Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему звук и буква к

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков [к – к , ]. Закрепление связи звука [к] с буквой Кк.

Уточнить артикуляцию и акустические признаки глухих согласных.

Научить слышать глухое звучание согласных [к – к , ], различать на слух и в произношении.

Учить узнавать глухие согласные [к – к , ] на материале слогов и слов, опираясь на артикуляцию и акустические признаки.

Закрепить связь звука [к] с буквой Кк.

Воспитывать слуховое внимание на эти звуки, артикуляционную и пальцевую моторику.

Ход занятия:

I . Оргмомент

- Изобразите ласкового котенка, который просит молока. Сердитого козла. Важного индюка. Маленьких утят.

II . Основная часть

1. Внесение изображения клоуна.

- К нам пришел клоун Пулька и его собака Булька. Отгадайте их загадки и определите, с какими звуками мы сегодня будем работать.

Часто умывается, Шубу теплую в колечках

А с водой не знается. (кот) Носит тихая…(овечка)

С хозяином дружит, Голодна – мычит,

Дом сторожит, Сыта – жует.

Живет под крылечком, Малым деткам

Хвостик колечком (собака) Молока дает. (корова)

Пашет землю трактор без колес С бородой родится –

Для него горючее – овес (конь) никто не дивится. (козел)

Ходят в вразвалочку, плавают, ныряют,

На дне пруда корм добывают. (утки)

- О ком я загадывала загадки?

- Какие звуки в словах-отгадках слышатся чаще всего? ([к – к , ])

2. Внесение Звукознайкина и персонажей Тима, Тома, Бума, Пама.

- Произнесите перед зеркалом звуки [к – к , ].

- Дайте характеристику звукам [к – к , ].

- Кто из друзей Звукознайкина подружится со звуком [к], а кто – со звуком [к , ].

- На какой звук похожа артикуляция звуков [к – к , ]? ([г – г , ].)

- Чем они различаются?

Конь, корова, овца, кролики, баран, кошка, собака, козел, индюк, поросенок, осёл, утки

Ко, ку, юк, ёк, як, ке, ка, кы, ук, кю, ок, кя

5. Скажите, о каких животных мы сегодня говорим? (о домашних животных)

Например: у коровы - теленок

Коза, лошадь, овца, кошка, собака, свинья

- Скажите ласково о каждом детеныше. (Например: теленочек)

- Придумайте красивое предложение с одним из названных вами слов.

IV . Работа над связью звука [к – к , ] с буквой Кк.

1. Как на письме обозначается звук [к – к , ]? (буквой Кк)

Внесение изображения буквы Кк.

Два столба стояли рядом.

Вдруг – один переломился

И к другому прислонился

2 . Выложите букву К при помощи разрезных квадратов.

-Найдите в Буквограде изображения, похожие на букву К.

3 . Минутка чистописания.

- На что похоже изображение?

4. Назовите домашнее животное:

название которого начинается со звука [к ] (кот)

в названии которого звук [к ] в середине слова (собака)

в названии которого звук [к ] в конце слова (теленок)

Запись названных слов в тетрадь под диктовку

5 . Придумайте со словом кот предложение.

Запись предложения в тетрадь (логопед предварительно записывает предложение на доске печатными буквами)

Кот поймал мышку.

- Найти в предложении все буквы к и подчеркнуть.

V . Итог: -Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось на занятии?


Полный текст материала Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса Звуки [к – к,]. Буква Кк. Домашние животные. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия

Тема: звуки [к] [кь], буква Кк.

Тема: звуки [к] [кь], буква Кк.

Цель : познакомить детей со звуками [К] [Кь], буквой Кк.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

научить детей давать характеристику звуков [к] [кь] по акустическим признакам;

учить соотносить звуки с буквой;

закрепить знание о механизмах написания буквы Кк;

учить детей дифференцировать звуки [к] [кь] в слогах, словах, словосочетаниях предложениях;

расширять активный и пассивный словарь детей;

закреплять навыки деления слов на слоги;

упражнять детей в звуко-слоговом анализе.

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие фонематического восприятия;

развитие зрительного внимания;

развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, самоконтроля.

Ход занятия

Сегодня к нам в гости пришел Клоун Кира. Он очень хочет учиться и держит путь в страну знаний. Просит нас проводить его туда. Поможем Клоуну Кире?

2)Актуализация знаний
Ребята, посмотрите Клоуна Кира принес нам воздушные шары. Но они не простые. На каждом из них кружочки.
- Что мы обозначаем кружочками? (Звуки).
- Какие звуки путешествуют на красном воздушном шаре? (Гласные звуки).
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно).
- Какие ещё звуки бывают? (Согласные).
- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые не тянутся, не поются, воздух при их произнесении встречает преграду).
- Какие звуки путешествуют на синем воздушном шаре? (Согласные твёрдые звуки).
- Какие звуки путешествуют на зелёном воздушном шаре? (Согласные мягкие звуки).

-Какие звуки путешествуют на воздушном шарике с колокольчиком? (Согласные звонкие звуки).
- Какие звуки путешествуют на воздушном шаре с наушниками? (Согласные глухие звуки).
Правильно, ребята.

Сегодня на занятии мы вместе с Клоуном Кирой будем изучать новый звук. А какой это звук, вы догадаетесь, если определите, какой первый звук слышится в слове клоун и в слове Кира. Какие это звуки? Правильно это звуки [К] и [Кь].

II . Основная часть

1) Характеристика звука [К] и [Кь].

Проверим, тянется ли ниточка или рвётся при произнесении звука [к]? (Рвётся).
- Можем мы этот звук петь и тянуть? (Нет).
- Свободно воздух проходит или встречает преграду? (Воздух встречает преграду).
- Звук [к] какой? (Согласный).
- Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Кружочком какого цвета будем обозначать звук [к] на схеме? (Синим кружочком). Схема

Звук [кь] какой? (Согласный).
- Он твёрдый или мягкий? (Мягкий).
- Кружочком какого цвета будем обозначать звук [кь] на схеме? (Зеленым кружочком). Схема

2)Соотнесение звука с буквой, развитие зрительного внимания.

Чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами). Клоун Кира предлагает нам стать волшебниками и превратить звуки [К] и [Кь] в букву К.

Платья звукам надеваем,

Звуки в буквы превращаем.

Эти звуки на письме обозначаются буквой К. Посмотрите, наша буква похожа на клоуна. (Детям раздаются изображения буквы-клоуна). Давайте в воздухе вместе напишем букву К. Теперь возьмите веревочки и из них составьте букву К. Посмотрите, Клоун Кира зашифровал букву у вас на карточке, обведите ее по точкам.

Продолжаем наше путешествие в страну знаний. Нам предстоит пройти по лесу знания и не знания. Чтобы его пройти и не заблудиться нужно проложить тропинку. Соединяйте правильные буквы К между собой.

3)Дифференциация звуков [К] и [Кь] в слогах

Наш путь проходил через лес. А теперь мы вышли на тропинку. Вся тропинка усеяна кочками. Кочки эти не простые в них живут гласные звуки. Звук [К] пойдет по какой тропинке? (По тропинке с гласными первого ряда) прочитайте какие слоги у нас получатся. А звук [Кь] пойдет по тропинке с гласными второго ряда, прочитайте какие слоги у нас получатся. Вот мы и прошли по тропинке, продолжаем наш путь дальше.

Чтобы продолжить путь в страну знаний выполним следующее задание. Отгадайте загадки и в отгадке узнайте какой звук спрятался [К] и [Кь] и поднимите нужную фишку.

Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
"Я не остров! я же. " (Кит)

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Не зверь, не птица,
а нос – как спица. (Комар)

Безобиден, травояден,
Нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост,
Плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару,
Любит рыжий … (кенгуру)

5)Физминутка

Кустик гнётся на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок,
Кустик ветками взмахнёт.

Слова: год, гол, брошка, голос, ворона, маска, друг, гости, икра, калька, полено, малина, бочка. (Словарная работа).

7)Определение места звука в слове

Наше путешествие привело нас к реке. В слове река есть наш звук? Запишем схему слова на доске. А он твердый или мягкий? Где он находится в начале, середине или конце слова?

Посмотрите на картинки кто еще живет в реке: окунь, карась, рак, мальки, килька, кот.

Запись схемы слова, деление слова на слоги и определение звука в слове.

8)Составление словосочетания

Клоун Кира предлагает нам отдохнуть и поиграть в мяч. Давайте опишем кота. Я буду кидать вам мяч и спрашивать кот какой?, а вы кидайте мне мяч обратно и отвечайте на вопрос.

9) Составление предложения

У нас получился красивый кот. Давайте подумаем что он может делать. Красивый кот спит, а где он спит? (на полу). У нас получилось предложение красивый кот спит на полу. Сколько слов в этом предложении? Напишем схему предложения сначала на доске, затем в тетрадь. Сколько слогов в слове красивый? Какие гласные спрятались в слове красивый? Запишите их. Какой первый звук в слове красивый? Он согласный или гласный? Твердый или мягкий? Каким кружочком обозначим его? Звонкий или глухой? (Затем так же с каждым словом)

10)Итог занятия

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну знаний. Клоун Кира благодарит вас за помощь в путешествии и просит вас ответить на его вопросы:

• учить четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя.

Коррекционно-развивающие :

• тренировать школьников в четкости произношения звуков;

• корригировать и развивать выразительную речь учащихся.

• воспитывать интерес к предмету

Оборудование: Буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

2. Изучение нового материала

а) • Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал

Произнесение скороговорок со сменой ударения:

б) Выделение нового звука из слов. Анализ звука.

Это зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали? Это ….(кот)

-какой первый звук в слове кот?

-какое место в слове он занимает?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком К.

-давайте все вместе произнесем этот звук,по одному.

-Ребята,обратите внимание,когда мы произносим звук К,спинка языка поднимается к верху и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

-Если воздух не может свободно выходить изо рта, то этот звук какой-гласный или согласный?

-звук К обозначается буквой К.

Мак, лук, косы, утка, умка, собака, колесо,репка,кошка,коньки,кит.

Называние предмета,выделение звука К в слове.

Звук К –согласный,потому что есть преграда.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире.

Пять –руками помахать.

Шесть-за парту сесть опять.

3. Закрепление знаний

а)Работа с Букварем (стр. 56)

Разбор слова кот. Выделение и характеристика звука К.

-какой фишкой обозначаем звук К?Почему?

б)Работа с кассой букв.

Нахождение в кассе букв буквы К,выкладывание буквы. Работа проводится индивидуально и фронтально.

в)Подготовка к чтению слогов.

Речевая разминка (чистоговорки)

Ко-ко-ко не ходите далеко.

Ка-ка-ка под мостом течет река.

Ке-ке-ке рыба плавает в реке.

Ки-ки-ки возле речки рыбаки.

Ок-ок-ок побежали со всех ног.

г)Чтение слогов по Букварю.

(дети читают по цепочке,по рядам)

Составление и чтение слогов по кассе букв.

Тики-так, тики-так, (^ Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так, (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Так колеса стучат.

Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки).

Туки — ток, туки — ток,

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками).

д) Составление предложения по картинке Букваря. Работа со схемой предложения. Выделение слова с изучаемым звуком,деление слова на слоги,выделение слога с изучаемым звуком,характеристика звука.

4. Подведение итогов урока

-какой звук мы изучали на уроке?

-Придумайте слова с этим звуком.

-какой это звук?

Какой фишкой мы будем обозначать этот звук?

-Найдите в кассе букв и покажите букву,которой обозначают звук К.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные; помогать детям научится выделять звук [А] из ряда гласных, из ряда слогов, слов; соотносить с буквой, выделять букву в слове.

Метапредметные; развитие навыков анализа и синтеза; умение сопоставлять имеющийся опыт учащихся с заданиями и применение опыта на практике.

Выделение звука [А] из ряда гласных, из ряда слогов, слов.

Анализ элементов буквы А и сопоставление с образцом.

Использование буквы А в словах и предложениях.

Формирование коммуникативных навыков с опорой на зрительный и предметный ряд.

Название этапа продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент.

1.Развитие зрительного внимания.

-Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву.

Картинки: (аист, стоящий на крыше дома; лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги).

-Все изображения напоминают букву А.

Основная часть.

Исключение- слова с ЧА, ЩА- слышим Я, а пишем А.

2.Выделение звука А на слух:

-Сейчас я буду проговаривать звуки, а вы когда услышите гласную А- хлопните (топните)

а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;

б) из сочетания гласных - ay, ao, ay, иа, оэ, ыа, аы;

в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт; |

г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум, дыра.

При работе можно использовать звуковые линейки или

звуковые схемы.

-Внимательно слушают. Хлопают, топают.

3.Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.

- К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву, (элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.

Элементы букв: а, А, а-, А

Дети выполняют упражнение индивидуально.

Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

-Внимательно слушают речь учителя –логопеда, выполняют движения по тексту.

5.Припоминание и дифференциаиия мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.

- Вставьте пропущенную букву А и прочитайте

имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские.

(Логопед выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)

Запись на карточках:
_
ртём _лл

_ня _ртур_н ст _лекс_ндр _ндрей

При проверке, на слайде появляется буква в именах.

-Дети ищут, проговаривают с проверкой.

6.Развитие логического мышления.

- Девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика.

-Лежит пузан на сельской грядке, Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)

-Не поедет без бензина

Ни автобус, ни . (машина).

-Рыжий хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это . (белка).

-Рыжая головка. Хитрая плутовка,

Пышный хвост - ее краса.

Это кумушка-. (лиса).

-На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Нa носу повисла капля.

Ну конечно, это . (цапля).

Вся как детская тетрадка.

Нет ни кляксы, ни пятна.

В Африке живет она. (Зебра)

8.Развитие звукового анализа на уровне предложения

- Девочка и мальчик записывали предложения.

Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения:

Запись на доске:

Миш_ купил в м_ г_ зине шоколад.

Около дом стоит _втомобиль.

Соб_к_ сидит около будки.

В з_боре был_огромн_я дыр_.

(после каждого ответа на слайде появляется правильный ответ)

9. Развитие связной речи.

- Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки).

-Но составлять мы будем по предложению цепочкой, слушайте друг друга внимательно. После того как я начну вы продолжите составлять сказку.

Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, карто­фель, кабачки.

Игрушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан.

Приблизительный текст сказки.

На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый I урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и машину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими I овощами.

-Цепочкой друг за другом придумывают сказку по предложениям.

(Учащиеся составляют сказку устно и называют слова со звуком А, определяют положение звука и буквы в слов.).

Читайте также: