Конспект уроку географія 10 клас росія

Обновлено: 07.07.2024

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

Сынып: Класс: 10 . Сабақ: Урок № 52. Дата: 01.04.14.г.

Tема: Краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение.

Тип: урок усвоения нового материала.

Образовательные: обеспечить усвоение знаний об особенностях ЭГП России- размерах, границе; об истории формирования государства; административно –территориальном устройстве.

Развивающие: развивать умения показывать на карте и работать с контурной карто; давать характеристику ГП России относительно мировых экономических центров; анализировать современное геополитическое положение России.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности и стремления к труду.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, коммуникативный.

Оборудование: физическая карта Евразии, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, интерактивная доска, флипчарт, политическая карта мира, контурная карта СНГ, видеосюжет о России.

Сабақтың барысы: Ход урока

  1. Ұйымдастыру кезеңі. Организационный момент: (2 мин)

Приветствие, проверка явки учащихся, объяснение целей урока.

  1. Жаңа тақырыпты бекiту. Закрепление нового материала. (10 мин)
  1. Выполнить практическую работу: определить по карте соседей России, нанести на контурную карту границы и страны соседи.
  1. Жаңа білім мазмұнын меңгерту. Проверка усвоения материала. (12 мин)
  1. Установи соответствие.
  2. Закончи фразу. Просмотр видеосюжета.

Объяснение домашнего задания. (2 мин)

§ 45, прочитать, пересказать, дать ответы на вопросы устно. : на к/к нанести субъекты РФ, выучить ключевые цифры параграфа

Рефлексия. Подведение итогов урока. (2 мин)

Что узнали нового? Что понравилось? Выставление оценок.

  1. Определи страну по контуру. Подпиши название и столицу.

1. Для решения пограничных вопросов А) ЕвразЭС

между странами СНГ была создана …

2.В 1991году принято соглашение об В) ШОС

3.В 2000г с целью создания единого С) СНГ

экономического пространства для

5стран была образована …

  1. Определи страну по контуру. Подпиши название и столицу.

1. Состав ЕвразЭС

2. Шанхайская пятерка

А) Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан.

В)Эстония, Латвия, Литва.

С) Казахстан, Россия, Китай, Кыргызстан, Таджикистан.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России".

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме.

Разработка урока "Центральная Россия.

Материал для проведения урока "Центральная Россия" содержит разработку урока , тест, оценочный лист, рефлексия, контур для графической работы и т.д.

Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"

Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1. Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2. Характеристи.

Разработка урока- Символика России

Обобщить и систематизировать знания учащихся по.

разработка урока Леса России

Урок с использованием интерактивной доски в технологии прблемного обучения.


Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Структура населения мира

Выделим следующие части – городское и сельское население, половозрастной состав, трудовые ресурсы, этнический состав, религиозный состав населения.

Городское население

В России городом называют населённый пункт с численностью населения более 12 тысяч человек при условии, что в данном населённом пункте 85% населения занято не сельскохозяйственной деятельностью.

С развитием мирового хозяйства особое значение играет урбанизация – процесс роста численности городского населения, увеличения функций города и повышения роли городского образа жизни.

Характерные черты урбанизации:

1. Высокие темпы. Если в начале ХХ века доля городского населения составляла 14% всего населения Земного шара, в середине – 29%, то к концу ХХ века предполагалось, что доля городского населения составит 50%. Только в 2010 году она составила 51%. Большая доля городского населения свойственна экономически развитым странам.

Агломерация – скопление городов-спутников вокруг города-ядра при условии, что от города-спутника до города-ядра час-полтора на электричке, и между ними существуют устойчивые экономические отношения.

Для развитых и развивающихся стран характерны различия в уровнях и темпах урбанизации.

В развитых странах уровень урбанизации выше, чем в развивающихся, а темпы урбанизации выше в развивающихся странах.

Урбанизация приводит к появлению проблем: жилищной, продуктов питания, транспортной, обеспечения работой, экологической (в т. ч. проблеме шума).

Сельское население

Почти половина населения Земного шара проживает в сельской местности.

Часть учёных выделяет две формы сельского расселения: групповое (деревенское) и рассеянное (фермерское, хуторское); другая часть добавляет третью форму – кочевое расселение.

Групповое расселение характерно для России, Китая, рассеянное – для США, Австралии, кочевое – для стран Северной Африки, части стран Центральной Азии, севера России и Канады.

Форма расселения зависит от природных, исторических, социально-экономических условий.

Половой состав населения стран мира разнообразен. На Земном шаре мужчин больше, чем женщин, более, чем на 25 миллионов человек.

1. В умеренных широтах северного полушария, особенно в странах Европы, СНГ, преобладает женское население: это связано с потерями мужского населения во время Первой и Второй мировых войн ХХ столетия.

2. Средняя продолжительность жизни женщин в большей части регионов выше, чем у мужчин.

3. Мужское население преобладает в тропических и субтропических широтах Азии (особенно в Индии и Китае), северо-восточной части Африки: это связано с положением женщины в семье, ранними браками.

Возрастной состав населения мира разнообразен. Во всём мире доля молодых (0-14 лет, чаще не занятых в производстве – дети) составляет 27%, доля взрослых – 66%, пожилых – 7%. Наибольшая доля детей – в странах Африки и Латинской Америки, взрослых – в странах СНГ, пожилых – в Зарубежной Европе.

Возрастной состав населения зависит от таких показателей, как рождаемость, смертность, естественный прирост. Вот почему основные типы возрастного состава населения в общем соответствуют типам его воспроизводства.

Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется возрастно-половая пирамида. В зависимости от характера воспроизводства населения, пирамиды могут иметь различную форму.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов.

Трудовыми ресурсами (в большей части экономически развитых стран) является трудоспособное население в возрасте от 15 лет до 63 – женщины, от 15 лет до 65 – мужчины.

Экономически активным населением является часть трудовых ресурсов, непосредственно занятая в хозяйственной деятельности.

В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести примерно 50% всего населения Земного шара. Доля экономически активного населения в разных регионах планеты разная – это зависит от уровня социально-экономического развития региона, доли детского возраста, вовлечения женщин в производство.

Этнический (этнолингвистический) состав населения очень разнообразен.

В мире насчитывается около 5,5 тысяч разных народов. Классифицируют народы по двум признакам – по численности и по языку.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

  • китайцы (1 120 млн. чел.);
  • хиндустанцы (219 млн. чел.);
  • американцы США (187 млн. чел.);
  • бенгальцы (176 млн. чел.);
  • русские (146 млн. чел.);
  • бразильцы (137 млн. чел.);
  • японцы (123 млн. чел.).

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.

Языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Одна из самых распространённых – индоевропейская семья.

Страны мира делят на многонациональные и однонациональные. В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства. Больше всего их в Европе, Латинской Америке, Австралии, на Ближнем Востоке. Двунациональные и многонациональные страны – в первой подгруппе преимущественно два этноса (Бельгия, Канада), во второй – десятки и даже сотни народов. Часто эти государства федеративные. В двунациональных и многонациональных странах существует сложная проблема межэтнических отношений. Она проявляется в части стран Африки, юго-западной и южной части Азии, после распада социалистической системы в Восточной Европе – в Югославии, в некоторых странах СНГ.

Своеобразен и религиозный состав населения.

В зависимости от своего распространения и роли, все религии подразделяются на мировые и национальные.

Христианство – одна из самых распространённых религий (католическая ветвь, протестантская и православная). Католицизм больше характерен для стран Южной Европы, Латинской Америки, Африки (территории, колонизируемые европейцами-католиками), протестантизм – для Северной Европы и Северной Америки. Православие – в России.

Ислам (мусульманство) – второе место по числу верующих. Характерен для стран Азии и Африки.

Буддизм (третье место) распространён в центральной, восточной и юго-восточной Азии.

Религии формируют традиции населения, сказываются на его воспроизводстве.

В мире возникают и межрелигиозные столкновения.

Численность населения изменяется не только за счёт естественного движения, но и за счёт механического движения населения. Под механическим движением, в частности, понимаются миграции населения.

Население по территории Земного шара размещено неравномерно. Важнейший показатель размещения населения – плотность.

Плотностью населения называется величина, показывающая соотношение количества жителей к территории, на которой они проживают. Плотность населения бывает высокой, средней и низкой. На карте плотность населения показана коричневым цветом. Чем темнее коричневый цвет, тем плотность населения выше. В мире низкой плотностью населения считается от 1 до 10 человек на 1 квадратный километр, в отдельных странах – до 50 человек, средней – от 50 до 100 человек, высокой – более 100 человек на 1 квадратный километр.

Исторические условия сказались, например, на том, что на северо-востоке США плотность населения выше – территория была ранее заселена на востоке. На этот же регион оказали влияние и социально-экономические условия: восток США ближе расположен к развитым странам – Европе.

Основные ареалы размещения населения – восток и юго-восток Азии, Зарубежная Европа и северо-восток США.

Основные характеристики населения изменяются не только за счёт естественного прироста, но и за счёт механического движения населения.

Под механическим, в частности, понимаются миграции населения.

Миграция – процесс перемещения населения из одного региона в другой. Миграции подразделяют на два вида: внутренние и внешние. Под внутренними миграциями понимается процесс перемещения населения внутри региона, например, внутри Западной Сибири (трудовые миграции).

Внешние миграции подразделяются на три вида: эмиграция, иммиграция, реэмиграция.

Эмиграция – процесс выезда населения из одной страны в другую на постоянное место жительства.

Иммиграция – процесс въезда населения из одной страны в другую на постоянное место жительства.

Реэмиграция – процесс возвращения в страну на постоянное место жительства после эмиграции.

На миграции оказывают влияние социально-экономические причины, политические, религиозные, экологические и другие.

Миграция – исторический процесс. Миграционные потоки характерны для эпохи Великих Географических открытий. Мощные потоки мигрантов покидали Европу в период конца XVIII – начала XIX веков: следствие развития капитализма. Чуть позже очагом эмиграции стали Китай и Индия. Очагами иммиграции стали Россия, США, Канада, Бразилия, Аргентина, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия.

Основной поток трудовых миграций направляется из развивающихся в развитые страны.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Установи соответствие между страной и религией, исповедуемой в ней.

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой, умение использовать приёмы мнемотехники.

2. Определи, какое преобладающее население имеет страна, городское или сельское: Нигерия, Эфиопия, Непал, Бразилия.

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, выполнение практических работ, умение работать с источниками географической информации, картографическим материалом.

Ответ: Нигерия – сельское, Эфиопия – сельское, Непал – сельское, Бразилия – городское.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: сформировать знания об основных чертах независимых государств, формировать знания учащихся о формах государственного правления и административно-территорального устройства; расширить знания о классификации стран мира ;

развивающая: продолжить формировать умения работать с географической картой, составлять описание основных черт независимых государств; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения;

воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету, к государствам мира; воспитывать чувство гордости за страну.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях.

Предметные результаты: изучить понятия: монархии, республики. Познакомиться с основными формами монархий, республик. Выявить различия в административно-территориальном делении.

Метапредметные результаты: организовать самостоятельную деятельность, определить ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических, творческих умений.

Личностные результаты: развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие. Формирование представления современной политической картины мира. Формирование творческого подхода к изучению проблемы по данной теме.

Тип урока – комбинированный.

Литература

1.Учебная программа по географии под ред. Холиной Н.В.

2. Учебник для профильных классов по географии10 класс Н.В. Холина

3.Рабочая тетрадь по географии для профильных классов 10 класс Холина Н.В.

Разработка урока по географии (план-конспект)

Тема: Каковы основные черты независимых государств?

Обучающая: сформировать знания об основных чертах независимых государств, формировать знания учащихся о формах государственного правления и административно-территорального устройства; расширить знания о классификации стран мира ;

развивающая: продолжить формировать умения работать с географической картой, составлять описание основных черт независимых государств; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения;

воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету, к государствам мира; воспитывать чувство гордости за страну.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях.

Предметные результаты: изучить понятия: монархии, республики. Познакомиться с основными формами монархий, республик. Выявить различия в административно-территориальном делении.

Метапредметные результаты: организовать самостоятельную деятельность, определить ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических, творческих умений.

Личностные результаты: развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие. Формирование представления современной политической картины мира. Формирование творческого подхода к изучению проблемы по данной теме.

Тип урока – комбинированный.

1.Учебная программа по географии под ред. Холиной Н.В.

2. Учебник для профильных классов по географии10 класс Н.В. Холина

3.Рабочая тетрадь по географии для профильных классов 10 класс Холина Н.В.

Структура(элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

Организационный

а) Приветствие. Организация класса.

б) Постановка цели и задачи , объявление темы урока.

II. Изучение нового материала.

Объяснение этапов и формы изучения нового материала.

2.Республики

3.Государства с составе Содружества

III. Закрепление новых знаний

Задание 1. В каких регионах мира расположены монархии?

IV. Домашнее задание.

§1, читать. Используя новые термины, страны параграфа составьте кроссворд и оформите с точки зрения науки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный рассказ учащихся.

Беседа, показ стран на политической карты мира.

Рассказ, работа с учебником.

Конспект урока.

Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза, пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодня на уроке географии нам предстоит расширить свои знания о независимых государствах мира. Ответить на вопрос каковы основные черты независимых государств, как размещены на карте мира независимые государства: монархии, республики, и какие страны входят в состав содружества?

Мы продолжаем изучение политической карты мира и расположение государств мира на политической карте. Для изучения нового материала нам необходимо разбиться на 3 группы:

Остальные учащиеся, слушают внимательно и задают вопросы, которые у них возникли в ходе выступления представителей.

Закрепление и обобщение знаний: Выполнить задание 1 в рабочей тетради стр. 12.

Домашнее задание §1, читать. Используя новые термины, страны параграфа составьте кроссворд и оформите с точки зрения науки.

Читайте также: