Одна буква н в отглагольных прилагательных конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

1.Формировать навыки правописания н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий.

2.Научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.

3. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе различных образовательных технологий.

4. Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль).

5. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Полные и краткие страдательные причастия, отыменные прилагательные, отглагольные прилагательные.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа

Планируемые образовательные результаты

- знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

- уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных;

- правильно употреблять в речи причастия, прилагательные;

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме.

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Технологическая карта урока

(применяемые технологии и приёмы)

(формы организации деятельности)

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность класса к уроку.

Просит записать дату в тетрадь.

Демонстрируют готовность к работе.

Оформляют классную запись в тетради.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Знакомит с эпиграфом к уроку:

Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься.

Китайская мудрость

- Как вы понимаете эти слова и согласны ли вы с ними?

- Ребята, а вы хотите научиться уже сейчас решать тесты ЕГЭ для 11 класса?

Давайте познакомимся с заданием №14 из типовых экзаменационных вариантов 2017 года.

Просит прочитать предложение на слайде.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

- Все ли слова вы знаете, как правильно записать?

- Если вы будете сегодня внимательны, то в конце изучения темы справитесь и с этим заданием.

1. Читают эпиграф.

Принимают участие в беседе, строят высказывания.

2. Отвечают учителю.

Читают предложение. 1 ученик читает вслух.

3. Заполняют таблицу

Правописание Н и НН у прилагательных

Правописание Н и НН у причастий

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выполняют задание учителя.

Образец записи в тетради:

4. Выявление места и причины затруднения

1. Опрос (фронтальный):

- На какие группы вы разделили слова и почему?

- Как можно озаглавить получившуюся таблицу?

- Какие слова вызвали затруднение в написании?

1.Отвечают на вопросы учителя:

- На две группы: имена прилагательные и причастия.

- Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

- Правописание причастий, так как это новая тема. (Если возникли проблемы с правописанием прилагательных, то зафиксировать и это место затруднения).

5. Построение выхода из затруднения

Просит сформулировать цели урока.

Предлагает продумать план работы на уроке.

Формулируют цели урока.

(Научиться отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных, чтобы правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных и причастий прошедшего времени).

Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают пункты плана. Выслушиваются все предложения, обсуждаются.

Окончательный вариант плана (проекта выхода из затруднения) записывается

1. Повторить отличия прилагательных от причастий.

2. Повторить правописание Н и НН у имён прилагательных.

6. Реализация построенного проекта

1. Повторение отличия прилагательных от причастий.


2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

- В 6 классе мы познакомились с сёстрами царевнами Н и НН, которые делили своих подданных. Давайте ещё раз вспомним их историю, а позже узнаем её продолжение.



-- А сейчас мы узнаем продолжение истории сестёр

Н и НН. Какие части речи им предстоит поделить


Беседа после просмотра:

1. Расскажите о правописании Н и НН у причастий.

2. Что такое отглагольное прилагательное? Как его отличить от причастия? Сколько Н пишется в суффиксе отглагольного прилагательного?

Предлагает дополнить слова-исключения в таблицу (Д/З)


Смотрят флеш-ролик, вспоминают правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Работа в парах. Проговаривают правило.

Выполняют задания флеш-ролика.

Взаимопроверка. В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.

Отвечают учителю, ориентируясь на тему урока.

Смотрят флеш-ролик и выполняют задание 1 и задание 2.

После просмотра в оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы и фиксируют их в таблицах (Чертятся в тетрадях для правил).

1. В полных страдательных причастиях

1. В кратких страдательных причастиях.

2. В отглагольных прилагательных.

Отличие отглагольного прилагательного от причастия

1. Образуется от глаголов сов. вида.

2. Есть приставки (кроме НЕ-).

3.Имеет зависимые слова.

4. Заканчивается на -ОВАННЫЙ,

1. Образуется от глаголов

2. Нет приставок (кроме НЕ-).

3. Нет зависимых слов.

4. В прилаг. ЖЁВАНЫЙ, КОВАНЫЙ

-ОВ-, -ЁВ- - часть корня.

Фиксируют первую часть домашнего задания.

Вызывает дежурного ученика, который проводит зарядку. (Можно включить музыкальное сопровождение).

1. Вращение головой по часовой стрелке и наоборот. До 5 вращений в одно и другую сторону.

2. Голова наклоняется вперед, потом назад по 5 упражнения. Затем наклоны головой влево и вправо в том же количестве.
3. Пальцы рук прикасаются к плечам и производится вращение по кругу, сначала в одну сторону а потом в другую. Такие упражнения выполняются до 10 раз.
4. Стоя около парты, положить руки на пояс, делать наклоны вправо и влево. 10-15 наклонов.
5. Прыжки на месте 10-15 раз.

Выполняют задания физкультминутки, повторяют действия дежурного ученика.

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предлагает выполнить упражнения из учебника:

1)упражнение 112 (Задание: сравните причастия и отглагольные прилагательные в словосочетаниях. Подумайте, по каким признакам их можно различить.)

2) упражнение 113 (Задание: замените отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями, распространив их зависимыми словами. Запишите по образцу. Выделите суффиксы, объясните написание Н и НН.)

3) упражнение 120 (Задание: образуйте от полных причастий краткие и запишите слова парами в составе словосочетаний или предложений, выделяя суффиксы.)

Выполняют задание упражнения. Сравнивают причастия и отглагольные прилагательные, отвечают на вопрос.

Выполняют задание упражнения. Устно объясняют правописание Н и НН у причастий и отглагольных прилагательных.

Выполняют задание упражнения. Устно объясняют правописание суффиксов.

В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе

9. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Предлагает для работы 2 задания: базового уровня и повышенной сложности (Задания распечатаны на листах). В конце работы учитель дает эталон выполнения задания.

Задание базового уровня.

Распределите слова в три столбика:

1) отыменные прилагательные (н и нн);
2) отглагольные прилагательные (н);
3) причастия (нн).

Подчеркните н или нн, объясните графически написание.

Багрян_ый закат, кожан_ый кошелек, путан_ый ответ, ломан_ая линия, солен_ые бабушкой огурцы, проникновен_ая игра, смородин_ый лист, серебрен_ый мастером кубок, точен_ая фигура, накатан_ая лыжня, придан_ое значение, сварен_ый картофель, стрижен_ые волосы, писан_я красавица, неписан_ый закон, исписан_ые листы, серебрян_ая медаль, имен_ой пистолет, гружен_ый цементом, порван_ый кафтан.

Задание повышенной сложности.

1) Определите стиль и тип текста. Укажите средства создания выразительности текста.

2) Вставьте пропущенные знаки препинания.

3) Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Самопроверка по эталону.

В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Возвращает к началу урока – к заданию ЕГЭ.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

- А теперь все ли слова вы сможете записать правильно?


Отвечают учителю. 1 ученик на доски, остальные на местах записывают предложение в тетрадь, объясняя орфограммы.

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

Строят высказывания. Комментируют свои оценочные листы.

12 Домашнее задание

2. По выбору: Упражнение 119 или придумать кулинарный рецепт, в котором используются отыменные и отглагольные прилагательные и причастия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка. 7 класс.

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

Учитель: Ильина Гильда Владимировна

Данный урок позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления (кластера и синквейна) на уроках русского языка. Демонстрируемые приёмы помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, анализировать, сворачивать и синтезировать информацию, способствуют творческой переработке материала, требуют вдумчивой рефлексии.

Тема : Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени.

Цели образовательные :

закрепить знания учащихся о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;

учить различать отглагольные прилагательные и причастия,

формировать практические умения и навыки семиклассников по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие :

учить сравнивать, анализировать полученную информацию, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах.

Воспитательные :

воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока : закрепление учебного материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Запись числа и темы урока.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ и целеполагание .

Прочтите внимательно тему урока и скажите, известна ли вам она?

Что вы уже знаем по данной теме?

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.

(отрабатывать, совершенствовать навык правильной постановки Н и НН в прил и прич.)

Попробуем ваши знания привести в систему на основе информации учебника. Работаем в группах – составляем кластер написания Н и НН в прил. и прич.

1 группа составляет кластер написания Н в прилаг. и прич.

2 группа – НН в прилаг. и прич.

3 группа (у доски) составляет смысловые цепочки из данных карточек. (причастие, прилагательное, совершенный вид, несовершенный вид, приставка, зависимое слово, Н, НН, слова на –ованный, еванный, ированный).

Отыменные прил . Отглагольные кр.причастия

Кожа н ый пута н ый прочита н а

Искл: стеклянный искл: желанный

Отыменные прилагат отглагольные прилагат . Полные причастия

1. - ЕНН-, -ОНН - на – ованный, -еванный прочита нн ый

Агитаци онн ый командир ованный

2. Н + Н искл.: кованый, жёваный посажёный

Причастие – совершенный вид – приставка – зависимое слово – НН

Прилагательное – несовершенный вид - Н

слова на –ованный, -ёванный, -ированный – НН

Защита представителями групп составленных кластеров.

Подведение итогов данной работы.

- Что необходимо знать при определении написания Н и НН в прилагательных и причастиях?

(от гл. или сущ. образовано прилагательное; уметь отличать отглагольное прил. и прич.; знать слова-исключения; обращать внимание на вид глагола, от которого образовано прилагательное или причастие; обращать внимание на зависимые слова

ЗАКРЕПЛЕНИЕ (осмысление содержания)

1. Беседа. Словарная работа.

А дальше урок наш будет несколько необычным – КУЛИНАРНЫМ.

Что такое кулинария?

(искусство приготовления пищи)

2. Фронтальная работа.

Задание: найдите ошибки в написании блюд.

Испеченный пирог; квашенная капуста; рыба, жареная в кляре; куринные окорочка; маринованные грибы; утка с лимонным соусом; тушённый картофель.

2. Работа в парах . Диктуем друг другу диктант, объясняем орфограмму, вставляем н и нн, маркируем слова, в написании которых сомневаетесь.

Жаре(н,нн) рыба, нежаре(н,нн)ая рыба; рыба, жаре(н,нн)ая в тесте, фарширова(н,нн)ые помидоры, запечё(н,нн)ое мясо.

Печё(н,нн)ые пирожки; печё(н,нн)ый в духовке яблочный пирог; сваре(н,нн)ый борщ; засахаре(н,нн)ая вишня, солее(н,нн)ые огурцы.

Сначала были поданы закуски: иссиня-чёрная икра, разрисова…ая сливочным маслом, раздела…ым под цветы; салаты, украше…ые букетами из овощей; помидоры, прослоё…ые луком; омары, сварё…ые в солее…ом растворе; селёдка, распласта…ая на дли…ом серебря…ом лотке; заливной поросёнок, разреза…ый на порции и снова сложе…ый; прожаре…ая тёмно-коричневая глухарка.

Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу.

Затем по традиции шёл кури…ый бульон со слоё…ыми пирожками.

(По Новикову- Прибою)

Итак, чем занимались сегодня на уроке?

1. Буквенный тест с самопроверкой.

1. копчё…ая грудинка

2. компот из сушё…ых фруктов

3. утка, форширова…ая яблоками

4. голубцы с варё…ым мясом

5. поджаре…ые куриные окорочка

7. грибы, тушён…ые в сметане

8. рубле…ая ставрида с морской капустой

9. салат из кваше…ой капусты

10. маринова…ые помидоры

Ответ: н, н, нн, н, нн, н, нн, н, н, нн.

2 Составление синквейна.

Молодцы, ребята! Остаётся только подвести итоги, чем мы занимались сегодня на уроке, и послушать лингвистическую сказку, которая поможет в составлении синквейна.

Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное, бедное, бедное – это я, Страдательное причастие. Самое дорогое, что у меня есть, это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без Приставки или без Пояснительного слова, как я сразу теряю одну Н.

И главное, никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?

Страдает, изменяется, мечтает.

Дополняет, уточняет, изменяет.

Причастное к глаголу и прилагательному.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ . Творческая работа – составление кулинарного рецепта, обозначение орфограммы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 24.

Дополнительно учитель отмечает, что если слово с изуча-

емой орфограммой стоит в краткой форме и имеет при

себе зависимое слово, то это причастие, в котором пишет-

ся одна н. Краткие прилагательные, в которых пишется

нн, чаще всего называют эмоциональное, интеллектуаль-

ное состояние человека.

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Словарный диктант. Ученики выходят к доске по

очереди, записывают по 2—3 словосочетания, обозначают

условия выбора орфограмм.

Море взволновано; девушка взволнованна; экспедиция

организована; пыль рассеяна в воздухе; девушка груст-

на, рассеянна; встреча устроена; территория благо-

устроенна; аудитория умна, начитанна; дети капризны,

избалованны; начитана на диктофон; избалованы вни-

манием; погода ветрена; она ветренна, несобранна.

2. Работа с учебником. Упр. 142, 143. Комментирован-

ное письмо. Упр. 148. Устно; записывают составленные

предложения. Упр. 149. Выполняют самостоятельно с по-

V. Самостоятельная работа. Ученики получают зада-

ние списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки

препинания, графически объяснить написание н и нн в

прилагательных и причастиях.

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висе-

ли окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

VI. Тестовые задания.

VII. Домашнее задание. § 24.

1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно

было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется

одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное

блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две бук-

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие

1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно

было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется

одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное

блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две бук-

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: