Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему звук и буква к
Обновлено: 06.07.2024
Цель: Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков [к – к , ]. Закрепление связи звука [к] с буквой Кк.
Уточнить артикуляцию и акустические признаки глухих согласных.
Научить слышать глухое звучание согласных [к – к , ], различать на слух и в произношении.
Учить узнавать глухие согласные [к – к , ] на материале слогов и слов, опираясь на артикуляцию и акустические признаки.
Закрепить связь звука [к] с буквой Кк.
Воспитывать слуховое внимание на эти звуки, артикуляционную и пальцевую моторику.
Ход занятия:
I . Оргмомент
- Изобразите ласкового котенка, который просит молока. Сердитого козла. Важного индюка. Маленьких утят.
II . Основная часть
1. Внесение изображения клоуна.
- К нам пришел клоун Пулька и его собака Булька. Отгадайте их загадки и определите, с какими звуками мы сегодня будем работать.
Часто умывается, Шубу теплую в колечках
А с водой не знается. (кот) Носит тихая…(овечка)
С хозяином дружит, Голодна – мычит,
Дом сторожит, Сыта – жует.
Живет под крылечком, Малым деткам
Хвостик колечком (собака) Молока дает. (корова)
Пашет землю трактор без колес С бородой родится –
Для него горючее – овес (конь) никто не дивится. (козел)
Ходят в вразвалочку, плавают, ныряют,
На дне пруда корм добывают. (утки)
- О ком я загадывала загадки?
- Какие звуки в словах-отгадках слышатся чаще всего? ([к – к , ])
2. Внесение Звукознайкина и персонажей Тима, Тома, Бума, Пама.
- Произнесите перед зеркалом звуки [к – к , ].
- Дайте характеристику звукам [к – к , ].
- Кто из друзей Звукознайкина подружится со звуком [к], а кто – со звуком [к , ].
- На какой звук похожа артикуляция звуков [к – к , ]? ([г – г , ].)
- Чем они различаются?
Конь, корова, овца, кролики, баран, кошка, собака, козел, индюк, поросенок, осёл, утки
Ко, ку, юк, ёк, як, ке, ка, кы, ук, кю, ок, кя
5. Скажите, о каких животных мы сегодня говорим? (о домашних животных)
Например: у коровы - теленок
Коза, лошадь, овца, кошка, собака, свинья
- Скажите ласково о каждом детеныше. (Например: теленочек)
- Придумайте красивое предложение с одним из названных вами слов.
IV . Работа над связью звука [к – к , ] с буквой Кк.
1. Как на письме обозначается звук [к – к , ]? (буквой Кк)
Внесение изображения буквы Кк.
Два столба стояли рядом.
Вдруг – один переломился
И к другому прислонился
2 . Выложите букву К при помощи разрезных квадратов.
-Найдите в Буквограде изображения, похожие на букву К.
3 . Минутка чистописания.
- На что похоже изображение?
4. Назовите домашнее животное:
название которого начинается со звука [к ] (кот)
в названии которого звук [к ] в середине слова (собака)
в названии которого звук [к ] в конце слова (теленок)
Запись названных слов в тетрадь под диктовку
5 . Придумайте со словом кот предложение.
Запись предложения в тетрадь (логопед предварительно записывает предложение на доске печатными буквами)
Кот поймал мышку.
- Найти в предложении все буквы к и подчеркнуть.
V . Итог: -Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось на занятии?
Полный текст материала Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса Звуки [к – к,]. Буква Кк. Домашние животные. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект логопедического занятия
Тема: звуки [к] [кь], буква Кк.
Тема: звуки [к] [кь], буква Кк.
Цель : познакомить детей со звуками [К] [Кь], буквой Кк.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
научить детей давать характеристику звуков [к] [кь] по акустическим признакам;
учить соотносить звуки с буквой;
закрепить знание о механизмах написания буквы Кк;
учить детей дифференцировать звуки [к] [кь] в слогах, словах, словосочетаниях предложениях;
расширять активный и пассивный словарь детей;
закреплять навыки деления слов на слоги;
упражнять детей в звуко-слоговом анализе.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие фонематического восприятия;
развитие зрительного внимания;
развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, самоконтроля.
Ход занятия
Сегодня к нам в гости пришел Клоун Кира. Он очень хочет учиться и держит путь в страну знаний. Просит нас проводить его туда. Поможем Клоуну Кире?
2)Актуализация знаний
Ребята, посмотрите Клоуна Кира принес нам воздушные шары. Но они не простые. На каждом из них кружочки.
- Что мы обозначаем кружочками? (Звуки).
- Какие звуки путешествуют на красном воздушном шаре? (Гласные звуки).
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно).
- Какие ещё звуки бывают? (Согласные).
- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые не тянутся, не поются, воздух при их произнесении встречает преграду).
- Какие звуки путешествуют на синем воздушном шаре? (Согласные твёрдые звуки).
- Какие звуки путешествуют на зелёном воздушном шаре? (Согласные мягкие звуки).
-Какие звуки путешествуют на воздушном шарике с колокольчиком? (Согласные звонкие звуки).
- Какие звуки путешествуют на воздушном шаре с наушниками? (Согласные глухие звуки).
Правильно, ребята.
Сегодня на занятии мы вместе с Клоуном Кирой будем изучать новый звук. А какой это звук, вы догадаетесь, если определите, какой первый звук слышится в слове клоун и в слове Кира. Какие это звуки? Правильно это звуки [К] и [Кь].
II . Основная часть
1) Характеристика звука [К] и [Кь].
Проверим, тянется ли ниточка или рвётся при произнесении звука [к]? (Рвётся).
- Можем мы этот звук петь и тянуть? (Нет).
- Свободно воздух проходит или встречает преграду? (Воздух встречает преграду).
- Звук [к] какой? (Согласный).
- Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Кружочком какого цвета будем обозначать звук [к] на схеме? (Синим кружочком). Схема
Звук [кь] какой? (Согласный).
- Он твёрдый или мягкий? (Мягкий).
- Кружочком какого цвета будем обозначать звук [кь] на схеме? (Зеленым кружочком). Схема
2)Соотнесение звука с буквой, развитие зрительного внимания.
Чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами). Клоун Кира предлагает нам стать волшебниками и превратить звуки [К] и [Кь] в букву К.
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем.
Эти звуки на письме обозначаются буквой К. Посмотрите, наша буква похожа на клоуна. (Детям раздаются изображения буквы-клоуна). Давайте в воздухе вместе напишем букву К. Теперь возьмите веревочки и из них составьте букву К. Посмотрите, Клоун Кира зашифровал букву у вас на карточке, обведите ее по точкам.
Продолжаем наше путешествие в страну знаний. Нам предстоит пройти по лесу знания и не знания. Чтобы его пройти и не заблудиться нужно проложить тропинку. Соединяйте правильные буквы К между собой.
3)Дифференциация звуков [К] и [Кь] в слогах
Наш путь проходил через лес. А теперь мы вышли на тропинку. Вся тропинка усеяна кочками. Кочки эти не простые в них живут гласные звуки. Звук [К] пойдет по какой тропинке? (По тропинке с гласными первого ряда) прочитайте какие слоги у нас получатся. А звук [Кь] пойдет по тропинке с гласными второго ряда, прочитайте какие слоги у нас получатся. Вот мы и прошли по тропинке, продолжаем наш путь дальше.
Чтобы продолжить путь в страну знаний выполним следующее задание. Отгадайте загадки и в отгадке узнайте какой звук спрятался [К] и [Кь] и поднимите нужную фишку.
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
"Я не остров! я же. " (Кит)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Не зверь, не птица,
а нос – как спица. (Комар)
Безобиден, травояден,
Нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост,
Плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару,
Любит рыжий … (кенгуру)
5)Физминутка
Кустик гнётся на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок,
Кустик ветками взмахнёт.
Слова: год, гол, брошка, голос, ворона, маска, друг, гости, икра, калька, полено, малина, бочка. (Словарная работа).
7)Определение места звука в слове
Наше путешествие привело нас к реке. В слове река есть наш звук? Запишем схему слова на доске. А он твердый или мягкий? Где он находится в начале, середине или конце слова?
Посмотрите на картинки кто еще живет в реке: окунь, карась, рак, мальки, килька, кот.
Запись схемы слова, деление слова на слоги и определение звука в слове.
8)Составление словосочетания
Клоун Кира предлагает нам отдохнуть и поиграть в мяч. Давайте опишем кота. Я буду кидать вам мяч и спрашивать кот какой?, а вы кидайте мне мяч обратно и отвечайте на вопрос.
9) Составление предложения
У нас получился красивый кот. Давайте подумаем что он может делать. Красивый кот спит, а где он спит? (на полу). У нас получилось предложение красивый кот спит на полу. Сколько слов в этом предложении? Напишем схему предложения сначала на доске, затем в тетрадь. Сколько слогов в слове красивый? Какие гласные спрятались в слове красивый? Запишите их. Какой первый звук в слове красивый? Он согласный или гласный? Твердый или мягкий? Каким кружочком обозначим его? Звонкий или глухой? (Затем так же с каждым словом)
10)Итог занятия
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну знаний. Клоун Кира благодарит вас за помощь в путешествии и просит вас ответить на его вопросы:
• учить четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя.
Коррекционно-развивающие :
• тренировать школьников в четкости произношения звуков;
• корригировать и развивать выразительную речь учащихся.
• воспитывать интерес к предмету
Оборудование: Буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
2. Изучение нового материала
а) • Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал
Произнесение скороговорок со сменой ударения:
б) Выделение нового звука из слов. Анализ звука.
Это зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится.
Угадали? Это ….(кот)
-какой первый звук в слове кот?
-какое место в слове он занимает?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком К.
-давайте все вместе произнесем этот звук,по одному.
-Ребята,обратите внимание,когда мы произносим звук К,спинка языка поднимается к верху и мешает воздуху свободно выходить изо рта.
-Если воздух не может свободно выходить изо рта, то этот звук какой-гласный или согласный?
-звук К обозначается буквой К.
Мак, лук, косы, утка, умка, собака, колесо,репка,кошка,коньки,кит.
Называние предмета,выделение звука К в слове.
Звук К –согласный,потому что есть преграда.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять –руками помахать.
Шесть-за парту сесть опять.
3. Закрепление знаний
а)Работа с Букварем (стр. 56)
Разбор слова кот. Выделение и характеристика звука К.
-какой фишкой обозначаем звук К?Почему?
б)Работа с кассой букв.
Нахождение в кассе букв буквы К,выкладывание буквы. Работа проводится индивидуально и фронтально.
в)Подготовка к чтению слогов.
Речевая разминка (чистоговорки)
Ко-ко-ко не ходите далеко.
Ка-ка-ка под мостом течет река.
Ке-ке-ке рыба плавает в реке.
Ки-ки-ки возле речки рыбаки.
Ок-ок-ок побежали со всех ног.
г)Чтение слогов по Букварю.
(дети читают по цепочке,по рядам)
Составление и чтение слогов по кассе букв.
Тики-так, тики-так, (^ Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так, (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
Так колеса стучат.
Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки).
Туки — ток, туки — ток,
Так стучит каблучок. (Стучат каблучками).
д) Составление предложения по картинке Букваря. Работа со схемой предложения. Выделение слова с изучаемым звуком,деление слова на слоги,выделение слога с изучаемым звуком,характеристика звука.
4. Подведение итогов урока
-какой звук мы изучали на уроке?
-Придумайте слова с этим звуком.
-какой это звук?
Какой фишкой мы будем обозначать этот звук?
-Найдите в кассе букв и покажите букву,которой обозначают звук К.
Предметные; помогать детям научится выделять звук [А] из ряда гласных, из ряда слогов, слов; соотносить с буквой, выделять букву в слове.
Метапредметные; развитие навыков анализа и синтеза; умение сопоставлять имеющийся опыт учащихся с заданиями и применение опыта на практике.
Выделение звука [А] из ряда гласных, из ряда слогов, слов.
Анализ элементов буквы А и сопоставление с образцом.
Использование буквы А в словах и предложениях.
Формирование коммуникативных навыков с опорой на зрительный и предметный ряд.
Название этапа продолжительность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организационный момент.
1.Развитие зрительного внимания.
-Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву.
Картинки: (аист, стоящий на крыше дома; лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги).
-Все изображения напоминают букву А.
Основная часть.
Исключение- слова с ЧА, ЩА- слышим Я, а пишем А.
2.Выделение звука А на слух:
-Сейчас я буду проговаривать звуки, а вы когда услышите гласную А- хлопните (топните)
а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;
б) из сочетания гласных - ay, ao, ay, иа, оэ, ыа, аы;
в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт; |
г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум, дыра.
При работе можно использовать звуковые линейки или
звуковые схемы.
-Внимательно слушают. Хлопают, топают.
3.Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.
- К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву, (элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.
Элементы букв: а, А, а-, А
Дети выполняют упражнение индивидуально.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
-Внимательно слушают речь учителя –логопеда, выполняют движения по тексту.
5.Припоминание и дифференциаиия мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.
- Вставьте пропущенную букву А и прочитайте
имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские.
(Логопед выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)
Запись на карточках:
_ртём _лл
_ня _ртур_н ст _лекс_ндр _ндрей
При проверке, на слайде появляется буква в именах.
-Дети ищут, проговаривают с проверкой.
6.Развитие логического мышления.
- Девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика.
-Лежит пузан на сельской грядке, Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)
-Не поедет без бензина
Ни автобус, ни . (машина).
-Рыжий хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это . (белка).
-Рыжая головка. Хитрая плутовка,
Пышный хвост - ее краса.
Это кумушка-. (лиса).
-На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Нa носу повисла капля.
Ну конечно, это . (цапля).
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)
8.Развитие звукового анализа на уровне предложения
- Девочка и мальчик записывали предложения.
Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения:
Запись на доске:
Миш_ купил в м_ г_ зине шоколад.
Около дом стоит _втомобиль.
Соб_к_ сидит около будки.
В з_боре был_огромн_я дыр_.
(после каждого ответа на слайде появляется правильный ответ)
9. Развитие связной речи.
- Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки).
-Но составлять мы будем по предложению цепочкой, слушайте друг друга внимательно. После того как я начну вы продолжите составлять сказку.
Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, картофель, кабачки.
Игрушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан.
Приблизительный текст сказки.
На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый I урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и машину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими I овощами.
-Цепочкой друг за другом придумывают сказку по предложениям.
(Учащиеся составляют сказку устно и называют слова со звуком А, определяют положение звука и буквы в слов.).
Читайте также: