Конспект вальс чайковского из детского альбома

Обновлено: 20.05.2024

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока по слушанию музыки для учащихся ДМШ (ДШИ), осваивающих дополнительную предпрофессиональную образовательную программу в области музыкального искусства.

Урок использует современные методы работы, может служить учебно-методическим материалом для самостоятельного изучения учащимися фортепианного цикла "Детский альбом".

Цель урока: знакомство с основными образами фортепианного цикла П.И. Чайковского "Детский альбом".

Образовательные цели занятия:

  • эстетически воспитывать учащихся, развивать их художественный вкус;
  • помочь учащимся познавать окружающую действительность через профессиональное музыкальное искусство;
  • воспитывать у учащихся художественное восприятие музыкальных произведений.

Задачи:

  • учить рассказывать о характере музыки;
  • учить сравнивать музыкальные произведения, близкие по содержанию, но разные по характеру;
  • познакомить учащихся с пьесами Чайковского из цикла "Детский альбом".

Предполагаемый результат:

  • определять характер прослушанного произведения;
  • проявлять интерес к музыке;
  • соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила в коллективной музыкальной деятельности;
  • умение отвечать на вопросы.

Техническое обеспечение: видеопроектор, экран, фортепиано, CD-диски, ноты.

Ход занятия

Организационный момент

(Под музыку "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" дети входят в зал и рассаживаются за парты)

Педагог: Дети, Вам понравилась музыка, под которую Вы сейчас маршировали? (Да)
- А какая по характеру была музыка? (Веселая, легкая, подвижная…)
- Правильно! Сегодня я расскажу Вам о композиторе, который сочинил этот жизнерадостный марш.

Вступительный рассказ

Педагог: Эту музыку написал наш русский композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил специально для детей не только этот марш, а целый альбом небольших фортепианных пьесок. И назвал он его "Детский альбом".

- Петр Ильич Чайковский очень любил и понимал детей. На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей родной сестры Анны Ильиничны Давыдовой на Украине, в селе Каменка. Он очень любил своих племянниц и племянников, радовался от общения с ними, и написал для них 24 несложных маленьких пьесок, которые и составили "Детский альбом".

- В этих пьесах композитор запечатлел настроения, переживания, игровые сценки, сказки и мечты своих племянников. Давайте посмотрим на экран, на слайде показана картинка, которая очень хорошо передает содержание "Детского альбома" – о чем хотел нам рассказать композитор? (ответы детей)

- Правильно, есть здесь истории о куклах и игрушках, о картинках народной жизни, мечты-представления о чужих странах. А сейчас мы будем с вами внимательно слушать музыку и пытаться понять, что именно хотел изобразить Петр Ильич Чайковский.

Прослушивание музыки

(звучит пьеса "Болезнь куклы")
Педагог: Какая по характеру музыка? (жалобная, печальная, грустная)
- Это музыка для девочки или для мальчика? (для девочки)
- Правильно! А как вы думаете, почему в музыке передано такое грустное настроение? Что могло так сильно огорчить девочку? (ответы детей)

Педагог: Эту пьеску композитор назвал "Болезнь куклы". Поэтому она звучит так грустно и жалобно. А давайте еще раз внимательно послушаем пьесу и попытаемся определить, что необычного в этой музыке, почему она так печально звучит? Особенно обратите внимание на мелодию пьесы. (прослушивание пьесы в аудиозаписи)

- Ребята, Вы обратили внимание на то, что в этой пьесе нет сплошной напевной мелодии? (Да)
- А какая она?
- Правильно! Она постоянно прерывается паузами, каждый отдельный звук мелодии напоминает жалобный вздох "Ох… ах…". В каком темпе звучит пьеса? (медленно)

- Правильно! Она звучит грустно и медленно, постепенно спускается в низкий регистр.
- А теперь давайте послушаем другую по характеру пьеску. Внимательно подумайте, что на этот раз хотел выразить композитор, передать какие детские мысли и переживания?

(звучит пьеса "Неаполитанская песенка")
Педагог: Ребята, вы, наверное, уже раньше слышали эту музыку? (Да)
- Какой у нее характер? (веселый, легкий, танцевальный)

- Верно! Ребята, а вы обратили внимание, что вы по-разному объяснили эту музыку: кто-то отметил, что это песня, а кто-то из вас сказал, что это танец. Это произошло потому, что в этой пьесе соединились и песня, и танец.

- Эту мелодию Петр Ильич Чайковский услышал в итальянском городе Неаполе, где отдыхал однажды летом. Она так понравилась композитору, что он записал ее нотами, а потом использовал не только в "Детском альбоме", но еще и в своем знаменитом балете "Лебединое озеро".

- Действительно, эта мелодия – это и песня, и танец, потому что у нее есть запев, который мы можем спеть. Давайте попробуем (педагог поет вместе с детьми на любой неопределенный слог). Вот это и есть песенка. А теперь давайте попробуем спеть припев. (не получается)

- Вот эту часть, припев, спеть нам оказалось сложно, потому что это уже не песня, а веселый стремительный танец. Такие танцы часто наблюдал композитор на веселых итальянских карнавалах, когда бывал в Италии.
- А теперь мы с вами послушаем, как звучит эта мелодия в балете Чайковского "Лебединое озеро".

(прослушивание "Неаполитанского танца" из балета "Лебединое озеро")

- Скажите, ребята, что изменилось в этой музыке? (предполагаемые ответы – громче, быстрее…)
- Верно, теперь эта музыка звучит не на фортепиано, а в исполнении целого оркестра, а мелодию исполняет самый яркий медный духовой инструмент – труба.

- Мы послушаем еще одну пьеску из "Детского альбома". Она будет рассказывать нам про одну сказку. Как вы знаете, сказки бывают добрые и страшные. Мы должны сейчас определить, какая это сказка, про что она. Давайте слушать!

(прослушивание "Нянина сказка")
Педагог: ну как, ребята, Вы определили, что хотел сказать нам композитор? (предполагаемые ответы – страшная, колючая, резкая)
- Правильно, ребята! Это тревожная, страшная сказка. Как вы думаете, кого хотел изобразить композитор? (Бабу-Ягу)

- Конечно, ребята! Ну какая страшная сказка без Бабы-Яги! А кто мне объяснит, какими музыкально-выразительными средствами пользовался композитор, чтобы мы догадались именно о Бабе-Яге?
- Хорошо. Давайте я вам помогу! Здесь была красивая, напевная мелодия, как в "Неаполитанской песенке"? (Нет)

- Правильно, мелодии здесь не было, звучали только сухие прерывистые аккорды, которые и создали злой, колючий образ. А аккорды звучали ровно? (Нет, они иногда будто выталкивались, кривлялись)
- Аккорды звучали отрывисто, настороженно, с неожиданными акцентами или "замирали" на одной высоте. Поэтому мы и представили образ страшной Бабы-Яги.

Итог урока

Педагог: Ребята, давайте еще раз повторим, какие произведения мы с вами сегодня слушали? (дети перечисляют названия пьес)
- Правильно! Все эти пьесы входят в один большой альбом детских пьес, который называется… ("Детский альбом")
- А кто написал все эти пьесы? (Петр Ильич Чайковский)

- В 1976 году был создан мультфильм "Детский альбом", в котором звучат пьесы из одноименного фортепианного цикла Петра Ильича Чайковского. В мультфильме не произносится ни одного слова, а только лишь звучит музыка. Персонажами стали милые и добрые игрушки из любимых увлекательных сказок. В титрах приведен список пьес "Детского альбома", которые звучат в мультфильме.

Ваше домашнее задание: посмотреть мультфильм "Детский альбом". ("Союзмультфильм", автор сценария и режиссер И. Ковалевская)

(пьеса "Марш деревянных солдатиков")
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали! Мы с вами прощаемся под музыку пьесы "Марш деревянных солдатиков".

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная категория: дети 5-7 лет (дети разновозрастной группы комбинированной направленности).

Место проведения занятия : музыкальный зал ДОУ

Виды детской деятельности : музыкальная, коммуникативная.

Цель: знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

Образовательные: формировать основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.

Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память. Способствовать развитию у детей изобразительных навыков.

Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания. Воспитывать культуру речевого общения.

- Дети испытывают потребность в восприятии музыки П. И. Чайковского

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, барабан

Музыкальный материал :

Конспект музыкального занятия по теме :

Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики.

Тихо, тихо рядом сядем

В удивительном наряде

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Не спугнуть бы нам его….

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычная встреча.

В начале я хочу рассказать вам небольшую историю.

Есть на Урале небольшой городок - Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если кто-то другой был невнимательным к людям. Няня считала, что у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое.

Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него.

Имя этого доброго и умного человека известно всем.

Его зовут Петр Ильич Чайковский.

Мы с вами уже немного знакомы с творчеством этого великого композитора. Напомните, какое произведение мы слушали?

Дети: Осенняя песня

Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Она радует и волнует наши сердца.

Греза – это мечта, сон. Понравилась вам музыка?

Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?

Дети: … (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее).

Ребята, а у вас есть мечта? Тихо никому о ней не говорите, а то спугнёте мечту, и она не исполнится. Давайте помечтаем с вами под эту красивую музыку.

Как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку?

На день рождения, Володи подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский.

Дети, вы вспомнили, что это за музыка?

Правильно, это марш, под который вы вошли.

Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично.

А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?

Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно.

Какое настроение у солдатиков?

Дети: Веселое, бравое.

Посмотрите, меняется ли характер музыки

(исполняет среднюю часть). Изменилось настроение?

Да, стало настороженнее.

Да, музыка стала затаенная, приглушенная, настороженная, как будто в пути солдатикам встретилось что-то необычное. Но солдатики не испугались, и музыка опять звучит вот так.

(звучит первая часть).

Давайте поиграем в солдатиков?

Маршируют до зари,

Из всей математики

Ребята вспомните сколько частей в этом произведении. (ответы детей)

2-я часть — на барабане четко и ритмично играет «барабанщик

3-я часть — снова идут солдатики.

Такая игра помогает детям в понимании и определении на слух трехчастной формы.

По окончании игры дети садятся на стульчики.

Раз, два, четким шагом дружно все отрядом

Мы в дозор выходим в час ночной.

Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,

И кивает кукла головой.

Но за поворотом, лишь пройдем к воротам,

Кто-то страшный прячется от нас.

А в лесу у елок из густых иголок

В нас нацелен желтый волчий глаз.

Но шагает гордо, ставит ногу твердо

Деревянных воинов отряд.

Мы стоим на страже, нам никто не страшен.

Будет нам наградой куклы взгляд!

Молодцы, ребята, хорошо маршировали!

Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку : Маша подарит Вале новую куклу на день рождения.

Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать.

Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка.

Конечно, же, вальс. Он родился на границе 3х стран: Германии, Венгрии, Чехии очень много лет назад, но до сих пор считается лучшим танцем во всём мире. Многие танцы создаются, уходят, изменяются, а вальс – вечен.

Муз. рук: Как звучала музыка?

Дети: Плавно, красиво, легко, изящно.

Муз. рук: В нашем детском саду такие красивые девочки - как куклы и я приглашаю вас потанцевать.

П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев.

Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка.

Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.

Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?

(дети высказывают свои предположения)

(музыкальный руководитель вновь предлагает представить себе сказочного героя)

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподаватель МБУ ДО

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, у которой было семеро детей. Чайковский их очень любил, проводил с ними много времени, придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, ставил музыкальные спектакли, много играл для них на фортепиано.

Круг образов, затронутых композитором, богат и разнообразен. В альбоме нашли отражение картины жизни детей в дворянской усадьбе XIX века, мир детских впечатлений, связанных с играми, сказочными персонажами, картинами природы. Широко представлены танцевальные формы, обработки народных мелодий разных стран, колоритные жанровые сценки в русском народном стиле. Композитору удалось глубоко проникнуть в мир детских фантазий. Для каждой пьесы, полной непосредственности и очарования, найдены простые и яркие образы. Композитор показывает детям, как с помощью музыки можно передать печаль и радость, образы природы и детских сказок, трогательные переживания во время молитвы и стремительную, веселую игру.

Одна из самых любимых детьми пьес сборника П.И. Чайковского – Вальс. Вальс – парный бальный танец в 3-х дольном размере, основанный на плавном кружении, - широко распространенный танцевальный жанр. Название вальса происходит от немецкого слова walzen - кружиться. Кружение сочетается с широкими, скользящими движениями. Своё происхождение ведёт от неторопливого и плавного крестьянского лендлера. В XIX веке он стал популярным во многих странах Европы. В творчестве Чайковского вальс занимает значительное место, т.к. был его любимым танцем. Чайковский использует жанр вальса в своих симфониях, операх, балетах, романсах. Много вальсов композитор сочинил и для фортепиано.

В работе над аккомпанементом необходимо выявить танцевальное начало пьесы. Партия левой руки играется легко, с мягкой опорой на бас и исполнением на одном дыхании последующих аккордов. Такое исполнение помогает добиться нужной выразительности в мелодии. Этому способствует ясное представление пластики танца, мягко скользящих, кружащихся движений. Надо специально работать над сопровождением во втором периоде, рельефно выделяя две линии — протяжного баса, приобретающего определенную самостоятельность, и коротких легких аккордов. Линию баса необходимо подчеркнуть. Для лучшего ощущения двухголосия надо научить распределять вес руки. Как упражнение можно порекомендовать разделить голоса и поиграть бас левой рукой, а аккорды правой.

Чтобы прочнее запомнился текст и для достижения свободы в исполнении и более тонкой художественной отделки пьесы рекомендуется выучить партию левой руки наизусть. Полезно также такой метод: педагог исполняет мелодию, а ученик наизусть играет аккомпанемент.

В средней части появляются элементы характерного танца. Возникает ещё одна трудность – полиритмия, сочетание трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью партии правой руки. Это происходит в результате наложения на трёхдольный ритм аккомпанемента двухдольных мелодических фигур верхнего голоса. Этот приём ранее использовался в Вальсе-фантазии М. Глинки. У самого Чайковского он встречается в Вальсе фа-диез минор, в Сентиментальном вальсе, Ната-вальсе. В музыке способ наложения двухдольного ритма на трёхдольный называется гемиолой. Его использование вносит заметное разнообразие и новизну в традиционный вальсовый ритм.

Необходимо следить за тем, чтобы левая рука не делала акцент по аналогии синхронно с правой, что приводит к двухдольности. Во второй фразе средней части можно сделать небольшое диминуэндо и немного замедлить темп в конце.

Следует обратить внимание ученика также на то, что здесь трехдольная пульсация аккомпанемента строится на повторяющейся квинте на протяжении целого раздела, что напоминает звучание какого-нибудь народного инструмента. Этот прием создаёт настроение народного праздника.

Раскрыть ученику характерные особенности пьесы поможет составление программы, литературного сюжета на звучащую музыку. Например, можно представить новогодний праздник в школе. Один танец сменяет другой. Сначала все танцуют вокруг ёлки плавный вальс, который сменяется затейливым сольным танцем с широкими прыжками, а затем немножко неуклюжей и смешной общей пляской детей в ярких карнавальных масках.

Очень важно уже на этапе разбора тщательно выучить аппликатуру, которую необходимо строго выполнять, чтобы она помогала, а не мешала художественному исполнению пьесы.

Специальной работы требует употребление педали, помогающей выявлению танцевального начала. Она берется на первую долю и снимается на вторую. Этим достигается подчеркивание баса и связывание его с последующим аккордом. Брать ее лучше чуть позже баса, чтобы не зацепить предыдущие звуки.

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-ХХI, 2001.

Чайковский Детский альбом

История создания

Петр Ильич Чайковский

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Чайковского

Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.

29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.

Исследователи предполагают, что мысль о посвящении сборника своему племяннику Володе Давыводу возникла у Чайковского уже после окончания работы над сочинением. Известно, что летом 1878 года композитор очень много времени проводил с ним в Каменке. В автографе сборника посвящения нет, но в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Чайковский уже подробно рассказывает о том, что решил посвятить цикл своему племяннику, который очень сильно любит музыку и даже обещает стать музыкантом. Очевидно, что распоряжение о своем решении Чайковский высказал издателю при личной встрече в конце сентября, начале октября 1878 года.

Интересные факты


Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.



Следующие пьесы (6,7,8,9), образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.


В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. В эту сюжетную линию входят пьесы 15,16,17,18 и к ним еще примыкает 23 номер. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.

Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Ф. фон Мекк о своих ярких впечатлениях, полученных там.


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: