Форматирование изменение формы представления информации конспект

Обновлено: 22.07.2024

Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

  1. Орг. момент:
    • Поприветствовать друг друга.
    • Объявить план сегодняшнего урока.
    • Записать число и тему .
  2. Повторение:
    • Определение понятия “обработка информации”.
    • Типы обработки информации.
    • Задачи решенные на прошлом уроке.
  3. Новый материал:
    • Кодирование и декодирование.
    • Систематизация.
    • Поиск.
  4. Практическая работа за компьютерами.
  5. Домашнее задание.
  • рабочие тетради
  • учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой
  • раздаточный материал (таблицы)
  • кабинет информатики, проектор, компьютеры
  • телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации. Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 53

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Изменение формы представления информации”.

1 вопрос: Что такое обработка информации?

Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №2 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)

2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

  1. Обработка, связанная с получением новой информации.
  2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №3)

- А ещё мы решили 2 задачи.

Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

Графический – с помощью рисунков и знаков

Числовой – с помощью чисел

Символьный – с помощью символов алфавита

Запишите в тетради способы кодирования информации.

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.


Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №9)

Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.

Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №10)

Нам предстоит ответить на этот вопрос.

Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №11)

Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.


- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

(У всех розданы готовые таблицы. Приложение 2)

Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы?

  1. музыкальные инструменты
  2. спортивный инвентарь
  3. цветы

(Дети заполняют сами. Проверим ответ слайд №12)

Задание №4 Систематизируйте. (кадр №12)


Одежда Обувь Головные уборы

(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).

Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”

  • По алфавиту
  • По темам
  • По датам
  • По местоположению и т. п.

Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

  • Расположить
  • Разобрать
  • Отсортировать
  • Разложить и п. т.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

(Выслушать несколько мнений и показать слайд №14)

Систематизировать - это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №15)

Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

  • Наблюдение
  • Общение
  • Чтение соответствующей литературы
  • Просмотр телепередач
  • Работа в библиотеках
  • И другие методы

Практическое задание за компьютером:

Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)

термины значение
код система условных знаков для представления информации
информация сведения об окружающем нас мире
пользователь человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

- Ребята, подведём итог.

(перед звонком слайд №17)

Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока информатики в 5 классе

Задачи урока:

Образовательная:

дать представление об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере;

расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации.

Развивающая:

развить навыки форматирования предложений в программе Open office ;

развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательная:

создать условия к воспитанию у учащихся толерантного отношения друг к другу, чувства ответственности и коллективизма, внимания и трудолюбия;

воспитание информационной культуры учеников.

изучение нового материала.

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

Структура урока:

1. Орг. момент – (1 мин)

2. Задание на дом – (1 мин)

2. Актуализация полученных знаний (проверка домашнего задания) – (4 мин)

3. Подведение к теме урока – (4 мин)

темы урока – (1 мин)

5. Изучение нового материла – (5 мин)

6. Объяснение лабораторной работы – (5 мин)

5. Выполнение лабораторной работы – (17 мин)

(организация рефлексивной деятельности, выставление оценок) – (2 мин)

1. Орг. момент – (1 мин )

2. Задание на дом – (1 мин )

(1 слайд) Запишите домашнее задание в дневник: оформить грамоту победителю олимпиады по информатике в произвольной форме.

2. Актуализация полученных знаний (проверка домашнего задания) – (4 мин )

Но чтобы приступить к изучению новой темы нам нужно вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера. Чем вы занимались на прошлом уроке? (Редактировали текст, работали с фрагментами текста).

(2 слайд) На дом вам было задано выучить основные правила набора текста. Давайте посмотрим, кто как с эти заданием справился. Итак, ваша задача продолжить фразу.

(На слайде начало правила набора текста и их нужно продолжить)

(Ребята устно выполняют задание)

(Так же устно выполняют задание)

3. Подведение к теме урока – (4 мин )

(4 слайд) Ребята, перед вами текст. Представьте, что делаете открытку для своей мамы. Вы бы, наверное, переписали стихотворение, красиво цветными ручками, где-нибудь бы подчеркнули и т. п. (Да).

А как вы думаете, мы можем видоизменить текст в текстовом редакторе? (Да).

Например? (Поменять цвет).

Да, действительно. Мы можем раскрасить буквы, фон букв, изменить шрифт и его размер. А как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся на уроке?

(Будем изменять текст).

Да, эти видоизменения текста, называются форматированием.

4. Формулировка

темы урока – (1 мин )

(6 слайд) Форматировать текст – это значит придавать ему форму, оформлять.

5. Изучение нового материла – (5 мин )

На примере текста (Текс. doc ) объясняется новый материал, а именно: как изменить тип и размер шрифта; начертание шрифта, как осуществить выравнивание текста, как поменять цвет текста.

6. Объяснение лабораторной работы – (5 мин )

(Каждое задание обговаривается и комментируется)

Задание 1. Такого файла у вас нет. Значит, вы должны создать его сами.

(7 слайд) Как создать: (Пуск -> Офис -> Open Office (Текстовый процессор)).

(7 слайд) Как сохранить файл: (Файл -> Сохранить как -> Класс -> 5-ые -> 5А -> (Ваша именная папка)).

(Эта информация выводится на слайд и также записана на доске).

Задание 2. (Спрашиваю у учащихся, где находятся заготовки).

Задание 3. (Дан образец, делать по нему)

5. Выполнение лабораторной работы – (17 мин )

(Учащиеся выполняют работу, отвечаю на вопросы, помогаю с выполнением работы).

6. Итог урока

(организация рефлексивной деятельности, выставление оценок) – (2 мин )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК Л.Л. Босовой для учащихся 5 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - это урок объяснения нового материала, содержащий разнообразные формы работы с учащимися. Это и проверка домашнего задания, и объяснение нового материала, его закрепление через выполнение практических заданий.

Конспект урока

учителя информатики МБОУ СОШ №48, г. Нижний Новгород

Пономаревой Елены Ираджевны

по теме: «Форматирование – изменение формы

Тип урока: объяснение нового материала

дать представление об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере;

формировать умение форматирования простейших текстов.

развивать творческое, критическое мышление;

развивать умение анализировать, делать логические выводы, обобщать;

развивать психические процессы (память, внимание).

Воспитательная: воспитывать терпение, усидчивость, уважительное отношение к одноклассникам, умение выслушать до конца мнение другого человека.

для учащихся 11 компьютеров для выполнения практических заданий.

Раздаточный материал: панель форматирования программы WordPad

Содержание этапа

Хронометраж

Проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания

Объяснение нового материала

Перед учащимися ставится проблемная ситуация, которая разрешается в ходе объяснения

Нетрадиционный способ задания, который включен в объяснение теоретического материала

Валеологический аспект урока

Практическая работа №9. Форматируем текст

Формирование умений по форматированию текстов

Подведение итогов урока

Проект урока

Теоретическое обоснование

Отмечаю отсутствующих и проверяю готовность к уроку

На этом этапе важно проверить готовность к уроку для дальнейшей плодотворной работы.

Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели несколько важных понятий, связанных с подготовкой документа на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Перечислите основные этапы подготовки текста на компьютере? (ввод, редактирование, форматирование, печать)

В каких программах возможно выполнение всех этих этапов? (в текстовых процессорах)

Дайте определение текстового процессора, назовите примеры. (Текстовый процессор - мощная программа для работы с текстами, позволяющая изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты (стр.190 учебника), примеры: WordPad, MS Word).

Итак, первый этап – ввод текста. Какие действия выполняет пользователь на этом этапе? (набирает символы с помощью клавиатуры).


Второй этап – редактирование. Что вы знаете об этом этапе? (Редактирование – этап подготовки документа на компьютере, в ходе которого исправляются обнаруженные ошибки (например, в правописании) и вносятся необходимые изменения).

(на экране постепенно появляются сначала этапы, затем определения)

Фронтальный вопрос активизирует учащихся, развивает внимательность, сообразительность.

Большое внимание уделяется теоретическому материалу для следования одному из принципов РО Л.В.Занкова.

Также на этом этапе идет активизация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.

Объяснение нового материала


- Как вы думаете, что должен выполнять пользователь на этом этапе? (изменить формат текста, его форму…)

- Давайте запишем определение (слайд): Форматирование – этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге.


- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде? (написанный мелким шрифтом непривлекательный текст)


- Хотите ли вы видеть тоже на бумаге? Если нет, то будем его форматировать, изменять его внешний вид, форму для придания эстетической красоты и удобства восприятия информации.


Занятие даст самое общее представление о систематизации информации, способствует расширению представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

Описание разработки

Цели урока:

1. Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания.

2. Дать самое общее представление о систематизации информации.

3. Способствовать расширению представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

1. Воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности.

2. Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.

3. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку.

1. Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в практической работе.

2. Использовать навыки самостоятельной работы.

Цели учащихся:

После изучения данной темы учащиеся должны:

1. знать, что понимается под систематизацией;

2. уметь приводить примеры систематизированной и отсортированной информации;

3. расширить свои представления о возможности изменения формы информации в WordPad;

4. уметь оценивать значимость полученных данных.

План:

1) Определение понятия “обработка информации”.

2) Типы обработки информации.

3) Задачи, решенные на прошлом уроке.

3. Новый материал:

1) Кодирование и декодирование.

4. Практическая работа за компьютерами.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Актуализация полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов (5-6мин)

Что такое обработка информации?

конспект урока по информатике на тему Изменение формы представления информации

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №1 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо,сейчас ещё раз вспомнили определение.)

С какими типами обработки информации вы знакомы?

Обработка, связанная с получением новой информации.

Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №2)

- А ещё мы решили 2 задачи.

Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации (10мин.)

Постановка темы урока.

Разыгрываются жизненные ситуации (1 ученик закрывает глаза, учитель стучит карандашом по столу, хлопает в ладоши, дает потрогать ученику какой-либо предмет и т.д..).

На столах у учащихся лежат предметы (листочки, тетради, учебники, карандаши, ручки, положенные учителем в произвольном порядке), их задачей является распределение этих предметов по каким-либо признакам.

Вопрос 1 ученику: По какому признаку ты понял, что я делала?

Вопрос всем остальным: Почему Вы разложили предметы именно так? Каким принципом пользовались? Попробуйте из этого вывести нашу с Вами тему урока?

Учащиеся пытаются сформулировать тему.

Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

На уроках математики мы решаем чаще всего задачи связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

Читайте также: