Конспект на тему камерная музыка

Обновлено: 02.07.2024

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

Два участника — дуэт

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерная вокальная музыка

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

- систематизировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия музыки эпохи романтизма и авторской песни;

- развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать своё мнение;

- формировать умения и навыки выразительного исполнения песни.

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. Камерная музыка

Цели и задачи урока:

- систематизировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия музыки эпохи романтизма и авторской песни;

- развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать своё мнение;

- формировать умения и навыки выразительного исполнения песни.

1. Мотивация. Введение в тему

2. Целеполагание

На этом уроке вы узнаете:

что такое камерная музыка;

как развивался жанр песни-романса и достиг своего расцвета в эпоху романтизма;

Вы научитесь:

вычленять роль мелодии и фортепианного сопровождения в создании целостного образа песни-романса;

определять музыкальную форму (трёхчастную, куплетную) в вокальных миниатюрах Шуберта.

дать характеристики особенностям мелодий, фортепианного сопровождения в песнях Шуберта;

увидеть эволюцию художественных образов в творчестве Ф. Шуберта.

Ключевые слова:

Камерная музыка, песня-романс, вокальный цикл, романтизм, музыкальная драматургия.

3. Работа по теме урока

В европейских странах в прошлые столетия наиболее значительные музыкальные произведения звучали в церкви. Это была духовная музыка, обращённая к Богу. Предназначалась она для сосредоточенной и строгой молитвы.

Совсем другая музыка звучала во дворцах вельмож, аристократических домах. Лёгкая, приятная на слух, она наполняла нарядные комнаты мелодичным звучанием, украшала жизнь благородных господ. От латинского слова camera – комната – и произошло это название – камерная музыка.

Относительно небольшой размер помещений повлиял и на состав исполнителей, и на образный строй музыкальных произведений. Ансамбль из нескольких музыкантов звучал негромко, деликатно, и потому мог передать самые тонкие нюансы настроений, эмоций и чувств.

Исполнение небольших камерных вокальных или инструментальных сочинений изначально предполагало довольно узкий круг слушателей. Но практика светского музицирования со временем менялась. С XIX века камерные произведения стали исполнять в концертных залах. Количество слушателей увеличилось, но особая душевная чуткость, доверительный тон музыкального высказывания сохранился.

Именно с камерными музыкальными жанрами связано, в первую очередь, творчество австрийского композитора Франца Шуберта.


Франц Шуберт (1797 – 1828). Австрия, романтизм

Фортепианные миниатюры, песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано составляют значительную часть его творческого наследия.

Шуберт сочинил более шестисот песен! Они звучат проникновенно, искренне, словно мы слышим музыкальное повествование от первого лица. Через мысли и чувства воображаемых героев этих небольших лирических миниатюр композитор выразил своё отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

Интерес к внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям – самая важная черта романтизма. И, конечно, главной для романтического искусства стала тема любви со всем богатством её оттенков – то радостных, то печальных; тревожных, взволнованных или трогательно нежных…

Одинокий художник любит, страдает, и потому нигде не находит себе места – он вечный странник и вынужден скитаться, доверяя свои мечты и тайны лишь силам природы.

1. В путь
2. Куда?
3. Стой!
4. Благодарность ручью
5. Праздничный вечер
6. Желание знать
7. Нетерпение
8. Утренний привет
9. Цветы мельника
10. Дождь слёз
11. Моя!
12. Пауза
13. С зелёной лентой лютни
14. Охотник
15. Ревность и гордость
16. Любимый цвет
17. Злой цвет
18. Засохшие цветы
19. Мельник и ручей
20. Колыбельная ручья

Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках своей судьбы. Устроившись на мельницу, он находит не только работу, но и первую любовь. Дочь хозяина – прекрасная мельничиха. Ей он готов отдать весь пыл своего нежного сердца. Но первое и искреннее чувство юноши безответно. Красавице милее смелый и отважный охотник. Ревность и горе переполняют сердце влюблённого, а единственным верным другом остаётся лесной ручей. Его светлые воды станут утешением для романтического героя.

На печальные вопросы мельника тихой просветлённой речью отвечает ручей. Два персонажа музыкально противопоставляются. Песня написана в трёхчастной форме, со сменой лада: минор-мажор-минор.

1. Спокойно спи
2. Флюгер
3. Застывшие слёзы
4. Оцепенение
5. Липа
6. Водный поток
7. У ручья
8. Воспоминание
9. Блуждающий огонёк
10. Отдых
11. Весенний сон
12. Одиночество
13. Почта
14.Седины
15. Ворон
16. Последняя надежда
17. В деревне
18. Бурное утро
19. Обман
20. Путевой столб
21. Постоялый двор
22. Бодрость
23. Ложные солнца
24. Шарманщик

4. Словарь музыкальных терминов к уроку

Камерная музыка - (camera по-итальянски - комната), предназначена для исполнения в комнате, музыка домашняя. Камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей – сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях. Со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, но старое название сохранилось.

Вокальный цикл — цикл романсов или песен, объединённых общей идеей, а также музыкальным тематизмом.

6. Рефлексия. Итог

- В каком веке камерная музыка достигла своего расцвета?

- К какому виду музыкального искусства относится камерная музыка: театральная музыка, религиозная музыка, светская музыка.

- К музыке какого стиля относятся вокальные циклы Ф. Шуберта? Выберите правильный вариант ответа: Классицизм. Барокко. Романтизм.

- Какие произведения мы слушали на сегодняшнем уроке?

- Что объединяет два вокальных цикла Ф. Шуберта? Выберите правильный вариант ответа: Один герой. Одна тональность. Одно время года.

- Какую роль играет фортепианная партия в песнях Ф. Шуберта?

- Носит изобразительный характер.

7. Домашнее задание

Выполните задания и ответьте на вопросы (письменно):

Какие из следующих музыкальных жанров можно отнести к камерной музыке?

2) Расположите название песен одного из циклов Шуберта в правильной последовательности:

4) Какое слово пропущено:

Одной из самых важных тем романтического искусства становится тема __________со всем богатством её оттенков, которая переплетается с темой одиночества и с темой природы.

5) Какое слово пропущено:

Место ________ в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена.

Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.

  • Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, Н.Паганини, Ф.Шуберта;
  • Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
  • Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.
  • Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  • Формирование музыкального вкуса;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: ноутбук, синтезатор, проектор, экран.

I. Организационный момент. Презентация. Слайд 1(Тема урока)

Учащиеся входят в класс. Приветствие.

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка? (Слайд 2)

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Правильно. Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната) написана для небольших инструментальных ансамблей или солирующих инструментов, предназначена для исполнения в небольшом помещении.

Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. (Слайд 3)

  • серенада;
  • каприс;
  • ноктюрн;
  • фуга;
  • баллада
  • прелюдия;
  • этюд;
  • баркарола;
  • романс;
  • соната;

Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры. (на творческую работу отводится 2 минуты)

Учитель: Проверим ваши ответы . Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.

Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.

Учитель: А во второй?

Ученики: Все. Некоторые жанры написаны и в 1 и во 2 столбике т.к. их можно отнести как к вокальным, так и к инструментальным.

Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?

Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция. (Слайд 4)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: А что такое этюд?

Ученики: Эта пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте.

Учитель: Прослушаем фрагмент следующего произведения. (слайд 6).

Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?

  • Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
  • Что нового Вы услышали в этой пьесе?
  • В какой форме написана транскрипция?

Слушание и обсуждение

3. Беседа по теме урока (Слайд 7,8)

4. Слушание и обсуждение (Слайд 9)

Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?

Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.

Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?

Ученики: Каприс – это произведение изысканное и виртуозное.

Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?

Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива. Изложение блестящее.

Учитель: В какой форме написано это сочинение?

Ученики: В форме вариаций.

Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?

Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.

IV. Домашнее задание

V. Работа по теме урока (продолжение)

1. Беседа по теме урока

2. Слушание и обсуждение (Слайд 11)

Учитель: Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Слайд 12)

Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?

Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.

Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание). (Слайд 13)

Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?

Учитель: Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?

Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.

Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.

VI. Работа над песней.

Наи­бо­лее раз­ви­тая ин­ст­ру­мен­таль­ная фор­ма камерной музыки - цик­лическая со­на­та (в XVII-XVIII веках - трио-со­на­та, соль­ная со­на­та без со­про­во­ж­де­ния или с со­про­во­ж­де­ни­ем бас­со кон­ти­нуо; клас­сические об­раз­цы - у А. Ко­рел­ли, И. С. Ба­ха). Во 2-й половине XVIII века у Й. Гайд­на, К. Дит­терс­дор­фа, Л. Бок­ке­ри­ни, В. А. Мо­цар­та сфор­ми­ро­ва­лись жан­ры клас­сической со­на­ты (соль­ной и ан­самб­ле­вой), трио, квар­те­та, квин­те­та (од­но­вре­мен­но с ти­пи­за­ци­ей ис­пол­ни­тель­ских со­ста­вов), ус­та­но­ви­лась оп­ре­де­лён­ная связь ме­ж­ду ха­рак­те­ром из­ло­же­ния ка­ж­дой пар­тии и воз­мож­но­стя­ми ин­ст­ру­мен­та, для ко­то­ро­го она пред­на­зна­че­на (ра­нее до­пус­ка­лось ис­пол­не­ние од­но­го и то­го же со­чи­не­ния раз­ны­ми со­ста­ва­ми ин­ст­ру­мен­тов). Для ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (смыч­ко­во­го квар­те­та) в 1-й половине XIX века со­чи­ня­ли Л. ван Бет­хо­вен, Ф. Шу­берт, Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман и многие др. ком­по­зи­то­ры. Во 2-й половине XIX века вы­да­ю­щие­ся об­раз­цы камерной музыки соз­да­ли И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сме­та­на, А. Двор­жак, в XX веке - К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, П. Хин­де­мит, Л. Яначек­, Б. Бар­ток и др.

Читайте также: