Стилистические возможности существительного и прилагательного 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

8 класс Русский язык Факультатив Урок № 13

Тема: Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя

прилагательное, глагол.

Цели урока: познакомить со стилистическими возможностями грамматики: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Форма урока: лекция.

1. Организационный момент.

2. Объяснение новой темы (лекция):

Стилистическое использование имени существительного

Отвлеченные (абстрактные) имена существительные обычно употребляются только в форме единственного числа: бурная радость, глубокая печаль, чтение книги.

Некоторые отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение: Скоро начнется новый рабочий день – день труда и учебы, творческих радостей и поисков (М. Катерли). Я откровенно рассказал ему все мои печали (М. Г.).

Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа при обозначении различных сортов или видов вещества: высококачественные стали, отечественные табаки, смазочные масла. Множественное число у слов с вещественным значением имеет окраску научной и профессиональной речи.

В таких примерах, как зыбучие пески, сплошные снега, вещественные существительные обозначают пространство, занятое большим количеством вещества.

Собственные существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения типа людей: С Александра I [русские самодержцы] почувствовали себя Хлестаковыми на престоле, не имеющими чем уплатить по трактирному счету (В. О. Ключевский); Молчалиных тихоньствующих сонм… (Е. Евтушенко).

В некоторых случаях форма единственного числа имен существительных употребляется в значении множественного:

1) при обозначении класса предметов: Дуб – дерево светолюбивое;

2) в собирательном, обобщенном значении: В здешних реках водится щука; И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов);

3) если речь идет об одинаковых предметах, принадлежащих группе лиц (предметов): Пять воинов награждены орденом Славы; За этот год пять человек защитили кандидатскую диссертацию; Все повернули голову в сторону двери.

Стилистическое использование имени прилагательного

Особого внимания требует употребление кратких форм имен прилагательных.

Обычно краткие прилагательные употребляются в роли именной части составного именного сказуемого: ср. широкое платье широкое – платье широко, старая шутка – шутка стара, суровый климат – климат суров.

Обычно краткие прилагательные обозначают временный признак, а полные – постоянный: Сегодня она зла на всех – Во дворе злая собака.

Некоторые краткие формы отличаются от полных своим значением: Погода была плохая. – Больная совсем плоха; Человек, глухой от рождения – Отец глух к моим просьбам.

В целом краткие прилагательные тяготеют к книжным стилям речи.

Формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных также обладают экспрессивными возможностями, поскольку указывают на интенсивность проявления признака: более надежный способ, белее снега; новейшие достижения, благороднейшая цель, наилучший результат.

Простые и составные формы сравнительной и превосходной степени тяготеют к различным сферам употребления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного (русского) языка в 6 классе.

Тема: Стилистические возможности глагола.

Цель деятельности учителя: актуализировать и систематизировать знания о глаголе, обучать применению знаний в практической деятельности

Тип урока: урок освоения новых знаний

Планируемые образовательные резудьтаты: Предметные: выработать у учащихся умения видеть выразительные возможности стилистической и эмоциональной окраски глаголов; совершенствовать навыки использования в речи стилистических ресурсов языка.

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, групповая и фронтальная работа

Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: глагол, время глагола, стилистическая окраска глагола, эмоциональная окраска глагола.

Организационная структура урока

I .Организационный момент.

Б)Проверка готовности к уроку.

II . Проверка домашнего задания (опрос по основным понятиям).

Что такое стилистическая окраска?

О чем говорит стилистическая окраска слов и выражений?

Что вы знаете о стилистических возможностях имен существительных?

Какова роль прилагательных в художественном произведении?

III .Объяснение новой темы.

Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о стилистических возможностях глагола. Давайте вспомним, что такое глагол? (Ответы учащихся)

Объясните своими словами высказывания о глаголе.

Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в её движении и развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Причем, в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль.

В официально-деловом стиле-6% глаголов, в научном- 10%,в художественном стиле-15%.

Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глагола; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи, глаголы-синонимы, глаголы-антонимы мастерски пользуются морфологическими категориями глагола.

-Что обозначают эти глаголы?(действие)

-Чем они отличаются? ( стилистической и эмоциональной окраской).

-Давайте определим стилистическую и эмоциональную окраску этих глаголов.

-Попробуйте составить предложения с этими глаголами.

-Давайте сделаем вывод: глаголы в художественном произведении обозначают не только действие, но и создают стилистическую и эмоциональную окраску.

IV .Закрепление темы.

Задание 1 .а) Установите, в прямом или переносном значении употребляется глагол выкраивать?

На дворе весна, грачи прилетели. Но тут уже не до прогулок, потому что времени мало: приходится выкраивать часок. Не ножницами, конечно, но все равно трудно.

Выяснение значения слова по толковому словарю.

Выкраивать:1. Разрезать ткань на куски для шитья чего-нибудь.

2.перен.:уделить, выделить для чего-нибудь время, деньги на покупку чего-нибудь.

б) Составьте и запишите два предложения, употребив глагол выкраивать в прямом и переносном значении.(Учащиеся читают свои предложения).

- В чем особенность употребления в этом тексте прямого и переносного значения глагола? (Здесь возникает игра с прямым и переносным значением глагола. Это создает юмористическую окраску высказыванию)

- Вы знаете, что у глагола есть форма времени. Как образуются времена глаголов? Приведите примеры.

Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что звучат ритмично.

2. Найдите глаголы.(отличаются, звучат)

3.Орпеделите время этих глаголов.(настоящее)

-Значит, глаголы настоящего времени сообщают не только о действии и состоянии, но и о его постоянных признаках: стихи всегда отличаются от прозы.

Приведите свои примеры такого употребления глаголов. (Магазин работает с 9 до 20 часов. Иванов учится в университете.)

Задание 2 . Определите, какие формы глагола употребляются в приведенных ниже пословицах. Какое значение здесь имеют глаголы? Объясните смысл пословиц.

1 ряд. Правда глаза колет.(наст время)

2 ряд. Лежа пищи не добудешь. ( буд.вр.)

3 ряд.У врача лечись, а у умного учись. (повел. Накл.)

-В этих пословицах глаголы утрачивают значение времени и означают всегда, постоянно .

-Когда вы пишете сочинение, то стараетесь употреблять глаголы в одном и том же времени. А в разговоре мы можем использовать настоящее, прошедшее, будущее время, все наклонения и инфинитив, что придает речи разговорную окраску. Это свойство может использоваться и в художественном произведении.

Задание3. Упражнение 88.

-чтение задания, ответы на вопросы.

В начале отрывка много глаголов. Сначала в настоящем времени: идет, держится, спешит, выбирается – это помогает представить себе как спешит Жилин, какое тревожное чувство испытывает. Потом появляются глаголы прошедшего времени: засветились, стал подходить, выбрался – герой опасается, что ему не удастся успеть дойти до леса в темноте.

И вдруг глаголы пропадают и мы чувствуем, что герой успел достичь безопасного места, видим, как Жилин остановился и оглянулся, увидел не только месяц, но и все вокруг и вздохнул с облегчением. Так смена частей речи служит изображению состояния героя, эмоциональной окраски изображаемого эпизода.

Задание 4 . Упражнение 90.

-чтение задания, ответы на вопросы.

Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Употребление в художественном произведении настоящего времени глагола наряду с прошедшим нередко помогает живо представить быстро сменяющие друг друга события.

Использование в одном тексте разных глагольных форм придает высказыванию разговорную стилистическую окраску и способствует выразительности высказывания.

V .Итог урока .

С какими стилистическими особенностями глагола мы сегодня познакомились?

Что вы узнали об употреблении глагола во всех грамматических формах ?

VI .Домашнее задание.

Расскажите средствами разговорного языка о случае, свидетелем которого вы были. Используйте свойственные этой разновидности языка лексику, особенности синтаксиса, соединение в тексте разных форм и времен глаголов.

VII. Оценивание .

Цель урока – формировать представление учащихся о глаголе как части речи, способной точно и ярко отразить действия и процессы, а также особенности их совершения или протекания;
показать стилистическую роль глагола в тексте.

Весна – такое время (года) ,
Когда детишкам хочется (гулять) ,
Скакать, играть, не глядя (на погоду) ,
Но нам глаголы нужно (повторять) .

Глагол – весенняя часть (речи) ,
Она заставит действовать нас (всех) :
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам (успех)

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и разнообразные виды его деятельности (трудовой, социальной, научной и т.д.)

Внимательно прочитайте высказывания о глаголе.

2. Сегодня на уроке мы попытаемся определить, какую роль играют в нашей речи глаголы. Правы ли авторы этих высказываний?

Проведем стилистический эксперимент.

Ваша задача – внимательно прочитать и изучит текст, вставить в него подходящие по смыслу глаголы.

… свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и …вдоль улицы петухов и кур.

– Прочитайте, что у вас получилось.
– А теперь сравните с авторским текстом

Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям , открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

3. Прочитайте текст 2, подготовьтесь к выразительному чтению.

Давно ли все молчало, скованное зимней стужей. И вот похрустывает ледок, журчит вода, позванивают ледяные капельки на прутиках, окунутых в воду, шуршат на проталинах подсохшие листья. Вдали бормочет косач, на придорожных ракитах овсянки звенят бубенчиками, на елке надрывается пухлячок. Даже молчаливые сойки вскрикивают по-сорочьи! Хлынуло половодье весенних звуков – как прорвало!

– К какому стилю речи относится данный текст? (Художественный стиль, т.к. автор рисует картину пробудившейся природы, он воздействует на наши чувства, будит воображение)
– Какие языковые средства использует автор? (Слова в переносном значении, сравнения)
– Обратите внимание, как мастерски автор описывает шествие весны по пробуждающейся земле. И опять-таки первое место принадлежит глаголам звучания.
– Назовите эту своеобразную глагольную цепочку, передающую нежную и звонкую мелодию весенних звуков. (Похрустывает, журчит, позванивают, шуршат, звенят)
Мир наполняется поющими, радостными звуками, которые все нарастают, усиливаются. Обратите внимание на последнее предложение
Хлынуло половодье весенних звуков – как прорвало!
Скованное молчание нарушено ликующим хором весенних звуков.
– Какой глагол использует автор и почему? (Хлынуло, он передает энергию и напор пробуждения весны)
– Удивительно, как много весенних звуков смог услышать Н.Сладков.
– А умеете ли вы слушать лесные звуки, различать их? Представьте, что мы в весеннем лесу.
(Звучит музыка)
– Какую картину вы представляете?
– Попробуйте оформить свои впечатления, создавая текст.
– Какую речевую задачу вы будете решать? ( передать свои чувства, свои впечатления, нарисовать словами определенную картину)

4. Работа над сочинением-миниатюрой

5. Чтение и обсуждение работ.

– Тексты какого стиля у вас получились?
– Какие языковые средства использовали?

– Что нового вы узнали о глаголе как части речи?
– Какую роль играют глаголы в языке худ. стиля речи?

Цели: научить исследовать стилистические особенности существительного и прилагательного в художественных приемах (прием безглагольности в стихотворении А.Фета; экспрессивное использование имен собственных в произведениях Н.Носова, раскрытие отличительных свойств предмета посредством эпитетов); развивать умения использовать эти особенности в самостоятельных творческих работах; развитие образного и ассоциативного мышления; равитие чувства языка.

Читайте онлайн или скачивайте бесплатно и делитесь ссылками на данный конспект для уроков в социальных сетях!

1. Замените существительные с неполногласным сочетанием исконно русскими. Подчеркните полногласные сочетания и сформулируйте правило их написания:

Страна, град, страж, глава, врата, брег, млеко

Назовите города, в названиях которых мы встречаем неполногласие? А в названии нашего города какое сочетание используется? (Белгород - полногласие -оро-)

3. Синтаксическая 5-минутка (выделить орфограммы, составить схему):

Наш Белгород – Город воинской славы.

Проверка работающих у доски.

Слово учителя

А какие морфологические признаки существительных вы знаете? Приведите примеры.

(морфологические – род, склонение, число, падеж)

На какие группы делятся существительные? Приведите примеры. (собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые)

III. Объяснение нового материала

Имя существительное – хлеб языка.

В пожарище лютом

Выжил ты и счастливо живёшь.

Озарённый первым салютом,

Ты на подвиг и труд нас зовёшь.

В.Молчанов
Слово учителя

Всё, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумывали наши предки.

Существительное – самая древняя и самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У неё своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

Запись темы урока, эпиграфа

Проблемный вопрос: Наша задача – доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского.

Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение.

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

- Какую ошибку допустил Митрофан, почему?

А что можете сказать Митрофану вы, ученики 6 класса 21 века?

2. Чтение стихотворения о существительном

Земля, вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без существительных не проживёшь.

Сегодня мы с вами расширим представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в устной и письменной речи.

3. Можно ли общаться без существительных ? ( нельзя) – Это коммуникативная роль (т.е. для общения)

Обратимся к заданию 116. Понятен ли этот текст без существительных? Почему? (Существительное называет предмет, а в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами).

Запишите этот текст, добавив существительные. Что у вас получилось?

День был тихий, закат хороший, не красный. К вечеру расшумелись воды, и волны стали ударять о скалы.

Какой вывод мы можем сделать? Таким образом, велика номинативная роль (называет предмет) существительных.

4. Работа с текстом

Использование мультимедийной презентации

Вступительное слово учителя

В 2013 году исполняется 70 лет со дня знаменитого танкового сражения на Прохоровском поле. Эту юбилейную дату будут праздновать не только белгородцы, но и жители всей страны.

Что вы знаете о битве на Курской дуге?

(2-3 человека с места)

Текст проецируется на доску. Выразительное чтение

Вставьте пропущенные буквы и запишите его в тетрадь.

Немцы начали наступление в 5 ч…сов 30 минут утра. Мощ(?)ные танки , ни…кие, лобастые, с хищно выт…нутыми орудиями, шли, образуя клинья, в которых двигались средние танки, иногда ост…навливались. Пехота спешивалась и бр…салась в атаку. Немецкие бомбардировщики нал…тали гру(п,пп)амии. Взрывы, рёв моторов, свист осколков, разрывы снарядов, мин, бом(б,п) заглушали всё, люди разговаривали знаками, ст…лбы дыма и огня заст…лали небо.

Выразительное чтение текста

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тип речи. (Описание действия)

одновременность, использование глаголов несовершенного вида, статичность

3. К какому стилю можно отнести текст? (художественный)

4. Какова тема и идея?

5. Какую роль в этом тексте выполняют существительные? (называют предметы, являются ключевыми словами текста)

С какой части речи начинается текст? (с существительного немцы)

Какое настроение сразу появляется у читателя? (тревога, чувство опасности, ведь это враг)

Использование существительного в начале текста помогает автору обозначить тему.

6. Почему А.Рыбаков использует не глаголы (взрывать, реветь, свистеть, разрывать), а образованные от них существительные?

Обозначая действие как самостоятельный предмет, существительные позволяют ярче изобразить картину.

Почему в тексте много однородных членов, выраженных существительными?

Используя ряд однородных членов-существительных, писатель усиливает впечатление, ярче показывает шум, грохот боя. Мы понимаем, что война – это боль, смерть, потери.

7. Какое настроение возникает при чтении отрывка?

8. Повторение каких звуков создаёт ощущение боя? ( согласных р, з, сочетаний гр, зр, бр, св). Как называется этот приём?

Это один из видов звукописи – аллитерация

9. Объясните пропущенные орфограммы.

Итак, какую же роль выполняют существительные в художественном тексте?

Существительные в начале текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста;

использование существительных, образованных от глаголов, позволяет обозначить действие как предмет;

ряды однородных членов-существительных позволяют более красочно изобразить происходящее.

2. Изобразительные возможности существительных

Слово учителя

Существительное – очень интересная часть речи. А как вы думаете, чем?

(это поэтичная часть речи). Какие картины можно создавать с их помощью!

Послушайте стихотворение С. Аксакова

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

О чём эти строки? Какое время года изобразил поэт?

Да, осень. Похожую картину мы видим с вами и сегодня, ведь за окном последний месяц осени - ноябрь.

Сколько предложений в стихотворении? (1) А сколько существительных? (7)

Какую роль они играют?

(эмоционально-выразительная: прекрасно показан унылый осенний пейзаж; цельность картины)

А какие точные эпитеты смог подобрать автор к этим существительным! Назовите их.

IV Закрепление

Сейчас вы увидите иллюстрацию (о Белгороде )

Постарайтесь описать увиденное, используя только имена существительные. Вспомните, о чём мы говорили сегодня на уроке. (3-4 мин)

С места 2-3 человека зачитывают получившиеся миниатюры

V. Работа по предупреждению речевых ошибок

1. Слово учителя

К сожалению, достаточно часто в речи встречаются ошибки в употреблении существительных

а) Ошибки в постановке ударения

Замечали ли вы, как часто люди ошибаются, когда произносят слова, и очень часто это связано с неправильной постановкой ударения.

Расставьте правильно ударения:

свекла, процент, агент, звонит, досуг

б) Одна из ошибок в произношении- употребление звука г фрикативного вместо литературного г, что связано с влиянием местных говоров и украинского языка. Как всегда, следим за правильным произношением звука г.

Произнесём правильно: галка, голубь, гиря, герб

в) К сожалению, достаточно часто в речи учеников встречаются ошибки, связанные с неправильным согласованием существительного с прилагательным в роде. Делаете ли вы такие ошибки?

Чтобы подобных ошибок не встречалось, вызывающие затруднения слова надо заучивать.

г) А с какой ещё ошибкой в употреблении существительных вы постоянно сталкиваетесь, посещая магазины?

На каникулы многие из вас получили небольшие задания: пройти по центру Белгорода, обратить внимание на названия магазинов и определить, насколько они уместны. Сейчас мы предоставим слово некоторым из вас.

Вывод: Надо грамотно употреблять существительные, опираясь на их значение.

Особое внимание – употреблению иностранных слов .

Слово учителя

Так каких же речевых недочётов можно избежать, зная о роли существительных?

(правильно согласовывать их с прилагательными в роде; грамотно произносить звук г; правильно ставить ударения в существительных и употреблять их только в том случае, когда знаешь значение слова)

Давайте же будем следить за нашей речью, беречь её и избегать употребления нелитературной лексики!

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

VI. Итоги урока

Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что нового вы узнали?

Вернёмся к началу урока, к эпиграфам. Почему их два?

Это самая важная, существенная часть речи в русском языке.

(коммуникативная, номинативная и эмоционально-выразительная роль)

Да, невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных.

А как вы понимаете смысл второго эпиграфа? (надо любить свой родной город, беречь его, гордиться им).

VI. Рефлексия

Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!

VII. Домашнее задание

Читайте также: