Конспект общение в молодежной среде

Обновлено: 02.07.2024

Если внимательно послушать речь современных подростков, то можно услышать то, что их речь наполнена своеобразными, исковерканными и не всем понятными словами. Для нас, взрослых, не всегда эта речь кажется приемлемой в обществе, и называется она никак иначе, как сленг подростков.

Подростковый сленг современной молодежи демонстрирует воспитание и культуру речи подростков. Однако очень часто происходит так, что родители не могут понять, откуда же, на самом деле, берется этот довольно странный жаргон. Ответ на этот вопрос один – подростки сами придумывают эти слова, со временем пополняя и пополняя свой словарный запас.

Для самих подростков конкретное слово в подростковом сленге появляется в определенное время и отображает окружающую реальность.

Почему же возникает сленг у подростка? Неужели для того, чтобы выразить свою мысль им не достаточно обычных культурных слов? С точки зрения психологии, подростки используют сленг в своей повседневной речи для того, чтобы таким образом выделиться из толпы и отличиться от остальных.

Очень часто сленговые слова подростка могут быть понятны только ему самому или его окружению. Некоторые подростки используют сленг для того, чтобы шокировать окружающих, а также противостоять социуму и его правилам. Кроме этого, сленг у подростка появляется в том случае, если он владеет скудным словарным запасом.

К сожалению, большинство современных подростков деградируют и вместо того, чтобы развивать себя морально, стремиться получить как можно больше знаний, они отдают предпочтение времяпрепровождению за экранами телевизоров, планшетов и компьютеров.

Что же делать родителям с подростковым сленгом? Во-первых, внимательно проследить за собственной речью для того, чтобы удостовериться, не проскакивает ли иногда и в Вашей речи что-то подобное. Во-вторых, постарайтесь выяснить, понимает ли подросток значение тех слов, которые употребляет. В большинстве случаев, подростки, осознав бессмысленность того или иного слова, перестают его употреблять. В-третьих, старайтесь периодически объяснять подростку то, что сленг вредит культуре речи.

Главной задачей родителей является привить подростку любовь к чистой, грамотной и культурной речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн.


Необходимость популяризации традиционной культуры в подростковой среде

Необходимость популяризации традиционной культуры в подростковой среде.


Роль общения в подростковом возрасте

В материале преводится краткий анализ развития общения с начальной школы и при переходе в среднюю 11 - 12 лет, раскрывается роль общения в подростковом возрасте. Даны рекомендации для родителей по вос.


Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. .


Выступление на МО Особенности общения и проблем в подростковой среде.

Эта тема стала актуальна в моей воспитательной работе, когда мои воспитанники достигли 13-14 лет. Появились проблемы, связанные с их активным использованием интернета, что и освещено в материале, подо.


Инклюзивная культура в подростковой среде образовательной организации: сравнительный анализ результатов социологического опроса

Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.В статье проводится анализ ре.


Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить .


Воспитание у подростков культуры общения, формирование адекватных этических ориентаций и коммуникативных умений имеет существенное значение для развития личности подростка. Одна из важнейших задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти своё место в сложной постоянно изменяющейся действительности.

Содержимое разработки

Искусство общения в подростковой среде

М. А. Яковлева

педагог-психолог

«Единственная настоящая роскошь –

Антуан де Сент-Экзюпери

Последние годы характеризуются рядом существенных перемен, затронувших практически все сферы российского общества. Среди них следует выделить сложившуюся тенденцию снижения уровня культуры населения, нравственную деградацию, проявляющуюся среди прочего в пренебрежении ценностями этикета, неумении вести себя в общественных местах, в грубом поведении и невежественности в отношениях людей друг с другом.

Особую тревогу вызывает состояние общей культуры подрастающего поколения. Грубость, развязность, небрежность речи и преобладание в ней жаргона и ненормативной лексики становятся характерными для значительной части школьников в целом и подростков в частности.

Причинами этого являются как возрастные особенности подростков (стремление к независимости и самостоятельности), так и незнание ими правил культуры общения, правил поведения в различных ситуациях, в коллективе, в общественных местах, а также ориентация на лжеценности, сформировавшиеся в эпоху социально-экономического кризиса.

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физиологическом и психологическом облике детей, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Межличностные отношения со сверстниками чрезвычайно важны для формирования личности в полном смысле этого слова. На их фоне формируется самосознание.

Одна из важнейших задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти своё место в сложной постоянно изменяющейся действительности.

Многие исследователи отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.

Мы тоже считаем, что роль общения со сверстниками у подростков действительно велика. Немаловажным остается тот факт, что межличностное взаимодействие играет не последнюю роль в формировании личности подростка.

Воспитание у подростков культуры общения, формирование адекватных этических ориентаций и коммуникативных умений имеет существенное значение для развития личности подростка.

Ученик в процессе учебно-воспитательного процесса обязательно вступает в межличностное общение с учителями, одноклассниками, другими людьми.

Это ускоряет формирование таких необходимых для успешного общения качеств, как толерантность, вежливость, доброжелательность, тактичность, сдержанность, уважение к окружающим, что существенно определяет направленность личности, нравственные ориентации, которыми она руководствуется в общении, обретение им соответствующих коммуникативных умений и овладение культурой общения.

Очень часто человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир, а с внешности, манеры, стиля общения. Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности, культура удовлетворения потребностей. Главным в этом является культура общения.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками.

Основным признаком культуры общения является культура языка.
Не следует допускать в речи ребенка слов-паразитов, жаргонных слов, нецензурных выражений. Неприятное впечатление производит подросток, плохо владеющий родным языком. И очень обидно, что далеко не малая часть наших учеников действительно не в состоянии выразить свою мысль связно и без сквернословия, грубости.

Формы и методы воспитания культуры общения у подростков

(советы педагогам)

Работа по формированию культуры общения требует от педагога хорошего знания состояния дел в классе. Факты некультурного поведения, замеченные педагогом, позволяют ему сосредоточить внимание на наиболее актуальных для данного класса вопросах.

Успех воспитания культуры общения у подростков во многом зависит от правильного выбора форм и методов работы с ними. Главными методами остаются: приучение учащихся к выполнению правил культурного общения и разъяснение им соответствующих норм морали. Приучение детей к выполнению правил (организация жизни подростков, специальные упражнения) происходит постоянно, при необходимости оно сопровождается различными формами разъяснения. Кроме того, педагог вооружает учащихся системой этических знаний. Одним из источников накопления этих знаний является собственный опыт подростков.

Когда ребенок становится подростком, у него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие проблемы.

И, естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться достаточно нелегко, нужно ли иметь свою точку зрения, необходимо ли прислушиваться к мнению других.

Подростковый возраст – сложный и для самих детей и для их воспитателей. В этот период происходят значительные изменения в физиологии и психике ребенка, в условиях и характере деятельности, в которую включены, претерпевают изменения содержание, организация и методы воспитания работы с подростками.

Все эти изменения, с одной стороны, облегчают воспитание культуры общения, с другой – создают трудности, которых не испытывали в начальной школе. Происходит физиологическая перестройка организма, начинается период полового созревания. С этим связана повышенная возбудимость центральной нервной системы. Вместе с тем, тормозные процессы у подростков развиты еще недостаточно. Повышенная возбудимость подростков, их быстрая утомляемость при неблагоприятных условиях приводят к несдержанности, неуравновешенности при общении со взрослыми и одноклассниками, а также к немотивированным поступкам.

В формировании культуры общения и поведения большую роль играет стиль поведения и общения самого педагога, как носителя образцов общения.

Не иронизируйте, если не уверены, что вас правильно поймут. Воздерживайтесь от колкостей как бы ни хотелось съязвить.

Разбирая поведение подросшего ребенка, надо уметь:

1. Выслушивать подростка.

2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.

3. Обеспечить ему возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

4. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

5. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

6. Найти подход к анализу поведения подростков, он не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

7. Избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

8. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Основными направлениями в деятельности педагога по формированию культуры общения являются:

- индивидуальная работа с учащимися;

- организация эффективной коллективной деятельности;

- организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки;

- взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы группы и образовательной организации (это учителя-предметники, педагоги по специальности, психолог, педагоги дополнительного образования).

В работе по формированию культуры общения важно создание ситуаций, в том числе игровых, в которых подросток получит образцы общения, проиграет варианты общения в разных ситуациях, познакомится с правилами общения и поймет необходимость их использования. В игровых ситуациях, в форме тренинга подросток не только увидит, но и попробует себя в роли участника общения. Такие ситуации можно использовать при проведении кругов общения, бесед, на классных часах, диспутах.

В своей работе по формированию культуры общения у подростков мы используем разнообразные формы и методы организации деятельности. Регулярно проводятся классные часы, беседы, индивидуальная, коррекционная работа.

Как правило все мероприятия начинаются с знакомства с группой, обсуждение с детьми правил групповой работы (активная работа на занятии каждого участника, внимательность к говорящему, доверие друг к другу, недопустимость насмешек, не выносить обсуждение за пределы занятия, право каждого на свое мнение). Правила выбираются обсуждением. Если кто-то не согласен с правилом, он должен это мотивировать. В любой группе может найтись человек, который будет против любого правила. С ним нужно проиграть сценки соответствующего содержания, сделав его главным героем. Это обычно помогает преодолеть негативизм. После принятия правил на ведущего ложится сложная задача – следить за их соблюдением.

С целью выявления результата воспитательной деятельности проводилась диагностическая работа. Для изучения коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся я применяю методику «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным.

Итоги анкетирования по диагностике КОС показали, что подростки, получившим оценку 2 (это составило 9 % от обучающихся первых курсов техникума), коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, получивших оценку 3 (что составило 67% обучающихся первокурсников техникума), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу. Подростки, получившие оценку 4 (что составило 24 % первокурсников), относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким.

Проста и удобна в обработке диагностика по выявлению уровня общительности среди подростков.

Итоги анкетирования по диагностике уровня культуры общения показали, что 58 % учащихся имеют высокий уровень культуры общения, 42 % - имеют средний уровень культуры общения.

Учащиеся нашего техникума умеют анализировать как свои черты характера, так и одноклассников, выделяют те, которые им не нравятся и над чем еще предстоит работать, чтобы быть приятным в общении (грубость, неумение сдерживаться, упрямство, злость, неумение слушать и слышать, невнимательность). Называют качества характера, по которым можно судить о культуре общения: умение выслушать, уважение к старшим, культура речи, доброжелательность, тактичность, скромность, терпимость, вежливость и другие.

Для того чтобы быть успешным в жизни 54 % учащихся на первое место ставят умение общаться и ладить с другими людьми, на второе место – умение контролировать свои поступки, на третье – силу воли.

Поэтому можно сделать вывод, что мы работаем в правильном направлении.

Статья основана на опыте преподавания и общения со студентами. Я хочу поделиться размышлениями о том, как эффективно общаться с молодежью на лекциях, чтобы этот процесс был интересным и эффективным для студентов.

Психолингвистика – наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Общение, как и деятельность вообще, есть и способ, и одновременное условие актуализации общественных отношений.

Также нужно провести грань между понятием общения и близкими ему, часто смешиваемыми понятиями. Например, возможно рассмотрение процессов коллективного общения (передача информации, постановка цели при совместной деятельности, обсуждение путей ее достижения) в плане их собственной внутренней логики, безотносительно к их социальным функциям, то есть анализ относительно самостоятельной системы средств и процессов, которые обеспечивают общение в его содержательном понимании.

Таким образом, общение – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующие общественные и личностные, психологические отношения и использующие специфические средства, в первую очередь язык.

Акт общения, рассматриваемый под углом зрения его направленности на тот или иной заранее запланированный эффект, может быть определен как акт психолингвистического воздействия.

Поясним данную мысль:

1. Речевое воздействие лишь в исключительных случаях выступает как самостоятельная деятельность с собственным мотивом. Чаще всего это – часть более сложной деятельности, средство для достижения какой-то внеречевой задачи. Таким образом, речевое воздействие – это психологическое действие, психологически самостоятельный акт.

2. Речевая коммуникация (в подавляющем большинстве случаев) не бывает односторонней. В условиях диалога в ней участвуют двое (или больше) коммуникантов, в условиях выступления перед публикой, при наличии обратной связи – диалог между оратором и аудиторией, при ее отсутствии ее потенциальная возможность тем не менее учитывается.

3. Речевое воздействие не является единственной формой сознательного воздействия на личность. Одного и того же эффекта можно достигнуть и при речевом воздействии, и при просмотре фильма или прослушивании музыки. При этом нельзя не учитывать воздействие неязыковыми средствами (мимика, жесты, интонация и т.д.).

Ясно, что понимаемое так психологическое воздействие не есть подчинение чужой воле, это борьба и сознательная оценка значимости мотивов. Если говорить с точки зрения современной социологии говорить о системе ценностей как основе поведения рецепиента, воздействие направлено как раз на сдвиг этих ценностей.

Если говорить о непосредственном общении студентов нашего техникума, обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время ребята зачастую испытывают определенные затруднения в выражении своих мыслей нормированным литературным языком. В их речи наблюдается большое количество слов из молодежного сленга, просторечий, иногда – арготизмы.

Если говорить о втором виде общения (опосредованном), то нам представляется, что современное общение молодежи в Интернете суть симбиотическое: с одной стороны, использование графем (букв), а с другой – большое количество так называемых смайликов, с помощью которых они передают свои чувства. Плюс к этому, и в Сети достаточно часто используются варваризмы, молодежный сленг, аббревиатуры, имеющие иностранное происхождение, но записываемые при этом русскими буквами (типа ОМГ, ИМХО, ЛОЛ и т.д.), слова и выражения из популярных фильмов или интернет-игр, интернационализмы, многие из которых зачастую абсолютно непонятны людям старших поколений.

И, нравится нам это или не нравится, большое количество объективных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения, связано именно с данным психолингвистическим барьером: студентам зачастую нравится и предмет, и преподаватель, однако уровень общения преподавателя со студентом оставляет желать лучшего. Барьер остается непреодолимым. В отличие от школьных учителей, мы имеем дело с молодежью, которая сделала выбор в пользу той или иной профессии, и наша задача как преподавателей, работающих в сфере профессионального образования – поделиться с ними имеющимися у нас знаниями и при этом быть им понятными и интересными. Согласитесь, что одними техническими средствами воздействия не обойтись.

Каким же образом преобразовать общение с молодежью на лекциях? Как сделать его увлекательным и познавательным одновременно?

На наш взгляд, есть как минимум три способа

Новые значения и вообще изменения поля значения важны для нас постольку, поскольку они существенны для нашей деятельности: они ее в той или иной мере конструируют.

В любом случае, говорящий должен представлять себе смысловое поле рецепиента в момент воздействия на него и после; представлять себе характер и направления изменений после него.

Таким образом, психолингвистическое воздействие преподавателя состоит в том, чтобы на основе моделирования смыслового поля молодежи и на основе знаний о правилах оптимального перевода смыслового значения, он кодирует оптимальные изменения у студентов.

Иными словами, преподаватель должен уметь не только объективно выразить в словах свои мысли и чувства, но и сделать их единственно целесообразным способом речевого выражения и быть при этом наиболее близким к оптимуму.

Важным становится не сказать что-то, а сначала – что сказать, и затем – как сказать: для нас становится важным не то, что реципиент понял, а что – не понял, а – как понял.

В заключение хочется отметить следующее: нам никогда не удастся создать продуктивную психолингвистическую среду, если мы не будем интересоваться тем, что увлекает нынешнюю молодежь: иногда одно или два слова из их сленга или спрошенный у них совет по поводу использования того или иного гаджета сближает преподавателя и студентов намного больше, чем самая интереснейшая информация или презентация, подготовленная педагогом. А отсюда – и общее поле общения, и более высокий уровень усвоения передаваемой информации.

Этикет современной молодежи отличается от правил поведения, принятых между взрослыми людьми. Подростки и молодые люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, при этом для них важно быть не хуже, чем сверстники.

В молодежной среде принято неформальное, свободное общение, может наблюдаться пренебрежение к общепринятым нормам, протестное поведение. Это приводит к тому, что собеседники проявляют грубость и даже неуважение друг к другу. Дерзкое поведение может удивлять, а иногда и шокировать взрослых, особенно пожилых людей. Грубость связана не только с неумением правильно вести диалог, но и желанием выделиться из толпы, показать свою значимость и независимость от мнения окружающих. Эти особенности отражаются в речи, поведении, общении молодежи.

Этикет современной молодежи отличается от правил поведения, принятых между взрослыми людьми. Подростки и молодые люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, при этом для них важно быть не хуже, чем сверстники.

Формулы речевого этикета в молодежной среде

Формулы речевого этикета - это готовые выражения, слова и фразы, которые используются во время общения. Они делятся на 3 большие группы: помогающие правильно начать разговор, поддержать его и закончить. В устной речи подростков и молодых людей можно выделить следующие виды формул:

Речевой этикет молодежи

Речевой этикет отражает нормы языка, принятые в определенной среде. Соблюдение установленных правил позволяет наладить коммуникацию, избежать конфликтов, донести свою мысль до собеседника. Манера речи определяется социальным статусом, воспитанием, возрастом говорящего.

Особенности речевого этикета в молодежной среде

В речи практически отсутствуют формулы сверхвежливости, выражения из высокого стиля, которые могут использоваться людьми старшего поколения. Вербальное выражение вежливости ограничивается устойчивыми фразами, разбавленными заимствованной или жаргонной лексикой, нередко в общении проскальзывают слова-паразиты.

В процессе разговора в речь часто включается много иностранных слов, что связано с влиянием западной музыки и киноиндустрии. Молодые люди общаются преимущественно резкими, лаконичными фразами, используют грубую лексику. Упрощение языка во многом связано с развитием социальных сетей, ведением переписки, которая требует сокращения слов.

Женщины часто отличаются многословием, применением уменьшительно-ласкательных форм. Общение между девушками носит эмоциональный характер, собеседницы могут делать друг другу комплименты, говорить в компании на личные темы. Женское общение более тактичное и вежливое, мужчины менее сдержаны.

Этикет современного молодого человека

Однако для современного молодого человека естественно поддержать друга в беде, сказать приятные слова близкому человеку. Хотя часто это происходит в свойственной подросткам и молодым людям грубоватой форме.

Проверьте свои знания прочитанной статьи

Однако важно понимать, что при общении со сверстниками подросток может вести себя так, как это принято в его кругу. Но в процессе взросления молодой человек перенимает нормы воинского , профессионального, делового этикета, которые жестко регламентированы и обязательны к исполнению.

Читайте также: