Конспект парная согласная в корне слова
Обновлено: 05.07.2024
Ход урока.
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
1.Словарная работа (2 ученика работают на доске).
Какие гласные потерялись в словах?
Слайд. Врн, рбт, млк, крндш, Мскв.
- Почему последнее слово написано с большой буквы?
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Проверьте! Ворона, работа, молоко, карандаш, Москва.
2.Орфографическая минутка (2 ученика работают на доске).
Вставьте пропущенные буквы.
1 ученик.
Слайд. Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясни написание слов. Подбери проверочные.
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).
2 ученик.
Диктовка: Девочка мечтает о ручной белочке.
- Объясни написание слов.
- Как называется эта орфограмма? (ЧК, ЧН, ЧТ пиши без мягкого знака).
Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина. (читает 1 ученик)
Слайд. … Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Берег.)
- Какой звук слышим в конце слова? (к)
- Какую букву пишем на конце слова? (г)
Слайд. - Составьте пару по звонкости-глухости. (г-к)
- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Берег – берега.
- Какой согласный мы слышим теперь? (г)
- Прочитайте пословицу. (Читает 1 ученик.)
Слайд. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Рыбку.)
- Какой звук слышим перед глухим согласным? (п)
2 задание. Работа по группам.
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием.
Задание: прочитать метаграмму; отгадать слова; подобрать проверочные слова; объяснить, какой способ проверки использовали для каждого слова.
1 группа.
Слайд. С буквой К – цветок полей,
С Г – волшебник, чародей. (Мак – маки, маг – магия.)
2 группа.
Слайд. Когда я с Т – меня сорвут,
Когда я с Д– на мне плывут. (Плот – плоты, плод – плоды.)
3 группа.
Слайд. С К – я стрелами стреляю,
С Г – цветами поражаю. (Лук – луки, луг – луга.)
4 группа.
Слайд. С Т – домашний я зверёк,
С Д – не открыть без меня замок. (Кот – коты, код – коды.)
5 группа.
Слайд. Когда я с Г – я сено на поле,
Когда я с К – стекаю по воле. (Стог – стога, сток – стоки).
Закрепление изученного материала.
1 задание. Работа по учебнику.
Выполните упражнение 49 на с.28.
- Что надо сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы.)
- Докажите, что вы правильно написали слова. (Подбираем проверочные.)
2 задание.
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ – изменение формы слова.
Ша. - … ,ду. - … . ( Шаг – шаги, дуб – дубы.)
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ проверки – подбор однокоренного слова.
Зу.ки - … , мё . - … . (Зубки – зубной, мёд – медовый.)
3 задание.
Напишите слова, которые надо вставить.
Проверочные говорите устно и объясняете, какой способ проверки используете.
Слайд. Бурый … , колючий … , горбатый … , огромный серый … .
- Какое слово не надо проверять? Почему? (Слон. На конце непарный согласный.)
4 задание.
Посмотрите на 2 группы слов.
Из первой группы запишите пару: слово, которое надо проверить и проверяемое слово. Способ проверки – изменение формы слова.
Слайд. Грибы, гриб, грибной. (Гриб – грибы.)
Из второй группы запишите слово, которое надо проверить и проверочное слово. Способ проверки – подбор однокоренного слова.
Слайд. Трудовой, труды, труд. (Труд – трудовой.)
Сформулируйте правило. Какие есть способы проверки парного согласного в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или звонкий согласный. Можно подобрать однокоренное слово или изменить форму этого слова.)
5 задание.
Слайд. Мы вошли в еловый лез.
Кот лес на дерево.
Найдите и исправьте ошибки.
Проверьте: Мы вошли в еловый лес. (Лес – леса).
Кот лез на дерево. (Лез – лезет).
-Воспитывать аккуратность при письме, прививать интерес к уроку.
-. Сегодня наш урок русского языка будет уроком-путешествием по океану орфографических знаний.(звучит грамзапись: шум воды) Оправляемся на корабле.
I Организационный момент
Долгожданный дан звонок!
Нам пора начать урок.
Всё готово, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Все здесь правильно сидят.
Все внимательно глядят.
Психологический настрой.
Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.
Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.
Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:
Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.
- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?
- Чему учимся? ( Познаём тайны родного языка.)
И сегодня нас ждет новое интересное путешествие по орфографическому царству.
Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я буду стараться,
У меня всё получится.
Вы будете самостоятельно оценивать все задания при помощи сигнальных карточек.
2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
II. Актуализация знаний.
Определение темы урока.
Узнать тему урока вам поможет следующее задание.
II.Чистописание.
Пословица: Терпение и тру… все перетру... слайд
- Объясните смысл пословицы.(ответы учащихся).Догадайтесь, какие буквы мы будем писать: в пословице они обозначают один и тот же звук.(буквы д и т ).
-Дайте характеристику звуку .
- Все ли парные согласные мы назвали?
-Найдите пары.
Назовите недостающие пары и запишите их парами.. (б/п,в/ф,г/к,д/т, ж/ш, з/с)
IV/ Словарная работа.
-Запишите слова на буквы –Д_и -Т-
-Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
-Орфографическая зарядка.
- Остановка в городе Слов.
V. Усвоение новых знаний и способов действий
Постановка проблемы и открытие новых знаний
Назовите выделенные буквы. Скажите, какие звуки они обозначают?
пароход, берег, улыбка, морковь
(пароход– буква Д обозначает звук [т], …)
- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
(лишнее слово улыбка – парная согласная в середине слова, в остальных словах – парная согласная на конце)
2.- Уточните тему урока (Правописание слов с парными согласными в корне
- Сделайте вывод? Какова тема урока? (Правописание слов парными согласными.
Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.
– Каких целей мы должны достичь на уроке?
– Что мы не знаем?
– Вспоминаем то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые знания.
Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.)
- Я тоже поставила перед собой цель, но озвучу её в конце урока.
- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
(Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.)
Берег, медведь, указка, страна, берёза, друг, пальто, озеро, сладкий (Работа у доски)
-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).(карточки)
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
- Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).(карточки)
Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит двум сестрам-орфограммам –согласным буквам.
- Вспомните, они следили, чтобы на конце и в середине писалась нужная буква.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднений.
- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
-Запишите рядом проверочные слова.
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
4.-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Чему мы будем учиться?
_ (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Какие цели поставите перед собой?
-(научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова;
-правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова;
- подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы: Слайд
Где надо проверять?
5.Работа в паре. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по орфографическому словарю. Оцените её при помощи знаков.
- Зачем нужно изучать парные звонкие и глухие согласные? (Чтобы правильно писать, быть грамотным.)
- Новая ли для нас эта тема? (Нет)
- Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с такой орфограммой? (Подобрать проверочное слово)
- Какой главный вопрос урока?
-Как проверить парную звонкую и глухую согласную на конце и в корне слова?
-Упражняться в написании…(слов с парной согласной)
Ты, дружок, их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
- Хором еще раз повторим все парные согласные (Слайд )
- С какой целью мы запоминаем парные согласные? (парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм
Определить парную согласную
Подобрать проверочное слово
- Прочитайте правило в учебнике 112
- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.-
1)-Запишите слова подберите к ним проверочные , обозначьте орфограммы.
Зу.ки, ло.ка, ска.ка, подружка
-Разберите слова по составу.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).
Цель: организовать самопроверку по эталону.
Работа в группах.
- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).
Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).
VIII.Контроль знаний и способов действий
Цель: научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.
Самостоятельная работа.
Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блиский друк .
- взаимопроверка
- слабые учащиеся: работа в печатной тетради: №20 стр.22 (Вставить пропущенные буквы)
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
- взаимопроверка
Слова записываются в два столбика: в первый столбик – парный согласный звук в конце слова, во второй – в середине слова.
-На коньках я мчусь вперед, под ногами крепкий …(лед)
-У лисички Любки остренькие …(зубки)
-Закрывают детки глазки, детям сниться будут …(сказки)
-Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем …(грядки)
Хором проговариваем слова.
Устный опрос. – какие слова подбирали для правильного написания слов?
У. Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги: Забор, гадкий, камера;
Кролик, ватрушка, каша;
Русалка, башмак, канат;
Пояс, годность, какаду;
У. Составленные слова напишите, подберите к ним проверочные. Обозначьте орфограммы.
3. Комментированное письмо.
Резкий ветер перебирает верхушки деревьев. По листьям шуршит дождь. Разберите предложение по членам предложения. Обозначьте орфограммы.
IX. Итог урока
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие (грамзапись: шум воды). Корабль приплыл к нашему порту – классу.
-Понравилось путешествие? Какой остров больше понравился? (ответы учащихся)
-Какое правило нам помогло показать свои знания на этих островах?
Д . Мы сегодня работали над правописанием слов с парными согласными. Чтобы проверить написание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными, надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема "Правописание парных согласных в корне слова"
Цель : Продолжить формирование представления об орфограмме, как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.
1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. П редставлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
5.Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование: Ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с разноуровневым заданием, дидактический материал для работы в группах.
. I. Организационный момент. слайд 1-2.
1. Эмоциональный настрой обучающихся.
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок . русского языка.
Кто хочет разговаривать,
Тот будет выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Основная часть урока. 1. Минутка чистописания . слайд 4.
Нет лучшего дру…ка, чем родная матушка.
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Объясните её смысл.
- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.
2. Актуализация знаний обучающихся . слайд 5.
- - Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки .
3. Определение темы и задач урока . слайд 6.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке? Для чего это нам надо? слайд 7.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь).
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход. (Карандаш).
Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый …. (Пирог).
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь).
- Прочитайте записанные слова орфографически.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Как звучит это правило?
- Подберите проверочные слова к данным.
6. Работа над темой урока . слайд 9.
- Прочитайте слова: Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.
- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).
- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем по алгоритму с.48 и записываем в тетрадь ). слайд 10.
Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма.
Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!
- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.
Ловок Гладок Близок Резок Лёгок Крепок Гибок Робок Сладок
Ги_кий Ро_кий Кре_кий Ло_кий Сла_кий Гла_кий Лё_кий Бли_кий Ре_кий
8. Групповая работа. (Закрепление новой темы).
Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.
(Осуществляется дифференцированный подход ). слайд 12.
1 уровень. Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.
2 уровень . Разбежались слова. Помогите их собрать.
Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
Чистим_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________. Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)
9.Работа по учебнику с.49,упр.50.
III. Итог урока .
- Что было интересным для вас на уроке?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Оцените свои знания и умения по теме урока. слайд 14.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Домашнее задание (ситуация выбора ). слайд 15.
У меть выделят ь парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; применять алгоритм проверки согласного в слабой позиции.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к
координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Читайте также:
- Тушение пожаров на объектах с наличием метанола конспект
- Общая психология конспект лекций ирина вилориевна макарова книга
- Конспект урока 3 класс умножение и деление на 3
- Поисковая служба интернета конспект
- Всегда ли можно проверить написание буквы обозначающей безударный гласный звук 1 класс конспект