Знакомьтесь архимед 3 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Расширение познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.

1. Формировать целостную картину мира

2. Развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

3. Развивать слуховое внимание.

4. Развивать познавательную активность детей в ходе проведения экспериментов

Оборудование: воздушный шарик, внутри которого приглашение от Архимеда, написанное молоком, стеклянные банки, сырые яйца, стакан соли, столовая ложка, кувшин с водой, термос с горячей водой, яйца киндер – сюрприза, зеркала, пластиковая бутылка.

Ход занятия

Воспитатель: Давным-давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете, кто такой Архимед?

Дети: Жил в древнем мире.

- Он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! Этот человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумывал много полезных и нужных вещей… А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?

В группу влетает воздушный шар, внутри него – письмо.

Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте прочитаем его послание… (Открывает письмо, а там чистый лист. Показывает детям) Чем же написано это письмо? Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила. У кого есть варианты?

Дети: Это написано молоком.

- Надо нагреть над свечой.

-А можно над лампой.

Воспитатель: Вот мы и разгадали секретное послание от Архимеда! Письмо написано молоком: оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым. Вот что написано в письме «Ребята, приглашаю вас в гости в мою волшебную лабораторию. Не забудьте произнести волшебные слова: Крибле – крабле - бумс.

Вот мы и очутились в лаборатории Архимеда, как здесь интересно. Архимед приготовил вам места для совместной работы. Он предлагает вам их получить с помощью одного простого задания.

В киндер – яйце находятся различные предметы, крупы. У кого звуки совпали, с тем они образуют пару.

На столе пустые стеклянные банки – 4 пол-литровые, одна двухлитровая. На блюдце – 5 сырых яйца, стакан поваренной соли, сахара, 2 столовые ложки, кувшин с водой, молоко.

- В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонет.

-Во вторую банку налить воды и добавить 2 ложки сахара яйцо утонет.

-В третью банку налить молока, что произойдет с яйцом?

-В четвертую банку налить воды и добавить 2 ложки соли, яйцо будет плавать на поверхности.

-В двухлитровую банку перелить воду из первой банки, потом из второй – яйцо будет плавать посередине.

Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца-попрыгунчика.

Дети: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.

Воспитатель: Ну как мышонок, молодцы мы с ребятами.

Мышонок-Удивленок: Молодцы, молодцы, а вот скажите мне, как вы надуваете шарики? А, что внутри у шариков? А не в надутых шариках есть воздух? Какой из шариков будет тяжелее? Как проверить? (взвесить, воздух имеет вес) А вы, знаете, как можно еще надуть шарик? (с помощью насоса, смешать уксус с содой и лимоном). А, я хочу вас удивить, внимание фокус.

Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в горячей воде. Что происходит, почему шарик надувается? (воздух при нагревании расширяется).

- Как можно теперь сдуть шарик? (снять с бутылки).

Воспитатель: Ну, Мышонок ты нас удивил, даже я не знала, что так можно надуть шарик!

Мышонок-Удивленок: Вы еще много не знаете. Засиделись мы что-то с вами, давайте отдохнем.

Физминутка с воздушными шариками.

Я с утра сегодня встал

С полки шар воздушный взял

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще

Дую толще, дую толще!

Вдруг услышал я хлопок,

Лопнул шарик, мой дружок!

Мышонок-Удивленок: А, я хочу вас удивить еще одним предметом, а каким догадайтесь сами:

Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет (зеркало).

Воспитатель: Ну и что, в нем удивительного, зеркал у нас полно, всяких разных, правда ребята?

Мышонок-Удивленок: А вы знаете, что с помощью зеркала можно победить целое войско? Как это?

Мышонок-Удивленок рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар.

Воспитатель: Ничего себе, мы этого не знали, да ребята?

Мышонок-Удивленок: А еще зеркала могу увеличивать количество предметов, не верите? Давайте проведем опыт. Детям берут зеркало.

Мышонок-Удивленок: Положите перед зеркалом две конфетки, а теперь сколько конфет?

Два зеркала стоят под углом 90 градусов, уменьшая угол между зеркалами, увеличивается количество конфет.

Мышонок-Удивленок: Кто догадался и сможет объяснить, в чем тут секрет?

Воспитатель: Удивил ты нас Мышонок, жаль, что мы так и не дождались Архимеда, теперь вы приходите к нам в гости, и мы тоже найдем, чем вас удивить, правда, ребята? А на прощание мы хотим подарить тебе китайскую пословицу:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Подумай на досуге над ее смыслом. До новых встреч!

Детское экспериментирование

Детское экспериментирование В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике.

Ход занятия

I. Стадия вызова.

- Чему посвящены труды Архимеда?

- Какая идея осенила Архимеда?

- Какой закон открыл Архимед?

- Как своими знаниями помогал Архимед воинам?

II. Стадия осмысления содержания,

1. Слово учителя.

Несомненно, Архимед - самый гениальный ученый Древней Греции. Он стоит в одном ряду с Ньютоном, Гауссом, Эйлером, Лобачевским и другими величайшими матема-

тиками всех времен. Его труды посвящены не только математике. Он сделал замечательные открытия в механике, хорошо знал астрономию, оптику, гидравлику и был поистине легендарной личностью.

Сын астронома Фидия, написавшего сочинение о диаметрах Солнца и Луны, Архимед родился и жил в греческом городе Сиракузы на Сицилии. Он был приближен ко двору царя Гиерона II и его сына-наследника.

Идея Архимеда очень проста. Тело, погруженное в воду, вытесняет столько жидкости, каков объем самого тела. Поместив венец в цилиндрический сосуд с водой, можно определить, какое количество жидкости он вытеснит, т. е. узнать его объем. А зная объем и взвесив венец, легко вычислить удельную массу. Это даст возможность установить истину: ведь золото - очень тяжелый металл, а более легкие примеси, и тем более пустоты, уменьшают удельную массу изделия.

Знание гидравлики позволило изобрести винтовой насос для выкачивания воды. Такой насос (кохля) до недавнего времени применялся на испанских и мексиканских серебряных рудниках.

Достоверные факты и многочисленные легенды говорят о том, что Архимед изобрел немало интересных машин и приспособлений,

Чтобы отразить нападение большого римского корабля, Архимед заставил греческих воинов до блеска отполировать металлические щиты, а затем выстроиться вдоль берега. По его указанию воины сфокусировали солнечные лучи от щитов в одной точке на борту корабля. Деревянная обшивка судна нагрелась до высокой температуры и вспыхнула - на корабле начался пожар.

Но для самого ученого все эти военные изобретения были лишь незначительными практическими приложениями его научных открытий. Кроме правила рычага и закона о выталкивающей силе,

заставляющей тела плавать, Архимед создал учение о центрах тяжести тел и с его помощью доказал теорему о медианах треугольника, которую теперь называют его именем.

2. Разминка.

1) Первое число 15, а другое число на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?

2) Первое слагаемое 39, второе слагаемое на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?

3) Первое слагаемое 52, второе слагаемое на 33 меньше. Чему

равно второе слагаемое?

  1. Первое слагаемое 27, второе слагаемое 19. Чему равна сумма?
  2. Уменьшаемое 37 вычитаемое 19. Чему равна разность?
  3. 6)Уменьшаемое 29, вычитаемое 16. Чему равна разность?
  4. Какое число надо прибавить к числу 29. чтобы получилось
  1. Какое число надо прибавить, чтобы получилось 90?
  2. Какое число надо вычесть из числа 74, чтобы получить число 68?

10) Если к числу 18 прибавить задуманное число, то получится

число 59~ Какое число задумано?

3. Старинная задача.

За какое время окупятся куры?

Один человек купил 3 курицы и заплатил за них 46 копеек.

Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая по 2 яйца через 3 дня, а третья - по 1 яйцу через 2 дня.

Продавал он' яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры?

Три курицы стоят 46 копеек. Для того чтобы возместить эту сумму, необходимо продать (46: 1/2) х5 = 400 яиц.

За 12 дней первая курица снесла 9 яиц, вторая - 8 яиц, а третья- 6 яиц. Вместе же они снесли 23 яйца. Так как 460 = 23 х 20, то за 12 х 20 = 240 дней курицы снесут 23 х 20 = 460 яиц. Значит, куры окупятся за 240 дней.

4.Решите задачу.

17 + 31 + 48 = 96 машин стояло на стоянке.

5. Номера телефонов.

Участвуя в военизированной игре, первая из команд решила напасть на штаб второй команды. Штаб находился в одном из домов большого города, поэтому первой команде надо было узнать адрес этого дома. Разведчики первой команды смогли выведать только номера двух телефонов, по которым штаб второй команды условным кодом передавал своим отрядам приказы и распоряжения. Номера телефонов были зашифрованы так, как показало под рисунками.

Известно, что по номерам телефонов, пользуясь городской телефонной книгой, можно узнать и адрес самого штаба. Итак, стоит только узнать номера телефонов - и адрес штаба будет известен.

Ребята, помогите разведчикам узнать эти номера.

6 3адача.

Фермер, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они поделили между собой стадо коров так, чтобы старший взял половину всех коров, средний - треть и младший - девятую часть всех коров. В стаде было 17 коров. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к ветеринару. Тот приехал к ним с собственной коровой и разделил стадо так, как повелел отец.

Ветеринар пустился на уловку. Он прибавил к стаду на время свою корову, тогда их стало 18. Разделив это число на 1/2 - старший сын получил 9 коров, средний 18 : 3 = 6 (коров), младший от 18 получил 1/9, ветеринар взял обратно свою корову (9 + 6 + 2 + 1 = 18). Секрет решения этой задачи в том, что сыновья должны были делить стадо, в котором части не составляют - 1.

1/2 + 1/3 + 1/9 = 17/18.

IV. Стадия рефлексии.

- Почему легионеры при осаде Сиракуз панике разбегались, когда видели в стане врага поднимающуюся веревку или бревно?

- Какую теорему сейчас называют именем Архимеда?

- Какую крылатую фразу произнес Архимед, согласно преданию, когда открыл правило рычага? И мог ли он это сделать на самом деле?

Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка живой интерес к исследованию природы, её законов и взаимодействию друг с другом некоторых веществ.

- формирование целостного мировидения в результате экспериментирования;

-развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение;

-установление причинно-следственной зависимости природных явлений;

-создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.

Давным-давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед?

Дети: жил в Древнем мире; в Греции; математик; ученый; делал опыты; много знал

(предполагаемые ответы детей)

Правильно! Этот человек был очень любознательным, все ему было интересно, он хотел знать как устроен мир и сам придумал много полезных и нужных вещей…

А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?

( в окно влетает воздушный шар, привязано к нему письмо)

Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте-ка прочитаем его послание …(открывают письмо, а там чистый лист.(показать детям )) Чем же написано это письмо? Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила. У кого есть варианты? (дети предлагают варианты написания и прочтения: молоко; лимонный сок, сок фруктов или овощей;; нагреть над свечей, над лампой) . Вот мы и разгадали секретное послание от Архимеда! ( письмо написано молоком; оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становиться видимым)

***Для того, чтобы попасть в страну Архимеда вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика

На столе пустые стеклянные банки: две пол-литровые, одна 2-х литровая. На блюдце, рядом,- два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой. *В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонет. *Во вторую банку налить воды и добавить 2 ст. ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности. *В 2-х литровую банку наливать воду из 1 банки, потом из 2-ой – яйцо будет плавать посередине. А если чередовать воду, то оно будет то тонуть, то всплывать . - Отгадайте секрет яйца – попрыгунчика … ( в соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде. Мертвое море)

Секреты Архимеда мы разгадали, путеводную звезду сделали…Чего нам не хватает для путешествия? (корабля) А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим какие предметы тонут в воде, а какие не тонут … (на столе стоит аквариум с водой. Опускаем по очереди предметы : пробка, чайная ложка, скрепка, перо, монета, деревянная ложка, камень) Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одинаково ли держаться на воде? А если на предмет, который плавает положить предмет, который тонет, что произойдет? (ответы детей и подведение итога - вода выталкивает более легкие предметы.) А еще важно, чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Он легкий, и удерживает большой корабль на воде. (Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.)

Крибле! Крабле! Бумс! Отправляемся в путешествие! А чтобы ночью не случилось столкновения с другим кораблем и наш корабль был виден издалека, давайте украсим его нарядными воздушными шариками. Подскажите, как нам их надуть без проблем.. 1ч.л. соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента. Наливаем воду в бутылку и растворяем в воде соду. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус. Через воронку наливаем в бутылку. Быстро надеваем шарик на горлышко и закрепляем изолентой. (сод + сок лимона + уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик)

Отдохнули? Молодцы! Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть …

(детей делят на 2 команды и по - очереди задают вопросы. Если команда отвечает не правильно, то право ответа переходит к команде- сопернику. За каждый правильный ответ команда получает бонус- смайлик)

1.Может ли вода быть твердой ? (да)

3.Вы видели верблюда, который летит, не касаясь земли ногами? (нет)

4.Умеет ли ветер работать? (да)

5.Черепаха видит все зеленым? (да)

6.В школу нужно приносить игрушки? (нет)

Звучит сигнал горна, барабана. –Стоп! Вот и остановка… и мы размялись немножко ( навстречу детям выходит Архимед ) .

-Здравствуйте, ребята! Вот я вас и дождался! Не легким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам один удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощи этого удивительного предмета. А кто-нибудь из вас знает эту историю? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар)

-Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет? (Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта )

Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Думаю, вам всем оно понравилось! Желаю удачи вам в каждом деле и хочу подарить вам одну китайскую пословицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

- напишут творческую работу в форме письма герою с помощью учителя.

Большинство учащихся :

- прогнозируют развитие сюжета произведения по поступкам,

характеристике героев и событиям;

- извлекают конкретную информацию по содержанию произведения из

различных источников: иллюстрации, художественной литературы

- составляют и напишут творческую работу в форме письма герою

Некоторые учащиеся:

- прогнозируют развитие сюжета произведения по поступкам,

характеристике героев, событиям, иллюстрациям и объясняют свой выбор;

- извлекают конкретную информацию по содержанию произведения из

различных источников: иллюстрации и художественной литературы и

представляют информацию в виде схем;

- составляют и пишут творческую работу в форме письма герою

самостоятельно, представят свою работу одноклассникам.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Информация, виды вопросов, творческие, оценочные, прогнозирующие

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Почему Архимеда называют одним из величайших гениев человечества?

Воспитание ценностей

Воспитание уважения, сотрудничества, умение выражать свое мнение, бережное отношение к своему здоровью.

Межпредметная связь

Трудовое обучение, познание мира.

Материал прошедших уроков:

Прогнозирование по поступкам, характеристике героев и событиям.

Извлечение конкретной информации из различных источников.

Написание творческих работ разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Коллабаративная среда.

Класс читает цитату: “Сoбраться вместе - это начало

Держaться вместе - это прoгресс.

Рaбoтать вместе - это успех” (Henry Ford)

-Давайте разгодаем ребус, и узнаем тему нашего сегодняшнего урока.


Согласны ли вы, что мы правильно разгодали ребус.

Новая тема.

Ты научишься отвечать на вопросы,

произведение с мультфильмом


Архимед - древнегреческий ученый, великий физик, математик, инжинер и конструктор. Прошло 2000 лет, а человечество до сих пор пользуется его изобретениями. Широко известен рассказ о том, как Архимед сумел определить, сделана ли корона царя из чистого золота или ювелир подмешал туда значительное количества серебра.


Формативное оценивание

Красный- Тему не усвоил.

Желтый- тему пнял, но все понятно

Зеленый- тему понял, усвоил хорошо.

Дескрипторы:

-Запомнили кто такой Архимед.

-Поняли тему урока.

- запомнили в каком веке он жил

- Запомнили где он жил

Давайте для начало, перед тем как начать урок, просмотрим мультфильм


Теперь приступим к основной части нашего урока. Чтение Легенды об Архимеде, по цепочке



Дескрипторы:

-умет читать выразительно

-следить за чтением

-внимательно читают, понимая смысл теста;

-пишут то что они знали, что для них новое, и что бы они ещё хотели узнать

Кто главные герои легенды?


Ч то захотелось узнать Гиерону?

Как ты думаешь, о чем была беседа?

Какую задачу поставил Гиерон перед Архимедом?

В чем ее сложность?

Можешь ли ты объяснить решение этой задачи?

Как это сделал Архимед?

Как называется город, где жил Архимед?

В чем сомневался Гиерон?

Что подсказало Архимеду, как измерить объем короны?

Актуализация жизненного опыта.

Теперь проведем не большой эксперимент, узнаем почему так происходит

(На погружаемое тело действует выталкивающая или подъемная сила, сила Архимеда, равная весу- жидкости или газа. Это и есть закон. Кстати, корона оказалась с примесями серебра. Архимед понял это, когда равный вес ей по массе слиток золота вытеснил меньшее количество воды, чем само изделие, если сила тяжести равна силе Архимеда, тело плавает, если больше тонет, а если меньше всплывает до тех пор пока не начнет плавать )


Объема вытесненого вещества-

Домашнее задание

Задание для группы А: Составить вопросы по новому тексту

Задание для группы В: Выучить одну часть

Задание для группы С: Написать письмо герою легенды.

Цель – оценить свою активность и качество работы. Учащиеся

оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Читайте также: