Конспект оод по экологии в подготовительной группе

Обновлено: 04.07.2024

Цель:- формировать у детей основы экологической культуры.

•Образовательные:расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе; Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха, сон-трава грибов : съедобные-несъедобные.

•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.

•Воспитательные:воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы:-

погружение в игровую ситуацию;

- групповая, коллективная работа; - релаксация, динамическая пауза,

- создание проблемной ситуации.

Предварительная работа:

- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,

-рассматривание иллюстраций леса, природы.

- раскрашивание экологических знаков;

- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);

- изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.

Дети входят в группу.

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, ребята! Всем привет!

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Воспитатель: -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу?

Сорока: - « Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Воспитатель:

Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.Что же делать?

Ответы детей: Поможем спасти животных.

Воспитатель: Похоже кт о-то нарушал правила поведения в лесу. И я их подзабыла, напомните пожалуйста их.

Воспитатель подводит детей к знакам- правилам поведения в лесу.

Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.

Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения?

Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?

Дети говорят предположения и берут знаки с собой.

Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.

- Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились.

- Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:

Наш ковёр по небу мчится:

Что же с нами приключится?

Унесет нас до небес,

Попадём на нём мы в лес!

Воспитатель:

- Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес.

Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.

Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?

(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу?

Дети: Давайте уберем весь мусор на полянке.

И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.

(Очищают лес от мусора).

Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.

(Дети ставят знак в лесу).

- А что ещё вы заметили, ребята?

(Веточка у берёзки сломана).

- Что же нам нужно сделать?

Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.

- Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак.)

Дети идут дальше и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

- Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок выбирает нужный знак).

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

(дети идут дальше и выходят на грибную полянку)

Воспитатель: –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель: -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

-Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

-Какой знак нужно поставить здесь?

(ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

(дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, дупло, пенек с муравейником, ягоды, птиц и животных)

Воспитатель: -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

- Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель: -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы)Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра "Сделай запасы"

Ребята, а можно забирать животных домой? (Правильно, нельзя)

Люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.

(Ставят знак, запрещающий брать животных домой.)

Воспитатель:- Молодцы Природу надо беречь! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу.

Посмотрите, как в лесу стало светло.

Воспитатель находит под деревом коробочку.

-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, сорока нам оставила.

Дети получают медали.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.


Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли.

расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки;

посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней;

воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; воспитывать уважение к труду.

Оборудование: иллюстрации к сказкам.

Ход занятия!

Воспитатель: Здравствуйте дети! Доброе утро!

Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.

Скажите вы любите сказки? (ответы детей) А какие ваши самые любимые сказки (ответы детей) Почему вы их любите.

Очень хорошо, давайте тогда с вами немного поиграем!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать отрывки из сказок, а вы будете досказывать словечки. А если вспомните название сказок, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

Рюмки да бутылки,

Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик,

А потом позвонили зайчатки:

– Нельзя ли прислать … (перчатки?

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Воспитатель: я хочу прочитать вам стихотворение В. А. Стекловой

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наши сказки впереди,

Сказка в двери постучится –

Жила-была девочка. И звали ее. Серая Шапочка. Шапочку, а вернее, шляпку связала ей бабушка из шерсти старого Волка, который когда-то пытался бабушку съесть. Эту печальную историю со счастливым (только не для волка) концом знает каждый. Много воды утекло с тех пор, но бабушка все еще хранила красивую красную шапочку, которую так любила в детстве. Она все так же жила на краю леса, а ее внучка Серая Шапочка иногда ее навещала и приносила сливочное маслице и пирожки.

В лесу, через который каждый раз проходила дорога Серой Шапочки, жил печальный добрый Волк. Все называли его Красный Волк, так как ученые давно занесли его в Красную книгу и предупредили всех, что Волк нуждается в охране. Эти ученые долго гонялись за испуганным Волком, а когда он совсем обессилел, измерили вдоль и поперек, проверили здоровье, а затем сказали, что он должен беречь себя для потомков. Но Серая Шапочка и ее семья никак не желали охранять злого и коварного, как они считали, хищника. К тому же они совершенно не берегли лес, в котором он жил. Поэтому Волк и был печальным. Ведь лес был его родным домом.

А по какой дороге ты пойдешь к бабушкиному дому? — задал Волк свой традиционный вопрос. В этот раз Серая Шапочка решила идти по неизведанной тропе. Старая за долгие годы была совсем вытоптана. На ней то и дело попадались оголенные корни деревьев, о которые можно было споткнуться. К тому же все самые красивые цветы вдоль знакомой дорожки уже давно исчезли. А ведь бабушка, как известно, очень любила большие букеты, которые дарила ей внучка.

Ну вот, наконец, и бабушкин дом. Серая Шапочка еще издалека узнала его по свалке под забором. Бабушка не раз просила внучку убрать мусор,

• Обратите внимание детей на то, как тесно все взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определенным условиям. Если уничтожить его местообитание, исчезнет и само животное.

• Что случится с Волком, если погибнет лес?

• Как может повлиять оставленный людьми мусор на жизнь леса? Например, клочки полиэтиленовых пакетов иногда проглатывают птицы. Осколок стекла, фокусируя солнечные лучи, может стать причиной пожара или просто ловушкой для мелких лесных животных (поэтому, чем меньше упаковочного материала мы используем, тем меньше загрязняется окружающая среда).

• Почему не стоит ловить бабочек, рвать цветы, особенно самые красивые и крупные? (Именно такие растения дают хорошее, жизнеустойчивое потомство. Практически с каждым цветком обязательно связано какое-ни- будь насекомое. Бабочки и растения не могут жить друг без друга. Бабочки питаются нектаром и опыляют цветки. Исчезают бабочки — исчезают растения. И наоборот: чем больше лесных цветов уйдет на букеты, тем меньше останется бабочек.)

• Почему Волка звали Красным?

• Что такое Красная книга, почему она так называется?

• Какие звери, птицы и растения в нее занесены и почему? Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы эта книга не становилась все объемистей.

Я вам предлагаю к этой сказке изготовить книжки малышки и устроить выставку книжек в нашей группе.

Воспитатель: Давайте беречь природу вместе!


-75%



Воспитатель: Дети, обратите внимание – наша группа стала необычной: на стенах, столах картинки с изображением насекомых, что вы думаете по этому поводу?
Дети: Мы попали в страну насекомых.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, загадку о хозяйке этой страны и попробуйте отгадать:
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мёд вожу!
Дети: Это пчела!




Пчела Майя: Правильно, дети, в домиках есть восковые соты, куда свой нектар прячут пчёлы, мои друзья.
Показывает несколько картинок с уликами, сотами.




Пчела Майя: Дети, у меня есть знакомый художник, он подарил мне картину, но она какая – то странная, я не разберу здесь ничего, помогите мне, пожалуйста, найти ошибки.
На картине нарисована путаница с внешним видом насекомых: у лягушки нарисованы пчелиные крылья, у бабочки ножки как у кузнечика, а у кузнечика лапки лягушки, пчела с крыльями бабочки.
Дети помогают пчеле Майе всё расставить по местам и попутно объясняют, почему.
Пчела Майя: Дети, как вы думаете, что произошло бы на земле, если вдруг исчезли все пчёлы?
Дети: Никто не принёс бы мёда, цветочки исчезли и все растения
Пчела Майя: Совершенно верно, ведь пчёлы – это замечательные опылители растений. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, тем самым опыляют растения и все лишились бы вкусного лакомства – мёда. А что вы знаете о мёде?
Дети: Мёд вкусный и питательный, а ещё он помогает при простуде.




Пчела Майя: Правильно, мёд очень полезный, в нём много витаминов и микроэлементов, которые помогают справляться с любой простудой. Но мёд имеет разный вкус и цвет, всё зависит от того, на каком цветочке пчёлка собрала нектар
Зайка сильно заболел,
Пить таблетки не хотел,
Зайке мёду принесла
Полосатая …пчела!
Воспитатель: А ещё любят мёд животные, медведи его просто обожают
Давайте представим, что мы медведи.



По лесу медведь идёт
Этот мишка ищет мёд,
Он голодный, невесёлый,
Где живут лесные пчёлы?
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит?
Движения выполняются согласно тексту.
Воспитатель: Дети, оказывается, есть пчёлы домашние и лесные. Домашние живут в уликах, а дикие любят ютиться в дуплах деревьев. Давайте вспомним мультфильм про Вини Пуха, когда он хотел полакомиться мёдом и что потом произошло.
Дети вспоминают мультфильм и делятся своими впечатлениями.



Пчела Майя: Какие вы все молодцы, дети! Я вам принесла угощение – баночку мёда, ну а мне пора домой, ведь уже зима наступает, холода. Я спрячусь в свой домик и буду спать да самой весны, пока не пригреет солнышко. До свидания!
Дети прощаются с пчелой Майей.




Подведение итогов.
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Где живут пчёлы?
- По каким внешним признакам мы узнаём пчелу?
- Какие пчёлы бывают? (домашние и лесные)
- Что пчела собирает с цветка?
-Чем полезен мёд?
- Кто ещё любит мёд?
- Чем защищается пчела?
Воспитатель: А теперь давайте попробуем угощение.
Дети пьют чай с мёдом и печеньем.
Хочу представить вашему вниманию совместное творчество детей и родителей.

Возрастная группа: подготовительная к школе

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Цель: Формирование у детей бережного отношения к природным ресурсам.

формировать умение четко отвечать на поставленные вопросы;

Формировать представления о профессии эколог.

развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций);

развивать любознательность, память, умение делать выводы;

развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к природе.

воспитывать интерес к профессии эколог;

продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Воспитатель: Ребята, встанем в круг радости, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками:

Здравствуй, солнце золотое, (поднимаем руки вверх, замкнув ими круг)

Здравствуй, небо голубое, (руки разводим в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (машем руками)

Здравствуй, маленький дубок! (Показываем, что он мал, как рост ребёнка)

Мы живём в Донском краю. (разводим руки на уровне груди)

Всех я вас приветствую. (прижимаем ладони к груди и снова разводим)

Здравствуйте, ребята! Наша природа Донского края красивая, яркая. Однако есть люди, которые перестали ценить ту красоту и чистоту, что подарила нам природа. Природа Донского края нуждается в помощи. Земля, вода, воздух загрязнены. Просим вас помочь провести исследования. Много работы, мы не справляемся! С уважением ученые экологи.

Воспитатель: Ребята кто же такие экологи? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть защитниками природы?

Воспитатель: Вот и я вам сейчас предлагаю превратиться в экологов и пройти в нашу научную лабораторию.

Воспитатель: Как нужно себя вести в лаборатории?

Дети: 1) Не мешать друг другу, работать тихо; 2) приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения; 3) после проведения опыта все нужно убрать; 4) после завершения работы вытирать руки салфеткой.

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, давайте с вами проведём опыт с почвой.

Воспитатель: Перед вами модель почвы, в контейнере. Я набираю в пипетку чернила и капаю на почву. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество.

Воспитатель: Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?

Воспитатель: А как вы думаете, это вещество может повредить почве, природе? (Предположения детей)

Воспитатель: Вот растеклось это вещество по почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Поливаю почву из лейки).

Воспитатель: Что произошло с дождевой водой?

Дети: Вода прошла сквозь почву.

Воспитатель: Какого теперь цвета дождевая вода? Почему она такая? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда может попасть ядовитое вещество после дождя?

Дети: В речку, пруд, озеро.

Воспитатель: Конечно же, в любой водоём. У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь и это очень сильно вредит окружающей среде.

Воспитатель: Экологи могут работать не только в лабораториях, но и на природе - высаживать деревья, кустарники, ухаживать за ними, убирать.

Воспитатель: Давайте и мы с вами выйдем в лес.

Воспитатель: Ой, а что же такое случилось? Тучи набежали. Мне кажется, что сейчас пойдёт дождь.

Воспитатель: Помешал нам дождь поработать на природе. Давайте вернёмся назад в лабораторию.

Воспитатель: Ребята, а какая вода стала, когда прошла сквозь почву? И эта вода может попасть и в реку, и в озеро, в любой водоём. Как вы думаете, что нужно сделать с такой водой? (Предположения детей)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой эксперимент по очистке воды. (Дети переходят к столам, где стоят пластиковые стаканы с загрязненной водой, воронки с фильтрами и чистые баночки)

Воспитатель: Обратите внимание на воду. Такую воду можно пить?

Воспитатель: Сейчас мы будем её очищать. В воронках есть фильтр, он состоит из ватного диска, этот фильтр будет задерживать частички грязи. Попробуйте налить немного воды в воронку и понаблюдайте, как вода очищается.

Воспитатель: Можно сказать, что вода в баночке чище, чем в стаканчике?

Воспитатель: Можно сказать, что фильтр помогает очищать воду?

Воспитатель: Ребята, а воду, которую мы почистили теперь можно пить?

Дети: Нет, она ещё не совсем чистая.

Воспитатель: Да! Эта вода ещё недостаточно чистая для питья, но для полива цветов вполне пригодна.

Воспитатель: А чтобы воду можно было употреблять в пищу, на специальных очистных сооружениях ставят огромные фильтры и они очищают воду, а так же для того, чтобы грязная вода не попадала в реку. (Показ слайда)

Показ слайдов с изображением города в смоге.

Воспитатель: Как вы думаете на этих фотографиях в городе чистый воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?

Дети: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.

Воспитатель: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?

Дети: Горит свеча.

Воспитатель: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?

Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?

Дети: От пожаров, заводских труб.

Воспитатель: Как защитить воздух от дыма?

Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.

Воспитатель: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко.

3. Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось в наших исследованиях? (Человек загрязняет почву, воздух; природе нужно помогать; экологи - это защитники природы; научились очищать воду с помощью фильтров)

Читайте также: