Конспект нод окружающий мир
Обновлено: 02.07.2024
- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.
- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
- развивать самостоятельность, активность.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)
- А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю запись звуков моря.)
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).
1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.
- Молодец! Очень интересно!
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин).
2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
- Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
Воспитатель: - Чем питается акула?
Дети: - Рыбами, морскими животными.
Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?
3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.
Воспитатель: - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: - Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения
Гостей встречает осьминог.
В.: - Смотрите, вот и осьминог!
4 Ребёнок: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Воспитатель: - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?
Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.
Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
- Чья голова? (Это рыбья голова).
- Чей хвост? (Это рыбий хвост).
- Чьи жабры? (Это рыбьи жабры).
- Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).
- Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).
- Чьи кости? (Это рыбьи кости).
- Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).
- Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).
- Чьё туловище? (Это рыбье туловище).
- Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!
5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.
В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.
6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.
Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.
Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.
Молодцы! Мишка очень доволен, что вы ему помогли. Ему нравятся ваши мостики. Он тоже со своими друзьями построил мост и прислал вам фотографию. Посмотрите (воспитатель показывает картинку).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе
Автор конспекта непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД):
Топоркова Екатерина Андреевна
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: Способствовать формированию бережного отношения к природе, соблюдая правила безопасного поведения в лесу.
- Закреплять знания детей о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах).
- Систематизировать представление детей о растениях леса, об их пользе для человека и животных.
- Совершенствовать умение различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление об их образе жизни.
- Повторить правила поведения в лесу, формировать гуманные отношения к живым объектам и строго следовать им.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Возрастная группа: 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, безопасность, труд, музыка, художественная литература.
- Рюкзак (лупа, красная бумага, мусорные пакеты).
Дети входят в зал под загадочную музыку.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!
Посмотрите, ребята, а что это за конверт лежит? Интересно, это письмо от Лесовичка).
Воспитатель: Поможем? Тогда в путь! А что нам понадобится в пути? (рюкзаки).А с собой необходимо взять ( лупу, предупредительные знаки).
Не рви и не топчи полевые цветы.
Не разоряйте муравейник.
Не обижай насекомых.
Не разжигай костёр в лесу.
Не оставляй мусор в лесу.
Не портите несъедобные грибы.
Возьмем их с собой и поставим их там, где они должны быть.
Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем.
(прыгают с кочки на кочку)
(идут высоко поднимая колени)
Все преграды прошли и на поляну мы пришли.
Музыка, пение птиц.
Воспитатель: Очень красиво вокруг, свежий воздух. Давайте здесь остановимся (Декорации).
Мы с вами попали на грибную полянку. Старичок -Лесовичок приготовил вам загадки о грибах, он хочет узнать, знаете ли вы грибы (дети отгадывают загадки и показывают этот гриб на полянке).
Загадки:
Растут в лесу сестрички, рыжие…(лисички).
Я в красной шапочке расту, под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я…(подосиновик).
Наст лесной подняли блюдца,
Под травой они не бьются.
Встал грибник на блюдце – хрусть!
Это хрупкий чёрный … (груздь) .
Возле леса, на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый …(мухомор).
А вы знаете, что мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Для некоторых животных они являются лекарством ( лоси, белки).Воспитатель: Молодцы, нашли все грибы правильно, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра Игра "Угадай по описанию" — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. (Боровик, мухомор, опята, лисичка, сыроежка).
Лисички— желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Мухомор- ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Сыроежки- шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
И Правда мы пришли на цветочную поляну.
Нужно ли рвать лесные и луговые цветы? (Нет. Дома они быстро завянут.)
Дети замечают оторванные лепестки Ромашки.
Ребята, ромашка – полезное растение, отвары и настои способны убивать микробов.
Цветы украшают луга и леса, но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Ребёнок читает стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все — и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Какой нужно поставить знак, чтобы в лесу было красиво? (Ставим знак).
Отправляемся дальше и нас встречают Лесные жители-насекомые.
Давайте достанем наши лупы и рассмотрим наших насекомых. А здесь какой мы должны оставить знак? ( О том, что не нужно обижать насекомых). Чем питаются насекомые? (мошками, цветочным нектаром, травкой). Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, божья коровка- тлю, гусеницы едят листья зеленые).
Муравьи- это великолепные строители они живут большими семьями , это лесные санитары- они истребляют множество насекомых.! Но посмотрите, их дом разрушен. Давайте поставим знак, что разрушать муравейники нельзя! (ставим знак).
Я нашла себе жука
На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)
Нос испачкал пылью.
Улетел мой майский жук, (машут руками)
(сели на стульчики)
А здесь какой мы должны оставить знак? ( О том, что не нужно обижать насекомых).
Посмотрите, мы с Вами зашли в самую глубину леса, что это за огонек светится? (открываются жалюзи). Кто-то оставил мусор и забыл затушить остатки костра! Посмотрите внимательно, почему так получилось? ( дети отвечают, что Запрет на знаке стерт). Давайте обновим знак! (приклеиваем красную бумагу). А мусор уберем в пакеты и тоже сделаем правильный знак.
Воспитатель: Ну вот, вроде мы и справились с заданием, пора возвращаться в детский сад. Посмотрите, как хорошо стало в лесу, поют птицы и все нам улыбаются! А под деревом стоит какая-то корзина- это благодарность от Лесовичка. (подарок - шишки).
Чтобы выйти из леса, нужно друг друга осмотреть. У нас остался еще один знак –Осторожно клещи! Где мы его можем поставить? (Ставим знак и возвращаемся).Прощаемся с гостями и благодарю детей за занятие!
Не разоряйте муравейники. Муравьи – лесные санитары; так прозвали люди их недаром! Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков, муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь! Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!
Не разоряйте птичьи гнёзда. Дети запомнить должны И понять: гнёзда у птичек нельзя разорять! Если в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов, не приближайтесь, не лезьте туда И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Не обижай лесных насекомых. В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки… природа мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди ! без насекомых лес, друг мой И одинокий, и пустой…
Не рвите полевые цветы. Цветы украшают луга и леса но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять… завянут букеты…погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!
Не рвите редкие цветы. Есть цветочки редкие, белые и нежные: вам кивнут приветливо ландыши, подснежники… Только рвать не надо их – С ними лес добрей, светлей. Ведь теперь цветов таких очень мало на земле…
Не ловите бабочек и стрекоз. Бабочка цветная над тобой порхает… стрекоза резвится, пляшет, веселится… Лету все так рады! Их ловить не надо… пусть себе летают, землю украшают…
Не шумите в лесу. У леса музыка своя… её послушайте друзья! Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз, А вот кузнечик затрещал, по ветке дятел застучал… Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать!
Не разжигай костёр в лесу без взрослых. Без взрослых с огнём развлекаться опасно – закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой, костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится, начнёт полыхать, разбегаться искриться – его потушить невозможно тогда… пожары лесные – большая беда!
Не оставляй мусор в лесу. Вы в поход пришли, ребята… отдохнуть, конечно, надо: поиграть и порезвиться, И наесться, и напиться… но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!
Не вырывайте кустарники с корнем. Раз ты собрался по грибы – С собою острый нож бери; им аккуратно гриб срезай – В земле грибницу оставляй. А если встретил землянику, куст брусники иль черники – нежно ягодки сорви, А куст – оставь, побереги.
Не портите несъедобные грибы. В лесу грибов различных много… ты несъедобные не трогай! В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай… нужны они лесным зверятам: лисичкам, ёжикам, зайчатам… Их только люди не едят: В поганках, мухоморах – яд! Но для зверья лесного всё ж тот гриб полезен и хорош.
Не забирай из леса домой животных. Для ёжиков и белок лес – это дом родной. Они живут там смело И летом и зимой: Поэтому не стоит их в город забирать… поверь: они в неволе не будут есть и спать… Находят пропитанье своих детей растят И уходить из леса нисколько не хотят…
Авторы: Артемьева С.И., воспитатель; Иванова Е.И., воспитатель МБ ДОУ"ДС "Золотой ключик", г. Тарко-Сале.
Авторы-составители: Телятник Татьяна Васильевна, старший воспитатель, Нагорнова Анжелика Сергеевна, музыкальный руководитель, Темникова Елена Михайловна, воспитатель МАДОУ д/с№87 города Тюмени
Авторы-составители: Сафронова Татьяна Александровна, воспитатель, Васильева Юлия Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ д/с № 90 города Тюмени
Укажите три цифры с картинки:
Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона
Читайте также: