Конспект открытого урока однородные члены предложения

Обновлено: 02.07.2024

формирование умения постановки знаков препинания при однородных членах с различными союзами.

образовательная : научить находить однородные члены, определять их синтаксическую роль; формировать умения составлять схемы предложений с однородными членами;

воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая : развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма : работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Место урока в системе: 1.

1. а)Организационный момент

б) Лингвистическая разминка (2мин)

Учитель: Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй слог и т.д.

Арахис, баловать, добыча, досуг, жалюзи, завидно, каталог, квартал, кухонный, намерение, обеспечение, свекла, стиральный, столяр, щавель, эксперт.

Ответы: на 1-й слог: кухонный, свекла; на 2-й слог: а рахис, добыча, досуг, завидно, квартал, намерение, стиральный, столяр, щавель, эксперт; на 3-й слог: баловать, жалюзи, каталог, обеспечение.

2. Этап выявления и формулирования проблемы исследования, прояснения неясных вопросов.(5мин)

Все лицо и руки

Залепил мне снег

Мне в сугробе горе, 1

Весело текли вы,

Вас не омрачали

Весь ты перезябнешь,

Руки не согнешь

И домой тихонько 2

Учитель: Восстановите правильный порядок строф, учитывая имеющиеся в них орфограммы. В первой строфе есть слово с сомнительной согласной. Во второй – глаголы 2-го лица с шипящими на конце.

Учитель: Найдите синтаксические конструкции, которые есть в каждой строфе. Скажите, как они называются..

Учитель. С формулируйте тему урока.

Учитель: Сформулируйте цель урока.

Учащиеся: Вспомнить изученный материал об однородных членах предложения и расширить его; учиться находить и использовать в речи однородные члены предложения.

2. Этап планирования и разработки учебных действий(2мин)

Учитель: Подумайте, с чего начнем.

Учащиеся высказывают свои предположения

3. Этап сбора данных, сбора наблюдений и доказательств, анализа и синтеза их. (20мин)

Учитель: Вернемся к стихотворным строкам.

Как связаны между собой однородные члены предложения?

Вспомните, какие члены предложения называются однородными и при помощи какого вида связи они соединяются между собой.

Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости вносят коррективы.

Учитель: Продолжим ваши наблюдения. Прочитайте предложения и найдите основание, по которому их можно разделить на группы.

1.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

Слышался шум бора да движение поезда вдали.

Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства. (А. П. Чехов)

2. Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен.

Виднелись или песчаные равнины, или далекие горы.

Отъезд состоится либо сегодня, либо завтра.

Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.

Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег.

3.Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

Погода стояла пасмурная, но не дождливая.

Лес у нас рядом, да не грибной.

Учитель: Прочитайте предложения первой группы. Выделите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называются, если их основная функция – соединение однородных членов предложения.

Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости учителем вносятся коррективы.

Аналогичным образом проводится работа со второй и третьей группой предложений.

Учитель. Отразите ваши наблюдения с помощью схемы.

Учащиеся работают в парах.

Возможный вариант:

Сочинительные союзы

Соединительные противительные разделительные

И, да = и, ни, ни а, но, да = но, или (иль), либо, то-то, не то- не то

Учитель. Познакомьтесь с материалом § 27, стр.135, добавьте в схему сочинительные союзы, которые не встретились в ваших наблюдениях.

Учитель. Скажите, в каких случаях ставится запятая между однородными членами?

Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости учителем вносятся коррективы.

Учитель. Скажите, когда не ставится запятая между соединительными и разделительными союзами?

Учащиеся высказывают свои предположения. Читают §27, стр.136.

Учитель. Отразите ваши наблюдения с помощью схемы или таблицы.

Учащиеся работают в группах и готовятся к защите своего объяснения.

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами
[О, а О] [О, но О] [О, зато О]

1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]

2. Перед повторяющимися союзами
[О, и О, и О]

3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О]

4. Тренировочные упражнения (6мин)

1. Работа в парах постоянного состава.

Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составление схем предложений, подготовиться к защите своего объяснения.

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]

2. Тест (4мин)

1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…

А. на разные вопросы

В. на один и тот же вопрос

С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

А. относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

Хохот и песни слышались повсюду.

На весенней лужайке расцвели колокольчики.

Мы любим свою Родину.

4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

А. Няня надевает Марине сапоги.

В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.

С. Прогулка отменяется.

5. Найдите предложение с однородными подлежащими:

Ослепительное солнце заглянуло в окно.

В лесу живут разные звери.

В лесу весело поют соловьи и кукушки.

6. Найдите предложение с однородными сказуемыми

Звезда горит и светит в темноте

Травка зеленеет , солнышко блестит

Над озером стоял туман

7. В предложении ( По морям плавают пассажирские и грузовые суда. ) однородными членами являются:

8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

Захотел медведь меду, и полез на дерево.

Травка зеленеет , и солнышко блестит.

Мы любим зимой кататься на лыжах.

1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

А. обычно выражены одной и той же частью речи

В. выражены разными частями речи

С. их не может быть в предложении

3. В предложении ( Мухи, осы , шмели укрываются в сухих убежищах. ) однородными членами являются:

Укажите предложение с однородными сказуемыми

Ночь была тёплая.

Яркая луна освещала путь странникам.

Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.

Найдите предложения с однородными определениями.

Иногда Илюша просыпается добрый и весёлый.

В обед он с хорошим настроением идёт гулять

В саду весело щебечут птицы.

Найдите предложение с однородными подлежащими:

Налетела туча, и засверкала молния.

Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.

Сметала осень в высокие стога душистое сено.

Найдите предложение с однородными дополнениями:

Весело, весело встретим Новый год.

На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.

По высокому синему небу плыли облака.

В предложении ( Снег падал медленно и бесшумно. ) однородными членами являются:

6. Рефлексия. (2 мин )

Что понравилось на уроке?

С какими трудностями вы встретились?

Над чем еще надо поработать?

7. Д/з §26, §27 Упр.275,

1. Русский язык: учебник для 8 кл. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко .

2. Г. А. Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.

3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2009 г.


Полный текст материала План-конспект по русскому языку "Однородные члены предложения"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Спасибо! Нашла интересные приёмы при изучении темы, некоторые моменты буду использовать в своей работе!

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Методы организации учебной деятельности: на уроке используются следующие методы:

  • словесные (во время объяснения нового материала),
  • наглядные (презентация, электронное приложение к учебнику),
  • практические (самостоятельная работа учащихся, работа в группах по исследованию предложенного материала и составлению собственного предложения, отвечающего заданным критериям, интерактивное упражнение из Электронного приложения к учебнику).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы деятельности учителя: приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 минута)

1 слайд

2. Актуализация знаний (5 минут)

Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия нового материала.

2 слайд

(прием позволяет учащимся включиться в мыслительную деятельность)

(учащиеся ставят + или – в тетради)

В слове елка 5 звуков. (+)

В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)

Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)

В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)

Все существительные изменяются по числам (-)

Слова вредный-полезный – антонимы (+)

Взаимопроверка (3 слайд):

- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы (на данном этапе применяется элемент технологии сотрудничества)

- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).

Высказывание

До изучения темы

После изучения темы

1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения.

2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены.

3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой.

3. Самоопределение к деятельности (7 минут)

- Откройте учебник на стр. 25.

- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)

- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.

На 4 слайде - текст:

В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.

- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)

- Измените предложение, чтобы не было повтора.

(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

Проверка:

- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)

На слайде 5 - предложение:

- Прочитайте следующее предложение:

Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.

- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)

- Как можно изменить предложение?

(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)

- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)

- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)

4. Изучение нового материала (12 минут)

Работа по учебнику

- Почему эти слова называются однородными членами?

Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах). Слайд 6

- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.

- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).

По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение. (Все учащиеся записывают предложение с карточки и составленное детьми предложение в тетрадь).

- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.

Физминутка (5 минут) Слайд 7 (Учащиеся встают, руки на поясе)

- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.

Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.

5. Закрепление полученных знаний (12 минут)

Упражнение 35 стр. 28

- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.

(применение личностно-ориентированной технологии)

- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (применение элементов информационно-коммуникационной технологии).

На этом этапе прослеживается межпредметная связь русский язык-литература, это помогает учащимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов.

- Назовите автора, главных героев сказки. Слайд 8

- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.

- Как бы вы помогли уточке?

- Как связаны между собой однородные члены предложения?

- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?

- Вернемся к нашим высказываниям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний. (Коллективная работа)

- Сделайте вывод по каждому из высказываний.

6. Проверочная работа (тест на карточках)

Данный тест можно провести, если останется время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.

- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).

- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)

Слайд 10

  • Теперь я знаю…
  • Мне было трудно…
  • Мне понравилось…

8. Домашнее задание (1 минута)

Такое задание позволит учащимся понять, что предложения с однородными членами встречаются не только в учебниках русского языка, но и в учебниках по другим предметам. Межпредметная интеграция необходима для формирования целостной картины мира учащихся).

- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их. Если во время выполнения домашнего задания, у кого-то возникнут трудности, можно найти и записать 3 предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем наш урок. Открыли тетради, записали число, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

- Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом.

Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки… Давайте их послушаем. Прочитай, пожалуйста, …

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

( Михаил Исаковский)

3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?

Каким вы себе представили образ ветра? (Весёлым, подвижным, радостным…)

Кого напоминает ветер? ( Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)

-Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста

И ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)

- Что необычного в этом стихотворении? ( Всё стихотворение состоит из одного предложения)

ВЫПИШИТЕ грамматическую основу этого стихотворения ( Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) На доске напишет Айрана. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? ( 7 сказуемых и одно подлежащее) На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? ( Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа) С какой интонацией они читаются? ( С перечислительной интонацией) Как называются подобные предложения? Однородные члены предложения. - Молодцы, ребята .

4. Формулирование темы и запись в тетради.

- Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Запишите тему урока в тетради, где мы оставили две строчки для темы. 5. Целеполагание.

- Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?

Чтение и работа со слайдом.

Что нужно знать?

Что надо уметь?

Признаки однородных членов предложения

Находить в тексте однородные члены предложения

Правильно расставить знаки препинания

Употреблять их в своей речи

6. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно. днём и ночью.

Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.

К. Паустовский.

Работа с текстом.

Найдите в тексте предложения с однородными членами.

Какими членами предложения являются однородные члены предложения? ( любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.)

Какими частями речи они выражаются? ( одной и той же частью речи)

На какие вопросы они отвечают? ( на один и тот же вопрос)

К какому члену предложения они относятся (относятся к одному и тому же члену предложения)

С какой интонацией произносятся? ( с перечислительной)

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно. днём и ночью.

Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.

7. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

- Мы проработали с текстом и увидели, что однородные члены предложения имеют признаки, например, отвечают на один и тот же вопрос. Я обращаю ваше внимание на следующий слайд. Как вы думаете , какие ещё вопросы об однородных членах предложения прячутся в этих кружках? (Как мы узнаем, что эти члены предложения являются однородными?)

(Дети называют, если не могут, подсказываю)

-Вот, вы сами назвали все признаки однородных членов. Давайте ещё раз уточним и закрепим. ( Дети читают по одному)

Работа с карточками.

- А теперь, полученные знания применим на практике. Я раздам каждой группе карточки, выполняете задания, которые написаны на карточках, обсудите между собой.

- А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует 1 группа (8 слайд) 2 в- 2 гр ( 9 слайд) 3 в- 3 гр ( 10 слайд) 4в- 4 гр ( 11 слайд) 5в- 5гр (12 слайд)

-Молодцы, ребята. С заданием по карточкам вы справились очень хорошо.

8. Создание проблемной ситуации.

- Продолжаем работу. Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос? А почему так?

Ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд

9. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

- Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу Соединение и разделение однородных членов предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении и привести примеры, а для этого вы можете использовать материалы упражнений на странице и записать несколько примеров. ( на партах лежат схемы предложений с однородными членами)

Начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: Если однородные члены предложения…… ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр..)

Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом. ( читают по одному дети)

10. Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.

- Я вам предлагаю познакомиться с ещё одним интересным текстом. Послушайте внимательно.

-Заинтересовала вас этот текст? ( ответы детей) Чтобы ответить на мой следующий вопрос, давайте вспомним: что такое основная мысль текста? ( Это то, чему учит , в чём убеждает, к чему призывает нас автор.) - Хорошо, ребята. А какова основная мысль данного текста? ( ответы детей)

( Предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ)

- Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста: Чем же он может привлечь наше внимание? ( В нём есть однородные члены предложения ) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1 абзац 1 группа….и.т.д. Последовательность выполнения задания:

1) Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами.

2) Запишите их в тетради.

3) Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

4) Определите синтаксическую роль.

- Итак , время вышло, проверяем. Слушаем ответы. ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр)

-Очень хорошо, ребята, молодцы.

Давайте сделаем вывод: Какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами могут быть любые члены предложения). В составе одного предложения могут несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Обратите на это внимание. Это предложение №11. (читаю)

Тестирование

- Вот мы и узнали всё об однородных членах предложения. И теперь выполните тесты по этим вопросам.

Я думаю, что сейчас мы внимательно готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал, не торопитесь, думайте и работайте внимательно.

Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определить их синтаксическую роль. - Я вам предлагаю познакомиться с еще одним интересным текстом. Послушайте внимательно. (чтение текста)

-Заинтересовал вас этот текст? Чтобы ответить на мой вопрос, давайте вспомним, что такое основная мысль текста? (основная мысль текста – это то, чему учит, в чем убеждает; к чему убеждает нас автор)

А какова же основная мысль данного текста? (Предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.)

Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста: чем же он может привлечь наше внимание? ( В нем однородные члены предложения)

Работаем в группах, обратите внимание: текст разделен на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1й абзац 1я группа и т.д.

Последовательность выполнения задания:

Найдите в своем абзаце предложения с однородными членами предложения

Запишите их (запись в тетрадях)

Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.

- А теперь , проверьте ваши ответы.

Скажи …, сколько у тебя ошибок? ( спрашиваю 2-3 детей)

-Но если не у всех все сразу получился, не огорчайтесь, этой теме мы посвятим следующие уроки.

- Подведем итог: что мы знаем об однородных членах предложения?

(Знаем признаки однородных членов предложения: отвечают на один и тот же вопрос; является одним членом предложения; относится к одному и тому же члену предложения; обычно выражены одной и той же частью речи; произносится с перечислительной интонацией)

-А что мы умеем ?( они читают по одному)

1. Находить в тексте однородные члены предложения.

2. Правильно расставлять знаки препинания

3. Определять их синтаксическую роль

Заранее написать на доске


Урок поможет развить умения находить однородные члены, соблюдая правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

Описание разработки

Цель урока: развитие умения находить однородные члены, соблюдая правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно - методических линий.

Задачи:

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков применения знаний об однородных членах предложения на письме, различения однородных и неоднородных определений, построения структурных схем предложения.

– развивающая: продолжить формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы, делать обобщающие выводы; развитие наглядно-образного мышления, различных граней внимания, памяти и умения сравнивать, анализировать.

– воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответственному отношению к предмету; воспитывать любовь к родному языку.

Компетенции, формируемые на уроке:

1. Продолжить формировать учебно – познавательную компетенцию через:

• определение признаков однородных членов предложения;

• отработку умений выделять однородные члены в предложении;

• оформление предложений с однородными членами;

• осознанное написание предложений с однородными членами;

• воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

2. Формировать коммуникативную компетенцию через:

• умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре,

• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.

3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию через

• формирование умения контроля и самооценки;

• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;

• воспитание стремления к саморазвитию;

• воспитание стремления к успеху.

Технология деятельностного подхода:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения.

4) Целеполагание и реализация построенного проекта.

5) Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

6) Включение в систему знаний и повторение.

7) Рефлексия учебной деятельности.

8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.

Оборудование:

2. распечатка материалов для теста;

3. индивидуальные карты самоконтроля /карточка – информатор/;

4. карта личного контроля /оценочные листы/;

5. цветные карандаши;

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1мин)

– Какой частью речи являются эти слова? (Наречия)

– Докажи. (Они отвечают на вопрос как?)

– Составьте по одному предложению с каждым словом. Запишем самые удачно составленные предложения в тетрадь.

– Как эти слова смогут нам помочь на уроке?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (1мин)

- Я хочу рассказать вам одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, его звали Михаилом. Выходил Михаил каждое утро на улицу, здоровался с солнышком, птицами, подставлял лицо свежему ветерку. И однажды понял, что ветер живой, и тогда в его голове родились такие строки.

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Пожурил за что – то

И расправил бодро

Вперегонки с пылью.

Михаил Васильевич Исаковский

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС.

Тема урока: Однородные члены предложения.

С презентацией.

Цель урока: развитие умения находить однородные члены, соблюдая правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно - методичес-ких линий.

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков применения знаний об однородных членах предложения на письме, различения однородных и неоднородных определений, построения структурных схем предложения.

– развивающая: продолжить формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы, делать обобщающие выводы; развитие наглядно-образного мышления, различных граней внимания, памяти и умения сравнивать, анализировать.

– воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответ-ственному отношению к предмету; воспитывать любовь к родному языку.

Компетенции, формируемые на уроке:
1. Продолжить формировать учебно – познавательную компетенцию через:
• определение признаков однородных членов предложения;
• отработку умений выделять однородные члены в предложении;
• оформление предложений с однородными членами;
• осознанное написание предложений с однородными членами;
• воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
2. Формировать коммуникативную компетенцию через:

• умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре,
• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.
3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию через
• формирование умения контроля и самооценки;
• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;
• воспитание стремления к саморазвитию;
• воспитание стремления к успеху.

Технология деятельностного подхода:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения.

4) Целеполагание и реализация построенного проекта.

5) Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

6) Включение в систему знаний и повторение.

7) Рефлексия учебной деятельности.

8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.

Оборудование:

2. распечатка материалов для теста;

3. индивидуальные карты самоконтроля /карточка – информатор/;

4. карта личного контроля /оценочные листы/;

5. цветные карандаши;

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1мин)

– Какой частью речи являются эти слова? (Наречия)

– Докажи. (Они отвечают на вопрос как?)

– Составьте по одному предложению с каждым словом. Запишем самые удачно составленные предложения в тетрадь.

– Как эти слова смогут нам помочь на уроке?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (1мин)

- Я хочу рассказать вам одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, его звали Михаилом. Выходил Михаил каждое утро на улицу, здоровался с солнышком, птицами, подставлял лицо свежему ветерку. И однажды понял, что ветер живой, и тогда в его голове родились такие строки.

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Пожурил за что – то

И расправил бодро

Вперегонки с пылью.

Михаил Васильевич Исаковский

III. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения. (5 мин)

– Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Каким вы представили себе образ ветра?

– А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах. А поможет вам в этом карточка – информатор, которая находится на ваших столах и на слайде.

· Из скольких предложений состоит стихотворение?

· Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)

· Сколько в этом предложении сказуемых? Со сколькими подлежащими они связаны?

· На какой вопрос отвечают сказуемые?

· С какой интонацией они читаются?

· Как называются подобные члены предложения?

– Давайте проверим. Правильно ли вы выполнили это задание.

– Какую грамматическую основу предложения вы написали?

Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, расправил, полетел.

– Сколько в этом предложении сказуемых? Сколько подлежащих они поясняют?

(7 сказуемых и 1 подлежащее)

– На какой вопрос отвечают сказуемые? ( Что сделал?)

– С какой интонацией они читаются? (С перечислительной)

IV. Реализация построенного проекта и целеполагание. (1 мин)

В) На полоске № 3 – знак ? Что скрывается за этим таинственным знаком, мы сейчас узнаем.

Стихотворение о теме урока.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке их,
Конечно,… /однородными./

– Так как же называются подобные члены предложения?

– Какова же тема урока? (ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.)

2. Целеполагание. (1 мин)

– Какие задачи вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

– Что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?

Что надо знать: Что надо уметь:

Признаки однородных членов. Находить в тексте

Употреблять в своей речи.

знаки препинания в предложениях

с однородными членами.

– Все эти задачи подчинены одной цели.

V. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. (3 – 4 мин)

1. Организация самостоятельных выводов.

– Ребята, подумайте и сформулируйте признаки однородных членов предложения.

(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает.)

Признаки однородных членов:

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Являются одним и тем же членом предложения.

3. Относятся к одному и тому же слову.

4. Выражены одной и той же частью речи.

5. Произносятся с перечислительной интонацией.

VI. Включение в систему знаний и повторение. (4 мин)

1. Практическая деятельность обучающихся.

– Мы назвали признаки однородных членов. А теперь попробуем найти предложения с однородными членами.

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

– Какие члены предложения в них однородные?

– Подчеркните однородные члены, как члены предложения, составьте схемы.

– Проверим задание. (Просмотр слайда № 9 – схемы предложений.)

– С заданием справились неплохо, молодцы.

Релаксация. (2 мин.)

2. Отработка умений с помощью теста. (10 мин)

– А сейчас, прежде чем вы начнете выполнять тест, давайте вспомним признаки однородных членов предложения.

– Каждый получил тест, тестирование покажет, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

(Самостоятельная работа детей с тестом.)

3. Взаимопроверка.

– Обменяйтесь тестами. Проверим их. Ключи к тестам на экране.

Ключи к тесту:

1. А, Б, В.

1. Члены предложения называются однородными, если ….

А) отвечают на один и тот же вопрос;
Б) относятся к одному и тому же члену предложения:
В) состоят из одних и тех же частей речи;
Г) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

А) подлежащие;
Б) сказуемые;
В) второстепенными членами;

Г) все выше перечисленные.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

А) интонацией перечисления;
Б) союзами;
В) предлогами.

4.Найди предложение с однородными членами.

А) Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
Б) Цапли живут на болоте.
В) Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

VII. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)

Сегодня на уроке я повторил (а) …

Я узнал (а) на уроке новое …

Я ухожу с урока с мыслью, что …

– если вы выбираете от 0 до 4 баллов, то закрасьте его красным цветом,

– если от 5 до 8 баллов то закрасьте его синим цветом,

– если от 9 и более баллов, то закрасьте его зелёным цветом.

VIII. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.

2. Выписать из газет, журналов 12 предложений с однородными членами предложения.

Читайте также: