Людські чесноти конспект уроку

Обновлено: 03.07.2024

3. Основные понятия:

Честь- это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация, благородство души, доблесть, честность, чистая совесть и т. п.

Достоинство- это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

иллюстрации из учебника и электронного приложения, тест из электронного приложения к уроку.

I .Актуализация знаний.

II .Решение проблемы, открытие новых знаний.

III .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

IV .Включение в систему знаний и повторение.

VI .Домашнее задание.

-Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять: В чем же назначенье Человека, как надо жить? Спокойно, ни во что, не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?.

Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экрана телевизора, встречаются на страницах книг и газет. Употребляя их в разговоре, мы едва задумываемся над значением этих слов.

- На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему.

-Какое определение дают этому слову авторы учебника? с 46(до слов Достоинство)

Работа в группах.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни

Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

Составляют и записывают своё определение слова честь.

Честь-это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь, который не допускает низких поступков и помыслов, сила его души, готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства.

Объясни название рассказа .
- Какой договор предложил заключить Владику Гусеву Петька Редькин ?
- Какие желания были у Петьки? Почему они его веселили, а Владика огорчали?
- Что испытывал Владик, выполняя их?
- Понимал ли Петька, что поступает плохо?

-Найди пословицу, объясни её значение. К месту ли её употребил Петька? (Это дело чести - держать своё слово. Не сдержишь слово, не будет у тебя чести)
Не пострадала ли честь Владика, когда он отказался выполнить условие договора?

3)Работа с понятием через подбор ассоциаций и синонимов.

- Подберите и запишите по вертикали слова, ассоциирующиеся со словом честь и начинающиеся с букв, составляющих это слово (кроме буквы ь).

С ________________________(совесть, справедливость, сила))

4).Запишите синонимы к слову честь ( благородство, мужество, верность, справедливость, правдивость, достоинство.)

6) Проявление чести в повседневной жизни.

-Как проявляется честь в повседневной жизни?

-Объясните эти понятия:

Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как и рядовому, так и полководцу.

Гражданская честь - человек, вступившийся за слабого или оскорблённого.

Кого в наше время называют рыцарем?

(В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за слабого)

Спортивная честь. ( отстаивать честь страны на международных соревнованиях, олимпиадах-Сочи2014г, Александр Зубков-братчанин чемпион олимпийских игр по бобслею).

-Какой вывод из сказанного можно сделать? ( пострадала честь- это значит, пострадало твоё собственное имя, достоинство, верность благородство. Не даром честь отдают офицеры, дают клятву президент, врачи,. Это помогает людям осознать свою ответственность, взять её на себя.)

-Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать? Групповая работа.

-Запишем эти качества:

умение сдержать своё слово,

прийти на помощь слабым,

не предать друзей, Родину,

не изменить своим моральным принципам

-Что такое достоинство человека?

- Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надёжность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.

-Значит честь и достоинство близки по смыслу. Но между ними есть различие. Каково же оно?

2) Чтение текста учебника. Приём инсерт.

-Что такое чувство собственного достоинства?

( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)

-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?

( К голосу совести).

- Теперь с помощью учебника выпишем моральные качества, которыми должен обладать достойный человек.

отличает добро от зла,

не совершает безнравственных поступков,

способен быть справедливым

уважает достоинство других и не теряет собственного

-Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?

(Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность)

-Так в чём же их различие? (если дети не смогут чётко ответить на этот вопрос – помощь учителя)

-Итак, достоинство- это моральное качество человека, основанное на уважении к другим людям и на самоуважении.

4)- Об одном из качеств достойных человека мне хочется с вами поговорить, а поможет нам притча. Послушайте.

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которой стояла чёрная точка.

-Что вы здесь видите?- спросил старец.

-Точку.- ответил один.

-Чёрную точку. - подтвердил другой.

-Жирную точку.- уточнил третий.

И тогда их любимый учитель заплакал.

-Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?- удивились ученики.

-Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку. И никто из вас не заметил чистого белого листа.

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о его достоинствах.

-Чему учит эта притча? (нужно видеть в другом человеке только достоинства, его положительные черты характера).

-Поможет ли это качество вам в жизни?

-Как? (это поможет в общении, избежать вражды, мести, взаимных обид).

5)-Исходя из всего сказанного сделаем вывод, что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ?

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. Р. Киплинг

- Какие условия того, чтобы человек стал человеком, называет Киплинг? Запишите их в тетрадь (в виде цитат)

- Можно ли назвать такого человека честным и достойным? Ответ обоснуйте.

- Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.

- Как вы понимаете это высказывание?

Задача каждого человека

Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение):

Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Тест по теме «Честь и достоинство)

Свои пороки нужно скрывать

Не нужно стесняться своих недостатков, нужно их исправлять

Нужно стремиться становиться лучше

У человека не должно быть недостатков

2.Честный человек это тот, кто:

Обладает нравственными качествами и проявляет их в своём поведении

Не признаёт своих ошибок

В незнакомых людях видит подлецов и негодяев

Умеет сделать так, что его обман не заметят другие

3.Достойный человек это тот, кто:

Уважает себя и окружающих, проявляет доброжелательность, вежлив

Побеждает в споре путём применения сил

Постоянно берет свои слова обратно

Не хочет брать ответственности за свои дела

4. Достоинство связано с:

Верны все варианты

-Насколько важными вы считаете, чувства чести и достоинства?

- Всегда ли вы можете сказать, что вас уважают окружающие, и вы себя уважаете?

Предлагаю выполнить следующее задание:

Обучающимся выдаётся ладошка.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения;

Найти рассказы или вспомнить произведения о чести и достоинстве.

Пословицы о чести и достоинстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание условий для формирования понятий морального сознания внутренней убежденности в том, что является честью, достоинством, исовестью.

Задачи:

Воспитывать способность осуществлять нравственный самоконтроль.

Формировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемым поступкам. Воспитание культуры поведения.

Место проведения: Музыкальный зал.

Оборудование: плакаты, альбомные листы, книги, карандаши, кассета с записями.

Вводное: слово ведущего

(Приветствует детей на государственном и русском языке)

Я очень рада, что вы пришли на наше мероприятие с хорошим настроением. Я призываю вас поработать, по рассуждать о совести, чести и взять для себя самое полезное, нужное, научиться формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемым поступком.

Звучат стихи:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть –

Достоинство, верность и братство

А есть еще совесть и честь.

Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.

Достоинство – это уважение самого себя, умение дорожить своей честью, своим именем, чуткость к самооценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желанию сегодня сделаться лучше, чем вчера.

В словаре великого русского языка В.И Даль дает такое определение чести и достоинству:

Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, честность, благородство души и чистая совесть.

Достоинство – совокупность внешних моральных чувств, уважение этих качеств в самом себе самоуважение.

Какое место в иерархии ценностей занимает честь? Почему вы так считаете? Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить не достойные поступки, ведущие к потере чести? Подумайте, как бы поступил достойный человек? Злом, унижающим, человеческое достоинство является лень, стремление жить легкой, безбедной жизнью за счет чужого труда, лживость, бессовестность.

Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорчения, беспокойства других людей.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок – ложь, клевета, предательство может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим мнением, боится запятнать свое доброе имя плохими поступками и делами. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего он уважает себя.

Моя честь – это моя жизнь. Обе растут из одного корня, отнимите у меня честь и моей жизни придет конец.

Вильям Шекспир

Человека, имеющего честь, достоинство еще должен иметь чистую совесть.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен

Посвяти ему свой краткий век

Может и не станешь, победителем,

Но за то,умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство!

  1. Какова природа совести? Как вы думаете это чувство врожденное или приобретенное?
  2. Испытывали ли вы муки совести?
  3. Что ощущает человек,в котором говорила совесть?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме. Подобно тому, как это делает боль. Боль сигнализирует о нарушениях физиологических: краснеют щеки, горят уши. А совесть о нарушениях этических. Совесть в нашей душе живет только на питательной почве совести и стыда.

Он совести, не зная укоров строгих, и слепо шел дорогою страстей.

Стыд и совесть почти синонимы. В народе не зря говорится, есть стыд, есть совесть. Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести собственной совестью.

Не чистая совесть пугается каждого взгляда.

Достойному честь и награда.

Вопрос: чего, по-вашему, стоит стыдиться и почему?

- Поношенной, но аккуратной одежды.

- Социального положения родителей.

Стыдно врать другим людям и должен ли человек быть честен с самим собой?

В жизни часто приходиться принимать решение самому по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себя судит. И потому какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Рассмотри ситуацию.

Вчера в классе была контрольная работа по математике. Учитель объявляет оценки, тебе поставили 5! Однако, просматривая свою работу, ты увидел, что учитель допустил грубую ошибку.

Ваша работа написана на 4, а то и на 3. Как вы поступите?

  1. Никому не скажете
  2. Обязательно скажете
  3. Если скажете, но непременно при всем классе, наедине одному учителю.

Чтобы стать ловким и сильным надо упражнять тело, чтобы научиться решать задачи, надо упражнять ум. А можно ли упражнять совесть? Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть, она показывает тебе, какие поступки в жизни твои добры, а какие злые.

Упражнение совести – это тонкая работа ума и сердца.

Глаза совести – это мысль.

Нужно научиться размышлять о поведении, что вокруг меня и во мне, мысленно ставить себя на место другого, видеть последствия каждого своего поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору.

Упражнение совести - тайная работа ума и сердца. Она происходит в деятельности и поступках, в различном своем поведении. Глаза – совести – мысль, нужно размышлять, видеть последствия каждого поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору со стороны самых честных, самых требовательных людей.

Голос внутреннего я, говорит в человеке только тогда, когда он с малых лет привык чувствовать, что он на виду у людей. Как пробудить свою совесть у бессовестного человека? Очень важно как реагирует среда окружающая, его, если человек поступает бессовестно, окружающие его люди должны указать на его бессовестный поступок, прожжет оболочку его честолюбия, эгоизма проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно.

Домашнее задание.

Письменно обоснуйте причину своего выбора.

В мире нет ни добра, ни совести?

Есть ли в мире добро и совесть?

Добро и совесть правят миром!

Сегодня мы с вами поразмышляли, что такое честь, достоинство, совесть. Я очень надеюсь, что час общения заставит вас задуматься. А если вы это будите делать ежедневно, у вас все будет хорошо. Вы начнете осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно осуществлять нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение. Спасибо всем за участие.

Загрузить презентацию (692 кБ)

Цель: формирование устойчивых нравственных принципов.

  • познакомить учащихся с такими нравственными понятиями, как уважение, высокомерие, тщеславие, честолюбие, толерантность;
  • воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки;
  • развитие творческого воображения и фантазии.

Ожидаемые результаты деятельности:

  • Получение знаний, умений и навыков в соответствии с воспитательной программой.
  • Формирование научного типа мышления.
  • Регулятивные (учебно-организационные) УУД: принятие учебной цели, выбор способов деятельности.
  • Познавательные УУД: сравнение, обобщение, анализ, синтез; абстрагирование и т.п.
  • Коммуникативные УУД: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог и т.п.
  • Надпредметные умения: ставить вопросы и отвечать на вопросы, составлять план ответа, принимать решения в ситуации выбора и т.п.
  • Социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) качества человека.
  • Социально и нравственно обусловленные внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).
  • мультимедийный компьютер учителя;
  • проектор;
  • презентация о жизни и творчестве композитора Л.В.Бетховена;
  • презентация к классному часу;
  • аудиозапись “Лунной сонаты” Бетховена;
  • аудиозапись отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” о тщеславном человеке в исполнении Алисы Фрейндлих (гл. 11);
  • высказывания;
  • демонстрационные слова для вывешивания на доску;
  • раздаточный материал – “словарик” с терминами, карточки для групповой работы;
  • вырезанные из бумаги “ладошки”;
  • листы бумаги для работы в группе.

1. Организационный момент (приветствие). Учащиеся и учитель рассаживаются в один замкнутый круг. (Слайд №1)

О разном и о прочем,

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего – то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Вдруг будет интересно.

2. Знакомство с музыкой с творчеством, отрывком из жизни Л.В.Бетховена.

Беседа с учащимися

(Включить запись “Лунной сонаты” Бетховена)

- Что это за мелодия? Кто автор музыки?

- Как вы думаете, почему этот человек достоин уважения?

Людвиг Ван Бетховен (крещен 17.12.1770 в Бонне — умер 26.03.1827 в Вене) — гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой.

С 27 лет Бетховен страдал глухотой, которая постоянно прогрессировала. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.

Знаменитая “Лунная соната”, четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего у него было тридцать две сонаты для фортепиано), написана в 1800-1801 гг. Она была издана в марте 1802 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди.

Название сонаты принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 г. окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками передал образ Люцернского озера тихой лунной ночью.

- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?

4. Знакомство со стихотворением Е.Евтушенко.

Учитель читает строки из стихотворения Евгения Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет. ”: (Слайд № 5)

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

Учитель:

В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

5. Работа в парах со словарем.

- Что такое уважение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся за помощью к “словарикам”. Учитель раздает словарики с терминами. Учащиеся ищут ответ.

На доске появляется слово “уважение”.

Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Учитель:

- Подберите синонимы к слову “уважение”. Найдите их в “словариках”.

На доске появляются слова: почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект. Прочитайте значение этих слов в “словариках”.

Учитель:

- Как выдумаете, каждый ли человек имеет право на уважение? Например, Учитель, родитель, одноклассник. Почему? Как ответить на этот вопрос, используя значения появившихся слов на доске.

Учитель зачитывает высказывания, вывешенные на доске.

6. Игра в круге.

Учитель:

  • ладошка вниз – означает: скромность, скрытость, не готов общаться;
  • ладошка к ладошке (боком) – означает: я ничего не утаиваю, готов к общению;
  • ладошка вверх – означает: открыт для общения.

В стране, куда мы полетим, здороваются локтями.

Игра “Здороваться локтями”.

Правила игры: давайте встанем и рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й. Первые будут держать “руки за головой”, вторые - “руки на поясе”, третьи - “руки на коленях”. Надо поздороваться локтями.

Учитель: с кем удобно было здороваться? (ответы детей: выражают эмоции)

Ответ: с равным себе.

Учитель: В жизни тоже приходится трудно, зачастую надо подстраиваться под другого, чтобы достигнуть цели или приобрести друга.

Бывает так, что рядом с нами появляются люди, которые считают себя лучше других.

- Как это проявляется в поведении человека?

(ответы детей: такой человек ведет себя грубо, высокомерен, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д.)

Учитель:

- Такой человек высокомерен и тщеславен. А что означают эти понятия?

  • Высокомерие — гордое и надменное поведение по отношению к кому-нибудь.
  • Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.
  • Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

Эти слова появляются на доске.

8. Знакомство с отрывком из сказки А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Учитель: итак, мы отправляемся с вами на планету - в сказку А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, где говорится о таком тщеславном и честолюбивом человеке.

(Слайд № 6) (аудио запись - чтение главы 11 о честолюбце).

Учитель:

Маленький принц сбежал от честолюбца, назвав его “странным взрослым”.

- А каковы ваши впечатления от этой встречи? Что бы вы сказали после встречи с ним?

9. Работа в парах со “словариками”.

Учитель:

- С таким человеком, который ставит себя выше других, трудно общаться. Каждому из нас нужно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.

Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д. Это слово появляется на доске.

Вот такая “схема” появилась на доске. Можно делать вывод: в жизни приходится встречаться с разными людьми и нужно проявлять либо чувство уважения, либо чувство толерантности (терпения, терпимости) и по отношению к младшим, и по отношению к старшим, и по отношению к равным себе.

уважение толерантность высокомерие
почтение тщеславие
почитание честолюбие
пиетет
благоговение
респект

Учитель:

- Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).

10. Работа в группах по проблемному заданию.

Игра “На пне в лесу”

Игра имеет два названия. Первое — “На пне в лесу”, потому что игровая ситуация заключается в том, что человек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе — “Разум — бог каждого” (лат.), потому что в итоге игры участники приходят к выводу, что жизненные вопросы никто за человека решить не может, он сам себе бог в своих отношениях к жизни.

Интрига игры в противопоставлении двух различных суждений. Их высказывают поочередно два субъекта, сидящие на двух противостоящих “пнях” - стульях. “Деревья” вокруг, слыша их суждения, протягивают ветви-руки в случае согласия с высказыванием, и не делают этого при несогласии.


Игра идет неспешно, чтобы наблюдатели могли осмысливать содержание и выявляющуюся все явственнее по ходу игры идею: любое суждение имеет смысл и значение — все зависит от ракурса рассмотрения предмета, и субъект должен это понимать, прежде чем примет то или иное высказывание. Сидящие “на пне” обычно произносят несколько суждений по одной и той же теме. Таким образом, группа подвергает осмыслению один какой-то вопрос. Потом диада играющих сменяется, и новая тема предстает в своих противоречивых суждениях.

Предложим опробованные на практике темы и суждения, разместив их напротив друг друга, как если бы это отражало момент игры.

Вот примерные суждения. (Восемь незаконченных предложений для восьми групп. Можно и меньше в зависимости от времени):

Я люблю уроки, на которых можно шалить, потому что. Я люблю уроки, на которых стоит тишина, потому что.
Я не люблю уроки, на которых приходится напряженно думать, потому что. Я люблю уроки, когда надо напряженно думать, потому что.
Мне нравится работать у доски, потому что. Мне не нравится, когда приходится работать у доски, потому что.
Мне нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что. Мне не нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что.

Особенный эффект производит игра, если в классе что-то случается, и ведутся длительные дискуссии проблемного характера. Тогда педагог может сказать: “Не посидеть ли нам на пне в лесу?” — и заготовленные карточки с самыми различными точками зрения на происшедшее помогут многостороннему рассмотрению проблемы.

Заключительным аккордом может служить методика недописанного тезиса: “Теперь, когда я окажусь в лесу на пне. ” — дети называют вопрос, о котором они хотели бы подумать.

“Пень в лесу” — условность, она может быть заменена “Камнем в степи”, “Песком у моря”, “Скамейкой в саду”.

Предостережение: здесь очень важен момент реакции “деревьев”, когда они протягивают “руки-ветви” в сторону мыслителя. Ведущий должен обратить внимание всех, что одно и то же “дерево” вдруг соглашается с суждениями прямо противоположными — такое возможно в нашем противоречивом мире.

Учитель:

- Итак, как же уважать человека? Достоин ли каждый из вас уважения?

Как нужно себя вести, чтобы тебя уважали.

  • Уважая других – ты себя уважаешь,
  • Унижая других – ты себя унижаешь,
  • Помогая другим – ты себе помогаешь,
  • Защищая других – ты себя защищаешь!
  • И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
  • И совсем по-другому себя ощущаешь!

11. Заключительный этап занятия. (Слайд № 8) (Вновь звучит “Лунная соната” Бетховена) Учитель раздает ладошки, вырезанные из бумаги.

Учитель:

- Я предлагаю вам, ребята, уходя с нашего занятия, приклеить свою “ладошку”, символ взаимного уважения, к ватману, висящему на входной двери, если вы согласны с высказываниями на доске. А если вы не согласны, то заберите ее с собой. Пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.

Приложение № 1

  • “Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь”. Пословица.
  • Проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим - признак воспитанности, культуры человека.
  • “Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства”. Виссарион Белинский.
  • “Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других”. Джек Лондон.
  • Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.
  • Ты достоин уважения, если уважаешь других.
  • “Мы бываем счастливы только чувствуя, что нас уважают”. Блёз Паскаль.
  • “Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя”.
  • Федор Михайлович Достоевский.
  • “Уважать – значит утруждать себя ради другого”. Блёз Паскаль.

Приложение № 2

Словарик терминов

Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Пиетет - глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

Благоговение – 1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней, 2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо.

Респект - уважение; признание; почёт, почтение; почтительность.

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь;

Почитание - чувство глубокого почтения, уважения к кому-л., чему-л. Например, я его почитаю отцом, за отца, признаю и уважаю; почитаю, как отца.

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию;

Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д.

Почтение - 1) Глубокое уважение, испытываемое или проявляемое по отношению к кому-л., чему-л. 2) устар. Процесс действия по знач. глаг.: почтить (1).

Прежде чем Вы узнаете тему сегодняшнего урока, я прочту Вам притчу об одном мудреце. Чтение притчи.
Как - то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

ДОСТОИНСТВО: совокупность высоких моральных качеств, а также
уважение этих качеств в самом себе.
Ронять свое достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.
– ДОСТОЙНЫЙ: справедливый, заслуженный
Достойная награда.
– ДОСТОЙНЫЙ: уважаемый, почтенный
Достойная личность.

– ДОСТОЙНЫЙ: заслуживающий чего - нибудь
Достоин похвалы. Достоин порицания.

– Поговорим о том, что значит достойный человек.
Работа в группах.

1 группа.
В начале урока вы назвали качества своего характера. Вспомните эти качества. Какими из них, по - вашему, обладает достойный человек? Обсудите в группе и попробуйте создать модель достойного человека. Можно добавить качества, о которых еще не упоминалось. (5 мин)
Можно изобразить.

2 группа.
Перед вами пословицы, высказывания, афоризмы. Выберите и объясните из них те, которые подходят к теме нашего урока.

Отчет о работе групп.
Узнать, правильно ли мы понимаем значение этого словосочетания, нам поможет старинный словарь Даля.
(На доске)
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.
А как вы понимаете, что такое чувство собственного достоинства?
(ответы детей)

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. У него была очень красивая морская форма и фуражка с эмблемой. На погонах были звезды, а на рукавах полоски и якоря.

Ваня был горд и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой Ваня сильный, смелый, ловкий – настоящий мужчина.
Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но Ваня, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его ловкость. Но дедушка (а он зашел в вагон последним) был не доволен: “ - Не думал я, что ты еще такой маленький, ростом вроде не мал, а вот да настоящего мужчины еще очень далеко…”. Ваня был удивлен: - “Деда, ведь я всех обогнал, место лучшее занял…?”
– Вот в этом - то все и дело. Кого ты обогнал? Женщин, старушек?
– Да! А, вон, смотри, парни – студенты, другие мужчины,” – показал Ваня.
– А ты заметил, что они вперед женщин пропустили, только потом сами зашли? Вот это настоящие мужчины. А ты еще малыш.
Очень, очень огорчили Ваню эти слова.
– Как вы думаете, почему?
Он думал, что, когда быстрее всех все лучшее себе успеваешь добыть, это хорошо, а, оказывается, уступать, пропускать вперед себя кого - то надо, чтобы тебя сильным мужчиной считали.

В парке дедушка спросил Ваню:
– Ты слышал про гибель “Титаника”?
– Конечно, я и фильм смотрел и книжку читал, – ответил Ваня.
– Обратил ли ты внимание, когда судно начало тонуть, на воду спустили шлюпки, но мест в них было мало, на всех не хватало. Капитан отдал приказ: “В шлюпки садятся только женщины, дети и гребцы - матросы”.
В салоне - люкс плыли очень состоятельные люди. На родине у них были и заводы, и банки, и дорогие дома. Но сейчас ничего это не могло им помочь. Все они хотели жить, но сидели и ждали, когда огромный пароход пойдет ко дну вместе с ними. Только один мужчина пробрался в шлюпку, которую потом подобрали спешащие на помощь суда. Он спас свою жизнь, но потерял честь. Никто не подавал ему руки, никто не хотел иметь с ним дела. Его все презирали.

– Почему капитан отдал такой приказ?
– Почему у людей принято правило в трудных ситуациях спасать слабых?

– Как называют людей, способных сделать что - то хорошее другим или даже отдать свою жизнь, спасая других? (Добрые, сильные, мужественные, милосердные, благородные, герои, сильные духом, бескорыстные, жертвенные, способные служить другим и т. д.) Все предложенные детьми варианты записать на доске.

– Обязательно ли быть героем, чтобы стать достойным человеком?

– А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно? А в чем это выражается? Или А как?

– Надо ли вести себя достойно по отношению к себе? Как называется чувство уважения, достойного отношения к себе? (Чувство собственного достоинства)

Выберите цитату, которая, по - вашему, лучше всего подходит к понятию чувства собственного достоинства.
Информация к размышлению:

Достоинства есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
К. Маркс

Не сильные лучшие, а честные. Честь и
Собственное достоинство – сильнее всего.
Ф. М. Достоевский.

Безмерное самолюбие и самомнение

Не есть признак чувства собственного достоинства.
Ф. М. Достоевский

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе.
В. Белинский

Что значит жить достойно? (беседа)

Итог урока:

Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, чувство человеческого достоинства.

Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям. И тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.

Читайте также: