Конспект логопедического занятия чередование гласных в корнях бир бер

Обновлено: 03.07.2024

В 4 классе (и то – не по всем программам) изучаются корни с чередующимися гласными –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -ГАР-//-ГОР-, -БИР-//-БЕР-, -РАСТ-//-РОС-. Правописание безударных гласных в этих корнях не проверяется с помощью ударения. Тема корней с чередующимися безударными гласными детально изучается в 5-6 классах, но и дети,
и взрослые часто допускают в них ошибки.

Я писала о каждой группе корней отдельную статью, ссылочки оставлю.

Сегодня поговорим о корнях –БИР-//-БЕР-.

В корнях –БИР-//-БЕР- пишется буква И , если за корнем следует суффикс -А-, а если его нет, то пишется буква Е. Например: из бир ать, из бир атель, из бир ательный — изберу, изберёшь, изберут; за бир ать — заберу, заберёшь, заберём, заберет; от бир ать — отберу, отберёшь, отберём, отберут; при бир ать — приберу, приберёте, приберём; со бир ать, со бир атель, со бир ательный — соберу, соберёшь, соберут.

Почти все внимательные ученики замечают: если в слове есть сочетание ИРА , то в корне будет И.

Для закрепления правила можно дать задание - вставить пропущенные буквы в словах: выб.рать продукты, выб.рет арбуз, заб.рать с собой, заб.рёте вещи, заб.раться наверх; изб.рать депутатов, изб.ратель, отб.рать материал, наб.ру воды, переб.рать монеты, переб.рём овощи, приб.рать в доме, приб.рёт в гостиной, соб.рать ягоды, наб.рёте грибов, соб.раться в поездку, уб.рать на кухне.

Этому же правилу (в корне пишется буква И , если за корнем следует суффикс –А) подчиняются и другие корни, но они не изучаются в начальных классах: мер//мир, пер//пир, тер//тир, дер//дир, блест//блист, жег//жиг, стел//стил, чет//чит, леп//лип

освоение способа действия при выборе гласных е – и в корнях с чередованием.

7 . Задачи урока:

Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) дать возможность научиться способам действия при выборе орфограммы е-и, формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

а) формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;

б) в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь; умение сравнивать предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы.

в) развивать внимание, память, логическое мышление;

г) активизировать познавательную деятельности учащихся.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

8. Планируемые результаты:

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

9. Основные понятия : орфограмма, чередование, чередующиеся гласные.

10. Оборудование урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Орфографическая диктовка. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

Зáросли кустов; молодой росток; сращение костей, излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; гул нарастает.

- Что вы знаете о корнях, которые выделены в словах?

- Как они называются?

- Каковы условия выбора гласных в этих корнях?

3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.

Разберу - разбирать, деру - задирать, вычет - вычитать, замерло - замирать, выжегший - выжигать, вымереть - вымирать, оттереть - оттирать, блестит - блистал.

- Разберите слова по составу.

- Что вы скажете о корнях, которые мы выделили? Как мы их можем назвать? Какова тема нашего урока? Цель?

От чего зависит написание буквы в корне? (Учащиеся приходят к выводу, что написание буквы зависит от наличия за корнем суффикса –а- или его отсутствия.)

- Попробуйте сформулировать правило.

- Проверим свои предположения. Что нам поможет? Откройте правило на стр. 217.

- Составление алгоритма (работа в группах по рядам).

1.Выделяем корень с чередованием.

2.Находим и выделяем суффикс А

3.Если есть суффикс А, то в корне пишем И, если его нет, то пишем Е .

4. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

5. Реализация построенного проекта. Работа по алгоритму у доски по цепочке.

Блестеть – блистать, вытереть – вытирать, запереть – запирать, расстелить – расстилать, раздеру – раздирать, замереть – замирать.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

-упр. 611 (работа в парах) Вспомним правила работы в парах (выслушиваем говорящего, не перебиваем. Учитываем мнения другого, приходим к общему мнению).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с перфокартой.

8. Домашнее задание (по уровням)

1) п. 75, правило, алгоритм;

2)упр. 612,613 (для слабых), написать сочинение-миниатюру о своих домашних делах, используя гласные с корнями –бер- - -бир-, –дер- - -дир, –пер- - -пир-, –мер- - -мир-, –стел- - -стил- (для сильных)

Сегодня у нас необычный урок. Мы пойдём в гости. Один сказочный герой даёт именно такой совет.

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро…

Закончите, пожалуйста, это четверостишие. (Ответы детей.)

Какой сказочный герой придерживался такого мнения? (Ответы детей.)

II. Проблемная ситуация, наблюдение, исследование проблемы.

В это утро Винни Пух изменил привычке и не пошёл в гости. После инцидента у Кролика медвежонок сидел на диете. Но он не хотел, чтобы друзья думали, что он о них забыл. И написал Винни Пух тёплые письма всем, а сорока их разнесла.

У голубого озера,
Где синяя вода,
Жил ослик грустный-грустный.
Зовут его ИА.

Ослик ИА получил самое длинное и поэтичное послание. (слайд 2)

Ослик сначала посмеялся, а потом загрустил ещё больше: ведь его друг Вини Пух допустил много ошибок. Вот этот текст, но там, где Вини Пух ошибся – буква пропущена.

Здравствуй, ослик ИА!

Давно соб_раюсь к тебе. Зап_раю бл_стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст_лает тропинку. Но вот забл_стели первые лучи солнышка. Они заж_гают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Клочки тумана соб_рутся, прим_ряясь к прохладным низинкам, опираясь на травинки. Бл_стательная картина!

Ослик не любил покидать своё любимое место отдыха. Но на этот раз он даже не стал сомневаться. Он твёрдо уверен: именно сегодня без него ученики лесной школы не запомнят очень важное правило о правописании гласных Е-И в некоторых корнях.

Мечтает быть полезным
Ребятам иногда.
И вот пришёл он в школу,
Чтоб помнили всегда: (слайд 3)
Есть странные корни,
Есть важные корни.
Его(!) как зовут – не забыть!
Его зовут несложно;
Ошибок невозможно
Теперь уж допустить.

Взял с собой он только карточки, где написаны корни с чередующимися гласными Е-И:

бер-бир,
блест-блист,
дер-дир,
жег-жиг,
мер-мир,
пер-пир,
стел-стил,
тер-тир,
чет-чит.

Ослик ИА очень торопился и успел-таки к началу урока русского языка в лесной школе. Все зверята несказанно обрадовались ослику, а когда узнали, зачем он пришёл – их восторгу не было конца и краю. Оказалось, что у ослика ИА не простое имя, а волшебное.

Длинное и скучное правило с вышеперечисленными корнями можно выразить в одном имени: ИА. Каким образом? Послушайте и постарайтесь помочь закончить фразу. (слайд 4)

Запомните дети
Вы правила эти,
А можно лишь имя одно:
ИА ведь волшебник,
ИА – не бездельник.
Принёс вам он правило.
Вот же оно!
Если есть суффикс А,
В корне И пиши всегда.

III. Закрепление изученного.

1 задание. Списать письмо Вини пуха, выделить корень, подчеркнуть вставленную гласную. (слайд 5) Объясните написание именно этой гласной.

2 задание. Вставьте пропущенные гласные в словах теста (можно на время). (слайды 7-19).

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности,

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,

- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,

- умение графически обозначать изученную орфограмму,

- формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

Технологическая карта урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках!

-Сформулируйте мораль данной притчи.

-Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке

Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Читайте также: