намаз,

Каждый день читай пять раз!

Третий – в месяц Рамадан

Свыше пост предписан нам!

А четвёртый столп – закят

Бедным нужно помогать!

Хадж – последний из пяти,

Если можешь, соверши!

IV Закрепление полученных знаний.

Столпы ислама - действия, обязательные для всех мусульман, осмысленное отрицание любого из которых выводит человека из Ислама

- О чем говорит свидетельство веры?

- Какими словами мусульманин утверждает свою веру?

- Когда и как верующие произносят шахаду?

- Что значит, для мусульманина делать добро?

- Давайте повторим, что относится, кроме шахады, к главным религиозным обязанностям мусульман и что говорится о них в священных книгах ислама.

ураза – пост в месяц Рамадан

намаз – пятикратная ежедневная молитва

закят – выплата обязательного пожертвования,

хадж – паломничество в Мекку.

V Праздники ислама. Слайд 10,11

Работа по учебнику.

- Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Они соблюдаются по особому мусульманскому календарю.

- Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам.

Беседа по прочитанному.

Какие праздники отмечают мусульмане?
Какой самый важный праздник в исламе?
Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?
Какие качества человека развиваются благодаря посту?
Чему нас учат праздники ислама?

- Все эти празднования учат добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков.
VI Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: Слайд 13

1.Рассказать родителям то, что узнали на уроке.

2. Прочитать с.133-137

Смысл свидетельства о Единобожии заключается не только в произнесении его языком, даже если это сказано с полной убеждённостью. Наряду с этим необходимо совершать и дела, которых требует данное свидетельство. Мусульманин должен полностью принять это свидетельство всем сердцем, руководствоваться им во всех своих делах, быть честным, искренним в отношении этих слов.

Вторая обязанность – намаз – ежедневная молитва. Во время молитвы мусульмане отвлекаются от суеты, полностью посвящая себя Аллаху. Считается, что молитва сближает и примеряет людей, воспитывает в них терпение. Намаз успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень

Мусульмане совершают намаз пять раз в день: на рассвете, в полдень, перед наступлением сумерек, на закате, и перед наступлением ночи. Мусульмане считают, что несоблюдение молитвы – это признак слабости и безволия.

Перед молитвой верующие должны совершить внешнее очищение – тела и одежды - водой и внутреннее очищение, то есть покаяться. Нужно чётко соблюдать время, отведённое на каждый из пяти намазов. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третья обязанность мусульманина – пост в месяц Рамадан.

Мусульмане считают, что в это время им был ниспослан Коран. В течение месяца они не должны принимать пищу и питьё от рассвета до заката. Отказ от еды не единственный запрет. Нельзя совершать плохих поступков, сквернословить, плохо думать об окружающих. После заката солнца мусульмане разговляются – принимают пищу. Обычно они каждый вечер ходят в гости. Читают Коран и желают друг другу всего самого доброго.

Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть, приучает претерпевать трудности и лишения. Пост укрепляет духовный потенциал человека и даёт здоровье, как для его души, так и для тела.

Четвёртая обязанность мусульманина – закят, так в исламе называются милостыня нуждающимся. Обеспеченные мусульмане поддерживают бедных и немощных единоверцев. Об этом говорится в Коране. Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти. Когда человек даёт закят нуждающимся, то должен делать это скромно и без высокомерия, с милосердием и состраданием.

Пятая обязанность мусульманина – хадж, то есть паломничество в Мекку, город, в котором родился пророк Мухаммед, и Медину, где находится могила пророка. Эти города расположены в Саудовской Аравии. Туда каждый год приезжают миллионы мусульман. Облачённые в белые одежды, они совершают особые обряды очищения. Побывавший в Мекке мусульманин называется хаджи. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

Словарная страница.

Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег".

Хадж - в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили.

Каяться – признаваться в своём грехе, признавать свою ошибку, вину.

Милостыня – добровольное подаяние нуждающемуся.

Сквернословить – употреблять скверные, недостойные слова.

Словарная страница.

Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег".

Хадж - в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили.

Каяться – признаваться в своём грехе, признавать свою ошибку, вину.

Милостыня – добровольное подаяние нуждающемуся.

Сквернословить – употреблять скверные, недостойные слова.

Задания для групп.

Сделайте страницу для первой обязанности.

1. Вырежьте информацию и наклейте на чистый лист, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Если надо обратитесь к листу с толкованием слов, и сделайте сноску.

3. Подберите пословицу, раскрывающую мысль столпа.

4. Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

Задания для групп.

Сделайте страницу для второй обязанности.

1. Вырежьте информацию и наклейте на чистый лист, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Если надо обратитесь к листу с толкованием слов, и сделайте сноску.

3. Подберите пословицу, раскрывающую мысль столпа.

4. Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

Задания для групп.

Сделайте страницу для третьей обязанности.

1. Вырежьте информацию и наклейте на чистый лист, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Если надо обратитесь к листу с толкованием слов, и сделайте сноску.

3. Подберите пословицу, раскрывающую мысль столпа.

4. Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

Задания для групп.

Сделайте страницу для четвёртой обязанности.

1. Вырежьте информацию и наклейте на чистый лист, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Если надо обратитесь к листу с толкованием слов, и сделайте сноску.

3. Подберите пословицу, раскрывающую мысль столпа.

3. Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

Задания для групп.

Сделайте страницу для пятой обязанности.

1. Вырежьте информацию и наклейте на чистый лист, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Если надо обратитесь к листу с толкованием слов, и сделайте сноску.

3. Подберите пословицу, раскрывающую мысль столпа.

4. Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Ислам" . Для 4-ого класса.

Тема: Ислам.
Цели урока:
Образовательная:

познакомить учащихся с образом пророка Мухаммада, как образом человека и учителя нравственности в исламе.

продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, осуществлять сравнительные мыслительные операции, делать выводы;

стимулировать аудиальные и визуальные каналы восприятия информации, совершенствовать образное и пространственное мышление учащихся.

Воспитательная:

воспитывать уважение к религии другой конфессии;

обогатить словарь школьника словами культурологического значения;

расширить представления школьника об исламской культуре;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммад, Коран, арабы, бедуины, Медина, Мекка, Кааба, мечеть.

Словарь урока:

I.​ Эмоциональный настрой на урок

- Ассалям малейкум!

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и подарите свои улыбки гостям, друг другу, мне. А я дарю свою улыбку вам. Садитесь…

Что вас удивило в моем приветствии?

- Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала?

.(Так друг друга приветствовали мусульмане.)

- Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра- Ассалям малейкум!

Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра.

Давайте вспомним, о какой религии говорили на прошлом уроке(О христианстве)

II. Актуализация знаний

- Кто основатель христианской религии? (Иисус Христос)

- Как называется священное сооружение христиан? (Церковь)

-Как называется священная книга христиан? (Библия)

- Какие христианские праздники вы знаете? (Рождество, Пасха)

-Чем происходит Крещение человека в Православной церкви ?( Водой)

-Как называется Главное церковное богослужение ? (Литургия)

-Пост это –( Воздержание от пищи животного происхождения)

-Что мы сейчас делали? (Вспомнили о Христианстве)

-А сейчас Мы с вами разгадаем Кроссворд:

1. Особая форма понимания мира…(Религия)

2. Как называют последователей Ислама? (Мусульмане)

3.Хранитель традиций, знаток и служитель мусульманского культа?(Мулла)

4.Основатель религии Мусульман.(Мухаммад)

5.Священное сооружение Мусульман.(Мечеть)

-Какое ключевое слово получилось? (Ислам)

-О какой религии мы с вами будем говорить? (Об Исламе)

-Какова цель нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить ? (ответы детей… Я хотела бы познакомить вас с ценностями Ислама)

III. Сейчас поработаем в парах. Откройте конверт №1

Составим Кластер

- Какие ассоциации у вас возникают со словом ИСЛАМ?

Б)Составим кластер (Работа в парах)

- Мы знаем с вами, что у каждой религии есть свой основоположник.

- Вы прекрасно знаете, кто явился основоположником христианства? (Иисус Христос)

- Ребята, я вот сейчас вам говорю пророк, а кто же такой пророк? Как вы понимаете значение этого слова?

- Хорошо, а теперь прочитайте в паре, кто же такой пророк из моих суждений.

- Давайте подведем итог, так кто же такой

Пророк – человек, считающийся верующим посланником Бога и через него был передан текст священной книги мусульман Коран.

Пророки — это избранные Аллахом люди, которые получали откровения от Него и проповедовали людям истинную религию.

Всего насчитываются 124 тыс. пророков

Первым пророком был первый человек — Адам. Для мусульман последним пророком является Мухаммад.

1группа раскажет нам об Исламе

2 группа расскажет нам о пророке Мухаммаде. .

3 группа расскажет о священной книге мусульман –Коран.

4 группа расскажет нам о мечетях

В Чишминском районе действует около 28 мечетей.

Мечеть в д. Барсуанбашево — одна из самых старинных действующих мечетей в республике, памятник истории и архитектуры. Построена в 1724 г.

Мечеть вмещает в себя более 300 верующих и стала местом не только чтения молитв, но и проведения религиозных обрядов, праздников. Также организованы курсы арабского языка.

Проверим вашу внимательность. Что за числа видите на доске? (1724 и 2014)

На сколько раньше лет раньше открылась мечеть в д. Барсуанбашево?( на 290 лет)

-Что нового вы узнали на экскурсии?

-Что вам понравилось больше всего?(в каждой мечети есть ниша. Она обращена в сторону священного города мусульман - Мекки )

-Чем мы с вами сейчас занимались? (Составляли кластер, разгадывали кроссворд, вспомнили слова относящиеся к исламу,

Вспомнили о пророке Мухаммаде, поговорили о мечетях)

-Как я помню предыдущий материал? Оцените свою работу.

IV. Физминутка

Кто живет в квартире

Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!

О чем будем говорить сейчас? (о семье)

О семье в какой религии?( в исламской религии )

5) Поработаем в группах Работа в группах.

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Ислам – один из нескольких мировых (наряду с христианством, буддизмом) вероучений, сторонники которого живут во всем глобальном обществе, на всех континентах и в большинстве локальных обществ стран мира.

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

. Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Рассказывает ученик ( Алсу)

- Скажите, ребята, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Прочитайте одну из них.

Откройте конверт № 3. Прочитайте легенду.

качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба.

Какими качествами должны обладать члены семьи, чтобы их семья была дружной? Прочтите названия этих качеств.(…)

Запомните эту легенду, ребята.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить : МИР и СОГЛАСИЕ. А значит все будут СЧАТЛИВЫ.

Ребята, посмотрите какие мы все разные…Почему?

Мы воспитываемся в разных семьях.

В нашем классе дети разных национальностей и у каждого свои традиции, обычаи.

6)Работа с учебником. О том как мусульмане относятся к семье мы узнаем в учебнике на с. 54

1. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.

2. Вот каковы ценности исламской семьи:

Основа семьи – это муж и жена. Пророк Мухаммад сказал:

“Помните, что у вас и ваших женщин есть обязанности друг перед другом”.

3. Обязанности мужа перед женой

Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.

Муж должен зарабатывать средства – халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым. “Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме”.
Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко. Сказал Пророк Мухаммад: “Муж не должен ненавидеть свою жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера”.

– Как вы понимаете это выражение? (А может потому, что чем старше становимся тем мама старей, тогда понимаешь что самое счастливое время когда были маленькими, и могли держаться за руку мамы, у нее под ногами мешаться и это был рай!

Пока она стоит на земле – это есть твое счастье.

Там где мама - там и есть твой рай)

Татарская народная сказка Три дочери
Перевод С. Гильмутдиновой

- Какая дочь вам понравилась больше всего?

-Какой вывод сделаете, просмотрев эту поучительную сказку?

8) Работа в группах. Возьмите конверт №4

1.Собрать пословицы о семье.

2.Составить интелект - карту со словом СЕМЬЯ

1.Собрать пословицы о семье

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье и каша гуще.

Семейное согласие всего дороже.

Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Молитва мамы со дна моря поднимает.

Мир в семье любовью держится.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

В семье разлад, так и дому не рад.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

2. -Символом семьи, любви и верности в России является ромашка.

-что символизируют лепестки цветка? Членов семьи

-на чём держатся лепестки? На сердцевинке.

-что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? Он погибнет.

-сейчас вы соберёте ромашку и запишите на лепестках ценности, которые должны укреплять семью.

Дети собирают ромашку, записывают и крепят на доску.

Дети рассказывают стихи

1Есть только одна раса-

2.Живут в России разные

3.Что может быть семьи дороже

VII. Итог урока

- что нового узнали на уроке?

-Что вам понравилось больше всего?

-Какое у вас настроение после урока?

VIII. Рефлексия. Включить видео

Ребята, напишите на ромашках пожелания для семей наших дорогих гостей и подарите их.

Я хочу чтоб у каждого из Вас была самая дружная и счастливая семья.

- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье,

1. Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!

IX. Домашнее задание

Читайте также: