Понятие о сложном предложении 9 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: обучающийся должен иметь представление о том, что такое бессоюзное сложное предложение, должен отличать бессоюзное предложение от других типов сложных предложений, должен определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Задачи урока:

  1. обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении
  2. научить находить бессоюзные сложные предложения
  3. научить понимать и выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений
  4. активизировать познавательную деятельность

Оборудование: персональный компьютер с доступом к сети Интернет, программа Skype, электронная рабочая тетрадь в Google-документах.

Планируемые результаты: обучающийся знает, что такое бессоюзное сложное предложение, умеет находить бессоюзные предложения и отличает их от других типов сложных предложений, определяет смысловые отношения в бессоюзном предложении в зависимости от интонации.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель приветствует обучающегося. Обучающийся приветствует учителя, открывает электронную рабочую тетрадь.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

‒ Мы изучили сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Сегодня мы познакомимся с новым типом сложного предложения. Для этого повторим изученное с помощью следующего задания.

Задание 1.

Распредели номера предложений в колонки в соответствии с типом предложения.

‒ Чем похожи ССП и СПП? Чем отличаются ССП и СПП?

‒ Какие предложения вызвали затруднения?

‒ В чем особенности этих предложений? Как они называются?

Ученик заполняет таблицу, отвечает на вопросы, формулирует цель урока.

ССП СПП ?
2, 3 1, 4, 5 6, 7

ССП ‒ это предложения с сочинительной связью, СПП ‒ предложения с подчинительной связью. Простые предложения в составе ССП и СПП соединены союзами или союзными словами. Предложения 6,7 не являются ни ССП, ни СПП, в этих предложениях нет союзов.

‒ Какие предложения мы будем сегодня изучать? Как назвать последний столбик в таблице?

‒ Какова цель нашего урока?

Узнать, что такое бессоюзные предложения.

3. Актуализация знаний.

  1. Стало холодно, подул ветер.
  2. Стало холодно: подул ветер.
  3. Подул ветер ‒ стало холодно.

‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?

Все предложения бессоюзные. В одном предложении стоит запятая, в другом двоеточие, в третьем тире. В первом предложении говорится об одновременных событиях, во втором предложении вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложение вторая часть называет следствие того, о чем говорится в первой части.

4. Первичное усвоение новых знаний.

‒ Продолжи предложение: “Бессоюзное сложное предложение ‒ это такое … предложение, …” и запиши.

Бессоюзное предложение ‒ это такое сложное предложение, в котором простые предложения соединены не союзами и союзными словами, а интонацией и смысловыми отношениями.

5. Первичная проверка понимания.

Задание 2. Найдите бессоюзные предложения.

  1. Пока живешь, творить добро спеши. (СПП)
  2. Не рой другому яму – самспоткнешься. (БСП)
  3. Добро не купишь. (ПП)
  4. Слабыевыжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. (БСП)
  5. Плод, полученный терпением, сахару подобен. (ПП)
  6. И у моря естьдно, и у терпения естьпредел. (ССП)
  7. Язнаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. (ПП)
  8. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. (ПП)
  9. Вошладружба, пришлосчастье, появилось и богатство. (БСП)

6. Первичное закрепление.

‒ Какие смысловые отношения существуют между частями сложного предложения?

Сравни интонацию в предложениях с запятой, двоеточием и тире. Чем она отличается в этих предложениях?

Ученик определяет значения между частями сложного предложения, определяет интонацию в предложениях с запятой, двоеточием и тире.

7. Рефлексия.

‒ Что такое бессоюзное сложное предложение? Чем оно отличается от ССП и СПП? С какой интонацией произносятся бессоюзные предложения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Понятие о сложном предложении (9 класс)

Дата проведения урока:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания о сложном предложении как единице синтаксиса, смысловых отношениях между частями сложного предложения.

Задачи урока:

1) Обучающие:

- актуализировать знания учащихся о главных членах предложения (подлежащее и сказуемое); знания понятия "грамматическая основа предложения"; знания о простом и сложном предложениях, их отличиях;

- сформировать умения отличать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ; отличать простые предложения с однородными членами от сложных с односоставными и двусоставными грамматическими основами; умения определять смысловые отношения между простыми частями сложного предложения; умения составлять схемы простых и сложных предложений.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

- воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

- содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?

Материал для беседы:

1. Назовите главные члены предложения.

2. Дайте определение термину "грамматическая основа предложения".

3. На какие типы делится предложение по количеству грамматических основ?

4. Какие предложения являются односоставными?

5. Какие предложения являются двусоставными?

Вопросы к классу:

Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Знать особенности сложных предложений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

- запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Мальчик мечтал о ружье, а его сестра - о новой кукле.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть :

Союзной Бессоюзной

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Гроза прошла , и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Мы не пошли гулять , потому что началась гроза . ( Мы не пошли гулятьглавное предложение, а потому что началась грозапридаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел , однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна Б) две В) две и более

Как связаны между собой части в сложном предложении?

А) по смыслу

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

В) сочинительной и подчинительной

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

10. Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

А) сложносочиненное

Б) сложноподчиненное

В) бессоюзное

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Физическая минутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Этап закрепления знания.

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное.

Б. Союз сочинительный - ССП.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Сначала ребята работают самостоятельно, записывая предложения и выполняя задания к ним. Потом каждый проверяет себя, сравнивая свои ответы со слайдами, на которых предложения разобраны, или сверяя написанное с комментариями учеников и учителя. За каждое правильнее предложение учащиеся добавляют себе 1 балл к баллам за тест. Попутно комментируем орфографию. Делаем вывод о том, что чаще всего части сложного предложения отделяются друг от друга запятой . Однако учитель сообщает, что это не единственный знак, возможный в сложном предложении: части могут отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.

Минутка подготовки к ГИА. Задание на карточках( самостоятельно)

Упражнение 1.

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.
1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Упражнение 2 .

Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.

Все м_лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н_чал сдавать. Ветер опять утих и бл_годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п_рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что(бы) насл_ди(тся, ться) этой к_ртиной я вышел в поле. Чудное зрел_ще открылось глазам моим: всё безгр_ничное пр_странство (во)круг меня предст_вляло вид снежного потока. Мне к_залось буд(то) небеса разверзлись ра(с, сс)ьшались снежным пухом н_полняя весь воздух дв_жением и пор_зительной тиш_ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум_рки и пад_ющий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком од_вал землю. (По С. Аксакову)

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


Записать предложение под диктовку. Выделить грамматическую основу. Перестроить предложение, чтобы получилось сложное.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю и заставлял их плясать под свою музыку.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю, и они плясали под его музыку.

3. Орфографическая минутка.

Инициатива, колорит, гигант, гигантский, колоссальный, асфальт, режиссёр, оператор, комментарий, активный, мозаика, оптимист, пессимист, результат, традиция, президент. (самопроверка)

Какие слова вам не понятны?

5. Изучение нового материала

Ислентьева Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 19" г. Тулуна Иркутской области

Содержимое разработки

Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"

Автор: Ислентьева Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы МБО СОШ № 19 г. Тулуна, Иркутской области.

Урок: русский язык

Тема: Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ

Цели: - углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении;

- ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного;

-научить различать виды сложных предложений;

- обогащать речь учащихся.

Оборудование: слайды, словари (Толковый словарь Ожегова, Орфоэпический словарь, Орфографический словарь), учебник, сборник подготовка к ОГЭ (под редакцией Н.А.Сениной), раздаточный материал (тесты)

Организационный момент.

Нацеливание: сегодня мы рассмотрим виды сложных предложений, научимся их различать, ознакомимся со средствами связи простых предложений в составе сложного. Открываем учебники, тетради. Записываем число, тему.

Орфоэпическая минутка.

срЕдства, жалюзИ, позвонИшь, тОрты, баловАть.

Синтаксическая минутка.

Записать предложение под диктовку. Выделить грамматическую основу. Перестроить предложение, чтобы получилось сложное.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю и заставлял их плясать под свою музыку.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю, и они плясали под его музыку.

Орфографическая минутка.

Инициатива, колорит, гигант, гигантский, колоссальный, асфальт, режиссёр, оператор, комментарий, активный, мозаика, оптимист, пессимист, результат, традиция, президент. (самопроверка) СЛАЙД

Какие слова вам не понятны?

5. Изучение нового материала.

- Сколько грамматических основ в сложном предложении? (2 и более)

- Таким образом, что такое сложные предложения? (Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких предложений)

- Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)

- Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами. Например, … . Сочинительные союзы …

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

( Сложноподчиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами)

1) союзное слово выполняет функцию члена предложения; союз членом предложения не является;

2) союз можно опустить и преобразовать сложноподчиненное предложение в сложное бессоюзное; союзные слова опускать нельзя;

3) на союз не падает логическое ударение; на союзное слово ударение может падать;

4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать в вопросительное предложение;

5) союзы заменяются союзами, союзные слова – союзными словами.

- Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями? ( Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными)

Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

(5 предложений разных типов и ответы к ним)

Задание для учащихся: определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда с ответом

Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

Определим содержание выделенных нами терминов.

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17. Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)


Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ - = ] , зато [ = ].

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

7. Подготовка к ОГЭ.

Тематические тесты (№8 – выписать грамматическую основу;

№11 –указать количество грамматических основ; №12 –расставить знаки препинания.

Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали, что сложные предложения бывают трех видов)

- Чему вы научились на уроке? (Научились различать виды сложных предложений, составлять схемы этих предложений)

- Как отличить его от ПП?

9. Домашнее задание

Выучить сочинительные и подчинительные союзы.

Составить 3 ССП с союзом И, 3 СПП.


-75%

Конспект
Ключевые слова:
Простое и сложное предложение, грамматическая основа предложения, интонация завершения.

Содержание модуля:
Анализируются примеры простых и сложных предложений, делается вывод об их структурных различиях.
Рассматривается структура простого и сложного предложения
Рассматриваются особенности интонации в простом и сложном предложении.
Рассматриваются смысловые особенности сложного предложения
Формулируется общее определение сложного предложения

Используемая литература:
Учебник Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций [Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. - М.: Просвещение, 2014.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: