Конспект на тему камерная музыка
Обновлено: 02.07.2024
История возникновения
Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.
До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.
Разновидности коллективов
В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):
- Два участника — дуэт
- Три участника — трио
- Четыре участника — квартет
- Пять участников — квинтет
- Шесть участников — секстет
- Семь участников — септет
- Восемь участников — октет
- Девять участников — нонет
- Десять участников — децимет
Все, что равно или более десяти:
- Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
- Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.
Главное правило численности — не более 25 человек.
Основные отличия
Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.
Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.
Жанры этого направления
Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:
Камерная музыка в наши дни
Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.
В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.
История возникновения
Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.
До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.
Разновидности коллективов
В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):
- Два участника — дуэт
- Три участника — трио
- Четыре участника — квартет
- Пять участников — квинтет
- Шесть участников — секстет
- Семь участников — септет
- Восемь участников — октет
- Девять участников — нонет
- Десять участников — децимет
Все, что равно или более десяти:
- Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
- Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.
Главное правило численности — не более 25 человек.
Основные отличия
Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.
Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.
Жанры этого направления
Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:
Камерная музыка в наши дни
Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.
В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.
Цели и задачи урока:
- систематизировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия музыки эпохи романтизма и авторской песни;
- развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать своё мнение;
- формировать умения и навыки выразительного исполнения песни.
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3. Камерная музыка
Цели и задачи урока:
- систематизировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия музыки эпохи романтизма и авторской песни;
- развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать своё мнение;
- формировать умения и навыки выразительного исполнения песни.
1. Мотивация. Введение в тему
2. Целеполагание
На этом уроке вы узнаете:
что такое камерная музыка;
как развивался жанр песни-романса и достиг своего расцвета в эпоху романтизма;
Вы научитесь:
вычленять роль мелодии и фортепианного сопровождения в создании целостного образа песни-романса;
определять музыкальную форму (трёхчастную, куплетную) в вокальных миниатюрах Шуберта.
дать характеристики особенностям мелодий, фортепианного сопровождения в песнях Шуберта;
увидеть эволюцию художественных образов в творчестве Ф. Шуберта.
Ключевые слова:
Камерная музыка, песня-романс, вокальный цикл, романтизм, музыкальная драматургия.
3. Работа по теме урока
В европейских странах в прошлые столетия наиболее значительные музыкальные произведения звучали в церкви. Это была духовная музыка, обращённая к Богу. Предназначалась она для сосредоточенной и строгой молитвы.
Совсем другая музыка звучала во дворцах вельмож, аристократических домах. Лёгкая, приятная на слух, она наполняла нарядные комнаты мелодичным звучанием, украшала жизнь благородных господ. От латинского слова camera – комната – и произошло это название – камерная музыка.
Относительно небольшой размер помещений повлиял и на состав исполнителей, и на образный строй музыкальных произведений. Ансамбль из нескольких музыкантов звучал негромко, деликатно, и потому мог передать самые тонкие нюансы настроений, эмоций и чувств.
Исполнение небольших камерных вокальных или инструментальных сочинений изначально предполагало довольно узкий круг слушателей. Но практика светского музицирования со временем менялась. С XIX века камерные произведения стали исполнять в концертных залах. Количество слушателей увеличилось, но особая душевная чуткость, доверительный тон музыкального высказывания сохранился.
Именно с камерными музыкальными жанрами связано, в первую очередь, творчество австрийского композитора Франца Шуберта.
Франц Шуберт (1797 – 1828). Австрия, романтизм
Фортепианные миниатюры, песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано составляют значительную часть его творческого наследия.
Шуберт сочинил более шестисот песен! Они звучат проникновенно, искренне, словно мы слышим музыкальное повествование от первого лица. Через мысли и чувства воображаемых героев этих небольших лирических миниатюр композитор выразил своё отношение к жизни, людям, окружающей действительности.
Интерес к внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям – самая важная черта романтизма. И, конечно, главной для романтического искусства стала тема любви со всем богатством её оттенков – то радостных, то печальных; тревожных, взволнованных или трогательно нежных…
Одинокий художник любит, страдает, и потому нигде не находит себе места – он вечный странник и вынужден скитаться, доверяя свои мечты и тайны лишь силам природы.
1. В путь
2. Куда?
3. Стой!
4. Благодарность ручью
5. Праздничный вечер
6. Желание знать
7. Нетерпение
8. Утренний привет
9. Цветы мельника
10. Дождь слёз
11. Моя!
12. Пауза
13. С зелёной лентой лютни
14. Охотник
15. Ревность и гордость
16. Любимый цвет
17. Злой цвет
18. Засохшие цветы
19. Мельник и ручей
20. Колыбельная ручья
Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках своей судьбы. Устроившись на мельницу, он находит не только работу, но и первую любовь. Дочь хозяина – прекрасная мельничиха. Ей он готов отдать весь пыл своего нежного сердца. Но первое и искреннее чувство юноши безответно. Красавице милее смелый и отважный охотник. Ревность и горе переполняют сердце влюблённого, а единственным верным другом остаётся лесной ручей. Его светлые воды станут утешением для романтического героя.
На печальные вопросы мельника тихой просветлённой речью отвечает ручей. Два персонажа музыкально противопоставляются. Песня написана в трёхчастной форме, со сменой лада: минор-мажор-минор.
1. Спокойно спи
2. Флюгер
3. Застывшие слёзы
4. Оцепенение
5. Липа
6. Водный поток
7. У ручья
8. Воспоминание
9. Блуждающий огонёк
10. Отдых
11. Весенний сон
12. Одиночество
13. Почта
14.Седины
15. Ворон
16. Последняя надежда
17. В деревне
18. Бурное утро
19. Обман
20. Путевой столб
21. Постоялый двор
22. Бодрость
23. Ложные солнца
24. Шарманщик
4. Словарь музыкальных терминов к уроку
Камерная музыка - (camera по-итальянски - комната), предназначена для исполнения в комнате, музыка домашняя. Камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей – сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях. Со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, но старое название сохранилось.
Вокальный цикл — цикл романсов или песен, объединённых общей идеей, а также музыкальным тематизмом.
6. Рефлексия. Итог
- В каком веке камерная музыка достигла своего расцвета?
- К какому виду музыкального искусства относится камерная музыка: театральная музыка, религиозная музыка, светская музыка.
- К музыке какого стиля относятся вокальные циклы Ф. Шуберта? Выберите правильный вариант ответа: Классицизм. Барокко. Романтизм.
- Какие произведения мы слушали на сегодняшнем уроке?
- Что объединяет два вокальных цикла Ф. Шуберта? Выберите правильный вариант ответа: Один герой. Одна тональность. Одно время года.
- Какую роль играет фортепианная партия в песнях Ф. Шуберта?
- Носит изобразительный характер.
7. Домашнее задание
Выполните задания и ответьте на вопросы (письменно):
Какие из следующих музыкальных жанров можно отнести к камерной музыке?
2) Расположите название песен одного из циклов Шуберта в правильной последовательности:
4) Какое слово пропущено:
Одной из самых важных тем романтического искусства становится тема __________со всем богатством её оттенков, которая переплетается с темой одиночества и с темой природы.
5) Какое слово пропущено:
Место ________ в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена.
Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.
- Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;
- Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, Н.Паганини, Ф.Шуберта;
- Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
- Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.
- Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
- Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
- Формирование музыкального вкуса;
- Развивать вокально-хоровые навыки;
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: ноутбук, синтезатор, проектор, экран.
I. Организационный момент. Презентация. Слайд 1(Тема урока)
Учащиеся входят в класс. Приветствие.
Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка? (Слайд 2)
Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?
Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…
Учитель: Правильно. Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната) написана для небольших инструментальных ансамблей или солирующих инструментов, предназначена для исполнения в небольшом помещении.
Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. (Слайд 3)
- серенада;
- каприс;
- ноктюрн;
- фуга;
- баллада
- прелюдия;
- этюд;
- баркарола;
- романс;
- соната;
Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры. (на творческую работу отводится 2 минуты)
Учитель: Проверим ваши ответы . Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.
Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.
Учитель: А во второй?
Ученики: Все. Некоторые жанры написаны и в 1 и во 2 столбике т.к. их можно отнести как к вокальным, так и к инструментальным.
Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?
Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция. (Слайд 4)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
Учитель: А что такое этюд?
Ученики: Эта пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте.
Учитель: Прослушаем фрагмент следующего произведения. (слайд 6).
Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?
- Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
- Что нового Вы услышали в этой пьесе?
- В какой форме написана транскрипция?
Слушание и обсуждение
3. Беседа по теме урока (Слайд 7,8)
4. Слушание и обсуждение (Слайд 9)
Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?
Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.
Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?
Ученики: Каприс – это произведение изысканное и виртуозное.
Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?
Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива. Изложение блестящее.
Учитель: В какой форме написано это сочинение?
Ученики: В форме вариаций.
Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?
Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.
IV. Домашнее задание
V. Работа по теме урока (продолжение)
1. Беседа по теме урока
2. Слушание и обсуждение (Слайд 11)
Учитель: Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Слайд 12)
Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?
Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.
Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание). (Слайд 13)
Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?
Учитель: Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?
Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.
Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.
VI. Работа над песней.
Наиболее развитая инструментальная форма камерной музыки - циклическая соната (в XVII-XVIII веках - трио-соната, сольная соната без сопровождения или с сопровождением бассо континуо; классические образцы - у А. Корелли, И. С. Баха). Во 2-й половине XVIII века у Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались жанры классической сонаты (сольной и ансамблевой), трио, квартета, квинтета (одновременно с типизацией исполнительских составов), установилась определённая связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для которого она предназначена (ранее допускалось исполнение одного и того же сочинения разными составами инструментов). Для инструментального ансамбля (смычкового квартета) в 1-й половине XIX века сочиняли Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и многие др. композиторы. Во 2-й половине XIX века выдающиеся образцы камерной музыки создали И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак, в XX веке - К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток и др.
Читайте также:
- Разработка конспекта урока технологии по опорной схеме доклад
- Конспект уроку 4 клас транспорт і шляхи сполучення міста
- Модели управления проектами 10 класс презентация и конспект
- Конспект по легоконструированию лев
- Конспект педагогического совета организация дистанционного обучения дистанционной поддержки для доу