Конспект на тему спецификация

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оформление спецификации к чертежу

Спецификация в программе Компас может быть ассоциирована (то есть связана) с какими-либо чертежами, 3d моделями. Также вы можете создать простейшую спецификацию, просто заполняя строки в документе.

самый простой способ – ручной.

Например, у вас сборка из нескольких уникальных деталей (не стандартных типа болтов и гаек) и нескольких стандартных деталей (как раз болт и гайка), которые можно вставить в сборку из Конструкторской библиотеки Компас . Для оформления спецификации на сборку нам нужно создать 3 раздела (Документация, Детали, Стандартные изделия) и заполнить основную надпись.

Сборочный чертеж приспособления

Создайте документ Спецификация ( Файл->Создать->Спецификация ). Откроется окно спецификации. При создании любого раздела создается сразу и объект спецификации – базовый или вспомогательный . Вспомогательный – просто пустая строка, в которую вы вписываете свою информацию. А у базового объекта могут быть различные настройки (сортировка, автоматическое заполнение колонок, подключение объектов из 2d сборок и деталей из 3d сборок). В нашем случае, для максимальной простоты, выбираем вспомогательный объект спецификации (хотя рекомендуют, в основном пользоваться базовыми). Обе команды доступны на панели Спецификация или через меню Вставка.

Для создания первого раздела Документация щелкните по кнопке Добавить раздел на панели инструментов Спецификация или в меню Вставка->Раздел . Выберите Вспомогательный объект спецификации , нажмите кнопку Создать и укажите данные о сборочном чертеже (формат, обозначение, наименование).

Окно выбора раздела и типа объекта спецификации

Подобным образом создайте второй раздел Детали , однако затем, для создания следующих объектов вручную просто воспользуйтесь кнопкой Добавить вспомогательный объект или Вставка->Вспомогательный объект . Укажите данные – формат, позицию на чертеже, обозначение, наименование, количество деталей (если добавлять через базовый объект, то автоматически проставляются позиция и количество деталей).

Таким же образом создайте третий раздел со стандартными изделиями. Если же вы зададите тип объекта при вставке – базовый объект спецификации, то здесь вы можете выбрать шаблон с текстом для вставки, вместо того, чтобы заполнять самому. Щелкните по кнопке Выбрать шаблон . Далее – Крепежные изделия, болт/шайба/гайка . Автоматически проставятся позиция, наименование, количество в спецификации – осталось только изменить текст.

Выбора шаблона для заполнения текстовой части в спецификации

В спецификации 2 режима – Нормальный режим (основной) и Разметка страниц (для редактирования основной надписи) – переход между ними осуществляется с помощью соответствующих команд на панели Вид. Перейдите в режим Разметка страниц и щелкните два раза мышкой в области основной надписи для редактирования. Заполните нужные поля, как мы это уже делали раньше в уроке по заполнению основной надписи при создании чертежа зубчатого колеса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. воспитать у учащихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.

Тип урока

Методы и приемы работы

Беседа, работа в группах, индивидуальная работа, практическая.

Оборудование

Раздаточный материал(карточки задания), оценочный лист, таблица спецификации, фишки, эмблемы, деревянный молоток, ребус, игрушки, грамоты, клей, корректор, музыкальное сопровождение.

ПЛАН УРОКА

Проверка домашнего задания:

5. Здоровьесберегающая пауза.

2. Работа у доски, общеклассная.

Закрепление нового материала.

1.Практическая работа на закрепление нового материала.

2. Дифференцированные задания.

2. Подсчет баллов. Присуждение призовых мест командам, награждение.

3. Оценивание учащихся, выставление оценок. Постановка домашнего задания.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Отметка отсутствующих.

4. Психологический настрой на урок.

(Звучит фоновая музыка.)

Сегодня мы с вами проведем не обычный урок, а урок - соревнование. Для этого вы разделитесь на три команды. (Методом жеребьевки класс делится на команды и рассаживаются по своим местам). Оценивать ваши ответы будут наши гости. За каждый правильный ответ команда будет получать по 1 баллу. За индивидуальные правильные ответы я буду награждать вас фишками. В конце такого урока – соревнования подведутся итоги и каждая команда получит свою награду.

1. Подготовка к уроку.

2. Приветствие учителя.

3. Настрой на урок.

Класс делится на группы и рассаживаются по своим местам.

Постановка цели и задачи урока

- Закрепить понятия о сборочных чертежах, повторить в чем отличие и сходство сборочного и рабочего чертежей.

Задачи понятны? Цели ясны?

Тему узнаем чуть – чуть впереди.

А начнем мы с повторенья.

Всем известно - повторенье – мать ученья.

Проверка домашнего задания

1.Представление команд: название, девиз, эмблема.

Давайте по-приветствуем друг друга.

Переходим к заданиям.

(жюри ведут подсчет заработанных фишек)

Каждой команде я сейчас раздам листы с таблицей. Вам необходимо классифицировать каждое изделие и приклеить его в нужную графу таблицы.

(все верно – 5 б., 1 ошибка – 4 б., 2 ошибки- 3 б.).

На формате А3 представлен чертеж сборочной единицы (домкрат) в разрезе. Отдельно вам даны чертежи деталей которые входят в эту сборочную единицу. Задание: вам необходимо стрелочками указать соотношение чертежей и видов деталей на сборочной единице.

(все верно – 5 б., 1 ошибка – 4 б., 2 ошибки- 3 б., жюри подсчитывает баллы).

Как выдумаете, достигли ли мы цели в повторении пройденного материала?

2. Покупают вопросы, отвечают на них. Получают фишки.

3. Выполняют задание.

4. Выполняют задание.

Здоровьес

берегающая пауза

Мы славно потрудились и нам необходимо отдохнуть. (Звучит веселая музыка).

А теперь повернулись к друг другу, улыбнулись, подмигнули и сели на свои места.

Учащиеся выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи соседа, закрывают глаза. Выполняют упражнения по команде учителя.

Изучение нового материала

Чего же нам не хватает для изучения нового материала?

Той команде, которая разгадает тему нашего урока, будет присвоен дополнительный балл.

(присуждение дополнительного балла команде за правильный ответ)

И так цель нашего следующего этапа будет: научиться читать и составлять спецификацию.

Открыли тетради, записали число и тему урока.

Беседа:

И так, что же такое спецификация?

Как выполняется спецификация?

А теперь давайте подробно рассмотрим таблицу спецификации представленную вам на доске. В какой последовательности заполняются графы?

Где встречается классификация в быту?

Для чего нужна спецификация?

(за каждый правильный ответ получают фишки).

Для того, чтобы более точно понять, как составляется спецификация, давайте рассмотрим это на примере. (На доске начерчена таблица спецификации, заполняется на основании любого предмета находящегося в классе).

На доске не написана тема урока.

Открывают тетради, записывают тему урока и число.

Выступление учащейся с докладом по новой теме.

Это конструкторский документ, выполненный в виде таблицы, в которой приводятся наименования частей сборочной единицы.

На отдельных листах формата А4, если имеется достаточно места для ее размещения.

Работают по таблице.

Отвечают на вопрос.

У доски работает один учащийся, остальные работают в тетрадях. При необходимости помогают друг другу.

Закрепление нового материала

Практическая работа:

Каждой команде раздаю игрушки (машинки, трактор) и листы с готовой таблицей спецификации. Задание: составить спецификацию, нанести позиции на изделие.

(все верно – 5 б., 1 ошибка – 4 б., 2 ошибки- 3 б., жюри подсчитывает баллы).

Индивидуальные дифференцированные задания: учащиеся выбирают по уровню своих знаний.

Как вы думаете, достигнута ли поставленная нами цель? Научились мы выполнять спецификацию?

На этом командные задания окончены и жюри могут подсчитывать баллы, а мы с вами подведем итоги нашего урока.

Выполняют задание: заполняют таблицу, наносят позиции.

Выбираю задания, выполняют.

Рефлексия.

Что сегодня на уроке было для вас более интересным?

Что нового узнали?

На каком этапе урока испытали затруднения?

Предполагаемые ответы учащихся.

Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

Подсчитываю фишку, выставляю и комментирую оценки за урок.

Д.з. – п. 6.3., стр 72.

Выступление жюри, награждение команд грамотами.

Всем спасибо за урок!

Выставляют оценки в дневник, записывают д.з.

Дать понятие о спецификации.

Задачи урока

1. закрепить знания учащихся о сборочных чертежах;

2. развить пространственное воображение, память, способности мыслить творчески;

3. воспитать у учащихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.

Методы и приемы работы

Беседа, работа в группах, индивидуальная работа, практическая.

Оборудование

Раздаточный материал(карточки задания), оценочный лист, таблица спецификации, фишки, эмблемы, деревянный молоток, ребус, игрушки, грамоты, клей, корректор, музыкальное сопровождение.

Проверка домашнего задания:

5. Здоровьесберегающая пауза.

2. Работа у доски, общеклассная.

Закрепление нового материала.

1.Практическая работа на закрепление нового материала.

2. Дифференцированные задания.

2. Подсчет баллов. Присуждение призовых мест командам, награждение.

3. Оценивание учащихся, выставление оценок. Постановка домашнего задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Отметка отсутствующих.

4. Психологический настрой на урок.

(Звучит фоновая музыка.)

Сегодня мы с вами проведем не обычный урок, а урок - соревнование. Для этого вы разделитесь на три команды. (Методом жеребьевки класс делится на команды и рассаживаются по своим местам). Оценивать ваши ответы будут наши гости. За каждый правильный ответ команда будет получать по 1 баллу. За индивидуальные правильные ответы я буду награждать вас фишками. В конце такого урока – соревнования подведутся итоги и каждая команда получит свою награду.

1. Подготовка к уроку.

2. Приветствие учителя.

3. Настрой на урок.

Класс делится на группы и рассаживаются по своим местам.

Постановка цели и задачи урока

- Закрепить понятия о сборочных чертежах, повторить в чем отличие и сходство сборочного и рабочего чертежей.

Задачи понятны? Цели ясны?

Тему узнаем чуть – чуть впереди.

А начнем мы с повторенья.

Всем известно - повторенье – мать ученья.

Проверка домашнего задания

1.Представление команд: название, девиз, эмблема.

Давайте по-приветствуем друг друга.

Переходим к заданиям.

(жюри ведут подсчет заработанных фишек)

Каждой команде я сейчас раздам листы с таблицей. Вам необходимо классифицировать каждое изделие и приклеить его в нужную графу таблицы.

(все верно – 5 б., 1 ошибка – 4 б., 2 ошибки- 3 б.).

На формате А3 представлен чертеж сборочной единицы (домкрат) в разрезе. Отдельно вам даны чертежи деталей которые входят в эту сборочную единицу. Задание: вам необходимо стрелочками указать соотношение чертежей и видов деталей на сборочной единице.

(все верно – 5 б., 1 ошибка – 4 б., 2 ошибки- 3 б., жюри подсчитывает баллы).

Как выдумаете, достигли ли мы цели в повторении пройденного материала?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборочные чертежи выполняют тогда, когда изделие состоит из нескольких деталей. Этот чертеж состоит из изображений составляющих изделие деталей и информации, необходимой для их изготовления и сборки.

Сборочным чертежом называется документ, содержащий изображение сборочной единицы, дающий представление о рас­положении и взаимной связи составных частей, соединенных между собой, и обеспечивающий возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы.

•Сборочный чертеж должен давать полное представление о форме, функциональном назначении и составе сборочной единицы.

•По сборочному чертежу из отдельных деталей, частей механизмов можно собрать простейшие узлы и сложнейшие машины, технические устройства.

•По сборочному чертежу можно представить взаимное расположение составных частей, способы соединения деталей между собой и принцип работы.

Сборочный чертеж должен содержать:

1) изображение сборочной единицы;

На сборочном чертеже обязательно должны быть заданы размеры, которые характеризуют изделие в целом, а также те, которые необходимо выдержать при сборке и контроле изготавливаемого изделия (габаритные размеры, т. е. наибольшие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина); размер установочный - размер, определяющий положение предмета на месте монтажа или положение составной части при её установке в изделие; присоединительные размеры, т. е. размеры элементов детали, изделия, обеспечивающих возможность присоединения их к другому изделию; монтажные размеры, т. е. размеры, необходимые для правильной установки деталей относительно друг друга, например, размеры между центровыми и осевыми линиями; эксплуатационные размеры, указывающие крайние положения движущихся частей изделий, например ход поршня, рычага, клапана двигателя );

3) номера позиций;

4) технические требования;

5) техническую характеристику изделия (при необходимости);

Указание номеров позиций

Составные части и специфицируемые материалы сборочной единицы, изображенной на сборочном чертеже, должны иметь номера, которые наносят в соответствии с ГОСТ 2.109-73:
1. Все составные части изделия на сборочном чертеже нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанных в спецификации данной сборочной единицы.
2. Номера позиций указывают на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей. Конец линии-выноски, пересекающий контур детали, заканчивается утолщением в форме точки. Линия-выноска и полка проводятся сплошной тонкой линией. Номера позиций следует указывать на тех изображениях, на которых соответствующие составные части проецируется как видимые, как правило, на основных видах или заменяющих их разрезах.

3. Номера позиций располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группируют в колонку или строку по возможности на одной линии.
4. Номера позиций, как правило, указывают на чертеже один раз. Допускается повторно указывать номера позиций одинаковых частей изделия, при этом все повторяющиеся номера позиций выделяются двойной полкой.
5. Размер шрифта номеров позиций должен быть на один-два размера больше размера шрифта, принятого на чертеже для размерных чисел.
6. Линии-выноски не должны пересекаться между собой и по возможности не должны быть параллельными линиям штриховки и размерным линиям
7. Допускается проводить общую линию-выноску с вертикальным расположением номеров позиций:
• для группы крепежных деталей, относящиеся к одному и тому же месту крепления;
• для группы деталей с отчетливо выраженной взаимосвязью, исключающей различное понимание, и когда на чертеже невозможно подвести линию-выноску к каждой составной части. В этих случаях линию-выноску отводят от детали, номер позиции которой указывают первым.

Условности и упрощения, допускаемые на сборочных чертежах


В целях экономии времени на сборочных чертежах по ГОСТ 2.109—73 допускается применять упрощения и условности

1. Перемещающиеся части сборочной единицы изображают в крайних или промежуточных положениях. На сборочном чертеже условно изображают:

а) витки пружины изображают прямыми линиями, соединяющими соответствующие участки контура фигур сечения пружины;

б) пробки пробковых кранов - в положении "открыто";

в) домкраты в положении начала подъема груза;

г) тиски со сдвинутыми губками;

д) пружины в разрезе изображают двумя витками с каждого конца.

2. Сварные, паяные, клееные и другие изделия из однородного материала в сборке с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют как монолитный предмет (в одну сторону) с изображением границ между частями такого изделия сплошными основными линиями.

3. На изображениях сборочной единицы допускается не показывать:

а) мелкие конструктивные элементы на поверхностях деталей: фаски, кольцевые проточки для выхода режущего инструмента, накатки и т.п.;

б) зазоры между стержнем и отверстием;

в) изображение резьбы на торцевом виде.

4. В разрезах, согласно правилам ГОСТ 2.305 - 68:

а) болты, винты, шпильки, шпонки, заклепки, непустотелые валы, шпиндели, шатуны, рукоятки и т.п. при продольном разрезе показываются нерассеченными;

б) спицы маховиков, шкивов, зубчатых колес, тонкие стенки типа ребер жесткости и т.п. показываются незаштрихованными, если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны такого элемента.

5. Болты, винты и шпильки изображаются на сборочных чертежах упрощенно.

Спецификация


Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией.

Спецификация — основной конструкторский документ, выполненный в виде таблицы, в которой приводятся наименования, номера позиций всех составных частей сборочной единицы и указывается их число.

В спецификации документацию и составные части сборочной единицы перечисляют в определенной последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты.

Спецификацию выполняют на отдельных листах (одном или нескольких) формата А4 или размешают непосредст­венно на сборочном чертеже, выполненном на формате A4, если имеется достаточно места для ее размещения. Спецификацию выполняют прежде, чем на сборочном чертеже наносятся номера позиций деталей, входящих в сборочную единицу. Она необходима для изготовления изделия.

После каждого раздела спецификации в соответствии с ГОСТом оставляют свободные строки и резервируют номера позиций для возможного внесения дополнительных изделий.

Заполнение граф спецификации производится сверху вниз следующим образом:

• для деталей, на которые не выпущены чертежи, в графе указывают БЧ (без чертежа).

Последовательность и основные приемы чтения чертежей

Прочитать сборочный чертеж — это значит представить форму и конструкцию изделия, понять его назначение, принцип работы, порядок сборки, а также выявить форму каждой детали в данной сборочной единице.

При чтении чертежа общего вида следует:

1. Выяснить назначение и принцип работы изделия.

Необходимые сведения о назначении и принципе работы изделия содержатся в основной надписи и описании изделия.

2. Определить состав изделия.

Основным документом для определения состава изделия является спецификация, в которой составные части изделия классифицированы по разделам. Для определения на чертеже положения конкретной составной части изделия нужно по ее наименованию определить номер позиции в спецификации, а затем найти на чертеже соответствующую линию-выноску. Спецификация также позволяет определить количество изделий каждого наименования.

3. Определить назначение и конфигурацию составных частей изделия.

Назначение и конфигурация изделия определяется функциональными особенностями изделия в целом и его составных частей. Конфигурация составных частей обусловлена их назначением и взаимодействием в процессе работы. При определении конфигурации составных частей следует обращать внимание на способ их соединения.

4. Выявить способы соединения составных частей изделия между собой.

Способы соединения деталей обусловлены особенностями взаимодействия элементов изделия в процессе его эксплуатации. Способы соединения могут быть выявлены по чертежу общего вида и классифицированы как разъемные или неразъемные.

5. Определить последовательность сборки и разборки изделия.

Одним из основных требований к конструкции изделия является возможность его сборки и разборки в процессе эксплуатации и ремонта. Рациональной может считаться лишь такая конструкция, которая позволяет осуществлять сборку (разборку) с использованием минимального числа операций.

Рекомендуется следующая последовательность чтения чертежа:

1. По основной надписи установить наименование изделия, номер, масштаб чертежа, масса изделия, организацию, выпустившую чертеж.

2. Выяснить содержание и особенности чертежа (определить все изображения, составляющие чертеж).

3. По спецификации установить наименование каждой части изделия, найти ее изображение на всех изображениях, уяснить ее геометрические формы.

Поскольку на чертежах, как правило, имеется не одно, а несколько изображений, форму каждой детали можно выявить однозначно, прочитав все изображения, на которых данная деталь имеется.

Начинать следует с наиболее простых по форме деталей (стержни, кольца, втулки и т.п.). Найдя с помощью позиционного обозначения деталь на одном (обычно на главном) изображении и, зная конструктивное назначение детали, представить себе ее геометрическую форму. Если это одно изображение однозначно определяет форму и размеры детали, то перейти поочередно к выявлению форм других деталей; если же одно изображение не выявляет форму или размеры хотя бы одного элемента детали, то следует отыскать эту деталь на других изображениях сборочного чертежа и восполнить недостаточность одного изображения. Выяснению формы детали способствует то, что на всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и расстоянием между линиями штриховки.

При этом пользуются знаниями основ проекционного черчения (проекционная связь точек, линий и поверхностей) и условностей, установленных стандартами ЕСКД.

4. Ознакомиться с описанием изделия. Если описание отсутствует следует, по возможности, ознакомиться с описанием аналогичной конструкции.

5. Установить характер соединения составных частей изделия между собой. Для неразъемных соединений определить каждый элемент соединения. Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение. Для подвижных деталей установить возможность их перемещения в процессе работы механизма.,

6. Установить, какие детали смазываются, и как осуществляется смазка.

7. Выяснить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует иметь в виду, что в спецификации и на сборочном чертеже порядок записи и обозначения составных частей не связаны с последовательностью сборки.
Рекомендуется фиксировать порядок сборки и разборки изделия на бумаге в виде схемы или в форме записи последовательности операций. Конечной целью чтения чертежа, как правило, является выяснение устройства изделия, принципа работы и установление его назначения. В учебном процессе центральное место в чтении чертежа занимает изучение форм отдельных деталей, как главного средства к выяснению всех других вопросов, связанных с чтением чертежа.

Деталирование чертежа


Деталированием называется выполнение рабочих чертежей детали по чертежу общего вида.

Деталирование – это не простое копирование изображения деталей, а сложная творческая работа, включающая индивидуальную оценку сложности форм каждой детали и принятие наилучшего для нее графического решения: выбор главного изображения, количества и содержания изображений.

Процесс деталирования целесообразно разделить на три этапа: чтение чертежа общего вида, подробное выявление геометрических форм деталей и выполнение рабочих чертежей деталей.

1. Чтение чертежа общего вида.

Результатом чтения чертежа общего вида должно быть уяснение состава деталей, входящих в сборку, их взаимного расположения и способов соединения, взаимодействия, конструктивного назначения каждой детали в отдельности и изделия в целом.

2. Подробное выявление геометрических форм деталей, подлежащих вычерчиванию, с целью правильного выбора главного изображения, количества и содержания других изображений на рабочих чертежах. По мере выявления форм деталей следует решать вопрос о выборе главного изображения и необходимости выполнения других изображений для каждой детали, выбрать масштаб изображения, формат.

3. Выполнение рабочих чертежей деталей.

• произвести компоновку чертежа, т.е. наметить размещение всех изображений детали на выбранном формате.

• в тонких линиях вычертить необходимые виды, разрезы, сечения и выносные элементы.

• провести выносные и размерные линии. Определить истинные размеры элементов детали и проставить их на чертеже. Особое внимание обратить на то, чтобы размеры сопряженных деталей не имели расхождений. Определить необходимые конструктивные и технологические элементы (фаски, проточки, уклоны и пр.), которые на чертежах общего вида не изображаются. Размеры выявленных конструктивных элементов определять не по чертежу общего вида, а по соответствующим стандартам на эти элементы.

• проставить шероховатость, исходя из технологии изготовления детали или ее назначения.
• обвести чертеж и выполнить штриховку разрезов и сечений.

Спецификация в общем случае состоит из разделов, которые располагают в следующей последовательности:
1) документация;
2) комплексы;
3) сборочные единицы;
4) детали;
5) стандартные изделия;
6) прочие изделия;
7) материалы;
8) комплекты.

образец выполнения спецификации к сборочному чертежу

Рис. 1. Спецификация к сборочному чертежу

При большом количестве составных частей изделия спецификация может располагаться на нескольких листах; в нижней части первого листа должна быть основная надпись по форме 2 (ГОСТ 2.104-68), а на всех последующих - по упрощенной форме (рис. 2).

образец выполнения спецификации в упрощенной форме

Рис. 2. Образец выполнения спецификации по упрощенной форме

Как указывалось выше, спецификация состоит из разделов, последовательность расположения и характер содержания которых представлены в табл. 1.

После каждого раздела спецификации необходимо оставлять несколько свободных строк для дополнительных записей.

образец выполнения спецификации к сборочному чертежу формата А4

Рис. 3. Спецификация, выполненная на одном листе со сборочным чертежом

Система обозначения чертежей

Для всех отраслей машиностроения и приборостроения по ГОСТ 2.201-80 установлены две системы обозначения чертежей: первая - обезличенная, вторая - предметно-обезличенная. Основой обезличенной системы является единый классификатор, в котором каждое изделие, деталь, сборочная единица закодированы определенным номером.

Первые четыре знака (рис. 4) определяют индекс организации-разработчика. Этот индекс может состоять из букв или букв и цифр. Последующие шесть знаков дают классификационную характеристику изделия, определяемую по классификатору. Три последних знака - порядковый регистрационный номер.

система обозначения чертежей

Рис. 4. Система обозначения чертежей

В предметно-обезличенном варианте обозначений вместо индекса организации-разработчика проставляется индекс изделия. Как видно из схемы (рис. 4), классификационная характеристика по единому классификатору остается та же. Она позволяет быстро находить изделия с данной характеристикой, а также обеспечивает использование документации на ранее выпущенные изделия.
Подробные сведения о системе обозначения чертежей в ГОСТ 2.201-80.

На сборочном чертеже в условиях учебного заведения рекомендуется в соответствии с обозначениями всего изделия в целом присвоить обозначения и составным частям.
Например, подъемный кран с индексом ПК02 обозначается ПК02.00.00.00; одна из сборочных единиц подъемного крана - блок направляющий - с номером 06 обозначается ПК02.06.00.00; одна из деталей блока направляющего - планка - с номером 04 обозначается ПК02.06.00.04; одна из сборочных единиц блока направляющего - ролик с запрессованной в него втулкой - с номером 01 обозначается ПК02.06.01.02 и т. п.


Сборочные чертежи выполняют тогда, когда изделие состоит из нескольких деталей. Этот чертеж состоит из изображений составляющих изделие деталей и информации, необходимой для их изготовления и сборки.

Сборочным чертежом называется документ, содержащий изображение сборочной единицы, дающий представление о рас­положении и взаимной связи составных частей, соединенных между собой, и обеспечивающий возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы.

•Сборочный чертеж должен давать полное представление о форме, функциональном назначении и составе сборочной единицы.

•По сборочному чертежу из отдельных деталей, частей механизмов можно собрать простейшие узлы и сложнейшие машины, технические устройства.

•По сборочному чертежу можно представить взаимное расположение составных частей, способы соединения деталей между собой и принцип работы.

Сборочный чертеж должен содержать:

2)необходимые размеры. На сборочном чертеже обязательно должны быть заданы размеры, которые характеризуют изделие в целом, а также те, которые необходимо выдержать при сборке и контроле изготавливаемого изделия (габаритные размеры, т. е. наибольшие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина); размер установочный - размер, определяющий положение предмета на месте монтажа или положение составной части при её установке в изделие; присоединительные размеры, т. е. размеры элементов детали, изделия, обеспечивающих возможность присоединения их к другому изделию; монтажные размеры, т. е. размеры, необходимые для правильной установки деталей относительно друг друга, например, размеры между центровыми и осевыми линиями; эксплуатационные размеры, указывающие крайние положения движущихся частей изделий, например ход поршня, рычага, клапана двигателя );

Указание номеров позиций

Составные части и специфицируемые материалы сборочной единицы, изображенной на сборочном чертеже, должны иметь номера, которые наносят в соответствии с ГОСТ 2.109-73:
1. Все составные части изделия на сборочном чертеже нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанных в спецификации данной сборочной единицы.
2. Номера позиций указывают на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей. Конец линии-выноски, пересекающий контур детали, заканчивается утолщением в форме точки. Линия-выноска и полка проводятся сплошной тонкой линией. Номера позиций следует указывать на тех изображениях, на которых соответствующие составные части проецируется как видимые, как правило, на основных видах или заменяющих их разрезах.

3. Номера позиций располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группируют в колонку или строку по возможности на одной линии.
4. Номера позиций, как правило, указывают на чертеже один раз. Допускается повторно указывать номера позиций одинаковых частей изделия, при этом все повторяющиеся номера позиций выделяются двойной полкой.
5. Размер шрифта номеров позиций должен быть на один-два размера больше размера шрифта, принятого на чертеже для размерных чисел.
6. Линии-выноски не должны пересекаться между собой и по возможности не должны быть параллельными линиям штриховки и размерным линиям
7. Допускается проводить общую линию-выноску с вертикальным расположением номеров позиций:
• для группы крепежных деталей, относящиеся к одному и тому же месту крепления;
• для группы деталей с отчетливо выраженной взаимосвязью, исключающей различное понимание, и когда на чертеже невозможно подвести линию-выноску к каждой составной части. В этих случаях линию-выноску отводят от детали, номер позиции которой указывают первым.

Условности и упрощения, допускаемые на сборочных чертежах


В целях экономии времени на сборочных чертежах по ГОСТ 2.109—73 допускается применять упрощения и условности

1. Перемещающиеся части сборочной единицы изображают в крайних или промежуточных положениях. На сборочном чертеже условно изображают:

а) витки пружины изображают прямыми линиями, соединяющими соответствующие участки контура фигур сечения пружины;

б) пробки пробковых кранов - в положении "открыто";

в) домкраты в положении начала подъема груза;

г) тиски со сдвинутыми губками;

д) пружины в разрезе изображают двумя витками с каждого конца.

2. Сварные, паяные, клееные и другие изделия из однородного материала в сборке с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют как монолитный предмет (в одну сторону) с изображением границ между частями такого изделия сплошными основными линиями.

3. На изображениях сборочной единицы допускается не показывать:

а) мелкие конструктивные элементы на поверхностях деталей: фаски, кольцевые проточки для выхода режущего инструмента, накатки и т.п.;

б) зазоры между стержнем и отверстием;

в) изображение резьбы на торцевом виде.

4. В разрезах, согласно правилам ГОСТ 2.305 - 68:

а) болты, винты, шпильки, шпонки, заклепки, непустотелые валы, шпиндели, шатуны, рукоятки и т.п. при продольном разрезе показываются нерассеченными;

б) спицы маховиков, шкивов, зубчатых колес, тонкие стенки типа ребер жесткости и т.п. показываются незаштрихованными, если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны такого элемента.

5. Болты, винты и шпильки изображаются на сборочных чертежах упрощенно.

Спецификация


Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией.

Спецификация — основной конструкторский документ, выполненный в виде таблицы, в которой приводятся наименования, номера позиций всех составных частей сборочной единицы и указывается их число.

В спецификации документацию и составные части сборочной единицы перечисляют в определенной последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты.

Спецификацию выполняют на отдельных листах (одном или нескольких) формата А4 или размешают непосредст­венно на сборочном чертеже, выполненном на формате A4, если имеется достаточно места для ее размещения. Спецификацию выполняют прежде, чем на сборочном чертеже наносятся номера позиций деталей, входящих в сборочную единицу. Она необходима для изготовления изделия.

После каждого раздела спецификации в соответствии с ГОСТом оставляют свободные строки и резервируют номера позиций для возможного внесения дополнительных изделий.

Последовательность и основные приемы чтения чертежей

Прочитать сборочный чертеж — это значит представить форму и конструкцию изделия, понять его назначение, принцип работы, порядок сборки, а также выявить форму каждой детали в данной сборочной единице.
При чтении чертежа общего вида следует:
1. Выяснить назначение и принцип работы изделия.
Необходимые сведения о назначении и принципе работы изделия содержатся в основной надписи и описании изделия.
2. Определить состав изделия.
Основным документом для определения состава изделия является спецификация, в которой составные части изделия классифицированы по разделам. Для определения на чертеже положения конкретной составной части изделия нужно по ее наименованию определить номер позиции в спецификации, а затем найти на чертеже соответствующую линию-выноску. Спецификация также позволяет определить количество изделий каждого наименования.
3. Определить назначение и конфигурацию составных частей изделия.
Назначение и конфигурация изделия определяется функциональными особенностями изделия в целом и его составных частей. Конфигурация составных частей обусловлена их назначением и взаимодействием в процессе работы. При определении конфигурации составных частей следует обращать внимание на способ их соединения.
4. Выявить способы соединения составных частей изделия между собой.
Способы соединения деталей обусловлены особенностями взаимодействия элементов изделия в процессе его эксплуатации. Способы соединения могут быть выявлены по чертежу общего вида и классифицированы как разъемные или неразъемные.
5. Определить последовательность сборки и разборки изделия.
Одним из основных требований к конструкции изделия является возможность его сборки и разборки в процессе эксплуатации и ремонта. Рациональной может считаться лишь такая конструкция, которая позволяет осуществлять сборку (разборку) с использованием минимального числа операций.
Рекомендуется следующая последовательность чтения чертежа:
1. По основной надписи установить наименование изделия, номер, масштаб чертежа, масса изделия, организацию, выпустившую чертеж.
2. Выяснить содержание и особенности чертежа (определить все изображения, составляющие чертеж).
3. По спецификации установить наименование каждой части изделия, найти ее изображение на всех изображениях, уяснить ее геометрические формы.
Поскольку на чертежах, как правило, имеется не одно, а несколько изображений, форму каждой детали можно выявить однозначно, прочитав все изображения, на которых данная деталь имеется.
Начинать следует с наиболее простых по форме деталей (стержни, кольца, втулки и т.п.). Найдя с помощью позиционного обозначения деталь на одном (обычно на главном) изображении и, зная конструктивное назначение детали, представить себе ее геометрическую форму. Если это одно изображение однозначно определяет форму и размеры детали, то перейти поочередно к выявлению форм других деталей; если же одно изображение не выявляет форму или размеры хотя бы одного элемента детали, то следует отыскать эту деталь на других изображениях сборочного чертежа и восполнить недостаточность одного изображения. Выяснению формы детали способствует то, что на всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и расстоянием между линиями штриховки.
При этом пользуются знаниями основ проекционного черчения (проекционная связь точек, линий и поверхностей) и условностей, установленных стандартами ЕСКД.
4. Ознакомиться с описанием изделия. Если описание отсутствует следует, по возможности, ознакомиться с описанием аналогичной конструкции.
5. Установить характер соединения составных частей изделия между собой. Для неразъемных соединений определить каждый элемент соединения. Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение. Для подвижных деталей установить возможность их перемещения в процессе работы механизма.
6. Установить, какие детали смазываются, и как осуществляется смазка.
7. Выяснить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует иметь в виду, что в спецификации и на сборочном чертеже порядок записи и обозначения составных частей не связаны с последовательностью сборки.
Рекомендуется фиксировать порядок сборки и разборки изделия на бумаге в виде схемы или в форме записи последовательности операций. Конечной целью чтения чертежа, как правило, является выяснение устройства изделия, принципа работы и установление его назначения. В учебном процессе центральное место в чтении чертежа занимает изучение форм отдельных деталей, как главного средства к выяснению всех других вопросов, связанных с чтением чертежа.

Деталирование чертежа


Тиски данной конструкции служат для закрепления обрабатываемых деталей на металлорежущих станках.

Читайте также: