Конспект парная согласная в корне слова

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока.
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
1.Словарная работа (2 ученика работают на доске).
Какие гласные потерялись в словах?
Слайд. Врн, рбт, млк, крндш, Мскв.
- Почему последнее слово написано с большой буквы?
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Проверьте! Ворона, работа, молоко, карандаш, Москва.
2.Орфографическая минутка (2 ученика работают на доске).
Вставьте пропущенные буквы.
1 ученик.
Слайд. Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясни написание слов. Подбери проверочные.
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).

2 ученик.
Диктовка: Девочка мечтает о ручной белочке.
- Объясни написание слов.
- Как называется эта орфограмма? (ЧК, ЧН, ЧТ пиши без мягкого знака).

Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина. (читает 1 ученик)
Слайд. … Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Берег.)
- Какой звук слышим в конце слова? (к)
- Какую букву пишем на конце слова? (г)
Слайд. - Составьте пару по звонкости-глухости. (г-к)
- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Берег – берега.
- Какой согласный мы слышим теперь? (г)

- Прочитайте пословицу. (Читает 1 ученик.)
Слайд. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Рыбку.)
- Какой звук слышим перед глухим согласным? (п)

2 задание. Работа по группам.
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием.
Задание: прочитать метаграмму; отгадать слова; подобрать проверочные слова; объяснить, какой способ проверки использовали для каждого слова.

1 группа.
Слайд. С буквой К – цветок полей,
С Г – волшебник, чародей. (Мак – маки, маг – магия.)

2 группа.
Слайд. Когда я с Т – меня сорвут,
Когда я с Д– на мне плывут. (Плот – плоты, плод – плоды.)

3 группа.
Слайд. С К – я стрелами стреляю,
С Г – цветами поражаю. (Лук – луки, луг – луга.)

4 группа.
Слайд. С Т – домашний я зверёк,
С Д – не открыть без меня замок. (Кот – коты, код – коды.)
5 группа.
Слайд. Когда я с Г – я сено на поле,
Когда я с К – стекаю по воле. (Стог – стога, сток – стоки).

Закрепление изученного материала.
1 задание. Работа по учебнику.
Выполните упражнение 49 на с.28.
- Что надо сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы.)
- Докажите, что вы правильно написали слова. (Подбираем проверочные.)

2 задание.
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ – изменение формы слова.

Ша. - … ,ду. - … . ( Шаг – шаги, дуб – дубы.)

Записать слова, подобрать проверочные.
Способ проверки – подбор однокоренного слова.

Зу.ки - … , мё . - … . (Зубки – зубной, мёд – медовый.)

3 задание.
Напишите слова, которые надо вставить.
Проверочные говорите устно и объясняете, какой способ проверки используете.
Слайд. Бурый … , колючий … , горбатый … , огромный серый … .
- Какое слово не надо проверять? Почему? (Слон. На конце непарный согласный.)

4 задание.
Посмотрите на 2 группы слов.
Из первой группы запишите пару: слово, которое надо проверить и проверяемое слово. Способ проверки – изменение формы слова.
Слайд. Грибы, гриб, грибной. (Гриб – грибы.)

Из второй группы запишите слово, которое надо проверить и проверочное слово. Способ проверки – подбор однокоренного слова.
Слайд. Трудовой, труды, труд. (Труд – трудовой.)

Сформулируйте правило. Какие есть способы проверки парного согласного в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или звонкий согласный. Можно подобрать однокоренное слово или изменить форму этого слова.)

5 задание.
Слайд. Мы вошли в еловый лез.
Кот лес на дерево.

Найдите и исправьте ошибки.

Проверьте: Мы вошли в еловый лес. (Лес – леса).
Кот лез на дерево. (Лез – лезет).

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Воспитывать аккуратность при письме, прививать интерес к уроку.

-. Сегодня наш урок русского языка будет уроком-путешествием по океану орфографических знаний.(звучит грамзапись: шум воды) Оправляемся на корабле.

I Организационный момент

Долгожданный дан звонок!
Нам пора начать урок.

Всё готово, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.
Все здесь правильно сидят.
Все внимательно глядят.

Психологический настрой.

Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

- Чему учимся? ( Познаём тайны родного языка.)

И сегодня нас ждет новое интересное путешествие по орфографическому царству.

Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

Я буду стараться,

У меня всё получится.

Вы будете самостоятельно оценивать все задания при помощи сигнальных карточек.

2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

II. Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Узнать тему урока вам поможет следующее задание.

II.Чистописание.

Пословица: Терпение и тру… все перетру... слайд

- Объясните смысл пословицы.(ответы учащихся).Догадайтесь, какие буквы мы будем писать: в пословице они обозначают один и тот же звук.(буквы д и т ).

-Дайте характеристику звуку .

- Все ли парные согласные мы назвали?

-Найдите пары.

Назовите недостающие пары и запишите их парами.. (б/п,в/ф,г/к,д/т, ж/ш, з/с)

IV/ Словарная работа.

-Запишите слова на буквы –Д_и -Т-

-Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

-Орфографическая зарядка.

- Остановка в городе Слов.

V. Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемы и открытие новых знаний

Назовите выделенные буквы. Скажите, какие звуки они обозначают?

пароход, берег, улыбка, морковь

(пароход– буква Д обозначает звук [т], …)

- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(лишнее слово улыбка – парная согласная в середине слова, в остальных словах – парная согласная на конце)

2.- Уточните тему урока (Правописание слов с парными согласными в корне

- Сделайте вывод? Какова тема урока? (Правописание слов парными согласными.

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.

– Каких целей мы должны достичь на уроке?

– Что мы не знаем?

– Вспоминаем то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.)

- Я тоже поставила перед собой цель, но озвучу её в конце урока.

- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

(Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.)

Берег, медведь, указка, страна, берёза, друг, пальто, озеро, сладкий (Работа у доски)

-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).(карточки)

- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

- Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).(карточки)

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит двум сестрам-орфограммам –согласным буквам.

- Вспомните, они следили, чтобы на конце и в середине писалась нужная буква.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Запишите рядом проверочные слова.

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

4.-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Чему мы будем учиться?

_ (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

-Какие цели поставите перед собой?

-(научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова;

-правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова;

- подбирать проверочные слова).

- В течение урока мы ответим на вопросы: Слайд

Где надо проверять?

5.Работа в паре. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по орфографическому словарю. Оцените её при помощи знаков.

- Зачем нужно изучать парные звонкие и глухие согласные? (Чтобы правильно писать, быть грамотным.)

- Новая ли для нас эта тема? (Нет)

- Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с такой орфограммой? (Подобрать проверочное слово)

- Какой главный вопрос урока?

-Как проверить парную звонкую и глухую согласную на конце и в корне слова?

-Упражняться в написании…(слов с парной согласной)

Ты, дружок, их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

- Хором еще раз повторим все парные согласные (Слайд )

- С какой целью мы запоминаем парные согласные? (парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

Определить парную согласную

Подобрать проверочное слово

- Прочитайте правило в учебнике 112

- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.-

1)-Запишите слова подберите к ним проверочные , обозначьте орфограммы.

Зу.ки, ло.ка, ска.ка, подружка

-Разберите слова по составу.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Цель: организовать самопроверку по эталону.

Работа в группах.

- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).

VIII.Контроль знаний и способов действий

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

Самостоятельная работа.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блиский друк .

- взаимопроверка

- слабые учащиеся: работа в печатной тетради: №20 стр.22 (Вставить пропущенные буквы)

- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

- Где находится парная согласная? (В середине слова.)

- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

- взаимопроверка

Слова записываются в два столбика: в первый столбик – парный согласный звук в конце слова, во второй – в середине слова.

-На коньках я мчусь вперед, под ногами крепкий …(лед)

-У лисички Любки остренькие …(зубки)

-Закрывают детки глазки, детям сниться будут …(сказки)

-Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем …(грядки)

Хором проговариваем слова.

Устный опрос. – какие слова подбирали для правильного написания слов?

У. Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги: Забор, гадкий, камера;

Кролик, ватрушка, каша;

Русалка, башмак, канат;

Пояс, годность, какаду;

У. Составленные слова напишите, подберите к ним проверочные. Обозначьте орфограммы.

3. Комментированное письмо.

Резкий ветер перебирает верхушки деревьев. По листьям шуршит дождь. Разберите предложение по членам предложения. Обозначьте орфограммы.

IX. Итог урока

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие (грамзапись: шум воды). Корабль приплыл к нашему порту – классу.

-Понравилось путешествие? Какой остров больше понравился? (ответы учащихся)

-Какое правило нам помогло показать свои знания на этих островах?

Д . Мы сегодня работали над правописанием слов с парными согласными. Чтобы проверить написание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными, надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель : Продолжить формирование представления об орфограмме, как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

5.Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование: Ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с разноуровневым заданием, дидактический материал для работы в группах.

. I. Организационный момент. слайд 1-2.

1. Эмоциональный настрой обучающихся.

Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок . русского языка.

Кто хочет разговаривать,
Тот будет выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

II. Основная часть урока. 1. Минутка чистописания . слайд 4.

Нет лучшего дру…ка, чем родная матушка.

- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Объясните её смысл.
- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.

2. Актуализация знаний обучающихся . слайд 5.

- - Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки .

3. Определение темы и задач урока . слайд 6.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке? Для чего это нам надо? слайд 7.

4. Словарно-орфографическая работа.

- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь).

Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход. (Карандаш).

Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый …. (Пирог).

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус).

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь).

- Прочитайте записанные слова орфографически.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Как звучит это правило?
- Подберите проверочные слова к данным.

6. Работа над темой урока . слайд 9.

- Прочитайте слова: Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.

- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).
- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем по алгоритму с.48 и записываем в тетрадь ). слайд 10.

Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма.

Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!

- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.

Ловок Гладок Близок Резок Лёгок Крепок Гибок Робок Сладок

Ги_кий Ро_кий Кре_кий Ло_кий Сла_кий Гла_кий Лё_кий Бли_кий Ре_кий

8. Групповая работа. (Закрепление новой темы).

Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.

(Осуществляется дифференцированный подход ). слайд 12.

1 уровень. Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.

Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.

2 уровень . Разбежались слова. Помогите их собрать.

Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
Чистим_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________.
Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.

- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)

9.Работа по учебнику с.49,упр.50.

III. Итог урока .

- Что было интересным для вас на уроке?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Оцените свои знания и умения по теме урока. слайд 14.

Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…

Домашнее задание (ситуация выбора ). слайд 15.

У меть выделят ь парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; применять алгоритм проверки согласного в слабой позиции.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Читайте также: