И бунин густой зеленый ельник у дороги конспект урока презентация

Обновлено: 05.07.2024

4 У каждого из слов душа своя… И.А.Бунин Бунин Иван Алексеевич 1870 – 1953

5 Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.

6 Вот след его. Здесь на т о пт ал т ро п инок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.

7 АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение одинаковых ( сходных ) согласных звуков ЗВУКОПИСЬ

8 Вот след его. Здесь на т о пт ал т ро п инок, Зд е сь ё л к у г н у л и б е лы м з у б о м ск р ёб – И много хвойных кре сти ков, о сти нок О с ыпало с ь с макушки на с угроб.

9 Вот снова сл е д, разм е р е нный и р е дкий, И вдруг – прыжок ! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу …

10 АССОНАНС – повторение одинаковых ( сходных ) гласных звуков ЗВУКОПИСЬ

11 В от с нова с лед, р азмеренный и р едкий, И в д р уг – п р ыжок ! И д алеко в л угу Т еряется с обачий г он – и в етки, О битые р огами н а б егу …

12 О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!

13 ГРАДАЦИЯ – фигура речи, состоящая в усилении или ослаблении признаков ГРАДАЦИЯ

14 . Он красоту от смерти уносил …

15 Основная мысль стихотворения – победа красоты над смертью, победа добра над злом.

16 Аллитерация – повтор сходных согласных. Ассонанс – повтор одинаковых гласных. Градация – последовательное усиление или ослабление признаков. Художественные приемы

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Иван Алексеевич Бунин

Каковы особенности творчества И.А.Бунина? Что он считал важным найти в природе и отразить в стихах?

1. Бунин говорил о том, что мир состоит из великого множества соединений красок и света, очень важно точно улавливать их и умело подбирать их словесный эквивалент.

2. Не менее важным для него было наблюдение за небом – источником света. Для художника и поэта очень важно правильно изобразить небо, т.к. оно выражает настроение картины. Небо царит над всем.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоённости писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг – прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Исследовательская работа с текстом

Красота: густой зелёный ельник у дороги, глубокие пушистые снега; олень, могучий, тонконогий; тяжкие рога; уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

Исследовательская работа с текстом

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъярённые собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

Исследовательская работа с текстом

Третье четверостишие заканчивается многоточием. Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределённости, недосказанности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, сигнализирует читателю:

- задержись на предыдущем слове,

- обрати особое внимание на следующее слово,

- написанное здесь значит больше, чем просто слова,

- я очень взволнован,

- я не могу подобрать нужного слова,

- имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

Исследовательская работа с текстом

- Какова роль многоточия в данном случае?

Исследовательская работа с текстом

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем просто образ животного. Олень – это красота.

Образ оленя в славянской мифологии

Олень - символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.

Образ оленя в славянской мифологии

У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.

Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.

Образ оленя в славянской мифологии

Образ оленя запечатлён на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.

Исследовательская работа с текстом

- В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?

Красота – всё прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество…

Конспект урока литературы по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации.

ВложениеРазмер
1.pptx 1019.64 КБ
konspekt_uroka.docx 21.04 КБ
oleni_2.pptx 2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Красота спасет мир. Ф. М. Достоевский

Иван Алексеевич Бунин

Шишкин Иван - Хвойный лес.

Тема стихотворения - олень в лесу Первая строфа задаёт тему – лес и олень Вторая строфа развивает тему – олень дома, в неопасной обстановке Третья строфа - кульминация - олень почувствовал опасность и уходит от беды Четвёртая строфа – олень ушёл; молодость и сила победили… ЧТО победили?

Красота Смерть Густой зеленый ельник Глубокие пушистые снега Олень, могучий, тонконогий Уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной Тяжкие рога Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу

Основная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ добро зло ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ

Клод Лорран . Пейзаж с Асканием , стреляющим в оленя (1682)

Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. Свет Чистота красота духовность Грация добро любовь творчество верность

Олень Слова - мучительные трубы, гремящие в глухом лесу, - следят, перекликаясь грубо, куда я пламя пронесу. Но что мне лай Дианы жадной, ловитвы топот и полет? Моя душа - олень громадный - псов обезумевших стряхнет! Стряхнет - и по стезе горящей промчится, распахнув рога, сквозь черные ночные чащи на огненные берега! В. Набоков

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

План-конспект урока литературы

учитель 1 квалификационной категории

  • формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитание любви к родной природе;
  • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть .

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.

Объясните значение слов: красота, смерть.

1.Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А.Бунине.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.

Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина. (слайды №3-5)

3. Исследовательская работа с текстом

( красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)

Мы подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная, неочевидная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.

Но стихотворение не отпускает нас от себя. Задумайтесь. Есть еще нечто. Это ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.

И появляется мысль о победе добра (красота – это добро) над злом (зло – смерть). (слайд №9)

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)

6. Слово учителя

Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.

8. Слово учителя

В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом.

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".

  • В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?

(красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

  • Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (слайд №11)

(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)

Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
В. Набоков

  • Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
  • К чему стремится душа поэта?
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 У каждого из слов душа своя… И.А.Бунин

Описание презентации по отдельным слайдам:

 У каждого из слов душа своя… И.А.Бунин

У каждого из слов душа своя… И.А.Бунин

В мире художественного слова И.А.Бунина ( анализ стихотворения « Густой зелен.

В мире художественного слова И.А.Бунина ( анализ стихотворения « Густой зеленый ельник у дороги…)

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Дом Буниных

Хутор Бутырки

Гимназия, в которой учился Ваня Бунин

Гимназия, в которой учился Ваня Бунин

Густой зеленый ельник у дороги…

Густой зеленый ельник у дороги…

Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега.

Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!


Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега.

Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!

Словарно-лексическая работа 1 строфа Ельник – лес, в котором растут ели. Тонк.

Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега.

Иван Бунин * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!

 Он красоту от смерти уносил!

Он красоту от смерти уносил!

ОН КРАСОТУ ОТ СМЕРТИ УНОСИЛ Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушис.

ОН КРАСОТУ ОТ СМЕРТИ УНОСИЛ Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб. И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил!

Домашнее задание ВСЕМ: выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина «Густо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Бунин родился в один из осенних дней , 10 октября 1870 г . Детство прошло в деревне , в барском доме , где стояли книжные шкафы . Около дома запущенный сад. Бунин рано понял ,что эта привольная жизнь заканчивается , уходит.

Рано стал печататься в 17 лет . Рано оставил свой дом , с тех пор у него не было своего дома но это его не тяготило . Объехал и обошел пешком южную Россию и Крым .Г оды ученья продолжались недолго , не закончил гимназию . работал в газете . Главное - бродить по земле, по степным дорогам , запоминать лица , судьбы людей. Шума Бунин не любил , работал в деревне у своих родственников .Критики принимали стихи , были награды ,звание академика Много путешествовал . Но в 1920 покинул Россию навсегда , жил во Франции. В ноябре 1933 г в Стокгольме присуждена Нобелевская премия . Умер в 1953 г во Франции.

Рано стал печататься в 17 лет . Рано оставил свой дом , с тех пор у него не было своего дома но это его не тяготило . Объехал и обошел пешком южную Россию и Крым .Г оды ученья продолжались недолго , не закончил гимназию . работал в газете . Главное - бродить по земле, по степным дорогам , запоминать лица , судьбы людей. Шума Бунин не любил , работал в деревне у своих родственников .Критики принимали стихи , были награды ,звание академика Много путешествовал . Но в 1920 покинул Россию навсегда , жил во Франции. В ноябре 1933 г в Стокгольме присуждена Нобелевская премия . Умер в 1953 г во Франции.

Бунин специально не писал для детей стихи , но он показал в этих стихах красоту природы , его называли певцом природы. Любил природу. Его имя ставят рядом с именами Льва Николаевича Толстого , Антона Павловича Чехова и других известных русских писателей .

Бунин специально не писал для детей стихи , но он показал в этих стихах красоту природы , его называли певцом природы. Любил природу. Его имя ставят рядом с именами Льва Николаевича Толстого , Антона Павловича Чехова и других известных русских писателей .

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олен ь – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Макушка ёлки – верхушка ё

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

-Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

- Как он понял то, что произошло в лесу?

- Какие следы он увидел? Чьи это были следы?

- Как изменяются оленьи следы?

- Чьи ещё появляются следы на снегу?

- Куда из леса ведёт теперь след?

- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

- Чем закончилась погоня?

- В чём красота оленя?


-Представьте картину, описанную поэтом . -Поделитесь своими мыслями о стихе -Какие чувства возникают в вашем сердце? -Какие картины возникли в вашем воображении?

-Представьте картину, описанную поэтом . -Поделитесь своими мыслями о стихе -Какие чувства возникают в вашем сердце? -Какие картины возникли в вашем воображении?

http:// audiohrestomatiya.ru/competitions_all /

– Какие картины противопоставляет поэт в стихотворении?

– С каким чувством говорит он о полевых цветах?

-В каких словах это особенно проявляется?

– С одинаковой ли интонацией следует читать все стихотворение?

БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.

БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.

Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? Почему автора привлекают скромные полевые цветы?

Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

Почему автора привлекают скромные полевые цветы?



-Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина? -Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

-Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

-Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

Читайте также: