Введение в обж конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Школьные уроки ОБЖ дают знания и умения по безопасному поведению на улице, в общественных местах, в быту и при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также по оказанию экстренной помощи пострадавшим. Такие навыки необходимы детям уже сейчас и пригодятся в дальнейшей жизни. Именно они стали основным содержанием пособий этой категории, включая в себя всевозможные материалы для работы учителя и учебной деятельности школьника по предмету:

- Урочные разработки, программы, описания различных методик, планы классных часов и тематических мероприятий,
- Разноплановое видео-сопровождение уроков и внеклассных занятий – презентации, проекты, анкеты, схемы,
- Контрольные задания, тесты и наборы для самодиагностики,
- Сборники правил безопасного поведения, инструкций по применению средств защиты и первой помощи,
- Методическое описание викторин, конкурсов и т.п.

Материалами раздела могут воспользоваться также все, кому по роду работы требуется проведение инструктажей и обучение правилам ОБЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь обучающимся осознать место и роль основ безопасности жизнедеятельности в предметной области и профессиональной деятельности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Раздел: Основы безопасность жизнедеятельности.

Преподаватель: Пешкова Марина Ивановна

Специальность: дошкольное образование

корпус №_____________, кабинет №________________

Тип занятия: изучения нового материала.

Вид занятия: комбинированный с применением ИКТ.

1.Методические: показать способ изучения нового материала обучающимися через использование ЭОР;

-показать организацию деятельности обучающихся, способствующую формированию ОК1, ОК3.

- помочь обучающимся осознать место и роль основ безопасности жизнедеятельности в предметной области и профессиональной деятельности;

3.Воспитательные: воспитывать добросовестное и сознательное отношение к учебному процессу;

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за собственную безопасность и здоровье (окружающих людей).

4.Развивающие: способствовать формированию осознанной организации самостоятельной работы на занятиях и дома;

- формировать потребность в приобретении знаний.

Методическое обеспечение учебного занятия: рабочая программа, конспект учебного занятия, наглядный материал, учебники.

Периферийное оборудование: компьютер, видео-панель.

Структура и содержание учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Приветствие. Знакомство с обучающимися. Проверка присутствующих.

Настроить обучающихся для восприятия нового материала.

Молча приветствуют преподавателя, садятся.

Дежурный называет отсутствующих.

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Изучение учебного материала

Объявление темы. Мотивация в изучении темы.

Участие в беседе, анализе проблемных ситуаций.

Подведение итогов (анализ, самоанализ)

Изложение материала занятиеа.

Беседа с учащимися по теме занятиеа.

Восприятие и осмысление учебного материала, актуализация знаний.

Инструктаж к выполнению практического задания

Подготовка к выполнению практической деятельности.

Выполнение практической работы

Индивидуальный контроль по выполнению практических действий.

Выполнение практической работы.

Анализ действий. Рефлексия, самоконтроль.

Подведение итогов учебного занятия. Оценка полученной информации.

Самооценка обучающихся. Отметки, полученные за активность на занятии.

Домашнее задание: выучить основные понятия и термины в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Самостоятельная работа: начать составление и изучение глоссария основных понятий, терминов и определений в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Приветствие. Знакомство с обучающимися. Проверка присутствующих.

Мотивация в изучении темы.

Какова же мораль сей сказки? И чему же она может научить?

Тому, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Порой не стоит полагаться на других, а действовать самим. Разве это не помогает сформировать культуру безопасности?

Приведите пример сказок… (выслушать ответы)

Переходим к основные понятиям, терминам и определениям в области основ безопасности жизнедеятельности.

Одна из потребностей человека – потребность в безопасности.

Система потребностей: духовные (знания, развитие, культура, тяга к прекрасному),

потребность к любви, уважению, высокому статусу и витальные потребности (еда, вода, воздух, здоровье, безопасность).

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли.

Безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

это наука, которую надо изучать и развивать;

это искусство, которое надо постигать;

это культура, которую надо воспитывать.

Жизненно важные интересы – это:

правовое и социальное благополучие;

стабильное и эффективное функционирование.

- безопасность – это повседневная, тяжелая, рутинная, но крайне важная работа? (выслушать ответы)

Безопасностьэто состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.

Определите современные проблемы, записать в тетрадь.

- озвучьте свой список

Современные проблемы:

сохранение мира на Земле;

экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;

демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения и его миграцией в глобальном масштабе;

энергетическая и сырьевая проблема, вызванная ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;

проблема здоровья человека и человечества.

Опасности – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию

Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам:

по направленности против определенных субъектов, их интересов и потребностей, а также против тех или иных объектов (в том числе природных);

по отношению к объектам воздействия – на внутренние и внешние;

по сферам действия (экология, экономика, политика, социальная область, сфера обороны, культурология и т.д.);

по масштабам (глобальные, региональные, государственные, местные и т.д.);

по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);

по источникам и движущим силам (природные, обусловленные деятельностью людей и т.д.);


по ожиданию воздействия на объекты (время наступления опасности).

Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

Переносим схему в тетрадь.

- В какой области знаний находится наша наука? (физика, химия, математика, физическая культура, психология т т.д.)

Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний БЖД как бы находится на стыке наук, имея явно практическую направленность. По существу, это модульное знание, направленное на оптимизацию поведения человека в современном опасном мире. Обычно такие области знаний называют технологиями (маркетинг, менеджмент, физкультура и т.д.).

- Таким образом, предлагаю дать следующее определения нашего предмета ОБЖ

- Что такое адаптация?

Задачи ОБЖ научить:

правильно действовать в опасной ситуации.

Оценка полученной информации. Самооценка обучающихся.

Предложите обучающимся облако "тегов", которые необходимо дополнить. На видео-панели слайд, где указаны варианты:

сегодня я узнал.

было интересно узнать, что…

- Мир вокруг нас не всегда может быть спокоен и добр. В нем вы, всегда, можете встретиться с опасностью. Опасность - это события или действия, способные нанести вред или даже привести к смерти человека. Люди накопили много знаний о самых разнообразных опасностях: о пожарах и отравлениях, об авариях и бытовых травмах, об укусах собак и насекомых; с ними мы с вами и будем знакомиться. Три правила помогут вам: - предвидеть опасность; - избегать ее; - при необходимости действовать.

Чем лучше вы усвоите приемы безопасного поведения, тем легче справитесь с опасностями, которые могут подстерегать в повседневной жизни.

Отметки, полученные за активность на занятии.

Домашнее задание: выучить основные понятия и термины в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Самостоятельная работа: начать составление и изучение глоссария основных понятий, терминов и определений в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Литература для выполнения домашнего задания и самостоятельной работы:

А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для Общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2012.С.5

В.Н. Латчук, В.В. Марков и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для НПО.- М.: Дрофа, 2011. С-5.

Список дополнительной литературы

Ильичев, А. Большая энциклопедия выживания в экстре­мальных ситуациях. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Безопасность жизнедеятельности — научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

(Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 — 3 млн. жителей нашей планеты, материальный ущерб исчисляется в пределах 50 - 100 млрд. долл. в год, и эти цифры постоянно растут.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.)

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические.

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.
В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, от размера причиненного материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094).

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чел, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальной называется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 чел, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров заработной платы и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная (федеральная ) - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 чел, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или которая произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия), связанные с проявлением стихийных сил природы, такие, как землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози.

Стихийные бедствия - природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.


Авария повреждение машины, станка, установки, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Различаются следующие виды катастроф:

- экологическая - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является значительный экономический ущерб;

- производственная или транспортная - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;

- техногенная - внезапное, непредусмотренное освобождение
механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных средств.

Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожароопасных и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возникают на радиационно - опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ). Учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих, токсических и вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - топление обширных территорий.

При дальнейшем развитии технического прогресса неизбежно появятся новые источники возникновения техногенных ЧС, поэтому первостепенное значение приобретают знания, умения, навыки, опыт людей по их предотвращению, действия, направленные на сохранение здоровья и жизни в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Немалое место в жизни современного общества занимают чрезвычайные ситуации социального характера: войны, террористические акты, захват заложников, кражи, мошенничество, азартные игры, изнасилования, вредные и опасные привычки, массовые скопления людей, неформальные объединения

( По данным ООН, за последнее десятилетие XX в. 2 млн. детей были убиты в результате конфликтных ситуаций, более 1 млн. стали сиротами, более 6 млн. серьезно ранены или стали инвалидами и более 10 млн. детей до сих пор испытывают последствия серьезных психологических травм, полученных вследствие социальных конфликтов .)

Для комфортного проживания на Земле человечеству необходимо уделять большое внимание экологическим чрезвычайным ситуациям , к ним относятся: вымирание растений и животных, загрязнения, засоление, заболачивание и эрозия почвы, загрязнения атмосферы, загрязнение вод Мирового океана, загрязнение природной среды, истощение водных ресурсов и т. д.
Загрязнения природы, уменьшение толщины озонового слоя подавляют иммунную систему живых организмов, в том числе и человека.

Тема урока: Введение. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока : Сформировать у обучающихся представление о том, что ОБЖ - залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Задачи урока: Повысить интерес к предмету, мотивировать обучающихся для ответственного изучения курса по предмету ОБЖ.

Планируемые образовательные результаты:

Образовательные: Обобщить полученные ранее знания.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, повысить интерес к предмету, Формировать положительный мотив обучения.

Воспитательные: Вырабатывать навыки самооценки своей работы и других обучающихся.

Основные термины, понятия: Что изучает предмет ОБЖ; Человеческий фактор; Общество; Государство; Нормы здорового образа жизни.

Оборудование: Компьютер, проектор, классная доска, тетрадь.

Вступительная часть (5 минут)

Организация обучающихся на урок

Основная часть (35 минут)

Вступительное слово учителя

Остановимся на отдельных вопросах:

Вопросы Вы видите на экране:

Основное содержание урока

  1. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности.
  2. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности.
  3. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.

Раскрывая содержание первого вопроса, указать, что в современной жизни возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций, следовательно, увеличивается фактор риска для жизни и здоровья человека.

(Показ фото катастроф и аварий)

Далее можно проанализировать причины трагических

последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,подчеркнув, что более чем в людей является человеческий фактор.

Подчеркнуть, что общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом несоответствует реальным условиям жизнедеятельности, она отстает от

стремительных темпов развития цивилизации.

Повышение уровня культуры безопасности предполагает формирование жизненно важных в области безопасности умений, убеждений и привычек, в том числе непосредственно касающихся здорового образа жизни человека.

В заключение урока обобщить учебный материал: постоянное повышение общего уровня

культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и, следовательно, высокого уровня его здоровья.

Можно отметить, что уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.

Приводят примеры опасных ситуации: техногенные катастрофы, лесные пожары, затопление территорий, сходы селей в результате таяния ледников, Порывы линий электропроводов из-за сильного ветра и т.д.

В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства?

Отвечают на вопросы

Какие качества должны формироваться в человеке при соблюдении им норм здорового образа жизни?

Отвечают на вопросы

Почему в настоящее время можно считать уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности одним из критериев уровня его здоровья?

Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности?

Отвечают на вопросы

Высказывают мнения. формулируют, что еще по данной теме они хотели бы узнать и чему научиться

Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных ситуациях - основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека

Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?

Подведение итогов урока (5 минут)

Брехман И.И. Философско – методологические аспекты проблемы здоровья человека //Вопросы философии, - 2012, - № 2

Читайте также: