Монохромная гамма план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Тональное (светотеневое) решение натюрморта.

Предмет: Живопись. 2 курс. Натюрморт. 2 часа.

Цель урока: Выполнить этюд несложной постановки в 2-х вариантах (цветном и монохромном).

  1. Научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее.
  2. Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам.
  • бумага (формат А3),
  • карандаш,
  • ластик,
  • краски акварельные,
  • кисть,
  • палитра.
  • методические таблицы,
  • постановка,
  • репродукции картин,
  • образцы работ учащихся.
  1. Организационный момент.
  2. Практическая работа учащихся (этюд постановки в цвете).
  3. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
  4. Практическая работа учащихся (монохромный этюд).
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Приветствие, организация рабочего места учащихся.

  • по светлоте;
  • по насыщенности;
  • по контрасту (тональному и цветовому)

Привести примеры работ, где проявляются эти особенности.

Новый термин. Техника “Гризайль” в живописи.

4. Практическая работа: выполнить тот же этюд в черно-белой гамме.

5. Просмотр и обсуждение работ: как помогает монохромная техника выявить светотень и объем предметов в постановке?

Подведение итогов урока, постановка задачи выполнения следующего натюрморта в технике “Гризайль”.

План-конспект урока “Тональное решение натюрморта”

Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования.

На этом занятии мы выполним два этюда несложной постановки. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых наброска предметов постановки. Это эскизная зарисовка, поэтому построение приблизительное, рисуем быстро.

Проверить, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы. При необходимости (для экономии времени) учитель может помочь правильно разместить предметы постановки на листе, показать, как быстро сделать набросок.

Самостоятельная работа. На левой половине листа ученики выполняют быстрый этюд в цвете. Анализируем возникшие трудности: не всегда удается правильно передать объем предметов, драпировок; в некоторых местах предметы сливаются с фоном.

Давайте рассмотрим особенности восприятия цвета в живописной постановке.

I. Прежде всего, мы оцениваем качество отдельного цветового тона, т. е. положение его на цветовом круге (теплый или холодный, градации оттенков того или иного цвета спектра).

Допустим, цвет мы определили и подобрали на палитре. Достаточно ли этого для светотеневого решения постановки? Разберем особенности восприятия какого-либо цветового оттенка:

II. Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.


III. Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.


Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета.


IV. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением: восприятие отдельного цветового тона зависит от взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет цветовой и тональный (светотеневой) контраст.


Примеры цветового контраста: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами.


Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, выполним наш натюрморт в технике “Гризайль”.

Гризайль (от франц. gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.

Выполним на правой половине листа этюд нашей постановки в монохромной гамме. Цель: выявить объем предметов, светотеневые градации.

Самостоятельная работа учащихся, лучше выбрать черно-белую гамму для удобства сравнения с цветовым эскизом.

Теперь у нас перед глазами цветовое и монохромное решение постановки: что можно доработать в цветовом решении? Усилить тон в теневых областях, уменьшив при этом цветовую насыщенность; при необходимости ослабить тон в освещенных местах.

Итак, подведем итог нашего урока. Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи. Вы познакомились с новым термином “Гризайль” и выполнили задание в этой технике живописи.

В работе над следующими живописными натюрмортами вам будет легче верно определить отношения света и тени. А также мы выполним натюрморт в технике “Гризайль”, которая очень интересна и эффектна в исполнении.


Цель урока: Выполнить этюд несложного пейзажа.
Задачи:
1.Научить ставить задачу тонального решения в живописи и выполнять ее.
2.Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи.
3.Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам.

Оборудование для учащихся:
бумага акварельная А 4 (делится на 4 части), карандаш, ластик, кофе, сахар-песок, кисти, салфетки, кусочек синтепона.

Оборудование для учителя:
•методические таблицы,
•интерактивная доска или экран, компьютер, проектор,
•презентация,
•репродукции картин,
•образцы работ учащихся.

План урока:
1.Организационный момент.
2.Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
3.Практическая работа учащихся (монохромный пейзаж).
4.Подведение итогов урока.



Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением.

Новый термин. Техника “Гризайль” в живописи.
Гризайль (от франц. gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.
Очень интересно писать гризайлью, особенно кофейным раствором на бумаге. Первые эксперименты с кофе на бумаге появились в 2010 году. Экспериментировать кофе с добавлением какао, цикория, ванили, корицы, сахара очень интересно. Также сочетается кофе с акварелью.
Сегодня мы сделаем этот маленький мастер-класс по кофейным рисункам, чтобы любой желающий смог попробовать создать свою ароматную сказку. Это не сложно: понадобится кофе, кисти, качественная акварельная бумага, чистая вода, салфетки.
Во-первых, нужно подготовить кофейный раствор для рисования. Берем растворимый гранулированный кофе (важно, что не самый дешёвый) и добавляем столько воды, чтобы получилась сметанообразная масса. Обязательно даем время отстояться, тогда раствор становится однородно-глянцево-сиропный безо всяких пузырьков и нерастворённых гранул.
Кисти подойдут синтетические круглые и овальные, тоненькие (№2, 4) и крупнее (№ 8, например). Натуральные круглые кисти тоже можно использовать.
Бумага - материал, на котором экономить, точно не стоит. Плотность акварельной бумаги должна быть 270-300 г/м 2 (обычная бумага для рисования - не подойдёт). Вода нужна для регулировки тона. Если требуется тёмный оттенок - берём кофейный раствор в чистом виде, если требуется более светлый тон - разбавляем водой. Получается чудесная растяжка по цвету.
Салфетки пригодятся, чтобы излишек влаги с кистей и для промокания.



Мастер-класс
Итак, материалы готовы. Приступаем. Сначала фон. Бумагу увлажняем чистой водой, а затем широкой кистью или кусочком синтепона наносим кофе, довольно равномерно. Теперь очередь сахара. Берём щепотку сахарных крупинок и посыпаем влажный фон. Вроде бы ничего не происходит, но нужно просто подождать, и вы увидите звёздочки и крапинки.


Немного подождём, пока фон чуть подсохнет. Теперь в самых общих чертах, пятнами, обозначаем композицию картины. Работу ведем поэтапно: от светлого к тёмному, от общего к частному. Всё больше деталей и насыщенности тоном.
Последняя прорисовка идёт тонкой кистью по высохшему рисунку. Для получения светлых бликов можно использовать ещё такой ход: на кофейность сверху капнуть воду и быстро промокнуть салфеткой - останется светлое пятнышко.
После подготовки фона пора рисовать бабочку. Лёгкий карандашный рисунок вполне имеет право на существование. Берем влажную кисть, и водой немного вымываю силуэт бабочки. Затем отрываем кусочки салфетки, и приклеиваем их по низу рисунка просто на влажный фон, т.е. безо всякого клея. А затем эти пятнышки смачиваем насыщенным раствором кофе. Они получаются очень тёмными (но не липкими) и немного объёмными.

Теперь маленькой кисточкой прорисовываем рисунок, понемногу, не торопясь, добавляем цветочки и прочие мелочи рисунка. Травинки тоже есть, рисуем и их. Если трудно рисовать по памяти, то активно пользуем репродукции. Напоследок добавляем силуэты бабочек на заднем плане. Их просто "вымываем" водой из фона. Картинку можно вставить в раму под стекло.

Подведем итог нашего урока.
-Вот какие рисунки у нас появились!
Просмотр и обсуждение работ.
Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного пейзажа. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи. Вы познакомились с новым термином “Гризайль” и выполнили задание в технике кофе.

Оценить 471 0

Конспект зачетного урока

по ЖИВОПИСИ во 2 классе ОБЩ. ИЗО 3 года обучения.

Дата: 17.11.2016

Преподаватель: Гусар Ю.В.

(возраст учащихся 15-16 лет)

Предмет: Живопись.

Цель урока: Выполнить этюд несложной постановки в 2-х вариантах (по черному фону и монохромном цветовом решении).

1. Научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее.

2. Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи.

3. Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам.

Оборудование для учащихся:

•бумага (формат А2),

•краски акварельные, гуашь

Оборудование для учителя:

•образцы работ учащихся.

Организационный момент. 1 мин.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. 20 мин.

Беседа о тоне в гризайли, о теплохолодности в гризайли. 5 мин.

Объяснение особенностей задания. 10 мин.

Практическая работа учащихся (этюд постановки в цвете).

Подведение итогов урока.

Организационный момент. Приветствие, организация рабочего места учащихся.

2. Выполнение подготовительного рисунка под живопись. Работа выполняется на акварельной бумаге форматом А3. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

3. Беседа о тоне в гризайли, о тепло холодности в гризайли, объяснение

Гризайль — это один из видов живописи, который выполняется в разных тонах одного цвета. Кроме того, техника гризайль используется для создания рисованных барельефов, а также других архитектурных и скульптурных элементов. Интересно, что в технике гризайль принято учитывать только тон предмета, а вот цвет совершенно не имеет никакого значения.

Сегодня художники могут использовать для гризайли любой цвет, который сможет передать задумку автора. Например, гризайль может быть коричневой, серой или сиреневой.

В современной живописи гризайль часто используют для изучения тепло холодности в учебных постановках, для этого применяют два цвета в акварельной живописи – коричневый и черный, и добавляют белила для рисования гуашью.

- Каким другим понятием его можно заменить? (Гризайль)

- Гризайлью называется не только живопись серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т.п.)

Объяснение особенности восприятия цвета:

•по контрасту (тональному и цветовому)

Привести примеры работ, где проявляются эти особенности.

Новый термин. Техника “Гризайль” в живописи.

4. Практическая работа: выполнить тот же этюд по черному фону.

5. Просмотр и обсуждение работ: как помогает монохромная техника выявить светотень и объем предметов в постановке?

Подведение итогов урока, постановка задачи выполнения следующего натюрморта в технике “Гризайль”.

Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, освещения не отвлекаясь на поиски подходящих цветов.

Именно правильно подобранный по светлоте и тепло – холодности оттенок позволит вам сделать живопись объемной и пространственной.

Объяснение особенностей задания. Какой из вариантов живописи в технике гризайль выпо лним на уроке? У нас на уроке это картины, написанные всего тремя цветами. Выразительность достигается за счет тепло холодности полутонов, света и тени. Коричневый цвет дает все теплые оттенки. Черный и белый цвета – холодные оттенки. Добавление в коричневую краску белой и черной красок в различных пропорциях и будет давать разную степень тепло холодности предметов.

При выполнении задания учитывать – натюрморт с искусственным освещением свет будет теплым (коричневые оттенки), а тени и полутени холодными (оттенки черного цвета), в рефлексах будет присутствовать некоторое количество теплого оттенка. На начальном этапе изучения техники гризайль всю работу над натюрмортом проще всего разбить на два этапа. Первый этап – написание фона с учетом тепло холодности пространства. Второй этап – написание предметов с учетом тепло холодности освещения и добавление падающих теней. (Объяснение задания сопровождается педагогическим показом выполнения задания).

Самостоятельное выполнение задания. Передача тепло холодности предметов с выявлением их тона (светлоты). Последовательность ведения работы. Углубление знаний на понимание учащимися тонального решения натюрморта и его колористического решения.

Проверка выполненной работы с обсуждением. Для проверки выполненной работы выставить или расположить на полу все планшеты возле натюрморта. Напомнить задачи для выполнения данного натюрморта: компоновка в формате, пропорции предметов, построение предметов, передача тона предметов и главное – передача тепло холодности всего натюрморта. Сначала отметить успешные моменты в работах, потом ошибки в работах и только на основе этого назвать оценки с объяснением ошибок каждой конкретной работы.

- Мы с вами будем выполнять гризайль в холодной гамме и белилами.

План-конспект урока “ Тональное решение натюрморта”

Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками или бумажным скотчем закреплена бумага формата А2 (горизонтально, вертикально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, гуашь, кисти, палитра, вода для рисования.

Эскизная зарисовка, поэтому построение приблизительное, рисуем быстро.

Проверить, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы. При необходимости (для экономии времени) учитель может помочь правильно разместить предметы постановки на листе, показать, как быстро сделать набросок.

Самостоятельная работа. Анализируем возникшие трудности: не всегда удается правильно передать объем предметов, драпировок; в некоторых местах предметы сливаются с фоном.

Давайте рассмотрим особенности восприятия цвета в живописной постановке.

I. Прежде всего, мы оцениваем качество отдельного цветового тона, т. е. положение его на цветовом круге (теплый или холодный, градации оттенков того или иного цвета спектра).

Допустим, цвет мы определили и подобрали на палитре. Достаточно ли этого для светотеневого решения постановки? Разберем особенности восприятия какого-либо цветового оттенка:

II. Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.

III. Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.

Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета.

IV. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением: восприятие отдельного цветового тона зависит от взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет цветовой и тональный (светотеневой) контраст.

Примеры цветового контраста: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами.

Итак, подведем итог нашего урока. Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи. Вы познакомились с новым термином “Гризайль” и выполнили задание в этой технике живописи.

В работе над следующими живописными натюрмортами вам будет легче верно определить отношения света и тени. А также мы выполним натюрморт в технике “Гризайль”, которая очень интересна и эффектна в исполнении.

Список рекомендуемой литературы

Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность характеризует присутствие ахроматических примесей в данном цветовом тоне.

Упражнение 2.1. Построение монохромных рядов (разбеленных, тусклых, зачерненных тонов) исходного цвета.Каждый ряд выполняется так же, как ахроматический ряд из упражнения 1.1, но с меньшим количеством тонов (7 вместо 9). Выбрать любой цвет из основных групп цветов, например, из группы желтых – кадмий желтый или охра, из группы зеленых – окись хрома, травяная зелень, изумрудная; из группы синих – лазурь железная, ультрамарин, кобальт синий; из группы красных – кадмий красный, пурпуровая. Сделать выкраску исходного цвета.

Первый ряд – 5 разбелённых оттенков (равноступенные переходы от исходного цвета к белому).

Второй ряд – 5 ломаных (тусклых) оттенков (равноступенные переходы от исходного цвета к светло-серому).

Третий ряд – 5 ломаных (тусклых) оттенков (равноступенные переходы от исходного цвета к средне-серому).

Четвертый ряд – 5 зачерненных оттенков (равноступенные переходы от исходного цвета к черному).

Таким образом, каждый ряд будет состоять из исходного цвета, ахроматического и пяти переходных оттенков.

Оформить монохромные ряды на лист формата А4 (см. рис. 13, 15, 17, 19).

Выполнив монохромные ряды, рассмотреть и проанализировать результаты. Разбеленные тона дают тонкие переливы цвета. У светлых цветов, таких как желтый, переходы цвета менее заметны, чем у темных, таких как синий, красный, пурпуровый. Сочетания разбеленных тонов монотонны и однообразны. Но некоторые краски именно в разбелах раскрывают свою красоту, например, красная железоокисная, охра, лазурь железная, окись хрома. При разбеливании хроматических цветов получаем светлые и более холодные оттенки.

Монохромную гармонию можно назвать экономной. Такие сочетания комфортны для зрителя и художника, с помощью монохромных оттенков легче сохранить целостность формы, сосредоточив внимание на какой-либо идее, мысли или эмоции.

Оттенки одного цвета, различающиеся по светлоте и насыщенности, наиболее гармонично сочетаются между собой. Чистый цвет можно сочетать с темными и светлыми оттенками, в этом случае можно добиться сильного светлотного контраста и контраста по насыщенности. Сочетание ломаных тонов, близких по светлоте, создает тонкие цветовые отношения. В результате композиции, построенные на основе сочетаний трех видов насыщенности одного цвета, могут казаться многоцветными. Впечатлению многоцветности будет способствовать то, что некоторые цвета при смешении с ахроматическими тонами изменяют свой цвет. Так, желтые и оранжевые цвета при смешении с черным становятся зеленоватыми, красные и пурпуровые при смешении с серым приобретают холодноватые, сиреневатые оттенки.

Монохромную гармонию можно увидеть во многих видах изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Примерами могут служить роспись по фарфору: китайский фарфор, гжельская роспись. Многие живописные работы Рембрандта, Караваджо, малых голландцев строятся на основе монохромных тонов. Монохромная гамма часто используется в оформлении интерьера.

Однотоновые гармонии подобны ахроматическим гармониям и могут быть построены по разным светлотным диапазонам.

Упражнение 2.2. Декоративный натюрморт.При выполнении упражнения можно использовать любые монохромные оттенки из упражнения 2.1. Задача: выявить декоративную выразительность монохромной гаммы.

Последовательность выполнения упражнения:

– разработать эскиз декоративного натюрморта, решение композиции – плоскостное, контуры элементов должны быть простыми, для этого рекомендуется использовать прием геометризации формы. Количество элементов в композиции должно быть достаточным для использования разнообразных оттенков;

– подобрать монохромные оттенки различной светлоты и насыщенности таким образом, чтобы композиция не выглядела монотонной и скучной.

Техника выполнения – аппликация, формат 12×12 см.

Упражнение 2.3. Декоративный натюрморт: монохромная гамма в сочетании с ахроматическими тонами. Используются выкраски из упражнения 1.1 и 2.1. Техника выполнения – аппликация, формат 12×12 см.

Для второго варианта возможно использовать композицию из предыдущего задания, добавив ахроматические тона. В приведенных примерах можно увидеть явление симультанного контраста: в окружении синих тонов ахроматические тона выглядят более теплыми, серый цвет приобретает бежевый оттенок (рис. 18). На рисунке 20 серые тона приобретают синеватые оттенки в лимонно-желтой гамме. На следующем рисунке хорошо заметен голубоватый оттенок у серого цвета в окружении оранжевых тонов.

Если в композиции необходимо, чтобы ахроматические цвета сохраняли свой характер, то они не должны быть одинаковыми по светлоте с хроматическими тонами.

Упражнение 2.4. Двухцветные полярные композиции в различных вариантах насыщенности.В этом упражнении изучаются следующие типы контрастов – контраст по цвету, контраст по насыщенности и контраст дополнительных цветов. Пары дополнительных цветов обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Осветляя или затемняя цвета (снижая тем самым насыщенность цвета) можно получить различные цветовые сочетания в большом количестве вариаций. Включение ахроматических цветов (белого и черного) является важным элементом в композиции. Наиболее интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а другой цвет используется в небольшом количестве, лишь для того, чтобы подчеркнуть качества другого.

Последовательность выполнения упражнения:

– к выбранному цвету из первого упражнения подобрать дополнительный цвет (пары: красный – зеленый, оранжевый – голубой, синий – желтый и т. д.), сделать необходимые выкраски второго цвета разной насыщенности;

– разработать композицию из стилизованных элементов;

– на первом листе расположить одну композицию из разбеленных тонов с включением белого цвета и одну композицию из зачерненных тонов с включением черного цвета;

– на втором листе расположить: одну композицию с использованием тусклых тонов с серыми тонами и одну композицию с использованием тонов трех видов насыщенности с включением белого и черного.

Читайте также: