Конспект открытого урока по литературе 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Уроки по литературе 10 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Литература (базовый уровень), 10 класс, Курдюмова Т.Ф. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2016. - 447 с.
  • Литература 10 класс, Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
  • Литература 10 класс: базовый и углублённый уровни, Ланин Б. А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2018. - 383 с.
  • Литература. 10 класс. Бунеев Р.Н.2-е изд., испр. - М.: 2015, Ч.1 - 336с.
  • Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 367с.
  • Литература. 10 класс. В мире литературы. Учебник. Под ред. Кутузова А.Г. 4-е изд., стер. - М.: 2006. - 464 с.
  • Литература. 10 класс. Все произведения школьной программы в кратком изложении. М.: 2011. - 576 с.
  • Литература. 10 класс. Литература. Учебник. Курдюмова Т.Ф. и др. М.: 2007. - 448с.
  • Литература. 10 класс. Русская литература XIX века (Вторая половина). Хрестоматия. В 2 ч. Сост. Журавлев В.П. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400с. + 364с.
  • Литература. 10-11 классы. Русская словесность. Горшков А.И. 9-е изд. - М.: 2010 - 492 с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. 2-е изд., стер. - М.: 2011., Ч.1 - 398с., Ч.2 - 495с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Коровина В.И. 12-е изд. - М.: Просвещение, 2012. Ч.1 - 414с.; Ч.2 - 384с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. 9-е изд. - М.: 2012., Ч.1 - 336с., Ч.2 - 288с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 1. Маранцман В.Г. и др. 6-е изд. - М.: 2009. - 383 с.
  • Литература. Углубленный уровень, 10 класс, Архангельский А.Н. и др, Москва : Дрофа, 2018
  • Литература.10 класс. Учебное пособие в 2 ч. Лебедев Ю.А. М.: Просвещение. - 320с.


Урок литературы, 10 класс Тема урока: Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Уроки

Урок разработан для учащихся 10 классов, рассчитан на 2 часа. Материал может служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Цели урока: познакомить.


Уроки

Ксп урока для 10 класса ОГН, разде 2 №Герой нашего времени" по 130 приказу


Уроки


Рабочий лист к уроку .Салон А.П.Шерер

Уроки

Рабочий лист к уроку поможет организовать урок, где будет включаться словарная работа, анализ эпизода. Небольшая практическая работа проверит знание произведения Л.Толстого "Война.


"Петербург Ф.М.Достоевского"

Уроки

Разработка урока по литературе на тему "Петербург Достоевского" можно использовать на втором уроке изучения творчества Достоевского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы - единственный урок, когда ты можешь с ребятами по душам порассуждать о жизни, любви, смысле существования, Родине, матери. На мой взгляд, русская литература, особенно литература 19 века, дает возможность найти ответы на все вопросы, которые ставит перед человеком мыслящим сама жизнь. В старших классах тема любви во всех ее аспектах очень интересна для ребят, позтому этой теме мы посвящаем немало времени.

Любовь – волшебная страна..

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

Выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;

Углубить представление о герое;

Отрабатывать навык анализа художественного произведения;

Подготовиться к сочинению;

Умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

Развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;

Умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;

Развивать индивидуальные способности учащихся;

Прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;

Воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;

Формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие)

Оборудование: медиапроектор, портреты И.Тургенева и П. Виардо

Высказывания о любви И. С. Тургенева, героев произведения, известных писателей.

А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать.

И. С. Тургенев – Виардо

Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину…

Самое умное, что достиг человек – это умение любить женщину, поклоняться её красоте; от любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.

Любви все возрасты покорны…

Цитаты героев произведения:

Склонность, пристрастие к …

Духовная потребность человека .

II. Вступительное слово учителя

III. Основная часть урока

Назовите главные проблемы романа.

Предполагаемые ответы учащихся:

- социальные проблемы романа;

- антагонизм либералов и революционеров-демократов;

- любовь на страницах романа

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

Итак, ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

К теме любви обращались почти все поэты и писатели всех времён и народов. И для каждого из них любовь имеет особое, личное значение

( Разобрать высказывания великих о любви - презентация)

… Мы будем говорить о том, какое место занимала любовь в жизни самого Ивана Сергеевича Тургенева, и рассуждать, размышлять о том, какое место занимает любовь в жизни тургеневских героев. Способны ли они к глубокому и сильному чувству? Выдержали ли они испытание любовью? Как изменилась их жизнь? Какими они стали? Какая бывает любовь?

Имя Ивана Сергеевича Тургенева неразрывно связано с именем Полины Виардо. Первая же встреча оставила неизгладимый след в жизни писателя. Умная, образованная, прекрасная актриса покорила сердце Ивана Сергеевича. Сорок лет связывала их искренняя дружба и сильная любовь.

4. Выступление ученицы

(рассказ о великой любви Тургенева и Виардо)

5. Слово учителя. Такая любовь у Ивана Сергеевича Тургенева. Любовь для него все: страсть, упоение, страдание…

-А какие любовные линии мы можем выделить в романе? (слайд из презентации ) Способны ли тургеневские герои любить?

6. Первая любовная линия: Николай Петрович и Фенечка (презентация)

1. Когда происходят описываемые события? (весной). Почему весна, а не осень, зима?

2. Кто вспоминает стихи Пушкина о любви?

(Н. П. Кирсанов). Почему? (любит Фенечку)

(Выступление ученика – рассказ об истории любви)

3. Помнит ли он свою первую жену? О чем это говорит?

Как они жили? Сколько лет они прожили? (Десять лет прошло как сон)

4. Что связывает его с Фенечкой? Любит ли ее? (учащиеся находят примеры из текста)

5. Что, на ваш взгляд, значит любовь для Фенечки? Найдите цитаты в тексте.

(Я Николая Петровича одного на свете люблю и век буду любить.

Мне не любить – да после этого мне и жить не надо!)

6. Что общего у этих людей?

7. Боится ли Николай Петрович осуждения сына, брата? Что они ему

советуют? И чем завершаются эти отношения? (найти цитаты в тексте)

Вывод. Николай Петрович очень любил свою первую жену, хранил верность, но его доброта и чувство любви ко всему ближнему помогли обрести счастье с Фенечкой. Он стал счастливым семьянином.

7. Вторая любовная линия: Павел Петрович и княгиня Р.(презентация)

Выступление ученицы.

1. Счастливый ли человек Кирсанов?

2. Какова история его любви? Как он добивается любви княгини?

3. Взаимны ли их чувства?

4. Что значит для него эта любовь? Повлияла ли любовь к княгине на жизнь Павла Петровича?

5. Кем была для него Фенечка? Почему именно на неё обратил он внимание?

6. Что значила любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова?

Характеристика любви: роковая, страстная, трагичная, безответная…

Вывод. Княгиня Р. изменила всю жизнь Павла Петровича Кирсанова. Он бросил все ради нее. Карьеры, родового имения, любви – ничего нет. Есть только память о всепоглощающей любви. После смерти княгини ущла душа. … Любовь, по Тургеневу, - это страшная и трагическая сила.

8. Третья любовная линия: Базаров и Одинцова (презентация)

1. Отношение Базарова к женщинам. Любил ли кого-нибудь Базаров до Одинцовой? Есть ли подтверждения в тексте?

2. Как относился он к любви? (приведите примеры)

3. Какова первая реакция героя на появление Одинцовой на приеме у губернатора? Найдите и прочитайте его высказывания или просто вспомните их.

(Отрывок из фильма)

4. Что произошло с Базаровым?

Выступление ученика.

5. Изменился ли Базаров? (сцена из фильма)

Вопросы к классу.

1. Какой Базаров вам ближе? Что в нем изменилось?

2. Когда Одинцова не ответила ему взаимностью, как поступил Базаров? Были бы они счастливы, если бы она ответила ему взаимностью?

3. Почему он поцеловал Фенечку, а Анну Сергеевну так и не решился?

4. Как вы можете охарактеризовать любовь Базарова к Одинцовой?

5. Как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрываясь непониманием? (Ответы учащихся: основа ее жизни – покой)). Как сложится её дальнейшая судьба?

6. Почему признание в любви происходит в помещении? Почему так много хрусталя в фильме (в романе этого нет)?

7. Какие символы вы увидели? Что они обозначают? Примерные ответы : окно, зеркало, хрусталь

(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, готовность сердца и души к чувству, любви; в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе; хрусталь символизирует хрупкость)

8. Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

Характеристика любви: страстная, человечная, отвергнутая…

(новые лучики)

Вывод: Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Базаров, никогда не любивший, презирающий женщин, не верящий в любовь, был прекрасным знатоком женщин. Они привлекали его чисто физиологически, своей красотой. Но, влюбившись в Одинцову, он меняется. Он робеет, смущается, сам себя не понимает (бабы испугался! Какой я смирненький стал!). Для него человек становится загадкой, иначе он смотрит и на природу. Он становится сам романтиком. Пришла любовь, и сама жизнь заставляет его признать силу и действенность любви. Столь циничный и равнодушный ко всему человек, отрицающий всё и вся, прошёл через горнило любви. Он полюбил. (Отрывок из фильма )

9. Четвертая любовная линия: Аркадий и Катя.

(Рассказ об истории любви – выступление ученика)

Кого ждет счастливое семейное счастье? (Аркадия и Н. П. Кирсанова).

Чем привлекла Аркадия Одинцова? Почему он не стал добиваться её любви?

Отношение Аркадия к Кате

Какими они были вначале? Почему они сблизились? Что их объединяло? (найти цитаты из текста)

Чем похожа судьба Аркадия на судьбу его отца?

Что ценят они в женщинах?

Что значит для Аркадия любовь?

Будут ли они счастливы? Что об этом говорит автор?

(отрывок из фильма)

Характеристика любви: взаимная, надежная, простая, земная, ориентированная на создание семьи.

Вывод: Аркадий Кирсанов похож на своего отца: добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы, ценящий искусство. В Кате он нашёл свою любовь. Они близки по духу, их многое объединяет. Их ждет тихое семейное счастье.

- Почему Тургенев не всех героев приводит к счастью? Почему в романе любовь разная?

( Тургенев хочет сказать, что он тоже хотел спокойной, тихой любви, семейного счастья)

10. Слово учителя. Всех своих героев автор испытал любовью. Любовь обнажает чувства, влияет на судьбу человека. Счастлив человек, способный любить. Счастлив тот, кто любит! Счастлив тот, кто будет любить! А вдвойне счастлив тот, кого еще и любят!

А я пожелаю вам всем чистой, светлой любви, чтобы любимые дарили вам счастье и розы…

IV. Домашнее задание: нарисовать памятник любви или письменно описать его

-помочь учащимся постигнуть общечеловеческое, нравственное значение творчества Ф.М.Достоевского; подвести учащихся к осмыслению и пониманию наиболее актуальных проблем романа: одиночество человека в мире людей, милосердное отношение друг к другу; роль разума, идей в жизни человека; Евангелие как единственная система нравственных ценностей, испытанная временем;

-активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать своё отношение к прочитанному;

-развивать высокие нравственные цувства, милосердие, сострадание, любовь к людям.

Оборудование:

выставка книг о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского; иллюстрации художника Шмаринова к роману; компьютер и проектор; доска с записанными на ней высказываниями великих классиков и опорными словами к уроку.

1. Вступительное слово учителя. Осмысление цели занятия, эпиграфов к уроку, словаря. Постановка проблемы.

На доску проецируются следующие высказывания:

Из дневников Ф.М.Достоевского:

Не было бы романа, если бы сам писатель не стоял на эшафоте, не пережил каторгу, не прошёл через попытки насильственного изменения общества. Лишь тот, кто всё это испытал на себе, мог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком, когда человек унижен, растоптан, а идея вознесена над человеком.

Порой мы высокомерно смотрим на слёзы, на жалость, на слабость. Писатель излечивает нас от комплекса превосходства, тревожит что-то в нас. Идея, порождённая человеком, стремится овладеть им, и вот это рабство человека по отношению к идее осуждается писателем.

Вопрос к учащимся: А что думаете вы о кодексе революционера?

А вот для Достоевского эта сияющая даль залита кровью. Кровью человека, имеющего на весах бытия бесценное значение. Достоевский учит нас надеяться на себя, искать в себе силы, чтобы противостоять насилию и кровопролитию. Напоминая о высшем в каждом из нас, о Христе в душе каждого, он освобождает нас от страха.

Вопрос к учащимся: Ребята, я хотела бы услышать ваши размышления по данному вопросу. Вы вступаете в большую жизнь, полную таких невообразимых противоречий. Вам жить, творить, созидать, строить будущее. Но вы сегодня являетесь свидетелями гражданских войн,этнических конфликтов , конфликтов на национальной почве, экстремизма и терроризма. Вы слушаете радиопередачи, смотрите телевизионные программы на эти темы, дискуссии, художественные и документальные фильмы, видеофильмы. Что и в 21 веке мешает людям жить спокойно, в дружбе, согласии и понимании? Почему сегодня по-прежнему проливается людская кровь?

Посмотрите на доску(проецируется с помощью компьютера):

одиночество человека в мире людей, милосердие, сострадание, роль разума и идей в жизни человека, роль и место Евангелия как единственной системы нравственных ценностей, испытанной временем. Я

Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Почему Раскольников чувствует необходимость спасти человечество? Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления или лжи?Я думаю, что эти вопросы каждый из вас попытался решить для себя во время чтения романа.

Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Нравственность — правила, определяющие нравы, поведение, духовность.

Преступление — действие, нарушающее закон.

Раскаяться — испытать сожаление, признаться в ошибке.

Наказание — особая мера государственного принуждения за совершенное преступление.

Вера — убеждение, уверенность в чём-либо.

Исповедь — покаяние в грехах, откровенное признание.

Душа — внутренний мир человека, его сознание.

Евангелие — благая весть

Мессия — избавитель, приносящий спасение (Христос).

Милосердие — активная доброта, готовность помочь.

Сострадание — сочувствие чужому страданию, мучению, боли.

(уч-ся письменно выполняют в тетрадях предложенное учителем задание (3-4 мин.), затем зачитывают свои ответы).

2. Размышления над романом (актуализация изученного)

Именно ему исповедуется бывший чиновник (кто?) Мармеладов

(выходит заранее подготовленный ученик и произносит исповедь; учащиеся при этом слушают и обращают внимание на детали внешности героя).

Мармеладов доведён до отчаяния, до крайности; страшная мука одиночества, заброшенности в мире людей. Нищета — крайняя бедность — ведёт к одиночеству.

Вопрос к учащимся: Заслуживает ли любой, даже падший человек, жалости, сочувствия, сострадания?

(ответы уч-ся; на доску проецируются заповеди Христа).

Страшна безысходность, страшно равнодушие. Приведите примеры из жизни (ответы уч-ся)

Вопрос : Пожалел ли Раскольников Мармеладова? (Да, но разумом осудил:

Б) Говорят, характер человека определяет его судьбу. Раскольников высокомерен, нетерпелив в осуществлении своей мечты. О новом шаге. О новом собственном слове.

Вопрос: А можно ли жизнь выстроить по какой-либо теории и почему?

Достоевский видит опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи вопреки своей человеческой природе.

И оказалось, что важнее не человечество спасти, а самому подняться (учитель обращает внимание на рисунок - окровавленный топор в руках героя).

Вопрос:Какие ассоциации вызывает у вас этот рисунок? (ответы уч-ся).

В) Сцена суда

Вопрос: Можно ли оправдать убийство? (ответы уч-ся с обоснованием мнения).

Раскольников ищет союзника, родственную душу. По его мнению, Соня тоже преступница. Герой хочет понять, как она живёт, чем дышит, во имя чего переступила. Оказывается, Соня по-иному смотрит на жизнь: видит хорошее в людях, жалеет их.

Вопрос: Как вы думаете, это хорошие качества — уметь замечать хорошее в человеке, жалеть? А чего же нам сегодня так не хватает?

( ответы уч-ся: милосердия, любви, сострадания, уважения к старшим).

Вопрос: А что же Раскольникова привлекло в Сонечке?

(ответы уч-ся: сила жизни!)

Д) Краткая инсценировка учащимися первого посещения Сони.

Чтобы приблизить Соню к своей теории, Раскольников вновь идёт к ней. Уж не чуда ли воскрешения он ожидал ? (ответы уч-ся)

Раскольников с волнением слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. Соня, глубоко верующая, переступила ради блага голодных детей, думала не о себе. А что вы думаете ? ( обмен мнениями).

Е) Краткая инсценировка учащимися второго посещения Сонечки.

Любовью христианской любит Соня людей. Герой понял её жертвенность, её чистоту. Соня считает, что теория, рождённая в ненависти и презрении к людям, отрицает добро, любовь, сострадание.

К Соне он пришел, когда ему понадобился человек, который способен верить, любить, страдать. Достоевский подводит нас к мысли, что единственной системой нравственных ценностей, испытанной временем, было Евангелие. Отказываясь от него, человек невольно встает на путь зла, возвращается — духовно возрождается (смысл легенды о Лазаре).

Вопрос: А вы на чьей стороне? И не кажется ли вам, что Раскольников рядом с Соней, как Богородица с сыном.

( читательское голосование: уч-ся по очереди выходят к доске и прикрепляют свой голос (флажок) к фамилии персонажа)

Вопрос: А вам не жалко Раскольникова? (обмен мнениями)

Вопрос: А может ли быть спокойна совесть у преступника? (Ответы уч-ся)

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека — когда ему некуда идти, а самое бесценное — сила сострадания, в которую он не хотел верить.

З) В конце романа часто звучит слово НАСИЛИЕ. Неужели стремление властвовать над людьми всегда оборачивается насилием?

Насилие и вседозволенность — страшные слова! Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня, Ставрополь. Смерть Влада Листьева, Игоря Талькова,других видных политиков и учёных. Смерти в кафе, на кладбищах, в аэропортах, в жилых домах.

(заранее подготовленные учащиеся приводят факты из газет, журналов, интернет-ресурсов о насилии, кровопролитии, гибели людей).

3. Выводы. Слово учителя . Домашнее задание

Понимание должно быть выстрадано. И не беда, если вы далеко не всё поняли в творчестве Достоевского. Но очень бы хотелось пожелать вам всем добра, милосердия, сострадания и любви. Уроки Достоевского вам преподнесёт сама жизнь. Прислушивайтесь только к великому голосу гения Достоевского!

"О, как убийственно мы любим…"

(История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок-практикум.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет, интерактивная доска.

Цель урока.

Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой”?

Задачи урока.

а) Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева.

б) Определить, что вбирает в себя понятие “любовь” у Тютчева.

в) Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта.

а) Развивать связную монологическую речь учащихся.

б) Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы учителя и поддерживать беседу.

в) Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

Воспитывать бережное отношение к достоянию русской литературы – поэзии Ф.И.Тютчева, а также бережное отношение к чувствам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Тема сегодняшнего урока – “О, как убийственно мы любим…”. Это строки одного из стихотворений Ф.И.Тютчева, поэтому сегодня мы поговорим об истории тютчевской любви и попытаемся разобраться: почему любовь у Ф.И. Тютчева и блаженство и одновременно “поединок роковой”?

Сегодня третий урок из цикла уроков о творчестве Тютчева, не первый урок, когда мы будем активно использовать Интернет-ресурсы для поиска нужной нам информации, и, поэтому сайты, на которые мы будем заходить, уже знакомы вам.

2. Целевые установки.

Учитель: Обратите внимание на интерактивную доску: там записаны своеобразные "формулы" любви всемирно известных художников слова.

Учитель читает цитаты вслух:

"Тебе любовь - как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304–1374))

Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане. (Уильям Шекспир (1564–1616))

"Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873–1954))

Учитель: Ребята, а, по-вашему, что такое любовь?

3. Ответы обучающихся:…

Учитель: обобщая сказанное вами, любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить. Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства.

Во все времена писатели и поэты пытались ответить на вопрос, что же такое любовь.

Конечно, пытался это сделать и Ф.И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

4. Постановка проблемы.

Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Тютчева. Многое из того, что пережил поэт, может вызвать недоумение и прямое осуждение. Не торопясь осуждать, попробуем вглядеться в долгую, сложную, противоречивую, но по-своему единую историю тютчевской любви. Поэт-философ считал, что любовь остается главным проявлением душевной жизни человека.

На сегодняшнем уроке основным Интернет-ресурсом будет исчерпывающий по своему содержанию сайт рабочей группы по изучению творчества Тютчева – “Тютчевиана”.

Найдите текст стихотворения.

Прочитайте его и попытайтесь ответить на вопрос: “Что приносит человеку любовь?” строками из этого стихотворения.

Учитель: А теперь найдите текст стихотворения “Близнецы” и обратите внимание на последние строки. Не правда ли, странное сочетание - “Самоубийство и Любовь!”.

Прочитав всего несколько тютчевских строк, мы можем сделать вывод, что любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причина такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его стихах.

II. История первой любви Ф. И. Тютчева.

1. Учитель: В 1823 году, девятнадцатилетним юношей, Тютчев приезжает в Мюнхен, куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии. Он еще не знал, что проведет за границей 22 года, познав в Баварии и любовь, и страдания.

Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхенфельд. Золотоволосая красавица, которой позднее восхищались Генрих Гейне, Александр Пушкин, Николай I взяла под свое покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по древним улочкам Мюнхена, к голубому Дунаю.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай,

напишет позднее Ф. И. Тютчев. За год их знакомства, того самого “времени золотого”, он был настолько очарован Амалией, что решился просить ее руки. Но простой русский дворянин, без фамильных титулов, был недостаточно выгодной партией для знатной графини (к тому же сводной сестры русской императрицы Марии Федоровны), и ее родители предпочли ему барона Крюденера, сослуживца поэта. В мае 1825 года Тютчев уезжает в отпуск, в Россию, а возвратившись через полгода, узнает о свадьбе Амалии. Несмотря на боль и отчаянье, он нашел в себе силы остаться другом Амалии. Их дружба длилась целые полвека. Они часто встречались, переписывались. В 1870 году, глубоко пожилыми людьми, Федор Иванович и Амалия Максимилиановна встретились на водах, в Карлсбаде. Именно эта встреча стала толчком к созданию стихов, которые более ста тридцати лет известны как чудесный романс.

2. Прослушивание романса.

Звучит романс “Я встретил вас. ”.

III. Странный брак.

Учитель: Удивительно скоро, в марте 1826 года, Тютчев женится на Элеоноре Петерсон.

Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ незабвенный
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.

IV. Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой.

Учитель: Еще за пять лет до смерти первой жены, Элеоноры, на одном из балов баварский публицист Карл Пфеффель знакомит Тютчева со своей сестрой, 22-летней красавицей Эрнестиной и ее пожилым мужем бароном Дёрнбергом.

Эрнестина произвела сильное впечатление на поэта. Произошла странная история: барон почувствовал себя плохо и, покидая бал, сказал Тютчеву: “Поручаю вам свою жену”, - а через несколько дней скончался. После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена, а когда вернулась между ней и Тютчевым началась та любовь, которой явно не хватало поэту в браке - духовное взаимопонимание и страсть, которая даже страшила его.

Учитель: О какой любви-привязанности к жене Элеоноре может идти речь, если еще при ее жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дёрнберг, встречаясь с ней, добивался ее любви?

Предполагаемый ответ обучающегося: Эрнестина Дёрнберг была умна, красива, намного моложе его жены. Ей поэт посвятил немало стихов. Но, еще не женившись на ней, Тютчев чувствовал, а вернее ощущал свою неспособность сделать любимую счастливой. Он писал

Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!

. Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака, -

напишет Тютчев за полгода до женитьбы на Эрнестине. Видимо, любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого ужасало его, тяготило. В такие минуты Тютчев-поэт ненавидел Тютчева-человека, отторгался от него.

В июле 1839 года Тютчев обвенчался с Эрнестиной в Берне, в церкви при русском посольстве. Жизнь как бы начиналась снова. Отношения со второй женой были близки к идеальным. Эрнестина Федоровна была образованным человеком, интересным собеседником. И через 17 лет брака Тютчев напишет: “Ты самое лучшее из всего, что известно мне в мире . и хотя ты любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою. ”.

V. “Последняя роковая” любовь поэта.

Учитель: И все же почему в 1850 году началась захватывающая любовь поэта, последняя любовь, имя которой Елена Денисьева?

Давайте прежде послушаем стихотворение “Последняя любовь”, посвященное Денисьевой.

Звучит стихотворение “Последняя любовь”. (“О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. ”).

Кто она, Елена Денисьева? Что в ней привлекало поэта?

Выпускница Смольного института, бедная дворяночка, живущая с теткой, Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой.

Противоречивость натуры поэта сказалась опять. Испытывая глубокое чувство вины перед женой, он в самом деле, на протяжении многих лет, подлинно любил обеих женщин. В Эрнестине поэта восхищала выдержанность, серьезность, ум, подлинный аристократизм, а в Елене Денисьевой - страстность, эмоциональность, “безумная к нему любовь”.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение“Ты волна моя морская. ”

Учитель: Почему Елена Денисьева уподоблена “волне морской”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Стихотворению предпослан эпиграф с французского: “Непостоянна, как волна”. Именно такой была его “Леля” (так звал Денисьеву Тютчев). В минуту гнева она могла бросить в поэта гипсовый бюст, тяжелую вазу. Он этим очень восхищался, считал доказательством ее страстной любви к нему.

Елене Денисьевой, своей “последней любви”, Тютчев посвятил целый цикл стихов, которые исследователи назвали “денисьевским”. Однако все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоенности поэта между Нести (Эрнестина) и Лелей (Елена), приводит его к “страшному выводу”: “О, как убийственно мы любим. ”.

Обучающаяся читает строки из этого стихотворения.

Учитель: Какой стилистический приём использует Тютчев в первых строках стихотворения “О, как убийственно мы любим. ”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Оксюморон, сочетание совершенно противоположных вещей, явлений, чувств.

Учитель: Любовь созидательна, любовь - это источник жизни. Как по Тютчеву проявляется убийственный характер любви?

Предполагаемый ответ обучающегося: Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, есть смерть.

Учитель: Ребята, а какой частью речи начинает поэт свое стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: Междометием О.

Учитель: Какую функцию оно выполняет здесь?

Предполагаемый ответ обучающегося: Эмоционально-усилительную функцию.

Учитель: А можно ли любить “убийственно”?

Предполагаемый ответ обучающегося:Наверное, нет. Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье - “вещи несовместимые”, может потому, что любовь Тютчева - это любовь-страдание, любовь-страсть:

Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Учитель: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка).

Все лето 1864 года поэт посвящает уходу за больной Лелей, упрекая себя в том, что это он виноват.

Найдите на сайте текст стихотворения “Весь день она лежала в забытьи”.

Это стихотворение вам сейчас предстоит проанализировать.

Задание: в стихотворении 4 строфы. Каждый выполняет анализ 1-й строфы, далее ребята собираются за круглый стол, систематизируют свои наработки анализа строф и один обучающийся зачитывает полный анализ стихотворения.

Но прежде, чем вы приступите к работе, послушайте стихотворение в исполненииМ.Козакова.

Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи. "

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в 1864 году.

Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни.

Во второй части дается описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!

Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:

О, господи. и это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя.

Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: “теплый летний дождь”; метафоры: “убитый, но живой”, “. и сердце на клочки не разорвалось”.

Учитель:Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.

4 августа Елена Александровна скончалась. Отчаянно и страшно страдал, постарел лет на пятнадцать, открыто и прямо заявлял в “свете”, что сгубил свою Лелю.

Через год, накануне годовщины ее смерти, он напишет стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 года”.

Стихотворение звучит в исполнении обучающегося.

Полные горькой безнадежности прожил поэт последние девять лет своей жизни после смерти любимой.

А как же умная, гордая Эрнестина? Как она переносила “роковую любовь мужа”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Нести настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их.

О чем это стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: в этом стихотворении Тютчев дал оценку величию и красоте души своей Нести.

VI. Выводы.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева — уникальное явление в мировой литературе. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека.

Скажите, можем ли мы осуждать Поэта Тютчева?

Предполагаемые ответы обучающихся: Поэт - вне осуждения, он - выше.

Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. И это блаженство жизни.

Учитель: Тютчева боготворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий:

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец.

Что это, как не роковой поединок двух сердец?

Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

Обратите внимание на слайд. Что же такое любовь по Тютчеву?

Ответы обучающихся: и рок, и боль, и блаженство…

Учитель: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Нашли мы ответ на вопрос, который поставили перед собой в начале урока? Почему любовь у Тютчева и блаженство, и одновременно поединок роковой?

Предполагаемые ответы обучающихся: Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.

Учитель: что же для вас понять творчество Тютчева? Его любовную лирику?

Предполагаемые ответы обучающихся: Понять лирику Тютчева, не только любовную, - значит прожить целую жизнь, постигая безмерность жизни, полноту и красоту бытия.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, если бы Фёдор Иванович и Елена Александровна могли предвидеть свою дальнейшую судьбу, они бы отказались от своей любви или нет?

Учитель благодарит детей за подготовку, хорошую работу и объявляет оценки за урок.

Домашнее задание (на слайде).

Проанализировать стихотворение “Бессонница”. При анализе можно воспользоваться материалами следующих сайтов:

Предварительная подготовка учителя и учащихся

Учитель готовит презентацию, отражающую ход урока. (Приложение 1)

Так как это 3-й урок из цикла уроков о творчестве Ф.И.Тютчева,обучающиеся получили творческое задание к этому уроку.

  • о первой любви Тютчева к Амалии Лерхенфельд с исполнением романса “Я встретил вас . ” (Приложение 2);
  • о первой жене - Элеоноре Петерсон (Приложение 3);
  • об истории любви Тютчева и Эрнестины Дернберг, второй жены поэта (“милой Нести”), сопровождая рассказ стихами, посвященными ей (Приложение 4);
  • о последней, роковой любви Тютчева к Елене Денисьевой (Приложение 5);
  • стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 года” учит один из обучающихся (по желанию).

Интернет-ресурсы, с которыми обучающиеся работали ранее, готовили домашнее задание и к некоторым из них им предстоит обратиться на этом уроке.

Читайте также: