Конспект логопедического занятия 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Открытое логопедическое занятие в 5 классе на тему :

Цель: Создание условий для умения последовательно пересказывать с помощью опорных предметных картинок и вопросов.

o Создать условия для формирования умения отвечать на вопросы полным предложением

o Создать условия для последовательного пересказывания текста с опорой на предметные картинки и слова -действия

o Способствовать умению составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова

o Создать условия для умения устанавливать причинно-следственные связи

o Способствовать развитию фонематического анализа слов и слухового восприятия

o Создать условия для развития опосредованного запоминания

o Создать условия для развития памяти, мышления и общей моторики

o Способствовать воспитанию интереса к логопедическим занятиям

o Создать условия для формирования дружеского отношения

Оборудование: предметные картинки, компьютер, схема предложения, разноцветные плюшевые медведи.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

2. -Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и выделит гласный звук, стоящий в середине слова.

(Гриб, куст, стол, флаг, дом, стул, лист, зонт, медведь)

-Назовите слова, которые отличаются друг от друга одним гласным звуком и значением (стол-стул)

Какое слово лишнее? (медведь) 2 слога, животное

Как медведь сам себя напугал

Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!

Эх, знать бы ему, что позади – то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

-Объясните значение слов, подберите к указанным словам близкие по значению слова.

ХРУСТНУЛА - (издала глухой, трескучий звук; сломалась)

УГОДИЛА - (попала)

ГУЩА ЛЕСА - (чаща, чащоба)

ИЗ КУСТОВ ВЫПУГНУЛ - (выгнал)

НАСТОРОЖИЛ УШИ - (чутко прислушался, навострил)

ЛОПОЧЕТ –…. (бормочет)

РЯВКНУЛ –… (сердито заревел)

ДАЛ СТРЕКОЧА - (Убежал, пустился наутек)

ПОШЛИ ЛОСИ ПО ЛЕСУ КУСТЫ ЛОМАТЬ. - (пошли напролом, ломая кусты)

5. Установление последовательности предметных картинок для последующего пересказа :

Медведь __ треснувшая ветка __ белка___шишка___заяц___сорока___лоси__медведь.

- С чего началась история? (Вошел медведь в лес.) Первая картинка – МЕДВЕДЬ

-Что произошло дальше? (Под лапой медведя хрустнула ветка.) Вторая картинка – ВЕТКА

-Кого испугал хруст ветки? (Белку.) Третья картинка –БЕЛКА

- Что сделала белка? (Белка выронила из лапок шишку.) Четвертая картинка

- Куда угодила шишка? (Шишка угодила зайцу в лоб.) Пятая картинка – ЗАЯЦ

- Что сделал заяц? (Вскочил, помчался в гущу леса, наскочил на сороку.) Шестая картинка – СОРОКА

- Что сделала сорока? (Сорока подняла крик на весь лес.) Кто услышал сороку? (Сороку услышали лоси.) Седьмая картинка - ЛОСИ

-Что сделали лоси? (Пошли по лесу кусты ломать.)

- Что услышал медведь? (Медведь услышал, что белка лопочет, что сорока кричит, а лоси кусты ломают, а позади кто-то топает.)

- Что сделал медведь? (Медведь убежал, дал стрекоча.) Восьмая картинка – УБЕГАЮЩИЙ МЕДВЕДЬ.

6. Выяснение логических связей

- Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему?

- Получился бы такой рассказ, если бы у белки в лапках не было шишки?

- Значит, в этом рассказе ни одно звено нельзя пропустить?

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращение головой)

Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)

Вот он по лесу идёт (Ходьба)

Мишка до пяти считает

8. Восстановление текста с опорой на предметные картинки и слова действия.

Логопед показывает картинку, называют слово-действие, учащиеся вспоминают предложение.

9. Зрительная гимнастика.

10. Самостоятельный пересказ по предметным картинкам, словам-действиям

(Можно пересказать без опоры на картинки и слова действия.)

Какое задание было самым трудным?

11. Рефлексия. Синквейн

Ест, спит, топает

Медведь любит мед

Дикое животное (лес)

Занятие по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в старшей группе. Составлении рассказа с опорой на картинки Цель. Совершенствовать умения детей в составлении рассказа, опираясь на картинки. Задачи: 1. Побуждать детей к сочинению сказок с использованием.

1 • Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели
И тихонько сели.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну замечательную страну Речь.

Мы с вами живем в городе Верхняя Тура и нас называют верхнетуринцами, люди которые живут в Москве москвичи, а тех кто живет в стане под названием Речь, называют части речи.

Сегодня мы отправимся к одному из жителей этой страны, попробуйте отгадать его имя

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10fe/00052d95-d83388ca/hello_html_5397e746.jpg

Молодцы! вы правильно решили, мы отправимся к дедушке Существительному.

Имя Существительное настоящий волшебник, он может превратиться в любой предмет.

Что значит, предмет?

Предметами называют все вещи, которые нас окружают, растения, явления природы, живые существа, чувства и др.

Понятие имя существительное

Работа с карточками
Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
Имя существительное часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? (одушевленное сущ.) или что? (неодушевлённое сущ.): дедушка, радуга.
Аудирование.

Ученики вместе вслух аудируют, внимание на темп и интонацию.

Логопед задаёт вопросы:
- что такое имя существительное?
- как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? (внимание на развёрнутые ответы).

Попробуйте назвать предметы, передаю волшебную палочку. Во все эти предметы и превращается наш друг Имя Существительное.

Имя Существительное приглашает нас в дом. Дедушка существительное может превращаться в самые разные предметы, про одни мы можем сказать ОН или подставить слово МОЙ, про другие ОНА (МОЯ), и ОНО (МОЕ)

Имя Существительное изменяется по родам

Аудирование.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К существительным мужского рода можно подставить слова он, мой. К существительным женского рода можно подставить слова она, моя.К существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.Чтобы определить род существительного, его надо поставить в И.п., ед.число.
Род существительных - это постоянный признак.
Ученики совместно с логопедом аудируют, обращается внимание на темп и интонацию.
Самостоятельная работа в тетради.
Выпишите существительные которые видите на картинке в 3 столбика Ж.р., М.р, С.р.

Наш волшебник может превращаться не только в один но в несколько предметов сразу.

Проблемная ситуация: А все ли имена существительные изменяются по числам?

Бывают существительные которые не имеют множественного числа, а некоторые не имеют единственного числа

Детям предлагается выполнить работу в тетради, после обменяться ими, проверить работу соседа, и прокомментировать правильность выполнения задания.

Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена , вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма , ёлка.
Деревня, дядя , воля, земля.

Яблоко, облако, домишко , молоко.

Ладонь , огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья , сёла.

И напоследок…

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Я могу похвалить себя за …

Мне было трудно …


1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2 Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

Яблоко, облако, домишко, молоко.

Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

Яблоко, облако, домишко, молоко.

Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

Яблоко, облако, домишко, молоко.

Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по логопедии для учителя и ученика.

  • Все 4414
  • Уроки 1437
  • Презентации 626
  • Тесты 19
  • Планирование 195
  • Мероприятия 310
  • Прочее 1827

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цель: закрепить знания учащихся о глаголах. Планируемые результаты: Предметные: учить детей употреблять глаголы совершенного вида и несовершенного вида.


Цель: Закрепить знания о правописании предлогов. Планируемые результаты: Предметные: Закрепить правильное употребление в речи предлогов. Уметь правильно писать предлоги в предложении.



Б1, А2, Б3, В1, А3, А1, Б2, В3, В2 (Столяр делает стул и диван.)


7. Работа над "связной речью"
а) Описание профессии по схеме.



б) Все профессии нужны, все профессии важны.
- Ребята, а кем мечтаете стать вы? (ответы детей)
в) Беседа: пословицы о труде.
- Делу — время, а потехе — час.
- Кто не работает, тот не ест.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Больше дела, меньше слов.
- Кончил дело — гуляй смело.

Читайте также: