Крылов зеркало и обезьяна конспект и презентация 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

- познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию представления об иносказательном смысле басни;

- развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, умение строить собственное высказывание;

- воспитать нравственные качества, культуру работы в группах.

Ход урока
1. Организационный момент урока.
Учитель. Для того чтобы вы догадались, какую тему мы будем изучать, я предлагаю следующие задания:

1 и 2 группа - собрать картинку из пазлов, угадать, к какому произведению она

3 группа - составить слова из данных букв. Эти слова будут являться названием произведения, с которым мы будем знакомиться на уроке.

Учитель. - К каким произведениям составлены картинки?

- А кто помнит автора этих произведений?

- А хотите познакомиться с новым произведением этого автора?

- Это басня называется (отвечает 3 группа)

Создание проблемной ситуации

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

А вот вы знаете, что И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, а люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили .Как вы думаете почему?

Я вам немного помогу, вспомните, что такое басня.
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Учитель. – а будет нам обидно, если мы смеемся над животными?
Учитель. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Ученик. Этот прием называется аллегория (иносказания).


2. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка


3. Новая тема

Учитель. В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.
Образ – вид, облик.
Ужимки – гримасы.
Перечесть – посчитать.
Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.
Оборотиться – посмотреть на себя.
На руку нечист – нечестен, вороват.


Учитель. Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь.
(Выслушивает ответы тех детей, которые не читали эту басню).
Учитель. Кто был прав, узнаем, прослушав произведение.Слушание басни в аудиозаписи

Учитель. Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
Учитель. Определите жанр этого произведения.
Ученик. Мы слушали басню.

Самостоятельное чтение учащимися басни

Учитель. Докажите, что это басня, указав ее признаки.
(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).
Учитель. Задание: прочитайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых идет речь. Найдите слова Обезьяны и Мишки.
4. Работа над содержанием басни.
Учитель. Какая история описывается в басне?

- Какой вы представляете мартышку?

- Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.

- А кого она узнала в отражении зеркала? докажите словами из текста.

- Как вы думаете, какой она себя считала. Умела она видеть свои недостатки

- А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки?

- Прочитайте слова мартышки с соблюдением знаков препинания.

- Каким вы представляете медведя?

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой совет дали бы человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Изучаем басни И. А. Крылова

учитель начальных классов

Вспомните, по какому разделу работаем на уроках литературного чтения?

Великие русские писатели

Вспомните и назовите писателя, произведения которого изучаем

Расскажите, что вам удалось узнать о жизни и творчестве И. А. Крылова

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом

Любим всё сильней!

Назовите главный жанр произведений писателя

Вспомните, что мы знаем о БАСНЕ?

Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей.

Басня заканчивается или начинается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

С какой басней И. А. Крылова работали дома? Как?

Читать выразительно - это значит читать с интонацией!

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости!

  • Как вы считаете, с какой целью И. А. Крылов написал эту басню?

Высмеять пороки людей

Научить правильному поведению

С какой басней И. А. Крылова будем работать сегодня?

  • Почему слова в названии басни записаны с заглавной буквы?
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Оправдались ли ваши предположения, о чём будет басня?

Постарайтесь объяснить значение слов и выражений басни!

гримасы, неестественные телодвижения

  • Понравилось ли Обезьяне её отражение в Зеркале? Узнала ли она себя в нём?
  • Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или других?

Работаем с вопросом учебника!

Других не суди, на себя погляди (народная пословица).

Читаем басню по ролям!

Подведём итоги работы на уроке

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости!

С какой частичкой мудрости поделился с нами сегодня баснописец И. А. Крылов?

Цель урока: продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.

Оборудование к уроку:

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Учитель. Прочитайте логическое упражнение:

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. А название произведения узнаете из следующего задания. Прочитайте задание и найдите в нем несоответствия. Назовите произведение данного автора.

Учитель. Сформулируйте тему урока полностью.

Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.

2. Проверка домашнего задания.

На столах лежат карточки с заданиями: на одних из них только название басни, на других – фраза или слово из басен, ставшие крылатыми.

Один из учеников читает название басни, остальные ищут отрывок из этой басни и наоборот, ученик читает отрывок, а остальные ищут название басни.

Учитель. Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению этой басни.

(Ученики читают басню, желающие рассказывают ее наизусть. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)

Ученик. И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.

Учитель. Как еще называют таких людей?

Ученик. Невежда – это необразованный человек.

Качание головой – улучшает мыслительную деятельность, чтение.

Для расслабления мышц шеи и плеч дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

Ленивые восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

3. Новая тема

Учитель. В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

Образ – вид, облик.

Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.

Оборотиться – посмотреть на себя.

На руку нечист – нечестен, вороват.

Учитель. Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь.

(Выслушивает ответы тех детей, которые не читали эту басню).

Учитель. Кто был прав, узнаем, прослушав произведение.

Учитель. Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

Учитель. Определите жанр этого произведения.

Ученик. Мы слушали басню.

Учитель. Вспомните, что такое басня.

Ученик 1. (читает) Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

Ученик 2. (читает) В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Ученик 3. (читает) Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Учитель. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Ученик. Этот прием называется аллегория (иносказания).

Учитель. Докажите, что это басня, указав ее признаки.

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Учитель. Задание: прочитайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых идет речь. Найдите слова Обезьяны и Мишки.

4. Работа над содержанием басни.

Учитель. Какая история описывается в басне?

Ученик. Они не видят своих недостатков, но видят их в других.

Учитель. Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

  • Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

Учитель. Прочитайте мораль в тексте басни.

  • Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

Учитель. Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?

Глазами нарисовать два цветочка с 4 лепестками, 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

Пять веселых домовых праздничною ночью – вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами, поворачиваем кисти вправо, влево.

Разгулялись чересчур, расшалились очень – энергичные движения руками в стороны – вверх – в стороны – вниз.

Встав на цыпочки, один закружился в вальсе – дети кружатся вокруг себя.

А второй споткнулся и нос себе расквасил – присесть, прикрыть нос рукой.

Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал – прыжки на месте вверх без продвижения вперед.

А четвертый топал как мишка косолапый,

Пятый пел до хрипоты песенку за песней – руки в стороны, имитируя позу певца, вдох, выдох.

Этой ночью домовым очень было весело, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4.

5. Выразительное чтение басни.

Произнеси эти слова и отругай Мартышку:
Сидит Мартышка на вышке,
Бросает оттуда шишки.

- Прочитайте, как диктор радио.

  • Вычитывание басни, составление партитуры чтения с карандашом.
  • Чтение басни в паре, с соблюдением партитуры чтения.
  • Выразительное чтение басни.

6. Итог урока.

Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.

Время, час, потехе, делу.

Не суди, на себя, погляди, других.

Насмешишь, людей, поспешишь.

(Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).

Учитель. Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне?

Ученик. Других не суди, на себя погляди.

Учитель. Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басня, как ясное зеркало отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Она учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить свои недостатки и подсказывает, как от них избавиться.

Иван Андреевич Крылов в своих баснях изображал людей в виде различных животных, а порой и всяческих вещей.

Образ – здесь: отражение в зеркале. Ужимки – неестественные телодвижения, гримасы. Рожа – некрасивое, безобразное лицо. Так говорят бранно о том, у кого такое лицо. Попусту пропал – остался незамеченным, не услышанным, не принятым во внимание.

Образ – здесь: отражение в зеркале.

Ужимки – неестественные телодвижения, гримасы.

Рожа – некрасивое, безобразное лицо. Так говорят бранно о том, у кого такое лицо.

Попусту пропал – остался незамеченным, не услышанным, не принятым во внимание.


смотреть басню слушать басню

смотреть басню

слушать басню

Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:

Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:

- Что вызвало у вас смех?

– Какой вам показалась Мартышка?

- Кого Мартышка увидела в зеркале?

- Поняла ли она, что это её собственный

образ, что это она сама?

- Как Мартышка характеризует тот образ,

который она увидела в Зеркале?

- Можно ли сказать, что Мартышка умная?

– Найдите в басне выражения, похожие на пословицы. Прочитайте их.

– Какова главная мысль басни, чему она учит?

Заполни таблицу.

Название басни

Главные герои

- Скажите, как художник изобразил Мартышку здесь? Мартышка кривляется, строит рожи, делает гримасы, показывает язык, смеется.

- Скажите, как художник изобразил Мартышку здесь?

Мартышка кривляется, строит рожи, делает гримасы, показывает язык, смеется.

- Как вы понимаете его совет? - Приняла ли обезьяна совет Мишки? - Почему?

- Как вы понимаете его совет?

- Приняла ли обезьяна совет Мишки?

Поучение, высказанное в басне, – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью.

Поучение, высказанное в басне, – это ее

главная мысль. Поучение в басне называется

моралью.


Глупя, кривляка, сплетница, самоуверенная.

Глупя, кривляка, сплетница, самоуверенная.

Что вы можете сказать о Медведе? Какой он? Спокойный, умный, рассудительный, солидный, уверенный.

Что вы можете сказать о Медведе? Какой он?

Спокойный, умный, рассудительный, солидный, уверенный.

Сравните пословицу из басни Чем кумушек считать трудиться Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Других не суди, на себя погляди. - Что в них общее?

Сравните пословицу из басни

Чем кумушек считать трудиться

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Других не суди, на себя погляди.

- Что в них общее?

1. Попробуй те пересказать прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

3. Чтение басни по ролям.

– Чему научил вас урок? -Найдите предложение , которое стало поговоркой . – Какое впечатление осталось у вас от урока?

– Чему научил вас урок?

-Найдите предложение , которое стало поговоркой .

– Какое впечатление осталось у вас от урока?

Применяется как на стадии объяснения нового

материала, так и на стадии закрепления.

Читайте также: