Мир ислама 6 класс конспект урока бойцов шукуров

Обновлено: 05.07.2024

Из фактов истории арабского народа выделять признаки цивилизации, сформировать представления о расширении исламского мира.

Линия развития 2. Картина мира в понятиях.

Закрепление терминологии, связанной с особенностями исламской цивилизации, введение понятий халиф, мечеть, эмир, минарет. Устанавливать взаимосвязи между понятиями.

Линия развития 3. Историческое мышление.

Дать возможность учащимся проследить процесс рассвета и упадка Арабского халифата, установить причинно-следственные связи, определяя в исторических событиях как положительные, так и отрицательные стороны.

Линия развития 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность осмыслить значение создания Арабского халифата с позиции захваченных народов. Способствовать формированию современных нравственных ценностей.

Обязательный минимум образования:

I. Проблема урока.

II. Поиск решения проблемы.

1. Завоевания Арабского халифата

Примерный вывод по проблеме: Арабский халифат охватил многие земли Азии, Африки и Европы.

2. Дары исламского мира

Примерный вывод по проблеме: исламская цивилизация подарила миру множество культурных достижений.

3. Наследники халифата

Примерный вывод по проблеме: новая религия способствовала изменениям в жизни арабов, привела к возникновению новой морали.

Примерный вывод по проблеме урока:

В результате арабских завоеваний VII-VIII веков на средневековом Востоке сложилась цивилизация исламского мира.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Сегодня мы продолжим знакомство с арабской цивилизацией, возникшей в I тысячелетии н.э. Вспомните, с каким событием мы связывали зарождение этой цивилизации?

- В чём противоречие между первым и вторым документом?

- Итак, арабы завоёвывали новые земли, устанавливая на них свой порядок. Какую проблему урока нам надо решить?

Ученики должны назвать указать, что возникновение арабской цивилизации связано с возникновением религии ислам.

Ученики читают документы, отвечают на вопросы к ним. В целях экономии времени можно разделить детей (по вариантам или мальчики-девочки) - одни работают с первым документом, другие - со вторым.

В первом документе говорится о том, что арабы-завоеватели уничтожали достижения античной культуры, вели себя, как жестокие завоеватели.

Во втором документе говорится о том, что завоеватели-арабы с пониманием относятся к завоёванным народам, не грабят, не разрушают, не выгоняют из домов, как это обычно было принято.

- Арабы по-разному ведут себя как завоеватели. Сами жители отмечали справедливость мусульман по отношению к себе.

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1. Оценивать свои и чужие поступки.

- Какую проблему урока нам предстоит решить?

- Какие у вас есть предположения решения проблемы?

Какое значение имели арабские завоевания?

Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

- Вспомните, каковы были религиозные обязанности мусульман.

- Какие из них, на ваш взгляд, воспитывали положительные или отрицательные качества.

Необходимо обратить особое внимание на корректность высказываний при работе с данным материалом.

Ученики выполняют задание.

Ученики должны выполнить задание.

Ученики должны назвать:

1. Вера в Аллаха и во всё то, что сообщил Мухаммед.

2. Молитва: пять раз в день, в пятницу - в мечети.

3. Пост в священный месяц Рамадан.

4. Особый налог в пользу бедных.

5. Хадж - паломничество к святым местам.

Ученики могут дать разное объяснение этому термину.

IV. Планирование деятельности.

- Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать?

Прочитать параграф 9, определить, что принесли с собой арабские завоевания, сделать выводы.

Предлагают версии.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Завоевания арабского халифата.

Слайд 8 (РТ, с. 27, задание 1)

- Джихад - священная война за исламскую веру. В VII веке после смерти Мухаммеда арабы начали завоевания соседних земель. Как вы думаете, почему действия арабов были такими успешными?

Скрытый слайд содержит анимированную карту арабских завоеваний. Использование слайда на усмотрение учителя.

2. Дары исламского мира

3. Наследники халифата

- Как вы думаете, государство, созданное в результате завоеваний, может быть прочным?

- Какова была судьба Арабского халифата?

- Почему это могло произойти?

- Давайте посмотрим на карту и выполним задания слайда. (Учебник, с. 117.)

1 2 4 2 3 4

Слайд 12 (РТ, с. 31, задание 4)

- Означала ли гибель огромного халифата то, что вместе с ним погибли все достижения?

1 2 4 2 3 4

Ученики должны на основе работы с 1-м пунктом § 9 назвать не менее 2-3 причин успешности завоеваний.

При работе с картой необходимо назвать, какие территории были завоёваны.

Ученики должны назвать достижения цивилизации и подвести предварительный итог по проблеме урока.

Ученики должны указать, что народы борются за свою свободу.

- Арабский халифат в X веке распался, просуществовав примерно три века.

- Огромное государство сохраняло своё единство только силой оружия. Чтобы облегчить управление, халифы назначали наместников - эмиров. Постепенно они становились очень могущественными и отказывались подчиняться халифу. Единства не стало.

Ученики должны указать, что арабский мир продолжал развиваться и после распада халифата, и заполнить таблицу.

VI. Выражение решения проблемы.

- Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (Слайд 13)

В результате арабских завоеваний VII-VIII веков на средневековом Востоке сложилась цивилизация исламского мира.

VII. Применение нового знания.

- Пожалуйста, выполните задание слайда, определите, насколько сильной была власть халифа.

- Попробуйте выполнить задание слайда.

Ученики выполняют задание слайда.

VIII. Домашнее задание.

- Мы с вами знакомы с католической цивилизацией Европы и мусульманской цивилизацией Востока. В XI веке произойдёт их столкновение. Как и почему это произошло, вы узнаете дома, прочитав § 30, ответив на вопросы перед §. В тетради письменно - вопрос № 6.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Давайте вспомним… С какими государствами Средневековья мы с Вами уже познаком.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Давайте вспомним… С какими государствами Средневековья мы с Вами уже познаком.

Давайте вспомним… С какими государствами Средневековья мы с Вами уже познакомились? Объясните свой ответ, опираясь на карту.


Во владениях великого хана Тема урока:

Во владениях великого хана Тема урока:

План урока Путешествие Марко Поло. Беспощадные завоеватели. Устройство и упра.

План урока Путешествие Марко Поло. Беспощадные завоеватели. Устройство и управление армией. Монголы на завоеванных землях. Власть монголов. Завоевательная политика Тимура.

Марко Поло Марко Поло провел в Китае 17 лет на службе у хана. Он написал книг.

Марко Поло Марко Поло провел в Китае 17 лет на службе у хана. Он написал книгу о своих странствиях. Благодаря ей европейцы узнали много о далеких странах. Откройте учебник на с. 182

Как Вы думаете, почему Марко Поло мог путешествовать по Азии? Для ответа на в.

Как Вы думаете, почему Марко Поло мог путешествовать по Азии? Для ответа на вопрос ознакомьтесь с текстом п. 1 на с. 182-183.

Племена кочевников Племена скотоводов – монгол кочевали по бескрайним простор.

Племена кочевников Племена скотоводов – монгол кочевали по бескрайним просторам к югу от озера Байкал, совершая набеги на соседние народы.

Конное войско монгол Армия была дисциплинирована, хорошо обучена, жестока по.

Конное войско монгол Армия была дисциплинирована, хорошо обучена, жестока по отношению к другим народам.

Монгольские завоевания

Монгольские завоевания Используя материал учебника на с. 184-185, заполните т.

Монгольские завоевания Используя материал учебника на с. 184-185, заполните таблицу. Дата Направление Последствия 1211 г. 1219 г. 1223г. 1240 г. 1258 г. 1279 г.

Монголы на завоеванных землях Расправа с населением Разрушение городов Рабство

Монголы на завоеванных землях Расправа с населением Разрушение городов Рабство

Власть монголов

Последняя угроза Эмир Тимур (Тамерлан) правил в 1370-1405 гг. Он отличался же.

Последняя угроза Эмир Тимур (Тамерлан) правил в 1370-1405 гг. Он отличался жестокостью. Столица – Самарканд. После его смерти, Монгольская держава распалась на множество княжеств.

Держава Тимура


Домашнее задание § 22 читать Выполнить задание на Якласс

Домашнее задание § 22 читать Выполнить задание на Якласс

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 210 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 22. Во владениях великого хана

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2020 576
  • PPTX 4.4 мбайт
  • 82 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хаснетдинова Юлия Равиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 6 класса "Мир ислама"

В чем причины появления ислама?

Каковы главные обязанности мусульман?

Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие в удивительный мир Востока. Тема урока: Мир ислама .

1. Арабские завоевания. Возникновение Халифата.

2. Расцвет и распад Халифата.

3. Культура арабов.

1 . Арабские завоевания. Как называлось арабское государство и кто его возглавлял?

После смерти Мухаммада власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижники пророка. Эти правители именовались халифами – заместителями пророка, а государство, которое они возглавляли, - Халифатом .

Причины арабских завоеваний? Чтобы развиваться, новое государство должно было перейти к внешним завоеваниям, которые поставляли бы средства без обременительных для не слишком богатого населения налогов. К тому же ислам поставил перед арабами общую цель – подчинить неверных новой религии. Все это привело к тому, что первое столетие существования Халифата стало временем почти непрерывных завоеваний.

В каких географических направлениях осуществлялись арабские завоевания? Давайте откроем карту на с. 83.

Запад. Основные противники — Византия, позже королевство вестготов, затем королевство франков. Египет, Тунис, Карфаген. Завоевание Пиренейского полуострова. Затем перешли Пиренеи, и только в 732 году были остановлены в битве при Пуатье, Карл Мартелл.

Север. Основные противники — Византия, позже связанные с Византией гос-ва Закавказья (Армения, Грузия), затем Хазарский каганат. В середине 7 века завоеваны Сирия, Палестина,

Восток. Основные противники — Иран, позже княжества Индии. 652 г. — завершили завоевание Ирана, затем – Средняя Азия, Хива, Бухара. 711— 712 гг. — Афганистан и долина реки Инд.

Давайте подумаем, в чем же причины военных успехов арабов? Здесь следует сказать о сильных сторонах арабов, и о слабостях их противников. Иран, Византия, вестготская Испания – были ослаблены внутренними распрями и взаимной враждой. Недовольное прежними налогами население сопротивлялось редко.

Города предпочитали сдаваться арабам, а не быть захваченными. Арабы, несмотря на свою крайнюю малочисленность, отсутствие осадных и штурмовых приспособлений, тем не менее очень часто добивались добровольной сдачи городов и селений, предлагая им заключить приемлемый договор. Один из первых и наиболее известных договоров был заключен с Дамаском: жителям при условии выплаты подушного налога и обязательства не помогать врагам мусульман гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей, а также защита сдавшихся жителей от всех, кто будет им угрожать. Известны случаи, когда арабы, вынужденные отойти при приближении византийских войск, возвращали жителям уже собранные налоги в связи с невозможностью выполнить обязательства по их защите. Именно щепетильность арабов в соблюдении всех условий договора с Дамаском сделала заключение подобных договоров привлекательным для жителей других городов.

Еще одной сильной стороной арабов был ислам, который давал религиозное оправдание войнам, поскольку они велись во славу Аллаха. Образцовым мусульманином считался воин ислама, готовый к войне с неверными. Вместе с тем этот религиозный фанатизм, поначалу не выливался в религиозные преследования немусульманского населения, особенно христиан и иудеев. Более того, арабские завоевания дают нам массу примеров удивительной для Средневековья религиозной терпимости. Этим во многом объясняется и быстрота завоеваний, и сохранение, несмотря ни на что, относительного единства разнородного Халифата в первые десятилетия его существования.

В середине 8 века арабские завоевания в основном закончились. Бывшие кочевники стали властителями самой большой державы, какую к тому времени знала история.

2 . Расцвет и распад Халифата. От чего зависела прочность такого огромного и разнородного государства? Успехи арабов во многом основывались на хорошо продуманной политике по отношению к побежденным. Но для управления отдельными частями Халифата необходимы были наместники - эмиры, которые со временем стали стремиться к обособлению от власти халифов и контролировать которых было все труднее.

Причины распада? Выступления покоренного населения начались после того, как власти попытались отступить от первоначальных принципов отношений: увеличить налог, взимаемый с христиан, обложить податями церкви и монастыри, начать религиозные преследования христиан. По халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Начался распад халифата.

Какие территории отделились? Сначала отделилась Испания, затем Марокко, Средняя Азия. Какие области остались под властью багдадских халифов? (Аравия, Сирия, Палестина, Египет, Месопотамия, юго-запад Ирана, часть Закавказья). Вскоре багдадские халифы потеряли реальную власть, а в 13 веке монголы вообще изгнали их из Багдада.

Расскажите об арабских школах. При дворе халифов была создана школа переводчиков, сделавших достоянием мусульманского мира сочинения величайших античных мыслителей. Проведенная в Халифате огромная работа по переводу древних текстов на арабский язык сыграла важнейшую роль в сохранении античных знаний, ведь многие произведения античных греков дошли до нас только в арабском переводе.

Какие науки развивались? Отличительной чертой арабской цивилизации было умение не просто усваивать достижения других цивилизаций, а активно развивать их, приспосабливать к своим нуждам.

Самые разные достижения арабской цивилизации позже были востребованы всем человечеством. Вот очень неполный перечень слов и названий, которые вошли в европейские языки, в том числе и в русский, из арабского: тариф, чек, адмирал, арсенал, зенит, лютня, гитара, кофе, алкоголь, эликсир, алгебра, названия звезд (Альдебаран, Альтаир, Бетельгейзе, Вега) и многие другие. Кстати о звездах, у арабов была развита астрономия; велись описания положения звезд на небе, звезды нужны для ориентирования и кочевнику в пустыне, и моряку в океане.

Устройство мечети . Наиболее полное представление об архитектуре и искусстве Халифата дают мечети. В мечети не только молились и проповедовали, но и учили детей, вершили суд, встречались с друзьями. Посмотрите на рис. на с. 78. Внешне мечеть напоминает крепость с глухими стенами. Чем похоже на базилику? Купол и барабан. Так же как и в базилике здесь обычно несколько рядов колонн с арками. Святая святых мечети – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки (а в базилике?).

В мечети мы не увидим икон или фресок с изображением Аллаха. Ислам запрещал изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Посмотрите на рис. на с. 89. Интерьер богато украшен тончайшей резьбой, еще могли быть мозаики и инкрустации. На стенах мечети множество красивых надписей, это знаменитое искусство красивого письма, в котором мусульманский мир не знал себе равных.

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок "Мир ислама" - комбинированный, цель урока - проследить процесс формирования исламского мира, выяснить его особенности, вклад народов Арабского халифата в развитие общемировой культуры. В ходе урока обучающиеся работают над проблемой - особенности государственного устройства и духовного развития мира ислама.Урок "Мир ислама" по учебнику "История. Средние века". Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

Читайте также: