Конспект лексика ограниченного употребления

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ план-конспект открытого урока по русскому языку.docx

План-конспект урока

Предмет : русский язык

Преподаватель: Верхотурова В.А.

Дата: 13.11.2014

Познакомить учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы), расширить представление учащихся о лексической системе языка;

Развивать умение давать лексическое толкование слову, развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала;

Формировать правильную и эффективную речь;

Воспитывать культуру речи средствами художественной литературы.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями, толковые словари.

Организационный момент

Приветствие, проверка наличия тетрадей, перекличка по списку.

(Слайд 1). Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с основными лексическими понятиями, как диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, а также будем развивать умение давать лексическое толкование слову; формировать правильную и эффективную речь; рассмотрим небольшую исследовательскую работу ваших одногруппников по употреблению этих лексических понятий в нашей речи и поработаем корректорами.

- Для начала давайте повторим, что же такое лексикология и лексика (наука, изучающая лексику, словарный состав языка).

Ш. Объяснение нового материала.

Слово преподавателя

- В конце урока вы должны ответить на вопрос: « Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина, который утверждал (читаю эпиграф).

- Ну а теперь перейдем к нашей теме, объяснение нового материала приготовили вы сами. Девчонки будут рассказывать, а остальные, пожалуйста, фиксируйте в тетрадь (диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы). Слайд 3,4,5 .

- Валя с Таней провели небольшую исследовательскую работу по употреблению диалектизмов, жаргонизмов и арготизмов в своей речи. Давайте, их послушаем (Слайд 6).

Девочки: расспросив, учащихся нашего техникума, мы пришли к выводу, что 3 % учащихся используют диалектизмы в своей речи

10 % учащихся используют в своей речи арготизмы.

87 % учащихся используют жаргонизмы;

Преподаватель

- Какие жаргонизмы наиболее часто встречаются в лексиконе наших студентов? ( девочки перечислят)

- Какой вывод можно сделать из всего этого? (наша речь засорена жаргонной лексикой).

IV . Закрепление материала

Слово преподавателя

- Иногда писатели, поэты используют арготизмы, диалектизмы, жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни.

Пробовать крупного гороха (быть наказанным)

- А диалекты встречаются у Н.В. Гоголя почти во всех произведениях. Но использовать эту лексику нужно умело, уместно, умеренно!

- А сейчас, ребята, поработаем корректорами. Я вам раздам карточки с заданиями, вам нужно будет найти и объяснить ошибки (Слайд 8)

Найдите и объясните ошибки .

1. Ноздрев всячески страшал Чичикова (диалект)

2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей (жаргонизм)

3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина (диалект)

4. Манилов долго трепался с Чичиковым (жаргонизм)

Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся .

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске , а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

- Из какого произведения отрывок?

- Парубок - парень (лексич.)

- гуртом – группой (лексич.)

- плахта – нижняя одежда из шерстяной клетчатой ткани (этнограф.)

- запаска – род шерстяного передника у женщин (этнограф.)

- Как вы думаете, уместно ли употребил Н.В. Гоголь в данном отрывке диалектизмы? (да)

V . Рефлексия

- А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока;

- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина? (слайд 2)

- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своем лексиконе и в сочинениях? (нет)

- Оценки за урок такие…

VI . Домашнее задание

- Попробуйте переделать известное стихотворение, заменив, литературные слова на жаргонизмы.

- Всем спасибо за урок!

Самоанализ урока

Выбранный для просмотра документ презентация к открытому уроку.pptx

Тема урока: «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, ар.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, ар.

Язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги.

Язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторения лексикона. А.С. Пушкин

Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной террито.

Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи крестьянским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части нашей страны. Диалекты северных областей отличаются от диалектов юга страны. Среди диалектов можно выделить три группы: Лексические диалектизмы - местные названия общепринятых предметов, явлений, понятий. Они имеют синонимы в русском литературном языке: баз - двор, бирюк - волк. Лексико-семантические диалектизмы - это слова литературного языка, употребляющиеся в диалекте в местном значении. Н: благая - дикая; веснушка - лихорадка, тёмно - очень сильно. Этнографические диалектизмы - это местные названия местных предметов и явлений, поэтому не имеют синонимов в литературном языке: чекмень - верхняя мужская одежда Фонетические диалектизмы - отражают особенности звуковой системы говора. Например: 1) в южных говорах наблюдается произношение [х] вместо [к] на конце слов: вра[х], сне[х], лу[х] 2) для некоторых говоров характерно произношение [и] вместо [е]. п[и]сня, м[и]сто. 3) яканье: мяханик, кляновый 4) цоканье: цай, луцсе 5) оканье: хорошо 6) перенос ударения: я приду рано

Жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые ч.

Жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами. 1) воровской жаргон: липа (фальшивка), крыша (защита), шмон (проверка). 2) молодёжный сленг: а) студенческий: общага (общежитие), стипуха (стипендия). б) школьный сленг: физичка (физика), инглыш (английский язык), камчатка (задняя парта).

Арготизмы (франц., ед. ч. argotisme) - это слова и выражения разговорной реч.

Арготизмы (франц., ед. ч. argotisme) - это слова и выражения разговорной речи, заимствованные из различных социальных, профессиональных диалектов. В семантически преобразованном виде используются в просторечии, сохраняя в них яркую экспрессивную окраску. К арготической лексике относятся сохранившиеся элементы из речевого обихода деклассированных групп (воров, бродяг, нищих, карточных шулеров и другие): раскололся (предал), стукач (доносчик, предатель), кимарить (спать) и другие.

Употребление диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов учащимися техникума

Употребление диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов учащимися техникума

«Истинный вкус , - писал А.С. Пушкин, - состоит не в безотчетном отвержении.

Задание №1. Найдите и объясните ошибки. 1. Ноздрев всячески страшал Чичикова.

Задание №1. Найдите и объясните ошибки. 1. Ноздрев всячески страшал Чичикова. 2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей. 3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина. 4. Манилов долго трепался с Чичиковым.

Задание №2. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой.

Задание №2. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

Известный языковед Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался о.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Материал открытого урока состоит из плана-конспекта и презентации. Этот урок я проводила в ГПОУ "Приаргунский сельскохозяйственный техникум", в группе повар, кондитер на первом курсе. Этот урок уникален тем, что мы со студентами проводили исследование по употреблению лексики ограниченного употребления среди числа студентов техникума, выясняли в процентном отношении сколько студентов употребляет в своем лексиконе жаргонов, диалектов, арготизмов.

Было очень интересно. Многие преподаватели могут использовать подобное исследование при изучении такой темы.


Лексика ограниченного употребления

Лексика ограниченного употребления

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова (общеупотребитель­ная лексика), то есть такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от их места жительства, профессии, социального положения, например: мать, отец, красивый, плохой, любить и т.д. Лексика ограниченного употребления — это слова, известные не всем говорящим на русском языке.

К лексике ограниченного употребления относятся диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы. Иначе: диалектная лексика, жаргонная и специальная (профессиональная) лексика.

1) Диалектизмы (диалектная лексика) — народные говоры России с их особой лексикой, фонетикой, грамматикой. Диалектные слова употребляются жителями одной местности, например, в диалекте донских казаков употребляется слово зараз , что означает сейчас, или зимнюю валяную обувь в Сибири называют пимами , а в европейской части России — валенками .

2) Жаргонизмы (жаргонная лексика) — это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, совместным времяпрепровождением, т.е. отдельными социальными группами людей в силу их общественного положения, специфики окружающей обстановки. Например, слово бычок у курильщиков означает окурок. Существует жаргон летчиков, программистов, футбольных болельщиков, заключенных, студентов и т.п.

Жаргонная лексика постоянно пополняется новыми словами, в том числе:

В языке художественной литературы и киноискусства элементы жаргонной лексики используются для речевой характеристики некоторых персонажей, при этом важным условием является знание значения каждого слова, чему способствует работа с соответствующими словарями.

3) Профессионализмы (специальная лекси­ка) — слова, употребляемые в определённой сфере деятельно­сти людей, например: биосинтез (биология, медицина), кор­тикостероиды (медицина), притравка (охота), фонетик а (языкознание).

К профессиональной лексике относятся термины — специальные слова, обозначающие научные понятия, например: симбиоз (биологический термин), кальцинирование (химический термин). Перечисленные термины употребляются только специалистами, но есть и общеупотребительные термины, например: горизонт, сумма и т.д. Термины, как правило, однозначны.

Лексика ограниченного употребления


Русский язык знаменит своим лексическим богатством. В нем много эмоциональных, экспрессивных слов, выразительных метафор, разнообразных синонимов. Одни из этих слов известны всем и употребляются в любой ситуации. Употребление же других ограничено.

Какие слова не являются общеупотребительными

Вся лексика делится на две группы. Общеупотребительные слова составляют ядро лексики. Эти слова известны в том или ином объеме всем носителям языка. Общеупотребительные слова могут использоваться в любой ситуации, в тексте любого стиля.

Среди общеупотребительных слов имеются и экспрессивно окрашенные слова, а не только нейтральные, хотя нейтральных намного больше.

Но наряду с этой лексикой существуют и слова, которые известны не всем, а лишь каким-то группам носителей языка. Группы эти могут формироваться по разным признакам:

  • социальному;
  • профессиональному;
  • локальному и т.п.

В зависимости от этого выделяют несколько групп лексики ограниченного употребления. Мы рассмотрим три:

  • диалектизмы;
  • профессионализмы;
  • жаргонизмы.

Диалектизмы

Примером лексики ограниченного употребления могут служить диалектизмы. Диалектные слова употребляют люди, которые живут в определенной области. Речь идет о разновидности русского языка, а не о других языках или смесях, на которых иногда общаются выходцы из других стран, проживающие в РФ.

Диалектные слова являются русскими!

В наше время диалектных слов осталось не очень много, их количество уменьшается. Это происходит потому, что во всех уголках нашей страны люди смотрят телевизор и слушают радио, а значит – подражают речи дикторов и актеров, усваивая общеупотребительный лексикон.

Диалектные слова можно найти в толковом словаре. Они там даны с пометой “обл.”

Самый знаменитый словарь диалектной лексики – “Словарь живого великорусского языка” Владимира Даля.

Профессиональные слова

Профессиональные слова ученых – это термины.

Речь идет об обычных профессиональных словах; слова типа “мамка” (матрица), “внеурочка” (внеурочная учебная деятельность) – это не профессионализмы, а профессиональный жаргон.

Профессиональные слова могут быть даны в словарях с разными пометами. Например, “спец.”, “техн.”, “мед.” и прочее.

Жаргонизмы

Жаргон – это лексикон представителей каких-либо социальных групп.

Например, “зашибись”, “чума” – молодежный жаргон (сленг).

Примеры профессиональных жаргонов были приведены выше.

Есть также студенческий жаргон, жаргон геймеров, жаргон уголовников (“феня”) и т.д.

В словаре такие слова могут встретиться с пометой “жарг”.

Использование лексики ограниченного употребления

Надо помнить, что большая часть таких слов лежат за границами литературного языка. А значит, употреблять их можно далеко не всегда.

Профессиональные слова желательно использовать лишь в профессиональной среде. Диалектизмы и жаргонизмы вообще неуместны в большинстве ситуаций.

Все слова ограниченного употребления могут использоваться писателями для речевой характеристики образа.

Необходимо помнить, что каждого из нас тоже характеризует наша речь.

Что мы узнали?

Лексика может быть общеупотребительная и ограниченного употребления. Первую можно использовать в любой ситуации, вторую – далеко не всегда. Она не всем понятна и не всегда хорошо нас характеризует. К словам ограниченного употребления относят профессиональные, диалектные и жаргонные слова. Некоторые из них можно найти в словаре с различными пометами. В художественной литературе слова ограниченного употребления используются в основном как средство речевой характеристики персонажа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по лексике ограниченного употребления. Расматриваются категории активного и пассивного состава языка, а далее - историзмы и архаизмы. Презентация рассчитана на весь урок. Предложены тестовые задания на проверку знаний по теме "Лексика", затем - новый материал и закрепление изученного в форме различного типа работ (работы с художественным текстом, на соответствие и пр.)

Активный и пассивный состав языка .

Активный и пассивный состав языка

Повторение пройденного материала

Лексика ограниченного употребления

1. Слова, свойственные жителям определенной местности, называются жаргонизмами.

2. К профессионализмам относятся слова, используемые людьми, работающими в одной области науки и техники.

3. Молодежный сленг не входит в категорию жаргонизмов.

4. Профессионализмы имеют строго научный характер и зафиксированы в словарях с пометкой спец.

5. Экзотизмы – это слова, которые используют для создания определенного колорита страны или народа.

1. Экзотизмы – это слова, передающие национальную специфику страны или народа.

2. Экзотизмы – это слова, которые используют для создания определенного колорита страны или народа.

3. Арго не входит в категорию жаргонизмов.

4. Диалектизмы характерны для речи населения какой-либо области, района и пр.

5. Жаргонизмы отражают жизнь и уровень культуры определенных социальных групп.

Найдите соответствие Цясы Прошвырнуться Самурай Плечо рычага Суффикс A . жаргонизм B . профессионализм C. термин D . диалектизм E . экзотизм

  • Цясы
  • Прошвырнуться
  • Самурай
  • Плечо рычага
  • Суффикс

Проверьте себя Цясы Прошвырнуться Самурай Плечо рычага Суффикс A . диалектизм B . жаргонизм C. экзотизм D . профессионализм E . термин

  • Цясы
  • Прошвырнуться
  • Самурай
  • Плечо рычага
  • Суффикс

Словари – показатель …

Словари – показатель …

ЛЕКСИКА Лексика ограниченного употребления Общеупотребительная лексика

Лексика ограниченного употребления

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие. Гораций Эпиграф к теме занятия

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие.

Эпиграф к теме занятия

Выпишите устаревшие слова На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем. Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу… День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку, Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Выпишите устаревшие слова

На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем.

Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…

День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку, Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Выпишите устаревшие слова На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем . Прошел день, и гусар совсем оправился . Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу… День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок , ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Выпишите устаревшие слова

На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем .

Прошел день, и гусар совсем оправился . Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…

День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок , ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Вопросы по тексту

Вопросы по тексту

Устаревшая лексика архаизмы историзмы Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. (Например, брадобрей – парикмахер, сей- этот, зело -очень ) Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов и явлений, которые они обозначали. (Например, опричник, вече, курсистка )

  • Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

(Например, брадобрей – парикмахер, сей- этот, зело -очень )

  • Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов и явлений, которые они обозначали.

(Например, опричник, вече, курсистка )

Архаизмы


Подберите современный синоним к данному архаизму

Подберите современный синоним к данному архаизму

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом ланиты чело выя перст чрево A . щеки B . лоб C. шея D . палец E . живот

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом


историзмы

Армяк Сарафан

шарманщик кавалергард Офеня Бурлаки Фонарщик

Найдите соответствие между историзмом и современным словом инфлюэнца фортеция натура полон A . плен B . крепость C. природа D . платье E . грипп

Найдите соответствие между историзмом и современным словом

Найдите соответствие между историзмом и современным словом инфлюэнца фортеция натура полон A . грипп B . крепость C. природа D . плен

Найдите соответствие между историзмом и современным словом

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой мушкет улан приказ картуз полушка A . головной убор B . род войск C. оружие D . учреждение E . денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой

A . головной убор

E . денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой мушкет улан приказ картуз полушка A . оружие B . род войск C. учреждение D . головной убор E . денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой

D . головной убор

E . денежная единица

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения ( Записи делайте в столбик )

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения ( Записи делайте в столбик )

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения

Объясните (пословицу, поговорку??), сосчитайте

Первый общегородской водопровод в Санкт-Петербурге был сооружен в 1859-1863 году. Длина сети, проложенной в центре города между Невой и Обводным каналом, составляла 108 верст.

Распределите слова: Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята, двуколка архаизмы историзмы

Распределите слова: Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята, двуколка

Когда следует использовать устаревшие слова?

Выводы, рефлексия

Выводы, рефлексия

Как вы думаете, устаревшие слова относятся к активному или пассивному составу языка?

Читайте также: