И бунин густой зеленый ельник у дороги конспект урока презентация
Обновлено: 05.07.2024
4 У каждого из слов душа своя… И.А.Бунин Бунин Иван Алексеевич 1870 – 1953
5 Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.
6 Вот след его. Здесь на т о пт ал т ро п инок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.
7 АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение одинаковых ( сходных ) согласных звуков ЗВУКОПИСЬ
8 Вот след его. Здесь на т о пт ал т ро п инок, Зд е сь ё л к у г н у л и б е лы м з у б о м ск р ёб – И много хвойных кре сти ков, о сти нок О с ыпало с ь с макушки на с угроб.
9 Вот снова сл е д, разм е р е нный и р е дкий, И вдруг – прыжок ! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу …
10 АССОНАНС – повторение одинаковых ( сходных ) гласных звуков ЗВУКОПИСЬ
11 В от с нова с лед, р азмеренный и р едкий, И в д р уг – п р ыжок ! И д алеко в л угу Т еряется с обачий г он – и в етки, О битые р огами н а б егу …
12 О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!
13 ГРАДАЦИЯ – фигура речи, состоящая в усилении или ослаблении признаков ГРАДАЦИЯ
14 . Он красоту от смерти уносил …
15 Основная мысль стихотворения – победа красоты над смертью, победа добра над злом.
16 Аллитерация – повтор сходных согласных. Ассонанс – повтор одинаковых гласных. Градация – последовательное усиление или ослабление признаков. Художественные приемы
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Иван Алексеевич Бунин
Каковы особенности творчества И.А.Бунина? Что он считал важным найти в природе и отразить в стихах?
1. Бунин говорил о том, что мир состоит из великого множества соединений красок и света, очень важно точно улавливать их и умело подбирать их словесный эквивалент.
2. Не менее важным для него было наблюдение за небом – источником света. Для художника и поэта очень важно правильно изобразить небо, т.к. оно выражает настроение картины. Небо царит над всем.
Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоённости писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг – прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон – и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Исследовательская работа с текстом
Красота: густой зелёный ельник у дороги, глубокие пушистые снега; олень, могучий, тонконогий; тяжкие рога; уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.
Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.
Исследовательская работа с текстом
Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.
Смерть несут разъярённые собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.
Исследовательская работа с текстом
Третье четверостишие заканчивается многоточием. Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределённости, недосказанности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием.
С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, сигнализирует читателю:
- задержись на предыдущем слове,
- обрати особое внимание на следующее слово,
- написанное здесь значит больше, чем просто слова,
- я очень взволнован,
- я не могу подобрать нужного слова,
- имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.
Исследовательская работа с текстом
- Какова роль многоточия в данном случае?
Исследовательская работа с текстом
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
Образ оленя для поэта – нечто большее, чем просто образ животного. Олень – это красота.
Образ оленя в славянской мифологии
Олень - символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.
Образ оленя в славянской мифологии
У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.
Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.
Образ оленя в славянской мифологии
Образ оленя запечатлён на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.
Исследовательская работа с текстом
- В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?
Красота – всё прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.
Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество…
Конспект урока литературы по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации.
Вложение | Размер |
---|---|
1.pptx | 1019.64 КБ |
konspekt_uroka.docx | 21.04 КБ |
oleni_2.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красота спасет мир. Ф. М. Достоевский
Иван Алексеевич Бунин
Шишкин Иван - Хвойный лес.
Тема стихотворения - олень в лесу Первая строфа задаёт тему – лес и олень Вторая строфа развивает тему – олень дома, в неопасной обстановке Третья строфа - кульминация - олень почувствовал опасность и уходит от беды Четвёртая строфа – олень ушёл; молодость и сила победили… ЧТО победили?
Красота Смерть Густой зеленый ельник Глубокие пушистые снега Олень, могучий, тонконогий Уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной Тяжкие рога Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу
Основная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ добро зло ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ
Клод Лорран . Пейзаж с Асканием , стреляющим в оленя (1682)
Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. Свет Чистота красота духовность Грация добро любовь творчество верность
Олень Слова - мучительные трубы, гремящие в глухом лесу, - следят, перекликаясь грубо, куда я пламя пронесу. Но что мне лай Дианы жадной, ловитвы топот и полет? Моя душа - олень громадный - псов обезумевших стряхнет! Стряхнет - и по стезе горящей промчится, распахнув рога, сквозь черные ночные чащи на огненные берега! В. Набоков
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
План-конспект урока литературы
учитель 1 квалификационной категории
- формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями;
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть .
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.
Объясните значение слов: красота, смерть.
1.Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А.Бунине.
Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.
Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.
2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина. (слайды №3-5)
3. Исследовательская работа с текстом
( красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)
(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)
Мы подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная, неочевидная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.
Но стихотворение не отпускает нас от себя. Задумайтесь. Есть еще нечто. Это ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.
И появляется мысль о победе добра (красота – это добро) над злом (зло – смерть). (слайд №9)
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)
6. Слово учителя
Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.
8. Слово учителя
В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом.
У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".
- В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?
(красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (слайд №11)
(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)
Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
В. Набоков
- Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
- К чему стремится душа поэта?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
У каждого из слов душа своя… И.А.Бунин
В мире художественного слова И.А.Бунина ( анализ стихотворения « Густой зеленый ельник у дороги…)
Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)
Гимназия, в которой учился Ваня Бунин
Густой зеленый ельник у дороги…
Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!
Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!
Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!
Он красоту от смерти уносил!
ОН КРАСОТУ ОТ СМЕРТИ УНОСИЛ Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!
Иван Бунин родился в один из осенних дней , 10 октября 1870 г . Детство прошло в деревне , в барском доме , где стояли книжные шкафы . Около дома запущенный сад. Бунин рано понял ,что эта привольная жизнь заканчивается , уходит.
Рано стал печататься в 17 лет . Рано оставил свой дом , с тех пор у него не было своего дома но это его не тяготило . Объехал и обошел пешком южную Россию и Крым .Г оды ученья продолжались недолго , не закончил гимназию . работал в газете . Главное - бродить по земле, по степным дорогам , запоминать лица , судьбы людей. Шума Бунин не любил , работал в деревне у своих родственников .Критики принимали стихи , были награды ,звание академика Много путешествовал . Но в 1920 покинул Россию навсегда , жил во Франции. В ноябре 1933 г в Стокгольме присуждена Нобелевская премия . Умер в 1953 г во Франции.
Бунин специально не писал для детей стихи , но он показал в этих стихах красоту природы , его называли певцом природы. Любил природу. Его имя ставят рядом с именами Льва Николаевича Толстого , Антона Павловича Чехова и других известных русских писателей .
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олен ь – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
Зубом скрёб – зубом грыз
Макушка ёлки – верхушка ё
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
-Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?
- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
- Как он понял то, что произошло в лесу?
- Какие следы он увидел? Чьи это были следы?
- Как изменяются оленьи следы?
- Чьи ещё появляются следы на снегу?
- Куда из леса ведёт теперь след?
- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?
- Чем закончилась погоня?
- В чём красота оленя?
-Представьте картину, описанную поэтом . -Поделитесь своими мыслями о стихе -Какие чувства возникают в вашем сердце? -Какие картины возникли в вашем воображении?
– Какие картины противопоставляет поэт в стихотворении?
– С каким чувством говорит он о полевых цветах?
-В каких словах это особенно проявляется?
– С одинаковой ли интонацией следует читать все стихотворение?
БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.
Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?
Почему автора привлекают скромные полевые цветы?
-Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
-Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Читайте также: